Кто такой иподиакон и каковы его обязанности в церкви

Оглавление

Обязанности дьякона во время богослужения

Роль, отведённая этим священнослужителям в церковной службе, видна из перевода самого слова «дьякон». На языке древних греков оно обозначает ― «слуга» или «служитель». Чтобы понять, кто такой дьякон в церкви, достаточно побывать на богослужении и увидеть, сколь много обязанностей на него возлагается. Это и каждение ― окуривание храма дымом ладана. Образующееся при сгорании ароматической смолы благовоние неразрывно связано в сознании каждого прихожанина с церковной службой и тем самым способствует созданию благоприятного молитвенного настроя.

Кроме того, у дьякона есть ещё одна важная обязанность. Открыв Церковный календарь, можно увидеть, что каждому дню года соответствуют определённые отрывки из Евангелия и из Апостола.

Апостол обычно читает псаломщик, а дьякон — это как раз тот, кому доверено чтение нашей главной Новозаветной книги ― Евангелия. Ежедневно под сводами храма его голос доносит до прихожан её бессмертные строки. Кроме этого, на него возложена обязанность во время службы давать определённые указания богомольцам.

Во время богослужения дьякону поручено возглашать Божественные ектении. Это молитвенные прошения, обращённые к Богу. В конце каждого из них хор поёт: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении делятся на несколько видов. Среди них: Великая, Сугубая, Просительная и Малая. Каждая несёт определённую смысловую и психологическую нагрузку, и к их чтению предъявляются особые требования. Дьякон это должен хорошо понимать и уметь донести до сознания молящихся всю глубину возглашаемых им слов.

Священнические звания белого и черного духовенства

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах — монах в сане священника.

2) Архимандрит — (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен — (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон — низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Православная Жизнь

О совершителях и участниках богослужения рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк), преподаватель Киевской духовной академии.

– Отче, с помощью каких людей совершается богослужение в храме? И что означает слово клир?

– Богослужение совершают люди, посвященные в сан: диаконы, священники, епископы. Эта традиция восходит к апостольским временам. Поначалу совершали служение апостолы – избранные Христом и получившие дары Святого Духа в день Пятидесятницы. Но с распространением Церкви надобно было больше служителей, которых апостолы и поставляли. Со временем эти служители Церкви поставляли новых, что продолжается и по сегодняшний день.

Но стоит отметить, что в богослужении участвуют все верующие, находящиеся в храме во время его совершения.

Клир (с греч. «жребий») – это те люди, которые через хиротонию и хиротесию посвящены на служение Церкви и имеют право совершать или прислуживать во время богослужения. К ним относятся три степени священнослужителей: диаконы, священники и епископы, а также две степени церковнослужителей: чтецы и иподиаконы.

– Кто такой церковнослужитель?

– Церковнослужители – это низшие клирики, помогающие священнослужителям в совершении богослужения. В настоящее время в Православии есть две степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин хиротесии:

чтец; иподиакон.

– А что делает в храме пономарь?

– Пономари или алтарники – так называют большинство людей, которые служат в алтаре. Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре. Интересный факт: с древности пономари назывались легким греческим словом παραμονάρίος, т. е. парамонарием или параекклисиархом, а с середины XX века в Русской Церкви переименованы в алтарников.

Следует обратить внимание, что пономарь как несущий служение в таком святом месте – алтаре, является примером для прихожан и поэтому должен быть нравственно высокодуховным человеком

– Загадочное слово канонарх, что оно значит? Каковы функции канонарха?

– Канона́рх – это человек, поющий на клиросе. Он возглашает перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за ним поет хор. Практически ни одно богослужение не обходится без канонарха. Причина появления такого послушания кроется в бедности монастырей: они не могли иметь нужного количества экземпляров богослужебных книг, а также по причине малого числа грамотных среди певцов. Отсюда и вошло в обычай пение священных песнопений под диктовку. Данная традиция удержалась и после изобретения книгопечатания, и сохранилась до сих пор.

– Не менее экзотические названия причт и причетник? Что скажете о них?

– Причт – это люди, которые служат при одной церкви. В причт входят как священнослужители, так и церковнослужители, то есть клир, а также люди, непосредственно участвующие в жизни прихода: певцы, пономари, псаломщики.

