«сегодня мы не можем закрыться от людей. так говорили современные святые»

Оглавление

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне – единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Что такое православное монашество?

Жизнь в монастыре построена на исполнении послушания, совершении постоянной молитвы, уважении к старшим и заботе о ближних.

Для воспитания послушания Господу монахи сначала учатся этому в послушании старшим в монастыре. «Послушанием» в обители еще называется обязательное исполнение какой-либо работы каждым насельником. Послушание зависит от уклада жизни монастыря.

По мнению святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) «прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином». Однако заблуждением будет считать всех приходящих в монастырь праведниками, почти готовыми святыми. Монахами становились и грешники, которые с течением времени являлись для других образцом покаяния. Как, например, святой Моисей Мурин (330-405), который был разбойником и пьяницей, но раскаявшись, ушел в монастырь.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи – вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество – это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Как выбирают монаху имя

Интересная деталь: вплоть до самого пострига послушник не знает своего нового имени. Его выбирает тот священник, который проводит Таинство пострига, руководствуясь духовной пользой для своего духовного чада или другими соображениями.

Иеромонах Кирион из Саввино-Сторожевского монастыря указывает, что в одних монастырях имена монахам дают по месту пострига, в других — по именам святых старцев, подвизавшихся в обители. Могут назвать именем того святого, на чей праздник приходится постриг, а могут подобрать имя по наитию, поскольку проводящий Таинство считает, что именно это имя будет подходить «новому человеку».

Кирион указывает, что иногда монаху могут сохранить и его мирское имя, а изредка человек может предложить имя сам — это не возбраняется. Но все же чаще всего бывает так, что новое имя принимающий постриг слышит во время таинства в первый раз. Принятие нового имени становится первым шагом в послушании наставникам и Богу.

Во время Таинства пострига кандидат в монахи дает обет целомудрия, нестяжания и послушания, а после пострига монах и вовсе должен забыть день своего рождения, который указан в паспорте. Отныне и навсегда братия обители будет поздравлять его с Днем Ангела — днем, когда он принял постриг.

Как поступали у крестьян

При этом стоит помнить, что потеря девственности прощалась гораздо чаще, чем неверность в браке. Часто на соблазнение юных крестьянских девушек барчуками и дворянами крестьяне смотрели сквозь пальцы. Материальная выгода, которая «светила» девушке, прощала её грех, но недопустимым являлось распутство по любви.

Девственность проверяли по разному – иногда перед венчанием невесту заводили «в камору» и выпытывали у нее подробности жизни. Если оказывалась, что она не целомудренна – позорили. Если же она признавалась раньше, чем заведут в камору – прощали. Демонстрацией невинности служила выносимая гостям её ночная рубашка, либо битье посуды молодым мужем – это значило, что он был у жены первым.

Но часто бывало, что молодой муж старался скрыть грех жены, здраво рассуждая, что «Хоть срами, хоть нет, а другую жену уж не дадут!» И чем дальше от центра России располагалась деревня, тем менее строго подходили к потере девственности до брака. На окраинах Тверской губернии расправ над женщинами не устраивали, под Казанью считали: «Жену с почина берут», под Пермью крестьяне не видели в этом ничего зазорного, а в Мензенском уезде у девицы с ребенком шанс выйти замуж возрастал. На Русском Севере не водилось позорящих обрядов, хотя девственность ценилась.

Облачение при постриге

Пострижение волос и наречение имени заканчиваются одеванием (облачением) постригаемого в монашеские одежды. Настоятель в определенном порядке подает вещи, при этом объясняет их духовное значение. Одежда монахов — как доспехи у воинов, идущих на поле боя. Монах также вступает в битву, только духовного характера кожаным поясом обретается «сила истины». Мантия выступает в роли «брони праведности». Клобук — это «шлем спасения». Чётки — «меч духовный, который есть слово Божие». Сандалии выступают знаком того, что он «отправляется» свидетельствовать о Христе.

Каждая новая ступень восхождения к Богу (то есть последовательные иноческие степени) дает монаху больше «средств» для духовной борьбы. Это находит отражение и в его внешнем виде. Иноческое одеяние предельно простое по покрою. Его черный цвет призван напоминать о смерти, смирении, уединении и покаянии.

