В поисках вавилонской башни

Оглавление

Повествование

История Вавилонской башни в Бытии 11: 1-9 следующим образом:

1 И вся земля была от одного языка и от одной речи. 2 И когда они шли с востока, то нашли равнину в земле Синарской; и они жили там. 3 И сказали друг другу: пойдем, будем делать кирпичи и тщательно их сжигать. И у них был кирпич для камня, и для слизи они были для раствора. 4 Они сказали: пойдем, построим нам город и башню, вершина которой может доходить до небес; и давайте сделаем нам имя, чтобы не быть рассеянными за границей по всей земле. 5 И Господь спустился посмотреть город и башню, которую построили дети. 6 И Господь сказал: «Если, как один народ, говорящий на одном языке, они начали это делать, то ничего, что они планируют сделать, не будет для них невозможным. 7 Пойдем, пойдем и пойдем, и смешим их язык, чтобы они может не понимать речи друг друга. 8 Итак, Господь рассеял их оттуда по лицу всей земли, и они остановились, чтобы строить город. 9 Поэтому имя его называется Вавилон (смятение), потому что Господь сделал там смешался язык всей земли, и оттуда Господь рассеял их по всему лицу земли.

Когда существовал Вавилон?

Стены Вавилона

Около 4 тыс.лет назад на территории между двух полноводных рек, там, где Тигр и Евфрат почти сближались друг с другом, народ амореи создал собственное государство Вавилонию со столицей городом Вавилоном (что в переводе с древнего языка означает «врата бога»).

В это же время в Двуречье существовало много могущественных и богатых городов-государств, однако именно Вавилон в честной борьбе завоевал себе право считаться главным государством Месопотамии.

Расцвет и славу Вавилону принес его правитель Хаммурапи, который, стремясь увеличить собственное царство, присоединял к себе все окрестные государства — Ашшур, Элам, Сузиану и др. Очень скоро Вавилон стал крупным и сильным государством, жители которого успешно занимались земледелием, а также вели бойкую торговлю металлами, шерстью, древесиной, зерном и прочими товарами.

Вавилония заложила основы западной математики и астрономии.

Было подсчитано, что Вавилон являлся крупнейшим городом в мире с 1770 г. до н.э. до  1670 г. до н.э.; а затем снова между  612 г. до н.э. и  320 г. до н.э. Это был, пожалуй, первый город с населением свыше 200 000 человек. Вавилонская цивилизация многого достигла за время своего господства. Они разработали первую в мире позиционную систему счисления, в которой значение цифры зависит как от цифры, так и от ее положения. Позиционная система значительно упрощает арифметику и помогала вавилонянам добиваться больших успехов в математике. В настоящее время установлено, что греческие и Эллинистические математики многое позаимствовали у вавилонян. Вавилония также внесла значительный вклад в искусство и архитектуру Месопотамии; и построила массивные и чудесные сооружения, такие как Этеменанки и Ворота Иштар. Их цивилизация занимает центральное место в истории современной научной астрономии и заложила основы всей западной астрономии. Они также положили начало западной астрологии.

Возвышение Вавилона

За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других. Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали. Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища. Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. э. престол занял Хаммурапи. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата. За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Его основанием можно считать рубеж XIX-XVIII веков до нашей эры.

Место расположения

Вавилонская башня находилась на территории нынешнего Ирака, приблизительно в 90 км к югу от города Багдад, на левобережье Евфрата. Именно здесь, на территории древней Месопотамии, располагался древний город Вавилон, который был центром процветающей страны Вавилонии. Страна царствовала на юге Древнего Двуречья 1,5 тыс. лет.

Поиски останков Вавилонской башни начались с немецкого археолога и архитектора Роберта Кольдевея. Он отыскал несколько раскрашенных фрагментов кирпичной фрески на месте древнего Вавилонского царства. Эта находка подтолкнула историческое сообщество к спонсированию экспедиции для дальнейшего исследования древнего города.

В 1899 г. начались раскопки Вавилонской башни. Однако изучение останков башни было затруднено высоким уровнем грунтовых вод. И лишь в 1913 г. археологам удалось освободить от наслоений несколько лестничных ступеней и часть кирпичного фундамента.

