Бой у чемульпо: судьба противников «варяга»

Оглавление

Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”

После получения ультиматума Руднев собрал офицеров. Было принято решение не сдаваться, а прорываться с боем в Порт-Артур, где базировались основные силы 1-й Тихоокеанской эскадры. Если же прорваться не удастся, то тогда придётся взорвать и “Варяга”, и “Корейца”.

27 января 1904 года в 11 часов 20 минут русские военные корабли снялись с якоря и пошли в открытое море. Пока они пересекали бухту, моряки иностранных судов стояли на палубах и отдавали им честь. На французских и английских кораблях громко играла музыка. Так под музыку будущие герои беспрецедентного морского сражения и вышли в открытое море.

В 11 часов 45 минут раздался первый выстрел с флагманского корабля “Асамы”. Расстояние между противниками составляло 8 км. Крейсер “Варяг” тут же ответил залпом из своих орудий. Так начался бой.

Своими выстрелами русский корабль повредил кормовую башню на “Асаме”, уничтожил кормовой мостик. На судне вспыхнул пожар, и оно временно прекратило стрельбу. На “Акаси” произошёл сильный взрыв. Был потоплен один японский миноносец и получил серьёзную подводную пробоину “Такачихо”.

Но ответный огонь японской эскадры также нанёс серьёзные повреждения русскому крейсеру. Были сметены верхний мостик и боевая рубка. Получили повреждения 9 орудий калибра 152 мм и 7 орудий калибра 75 мм. Корабль получил 5 серьёзных подводных пробоин. Из личного состава погибло 39 человек и 73 человека получили ранения. А вот канонерская лодка “Кореец” осталась невредимой. Её экипаж также не понёс никаких потерь, на лодке даже не было раненых. У японцев потери составили 30 человек, и 200 человек получили ранения разной степени тяжести.

Русский корабль начал крениться на левый борт, и было принято решение вернуться в порт Чемульпо. Уже в порту командиры решили затопить судно. Взрывать его было нельзя, так как в этом случае можно было повредить суда нейтральных иностранных государств. Команда открыла кингстоны, и в 18 часов 10 минут “Варяг” лёг на морской грунт. “Корейца” взорвали прямо на рейде. Лодка была небольшая, и её взрыв не причинил никому никакого вреда.

Французский посол передал русским морякам условия японцев. Те потребовали, чтобы весь личный состав был отправлен в Шанхай и находился там вплоть до окончания военных действий. Это условие было выполнено. Моряки, а также казачья команда, нёсшая охрану посольства, погрузились на суда нейтральных стран и отбыли в Шанхай.

Дальнейшая судьба русских моряков

Из Шанхая моряки небольшими группами переправились в Одессу. Всего, за период с 19 марта по 6 апреля, в одесский порт прибыло 630 моряков с геройски погибших судов. К этому можно добавить 85 военнослужащих, которые не входили в личной состав, нёсший службу на славных боевых кораблях.

Из Одессы моряки отправились в Петербург и прибыли туда 16 апреля 1904 года. Здесь их на Дворцовой площади приветствовал лично государь-император. В честь героев был устроен торжественный обед. После обеда каждому военнослужащему Николай II вручил именные часы.

В 1954 году вышло постановление Президиума ЦК КПСС. В нём, по случаю 50-летия битвы при Чемульпо, было обнародовано решение о награждении ветеранов, принимавших участие в сражении, медалями “За отвагу” с назначением ветеранских пенсий. Всего было награждено 118 человек.

Дальнейшая судьба героического крейсера

В 1905 году японцы подняли затопленный русский корабль, отремонтировали его, и 22 августа он был введён в эксплуатацию под названием “Соя”. Использовался он японскими военными в качестве учебного корабля.