Постриг в монахини: ступени, типы монашества

Желающая постричься в монахини должна пройти длительную подготовку, а именно:

  1. Побыть трудником.
  2. Затем она может стать кандидаткой в послушницы.
  3. И только потом – самой послушницей.

Быть трудником возможно каждому верующему христианину. На данном этапе человек выполняет определённую работу, помогая монастырской обители в своё свободное время.

Трудники – это не всегда послушники, у них может быть семья, мирская жизнь. А в некоторых случаях они даже получают зарплату от обители за свой труд. Но если трудник принимает решение жить при монастыре, то в обязательном порядке должен придерживаться установленных правил: не нарушать режим дня, отказаться от пагубных привычек.

Женщина, которая хочет стать монахиней, при поступлении в обитель, становится кандидаткой в послушницы. Другие сёстры знакомят её с правилами устава, а она уже сама должна для себя определить, согласна ли она вести строгую монашескую жизнь.

Если под конец испытательного периода претендентка не меняет своего решения остаться при монастыре, отсутствуют какие-либо внешние препятствия – она зачисляется в послушницы. Настоятельница монастыря и сама кандидатка пишут прошение правящему архиерею. Получив благословение, сестре потребуется пройти специальный ритуал посвящения в монахини.

В современном русском православии используются три разновидности пострига в монахини:

  1. Рясофор.
  2. Малая схима (иначе мантия).
  3. Великая схима.

Чтобы постричься в первый тип – рясофор, женщине потребуется не меньше трёх лет прожить в монастыре. Правда, в отдельных случаях делаются исключения – к примеру, если кандидатка смертельно больна и жить её остаётся меньше положенного для пострига срока.

Ритуал пострига в монахини рясофор включает в себя:

  • произнесение особых молебнов;
  • обрезание волос в форме креста;
  • изменение либо оставление мирского имени;
  • облачение в специальную одежду (ряса и клобук);
  • при этом отсутствуют обеты.

Но хотя данный тип монашества не предполагает применение обетов, решение посвятить свою жизнь Богу – это уже весьма серьёзное обязательство. Рясофор – это подготовительная стадия монашества, она подобна обручению перед браком. На данном этапе женщину называют инокиня, рясофорная послушница или рясофорная монахиня. Она получает Божью благодать, а также помощь той святой личности, в честь которой её нарекли в процессе обряда.

Нужно отметить, что схема пострижения в монахини может варьироваться в зависимости от конкретной обители. Так возможно, что стадия рясофор пропускается, сразу же производится посвящение в малую схиму. А некоторые монахи на святом Афоне и вовсе принимали великую схиму без предварительной подготовки. Все люди разные, все находятся на разном уровне духовного развития, поэтому иногда делаются исключения из общих правил.

Ритуал пострижения в малую схиму – это уже начало иночества. На данном этапе, женщина должна дать обеты перед Господом, полностью отказаться от мирской жизни, ей даётся новое имя и специальное одеяние.

Обряд посвящения в великую схиму отличает особая торжественность: долго читаются различные молитвы, игумен даёт монахине свои наставления. Затем она получает новое имя и одежду, а также великий параман (особый платок с сакральной христианской символикой), куколь с аналавом. Теперь её называют схимница.

Обряд совершается либо непосредственно правящим архиереем, либо иными высшими чинами духовенства (игуменами, иеромонахами, архимандритами), но обязательно с его разрешения.

Новости:

13 августа 2018

«Положение о монастырях и монашествующих» в печатном виде можно приобрести в канцелярии Синодального отдела по монастырям и монашеству в Троице-Сергиевой лавре и Зачатьевском монастыре Москвы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

23 января 2017

Пленум Межсоборного присутствия принял «Положение о монастырях и монашествующих»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

26 февраля 2015

Доступна электронная версия материалов Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

08 декабря 2014

Издания Синодального отдела по монастырям и монашеству доступны в удобном формате

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 марта 2014

Вышел в свет сборник материалов международной конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 сентября 2013

Итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 августа 2018

«Положение о монастырях и монашествующих» в печатном виде можно приобрести в канцелярии Синодального отдела по монастырям и монашеству в Троице-Сергиевой лавре и Зачатьевском монастыре Москвы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

23 января 2017

Пленум Межсоборного присутствия принял «Положение о монастырях и монашествующих»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

26 февраля 2015

Доступна электронная версия материалов Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

08 декабря 2014

Издания Синодального отдела по монастырям и монашеству доступны в удобном формате

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 марта 2014

Вышел в свет сборник материалов международной конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 сентября 2013

Итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

Ступени до монашеского пострига

До момента обряда посвящения в монахини женщина проходит 3 ступени:

  • трудник – может стать каждая, не исключается наличие семьи и детей;
  • кандидатка в послушницы – ею называют женщину, желающую далее возвестись в монахини;
  • послушница – та, которая одобрения архиереем официально стала монахиней.

Зачислиться в трудники могут все желающие христиане. Они работают в монастыре в свободное время, при желании вправе оформить трудовые отношения с церковью документально – им будет начисляться заработная плата. Жить они могут как на территории монастыря, так и вне его стен. Оставшиеся жить при монастыре должны неукоснительно соблюдать его правила, отказаться от вредных привычек.

Решившие посвятить свою жизнь монашеству обращаются к настоятельнице, которая вместе со старшими сестрами и духовником обозначают время испытательного срока для будущей послушницы. Весь отведенный период потенциальная монахиня живет при монастыре по принятому уставу, усердно трудится.

К указанной дате пострига она должна окончательно определиться с решением. При отсутствии любых препятствий женщину включают в послушницы. Для этого женщина и настоятельница монастыря подают соответствующее прошение архиерею.

Процедура посвящения проходит в форме благословения от имени епархии. Женщине передают полуапостольник и подрясник. С этого дня она именуется послушницей.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан – патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Монашество – тяжелый труд

Академический в честь Рождества Пресвятой Богородицы храм Киево-Печерской лавры

– Вы после пострига по правилам три дня не выходили из храма?

– Да, как полагается. В пятницу вечером в пещерном храме преп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах состоялся постриг. Вместе со мной постригали еще одного студента академии, отца Агафадора

До воскресенья мы находились в академическом храме Рождества Богородицы, но не были обделены вниманием и заботой: к нам постоянно приходили студенты, монашествующие, преподаватели, владыка ректор. Непрерывно читали Псалтырь

В полночь в храмовой тишине и полумраке с зажженными свечами совершали полунощницу, во время пения которой особые трепетные чувства наполняют душу. В воскресенье на Литургии мы причастились, с нас сняли клобуки. До этого все это время надо было находиться в головных уборах. 

– Не снимали совсем?

– Совсем. А вот когда сняли, то такое состояние наступает, будто рождаешься заново на свет Божий: очень тяжело находится так долго в клобуке. Для пострига их даже шьют чуть большего размера, чтобы голова не так болела и уши остались целы. Только после прочтения молитвы на снятие клобука  монах впервые покидает стены храма.

– Что Вы чувствовали после пострига?

– После пострига у всех бывает окрыленное состояние: чувствовалось особое вдохновение, сила, которую дает Господь. Создавалось впечатление, что искушения и страсти отходят от тебя, словно Бог ограждает щитом. Но, конечно, это ненадолго. Все мы, люди, грешные, и постепенно наши чистые души и сердца омрачаются грехом. Но отчаиваться не надо, ни в коем случае. Я всегда держу в уме и сердце слова одного современного монаха-подвижника, наместника монастыря возле Нью-Йорка схиархимандрита Иоакима (Парр): «Монашество – это когда человек в один день сто раз падает и сто раз поднимается». Монахи призваны к тому, чтобы всегда идти вперед, не останавливаться, падать, но подниматься, и так совершенствоваться… Монашество – тяжелый труд со многими искушениями, но Господь дает силы монахам для того, чтобы они прошли этот путь. Каждый верующий понимает и осознает, что человеческих сил недостаточно. Только полагаясь на волю Божию и Его всесильную помощь, соблюдая Евангельские заповеди, можно спасти свою бессмертную душу.