Вавилонская башня

Общее изображение города у Кирхера отличается от изображения, приведенного в «Эскизах исторической архитектуры», хотя и более соответствует описанию, по-моему, только Сады Семирамиды повернуты к Евфрату противоположной стороной:

Землетрясение разрушило  стены Вавилона. Изображение по памяти, Кирхер.

Башня тоже выглядит по-другому. Более близким планом:

Вид Вавилонской башни, Афанасий Кирхер

Еще одно изображение башни из этой же книги с описанием:

Пропорции другие. Больше уже на современную телебашню похоже. Например, для сравнения, Останкинская телебашня имеет основание тоже диаметром 60м, и высоту 547м. И другие для сравнения:

И для древних времен, как я поняла, Вавилонская башня не была каким-то исключением, а скорее типовым проектом. Например, еще на одной иллюстрации Афанасия Кирхера изображен план города Ниневия, тоже с высокой башней в центре:

Вид города Ниневия, Афанасий Кирхер

А. длинная сторона имеет протяженность 250 стадий (48км)B. широкая сторона имеет 90 стадий (17км)С. Дворец правителя Ниневии;

Ниневия – это древний город, с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. И кое-что от того города еще осталось. Например, фризы, которые хранятся сейчас в Британском музее:

И размеры этого города совпадали с размерами Вавилона, по описанию Кирхера. И еще Александрийский маяк. Иллюстрация из рассматриваемой здесь книги  «Эскизы исторической архитектуры»:

О его высоте, правда, в книге не сказано (как и о высоте Вавилонской башни), только то, что он был очень высоким:

Этот маяк, также как и Вавилонскую башню украшала прекрасная наружная лестница, ведшая на самую вершину башни. Возможно, высокая башня была обязательным атрибутом любого античного или средневекового города, независимо от того, находился он возле моря или в глуби материка? Еще одна башня из книги А. Кирхера:

Китайская башня Новизония, Афанасий Кирхер

Информацию о том, что такое Новизония, не смогла найти. Что-то типа «Новой Амазонии»? Таких башен в Китае, а вернее в Китайской Тартарии  было много. Еще одна:

В книге Юбилеев есть описание строительства вавилонской башни

А как же выглядела вавилонская башня?

Удивительно, что в книге Юбилеев дается подробное описание этого строительства:

Люди при строительстве вавилонской башни использовали не природные материалы, которые дал им Бог, а рукотворные,  те, которые они создали сами. Фото: ys.in.ua

Как мы видим по Библии, что именно библейская башня могла стать грандиозным строительством проекта человека. По Библии мы видим, что для строительства люди стали использовать кирпич, вместо камня, и смолу вместо известкового раствора. То есть это говорит о том, что люди использовали «рукотворные» материалы, а не природные, которые были даны Богом.

Также стоит обратить внимание и на то, что люди не уповали на Господа во время строительства, поэтому они и потерпели неудачу. Башню люди строили для того, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Господа

Но, тем не менее, именно притча о Вавилонской башне учит людей тому, что в единстве — наша сила. Но, к сожалению, эта сила не всегда полезна для человека.

В книги бытия есть такая строчка: «…И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать…».  Именно так Господь показывает, что когда люди едины в своих целях, они могут выполнять невозможные подвиги. Именно по той причине, что человек стал высокомерным, сюда и вмешался Бог, чтобы предотвратить это.

Бог расстраивает планы людей тогда, когда они переступают пределы Божии.

Также данная притча интересна еще тем, что Господь впервые говорит о себе во множественном числе, ссылаясь на Троицу: «… сойдем же и смешаем там язык их …».

В следующем видео, можно увидеть, как священник рассказывает детально о строительстве вавилонской башни, и почему люди не смогли ее построить до конца. Также он комментирует, как и за что Господь наказал людей.

Как были наказаны строители? [↑]

Строителям Вавилонской башни было послано несколько наказаний:

  1. Смешение языков
  2. Рассеяние по всей земле
  3. Уничтожение их же собственными руками
  4. Превращение в обезьян и слонов

Смешение языков

В недельной главе Ноах читаем: «И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать… Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:5-7

).

До Вавилонской башни существовал один общий язык — святой язык (иврит). Кроме того, у каждой народности был свой собственный язык. В период строительства люди общались только на иврите и были как «один народ». Но это преимущество было использовано не по назначению — не для служения Б-гу, а для противоположной цели. Поэтому Вс-вышний заставил их забыть иврит, и они начали говорить каждый на своем языке.