В 1916 году российское правительство выкупило корабль у японцев. Судно было приписано к Владивостоку под своим старым именем. Затем вошло в состав флотилии Северного Ледовитого океана, которая базировалась в Мурманске. То есть корабль совершил переход из Владивостока в Мурманск, который в то время назывался Романов-на-Мурмане.

В феврале 1917 года крейсер “Варяг” был отправлен на капитальный ремонт в Великобританию. После Октябрьской революции был конфискован британцами, так как советское правительство не захотело оплачивать его ремонт. В 1923 году корабль продали немцам на металлолом. В 1925 году во время буксировки судно затонуло в Ирландском море рядом с берегом. В следующем году каркас взорвали.

В 2003 году была организована экспедиция в район останков корабля. В ней принимал участие внук контр-адмирала Руднева. Со дна были подняты отдельные фрагменты судна. Так закончился славный путь доблестного крейсера, внёсшего свой посильный вклад в героическую историю русского военного флота.

Александр Арсентьев

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана». При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля. Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса.

«Der stolze Warjag ergibt sich nicht…»

Итоги боя «Варяга» с превосходящими силами японской эскадры позднее по-разному оценивались военными специалистами и историками. Не раз выдвигали умозрительные теории, что противнику можно было нанести больший урон. Но общественное мнение не только в России, но и в европейских странах сразу очень высоко оценило подвиг русских моряков, смело двинувшихся в неравный бой.

Действительно, зарубежная реакция на историю боя обречённых русских моряков оказалась бурной. Так, австрийский поэт Рудольф Грейнц, ранее далёкий и от России, и тем более от Дальнего Востока, уже в феврале 1904 года, узнав о героическом бое русского крейсера, под впечатлением храбрости команды «Варяга» написал песню, сразу ставшую, как сказали бы сегодня, «хитом»:

Auf Deck, Kameraden, all’ auf Deck!

Heraus zur letzten Parade!

Der stolze Warjag ergibt sich nicht,

Wir brauchen keine Gnade!

Уже в апреле 1904 года песню «Der Untergang der Warjag» перевели на русский язык, и поныне эти слова известны почти всем в нашей стране:

Наверх, о товарищи, все по местам!

Последний парад наступает!

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!

В тот год в России появится ещё несколько песен о подвиге «Варяга». Хотя ныне они куда менее известны, чем «хит» Рудольфа Грейнца, но тогда тоже были очень популярны в народе — например, песня «Плещут холодные волны». Её стихи были напечатаны в петербургской газете «Русь» уже через девять дней после гибели «Варяга» и «Корейца».

Одним словом, в общественном сознании нашей страны «Варяг» из драматического эпизода войны сразу превратился в легенду, в героический миф. Хотя Русско-японская война длилась ещё полтора года и имела немало выдающихся и страшных эпизодов, но именно «Варяг» в исторической памяти остался самым ярким её моментом.

Последний бой

Недоделки при строительстве стали проявляться всё чаще. Ломалась машина крейсера, снизилась скорость. Всё это вынудило командование эскадры отправить корабль в корейский порт Чемульпо. Чтобы не перегружать машины, крейсеру для связи была прикомандирована канонерская лодка «Кореец».

24 января 1904 г. соединённый японский флот вышел в море, чтобы за пять дней до назначенного в Токио начала войны постараться нанести урон русским кораблям.  Корабли контр-адмирала Сотокити Уриу уже готовились принять капитуляцию русских кораблей в Чемульпо.

Учитывая это, русское командование 26 января отправило «Корейца» в Порт-Артур с сообщением о вероломном нападении японцев. Задание канонерская лодка не выполнила, так как была обстреляна японскими кораблями. Это было первое боевое столкновение в начинавшейся войне.

