Что такое пленэр? самые известные картины, написанные на пленэре

Оглавление

Оборудование

Компания Hensel любезно предложила нам для проведения фотосъёмки комплект Hensel Porty 1200, состоящий из генератора, двух портативных головок, 80 октобокса и стандартного рефлектора, прекрасно подходящий для использования на улице.

Мы уже делали подобную работу летом, только с другим комплектом, повторение — мать учения.

В назначенный день группа собралась в парке «Кусково», в будни он малолюден, что очень удобно для съёмки, а администрацией предусмотрена вполне вменяемая цена на проведение профессиональной фотосъёмки в парке.

Как и ожидалось, погода стояла пасмурная, солнца не предвиделось, а в такую погоду, как известно, краски не играют. Если бы мы предполагали съёмку с так называемым естественным светом, то ничего хорошего бы не получилось, но вооружённые комплектом профессионального мобильного освещения мы смело принялись за работу.

Самые известные картины, написанные на пленэре

Рассказ о том, что такое пленэр, будет неполным без информации о лучших образцах мировой пленэрной живописи. К общепризнанным эталонам относятся следующие картины:

  • «Восходящее солнце», «Здание парламента в Лондоне», «Кувшинки, «Женщины в саду» Клода Моне.
  • «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
  • «Пейзаж на берегу Сены» Огюста Ренуара.
  • «Пшеничное поле с кипарисами», «Звездная ночь», «Красные виноградники в Арле» Ван Гога.
  • «Грачи прилетели», «Осень. Сокольники», «Зимний пейзаж» Алексея Саврасова.
  • «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Вечер. Золотой Плес» Исаака Левитана.
  • «Московский дворик» Василия Поленова.
  • «Зима в Абрамцево. Церковь», «Заросший пруд» Валентина Серова.
  • «Розы на фоне моря», «Париж», «Крым. Гурзуф» Константина Коровина.
  • «Деревья», «Грозовые облака», «После дождя. Проселок» Федора Васильева.
  • «Березовая роща», «Радуга», «После дождя», «Вечер на Украине» Архипа Куинджи.
  • «Февральская лазурь», «Иней», «Мартовский снег» Игоря Грабаря.
  • «Русская зима. Лигачево», «Весна в Троице-Сергиевой Лавре» Константина Юона.

Конечно, это только небольшая часть огромного списка мировых шедевров.

Современный пленэр

Сегодня, отправляясь в путешествие, художнику необязательно брать с собой краски, чтобы запечатлеть понравившийся пейзаж. Достаточно взять в дорогу фотоаппарат. В наше время огромной популярностью пользуются фотосессии на природе. Картины-пейзажи, которые создаются при помощи современной цифровой техники, порой не уступают по красоте лучшим живописным полотнам.

Это современный фотопленэр. Чтобы успешно заниматься данным видом искусства, не нужно предварительное постигать основы живописи и всюду таскать с собой этюдник с красками. Все, что требуется: наличие цифровой камеры и жажда творчества.

Настройте себя на определенный ритм

Будьте в курсе того, сколько времени у вас есть и настройте темп своего рабочего процесса для соответствия.

Было бы замечательно, если бы мы могли провести весь день, рисуя на открытом воздухе, но, скорее всего, вы будете ограниченны во времени. Пары часов достаточно, чтобы создать картину, которая захватывает все основные элементы большинства сцен. 

Зная, что у вас есть только 30 минут, вы можете по-другому посмотреть на вещи и даже можете быть приятно удивлены тем, насколько более свободной и более живой стала ваша работа в рамках ограниченного времени.

Самый большой подарок, который может сделать фотография художнику — это заморозить движение –  идеальный вариант для эталонного изображения. Поэтому, когда я впервые начал работать с пленэрной живописью, мне пришлось смириться с тем, что реальность не стоит на месте. Солнце движется по небу, волоча за собой каждую тень. Оно ныряет за облака. Они меняют цвет. 

И это еще не все. Люди, как и животные, приходят и уходят. Деревья двигаются. Волны плещутся. Лодки раскачиваются при порыве ветра. Ты не осознаешь, насколько изменчива реальность, пока не попробуешь ее нарисовать.

Поэтому сделайте глубокий вдох и возьмите свои лучшие карандаши. Пока вы будете работать, все поменяется, да это так, но вы не получите ответа на вопрос до тех пор, пока это все не произойдет. Вы не сможете выиграть эту битву. Вместо этого, начните с поиска… 

Возникновение пленэрной живописи

Природа всегда была излюбленной темой художников. Так было и во времена эпохи Возрождения, и даже до нее. Однако в прошлом живописцы выбирались на природу лишь для создания предварительной серии набросков-эскизов к будущей картине. Главный же творческий процесс всегда происходил в мастерской.