– Верно, что монаха может понять только монах? Вы прочувствовали это?  Мирянин не может так понять и посочувствовать.

– Конечно, мирянину сложно понять монаха и войти в его состояние. Семейный человек живет иной жизнью. У монаха есть только Бог. Вспоминаю рассказ одного нашего архиерея, мама которого спрашивала перед постригом, кто же ему подаст чашку воды на старости лет. Он приехал к матери со своим духовником, и тот сказал, что Господь пошлет человеку, который Его избрал, людей и они подадут не только чашку воды, но и намного больше. Об этом не надо беспокоиться. Я это и раньше понимал, но в монашестве полностью осознал. Дела, которые совершаются в жизни по благословению, управляются очень просто и быстро – Господь помогает и Ангелы сопутствуют

Это очень важно, тем более для монаха, ведь он обязан жить по благословению

К какому единому постригу пришла христианская церковь

Стоит отметить, что кельты, которые издревле занимались спортом, брили головы наголо, чтобы волосы им не мешали в занятиях. И когда к ним дошло христианство, то они и постриг решили носить в таком виде, то есть голову брить полностью. Естественно, церковь была возмущена таким кощунством и грозила отлучить любого от своего лона, кто будет носить такую прическу.

Вот почему в 664 году был созван в Уитби церковный собор, который решил, какую в Англии принять форму богослужения, и между кельтской и римской выбрал последнюю.

В процессе обсуждений был затронут и вопрос пострига – кельтский признали вне закона, а постриг Святого Петра (римский) стал единственным.

Лишь только спустя 1300 лет, а именно в 1973 году было принято решение, которое предложил папа Павел VI, отменить тонзуру.

Испытания нужны каждому человеку, а особенно монаху

– Что бы Вы посоветовали тем, кто решил стать монахом? Может быть, испытать себя как-нибудь? Как отличить юношеский порыв от реального желания стать монахом?

– В первую очередь я бы посоветовал не спешить. Этот выбор должен быть осознанным и обдуманным. Нужно внимательно послушать себя. Если человеку на жизненном пути начертано быть монахом, то рано или поздно Бог приведет его к этому. 

– Интересно, у Вас всегда к монашеству было стремление?

– С юности своей я всегда смотрел на монашествующих по-особенному, с благоговейным трепетом, воспринимал их как непростых и неземных людей, как часть чего-то небесного. Мне всегда импонировали монахи, имеющие глубокий духовный опыт, трезвомыслящие, рассудительные, которые могут красиво держать слово, защищать Церковь, поднимать Ее авторитет в обществе. Образ ученого монаха всегда был  перед моими глазами. Так Господь управил, что я сподобился пополнить ряды монашеской братии. Теперь каждый день пытаюсь опытно стремиться к достижению того монашеского идеала, который нарисовал себе с ранних лет. 

Каждый должен пройти свой путь, который без ошибок просто невозможен. Говорят, что лучше учиться на чужих ошибках, но все же есть такие ситуации, в которые нужно попасть самому для того, чтобы все почувствовать и понять. Тогда ты можешь поделиться с другими приобретенным опытом, твоя теория будет подтверждена практикой, а слова будут весомыми, пронизанными пережитым. Они станут подспорьем и помощью другим. Все испытания, которые Господь посылает в жизни, надо с благодарностью принимать. За все благодарить Бога! Помните, как в жизни одного египетского пустынника наступило спокойное время, без искушений. Он очень опечалился, что Господь его забыл, если не посылает ему испытаний, благодаря которым человек становится ближе к Богу. Ведь когда в жизни исчезают проблемы, мы расслабляемся и отдаляемся от нашего Творца. Испытания нужны каждому человеку, а особенно монаху. В падении и восхождении глубокий опыт школы монашеской жизни. Так человек познает Бога. Это бесценный путь. Приобретая знания и опыт, надо помнить, что когда-то они могут принести пользу другому человеку.

Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского

Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:

Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.


Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет

Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.

В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.

Великая схима

Уходят, к сожалению, старцы.

