Период в музыке: строение периода, формы и виды

Оглавление

Замедление и ускорение темпа произведения

Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).

Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.

Классика — на краткий миг

По сравнению с другими периодами развития музыки, тот, что принято называть классическим, как ни странно, является коротким — всего лишь с 1750 по 1830-е годы. Но в данном случае «короткий» вовсе не является синонимом к слову «незначительный».

В это время на музыкальном небосклоне восходят звезды трех величайших композиторов — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Полностью формируются жанры классической симфонии и концерта в том виде, который известен нам сейчас.

Основным направлением работы композиторов этого периода является создание так называемых «классических музыкальных форм». Классическая музыка становится явлением все более популярным: отныне она звучит не только в монастырях и светских салонах, но и в домах зажиточных горожан и на подмостках театров.

Ференц Лист за фортепиано

Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк, сыновья Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан,— Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Луиджи Боккерини, Антонио Сальери (да-да, тот самый!) — все они внесли огромный вклад в развитие классической музыки и всего лишь за 80 лет классического периода изменили ее практически до неузнаваемости.

Классификация

По тональному строению

  • Однотональный,
  • модулирующий — оканчивающийся в новой тональности (чаще всего модуляция происходит в тональность I степени родства),
  • модуляционный — содержащий отклонение в новую тональность.

По структуре

  • Из 2 предложений;

    • Квадратный — число тактов в периоде = 2n (чаще всего 4, 8, 16), предложения равновеликие. Пример – начальный период 2-я части сонаты № 10 Бетховена (4+4);
    • Неквадратный — число тактов ≠ 2n;

      • Органически неквадратный — предложения равновеликие (n+n), и период не подходит под определение квадратного. Примеры: начальный период Largo e mesto сонаты для фортепиано № 7 Бетховена; опера Жизнь за царя, песня Вани «Как мать убили» (7+7);
      • Из неравновеликих предложений;
        • С усечённым (уменьшенным) вторым предложением (встречается достаточно редко). Пример – Бетховен, соната № 7, 2-я часть;
        • С расширенным вторым предложением (встречается чаще); чаще всего расширение достигается за счёт прерванного или неполного каданса, а «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже. Пример – Чайковский, Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано (16+20);
  • Из 3 предложений (вопрос о квадратности не ставится). Пример – начальные периоды 1-х частей сонат № 5, № 6, № 27 Бетховена;
  • Из 4 предложений («сложный», или «двойной») — состоит из 2 больших предложений, каждое из которых в свою очередь состоит ещё из 2 предложений. Третье и четвёртое предложение практически полностью совпадают с первым и вторым соответственно, но четвёртое заканчивается другой каденцией (не такой, какой закончилось второе). Общий вид сложного периода — a + b1 + a + b2;
  • Слитного строения («единый») — период, который не делится на предложения, состоит из одного неделимого предложения. Пример – скерцо из сонаты № 6 Бетховена;
  • Период-предложение — чаще всего возникает в сонатной форме; первое предложение – главная партия, а квазивторое предложение, повторное по тематизму, уже является связующей партией. Пример – начальный период 1-й части сонаты для фортепиано № 1 Бетховена.

По повторенности

  • Неповторенный,
  • Повторенный — предполагается точный или варьированный повтор основных структурных единиц периода.

Принципиальная разница между повторенным и «сложным» периодом в том, что при повторении у последнего меняется каденция (или каденции), а у повторенного – нет.

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре

Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете)

Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно)

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз

Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Музыкальные жанры классики

Классические мелодии зародились не на пустом месте. Предшествующие музыкальные направления служили фундаментом, на котором выросли музыканты-классики. Однако новаторские формы не вмещались в традиционные рамки. Композиторы венской школы развивают старые и создают новые формы. Список классических жанров:

  • инструментальная музыка;
  • камерные ансамбли;
  • опера;
  • церковная музыка.

