Какая судьба у русских из первой волны эмиграции

Оглавление

Зинаида Гиппиус. Декаданс и Муссолини


Наш список открывает звезда Серебряного века, русская поэтесса, писательница и критикесса Зинаида Гиппиус, одна из основоположниц русского символизма. Судьба ее печальна. Она родилась в 1869 году в обрусевшей семье немецких дворян. Подвижная, активная и любознательная Зинаида любила читать и с детства писала стихотворения. В 1881-м году ее отец, Николай Гиппиус, трагически скончался от туберкулеза — это нанесло юной Зинаиде страшную травму.

Склонность к опасному заболеванию унаследовали все четверо дочерей Гиппиуса, поэтому мать решила переехать с детдьми в теплый Крым. Там Зинаида немного оправилась от горя, отдавшись совсем не девичьим, по меркам тех лет, развлечениям — поэтическим состязаниям и скачкам. Из Крыма семья перебралась в Тифлис (современный Тбилиси), и еще некоторое время путешествовала по югу Империи, пока, наконец, в Боржоми восемнадцатилетняя Зина не познакомилась с будущим мужем — обаятельным интеллигентом Дмитрием Мережковским. Они полюбили друг друга и вскоре сыграли скромную свадьбу.

В Петербурге 1880-х супруги вели активную литературную жизнь, общались с издателями, молодыми поэтами и писателями. Они жили небогато, но вполне счастливо

Ближе к концу XIX-ого столетия поэзия Гиппиус привлекла внимание серьезных критиков. Она опубликовала стихотворение «‎Посвящение», где были строки:

Февральский переворот 1917 года Мережковский и Гиппиус поначалу встретили восторженно, но их настроения быстро изменились. Октябрьские события, получившие впоследствии название Великой Октябрьской Революции, повергли супругов в ужас. Зинаида писала о тех страшных днях голода, крови и погромов:

Три года они жили впроголодь, обдумывая варианты бегства из страны. В конечном итоге, в 1920 году они получили разрешение на выезд из города — под чтения лекций красноармейцам по истории и мифологии Древнего Египта. На дворе стоял ледяной декабрь, канун Рождества — они добирались до Белоруссии поездом, в деревянном вагоне. Оттуда перебрались в Польшу, а после — в Париж. Там они на какое-то время обрели покой и вновь почувствовали творческую свободу среди эмигрантов первой волны. Но ближе к 1930-м антирусские настроения во Франции сделали жизнь супругов невыносимой. Однако появился вариант для переезда: в то время Мережковский выступал с лекциями в Италии, где имел успех, и получил личное приглашение на постоянное место жительства от фашистского диктатора Бенито Муссолини. Испытывая сильнейшую ненависть к «‎красным», супруги охотно приняли приглашение и в течение 30-х нередко публично выступали с осуждениями в адрес властей СССР.

В 1941-м году Мережковский допустил роковую ошибку, заигравшись в войну с ветряной мельницей большевизма. 22 июня он обратился к жителям оккупированной Франции в радиоэфире, где прокомментировал нападение на свою родную страну и сравнил Гитлера с Жанной д’Арк, призванной спасти мир от власти дьявола (то есть, Сталина и коммунистов). Этого ему не простили ни политики, ни народ, ни коллеги по цеху. Вскоре после своей «‎судьбоносной» радиоречи муж Зинаиды Гиппиус умер, оставив ее в одиночестве — преданную остракизму и забытую. Зинаида, угасшая звезда русского символизма, стала персоной нон-грата во всех кругах, которые раньше мечтали о ее обществе. Она скончалась в Париже спустя четыре года после смерти мужа — в 1945-м, рядом с ней остался лишь ее преданный помощник, секретарь Злобин.

Аркадий Аверченко

До революции жизнь писателя складывалась замечательно. Он был главным редактором юмористического журнала, который пользовался огромной популярностью. Но в 1918 году все резко изменилось. Издательство было закрыто. Аверченко занял отрицательную позицию по отношению к новой власти. С трудом ему удалось добраться до Севастополя — города, в котором он родился и провел ранние годы. Писатель уплыл в Константинополь на одном из последних пароходов за несколько дней до того, как Крым был взят красными.