Понятие пленэрной живописи появилось сравнительно недавно – в начале XIX века. Считается, что первым художником, который начал работать на природе, был англичанин Констебль, влюбленный страстно в бескрайнюю красоту неба, лугов и полей, яркую зелень деревьев. Он старался запечатлеть на холсте ощущение переменчивой жизни природы. Но настоящими первооткрывателями широких возможностей пленэра стали французские импрессионисты.

Эти одержимые искусством творцы были настоящими новаторами для своего времени. С утра до позднего вечера они писали картины под открытым небом. Хотите увидеть и понять, что такое пленэр, – посетите Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Там находится большая коллекция полотен французских импрессионистов. Сегодня картины таких мастеров пленэра, как Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Писсаро, украшают экспозиции самых известных музеев мира. Удивительно, но, когда они еще только начинали свой творческий путь, их живопись мало кто понимал.

Освещение

Съемка при освещении солнцем (если оно находится сзади снимаемого человека), как правило, не очень хорошая идея, если только вы не собираетесь снимать силуэт, как на фото ниже.

Вы убедитесь, что невозможно настроить правильную экспозицию, чтобы получить одинаково проработанный задний план и человека. Вы получите либо хорошее небо, но темный силуэт человека, как на фото выше, либо модель будет выглядеть хорошо, но задний план получится невероятно передержанным, пересвеченным. Существует простое решение этой проблемы: используйте вспышку (желательно не встроенную, а накамерную, более мощную), а экспозицию выставьте по небу. Настройки вспышки будут зависеть от ее мощности и насколько сильный солнечный свет в это время, есть ли небольшие облака на небе, находится ли солнце над горизонтом или уже село и т.д. Но вы всегда сможете отрегулировать мощность вспышки, чтобы получить хороший результат.

Можно увидеть, что данная фотография имеет правильную экспозицию по небу, а земля получается полностью темная. Вспышка находится вне камеры (справа вверху от фотографа) и создает хорошее, объемное освещение

Также обратите внимание, как средний план (дома и пруд) помогают отделить модель от неба и придают некоторую глубину изображению. Вместо вспышки вы можете использовать отражатель, который придаст теплый оттенок изображению (в отличие от холодного света вспышки), а также позволит увидеть, как будет падать свет на вашу модель до того, как вы сделаете снимок

Ваш помощник может легко перейти с отражателем в другое место, если необходимо немного изменить свет. Хотите узнать, как работают отражатели? Посмотрите эту шпаргалку. Наконец, лучше всего снимать в формате RAW, так как в этом случае у вас будет больше возможностей для обработки снимка.

Что взять с собой?

Можно, конечно, сделать несколько снимков местности и набросок, а дома написать по нему картину. Тогда Вам понадобится фотоаппарат и минимальное количество материалов. Но я за чистоту эксперимента, поэтому вот мои любимые пленэрные идеи:

    1. Маркеры. Один из самых удобных вариантов! Всё, что Вам понадобится – скетчбук, маркеры и, возможно, капиллярные и гелиевые ручки.
    2. Карандаш. Еще проще, но только если графика вас не утомляет. Плюс понадобится нож для точки карандаша (а если без снобизма – точилка), ластик и, конечно, скетчбук.
    3. Капиллярная ручка. Ей проще, чем карандашом, создавать скетчи, которые выглядят завершенными и полноценными. Но, может быть, возникнет желание добавить цвет? В таком случае возвращаемся к пункту 1.
    4. Акварель. Не самый сподручный вариант: понадобятся краски, кисти, бумага,  палитра (которой в экстремальных условиях может служить крышка от коробки с красками), стакан для воды и, самое неудобное, – сама вода. Если у Ваш акварельный блокнот (именно его я рекомендую использовать, причем форматом не более А4) не имеет твердой подложки, то пригодится еще и планшет. Проблему решает какое-нибудь озерцо/фонтан/река неподалеку от места пленэра. Либо подстрахуйтесь маленькой бутылочкой.
    5. Акварельные карандаши. Менее громоздкая альтернатива предыдущего варианта. Хорошенько упакуйте их в коробку, чтобы стержни не разбились! Кисть и бумага тоже понадобятся, вода в минимальном количестве, хватит и четверти стакана. Акварельные карандаши хороши тем, что могут играть две роли в зависимости от Вашего настроения и наличия воды: с их помощью можно создавать как карандашные скетчи, так и акварельные. Или, если воды на месте пленэра не найдется, сделать размывку дома постфактум.
    6. Акрил. Плюс в том, что им можно писать без воды. А минус – в том, что это «мертвая» краска. Нет в ней души, даже обаянию природы будет трудно пробудить то, чего попросту нет. ИМХО, конечно. Из необходимого – краски (продаются в том числе в крошечных тюбиках), холсты (можно взять даже размером с фотографию 10х15), кисти, палитра или то, что может ее заменить.
    7. Любые другие материалы, которые удобно брать с собой. Предлагайте свои идеи в комментариях!

