Оглавление
Радиолокационная станция Opana Point сообщила о нападении Японии за час до прибытия самолетов, однако адмирал Киммел решил ничего не делать
За радаром на Opana Point наблюдали рядовые Элиот и Локард. Они заметили сильный всплеск активности на приборах и обратились в Информационный Центр, который еще не полностью функционировал на тот момент. Сигнал был принят рядовым Макдональдом, который передал его единственному дежурному офицеру. Лейтенант Кермит Тайлер, проходящий обучение в Центре, решил, что точками на радаре являются бомбардировщики В-17, летящие с материка. Он сказал операторам: «Забудьте про это». Выше доклад не пошел, и адмирал Киммел просто ничего не знал. Так что вина лежит на рядовых сотрудниках и, частично, на тех, кто проводил обучение.
В научно-популярных и исторических СМИ
Речь рупора Перл-Харбора Речь перед Совместным заседанием Конгресса целиком. (3,1 МБ , формат ogg / Vorbis ). Читайте полный текст в Википедии «Свидание, которое будет жить в позоре» Раздел речи Перл-Харбора с известной фразой. (168 КБ , формат ogg / Vorbis ). |
|
Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ . |
- Атака на Перл-Харбор: иллюстрированная история Ларри Кимметта и Маргарет Регис — это тщательное воссоздание «Дня позора» с использованием карт, фотографий, уникальных иллюстраций и анимированного компакт-диска. В этой книге содержится подробный обзор атаки, начиная с ранних этапов японского планирования, вплоть до нападения на Линкор Роу и заканчивая спасением Тихоокеанского флота США.
-
На заре «Мы спали: Нерассказанная история Перл-Харбора » Гордона У. Прейнджа представляет собой чрезвычайно исчерпывающий отчет о событиях, приведших к нападению на Перл-Харбор, и большинство ученых считает его лучшей отдельной работой о рейде. Это сбалансированный отчет, отражающий как японскую, так и американскую точки зрения. Прейндж потратил 37 лет на изучение книги, изучая документы о Перл-Харборе и опрашивая выживших участников, чтобы попытаться составить наиболее исчерпывающий отчет о том, что произошло: японское планирование и исполнение, почему американская разведка не предупредила об этом и почему не было достигнуто мирное соглашение. . Книга является первой в так называемой «Трилогии Прейнджа» о книгах Перл-Харбора, написанных в соавторстве с Дональдом Гольдштейном и Кэтрин Диллон, двумя другими из которых являются:
- Перл-Харбор: Вердикт истории — анализ различных ревизионистских теорий, связанных с нападением.
- 7 декабря 1941 года: День нападения японцев на Перл-Харбор — воспоминания о нападении, рассказанные очевидцами.
- «День бесчестия » Уолтера Лорда был одним из самых популярных документальных рассказов о нападении на Перл-Харбор.
- «Перл-Харбор: окончательный приговор » Генри Клаузена и Брюса Ли рассказывает о сверхсекретном расследовании Клаузена событий, приведших к нападению на Перл-Харбор. Большая часть информации в этой книге все еще была засекречена, когда были опубликованы предыдущие книги.
- Обратный отсчет Перл-Харбора: Адмирал Джеймс О. Ричардсон, написанный шкипером Стили, представляет собой проницательный и подробный отчет о событиях, приведших к атаке. В своем всестороннем описании жизни и времен адмирала Джеймса О. Ричардсона Стили исследует четыре десятилетия американской внешней политики, традиционную военную практику, американскую разведку и административную сторону вооруженных сил, раскрывая в значительной степени нерассказанную историю событий, приведших к этому. к японской атаке.
- В «Документах Перл-Харбора: изнутри японских планов» , выпущенных Гольдштейном и Диллоном в 1993 году, использовались материалы из библиотеки Прейнджа для дальнейшего уточнения японской перспективы атаки, включая дневники некоторых офицеров и судовые журналы.
- Выжившие за жемчугом: свидетельства очевидцев своими словами Дика Дженсена. Дженсен рассказывает истории 18 военнослужащих, дислоцированных в Перл-Харборе в день нападения. Это рассказы от первого лица о том, что произошло в тот день.
- The Last Zero Fighter , выпущенный в 2012 году, основан на интервью, проведенных на японском языке в Японии с пятью японскими авиаторами, трое из которых участвовали в забастовке в Перл-Харборе: Канаме Харада, Харуо Йошино и Такеши Маэда. Летчики делятся своим личным опытом (переведенным на английский язык) в отношении личного опыта подготовки и проведения рейда на Перл-Харбор.