– Знакомое всем слово регент. В чем заключаются его обязанности?

– Регент – это человек, который управляет хором. Понятно, что он должен иметь музыкальное образование. Светский синоним такой должности – дирижер. Но в отличие от дирижера регент должен знать Церковный Устав, поскольку от этого зависит строй и красота богослужения.

– Какие существуют типы хоров и любой ли желающий может в нем петь?

– Хоры есть однородные (мужские или женские) и смешанные. В хоре может петь человек, который имеет хотя бы элементарное понятие о музыке, а также музыкальный слух и голос. Главным критерием является вера человека, поскольку это не просто бездушное пение – певец своим голосом прославляет Бога, он через свой голос должен и других присутствующих в храме настраивать на молитву. А этого всего не будет, если у человека нет веры в сердце.

Беседовала Наталья Горошкова

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь,  возглавляют   священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу.

Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.

Диакон

Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель».Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие,  призывать прихожан молиться и др.,но он не имеет право совершать церковную службу   без   священника.

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника.   Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершатьсяна   любой   литургиивслед за освящениемСвятых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, онстоит   на солееперед образомХриста. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.

Интересный факт
В алтаре рукополагаемый снимает  обручальное кольцои   кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца  жизни. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но  что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви

Ставленник   становится на одно колено, и епископблагословляет рукополагаемоготри раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву,призывая на избранного благодать Святого Духа.После чтения ещё двух тайных  молитв на  новопоставленного  надевается диаконское облачение.   Диаконцелованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположенияу диаконапоявляется возможность помогать священнику совершать Таинства.

Иерей

Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

Интересный факт
Иерей может совершает все Таинства, кроме   хиротонии.

Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, передглавной частью литургии, и потом хиротонисаемыйиерейпродолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности.

Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты  и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию.

Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель».   Хиротония    вепископа   начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета». 

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротонияначинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола.Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиереймолится о ниспослании Святого Духа   нахиротонисаемого.Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

Интересный факт
Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.

В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.

Роль протоиерея в церковной иерархии?


Фото: Prihozhanka.ru В прежние времена старший священник носил титул протопопа. Протоиереем имеет право стать иерей после проведения чина хиротесии. Такое возвышение священнослужителя часто связано с необходимостью его назначения настоятелем православного храма.

Хиротесией называют возвышение священнослужителя в следующий по старшинству церковный чин за выдающиеся духовные достижения. Решение о подобном возвышении вправе принять исключительно епископат. В современном православии протоиерей, который относится к священнику, выше диакона. Следующими по иерархической лестнице идут епископ, митрополит и патриарх.

Классическое облачение включает в себя:

  • ряса;
  • подрясник;
  • риза;
  • поручи;
  • епитрахиль.

В монашестве этому чину соответствует игумен, именно он является главным среди иноков, находящихся в обители.

Когда протоиерей имеет выдающиеся достижения перед православной церковью, его могут в качестве награды возвысить до протопресвитера.

Обращаться к протоиерею по церковным правилам следует «Ваше Высокопреподобие». Оно соответствует католическому обращению «преподобный» к священнослужителю.

Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник

Так как диакон — это помощник священника, он обязан исполнять все его поручения. Именно поэтому в церковной литературе диакона сравнивают с ангельским чином, который призван помогать самому Господу Богу.

Диаконы оказывают помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, содержать церковный инвентарь и церковное имущество в исправном состоянии, убирать помещение до и после богослужения, оказывать помощь при организации похорон и т.д.

Проповедь диакона Романа Безменова. На 3 секунде автор начинает проповедь, так как диакон может это делать без особого возражения.

Иногда верующие спрашивают: может ли диакон проповедовать? В Русской Православной Церкви диакон может проповедовать Евангелие без какого-либо разрешения, если он имеет к тому дар от Господа. Кроме того, диакон имеет и другие права:

  1. Входить в состав Церковного совета без избрания.
  2. Проводить беседы с членами церковной общины.
  3. совмещать диаконское служение со служением регента или дирижера
  4. Организовывать материальное служение в церкви и т.д.

Случаи, когда диакон служит более 3-4 лет редки, так их обычно рукополагают во священники.