А если не получается отказать себе в удовольствии взять на пленэр масло, несмотря на все неудобства? Можете воспользоваться советом художника Олеси Кущенко, который она дает в своем интервью:

Список необходимых материалов приведен в моей статье «Что нужно для масляной живописи«. Но если Вы собираетесь на пленэр, то и так знаете его на зубок. В противном случае рекомендую начать все же с домашнего обучения, чтобы не добавлять сложностей в и без того непростую жизнь художника. Надеюсь, Вы не буддист, потому что холст может стать кладбищем прилипших к нему мошек. Но обычно их получается отковырнуть с помощью кисти или ногтей без особого вреда для картины.

В статье «3 вопроса о пленэрах» читайте о том, когда и куда пойти на пленэр, а также как находить сюжеты для зарисовок! А еще всем рекомендую вот эту книгу про скетчинг на улице, несмотря на ее дизайнерскую направленность:

Книга «Уличный скетчинг. Как использовать наброски от руки в профессиональном дизайне»

Если статьи в блоге Вам полезны, буду благодарна за взнос любого размера. Осуществить перевод можно через ЯндексДеньги, Qiwi-копилку или PayPal, воспользовавшись банковской картой или электронными платежными системами.

Решите, что рисовать

Найдите хорошее освещение и предмет, который вы сможете нарисовать за то время, которое у вас есть.

Выбрав подходящее место, разведайте окружающую обстановку. Найдите отличное освещение, но имейте в виду, что оно может быстро меняться. Также подумайте о том, сколько времени у вас есть на рисование – не выбирайте что-то сложное, если у вас есть только 30 минут, чтобы его нарисовать. 

Не бойтесь фокусироваться на маленьких предметах, таких как, например, цветок. Не плохой идеей будет сделать фотографию объекта, который вы планируете нарисовать, если вы только начали и хотите закончить работу дома.

Рабочий процесс

Два источника света не предполагают какой-либо сложной схемы освещения, но этого в наших условиях и не требовалось. Осветитель с октобоксом выполнял, как всегда, роль рисующего света, осветитель со стандартным рефлектором — роль контровика. Дорожки в парке были аккуратно подметены, но мы приложили немного усилий и ногами переместили павшую, но ещё яркую листву под ноги модели.

Подсвеченная при помощи двух источников света, без неестественного в данном случае затемнения заднего плана, девчушка с длинными блондинистыми волосами в ярком расшитом пальто и в лаковых сапожках шикарно получилась на ковре из желтых листьев.

Сделав необходимое количество дублей, меняя общий план на крупный и наоборот, фотограф добилась необходимого результата.

Заказчика вполне устроило, как выглядит снимаемая одежда, чёткая проработка деталей, фактура ткани и вышивки. Предстояла работа над следующим образом.

Светлое пальто с однотонными вкраплениями, золотистые сапожки и завершающая картину белая шапочка потребовали более контрастного фона. Первый вариант съёмки модели в зелёной арке с уходящей вдаль перспективой, в принципе, оказался неплох, но всё-таки чего-то не хватало.

Заказчик просил для светлой одежды более фактурной проработки. Посмотрели по сторонам и переместились к подножью большого дуба. Не знаю, сколько ему лет, но думаю, что много. Корни дуба, выступая из земли, выполнили роль кресла, на которое и посадили модель. Добавили мощности осветителям, немного прикрыли диафрагму — и получилась девочка в вечернем лесу.

Попробовали переместиться на площадку к зданию. Применение вспышек вновь позволило нам создать картинку, не имеющую ничего общего с естественным освещением на улице. Для полного удовлетворения кадром не хватало только, чтобы окна в доме, на фоне которого мы снимали модель, были зажжены, но на это повлиять у нас не было никакой возможности. Увы, на панели управления осветительных приборов Hensel нет такой кнопки.

