Музей-крепость порт-артур: где находится, история и интересные факты

Оглавление

В поисках незамерзающего океанского порта

Идея получить незамерзающий, в отличие от Владивостока, порт на Тихом океане владела умами русских моряков, пожалуй, с тех пор как флот России стал по-настоящему океанским. Из всех морей, в которых базировался русский флот, ни одно — ни Черное, ни Балтийское, ни Японское — не обеспечивали свободный круглогодичный выход в Мировой океан. Позднее, уже в советское время эта проблема была решена за счет создания военно-морских баз в Североморске (не случайно сегодня именно Северный флот является самым главным и мощным в составе российского ВМФ), но в то время еще и Мурманска-то не было!

Но все-таки именно Дальний Восток, хотя в 1880-х он и имел довольно слабую транспортную связь с центром России, решено было превращать в океанские ворота. Это сулило гораздо меньшие издержки, чем начинать строительство базы в суровых условиях Севера. Но российские порты на дальневосточных берегах не отвечали главному требованию военных моряков – они не были круглогодичными. И тогда взгляды из Петербурга обратились южнее – на корейские и китайские берега. Именно там можно было найти подходящие бухты, пусть даже и не слишком обустроенные, и именно там местная власть была достаточно слаба, чтобы согласиться с условиями и требованиями более мощного северного соседа.

Моряки смотрели в первую очередь на Корейский полуостров, поскольку он был ближе и отличался лучшей транспортной доступностью. Но главное неудобство корейских берегов состояло в их чрезвычайной близости к Японии, которая к тому времени уже начала заявлять существенные политические претензии в Юго-Восточной Азии, и нельзя было исключать в будущем прямого военного столкновения (как оно, в сущности, вскоре и произошло). Что же касается берегов Китая, то там наилучшей гаванью считался порт Циндао, или, как его называли в то время, Киао-Чао.

Именно с него и начал освоение китайского берега русский военный флот при прямой поддержке дипломатов. С 12 по 18 апреля (по ст. ст.) 1896 года отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала Григория Чухнина находился в порту Циндао с визитом, тем самым фактически заявляя о стремлении России закрепить за собой право пользования этой гаванью, закрытой для иностранцев

Но китайские власти предпочли не обратить внимание на этот сигнал, а лишь подтвердили, что и дальше хотели бы сохранить «закрытый» статус порта. Но в Пекине говорили, если Циндао решено будет открыть, первенство будет предоставлено русским

История

После первой опиумной войны на английских картах появилось обозначение посёлка англ. Dalianwan. Он расположен напротив через залив и известен на русских дореволюционных картах как деревня рус. Таліенванъ (кит. 大连湾村), по названию залива Далянь. Иногда деревню Таліенванъ могут ошибочно считать местом основания города Дальний, но это два разных населённых пункта, хотя оба расположены в одном заливе.

Под названием «Дальний» город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива (кит. 青泥洼) на арендованной у Китая территории. Новый город состоял из трёх частей: Административный городок, Европейский город, Китайский город. На строительство города Россия затратила 30 млн золотых рублей (около 11,5 млрд современных[когда?]российских рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городов Китайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был спланирован и красиво, и интересно. По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всём континентальном побережье от Охотского до Южно-Китайского моря.


Основание города Дальнего. Панорама 1898 г.

К 1903 году здесь действовало 15 русских и 75 японских торговых заведений. В 1904 году в ходе Русско-японской войны 1904-05 годов взят японцами и по Портсмутскому мирному договору находился под властью Японии. Японцы оставили название города прежним, но стали читать иероглифы не по-китайски, а по-японски, поэтому тогдашний Далянь известен как Дайрен. Его развитие продолжалось японцами по планам российских инженеров. С 1906 года — вольная гавань. В августе 1945 года город был освобождён советскими войсками. В 1945—1950 годах в статусе китайского свободного порта, арендованного СССР. В 1950 году безвозмездно передан правительством СССР Китаю.

После перехода Квантунской области под юрисдикцию КНР Далянь был объединён с Люйшунем в агломерацию Люйда (旅大市). Постановлением Госсовета КНР от 9 февраля 1981 года город Люйда был переименован в город Далянь; бывший город Люйшунь стал районом Люйшунькоу в его составе.