Сперва Аверченко жил в Софии, затем в Белгороде. В 1922 году уехал в Прагу. Жить вдали от России ему было сложно. Большая часть произведений, написанных в эмиграции, пронизана тоской человека, вынужденного жить вдали от Родины и лишь изредка слышать родную речь. Впрочем, в Чехии он быстро приобрел популярность.

В 1925 году Аркадий Аверченко заболел. Несколько недель провел в Пражской городской больнице. Умер 12 марта 1925 года.

Лица без гражданства

15 декабря 1921 года в РСФСР был принят декрет, согласно которому многие категории бывших подданных Российской империи лишались прав на российское гражданство, в том числе пробывшие за границей беспрерывно свыше 5 лет и не получившие своевременно от советских представительств заграничных паспортов или соответствующих удостоверений.

Так многие российские эмигранты оказались лицами без гражданства. Но их права продолжали защищать прежние российские посольства и консульства по мере признания соответствующими государствами РСФСР, а затем СССР.

Целый ряд вопросов, касающихся российских эмигрантов, можно было решить только на международном уровне. С этой целью Лига Наций приняла решение ввести должность верховного комиссара по делам русских беженцев. Им стал знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В 1922 году появились специальные «нансеновские» паспорта, которые выдавались русским эмигрантам.

Вплоть до конца XX века в разных странах оставались эмигранты и их дети, жившие с «нансеновскими» паспортами. Так, старейшина русской общины в Тунисе Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн получила новый российский паспорт только в 1997 году.

[править] Ссылки

  • Русская эмиграция на Викискладе
  • Русская эмиграция. Энциклопедия «Всемирная история»
  • Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом
  • Коллекция газет русского зарубежья на сайте Электронной библиотеки ГПИБ
  • Русский мир в XX веке
  • Кречетников А. Пять волн российской эмиграции (рус.). Русская служба Би-би-си (2012-12-26). Архивировано из первоисточника 27 декабря 2012. Проверено 26 декабря 2012.
  • Бегство из России // russkiymir.ru
  • Россию ожидает эмиграция пятой волны… или гостеприимная страна тюльпанов — для избранных // newsdays.org
  • д/ф «Русский ум и тайны мироздания» (РТР, 2015)
Россия Киевская Русь (колонии) • Новгородская республика • Ордынская Русь • Великое княжество Владимирское • Великое княжество Московское • Российское царство • Российская империя (колонии, проекты) • Российская республика • РСФСР • СССР • Российская Федерация • Территориально-политическая экспансия России • Русская государственность 
Культура Русский язык • Литература • Музыка • Искусство • Кинематограф • Интернет • Кухня • Театр • Балет • Архитектура • Имена • Телевидение 
Отношение к религии(алфавитный порядок) Атеизм • Православие • Старообрядчество (основные)Духоборы • Ислам • Католицизм • Молокане • Протестантизм • Родноверие/Неоязычество • Субботники (малочисленные) 
Основы Антропология • История • Правители • Русская цивилизация • Русский дух • Русский мир • Скифы • Численность • Фольклор • Этнографические группы • Этнонимы (Великороссы, Русаки, Русичи, Русы) • Этногенез руси • Поморы 
Явления и разное Русское национальное движение • Русизм • Русофильство • Русофобия • Русоцентризм • Русификация • Дерусификация • Дискриминация русских • Какой русский не любит быстрой езды • Кацап • Молитва русских • Новые русские • Русская весна • Русская колонизация Сибири • Русские казаки • Русские не сдаются • Русские (группа) • Русские знаки • Русские сироты (песня) • Русский кисель • Русский прорыв
Россия Башкортостан, Дагестан, Чечня 
Бывший СССР Абхазия • Азербайджан • Армения • Белоруссия • Грузия • Казахстан • Киргизия • Молдавия • Таджикистан • Туркмения • УзбекистанУкраина: Киев • Винницкая • Волынская • Закарпатская • Киевская • Кировоградская • Львовская • Ровенская • Хмельницкая • Черкасская • ЧерновицкаяПрибалтика: Эстония • Латвия • Литва 
Восточная Европа Болгария • Республика Сербская • Польша • Сербия • Чехия • Хорватия 
Западная Европа Италия • Финляндия • Франция • ШвецияВеликобритания: Лондон 
Северная и Южная Америки Аргентина • Боливия • Бразилия • Канада • Мексика • США • Уругвай 
Азия Израиль • Индия • Иран • Корея • Непал • Япония • ТурцияКитай: СУАР • Шанхай • Харбин • Дальний 
Океания Австралия • Новая Зеландия 
Африка Мозамбик 
Эмиграция Белая • Религиозная