Закончили тестовую съёмку мы опять в «лесных зарослях».

Применение мобильного импульсного света Hensel Porty 1200 позволило нам в условиях малоконтрастного осеннего дня сделать яркие и сочные кадры фотографируемой одежды. Полученный результат удовлетворил заказчика, тендер на проведение фотосъёмки коллекции одежды для детей мы выиграли. Предстоит большая работа на «зимней съёмочной площадке», что-то будет сниматься в студии, что-то на природе. Мы обязательно поделимся с вами нашими впечатлениями от поведения мобильного генератора при съёмке в более холодную погоду.

Все полные характеристики Hensel Porty 1200 есть на сайтах производителя и продавца, перечислять их здесь нет смысла. Скажу только, что главное преимущество кроется уже в названии — портативность и мощность 1200 Дж. При подключении одной головы мощность прибора можно регулировать ступенями 1200, 900, 600 и 300 Дж, плюс есть кнопка плавной регулировки, на дисплее крупные цифры покажут вам, в какую сторону производится коррекция.

Если подключить две головы, то можно комбинировать мощность приборов в соотношении 600–600, 300–300, 900–300, 600–300 Дж. Удобно, регулировка не вызывает никаких сложностей, а в сочетании с применяемым при съёмке радиосинхронизатором Hensel 3950 strobe visart плавную подстройку фотограф может производить, не сходя с места, просто нажимая на «+» или «-».

Генераторный блок небольшой и нетяжелый, полного заряда батареи хватает на 300 вспышек максимальной мощности, а так как максимальной мощности нам не требовалось, одной батареи нам с лихвой хватило на всю съёмку.

Сами осветительные головки, по сравнению со студийными моноблоками, имеют меньшие вес и габариты, что обеспечивает устойчивость приборов на штативах за счёт более низкого центра тяжести. Толстые сетевые кабели фиксируются в гнезде генератора разъёмом с накидной гайкой, это исключает прерывание контакта в самый неподходящий момент фотосъёмки и позволяет переносить генератор в случае необходимости не за ручку, а за шнуры.

Работа на пленэре: 8 необходимых рекомендаций!

Ignacio de Leon y Escosura. El patio del artista 1875

1. Выбор места расположения

Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.

Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.

  • Как правильно определить линию горизонта в картине?
  • Как правильно рисовать пейзажи с деревьями?

2. Необходимость головного убора

Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.

Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:

Georges d’Espagnat. Woman painting in the Open Air. 1912-14

3. Этюдник

Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.

Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!

4. Скорость работы

Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.

Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.

Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.

Fernand Allard-L’Olivier. Le Jardin de L’artiste

5. Перерывы в рисовании

Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.

6. Формат работ

Размер этюдов лучше брать небольшой – от 10х15 см до альбомного формата. Больший размер потребует большего времени и красок.

И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».

Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра

John Singer Sargent. Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885

7. Постоянно сравнивайте

В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.

Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.

8. Детальность этюда

В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.

Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)

Определитесь с местом для работы

Найдите удаленное место, чтобы избежать неловких разговоров.

Как городские, так и загородные пейзажи предлагают большое множество отличных мест для рисования, давая вам возможность практиковаться и учиться новому.

Вам нравится работать в одиночестве, создавая свои произведения? Если вам не комфортно находиться рядом с незнакомыми людьми, комментирующими вашу работу, вы, вероятнее всего, захотели бы отправиться далеко в лоно природы, избегая тем самым оживленных улиц. Хороший совет в таком случае — надевайте наушники, если хотите избежать общения с прохожими.

С другой стороны, вам может понадобиться носить с собой визитную карточку на случай, если кто-то из прохожих заинтересуется покупкой ваших картин.

8 простых секретов рисования на пленэре!

Пленэр  (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.

Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.

Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).

Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.

В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Боке и диафрагма

При съемке на открытом воздухе вы можете использовать светосильный объектив с диафрагмой 2,8 или шире. Это позволит получить приятное размытие заднего плана, что делает портрет не только более привлекательным, но и визуально отделяет модель от фона. Если вы хотите получить красивое боке на фотографии, убедитесь, что между моделью и любым элементом фона (таким как дерево или здание) есть достаточное расстояние. Чем меньше расстояние между моделью и фоном, тем сложнее получить боке. Также отметим, что на самом деле красивое боке получается не от использования широкой диафрагмы и достаточного расстояния между моделью и фоном. Это помогает, но не является определяющим. Боке создается мелкими источниками света или бликами, например, солнечным светом или синим небом, проглядывающим сквозь листву деревьев.