В основе классической инструментальной музыки лежит сонатная форма. Сонаты исполнялись и ранее, но представители венской школы ломают старые каноны и формируют новые правила. Теперь произведение состоит из трёх частей. В экспозиции, исполняемой в быстром темпе, представляются две темы — главная и второстепенная. В разработке, выдержанной в медленном темпе, темы развиваются и сопоставляются. В репризе повторяется экспозиция, но только темы сближаются изменением тональностей.

Аналогична структура инструментального концерта. Название жанра происходит от латинского concertare, что означает «состязание». В трёхчастном произведении противоборствуют, если можно так сказать, оркестр и солирующий инструмент.

Симфонию как инструментальный жанр развивают композиторы Мангейма. Увеличивается число инструментов в оркестре. Возросшее количество исполнителей потребовало, чтобы музыкантами управлял дирижёр. Симфоническое произведение состоит из четырёх частей и строится по определённым правилам. Принципы построения музыкального материала:

  1. Структурированность каждой части осуществляется в сонатной форме.
  2. Симметричность требует обрамления медленных фрагментов быстрыми частями. Периодичность подразумевает систематическую повторяемость музыкальных тем.
  3. Контрастное противопоставление проявляется в смене темпов и тональностей.
  4. Мелодике симфонии придаётся определённый ритмический рисунок.

Во второй половине XVIII столетия начинается рассвет камерной музыки. Сонатная форма стала колыбелью струнного квартета и трио. В состав первого включались альт, две скрипки и виолончель. Ансамбль из трёх исполнителей обычно состоял из скрипача, пианиста и виолончелиста.

В эпоху музыкального классицизма утверждается господство оперы. Почти каждый европейский королевский двор содержал оперный театр. Развитие жанра проходило в двух направлениях: опера-сериа и опера-буффа. В первом случае темой избирался один из античных мифов. В основе вторых лежал комедийный бытовой сюжет.

Принципы классики повлияли и на церковную музыку. Светская музыка привносит симфонизацию и драматизм в духовные произведения. Мессы и реквиемы, исполняемые во время богослужений, приобретают характер самостоятельных концертных композиций.

Реферат на тему музыкального классицизма призван сообщить об отличительных чертах направления в искусстве. Иллюстрацией к рассказу послужат фрагменты из произведений, которые создали композиторы венской школы. По сей день сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена остаются непревзойдёнными шедеврами.

Венская школа

Труды немецких музыкантов продолжили композиторы, творившие в Вене. В этот период сочинители окончательно закрепили в симфонии четыре раздела, происходит формирование сонатной формы музыкальных произведений. Камерная музыка обогащается новыми жанрами — струнным квартетом и фортепианным трио. Развивается оперное искусство. Новое лицо обретает церковная музыка.

Главными фигурами венской школы классики являются Гайдн, Моцарт и Бетховен. В их музыке в полной мере проявляются простота и логичность художественной формы. В сочинениях венских классиков переплетаются разум и душа, трагизм и комичность, скрупулёзный расчёт и лёгкость изложения мысли.

Франц Йозеф Гайдн

В детстве Гайдн (1732—1809) служил певчим в венском кафедральном соборе. В храме святого Стефана мальчик научился играть на клавесине и скрипке, начал писать музыку. С 1749 по 1761 год молодой человек перебивается случайными заработками в разных оркестрах. Затем последовала тридцатилетняя служба при дворе Пала Эстерхази. После того как оркестр венгерского князя был распущен, музыкант работает в Англии. Последние годы жизни композитор провёл в Вене.

Гайдн считается родоначальником оркестровой инструментальной музыки. Он создал уравновешенную симфоническую форму. Камерные сочинения пишутся в новой сонатной форме.

Вольфганг Амадей Моцарт

Шестилетний ребёнок солирует в концертах и пишет серьёзные произведения. Так начинался краткий творческий путь Моцарта (1756—1791). К 16 годам юноша создал 4 оперы, 13 симфоний, 4 церковные мессы, 24 сонаты. Однако талантливый музыкант интересует публику меньше, чем вундеркинд. До 1781 года Вольфганг вынужден выполнять обязанности органиста при архиепископе зальцбургском.