Завершение операции
До Китая долетели 15 Б-25, и все они разбились. 5 человек погибли, ещё 70 получили травмы и ранения. 8 человек попали в плен на японской территории, 4 из них были позже убиты. Экипаж капитана Эдварда Йорка решил нарушить госграницу СССР и сел на его территории. Так как СССР формально не воевал с Японией, то Йорк был интернирован.
Таким образом, группа Дулиттла понесла тяжелейшие потери. Даже самые опытные лётчики были выведены из строя на какое-то время. В то же время после бомбардировок Берлина советской авиацией в августе 1941-го все лётчики-красноармейцы вернулись на базу живыми и здоровыми.
Несмотря на бомбовую атаку, материальный ущерб для японцев был почти нулевым. Точное число погибших и раненых неизвестно до сих пор, но официальными признаны цифры в 50 убитых и 400 раненых.
Впрочем, рейд на Японию воодушевил американское общество, которое чувствовало, что солдаты США, погибшие в Пёрл-Харборе, отомщены. Да и командование японским флотом было деморализовано. Тем не менее руководство Америки всё-таки зря устроило эту атаку. Лучшие солдаты страны были выбиты из строя в тот момент, когда они были нужны на войне.
Примечания
- Линкоры Западная Вирджиния (BB-48) и Калифорния (BB-44) были потоплены в Пёрл-Харборе, а впоследствии подняты и возвращены в строй
- Parillo, 2006, p. 288
- Barnhart, Michael A. (1987), Japan prepares for total war: the search for economic security, 1919–1941 , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7, <https://books.google.com/books?id=q6hgAAAAIAAJ>
- Werner Gruhl (2007). Imperial Japan’s World War Two, 1931—1945 . Transaction Publishers. p.39. ISBN 978-0-7658-0352-8
- Document text, Peace and War, United States Foreign Policy 1931–1941 , Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1943, <https://www.ibiblio.org/pha/paw/Peace%20and%20War.html>. Проверено 8 декабря 2007.
- ↑ 12 Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997),Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7, <https://books.google.com/?id=ogwJAAAACAAJ>
- William Chalek (2002), 8. War Plan Orange, Guest of the Emperor , iUniverse, с. 45–52, ISBN 978-0-595-23996-2, <https://books.google.com/books?id=30KUgALzEF8C&pg=PA45>
- Edward S. Miller (2007), War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897–1945 , Naval Institute Press, с. , ISBN 978-1-59114-500-4, <https://books.google.com/books?id=uZ0Bw4c8vKwC>
- John Koster. Pearl Harbor 2.0
- Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay , Presidio, ISBN 0-89141-616-1
- Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), Kimmel, Short, and Pearl Harbor: the final report revealed , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0, <https://books.google.com/books?id=7jQfiAmaX9IC>
- Hellions of the Deep: The Development of American Torpedoes in World War II. By Robert Gannon, Published by Penn State Press, 1996, page 49.ISBN 0-271-01508-X
- Wetzler, Peter (1998), Hirohito and war: imperial tradition and military decision making in prewar Japan , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5, <https://books.google.com/books?id=BWqEkwH1KRMC>
- Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan , Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9, <https://books.google.com/books?id=FP2mPwAACAAJ>
- The Canadian Institute of Public Opinion . Gallup Poll Found 52p.c. of Americans Expected War,Ottawa Citizen (8 декабря 1941), С. 1. Дата обращения 28 ноября 2011.
- Noted by Arthur MacArthur in the 1890s. Manchester, William. American Caesar
- Яковлев Н. Н. Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. — М.: Политиздат, 1988. — С. 72—73. — 286 с. — 100 000 экз.
- ↑ 12 PEARL HARBOUR ATTACK — 7 December 1941
- Zimm A. Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions, Casemate Publishers, 2013 ISBN 978-1-61200-197-5
- Martin Gilbert. The Second World War (1989). P. 272.