Голубое небо намного ярче, чем листья в тени, и этот контраст создает великолепное боке на фоне. Так что есть существенная разница между простым размытием однородного фона и получением красивого боке. Попытайтесь найти подобное освещение, если вы хотите получить красивый фон.

Соберите все самое необходимое

Французские мольберты приспособлены для работы с большими картинами, но они слишком громоздкие.

По мере того как растет популярность пленэрной живописи, растет и ассортимент материалов для изобразительного искусства, в частности, это касается мольбертов. Огромный выбор мольбертов, от проверенных временем французских мольбертов, до современных пленэрных и легких переносных. Не стоит пугаться: нет неправильного выбора, и вам не нужно начинать свой выбор с чего-то необычного. 

Небольшие переносные мольберты вмещают в себя картину и расходные материалы. Они бывают разных размеров и прикрепляются к штативу фотографа. Они созданы под оптимальный размер картины (к примеру, 9 x 12 дюймов). Вы можете работать и с другими размерами, но мольберты с оптимальным размером служат еще и в качестве переноски картин, позволяя вам нести 2 или даже 3 влажных картины внутри коробки. Вы также можете хранить в них свои краски.

Большим преимуществом французского мольберта является то, что он может вместить большие картины. Так же, как и в переносных мольбертах, он позволяет вам хранить щетки и краски внутри своей раздвижной двери. Одним из недостатков является то, что он относительно громоздкий и неудобный для установки.

На рынке есть целый ряд легких мольбертов, в том числе микро мольберт Strada. Они отлично подходят для путешествий на самолете или для транспортировки в рюкзаке

Обратите внимание, что они могут быть неустойчивыми в ветреные дни

Если вы предпочитаете рисовать сидя, вам также понадобится легкий стул и зонтик, чтобы на рисунок не попадал прямой солнечный свет.

Особенности фотосъёмки на природе

Фото пленэр можно по праву считать одним из самых любимых жанров многих фотографов и моделей.

  • Во-первых, съёмка на природе позволяет не ограничивать себя пространством студии , ведь возможное поле деятельности поистине огромно: от осеннего парка и суматошных городских улиц до молчаливого леса или романтичных старых развалин. А освещение, меняющееся в течение дня, даёт возможность сделать неповторимые кадры.
  • Во-вторых, естественные условия фото пленэра позволяют модели чувствовать себя максимально легко и непринуждённо , открываясь творчеству. Работая в тандеме с опытным фотографом, достигается абсолютная свобода самовыражения. Поэтому, при должном мастерстве фотографа и смелости модели, съёмка на открытом воздухе может стать отличным выбором для фотосессии в стиле ню. Дневное освещение и окружающая природа особым образом подчеркнут естественную красоту модели.

Не стоит забывать и о финансовой части вопроса — дополнительные затраты на такую фотосессию сводятся к стоимости жетона на метро или билета на пригородную электричку.

Материалы для изобразительного искусства

Я использую два рулона бумаги: один для больших и ярких картин, а другой для небольших акварельных зарисовок.

Пленэрная живопись подходит для работы в любых условиях. Гуашь растворяется в воде, быстро сохнет и легко транспортируется, поэтому является хорошим материалом для работы. Популярными брендами являются Holbein и Windsor & Newton. 

Моим любимым аксессуаром для работы с пленэрной живописью являются пластмассовые доски или холсты – они прочные и при этом легкие для транспортировки. Сюда же входят кисти и растворитель, коробка для переноски влажных картин и пластиковые продуктовые пакеты для сбора грязных тряпок. Для отработки композиций карандаши и блокнот также будут весьма полезны.

Наталья Наумова и Людмила Орлова

Наталья Наумова (справа) и Людмила Орлова (слева)

— Тема пленэра «Народы края» понравилась. Потому что сегодня можно наблюдать такую тенденцию, что старое безвозвратно уходит и в истории образуется пустота. Большинство людей сегодня называют себя «людьми мира» — они легко путешествуют, могут вступать в браки с иностранцами, быть некатегоричными в вопросах веры. Нет той строгости и принципиальности с которой раньше блюлись традиции предков. Отчасти это хорошо, отчасти — плохо.