Расцвет талант композитора приходится на последнее десятилетие жизни. Характерной чертой произведений Моцарта является переплетение жанров в одном сочинении. В опере и инструментальном концерте проявляются симфонические элементы, а симфония может зазвучать как камерная музыка.

Людвиг ван Бетховен

Отец мечтал, что Людвиг будет виртуозом, и заставлял мальчика репетировать по ночам. Но Бетховен (1770—1827) стал не известным исполнителем, а гениальным сочинителем. В молодости музыкант зарабатывал на жизнь, выступая с концертами, которые привлекали публику непревзойдёнными импровизациями исполнителя. Затем до конца жизни композитор давал уроки игры на фортепиано.

Первые творческие годы посвящены написанию сонат. Бетховен разработал фортепианный стиль, характе́рный для классической камерной музыки. Композитор любит противопоставлять крайние регистры, использует педаль инструмента, отдаёт предпочтение густым аккордовым созвучиям. С началом XIX столетия расцветает талант Бетховена-симфониста.

В масштабных произведениях в полной мере соблюдается концепция, заявленная венской школой классики, — строгая пропорциональность композиции, баланс между многообразием и единичностью мелодических элементов и форм.

Музыка к югу от Сахары и музыка африканской диаспоры

Период в одном баре. Стандартный образец, записанный простым метром (4/4) и составным счетчиком (12/8). Воспроизвести двойную игру ( справка · информация ) , тройную игру ( справка · информация ) и воспроизвести обе игры ( справка · информация ) для сравнения.   

Шаблоны колокольчиков

Второе определение периода в Новом Гарвардском музыкальном словаре гласит: «Музыкальный элемент, который некоторым образом повторяется,« применяемый »к единицам любого параметра музыки, которые воплощают повторения на любом уровне». В некоторых к югу от Сахары музыки и музыки африканской диаспоры , то картина колокол воплощает это определение периода. Картины колокола (также известные как ключевой шаблон , направляющий шаблон , фразировка референт , сроки , или асимметричная шкала ) повторяются на протяжении всей части, и является главной единицей музыкального времени и ритмической структуры , с помощью которого расположены все других элементы. Период часто представляет собой одну полосу (четыре основных доли).

Стандартный семиступенчатый узор колокола — одно из наиболее часто используемых представлений музыкального периода в музыке к югу от Сахары. Первые три удара колокольчика предшествуют, а остальные четыре удара являются последующими. Следствие диаметрально противоположно антецеденту.

Clave

Период в двух барах. Clave написано на 2/4

Кубинский музыковед Эмилио Гренет представляет период в двух тактах по 2/4. Объясняя структуру музыки, руководствуясь пятитактным узором африканских колокольчиков, известным на Кубе как clave (по-испански «ключ» или «код»), Гренет использует то, что можно считать определением периода: «Мы находим, что все его мелодии дизайн построен на ритмическом узоре из двух тактов, как если бы оба были только одним, первый — предшествующий, сильный, а второй — последовательный, слабый ».

Как Гренет и многие другие описывают этот период, перекрестно-ритмический антецедент ( «тресилло» ) сильный, а разрешение на такте — слабое. Это противоположность западной теории гармоник, где разрешение описывается как сильное. Несмотря на это различие, и гармонический, и ритмический периоды имеют последовательное разрешение. Проще говоря, это разрешение происходит гармонично, когда звучит тоника, и в ритме, основанном на клаве, когда звучит последняя основная доля. Метрическое созвучие достигается, когда последний удар клавы совпадает с последней основной долей (последней четвертной нотой) последующего такта.

Бар предшествующий имеет три удара и называется три стороны от клавя. Последующий столбик состоит из двух штрихов и называется двусторонним . Трехсторонний создает впечатление вопроса, на который отвечает двусторонний. Две стороны клавы циклически повторяются в виде повторяющегося вызова и ответа .

Фактический ключевой паттерн не нужно воспроизводить, чтобы ключевой паттерн определял период.

Сложный период

Так называется сочетание двух простых музыкальных периодов.