Перл-Харбор и дорога к войне
Нападение на Перл-Харбор было неожиданностью, но Япония и США были на пороге войны в течение многих десятилетий. Соединенные Штаты были особенно недовольны более воинственным отношением Японии к Китаю. Японское правительство считало, что единственный способ решить свои экономические и демографические проблемы в том, чтобы расширить свою территорию за счет соседа и взять на себя его рынок импорта. С этой целью, Япония объявила войну Китаю в 1937 году, американские чиновники отреагировали на эту агрессию с шквалом экономических санкций и эмбарго на торговлю. Они полагали, что без доступа к деньгам и товарам, особенно первой необходимости, таких как нефть, Япония будет иметь серьёзные экономические проблемы. Вместо этого, санкции сделали японцев более решительными и готовыми до конца стоять на своем. После нескольких месяцев переговоров между Токио и Вашингтон, ни одна сторона не сдвинется с места. Казалось, что война была неизбежна. Но никто не верил, что японцы начнут эту войну с нападения на Американской территории. С одной стороны, это было бы ужасно неудобно, Гавайи и Япония находились на расстояние около 4000 миль друг от друга.
С другой стороны, американские чиновники и разведка были уверены, что любая японская атака будет проходить в одной из (относительно) близлежащих европейских колоний в южной части Тихого океана, например, Сингапур или Индокитай. Американские военные лидеры не ожидали нападения так близко к дому, военно-морские объекты в Перл-Харборе были относительно незащищенными. Почти весь Тихоокеанский флот был пришвартован вокруг острова Форд в гавани, и сотни самолетов были вытеснены на соседние аэродромы. Для японцев, Перл-Харбор был легкой целью.
Транспорт
Автобус
Beaumonts, Busways , Forest Coach Lines , Newcombe и Sahdras обслуживают всю территорию Кофс-Харбора и прилегающих районов. Автобусы дальнего следования Greyhound Australia и Premier Motor Service, которые курсируют вдоль восточного побережья, также останавливаются в Кофс-Харборе.
Компания Forest Coach Lines часто отправляет автобусы в северные пригороды Кофс-Харбора, а некоторые реже — в Графтон.
Большинство автобусов Beaumonts в 2011 году было куплено Newcombe, первоначально автобусное сообщение Beaumonts работало в долине Орара, доставляя учащихся средней и начальной школы из города Кофс-Харбор в их сельские дома.
Тренироваться
Кофс-Харбор обслуживается компанией NSW TrainLink . Три поезда XPT северного и южного направления останавливаются на станции Кофс-Харбор каждый день.
Путешествие по воздуху
Аэропорт Кофс-Харбора регулярно обслуживается авиакомпаниями Fly Corporate, Qantas и Virgin Australia . Пассажирский терминал доступен через Hogbin Drive.
Аэроклуб Кофс-Харбора на Aviation Drive поддерживает частных пилотов. Уроки полетов и ознакомительные полеты, а также авиационные и чартерные рейсы доступны в клубе, который также тесно сотрудничает с местными средними школами, чтобы предоставить студентам летную подготовку.
Японская авиация
Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор, базировались самолёты трёх типов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице.
Тип | Американское название | Скорость, км/ч | Дальность полёта, км | Вооружение | Экипаж | Назначение |
Аити D3A1 , тип 99 | Вэл (Val) | 450 | 1400 | 250-кг бомба под фюзеляжем, две 60-кг бомбы под крыльями, три 7,7 мм пулемёта | 2 | Пикирующий бомбардировщик |
Мицубиси A6M2 , модель 11 | Зеро (Zero) | 545 | 1870 | по две 20-мм пушки и 7,7 мм пулемёта, две 60-кг бомбы под крыльями | 1 | Истребитель |
Накадзима B5N2 , тип 97 модель 12 | Кейт (Kate) | 360 | 1100 | 457-мм торпеда или более 500 кг бомб или 800 кг бомба, 7,7 мм пулемёт | 2-3 | Торпедоносец, высотный бомбардировщик |
Самолёты первой волны
О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема первой волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор События в бухте Пёрл-Харбор во время первой волны японского авиаудара