07.04.2017 Трудами братии монастыря 11 264

Великий пост 2021 года в монастыре ознаменован еще одним событием – проведением пострига в великую схиму начальника подворья Валаамского монастыря игумена Ефрема с наречением имени схиигумен Гавриил. По традиции чин пострига совершил игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Великая схима, которая иначе называется великим ангельским образом – высшая ступень монашества, это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Ее принимают монашествующие, немалое время проведшие в духовном делании и преуспевшие в добродетелях, а главное – всем сердцем возлюбившие молитву, стяжавшие навык в ней, способные молиться не только за себя, но и за ближних.

Иноческие постриги на Валааме

Принятие великой схимы похоже на пострижение в малую схиму. Принимающий пострижение снимает обувь и головной убор, так же подходит к игумену монастыря, и тот задает ему те же вопросы.

Совет

Трижды подает ему ножницы, но вместо клобука схимник получает кукуль – остроконечный капюшон, расшитый образами креста, херувимов и текстами молитв.

Кроме этого, на рясу схимника надевается еще «аналав» – специальная накидка с крестами, покрывающая грудь, плечи и спину подвижника.

Все эти одежды призывают монаха к неустанной борьбе с внутренним духовным врагом с целью достижения спасения во Христе и молитвы за весь мир.

Обращаясь к новопостриженнему, Владыка Панкратий дал напутственное слово:

«Дорогой наш брат схиигумен Гавриил! Нечасто в нашей обители совершаются постриги в великую схиму. А здесь, на Московском подворье, я думаю, что со времен восстановления этого подворья впервые совершён постриг в великую схиму. И, конечно, это большое событие для всех нас. В первую очередь для тебя.

Потому что ты слышал те слова, которые в последовании произносятся.

Те обетования великие, которые ты давал, которые ожидает, что исполнишь ты и вся братия: не только которая здесь присутствует, но и вся братия валаамская и все те, которые здесь несут послушание, и те, которые блаженствуют в Вечности – все ожидают от тебя исполнения тех обетов, которые были даны тобою на этом постриге в великую схиму.

И в первую очередь, конечно же, ожидаем мы того, что в соответствии с нашей русской древней традицией в схиме посвящаем себя, главным образом, молитве. Уже стараемся, насколько возможно, избегать суетных попечений и всяких забот, и всяких дел, которые отвлекают от молитв.

“Чин пострига древний. По строгости даваемых обетов различают три степени монашеского восхождения: иночество, малая схима и великая схима. Иночество – первая ступень, малая схима – это обычный монашеский постриг. Великая схима – полное отвержение мира, схимник – молитвенник за весь мир.”

Наверное, тебе это будет сложно, поскольку то послушание, которое ты исполняешь, возглавляя скит в горах Кавказа, хотя и вдали от мира, но все равно требует определенных забот и попечений. Конечно, не сможешь ты оставить и своих многочисленных духовных чад.

Уходят, к сожалению, старцы. И, конечно же, с их уходом оскудевает молитва тех, кто остается здесь, всякого воинствующего.

И поэтому, когда происходит постриг в схиму, то все мы надеемся на то, что будет хоть в какой-то части восполнена молитва тех старцев, которые уже ушли ко Господу, которые молятся о нас, но уже на Небе.

Поэтому просим тебя и благословляем тебя в первую очередь заботиться о стяжании дара молитв, молиться о нас, о всем мире. И в этом назидать ту братию, которая подчинена твоему попечению.

Да благословит тебя Господь!

Главный обет

– Какой главный обет монаха?

– Монах обещает Богу сохранить целомудрие, нестяжание и послушание. Это три столпа, на которых строится вся монашеская жизнь. Человеку, который всецело предается обету послушания, намного легче жить. Если что-то делаешь по своей воле – результат бывает плачевен. Кажется, что все правильно сделал, но чего-то не хватает. Для монаха быть в послушании – это основа жизни.

– Вам знакомо чувство одиночества? В монашестве оно не усугубилось?