В 1984 году город объявлен особой экономической зоной. При Бо Силае, занимавшем пост мэра с 1993 по 2000, в Даляне было проведено масштабное строительство и озеленение. Город преобразился, став крупным современным мегаполисом, выгодно отличавшимся от крупных промышленных центров КНР чистотой воздуха и большим количеством зелени. Вместе с расположением на берегу моря это позволило Даляню стать крупным туристическим центром.

Был реализован проект так называемой Русской улицы (бывш. Инженерная), на которой были отремонтированы оставшиеся здания русского периода, добавлены несколько новых, а также сконструированы несколько псевдо-русских фасадов для имеющихся зданий.

«За Любу!», «За Веру!»

После выполнения задания, 1944 — Аркадий Шайхет/Частное собрание

Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж не только от пуль, но даже от сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км.  Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944-м году.

Бомбового отсека не было, и бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту.

Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка, 1942 — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

Немцы называли ПО-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».

На бомбах летчицы писали «За Родину!», но после первых погибших подруг появились надписи: «За Любу!», «За Веру!»

Туризм

Далянь — один из центров морского отдыха и курортно-санаторного лечения. Пляжи Даляня имеют протяжённость более 900 км. Имеются как песчаные, так и галечные пляжи. Пляж Синхайвань способен разместить до 30 тыс. чел., здесь проводится большинство городских соревнований по водному спорту.

В 5 км к югу от Даляня расположен остров Банчуй с длинным пляжем из белого песка.

В городе расположен парк Синхай с тысячелетней историей. В парке есть городок аттракционов, морской пляж, бассейн, фонтаны, зоны отдыха и крупнейший в Китае морской океанариум с подводным тоннелем длиной 118 м, где обитает более 10 тыс. рыб. Кроме того, известными местами туризма и отдыха являются Даляньский музей природы, Природный зоопарк города Далянь, а также парк Лаохутан, включающий полярный и коралловый океанариумы, канатную дорогу и птичий парк, представляющий собой целую крытую сетью долину, населенную более чем 80 видами птиц.

Город является одним из крупных центров внутрикитайского туризма, а также привлекает туристов из Японии, Южной Кореи и России.
Четыре международные авиалинии, соединяющие Далянь с Владивостоком, Иркутском, Хабаровском и Южно-Сахалинском, делают удобным посещение города российскими туристами. Местные турагентства разработали туристические маршруты для туристов из России.

В 2006 году Национальным бюро по туризму КНР, наряду с Ханчжоу и Чэнду, был признан лучшим городом для туризма в КНР.

В апреле-мае в Люйшуне происходит праздник цветения вишни. С 1987 года ежегодно в мае проводится Даляньский марафон, один из старейших в Китае. В июле-августе площадь Синхай захватывает Даляньский пивной фестиваль. Регулярно проводятся выставки автомобилей и моды.

Народная площадь в 2008 г. Замок-отель Даляньский зоопарк

География

Далянь и окрестности, спутниковый снимок Landsat 5 , 03.08.2010

Центральный Далянь находится примерно на 64 километра (40 миль) дальше по побережью, раскинувшись вокруг самого узкого перешейка полуострова Ляодун ( упрощенный китайский :辽东半岛; традиционный китайский :遼東半島; пиньинь : Liáodōng Bàndǎo ), тогда как Люшунь занимает его южную оконечность. (См. Карту Landsat под увеличенным масштабом — город Люшунь окружает похожую на озеро структуру, хорошо видимую у оконечности полуострова — подобная озеру особенность — внутренняя естественная гавань порта, очень хорошо защищенная и укрепляемая гавань для глаз XIX века.)

На карте (вверху справа) четко видны полуостров Ляодун и его связь с Кореей , Желтое море ( китайский :黄海) на юго-востоке, Корейский залив ( китайский :西 朝鲜 湾) прямо на восток и Бохайское море. (или залив) ( китайский :渤海) к западу от него. Пекин находится почти прямо (на запад-северо-запад) через залив Бо Хай от портового города.

От «Желтороссии» – до репетиции Первой мировой

– Олег Вячеславович, для начала я бы хотел спросить вас о ситуации в целом: почему началась оборона Порт-Артура?