Волны эмиграции

Самые крупные волны эмиграции в истории России связаны с революцией 1917 года. За пять лет Россию по разным причинам покинуло до 3 миллионов человек. Большая часть — это так называемая «белая эмиграция».

Кроме оттока рабочего и крестьянского населения, послереволюционная эмиграция «вымыла» из страны большую часть творческой интеллигенции.

Федор Шаляпин — человек, оказавший огромное влияние на мировое оперное искусство, эмигрировал из страны 29 июня 1922 года. В 1917 году эмигрировал Сергей Рахманинов, в 1922 году был выслан Николай Бердяев. В 1919 году принял решение об эмиграции авиаконструктор Игорь Сикорский. В 1920 году эмигрировал Иван Бунин. В 1921 году оставил Россию Василий Кандинский. В 1920 году эмигрировал из России Алексей Бродович, которого можно назвать «отцом глянцевой журналистики». В США Бродович стал арт-директором модного журнала Harper’s Baazar и изменил представление о дизайне и фотографии.

Вторая волна эмиграции XX века связана с Великой Отечественной войной. Она коснулась лиц, отказавшихся от репатриации в СССР.

Следующая серьезная волна эмиграции была связана с «холодной войной» (1948-1990). За это время СССР покинуло больше полутора миллионов граждан. Выезжали они в основном в Германию, Израиль и США.

Причины первой волны русской эмиграции

Люди покидают свою родину по экономическим, политическим, социальным причинам. Миграция — процесс, который в разной степени происходил во все времена. Но характерен он прежде всего для эпохи войн и революций.

Первая волна русской эмиграции — явление, аналога которому нет в мировой истории. Пароходы были переполнены. Люди были готовы терпеть невыносимые условия, лишь бы покинуть страну, в которой победили большевики.

После революции члены дворянских семей подверглись репрессиям. Те, что не успели убежать за границу, погибли. Были, конечно, исключения, например, Алексей Толстой, которому удалось подстроиться под новый режим. Дворяне, не успевшие либо не пожелавшие уезжать из России, меняли фамилии, скрывались. Одним удавалось прожить под чужим именем много лет. Другие, будучи разоблачены, попадали в сталинские лагеря.

Начиная с 1917-го, Россию покидали писатели, предприниматели, художники. Есть мнение, что европейское искусство XX века немыслимо без русских эмигрантов. Судьбы людей, оторванных от родной земли, были трагичны. Среди представителей первой волны русской эмиграции немало всемирно известных писателей, поэтов, ученых. Но признание не всегда приносит счастье.

Какова причина первой волны русской эмиграции? Новая власть, которая проявляла симпатию к пролетариату и ненавидела интеллигенцию.

Среди представителей первой волны русской эмиграции не только творческие люди, но и предприниматели, которым удалось сколотить состояния собственным трудом. Среди фабрикантов были и те, что сперва радовались революции. Но недолго. Вскоре они поняли, что и им нет места в новом государстве. Фабрики, предприятия, заводы были в Советской России национализированы.