Японцы заблокировали залив и начали высадку десанта. 27 января контр-адмирал Уриу предложил иностранным кораблям покинуть Чемульпо, чтобы они не мешали бою с русскими кораблями. Командиры судов, стоявших в Чемульпо, провели совещание на борту английского крейсера «Талбот». Они осудили этот ультиматум и даже выразили протест. Командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев заявил, что будет прорываться и примет бой. Зарубежные капитаны смогли выразить русским морякам лишь сочувствие, а вот командир крейсера «Талбот» коммодор Л. Бейли поступил по хорошо известному принципу «англичанка гадит». Он передал японцам планы русских моряков.

9 февраля «Варяг» и «Кореец» начали свой путь в бессмертие. Моряки иностранных судов выстроились на своих палубах и провожали наших моряков. Французский капитан 2-го ранга В. Сэнес писал: «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть».

Итоги этого трагического сражения хорошо известны. Фраза «Погибаю, но не сдаюсь» на долгие годы стала девизом русского флота. Крейсер «Варяг» ушёл в воды залива с развевающимся на мачте Андреевским флагом. Сегодня различные злопыхатели и фальсификаторы истории в разных вариантах пытаются умалить значение этого подвига. Но мы знаем, что победа осталась за русским крейсером, он ушёл на дно не от действий врага, а был затоплен после боя по решению офицерского состава. Русские моряки не стали военнопленными, они были спасены французами, англичанами и итальянцами в ответ на сигнал капитана «Терплю бедствие» (как потерпевшие кораблекрушения). Примечательно, что помощь русским морякам не оказали только американские моряки.

Встреча в проливе

Инструкции, полученные командиром отряда контр-адмиралом Иессеном, предусматривали, что в Корейский пролив Владивостокский отряд крейсеров должен войти на рассвете 14 августа. Это указание, отданное командующим флота в Тихом океане адмиралом Николаем Скрыдловым, сыграло еще одну роковую роль в событиях. Назначенный командующим после гибели адмирала Степана Макарова 31 марта 1904 года, Скрыдлов не успел попасть в Порт-Артур после начавшейся осады и командовал флотом из Владивостока, вынужденный принимать решения на основе телеграмм, попадавших туда с опозданием.

Броненосный крейсер «Громобой» во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

Так случилось и на этот раз: к утру 14 августа, когда владивостокские крейсера, как им и было предписано, входили в Корейский пролив, в нем уже крейсировали корабли японской эскадры адмирала Хиконодзе Камимуры, состоявшей из четырех броненосных крейсеров «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате». Их главной задачей было отрезать пути к Владивостоку для прорвавшихся кораблей порт-артурской эскадры, а на деле они стали главными противниками отряда контр-адмирала Иессена.

В предрассветной темноте две эскадры разминулись друг с другом, и Владивостокский отряд крейсеров вошел в пролив, уверенный, что он пока чист от кораблей противника. То, что это не так, стало понятно ближе к пяти часам утра, когда русские крейсеры повернули на запад и вскоре разглядели в рассветных лучах японские броненосцы, идущие им наперерез.

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, осень 1904 года

В этот момент контр-адмирал Иессен допустил ошибку, которая стала залогом будущего поражения. Вместо того, чтобы подойти к японским кораблям на короткую дистанцию, при которой смогла бы эффективно действовать вся артиллерия русских крейсеров, в том числе и малокалиберная, он отдал приказ поворачивать на восток, а потом и еще южнее. Тем самым корабли Владивостокского отряда оказались стоящими бортом к японцам, подставив орудиям противника свои самые уязвимые места. И противник не замедлил воспользоваться столь удачной позицией.

Крейсер «Варяг»: первый и последний бой

Японцы имели несколько планов предстоящего сражения в зависимости от поведения русских. Руднев планов не строил — он просто хотел вырваться из Чемульпо. В двенадцатом часу дня 9 февраля «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и двинулись к выходу из порта. Команды кораблей нейтральных стран приветствовали это восторженными криками, корабельные оркестры играли «Боже, царя храни». «Варяг» не давал полной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отстал от него.