№ группы | Авианосец | Кол-во | Планируемые цели |
Высотные бомбардировщики «Кейт» Вооружение: 800-кг бронебойная бомба | |||
1в | «Акаги» | 15 | «Мэриленд», «Теннесси», «Зап. Вирджиния» |
2в | «Кага» | 14 | «Аризона», «Теннеси», «Зап. Вирджиния» |
3в | «Сорю» | 10 | «Невада», «Теннеси», «Зап. Вирджиния» |
4в | «Хирю» | 10 | «Аризона», «Калифорния» |
ВСЕГО: | 49 | ||
Торпедоносцы «Кейт» Вооружение: авиационная торпеда Mk91 | |||
1т | «Акаги» | 12 | «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Калифорния» |
2т | «Кага» | 12 | «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Невада» |
3т | «Сорю» | 8 | «Юта», «Хелена», «Калифорния», «Релей» |
4т | «Хирю» | 8 | «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Хелена» |
ВСЕГО: | 40 | ||
Пикирующие бомбардировщики «Вэл» Вооружение: 250-кг авиационная бомба | |||
1п | «Сёкаку» | 26 | Хикэм |
2п | «Дзуйкаку» | 25 | Уэллер |
ВСЕГО: | 51 | ||
Истребители «Зеро» Вооружение: 20-мм пушки и 7-мм пулемёты | |||
1и | «Акаги» | 9 | Хикэм, Эва, о. Форд |
2и | «Кага» | 9 | Хикэм, о. Форд |
3и | «Сорю» | 8 | Уэллер, Эва, самолёты на м. Барберс |
4и | «Хирю» | 6 | Уэллер, Эва, самолёты на м. Барберс |
5и | «Сёкаку» | 6 | Канэохе, Беллоуз |
6и | «Дзуйкаку» | 5 | Канэохе |
ВСЕГО: | 43 | ||
ВСЕГО в первой волне: | 183 |
Самолёты второй волны
О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема второй волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор События в бухте Пёрл-Харбор во время второй волны японского авиаудара
№ группы | Авианосец | Кол-во | Планируемые цели |
Высотные бомбардировщики «Кейт» Вооружение: 250-кг авиабомба и 6 60-кг авиабомб | |||
1в | «Сёкаку» | 9 | База гидросамолётов о. Форд |
2в | «Сёкаку» | 18 | Канэохе |
3в | «Дзуйкаку» | 27 | Хикэм |
ВСЕГО: | 54 | ||
Пикирующие бомбардировщики «Вэл» Вооружение: 250-кг авиационная бомба | |||
1п | «Акаги» | 18 | Танкер «Неошо», о. Форд, «Мэриленд» |
2п | «Дзуйкаку» | 17 | Верфь ВМФ |
3п | «Сорю» | 17 | Верфь ВМФ, доки, линкоры |
4п | «Кага» | 26 | Верфь ВМФ, доки, линкоры |
ВСЕГО: | 78 | ||
Истребители «Зеро» Вооружение: 20-мм пушка | |||
1и | «Акаги» | 9 | Аэродром Хикэм |
2и | «Кага» | 9 | Аэродромы Хикэм, о. Форд, Уэллер |
3и | «Сорю» | 9 | Аэродром Канэохе |
4и | «Хирю» | 8 | Аэродромы Канэохе, Боллоуз |
ВСЕГО: | 35 | ||
ВСЕГО во второй волне: | 167 |
Надпечатка Гавайи
на долларах США после атаки Пёрл-Харбора на случай оккупации островов Японией. 1942
Страна-бензоколонка
Честер Нимиц говорил о 4,5 миллиона баррелей — что в пересказе некоторых отечественных авторов ненавязчиво увеличились до 4,5 миллиона тонн, — но тут адмирал немного ошибался. Это была просто общая ёмкость всех резервуаров, включая старое подземное хранилище на 150 тысяч баррелей. Согласно же отчётам командования Тихоокеанского флота и 14-го военно-морского округа на момент японской атаки в наличии там имелось около четырёх миллионов баррелей нефтепродуктов.
Но и это, конечно, тоже очень много — 610 700 тонн в пересчёте на мазут и немногим меньше, чем вся тогдашняя добыча нефти в США. За один день. Это без учёта контролируемых американскими компаниями месторождений за пределами страны. А чтобы добыть такое же количество в одном только ближайшем к Гавайям штате Калифорния, потребовалось бы меньше недели. Словом, нефти и нефтепродуктов в Штатах хватало, но как насчёт их доставки в Пёрл-Харбор?
Танкер АО-22 «Симаррон» постройки 1939 года. Вместимость 147 000 баррелей, скорость 18,3 узла
Основу «наливного» флота ВМС США составляли тогда 12 новейших быстроходных танкеров типа «Симаррон», способных перевозить по 147 тысяч баррелей. А в первые же дни войны мобилизовали ещё и три танкера типа «Кеннебек» вместимостью по 130 тысяч баррелей, тоже построенные по военным спецификациям. Только эти 15 судов теоретически могли за один рейс — менее чем за шесть суток — доставить из Сан-Диего сразу 2,15 миллиона баррелей топлива. А вторым рейсом — то есть ещё через пару недель — уже и перекрыть всё, потерянное в Пёрл-Харборе.