В эпоху первой волны русской эмиграции судьбы обычных людей мало кого интересовали. Не волновала новую власть и так называемая утечка мозгов. Люди, оказавшиеся у руля, полагали, что для того чтобы создать новое, следует разрушить все старое. Советскому государству не нужны были талантливые писатели, поэты, художники, музыканты. Появились новые мастера слова, готовые донести до народа новые идеалы.

Рассмотрим более подробно причины и особенности первой волны русской эмиграции. Краткие биографии, представленные ниже, создадут полную картину явления, имевшее страшные последствия как для судеб отдельных людей, так и для всей страны.

Федор Шаляпин

Знаменитый оперный певец покинул Россию, можно сказать, не по своей воле. В 1922 году он находился на гастролях, которые, как показалось властям, затянулись. Длительные выступления в Европе и США вызвали подозрения. Тут же отреагировал Владимир Маяковский, написав гневное стихотворение, в котором были такие слова: «Я первый крикну — обратно катить!».

В 1927 году певец пожертвовал сборы от одного из концертов в пользу детей русских эмигрантов. В Советской России это восприняли как поддержку белогвардейцев. В августе 1927 года Шаляпина лишили советского гражданства.

В эмиграции он много выступал, даже снялся в фильме. Но в 1937-м у него обнаружили лейкоз. 12 апреля того же года знаменитый русский оперный певец скончался. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Репатриации после мировой войны

Массовый характер вторая волна эмиграции приобретает во время Второй мировой войны, когда сотни тысяч советских граждан — военнопленные, депортированные с оккупированных территорий (остарбайтеры) и коллаборационисты — оказываются за пределами Советского Союза. К концу войны за границей остается в живых более 5 миллионов человек, которых СССР считает своими гражданами — и подавляющее большинство из них стремится вернуться домой. 

На Ялтинской конференции Сталин, Черчилль и Рузвельт достигают соглашения, согласно которому репатриация становится обязательной. В международном праве послевоенной Европы появляется понятие displaced persons — под «перемещенными лицами» понимаются насильственно угнанные нацистами жители оккупированных территорий. По данным Международного комитета Красного Креста, численность «перемещенных лиц», которые потеряли за годы Второй мировой войны родину и имущество, составляет почти 60 миллионов человек. Из них чуть больше четверти всех беженцев (приблизительно 15,5 миллионов) находится в Европе. Касается решение о принудительной репатриации и коллаборационистов — только в вермахте и вспомогательной полиции во время войны, по разным оценкам, служит около 1,2 миллионов человек из Советского Союза.

Камень преткновения — вопрос о том, по границам какого года стоит отсчитывать территорию СССР. Советское правительство настаивает на дате 21 июня 1941 года, когда Германия напала на СССР, союзники же берут за точку отсчета 17 сентября 1939 года — день советского вторжения в Польшу. Благодаря этому в Советский Союз принудительно не высылают жителей Прибалтики, Западной Украины, Беларуси, Бессарабии и Северной Буковины — именно они составляют костяк этой волны «невозвращенцев». 

Другим болезненным для советского руководства вопросом становятся права человека. CША и Великобритания настаивают: «перемещенные лица» должны сами решать, возвращаться ли им в СССР. В Советском Союзе смена подданства или выражение эмигрантских настроений регулировались политической статьей 58 УК РСФСР и приравнивалось к шпионажу, антисоветскому заговору и контрреволюционной агитации с минимальным наказанием 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. 

Впрочем, разделение советских displaced persons на возвращенцев, колеблющихся и невозвращенцев имеет значение только в зонах англо-американских войск. Здесь же разворачивается охота за умами — профессора, доктора и кандидаты наук, инженеры и редкие специалисты, способные усилить интеллектуальный потенциал Запада, получают предложения остаться и получить работу. Важную роль в их интеграции играет Толстовский фонд под руководством Александры Толстой. Младшая дочь писателя пытается не допустить репатриации власовцев — она считает их патриотами погубленной большевиками России. На фоне этого проходят насильственные выдачи в руки НКВД власовцев и казаков, которые получают ярлык «малограмотных». 