Возникновение этой формы связано с европейской профессиональной музыкой, когда произошла в смену полифонического и гомофонно-гармонического стилей.

Сформировался сложный период в музыке в основном благодаря народным и бытовым танцам, песенно-танцевальным жанрам. Стремление к квадратному построению периода также взялось отсюда, ведь именно на его основе создается танцевальная музыка. И в целом для музыки западно-европейских стран (Италия, Франция, Австрия) характерно использование квадратности.

Для русской же музыки, напротив, больше свойственна протяженность. Органическая неквадратность очень популярна в русской классике. Например, в творчестве С. В. Рахманинова и М. П. Мусоргского.

Век прошлый, двадцатый

Многим людям кажется, что с годами время ускоряется. Но всякий, кто возьмется за изучение истории любого явления, скажет вам, что так и есть на самом деле. В истории человечества на XX век приходится немыслимый взрыв прогресса во всех областях жизни. И музыка не стала исключением.

Выделить одно основное направление для ХХ века просто невозможно. Мир менялся стремительно, и композиторы пытались отразить эти изменения как можно более полно.

Это была эпоха экспериментов. Импрессионизм Дебюсси и Равеля, додекафония и сериальность Шёнберга, народные мотивы и модернистское новаторство подлинных гигантов ХХ века — Стравинского и Прокофьева, мгновенно узнаваемые мелодии, на которые был так щедр Гершвин, и невероятное многообразие, подвластное Шостаковичу,— это все одно столетие. И оно сделало музыку настолько разнообразной, насколько это только возможно.

Век же двадцать первый только в самом начале, и делать выводы о том, каково будет его музыкальное сопровождение, предстоит нашим потомкам.

Афиша к одному из первых мюзиклов «A Gaiety girl», поставленному в 1893 году

Нотная запись двойного мотива, открывающего знаменитую Пятую симфонию Л. ван Бетховена

Поделиться ссылкой

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

В опере Римского-Корсакова «Снегурочка», в заключительном хоре встречается размер 11/4. Размер причудливый, редкий. Чтобы музыкантам было легче просчитать и привыкнуть к нему, предлагают сперва потренироваться на фразе «Римский-Корсаков совсем с ума сошел». Эта фраза состоит из 11-ти слогов, которые соответствуют 11-ти долям. Фраза легко ложится на слух и после нее нотный текст разучить гораздо проще.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money», мотив которой легко ложится на слух и запоминается.


Понятно — это просто307Совсем тяжко идет151

Композиторы эпохи реализма

Известные представители реализма в музыке:

  • Жорж Бизе. Талантливый музыкант родился в 1838 году во Франции. Он создал множество произведений: романсы, пьесы для фортепиано, оперные композиции, оркестровые. В 1874 году впервые была представлена знаменитая опера «Кармен»;
  • Верди Франческо. Выдающийся музыкальный эксперт родился в Италии. Его композиции – незаменимый вклад в оперное искусство, развитие музыки. На счету музыканта больше двадцати пяти оперных произведений. Он создал собственный реквием;
  • Антонин Дворжак. Профессионал родился в Чехии в 1841 году. Он был дирижером, основоположником чешского музыкального направления в классическом стиле. Для своих композиций мастер использовал фрагменты народного творчества. Национально-освободительная борьба занимала отдельное место в мотивах музыки Антонина;
  • Бедржих Сметана. Знаменитый музыкант родом из Чехии был пианистом, дирижером, композитором, общественным деятелем. Он использует реализм в своем творчестве, добавляя в сочинения народные мотивы. Эксперту удалось лаконично соединить романтизм и реализм. Его творения значительно повлияли на становление музыкальной культуры. 

Томас Таллис

Томас Таллис играл ведущую роль в английской литургической музыке в XVI веке. Это был очень непростой период в истории церкви, и музыка Таллиса отражает противоречия эпохи, поскольку он работал и для католической, и для протестантской церквей.