Место, где строилась Башня, а впоследствии город и вся империя Нимрода получили название Бавель

(Вавилон ) — от слова«балаль» , то есть«перемешал» . Это слово также связано с понятием«бильбуль» — путаница. Поколение раскола находилось в состоянии духовного тумана, потеряло ориентиры и ясное осознание Истины.

Рассеяние по всей земле

Люди поколения раскола поселились в одном месте. Кроме строительства Башни, в этом был еще один смысл — нарушить повеление Вс-вышнего расселяться по всей земле, данное после Потопа (Берешит,9:1

).

Комментаторы объясняют, что, когда злодеи собираются вместе, это опасно и для мира, и для них самих. Рассеяние злодеев, наоборот, полезно для всех. (Для праведников эти вещи меняются местами).

Поэтому Б-г рассеял строителей Вавилонской башни: каждый вернулся в ту страну, из которой вышел.

Уничтожение

Строительство Башни кончилось тем, что люди стали убивать друг друга. По некоторым мнениям, при этом погибла половина человечества. Так злодеи были наказаны своими собственными руками.

Превращение в обезьян и слонов

Мидраш рассказывает о том, что часть строителей превратилась в обезьян и слонов. Эти существа похожи на человека: обезьяны копируют и передразнивают людей, слоны понимают человеческую речь. В «Шульхан арухе» приводится благословение, которое говорится при виде этих животных: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, изменяющий творения». Таково было еще одно наказание, определенное поколению раскола.

Стены Вавилона

В рассматриваемой нами книге, написанной в 18-м веке, ничего об истории с башней не упоминается. В ней написано, что сам город Вавилон был одним из самых удивительных чудес света. И в первую очередь его стены, но не башня. Может, в Библии имелся в виду какой-то другой Вавилон? Описание из книги:

Кте́сий Кни́дский  — древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.

Гай Юлий Соли́н (лат. Gaius Julius Solinus; III век — 1 января 400) — римский писатель.

Квинт Курций Руф (лат. Quintus Curtius Rufus) — римский историк, написавший «Историю Александра Великого Македонского» (Historiae Alexandri Magni Macedonis) — одно из наиболее полных жизнеописаний полководца, дошедших до наших дней.

И так примерно этот город выглядел:

Нин – царь Вавилонии, сын Бела, правнук Геракла, основатель Ниневии, столицы Ассирии. Считается вымышленным персонажем:

В отличие от его жены, Семирамиды, которая, вероятно, была женой Шамши-Адад V — царя Ассирии приблизительно в 824—811 годах до н. э. Короче говоря, мутная история с этими царями и правителями, а также датировками, но в данной статье мы более рассматриваем построенный объект, чем тех, кто его построил. Но еще пару слов об упомянутом в описании Юпитере Белусе. Юпитер Белус – он же Зевс Белос, или вавилонский бог Бель Мардук, один из последних гигантов:

Гиганты раньше жили не только в Вавилонии, а еще в Ханаане, и многих других частях света. Так в начале 18-го века, примерно в тоже время когда была написана рассматриваемая нами книга о Чудесах Света, голландская команда Якоба Роггевейна встретила последних, уже одичавших, гигантов на острове Пасхи. Подробнее об этом в статье «Великаны острова Пасхи». Возможно, Вавилон строила не Семирамида, а гигант Бел или Белус. Или один начал, другой достраивал. Крупным планом на картинке показана только центральная часть Вавилона. Весь город был размером 18,5х18,5км. Для сравнения, например, размер современного города Краснодара – 20,8х19км, население — около 900 тыс. человек. Т.е. даже по современным меркам это был довольно таки крупный город. Но в описании сказано, что современные авторам книги азиатские города в основном имеют такие же размеры. Далее описание Вавилона из книги:

Библейское предание о Вавилонской башне.