– Сама эпопея с осадой города началась 1 мая. Считается, что с тесным обложением крепости начинаются первые штурмы и бои. Защищать его потребовалось, в основном, потому, что России был необходим незамерзающий порт на Тихом океане. Сам Порт-Артур был захвачен японцами ещё в ходе Японо-Китайской войны, но позже великие державы вынудили их отказаться от этого приобретения. Так Порт-Артур отошел к России. Японцы, естественно, с этим не смирились. Особенно им не нравился российский проект проникновения в Китай: как известно, мы построили Китайско-Восточную железную дорогу, Россия получила концессию на строительство южной ветки КВЖД (впоследствии известной как Южно-Манчжурская железная дорога), которая должна была обеспечить выход к КВЖД Дальнего (Даляня) и Порт-Артура (Люйшуня). Активно муссировался проект «Желтороссии». Всё это и стало главной причиной Русско-Японской войны. А одной из её главных целей японцы видели возвращение себе Порт-Артура, даже несмотря на то, что в целом для военно-морской базы он не так удобен. Сейчас на Тихом океане есть варианты и получше, но, тем не менее, Китай до сих пор имеет там свою базу.

– Неужели у нашей огромной империи на тот момент не было более подходящих мест для военно-морской базы?

– Владивосток и сейчас отличная база, но вы видите, что ключевой фактор на тот момент – это именно незамерзающий порт. Техника всё-таки ещё на была так развита, и кораблям требовался круглогодичный незамерзающий порт

Именно поэтому я заострил внимание на этой особенности Порт-Артура. Были и другие проекты, но выбрали Порт-Артур, который находился в аренде у Китая на 25 лет с возможностью продления

– Начало войны произошло вероломно?

– Верно, нападение в корейском порте Чемульпо на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» произошло раньше объявления войны. Несмотря на всем известный героический бой, силы были неравны, и наши корабли после получения критических повреждений были затоплены экипажами. Ночью состоялось и нападение на наши корабли на внешнем рейде Порт-Артура, 3 корабля было повреждено. А о войне узнали только утром.

– Охарактеризуйте начало боевых действий. Почему они шли так неудачно, что враг смог достичь Порт-Артура?

– Это ведь была одна из первых войн нового времени, с броненосцами, пулеметами и другими новинками в военном деле?

– Да, это одна из первых таких войн. До неё была локальная Японо-Китайская война, Испано-Американская и Англо-Бурская. Но все они были не такими крупными, и действительно, Русско-Японскую войну мы можем считать репетицией Первой мировой. Применялись новые типы кораблей, торпед, морских мин… Кстати, на наших минах поставленных минным заградителем «Амур», японцы потеряли 2 броненосца, «Хацусэ» и «Ясиму», что было для них весьма чувствительной потерей. В Порт-Артуре силами энтузиастов под руководством инженера Налётова строилась даже подводная лодка. Но её были вынуждены взорвать, чтобы она не досталась врагу. Применялись пулеметы и их эрзац-варианты, придуманные капитаном Шметилло: 10 винтовок объединялись одной конструкцией, и из них мог вести огонь один солдат. Капитан Гобято и морской офицер Власьев, изобрели прообраз миномета, активно его используя в оборонительных боях. Широкое применение получила крупнокалиберная артиллерия, ставшая бичом окопников в Первую Мировую, причем неразорвавшиеся 210 мм., японские снаряды наши отправляли им обратно, уже с русскими взрывателями.

– Почему же действия нашей полевой армии были настолько неудачными, что за 10 месяцев мы не смогли деблокировать героических защитников крепости?