– Когда-то у меня состоялся разговор с приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Мы говорили на тему выбора жизненного пути. Тогда мне было 23 года. Я сказал, что как-то тревожно осознавать, что монах на всю жизнь остается один. Владыка мне ответил, чтобы я не переживал по этому поводу, ибо никогда не буду одинок. С монахом всегда Бог, и Он пошлет людей, которые ему нужны на определенном этапе жизни. Эти слова я всегда помню, даже выражение лица и эмоции, с которыми Блаженнейший говорил их. А теперь, спустя 10 лет, я нахожу подтверждение сказанному в своей собственной жизни. Господь посылает мне достаточное количество прекрасных людей, некоторые из них открываются для меня по-новому. Человек не должен лишаться общения. Но самое главное – гармония в общении с Богом.

– От каких привычек пришлось отказаться, став монахом? Что Вы оставили в прошлой жизни?

– В монашестве я осознал всю серьезность самодисциплины

Очень важно иметь правильный и твердый жизненный настрой. После пострига владыка ректор митрополит Антоний подарил мне «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова с дарственной подписью и кратким пожеланием: «Всегда помни монашеские обеты»

Эти слова красной нитью должны проходить в жизни монаха. Когда человек расслабляется, даже немножко, он перестает чувствовать падение. А упав, понимает, что надо было очнуться раньше. Искушения будут в любом случае, потому что жизнь монаха – это постоянная борьба с самим собой, со своими помыслами. Монах должен победить себя. Мне всегда памятно выражение нашего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Мы должны быть строгими к себе и милостивыми к другим». 

– Как Вы боретесь с чувством жалости к себе?

– Когда я анализирую все свои мысли, поступки и дела, мне себя не жалко. Я никогда не пытаюсь находить вину в другом человеке, но ищу ее в себе. Иногда мысли направлены на самооправдание, но их надо глушить, потому что враг в тонких межчеловеческих отношениях пытается посеять вражду, недопонимание, которое потом переходит в гнев и озлобление. С греховными помыслами размышлять нельзя, их нужно пресекать в зарождении.

Расстояние – не помеха!

– Почему именно 20 марта было выбрано днем пострига?

– Блаженнейший Митрополит Онуфрий назначил этот день для пострига.

– А кто Вас постригал?

– Блаженнейший.

– Когда была объявлена дата пострига? Быстро это время пролетело?

– Мой разговор о постриге с Митрополитом Онуфрием состоялся за несколько месяцев до Великого Поста. В один из воскресных дней перед началом Четыредесятницы за богослужением Блаженнейший подозвал меня к себе и благословил готовиться к постригу на ближайший пост. Тогда я поехал к своему духовнику отцу архимандриту Серафиму, который несет послушание наместника монастыря в Беларуси (возле города Бреста). Он много лет подвизается в своей обители, за пределы которой выезжает крайне редко, поэтому к поездке в Киев на мой постриг он готовился весьма серьезно и заблаговременно. Он и стал моим восприемником. Я благодарю Бога, что когда-то Он сподобил меня встретиться с этим духовным и умудренным годами человеком.

С духовником, архимандритом Серафимом

– Что значит восприемник?

– Это тот человек, под духовное водительство которого вручается новопостриженый монах. Восприемник должен наставлять и вести врученное ему духовное чадо. Меня с моим духовником разделяет 600 км и граница с другим государством, но я стараюсь ездить к отцу Серафиму при первой же возможности. Он мне так и говорит: «Жаль, что ты так далеко, но ничего, расстояние не помеха!» Если возникают вопросы, звоню ему, советуюсь, принимаю благословение. Его слово для меня закон, даже если у меня есть свое видение на тот или иной вопрос. Бывает, звоню старцу, а он уже ждет и знает что я по делу, а не просто с праздником поздравить

Очень важно не самочинствовать, а выполнять благословение духовника, через которого человеку приоткрывается воля Божия

– Вы уже стали чьим-то восприемником?

– Я еще молод (улыбается).

– Это от возраста зависит или теоретически Вы можете стать?

– Теоретически могу, конечно. На практике, по установившейся уже традиции, новопостриженных иноков воспринимает духовник монастыря. Это, как правило, опытный и духовный человек, который является авторитетом для братии. В духовной академии тоже есть духовник, который свой опыт передает молодым монахам, ставшим на эту стезю.