Вавилонская башня. Хендрик III ван Клеве, 1563 После Великого Потопа удалось спастись только Ною и членам его семьи. Соответственно, человечество в годы после Потопа было представлено одним народом, говорящим на одном языке. Человечество расселилось по земле, однако язык у них был общий. Когда Ной и его семья покинули Ковчег, Бог повелел им:

Однако потомки Ноя двинулись на восток и решили построить город и башню

Потомки Ноя решили построить город Вавилон («врата богов») и башню до небес. Башней до небес эти люди хотели возвысить себя, или, как сказано в Библии, «сделать себе имя». Удивительно, но словосочетания «Вавилонская Башня» и «Вавилонское столпотворение» не упоминаются в Библии. В Библии мы встречаем только «город и башня». Согласно Библии, город Вавилон получил название «Бабель» от еврейского слова бала, то есть перемешивать и путать.

Башня должна была возвышать человека, но не Бога, поэтому Господь разгневался. Бог прервал строительство Вавилонской Башни, создав разные языки для того, чтобы строители не могли общаться. Люди, перестав понимать друг друга, ушли из Вавилона и рассеялись по Земле.

История о Вавилонской башне – библейская версия появления разных языков.

Интересный факт: в 10 главе Бытия рассказывается о потомках Ноя, их упоминается около 70. Интересно, что отдельных языковых групп на Земле тоже около 70.

3Обнаружение руин Башни

Германский император Вильгельм II проявлял большой интерес к изучению древности. В январе 1898 года было создано Германское общество ориенталистики, пользовавшееся поддержкой императора. Среди его членов вскоре оказались многие финансовые и промышленные магнаты. Создав материальную базу, следовало выбрать место для раскопок, способное по своему историческому значению и вероятным находкам оправдать надежды тех, кто финансировал дело. Роберт Кольдевей и Эдуард Захау осуществили предварительную экспедицию и рекомендовали остановиться на знаменитых древних столицах Ашшуре и Вавилоне. Было принято решение в пользу раскопок в Вавилоне. Предполагалось, что они будут длиться пять лет и обойдутся в 500 тысяч марок. Руководителем раскопок в Вавилоне был назначен Роберт Кольдевей. Начальным пунктом экспедиции в Вавилон стал Алеппо, где надлежало приобрести верховых животных и нанять повара, слуг и конюхов. Для экспедиции были нужны 22 вьючных животных и четыре верховые лошади. Всего на дорогу от Алеппо до Багдада караван потратил 24 дня (с двумя суточными привалами в пути). Багдад стал для археологов местом отдыха, так как жившие здесь немецкие купцы заботились об их удобствах и помогли запастись всем необходимым для раскопок. Путь из Багдада в Вавилон, который занимает теперь на автомобиле по хорошей асфальтированной дороге не более часа, члены экспедиции проделали верхом, затратив еще три дня, так что в деревню Ковайреш, где им предстояло обосноваться, они прибыли 22 марта 1899 года. 26 марта Кольдевей и его сотрудники, успев кое-как устроиться и провести подготовительные работы, приступили к раскопкам развалин так называемого касра, цитадели, где находился один из дворцов Навуходоносора II. Этому месту оказали предпочтение еще в Берлине при предварительном обсуждении, потому что Кольдевей во время своей рекогносцировочной экспедиции нашел там обломки глазурованных изразцов, несомненно украшавших некогда какую-то значительную постройку. Насколько удачным оказался выбор места, можно судить по тому, что в дальнейшем из обнаруженных здесь глазурованных обломков удалось сложить часть разноцветного изразцового декора Дороги процессий.

Восточная архитектура

В столицах возводили грандиозные здания из кирпича-сырца, укрепляя слоями тростника, снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Из глины возводили храмы, дома, даже стены города. Разрушенные дождем и ветром сооружения периодически обновляли, поэтому со временем они становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Храмы украшали пестрой мозаикой, вставленной в сырцовую стену. Шумеровские зиккураты схожи с египетскими пирамидами тем, что они тоже – лестница в небо, но с постепенным, плавным подъемом.

Позднее строили башни с многоярусными выступающими террасами. Уровни башни различались размером и цветом раскраски. Купол здания храма, расположенного наверху, делали позолоченным.

Вершину зиккурата украшало святилище, куда рядовому посетителю вход был недоступен. Иногда сюда поднимались жрецы для астрономических наблюдений за звездами

Архитектура зиккуратов утверждала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени народа

Огромные зиккураты – «молитва из кирпичей», приглашение богам спуститься на землю для встречи с людьми. В честь верховной троицы – бога воздуха Энлиля, бога воды Энки и бога неба Ану шумеры строили зиккураты трехъярусными.