В зонах действиях Красной армии все «перемещенные лица», которых СССР считает своими гражданами, были репатриированы независимо от их гражданства и настроений. Большинство интернированных советских граждан оказалось на Западе не по своей воле и стремилось обратно в СССР, а руководство страны нуждалось в притоке рабочей силы, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство.

К 1 марта 1946 года по Ялтинским соглашениям в Советский Союз возвращается более пяти миллионов человек. Многие из них по обвинению в коллаборационизме оказываются в лагерях ГУЛАГа. За рубежом остается от 500 до 700 тысяч человек, подавляющее большинство которых — жители западных окраин, многие из которых категорически не готовы жить в Советском Союзе. 

Первая волна эмиграции (1918-1922) – «белая»

Эта волна началась после Октябрьской революции 1917 года. Ее представители:

  • дворяне
  • священники
  • предприниматели
  • офицеры царской армии
  • казаки

Все они под страхом репрессий со стороны большевиков тысячами покидали родные места. Многие из них оседали на территориях, контролируемых германскими и австро-венгерскими войсками, другие сразу уезжали в Европу или Америку. Когда армии Юденича, Колчака и Деникина начали борьбу с большевиками, многие состоятельные жители Москвы и Петрограда переехали в города, занятые белогвардейцами. По мере наступления Красной Армии беженцы были вынуждены уезжать за границу.

Тысячи «белых» эмигрантов надеялись отсидеться в Крыму под защитой войск барона Врангеля. Но в 1920-м году им всем пришлось эвакуироваться в Турцию и балканские государства. Последние корабли в ноябре 1920 года увезли из портов Крыма около 80 тысяч военных и 60 тысяч гражданских лиц. Всего за время Гражданской войны из России уехало, по разным данным, от 1 до 3 миллионов человек. Многие из них перебрались в Югославию, Германию, Францию, США, Канаду, северную часть Китая. К эмигрантам первой волны принадлежат такие известные люди, как писатель Иван Бунин, авиаконструктор Игорь Сикорский, изобретатель Владимир Зворыкин.

Выделяют, как правило, 4 волны русской эмиграции

Первая волна, или как её ещё называют, белая эмиграция, имела место быть в период между 1918 и 1923 годами. Революция и Гражданская война, развязавшаяся при советской власти, вынудила многих военных и гражданских лиц покинуть родину. Кроме того, в то время был ужасный голод, от которого измученный народ стремился убежать в поисках лучшей жизни. Большевистский режим вызвал массу недовольств и протестов. Единственным возможным выходом для многих граждан на тот момент стала эмиграция. Российским гражданам, пребывающим за рубежом по долгу работы или по учёбе был запрещён въезд в страну. В то время Россия потеряла многих выдающихся художников, поэтов, учёных и писателей, которые были депортированы по тем или иным причинам. Около 3 миллионов человек получили гражданство в Германии, США, Канаде, Польше и Франции. В общей сложности, до 1938 года было депортировано порядка 4 миллионов человек.

Вторая и, пожалуй, самая массовая волна эмиграции пришлась на период с 1938 по 1947 годы. Всему виной стала Вторая мировая война. На этот раз из страны выехали 10 миллионов человек. Это были в большей степени советские военнопленные, а также бывшие жители Российской империи, проживающие до войны в странах Западной Европы. Все вышеперечисленные люди поселялись в Канаде, Австралии, США и странах Латинской Америки.

Третья волна русской эмиграции зародилась в 1948 году. Диссидентское движение и холодная война стали причиной того, что многие люди добровольно покидали страну, хотя всё довольно сильно ограничивалось властями. В это время Аксёнов, Довлатов, Бродский и многие другие известные литераторы, художники и учёные были среди тех, кому пришлось покинуть родину. До 1990 года более 1 миллиона человек уехали за границу.

Четвёртая волна эмиграции с 1990 года и до распада СССР произошла на фоне того, что существовавший коммунистический уклад изжил себя, общество стало искать новые пути развития, пока ещё не совершенные. В связи с низким качеством жизни и плохим экономическим положением страны люди двинулись на запад. Они хотели нормальной жизни в стране, где налажена система образования и здравоохранения, где рабочие получают хорошие зарплаты, на которые могут позволить себе жить достойно.