Японцы не ожидали, что русские двинутся на них в разгар дня. Они уже готовились к вечерней атаке на «Варяг», планируя расстрелять крейсер торпедами прямо на рейде. Адмирал Уриу приказал спешно сниматься с якорей и готовиться к бою. Времени на это не хватало, и командам пришлось расклёпывать якорные цепи.

Первыми выстрелами противники обменялись около полудня. Через 15 минут японский снаряд попал в кормовой мостик «Варяга», вызвав пожар. Ещё через несколько минут снаряд разбил штурманскую рубку крейсера. Сразу после этого «Варяг» вдруг начал поворачивать направо для возвращения в порт. Позже, в рапорте, Руднев утверждал, что один из снарядов повредил рулевое управление. Однако, когда японцы подробно обследовали затопленный «Варяг», таких повреждений они не нашли. Во время поворота русский крейсер подставил свой борт японцам, сразу получив несколько попаданий вражеских снарядов. Завершив маневр, «Варяг» устремился в порт. «Кореец» последовал за ним. Японские корабли преследовали убегавших русских, но через двадцать минут, опасаясь повредить суда нейтралов, прекратили огонь.

Последний (он же первый) бой «Варяга» продолжался менее часа. За это время, согласно рапорту Руднева, его крейсер выпустил по врагу больше тысячи снарядов разного калибра. Вся японская эскадра произвела всего 319 выстрелов. Когда через несколько месяцев японцы произвели тщательную ревизию затопленного «Варяга», они пересчитали оставшийся боекомплект. Согласно этим подсчетам, русский крейсер сделал в четыре раза меньше выстрелов, чем утверждал его капитан. Сильно расходятся и оценки результатов этой стрельбы. Руднев в своих рапортах утверждал, что потопил один вражеский миноносец и так повредил крейсер «Такачихо», что тот затонул через несколько дней, имея на борту две сотни раненых в бою у Чемульпо. Однако все три миноносца и крейсер «Такачихо» преспокойно продолжали плавать ещё долгие годы, участвуя, в том числе и в сражениях с русским флотом. В тщательно сохраняемых японских архивах не найдено сведений ни об одном погибшем или раненом при Чемульпо японском моряке. Сведения о потерях экипажа «Варяга» туманны. В вахтенном журнале указывалось, что за время боя погибли офицер и 22 матроса, а вскоре от ран умерли ещё 10 человек. На «Корейце» потерь не было. А вот число раненых на «Варяге» сильно менялось в зависимости от времени написания рапорта: оно колебалось от 68 до 180 человек. Легкое ранение получил и сам Руднев.

Вернувшись в Чемульпо, офицеры «Варяга» приняли решение уничтожить корабль. Руднев посетил английский крейсер «Талбот» и договорился, что российские моряки перейдут на нейтральные суда. Англичанин поставил лишь одно условие: не взрывать «Варяг», чтобы чужие корабли не получили повреждений. Уже в три часа пополудни экипаж русского крейсера перебрался на иностранные корабли. «Варяг» было решено затопить, открыв кингстоны. При этом подготовка к уничтожению велась крайне спешно. Не были выведены из строя орудия, на борту оставили тела погибших, навигационную и техническую документацию и даже боевые андреевские флаги. Капитан «Корейца» подошел к уничтожению канонерской лодки более ответственно. Он успел создать комиссию, которая сожгла все документы и вывела из строя орудия. После этого «Кореец» был взорван. «Варяг» затопили, но на очень неудачном месте: из-за мелководья во время отлива крейсер обнажался почти целиком. Заодно с боевыми кораблями сожгли русский пароход «Сунгари», имевший несчастье оказаться в феврале 1904 года в Чемульпо.