— Мы работаем преподавателями в детской школе искусств (Наташа в Черноисточинской ДШИ, Людмила в Николо-павловской ДШИ) и готовясь к урокам обнаружили что у нас существует много пробелов — потеряны огромные куски истории. Однажды я начала готовиться к теме урока «Кукла своими руками», начала собирать материал и поняла, что чем глубже начинаешь изучать тему, тем острее сталкиваешься с проблемой скудности информации. Буквально собираем информацию по крупицам. Изучая историю начинаем всё больше и больше гордиться своими предками: раньше люди были близки к природе, досконально ее знали и понимали, всё что они делали было наполнено смыслом. Даже дома раньше строили со смыслом, грамотно. Хочется знать свои корни, культуру и историю. В творчестве художника все это отражается на подсознательном уровне и каждый преследует свои цели. Раньше искусство заменяло фотографию самым важным было реалистическое изображение.

Искусство сегодня меняется

— Не какое-то его направление, а скорее цели в искусстве. У каждого они свои. Просто кроме цели — изобразить как можно реальнее, актуальны ещё и другие — передать эмоцию, атмосферу, настроение, свою философию восприятия мира. Передать через визуальные картины ощущения… Художникам необходимо чувствовать «дух времени», быть актуальными.

К искусству надо быть готовым

— Узнавать, читать, заниматься самообразованием, брать проводника, который рассказал бы вам что-то о картинах. Когда смотрите картины необходимо постоянно делать привязку ко времени, когда жил художник. Например, «Черный квадрат» Малевича. Сейчас такой нарисуют, а это уже не то будет — тогда же его поняли. Поняли, почему он нарисовал эту картину и что это значило. Тогда ведь была революция. Считалось, что хорошего в искусстве ничего нет, что вообще искусства нет. Черный квадрат – это как обнуление, самая нижняя черная точка после которой начинается рост и настоящее искусство.

О наболевшем

— У современных художников стало мало практики. Мы учились в институте в Нижнем Тагиле: у нас было 300 часов практики. Сегодня у обучающихся их всего – 30. Стало меньше педагогов — везде идёт оптимизация, сокращение. Отсутствие практики негативно скажется как на самом художественном процессе, так и на дальнейшем обучении детей. Получить знания без практики невозможно. Отсутствие практики приводит к неумение видеть и замечать. Ребенок нарисует, а неподготовленный учитель ему скажет, что это плохо и неправильно. Так с лёгкостью можно загубить талант какого-то ребёнка.

Выгодно быть художником?

— Кому как повезет. Кто-то хорошо продается, кто-то нет. Есть еще что-то свыше. Например, у какого-то художника картины хорошие, а не продаются. У другого чуть хуже нарисованы, а продаются хорошо.

Создавайте как можно больше рисунков

Кофейни и дома престарелых — превосходные места для набросков. Люди, как правило, работают там до сих пор.

В следующий раз я расскажу, какое снаряжение вам понадобится, чтобы начать ваше приключение в мир пленэрной живописи, но инструментом номер один является альбом для рисования. Держите всегда под рукой один на все случаи жизни. Пусть он займет место вашего мобильного телефона, когда вы находитесь в кабинете у врача или в кафе. Углубите визуальное понимание.

Как только вы начнете работать с пленэрной живописью, как вы думаете, что вам понадобится в первую очередь? Прежде всего, поймите, что любой носитель, который вы используете в студии, можно вынести на улицу. Сюда можно включить цифровые, пастельные, акриловые… дальше можете продолжить сами. 

Живопись на свежем воздухе схожа с кемпингом: она требует предварительной подготовки. В студии все, что вам нужно, находится в пределах вашей досягаемости. Но, вот что удивительно, как часто, выйдя на улицу, вы понимаете, что забыли какой-то пустяк, который приводит вашу затею в настоящий хаос. Моя самая распространенная ошибка в работе с пленэрной живописью –я все время забываю принести пластиковый пакет для продуктов, чтобы сложить туда все мои грязные тряпки. Я не могу сосчитать, сколько раз меня ловили именно в тот момент, когда мне некуда было положить целую горсть грязных бумажных полотенец.

Так что первое, что вам необходимо сделать, это собрать пленэрный «комплект» со всем необходимым. Здесь абсолютно не нужно фантазировать, просто соберите его в соответствии с вашим стилем работы. 

Одна интересная вещь, которую я предлагаю, заключается в том, чтобы установить для себя своего рода ритуал «возвращения домой»: почистите кисти и палитру, замените использованную краску, соберите свои мешки для мусора. В следующий раз, когда вы решите сбежать из студии для работы на природе, вы будете во всеоружии.