Примечательно, что примерно у каждого пятого эмигранта было высшее образование или учёная степень. Что ж, на пути становления державы всегда есть подводные камни. Главное – вовремя их рассмотреть и попытаться найти верные пути решения проблемы.

Волны русской эмиграции, по сути, не ограничиваются одним лишь двадцатым веком, хотя это время действительно – одно из самых запоминающихся и «ярких» в этом отношении. Эмиграция сегодня стала восприниматься как неотъемлемая часть нашего общества. И тот, кто хочет, всегда найдёт возможность и причины для выезда за границу. Посмотрим, что подарит нам век двадцать первый.

Владимир Набоков

Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы покинул Россию навсегда. Им удалось вывести часть фамильных драгоценностей, что спасло от нищеты и голода, на которые обречены были многие русские эмигранты.

Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году переехал в Берлин, здесь зарабатывал на жизнь уроками английского. Иногда публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди героев Набокова немало русских эмигрантов («Защита Лужина», «Машенька»).

В 1925 году Набоков женился на девушке из еврейско-русской семьи. Она работала редактором. В 1936-м была уволена — началась антисемитская кампания. Набоковы уехали во Францию, поселились в столице, часто бывали в Ментоне и Канне. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который уже спустя несколько недель после их отъезда был оккупирован немецкими войсками. На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света.

В Соединенных Штатах Набоков читал лекции. Писал он как на русском, так и на английском. В 1960 году вернулся в Европу, поселился в Швейцарии. Русский писатель скончался в 1977 году. Могила Владимира Набокова находится на кладбище в Кларане, расположенном в Монтре.

Литературно-общественные издания русской эмиграции

Одним из самых влиятельных общественно-политических и литературных журналов русской эмиграции были «Современные записки» , издававшиеся эсерами В.Рудневым, М.Вишняком, И.Бунаковым (Париж, 1920–1939, основатель И.Фондаминский-Буняков). Журнал отличался широтой эстетических взглядов и политической терпимостью. Всего вышло 70 номеров журнала, в которых печатались наиболее известные писатели русского зарубежья. В «Современных записках» увидели свет: Защита Лужина
, Приглашение на казнь
, Дар
Набокова, Митина любовь
и Жизнь
Арсеньева
Бунина, стихотворения Иванова, Сивцев Вражек
Осоргина, Хождение по мукам
Толстого, Ключ
Алданова, автобиографическая проза Шаляпина. Журнал давал рецензии на большинство вышедших в России и за рубежом книг практически по всем отраслям знаний.

С 1937 издатели «Современных записок» стали выпускать также ежемесячный журнал «Русские записки» (Париж, 1937– 1939, ред. П.Милюков), который печатал произведения Ремизова, Ачаира, Газданова, Кнорринг, Червинскую.

Основным печатным органом писателей «незамеченного поколения», долгое время не имевших своего издания, стал журнал «Числа» (Париж, 1930–1934, ред. Оцуп). За 4 года вышло 10 номеров журнала. «Числа» стали рупором идей «незамеченного поколения», оппозицией традиционным «Современным запискам». «Числа» культивировали «парижскую ноту» и печатали Иванова, Адамовича, Поплавского, Блох, Червинскую, Агеева, Одоевцеву. Поплавский так определял значение нового журнала: «Числа» есть атмосферическое явление, почти единственная атмосфера безграничной свободы, где может дышать новый человек». В журнале публиковались также заметки о кино, фотографии, спорте. Журнал отличало высокое, на уровне дореволюционных изданий, качество полиграфического исполнения.

Среди наиболее известных газет русской эмиграции – орган республиканско-демократического объединения «Последние новости» (Париж, 1920–1940, ред. П.Милюков), монархическое выражавшее идею белого движения «Возрождение» (Париж, 1925–1940, ред. П.Струве), газеты «Звено» (Париж, 1923– 928, ред. Милюков), «Дни» (Париж, 1925–1932, ред. А.Керенский), «Россия и славянство» (Париж, 1928–1934, ред. Зайцев) и др.

Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской эмиграции – неотъемлемая часть русской культуры 20 в., блистательная и трагическая страница в истории русской литературы.

До XIX века

До XIX века в России было несколько волн миграции, связанных как с политической жизнью России, так и с религиозными реформами. В середине XVII века, сразу же после Собора 1667 года, в России началась религиозная миграция, усилившаяся во время правления царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. Самая большая группа религиозных эмигрантов переселилась на земли Речи Посполитой, в балканские владения Османской империи (Молдова и Валахия).

В 1685 году группа староверов-поповцев основала слободу Ветка в белорусском Полесье, под властью польского короля, которая стала 40-тысячным городом, центром старообрядческой эмиграции. После разгрома Ветки русскими войсками в 1764 году, старообрядцы были вынуждены переселиться ещё дальше — в Австрийскую империю.

Сохранялась в XVIII веке и политическая миграция. В 1708 году ушли в Турцию донские казаки-некрасовцы — участники восстания Кондратия Булавина. Султаны Османской империи дали им такие же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи некрасовцы поселились в области Добруджа (современные Болгария и Румыния), по соседству с ними жили переселившиеся сюда раньше беспоповцы и липоване. Казаки-некрасовцы соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге».

В XIX веке до Указа об отмене крепостного права эмиграцию из России ещё нельзя называть массовой. Однако в период с 1861-го по 1915 год Россию из-за аграрной перенаселенности покинуло 4,3 миллиона человек: крестьян, ремесленников и чернорабочих.

Положение русской литературы в изгнании

Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь . Но несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим. В прошлом у них была потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем – жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность. Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 1920-х стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться. Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью; большинство эмигрантов вынуждено было завербоваться на заводы «Рено» или, что считалось более привилегированным, освоить профессию таксиста.

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев , С.Булгаков, Н.Лосский , Л.Шестов , Л.Карсавин . Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин , Ив.Шмелев , А.Аверченко , К.Бальмонт , З.Гиппиус , Дон-Аминадо, Б.Зайцев , А.Куприн , А.Ремизов , И.Северянин , А.Толстой , Тэффи , И.Шмелев , Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева , М.Алданов , Г.Адамович , Г.Иванов, В.Ходасевич . Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина.

В то же время, в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствие массового читателя, крушение социально-психологических устоев, бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры. Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги. В 1930 Бунин писал: «Упадка за последнее десятилетие, на мой взгляд, не произошло. Из видных писателей, как зарубежных, так и «советских», ни один, кажется, не утратил своего таланта, напротив, почти все окрепли, выросли. А, кроме того, здесь, за рубежом, появилось и несколько новых талантов, бесспорных по своим художественным качествам и весьма интересных в смысле влияния на них современности».

Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность писателей, а многообразие свободных творческих поисков.

В новых непривычных условиях («Здесь нет ни стихии живого быта, ни океана живого языка, питающих работу художника», – определял Б.Зайцев) писатели сохранили не только политическую, но и внутреннюю свободу, творческое богатство в противостоянии горьким реалиям эмигрантского существования.

Развитие русской литературы в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшего поколения исповедовали позицию «сохранения заветов», самоценность трагического опыта эмиграции признавалась младшим поколением (поэзия Г.Иванова, «парижской ноты»), появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков , Г.Газданов). «Мы не в изгнаньи, мы в посланьи», – формулировал «мессианскую» позицию «старших» Д.Мережковский . «Отдать себе отчет в том, что в России или в эмиграции, в Берлине или на Монпарнасе, человеческая жизнь продолжается, жизнь с большой буквы, по-западному, с искренним уважением к ней, как средоточию всего содержания, всей глубины жизни вообще…», – такой представлялась задача литератора писателю младшего поколения Б.Поплавскому. «Следует ли напоминать еще один раз, что культура и искусство суть понятия динамические», – подвергал сомнению ностальгическую традицию Г.Газданов.