Известные люди

  • Люсьен Адамс , обладатель Почетной медали , Бронзовой звезды и Пурпурного сердца
  • Джонатан Бабино , профессиональный футболист
  • Джордан Бабино , профессиональный футболист
  • GW Бэйли , актер
  • Захари Бро , джазовый музыкант
  • Аарон Браун , профессиональный футболист
  • Дж’Кован Браун (1990 г.р.), баскетболист Израильской баскетбольной премьер-лиги
  • Джамаал Чарльз , профессиональный футболист
  • CJ Chenier , музыкант
  • Тодд Додж , тренер по американскому футболу
  • Тед Данбар , джазовый музыкант
  • Кевин Эверетт , профессиональный футболист
  • Митч Гаспар , тренер по бейсболу в колледже
  • Джон Уорн Гейтс , магнат Wire & Steel, железнодорожный и нефтяной финансист
  • Дэнни Горрер , профессиональный футболист
  • Джейсон Халберт , музыкальный руководитель Келли Кларксон
  • Кри Харрисон , занявшая второе место на American Idol , 12-й сезон
  • Ли Хэзлвуд , музыкант, вырос в Порт-Артуре.
  • Том Хикс , бывший владелец Texas Rangers, Dallas Stars, Liverpool FC и Dr Pepper / 7-UP
  • Джим Хуртубис , автогонщик, переехал в Порт-Артур, когда стал взрослым.
  • Стивен Джексон , бывший профессиональный баскетболист, игравший в НБА 14 сезонов.
  • Джимми Джонсон , футбольный телеведущий, игрок, тренер и руководитель
  • Дженис Джоплин , певица / автор песен
  • Бобби Леопольд , профессиональный футболист
  • Кеннет Лофтон-младший , колледж и игрок сборной США до 19 лет.
  • Иника Макферсон , легкоатлет
  • Дональд Нарцисс , игрок Канадской футбольной лиги
  • Pimp C & Bun B of UGK , рэперы
  • Джонни Престон , поп-певец
  • Роберт Раушенберг , живописец и график
  • Лия Роудс , голливудский художник по костюмам
  • Дж. П. Ричардсон, известный как «Большой Боппер» , певец и автор песен, родился в районе Порт-Артура на Сабин-Пасс.
  • Эландон Робертс , профессиональный футболист
  • Раймонд Стротер , политический консультант
  • Тэд Тэдлок , хореограф
  • Джо Вашингтон , колледж и профессиональный футболист
  • Кен Вебстер , актер и режиссер

Борьба за форт

Порт-Артур, согласно Питсмутскому договору, отходил Японии на 40 лет на правах аренды, так же, как когда-то России. По истечении срока Япония оккупировала эту территорию, не желая уходить из форта. В 1945 году Красная Армия выгнала оккупантов из Порт-Артура. Был подписан советско-китайский договор, по которому город передавался в аренду Советскому Союзу на тридцать лет под военно-морскую базу. Но через десять лет под влиянием Запада российское правительство вернуло город Китаю.

На Русском кладбище в 1955 году жители страны построили памятник советским воинам-освободителям от японских оккупантов. Скульптуры солдат со знаменами китайские мастера создавали с реальных участников боевых действий.

«Каждый русский унес четырех японцев»

– Несколько слов о морских сражениях. Порт-Артурская эскадра была достаточно сильным соединением?

– Хотя она и уступала объединенному японскому флоту, но сражение на море дала, знаменитое сражение в Желтом море, в июне. Причем фактически сражение не было проиграно, поражение было «техническим»: если бы не случайная гибель адмирала Витгефта, командующего нашей эскадрой, и последовавшая за этим неразбериха, исход мог быть и на нашей стороне. Вообще в этой войне очень много досадных случайностей, и не везло всегда нам. Вспомнить и тот же случай с адмиралом Макаровым, да и много других моментов. Большая часть кораблей просто вернулась в Порт-Артур, некоторые интернировались в нейтральных портах. Позже японцы смогли расстрелять тяжелыми орудиями корабли на рейде, когда смогли корректировать свой огонь…

– Возвращаясь к обороне крепости: она делилась на несколько крупных этапов, штурмов?

– Верно. Было три штурма, которые были отбиты с большими потерями для японцев, и четвертый, финальный штурм, после которого крепость была сдана. Официально осада по документам длилась с 1 мая по 23 декабря по старому стилю.

– Как Россия готовилась к обороне? И затронем тему командования с нашей стороны: действительно ли была некоторая неразбериха?

– Для обороны был создан так называемый Квантунский укрепленный район. В район входила и сама крепость, её заранее укрепленные предместья и некоторые близлежащие районы. Его возглавил генерал А.М. Стессель, до этого бывший комендантом Порт-Артура. Но из города он не успел уехать, или не захотел, точная причина неясна… Комендантом же Порт-Артура уже был назначен генерал К.Н. Смирнов. Из-за этого и происходила неразбериха. Можно сказать было двоевластие, что усугублялось ещё и тем, что Стессель просто-напросто игнорировал прямые приказы Командующего Куропаткина. Таким образом, фактически оборону возглавил Стессель, по ходу дела враждуя со Смирновым. В распоряжении защитников имелось 2 пехотные дивизии, из 8 полков. Одной командовал генерал Фок, второй – генерал Кондратенко, ставший впоследствии душой обороны. Помимо них был отдельный полк, восточносибирские стрелки, и части поменьше – пограничники, саперы, казаки и другие отошедшие в крепость части. Фактически Р.И. Кондратенко возглавил сухопутную оборону крепости, но, к сожалению, он трагически погиб, причем тоже случайно, прямое попадание тяжелого снаряда в блиндаж, где он с другими офицерами проводил совещание. После него оборону возглавил А.В. Фок, но это уже была агония крепости.