Но это теоретически — в реальности всё было бы, конечно, гораздо менее благостно. Во-первых, далеко не все из этих судов находились в тот момент на Тихом океане. А из тех, что находились, — не все были именно на западном побережье США. Во-вторых, потребовалось бы дополнительное время как на их сбор, так и на организацию конвоев. В-третьих, после первого рейса часть из них осталась бы работать по прямому назначению — эскадренными танкерами при соединениях.
Старый танкер АО-9 «Патока» постройки 1919 года. Вместимость 70 000 баррелей, скорость 11,2 узла
С другой стороны, у ВМС США имелись ещё и танкеры старых типов, не говоря уж о возможности фрахта или мобилизации коммерческих. Пусть они имели меньшую вместимость, а по скорости уступали новым в полтора раза, — зато их было много. Так что через 12-14суток в Пёрл-Харбор мог прибыть «второй эшелон» уже из этих старых танкеров, часть которых не так жалко было оставить там в качестве временных плавхранилищ топлива в дополнение к уцелевшему подземному.
Нападение на Перл-Харбор — Исторический фон
Вопрос вступления Соединенных штатов во Вторую Мировую Войну (как и в Первую Мировую) до сих пор является предметом оживленных дискуссий и практически противоположных мнений. Конечно, мир не делится на белое и черное, поэтому разумно придерживаться мнения, что ситуация не была столь неожиданно трагичной, как показано в фильме «Перл-Харбор» Майкла Бэя. Война — это всегда колоссальные и почти наверняка несоразмерные с возможной выгодой расходы. В фильме, во многом через уста президента Франклина Рузвельта (исполняет Джон Войт), вкратце передана концепция так называемого ленд-лиза, а именно поставок необходимых грузов в очаг воюющей Европы и, в частности, в осажденную морской блокадой Британию и, начиная с осени 1941 г, СССР. Естественно рациональней наращивать собственную военную мощь, нарастить объемы многих отраслей производств, но не посылать своих солдат умирать через океан. Но затягивать бесконечно и оставаться в стороне было также опасно, ведь страны ОСИ и их союзники фактически бросили вызов демократическому устрою в мире, чего США позволить никак не могли. Даже пропагандистские фильмы, уже после вступления в войну, (например цикл от Фрэнка Капры) на пальцах объясняли целой нации необходимость защитить свой образ жизни и ценности.
Существуют множество версий, в том числе что Рузвельт, выступающий важным пояснительным звеном в фильме «Перл-Харбор», знал о предстоящем нападении
Конечно, не в конкретных подробностях и времени, но необходимые меры предосторожности были проигнорированы. 32-ой президент США был, вне всяких сомнений, выдающейся личностью, и все же его образ в фильме был приукрашен, хотя бы в контексте реакции на развернувшуюся трагедию
И сцены, где глава государства с ужасом роняет на пол оперативную информацию, придают художественному произведению, коим является фильм «Перл-Харбор», определенной эмоциональности. Такой подход режиссера Майкла Бэя оправдан, ведь сухая выкладка истории часто не способствует интересу широкого круга зрителей. И тот факт, что нападение японских ВВС на базу в Перл-Харборе (Гавайи) стало решающим поводом отодвинуть лобби невмешательства в США и дать президенту необходимые полномочия, не стоит игнорировать. После необдуманного объявления Германией войны штатам, последние получили карт-бланш на участие в послевоенной судьбе Европы, как один из ключевых игроков.
Как и в случае с уступками агрессии Гитлера в 1935-1939 и аннексии европейских территорий, общество в Соединенных штатах до последнего оттягивало перспективу посылать своих мужей, братьев, отцов и сыновей на войну в, казалось бы, далекую Европу. Большая часть правительственных и свободных СМИ активно поддерживали политику невмешательства, и добровольное решение героя Рэйфа (Бен Аффлек) даже у самых близких людей вызвало понятное недоумение. Зачем подвергать свою жизнь риску, когда дома все тихо и спокойно, а главное, безопасно. Впрочем, во многом выбор главного героя кажется рациональным, несмотря на его письма и пропасть между ожиданиями и реальностью. Напоминает первые месяцы Первой Мировой (тогда Великой Войны), когда миллионы простых солдат, будучи далекими от сути войны, уходили на фронт с улыбкой, словно прокладывая путь в страну приключений и романтики.