Через два дня над останками «Варяга» заполоскался японский флаг, а еще через неделю водолазы приступили к обследованию затонувшего судна. За несколько месяцев были подняты все орудия и их боекомплект. Их признали полностью годными к использованию, и вскоре русские пушки приняли участие в шедшей войне, но уже на стороне японцев. Стреляли они при этом «родными» снарядами. Окончательно «Варяг» подняли в августе 1905 года. Он самостоятельно вышел из порта, а после небольшого ремонта был переименован в «Соя» и включен в состав флота Страны восходящего солнца. Подъем «Корейца» оказался невозможен из-за последствий взрыва, поэтому его продали на металлолом.

Культура

Музеи

  • Городской музей Инчхона (англ. Incheon Metropolitan City Museum), первый публичный музей Кореи, открытый в апреле 1946 года в целях исследования и изучения истории и культурных ценностей Инчхона.
  • В 1984 году к столетию Инчхона в городе были открыты Мемориальный зал и комплекс, посвящённые Инчхонской десантной операции (англ. Incheon Landing Operation Memorial Hall). В музее имеется огромная коллекция фото- и видеоматериалов, рассказывающих о всех этапах высадки. В состав комплекса входят 18-метровая мемориальная башня и национальные флаги шестнадцати стран, принимавших участие в Корейской войне.

Панорама Инчхона

История

Поселения человека на месте города восходят к неолиту. С конца IV века и на протяжении всего Средневековья являлся одним из важнейших торговых центров Кореи. Один из первых портов Кореи, открытых (конец XIX века) для иностранной торговли. Во время японской оккупации назывался Дзинсэн (яп. 仁川). Инчхон входил в состав провинции Кёнгидо, пока не получил статус города прямого подчинения (сейчас город-метрополия) 1 июля 1981.

Гавань Чемульпо (Инчхона) — место боя и гибели в 1904 году российских крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

В 1950 году во время войны в Корее здесь была проведена Инчхонская десантная операция.

Тактико-технические характеристики

Кораблестроительные элементы
  • Водоизмещение — 11 280 т
  • Длина — 186,4 м
  • Ширина — 20,8 м
  • Высота по миделю — 42,5 м
  • Осадка наибольшая — 8,4 м
  • Мощность ГЭУ — газотурбинный, 4 × 22 500 л. с.
Ходовые характеристики
  • Скорость хода — 32 узла
  • Дальность плавания — 7500 миль
  • Автономность — 30 суток
  • Экипаж — 476 (510) человек
Вооружение
  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ПКР П-1000)
  • Противолодочное — два торпедных аппарата, реактивные бомбовые установки РБУ-6000
  • Противолодочный вертолёт Ка-25/Ка-27
  • Противовоздушное — одна 130-мм установка АК-130, шесть — АК-630, две установки ЗРК «Оса-МА», восемь ЗРК С-300Ф «Форт»

Примечания

  1. Такая конструкция рубки являлась особенно застарелым и опасным анахронизмом. Открытый вход, непомерная ширина смотровых щелей, грибовидный свес крыши, отражавший осколки внутрь рубки, принесли много беды кораблям Тихоокеанской эскадры. На эскадре 3. П. Рожественского пришлось уже в походе устанавливать на торцах брони рубок специальные козырьки.

    Новый тип рубки с щелями 50—100 мм был принят лишь после войны, а на прежних рубках ширину смотровой щели уменьшили до 76 мм. На «Варяге» отсутствие защиты снизу рубки особенно усугублялось тем, что она была установлена на высоком фундаменте

Ремонт и модернизация корабля

1906 — 1907 г.г.

Вид на палубу с переднего мостика

В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга. С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Российская приёмная комиссия нашла возвращённый Японией корабль в плохом техническом состоянии. Например срок эксплуатации котлов Никлосса до полной выработки ресурса составлял не более 1,5 — 2 лет.
В ходе ремонта во Владивостоке на крейсере были переставлены в диаметральную плоскость носовые 152/45-мм орудия Канэ, а также два таких же орудия на юте. В результате этого количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до восьми. На всех орудиях, сто­ящих открыто, уста­новили укороченные броневые щиты.
Отремонтированы механизмы наведения орудий и увеличены углы возвышения с 15° до 18°. Устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулемёты приспособлены для стрельбы по самолётам. Во время ходовых испытаний при задействовании 22 котлов из 30, «Варяг» развил скорость в 16 узлов.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.

Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).

Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Интересные факты

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.

Технология возникновения легенды

Для чего потребовалось скрывать правду и выдумывать красивые легенды и мифы о «Варяге»?

И виноваты в этом были не матросы и офицеры (от погибшего на «Варяге» мичмана нашли только руку, и рука эта так и не выпустила дальномер), а высшее руководство страны.

Ради пропаганды моряки были превращены в супергероев, расправившихся едва ли не с половиной японской эскадры. Они чтили славные традиции, не бросали товарищей и гибли под непокоренным флагом. Многие современники (а потомки – тем более) даже не понимали, что «Варяг» был потоплен на рейде.

Развенчивать созданную легенду о «Варяге» необходимости не было. Героизм моряков (а он был настоящим) оправдывал частично позорное поражение в войне. Дальше красивая картинка из прошлого была полезна для воспитания подрастающих матросов. Подлинная история команды «Варяга», что впрямь вела себя достойно и проявила истинную верность присяге, никого не беспокоила.

Один корабль, две судьбы

С гибелью «Варяга» жизнь корабля не закончилась. Японцы подняли затонувший крейсер. Правда, эти работы продолжались полтора года и стоили им больших денег. Через два года после сложного ремонта крейсер под названием «Сойя» стал японским боевым кораблём. Девять лет на нём проходили стажировку японские курсанты. На корме крейсера была установлена табличка с надписью «Варяг», правда, на японском языке, рассказывающая о храбрости русских. Каждый раз новая команда кадетов, получала разъяснения, что они будут проходить обучение на русском корабле, который не сдался, а сражался с целой японской эскадрой. После войны японцы создали в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга», а командир легендарного крейсера В.Ф. Руднев был награждён орденом Восходящего Солнца.

В 1916 году крейсер вновь стал русским. Его выкупило у японцев российское правительство, и он самостоятельно добрался до Мурманска, а после был отправлен на ремонт в Великобританию. Революция в России изменила приоритеты: большевики отказались оплачивать ремонт, после чего союзники разоружили крейсер и продали его на металлолом. При буксировке корабль наскочил на камни в Ирландском море. Корпус взорвали, чтобы он не мешал судоходству.

Принимая неравный и безнадёжный бой, моряки «Варяга» показали врагу, что лёгкой победы в предстоящей войне с Россией ждать не придётся. Врагу было показано, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит.

Крейсер «Чиода». Самый маленький броненосец

Крейсер «Чиода» — достаточно интересный корабль. Сами японцы классифицировали его как броненосный крейсер 3-го ранга, поскольку «Чиода» нес тонкий броневой пояс по ватерлинии. Правда, в силу своих характеристик он не шел ни в какое сравнение с любым из броненосных крейсеров Японии и России, участвовавших в войне.


Крейсер «Чиода». Источник фото: alternathistory.com

В июле 1904 года крейсер подорвался на мине под Порт-Артуром и получил серьезные повреждения. В 1922 году «Чиода» был превращен в базу подводных лодок, но вскоре исключен из состава флота и впоследствии потоплен как корабль-цель

Последний бой «Рюрика»

Когда стало очевидно, что русские корабли проигрывают бой, контр-адмирал Иессен отдал приказ «России» и «Громобою» идти на прорыв во Владивосток. Он рассчитывал, что таким маневром ему удастся отвлечь основные силы японцев от сильно поврежденного «Рюрика». И это действительно удалось, но не до конца. В погоню за двумя русскими крейсерами бросились четыре японских броненосца отряда адмирала Камимуры, но два более легких остались и продолжали обстреливать «Рюрик».