– Как вы думаете, не зря ли современники сравнивали оборону Порт-Артура с обороной Севастополя?

– Безусловно, так же героически оборонялась крепость, и так же долго. Флот также участвовал в обороне, снимались команды матросов для боев на суше. Многие молодые офицеры, которые в будущем прославились, принимали участие в обороне, тот же А.В. Колчак, например, воевавший и на миноносцах, и на суше. Опять же следует понимать, что система была такая, что флот не подчинялся сухопутному командованию, и наоборот, что тоже весьма осложняло оборону и взаимодействие между этими видами сил. Наверное, лучше было бы централизовать командование, так как эти ошибки, приходилось искупать массовым героизмом, который действительно проявляли наши солдаты, матросы и их офицеры. И действительно, японцы понесли огромные потери при штурме. Можно считать, что каждый русский солдат унес с собой минимум 4-х японцев.

«В плен – по рыцарским правилам»

– Как происходила сдача?

– После принятия решения о капитуляции происходит цивилизованная сдача крепости. Японцы разрешили офицерам сохранить оружие, офицеры под честное слово не воевать с Японией отпускались домой, император Николай II разрешил его дать. Часть офицеров уехала домой, часть пошла в плен, не желая бросать своих солдат. Причем японцы не брали в плен раненых, отпустили их всех домой. Всё происходило по европейским, тогда ещё в некоторой степени рыцарским правилам.

– Если мы коснемся в целом человеческих потерь в войне…

– Потери для Японии были если не колоссальные, то очень существенные. Порт-Артур – это всего лишь один из театров, а была ещё и Маньчжурия с крупными сражениями. В первую очередь, Мукден. Дело в том, что Япония вела войну в долг. Её ресурсы и финансы были истощены, ей срочно требовался мир, иначе она бы просто посыпалась в финансовом плане. Никто тогда и не скрывал, что они воевали на американские и английские деньги. Но, к сожалению, происходит падение Порт-Артура, Цусима и начинается революция. Все эти поражения в политическом смысле не давали нам возможности продолжить войну и требовали срочного заключения мира. Цусимы можно было избежать, да мы и не хотели, эскадра шла во Владивосток, но японцы навязали нам бой, который так несчастливо закончился, что и стало последней каплей в нашем невезении на этой войне.

Предыстория

Порт-Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт-Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266—420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津). В период Тан (唐朝, 618—907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271—1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口, букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所). Тогда же появилось название «Люйшунь» — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли — кит. упр. 旅途顺利), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ.). Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Фото из статьи «Порт-Артур» «Военная энциклопедия Сытина»

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г

для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства командующего обороной генерала Цзян Гуйти, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны правительства и лично Ли Хунчжана дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшуня. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность». В 1895 году по Симоносекскому договору Порт-Артур перешёл к Японии, но из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

Сегодня

Южная половина района вдоль южной дороги Люшунь , центр Люшунь и зона военно-морского порта по-прежнему закрыты для иностранцев, хотя район Люшунькоу полностью модернизирован. Парк мира во всем мире открылся на западном побережье Люйшуна, на берегу Бохайского моря , и представляет собой новую достопримечательность. К северу от парка были созданы зона развития Люйшунь и новый порт Люйшунь (в заливе Янтоу), где планируется железнодорожная переправа через Желтое море в Яньтай .

Университеты в центре Даляня переводятся в Люшунькоу. Даляньский университет Цзяотун (ранее Даляньский железнодорожный университет) переместил свою школу программного обеспечения в район возле нового порта, а Даляньский университет иностранных языков и Даляньский медицинский университет переместили свои основные кампусы на восточный склон горы Байин, на Южную дорогу Люшун. Даляньский университет рыболовства переводит школы английского и японского языков в Дахейши, на северной дороге Люшун. С конца 2006 года Sinorail управляет паромом на Бохайском пароме между Люшуном, Далянь и Яньтаем , Шаньдун .