Американские военные ответили японцам быстро и жестко
Этот миф довольно красив и кинематографичен, чтобы быть правдой. Еще несколько месяцев после тех событий американцы на тихоокеанском театре терпели поражение за поражением. Еще 8 декабря по США прокатился слух, что флот погнался за японцами, чтобы отомстить им. Но в этот день императорская армия вторглись на Филиппины. Командовавший гарнизоном американцев генерал Дуглас Макартур послал президенту Рузвельту телеграмму, умоляя прислать флот на помощь. Особенно пригодились бы подводные лодки, которые могли бы охотиться на транспорты с пехотой. Но правительство проигнорировало просьбы, Филиппины были потеряны к июню 1942 года. Первое же значительное наступление американской армии пришлось на февраль 1942 года, когда Тихоокеанский флот напал на острова Гилберта и Маршалловы острова.
Цели и средства
Итак, мы выяснили, что, плюнув на высокие потери из-за неподавленной ПВО и задействовав все ударные самолёты только по инфраструктуре, японцы действительно могли уничтожить бóльшую часть запасов топлива и серьёзно ослабить судоремонтные возможности базы. Что возвращает нас к вопросу: почему они даже не планировали это делать?
И тут придётся вспомнить, для чего вообще проводился рейд на Пёрл-Харбор.
Благодаря оглушительному пропагандистскому эффекту данной операции, многие воспринимают её как главную и решающую на начальном этапе японского «блицкрига». Но на самом деле основные события, в которых были задействованы более 400 тысяч человек от японской армии и основные силы их флота, разворачивались за тысячи миль оттуда. И целью развязанной Японией войны был вовсе не флаг с восходящим солнцем над Вашингтоном, а захват нефти Голландской Ост-Индии и перерезание последнего канала внешнего снабжения китайской армии через Бирму.
Японское наступление в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, декабрь 1941– апрель 1942 года
При этом даже вторжения в британскую Малайю и на американские Филиппины были лишь вспомогательными операциями, которые должны были обеспечить фланги основных, и никакого Пёрл-Харбора в исходных планах японского генштаба не наблюдалось. Идея этой, ещё одной обеспечивающей операции принадлежала лично главкому Объединённого флота ВМС Японии адмиралу Исороку Ямамото и была навязана им начальству незадолго до начала боевых действий.
Единственной задачей рейда на Пёрл-Харбор было сделать так, чтобы Тихоокеанский флот США — в первую очередь его линейные силы — не путались под ногами всё то время, что понадобилось бы Японии на завоевание её колониальной империи.
То есть как минимум полгода. И решить эту непростую задачу требовалось при помощи достаточно ограниченных средств, которые генштаб с большим скрипом выделил, ослабив соединения, предназначенные для основного театра.
Автор идеи адмирал Исороку Ямамото и разработчики авиационной составляющей рейда: контр-адмирал Такидзиро Ониси и капитан 2-го ранга Минору Гэнда
Поскольку японская морская авиация — включая палубную — уже четыре года активно воевала в Китае, соответствующие специалисты в штабе Объединённого флота на практике знали реальную эффективность лёгких бомбардировщиков по наземным целям. А ещё они хорошо представляли масштабы добычи нефти в США и возможности их танкерного флота. Так что планировавшие операцию офицеры не хуже нас понимали, что авиаудары по инфраструктуре Пёрл-Харбора создадут проблемы Тихоокеанскому флоту США максимум на несколько недель.
В то время как даже повреждённые корабли ремонтируются месяцами, а замена уничтоженным строится вообще годами. Так что японцы логично выбрали единственный вариант, который можно было реализовать имевшимися силами, — выбить корабли. В результате рейд на Пёрл-Харбор полностью выполнил поставленную перед ним задачу: Тихоокеанский флот США не смог помешать основным японским операциям, а его линкоры впервые сумели выйти в море как раз спустя полгода, в начале июня 1942 года, да и то — больше для поднятия собственного боевого духа.
Хотя одну связанную с Пёрл-Харбором «роковую ошибку» японцы всё же допустили. Но случилась она ещё 20 октября 1941 года — когда генштаб ВМС Японии вообще дал согласие на эту операцию.