1Бирс Нимруд

Вавилон, как никакой другой древний город, на протяжении многих веков пленял фантазию людей. Название этого города было хорошо известно европейцам благодаря Библии. Упоминания Вавилона в книгах Ветхого завета в большинстве случаев связаны с военными столкновениями между вавилонянами и жителями Палестины. Завоевание Иерусалима и разрушение Храма Соломона были связаны с Вавилоном и его царем Навуходоносором II, предпринявшим в 597 и 587 годах до н. э. походы в Палестину и угнавшим в вавилонский плен много жителей Иудеи. Самым популярным из этих библейских сказаний стало повествование о сооружении и разрушении Вавилонской башни. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие 11, 1−9).

Существовала ли Вавилонская башня на самом деле? И если да, то как она выглядела? Эти вопросы занимали людей в самые разные времена. В Средние века о землях Месопотамии в Европу поступали лишь весьма скудные сведения. Правда, попадавшие туда европейские путешественники неизменно пытались отыскать известную по Библии Вавилонскую башню. Такое путешествие было чрезвычайно трудным и изнурительным. Оно могло быть совершено верхом на лошади или осле либо пешком, но в любом случае требовались крепкое здоровье и большая выносливость. К тому же, путь проходил по местам далеко не спокойным. Чтобы попасть в Двуречье, следовало пересечь либо Малую Азию, либо сирийско-арабскую пустыню, то есть области, которые контролировались кочевыми племенами. К европейцам они относились враждебно. Первым путешественником, оставившим краткое описание развалин Вавилона, был испанец Веньямин из Туделы, живший в Наварре и между 1160 и 1173 годами совершивший путешествие на Восток. Его привело сюда, помимо научного любопытства, данное ему поручение пересчитать еврейские общины, осевшие в Двуречье. Так как довольно крупное еврейское поселение такого рода находилось поблизости от древнего Вавилона, то он побывал там и увидел вместо города развалины. Веньямин попытался отыскать Вавилонскую башню и принял за нее один из самых больших холмов — вероятно, Бирс Нимруд. Описание путешествия, составленное Веньямином, в свое время не получило никакого отклика. На протяжении нескольких веков оно продолжало оставаться единственным свидетельством.

Дальнейшие письменные известия о путешествиях в Месопотамию, дошедшие до нас, относятся к XVI веку. Это были большей частью случайные визиты дипломатов и купцов, но кое-кто из них оказался достаточно наблюдательным и сумел хорошо описать увиденные им страны. Особенно хорошо это удалось немецкому врачу Леонхарду Раувольфу, который посетил Восток между 1573 и 1576 годами. Он пытался найти следы, которые должны были остаться от Вавилонской башни, однако на месте, традиционно отводимом Вавилону, ему ничего не удалось обнаружить. За Вавилонскую башню путешественники принимали в дальнейшем одно из двух крупных городищ, расположенных относительно недалеко друг от друга. На самом деле они представляют собой сохранившиеся поныне остатки башни в Акаркуфе западнее Багдада и руины Борсиппы, именуемой ныне Бирс Нимрудом, юго-западнее Вавилона. Под обоими холмами действительно погребены, как правильно поняли путешественники, остатки храмовых башен. Но и в том, и в другом случаях речь идет не о самой Вавилонской башне, а лишь о постройках, похожих на нее.

Популярные темы сообщений

  • Геродот Геродот является одним из самых известных историков в период существования древней Греции. Этого человека называли «отцом истории». Благодаря ему многие исторические события дошли до наших времен. Геродот дал описание войне между Грецией
  • Лев Николаевич Толстой Великий русский писатель, приобрётший мировую известность благодаря таким произведениям: Война и мир, Анна Каренина, Севастопольские рассказы, Детство, Юность, Отрочество и многие другие. Родился в Тульской губернии в 1828 году в семье
  • Сергиев посад: Золотое кольцо России История основания города Сергиев Посад относится к давнему времени, когда два брата Стефан и Варфоломей, в поисках отшельничества и строгого монашества присмотрели отличное место. Это был Радонежский бор, расположенный