После Второй мировой войны

Карта Люшуня, ок. 1950-е годы

Карта, включая Люшунь (помечено как ЛЮ-ШУН (ПОРТ АРТУР)) и его окрестности (1967 г.)

В контролируемом японцами городе Рёдзюн было 40 районов. Китайский город Люйшун был основан 25 ноября 1945 года на месте Рёдзюна. Город был подразделением более крупного города Люда и состоял из 40 деревень в 3 районах: Дачжун (大众 区;大眾 區), Вэньхуа (文化) и Гуанмин (光明). В январе 1946 года Вэньхуа был объединен с Дачжун, и 40 деревень были сокращены до 23 коммун (坊). В январе 1948 года оставшиеся два района были объединены в один: Шиней (市内 区;市內 區) с 12 коммунами.

7 января 1960 года город Люшунь был переименован в район Люшунькоу, который все еще находился под властью Люды. В 1981 году Люда был переименован в Далянь , а Люшунькоу остался составным районом. В 1985 году 7 из 9 поселков Люшунькоу были преобразованы в города.

Отвага российских моряков в японско-русской войне

Порт-Артур действительно является китайским городом русской славы. По количеству памятных мест, связанных с Россией, это место можно считать уникальным. В этой войне русские солдаты и офицеры проявили невиданную отвагу, героизм и преданность родине. После окончания, в 1905 году конвенция прекратила свое существование. Тогда Россия потерпела поражение, и город снова заняли японцы.

Осада Порт-Артура длилась почти целый год. В этой войне погибло более четырнадцати тысяч советских воинов. Их мужеством восхищались враги, которые понесли потери в несколько раз больше. Потери противника составили более ста тысяч человек. В 1908 году было проведено торжественное открытие памятного мемориала, посвященного отваге павших в той войне. Русское кладбище и памятная часовня возникли благодаря японским властям. Они приняли решение с почестями захоронить русских солдат и сохранить в истории память об их подвигах. На территории кладбища двенадцать братских могил, офицерские могилы украшают кресты из белого камня, солдатские – чугунные кресты. Японцы немало потрудились для того, чтобы собрать останки русских солдат на всей площади боевых действий. Пятью годами позже, в 1913 году, они обследовали затонувший в боях броненосец «Петропавловск». На нем были найдены останки погибших моряков. Они также были захоронены на Русском кладбище.

Позже на кладбище появились могилы советских солдат, памятники, которые венчают красные звезды. На некоторых надгробиях сделаны надписи на двух языках, по-русски и по-китайски, иероглифами. На этом же кладбище есть детские могилы. Вспышка чумы в Порт-Артуре унесла жизни целого поколения, родившегося от смешанных браков русских солдат с местными женщинами.

На территории кладбища установлен памятник советским летчикам, погибшим при освобождении города в 1945 году.

Там же, где находится Порт-Артур, на Перепелиной горе был создан комплекс в честь японских солдат. Были воздвигнуты памятник-мавзолей и храм на холмах горы.

Тропические циклоны

Ущерб Острову удовольствий от урагана Айк

Ураган 12 сентября 1897 г.

Торжества в Порт-Артуре по случаю завершения строительства железной дороги Канзас-Сити, Питтсбург и Залив между Канзас-Сити и Порт-Артуром произошли в субботу, 11 сентября 1897 года. Празднование привлекло в город дополнительных людей. На следующий день на Порт-Артур обрушился сильный ураган. Вода текла по улицам на пять футов глубиной. Люди грузятся в недостроенную развязку железной дороги в поисках убежища; здание тут же рухнуло, в результате чего погибли четыре человека. В итоге 13 человек погибли, дома были разрушены, а прогулочный пирс серьезно пострадал.

Ураган Одри

В июне 1957 года ураган Одри обрушился к востоку от Порт-Артура в округе Кэмерон, штат Луизиана , как ураган категории 3. Шторм нанес значительный ущерб городу из-за ветра и наводнение сильного штормового нагона к востоку на юго-западе Луизианы.

Ураган Рита

24 сентября 2005 г. ураган «Рита» обрушился на берег между перевалом Сабин, штат Техас , и Джонсон-Байу, штат Луизиана , как ураган категории 3. Порыв ветра со скоростью 116 миль в час (187 км / ч) был зарегистрирован в Порт-Артуре. Шторм нанес значительный ущерб всему городу из-за ветра, в некоторых местах на несколько недель отключилось электричество. Некоторые районы города также подверглись затоплению из-за Риты.