Повреждения, полученные японским броненосным крейсером «Ивате» во время боя в Корейском проливе после попадания снаряда с крейсера «Рюрик»

В конце концов сильно поредевший экипаж, командовать которым в этот момент пришлось одному из младших офицеров — лейтенанту Константину Иванову, принял решение затопить «Рюрик». Корабль с открытыми кингстонами отправился ко дну на глазах японских моряков с крейсеров «Нанива» и «Такачихо», которые и подобрали оставшихся в живых членов экипажа русского крейсера. Из-за того, что все шлюпки были разбиты, моряки держались на воде только за счет спасательных жилетов и деревянных обломков судна.

Крейсерам «Россия» и «Громобой» к вечеру того же дня удалось оторваться от японских броненосцев: те повернули назад, чтобы не оставлять без прикрытия Корейский пролив на случай, если кому-то из кораблей порт-артурской эскадры удастся прорваться на север. Несмотря на тяжелые повреждения, 16 августа они дошли своим ходом до Владивостока и встали на ремонт, который затем длился почти до конца войны.

Вид на полуют броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Результаты боя в Корейском проливе были неутешительными: Владивостокский отряд потерял один из крейсеров, 329 русских моряков были убиты и 617 ранены, еще около шестисот человек попали в плен. Японские корабли почти не получили тяжелых повреждений (не считая «Ивате»), а человеческие потери японцев были на порядок меньше: 44 убитых и 71 раненый. Такое соотношение определялось тем самым лучшим бронированием японских кораблей и неприспособленностью русских крейсеров к эскадренному бою.

Но поражение в этом бою не умаляет мужества и стойкости русских моряков, которые в течение пяти с лишним часов противостояли гораздо более сильному противнику и сумели достаточно потрепать его. К тому же свою главную задачу — связать боем корабли эскадры адмирала Камимуры — Владивостокский отряд крейсеров выполнил, и не его вина, что это случилось тогда, когда практический смысл такой схватки был невелик.

Повреждения броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Ход битвы в Чемульпо

Утром 26 января (8 февраля) 1904 года сформированная в японском порту Сасебо эскадра из шести крейсеров и трёх миноносцев направилась в Чемульпо с целью высадить там десант. Во второй половине дня японская эскадра встретилась с лодкой «Кореец», которая направлялась из Чемульпо в Порт-Артур. Японский флот затруднил движение «Корейца», и русская лодка открыла огонь, а с крейсера «Чиода» по «Корейцу» была запущена торпеда. Русская канонерская лодка, не получила повреждений, но была вынуждена изменить курс и вернуться в Чемульпо.

Вечером того же дня японская эскадра вошла в Чемульпо. Командир рейда Чемульпо английский капитан Бейли уведомил японскую сторону о недопустимости военных действий на территории нейтрального государства. Однако японский флот получил от своего командования разрешение вести бой как в нейтральных водах, так и на рейде Чемульпо.

В ночь с 26 на 27 января экипажи «Варяга» и «Корейца» подготовились к бою». Утром 27 января вся японская эскадра кроме крейсера «Чиода» вышла из Чемульпо на внешний рейд. «Варяг» получил ультиматум: японское командование требовало от русских кораблей покинуть бухту и принять бой в нейтральных водах. В противном случае японцы угрожали вернуться в Чемульпо и открыть огонь прямо в порту.

Капитан Руднев принял решение идти на прорыв внешнего рейда. Фактически он принял бой. Около полудня «Варяг» и «Кореец» открыли огонь по силам противника, имевшим многократное преимущество. В полуторачасовом бою «Варяг» получил 11 пробоин. Во время боя 23 из 500 членов экипажа были убиты. На судне начался пожар. Офицеры «Варяга» приняли решение покинуть и затопить корабль. Экипаж «Корейца» также эвакуировался и взорвал свою канонерку. Русских моряков эвакуировали корабли западных держав, дислоцированные в Чемульпо.