Гайто Газданов. Готовый сценарий фильма


История Гиппиус — довольно яркий, но типичный пример печальной судьбы поколения дворян, заставших революцию. Судьба писателя Гайто Газданова напоминает сюжет голливудского фильма, наполненного экшеном, драмой и мощным мотивирующим посылом — как одна из тех картин, после просмотра которой хочется взять и изменить что-то в своей жизни прямо сейчас.

Газданов родился в Санкт Петербурге в 1903 году, в семье лесовода средней руки. Его мать, утонченная выпускница высших женских курсов, дала сыну прекрасное образование, привив ему любовь к книгам и изящным искусствам. Из-за работы отца семье пришлось много путешествовать по России, и Гайто с детства полюбил поездки и приключения. В Полтаве он учился в кадетском корпусе, что, разумеется, сказалось на его воспитании и характере.

Гражданскую войну он застал в неполные 16 лет и возгорелся идеей «‎узнать, что такое война». Газданов присоединился к Добровольческому движению Врангеля — и год прослужил рядовым солдатом. Когда Белая армия отступала в Крым, успел эвакуироваться вместе с другими солдатами, и в Россию больше не вернулся. Ему было всего семнадцать.

Будучи, по сути, совсем ребенком, Гайто успел вкусить «‎прелестей» жизни нищего ветерана-эмигранта в Турции и Болгарии. В конце-концов, он добрался до Франции, где в поисках средств к существованию работал грузчиком в порту, слесарем на авто и даже мойщиком паровозов. Случалось и бомжевать под открытым небом. Параллельно Газданов преподавал французский и русский языки и мечтал получить высшее образование. Удача однажды улыбнулась трудолюбивому эмигранту: его способности по достоинству оценили в Сорбонне, Гайто поступил на историко-филологическом факультет и смог посвятить себя учебе и творчеству.

В 1929 году он опубликовал свой первый серьезный роман — «Вечер у Клэр»

На книгу обратили внимание многие французские критики и самые видные русские литераторы: Бунин, Горький. Спустя два года он стал членом парижского Союза молодых писателей и поэтов

Началась его литературная карьера — его признали «‎своим» в эмигрантском бомонде, он издавался в самой авторитетной зарубежной периодике. Несмотря на славу и известность, Газданов по ночам работал таксистом — представь, вызываешь ночью машину, чтобы уехать с вечеринки, а тебя забирает известный писатель.

Когда началась Вторая мировая война, Гайто не стал отсиживаться и мириться с засилием нацистов в городе, который стал ему родным. С 1942 года он присоединился к движению Сопротивления, помогал укрывать евреев и спасал советских военнопленных, печатался в подпольном журнале, издавал информационные бюллетени.

Через два года после окончания войны, в 1947 году Газданов наконец-то получил французское гражданство. С 1953 года и до конца жизни Газданов работал на радио «Свобода»: вёл передачи, посвящённые русской литературе, под псевдонимом Георгий Черкасов. В 1971 году писатель скончался от рака легких. За всю свою жизнь он написал девять романов, 37 рассказов, книгу очерков «На французской земле», а также десятки литературно-критических эссе и рецензий. Его рукописи хранятся в библиотеке Гарвардского университета в США.

Европа

На 1926 год в Европе, по данным Службы по делам беженцев Лиги Наций, официально были зарегистрированы 958,5 тысячи русских беженцев. Из них порядка 200 тыс. приняла Франция, около 300 тыс. – Турецкая Республика. В Югославии, Латвии, Чехословакии, Болгарии и Греции приблизительно проживали по 30-40 тыс. эмигрантов.

Первые годы роль перевалочной базы русской эмиграции играл Константинополь, однако со временем его функции перешли другим центрам – Парижу, Берлину, Белграду и Софии. Так, по некоторым данным, в 1921 году русское население Берлина достигало 200 тыс. человек – именно оно в первую очередь пострадало от экономического кризиса, и к 1925 году там остались не более 30 тыс. человек.