Ураган Умберто

13 сентября 2007 г. ураган «Умберто» обрушился к западу от Порт-Артура как ураган 1 категории. Шторм переместился на северо-восток через Золотой треугольник , причинив обширный ущерб ветру; однако большая часть повреждений была относительно незначительной. Порыв ветра со скоростью 84 миль в час (135 км / ч) был зарегистрирован в региональном аэропорту Юго-Восточного Техаса к северо-западу от города.

Тропический шторм Эдуард

5 августа 2008 года « Тропический шторм Эдуард» обрушился на берег к западу от Порт-Артура. В городе ощущались легкие эффекты; однако были зарегистрированы порывы ветра до 55 миль в час (89 км / ч).

Ураган Айк

13 сентября 2008 года ураган Айк обрушился на остров Галвестон как ураган 2 категории. Из-за необычно большого размера шторма его последствия были широко распространены и ощущались на большей части юго-востока Техаса . Порт-Артур сильно пострадал от ветра, и многие жители города потеряли электроэнергию. Морская дамба Порт-Артура защитила город от крупных наводнений, которые пережили окружающие города.

Ураган Харви

29 августа 2017 года, после того как Харви совершил второй выход на берег в статусе тропического шторма, за один день в аэропорту недалеко от Порт-Артура выпало 26 дюймов дождя, что вызвало масштабные внезапные наводнения в городе. По словам мэра Порт-Артура Деррика Фримена, 20 000 домов были затоплены водой на глубину до 6 футов. 30 августа Фриман написал в : «Прямо сейчас весь наш город находится под водой».

Ураган Лаура

Ожидалось, что ураган «Лаура» обрушится на берег в виде крупного урагана, а Порт-Артур окажется на его прямом пути. Порт-Артур был эвакуирован. Однако, повернув почти строго на север, Лаура в конечном итоге сделала свой последний выход на берег недалеко от Камерона, штат Луизиана .

С чего начался конфликт?

Начало конфликта было положено еще до 19 века, когда в 1898 году Россия арендовала у Китая Ляодунский полуостров. Именно в южной части этого полуострова и располагалась крепость Порт-Артур.

Стоило лишь русско-японской войне начаться (а произошло это событие 21 апреля 1904 года), как японцы моментально произвели атаку на порт-артурскую эскадру и последняя понесла невероятные потери.

Вторая армия легендарного японского генерала Оку на суше стремилась с первого же раза захватить Порт-Артур, но не тут-то было – российская армия как следует дала японцам по зубам, забрав жизни у 5000 солдат. Русско-японская оборона Порт-Артура набирала обороты. И все же, превосходство японцев в солдатах и войсках оказалось настолько существенным, что Цзиньджоуские высоты оказались под контролем японцев.

После нескольких неудачных атак в исполнении армии генерала Куропаткина, российская армия решила переждать и занять позиции на зеленых горах примерно в 20 км от Порт-Артура.

Возможно, японская армия атаковала бы еще раньше, но все карты им спутал отряд крейсеров из Владивостока, которому удалось уничтожить большую часть японского транспорта, перевозившего к месту сражения серьезное вооружение в виде 11 дюймовых орудий.

И все же, когда японская армия главнокомандующего Ноги получила серьезное подкрепление, 13 июня 1904 года она попыталась взять штурмом Зеленые горы. Как ни старались российские войска противостоять явно превышающим их силы противнику, у них ничего не вышло.

17 июля российские войска вынуждены были отступить максимально близко к крепости Порт-Артур. Многие историки считают именно эту дату началом войны за крепость.

Зачем России и Японии потребовался Порт-Артур?

«России нужен был незамерзающий порт на Тихом океане. Порт-Артур японцы захватили еще во время войны с Китаем, однако в дальнейшем многие страны потребовали у Японии отказаться от прав на Порт-Артур. Он стал принадлежать России, но японцы не хотели с этим мириться. Больше всего их не устраивало, что Россия разрабатывает свой план проникновения в Китай. Последнюю каплю в чашу японского терпения добавили и разговоры о проекте “Желтороссия”. Так и началась русско-японская война», — Олег Чистяков, кандидат исторических наук, военный историк.