В любом случае диакон не имеет права заменять священника. При этом, наряду с ним, во время богослужения он может прикасаться к священным сосудам. Стрит отметить, что существует практика рукополагать диаконов в священники, что связанно с необходимостью обновлять клир. Именно поэтому диаконы служат обычно недолго, хотя в истории РПЦ зафиксированы случае, когда люди служили в этом чине 10 и более лет.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Три группы православных чинов


Русская православная церковь имеет трёхстепенную иерархию, которая возникла ещё на заре христианства Православный народ делится на 3 типа – в зависимости от степени приближённости к церковным таинствам и от своих полномочий.

Миряне

Это обычные верующие в Бога христиане, не облачившиеся в духовный сан. Им разрешено проводить некоторые обряды самим дома (например, освящение квартиры). Миряне тоже приближены к церкви и Богу молитвами, обрядами крещения, венчания, отпевания близких и православной верой. Также простые верующие – основная масса участников всех богослужений.

Церковнослужители

Облачаются в соответствующие чину одежды, но не относятся к основной иерархии священнослужителей. Они посвящаются в должность путём хиротесии (по благословению епископа/настоятеля храма) и впоследствии становятся помощниками священнослужителей:

  • иподиакон помогает епископу в богослужении (сейчас иподиаконами чаще становятся слушатели курсов духовных семинарий);
  • псаломщик (иначе – чтец, певчий) читает молитвы и поёт во время службы;
  • пономарь (иначе – дьячок, алтарник) может выполнять одну или несколько из следующих функций: звонить в колокол созывая на службу, помогать священнику при алтаре.

Священнослужители

Совершают таинства богослужения, призывают мирян к христианской вере, управляют в целом делами церкви.

Духовенство может быть следующим:

  1. «Белое» — те, кому позволяется иметь семью, детей (но некоторые из них всё же дают обет безбрачия).
  2. «Чёрное» — монахи, принявшие постриг, без семьи. Только монахам разрешено управлять приходом.

На заре христианства дьячки и клир являлись сторожами церковного имущества и святых мест. В их обязанность также входило зажигание лампад, подготовка утвари для богослужений, внесение на службе святой воды, освящённого вина и просвир, уборка церкви. В наше время эти функции разделены между уборщиками, сторожами, послушниками.

В древности был ещё один чин – диакониссы, которые ухаживали за больными женщинами, помогали в подготовке к обряду крещения.

История

Диаконы РПЦ возжигают кадила

Иудаизм

Ещё до разрушения Второго Храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло три служителя, называемых «парнасин» (‏פרנסין‏‎ — «раздаватели милостыни») или «габай-цдака» (‏גבאי‏‎ габай — «собирающий налоги» и ‏צְדָקָה‏‎ цдака — «милостыня»), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай-цдака должен был также хорошо знать Тору. Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, включила в себя, по всей видимости, и должность габай-цдака, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие диаконос и цдака)[источник не указан 3446 дней].

Раннее христианство

Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (см. Святые диаконы). В тексте книги Деяний сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν, диа́конин) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία, диакони́а) слова». Таким образом, в тексте Деяний семеро не названы диаконами, и служение их состояло из одной обязанности, в отличие от текстов Посланий апостола Павла.

Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам. Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн.

Начиная с IV века прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции. В VII веке, согласно 16 правилу Трулльского собора (), служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Позднее христианство

Диакон Католической Церкви римского обряда

Свидетельство о рукоположении в дьяконы, данное Гидеону Боствику Ричардом Терриком, епископом Лондона, 24 февраля 1770 г.

В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Особенности профессии

По учению Церкви, священство – одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.

Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.

Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир. Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности. Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.

Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит – разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое. Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство – семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз

Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место

Таблица

В представленной вашему вниманию таблице указано, в чем разница между иереем и протоиереем.

Иерей Протоиерей
Что означает В переводе с греческого означает «священник». Раньше этим словом называли жрецов, а в современной церкви оно служит для обозначения священника определенного ранга В переводе с греческого означает «первосвященник». Титул является наградой иерею за многолетний труд и заслуги перед церковью
Уровень церковной ответственности Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители) Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители). Обычно являются настоятелями храма или прихода, находятся в прямом подчинении у епископа