Торпедой по воротам
Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.
Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».
Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор
Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.
Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.
Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.
Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт
Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.
Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?
В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док
Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.
В фильмах, на телевидении и в видеоиграх
Фотография с USS Missouri , глядя на мемориал USS Arizona.
Выживший в Перл-Харборе Билл Джонсон читает список имен, внесенный в Мемориал авианосца Аризона.
Вспомните Перл-Харбор (1942) A Republic Pictures B-фильм с Доном «Рэдом» Барри в главной роли, один из первых фильмов, откликнувшихся на события.
«Воздушные силы» , пропагандистский фильм1943года, изображающий судьбу экипажа « Мэри-Энн» , одного из бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость », который влетел в Хикэм-Филд во время атаки.
7 декабря. Фильм , снятый Джоном Фордом для ВМС США в 1943 году, представляет собой фильм, воссоздающий атаки японских войск. Кадры из этого голливудского развлечения были ошибочно использованы как «настоящие кадры нападения», сначала в двух различных документальных фильмах, выпущенных в 1991 году в ознаменование 50-летия нападения, а затем снова в телевизионной сети CNN во время развлекательного информационного сообщения в 2001 году.
Отсюда и в вечность (1953), экранизация романа Джеймса Джонса, действие которой происходит на Гавайях накануне нападения.
В фильме «Путь вреда» (1965) режиссер Отто Премингер адаптировалроман Джеймса Бассетта , который открывается 6 декабря 1941 года на Гавайях, и изображает нападение с точки зрения людей корабля, способного покинуть гавань. .
Буря над Тихим океаном , также известная как Hawai Middouei daikaikusen: Taiheiyo no arashi (Hawaii-Midway Battle of the Sea and Sky: Storm in the Pacific Ocean) и I Bombed Pearl Harbor (1961), спродюсированные японской студией Toho Company и в главных ролях Тоширо Мифуне рассказывает историю японских летчиков, участвовавших в рейде на Перл-Харбор и битве за Мидуэй. Отредактированная версия, дублированная на английский как I Bombed Pearl Harbor, была выпущена в США в 1961 году.
Туннель во времени , сериал; Сезон 1, Эпизод 4: День, когда небо упало (1966). По сюжету Тони пытается спасти жизнь отца, но терпит неудачу.
Тора! Тора! Тора! (1970), совместное производство Японии и США о нападении «дотошно» в своем подходе к анализу ситуации, приведшей к бомбардировке
Он изображает японскую атаку на Перл-Харбор как с американской, так и с японской точек зрения, с тщательным вниманием к историческим фактам, включая использование США криптоанализа Magic .
Жемчужина (1978), телевизионный мини-сериал , написанный Стирлингом Силлифантом , о событиях, приведших к нападению.
Сериал » Уолтонс» ; Сезон 7, серия 10: Day Of Infamy , вышедшая в эфир в 37-ю годовщину бомбардировки 7 декабря 1978 года.
Путешественники! Телевизионный сериал; «Скрытая атака», сезон 1, серия 14, дата выхода в эфир — 13 февраля 1983 года. Путешественники во времени прибывают в Перл-Харбор 7 декабря и спасают жизнь генерала Дугласа Макартура (который в то время находился на Филиппинах; в рассказе есть он присутствовал на «сверхсекретной встрече» в Перл-Харборе).
Роман американского писателя Германа Вука «Ветры войны» был написан между 1963 и 1971 годами
Роман заканчивается в декабре 1941 года после нападения. Телевизионный мини-сериал, основанный на книге, был спродюсирован Дэном Кертисом и вышел в эфир в 1984 году. В нем снимались Роберт Митчем и Али МакГроу , а Ральф Беллами сыгралпрезидента Рузвельта.
Перл-Харбор (2001), история любви, действие которой происходит в преддверии нападения и его последствий.
Атака на Перл-Харбор (2007), имитатор полета, основанный на Атаке на Перл-Харборе и последующих битвах за остров Уэйк , Мидуэй и Коралловое море . Игра была переиздана в 2010 году под названием Pearl Harbor Trilogy — 1941: Red Sun Rising .
Enemy Within (2019) изображает инцидент в Нихау .
На полпути (2019) Атака на Перл-Харбор занимает видное место в первом акте фильма. Большая часть последовательности атаки видна с точки зрения людей на палубе USS Arizona, когда он взрывается и тонет во время атаки.