Томас Таллис родился в самом начале XVI века, вероятно, в 1505 году. О его детстве и юности мы почти ничего не знаем. Но он был истинным католиком и сохранил свою веру до конца жизни, несмотря на сильнейшее давление, которое еще больше усилилось после 1558 года, когда на трон взошла Елизавета I. Он так никогда и не вступил в лоно новой церкви. Томас Таллис всегда писал музыку для церкви. В 1531 году он стал органистом бенедиктинского монастыря в Дувре, а в 1537 году переехал в Лондон и поступил на службу в церковь Святой Марии на Холме.

В следующем году он стал органистом августинского аббатства Святого Креста в Уолтэме, но к этому времени Генрих VIII уже порвал отношения с Римом и начал кампанию по полному разорению монастырей. Уолтэмское аббатство было распущено последним — королевские представители окончательно прекратили его работу в 1540 году.

Дуврский замок. Таллис жил и работал неподалеку

Таллис перебрался в кафедральный Кентерберийский собор, где прослужил три года. В 1543 году его отправили ко двору, где ему был пожалован чин джентльмена королевской капеллы. Пост придворного органиста и композитора Томас Таллис занимал на протяжении 42 лет вплоть до самой смерти в 1585 году.

Томас Таллис женился в 1552 году. Королева Мария подарила ему поместье в Кенте, которое стало для него источником постоянного дохода. В 1575 году финансовое положение Таллиса еще более упрочилось. Королева Елизавета даровала Таллису и Уильяму Бёрду монопольное право печати и публикации нот на бумаге на 21 год. Среди опубликованных Таллисом и Бёрдом нот был первый изданный в Англии сборник гимнов и мотетов Cantiones Sacrae. Таллис умер 23 ноября 1585 года в своем доме в Гринвиче. Его похоронили в церкви Сент-Элфидж в Гринвиче. В 1710 году во время бури церковь была разрушена. Восстановлением ее руководил Николас Хоксмур. Во время реконструкции гробница Таллиса оказалась уничтожена.

Ранние композиции Таллиса представляли собой антифонные молитвы. Примером этого может служить Salve intemerata virgo — очень типичное произведение для английской литургической музыки до разрыва Генриха VIII с Римом. Во время краткого правления Эдуарда VI начала формироваться англиканская литургия. Таллис одним из первых композиторов начал писать гимны на английском языке. После смерти Эдуарда на трон в 1553 году взошла королева Мария, и в моду вновь вернулась католическая традиция. В этот период Таллис трудится очень плодотворно. В 1554 году он сочинил Puer natus est nobilis («Рождественскую мессу», 1554) — одно из немногих произведений, которое можно точно датировать.

Церковь Сент-Элфидж в Гринвиче, где был похоронен Таллис. Его гробница была разрушена в XVIII веке

Католическое возрождение, ознаменованное правлением Марии, оказалось недолговечным. В 1558 году на английский трон взошла Елизавета. Новая королева изменила религиозную атмосферу страны, и господство протестантизма стало полным. Таллис продолжал сочинять музыку до конца жизни, но при этом оставался более консервативным, чем его современники, в том числе и Уильям Бёрд.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Уточнение музыкальных темпов

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

Каденции

Одна из тем каждого периода в музыке определяется как основная. Таким образом, появляется период, в котором есть симметрия двух предложений, из которых он состоит. Обычно их начало идентично или похоже, но завершаются такие музыкальные мысли разной каденцией, причем во втором случае более завершенной.

Каденция – гармонический оборот, который завершает любое музыкальное построение.

Чаще всего происходит совместное использование половинной и полной каденций. Тогда в первом предложении мысль заканчивается доминантой, а во втором – тоникой. Такое соотношение – это простейшая автентическая последовательность. Благодаря ей период становится цельным и структурированным.

Иногда применяется другое сочетание каденций: полная совершенная и неполная совершенная. В редких случаях используется обратный порядок: совершенная – несовершенная, полная – неполная.

Кроме того, формы периодов в музыке иногда бывают с одинаковыми каденциями.

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

Консонансы:

Диссонансы:

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.