Общая педагогика: ее объект, предмет и задачи

Оглавление

Объект и предмет общей педагогики

Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.

Определение 2

Объект изучения педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений.

Определение 3

Предмет педагогики – это воспитательные действия и отношения, оказывающие влияние на человеческое развитие.

Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.

Педагогика — это

Понятие «Педагогика»

В настоящее время толкований понятия «Педагогика» огромное количество. Так, Википедия даёт такое определение: «Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека».

Если быть более точным, то Слово «педагогика» переводят буквально «детоведение, детовождение». Потому что в Древней Греции слово «педагог» означало  «раб, ведущий, сопровождающий ребёнка в школу». Самого слова «педагогика» тогда не существовало, а было только слово «педагог». И Это был не тот, кто учил, а тот, кто водил, присматривал за ребёнком.

Позже было признано переносное, гуманитарное, значение такого перевода. Веду ребёнка – значит, обучаю, воспитываю.

Как самостоятельное знание, педагогика  была выделена из философии английским философом Фрэнсисом Бэконом ( XVII в.). А как наука она была закреплена в трудах чешского педагога Яна Амоса Коменского, который и создал школу в том виде, в каком она сейчас есть. Это был католический священник, который нашёл способ передачи христианского знания подрастающим поколениям. Школа – его изобретение. Так появились наука «Педагогика» и школа, как место, где обучение и воспитание сразу многих детей стало возможно при специальной организации занятий.

Сейчас педагогика – это многоотраслевая наука, функционирующая и развивающаяся, взаимодействуя с другими науками, и в данный момент, не только гуманитарными.

Вот некоторые определения педагогики, данные разными учёными:

Педагогика — это:

—  наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта, от педагога к ученику (Андреев В. И. )

— наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Болдырев Н. И.Гончаров Н. К.Есипов Б. П. и др.).

— наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев).

— наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);

— наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта. (Новиков А. М.).

— наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич).

— наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый).

— особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);

— наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);

— теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);

— наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

— осмысление воспитания (Гессен С.И.).

— искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком (В.И.Слуцкий).

Также учёные дают такие характеристики:

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А. В. Хуторской).

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека.

Предмет и объект педагогики.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Объектом педагогики видят систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Как конкретный вариант, объект педагогики может стать воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс, обучение, развитие каких-либо качеств и т.п.

5 уровней воспитательного процесса

В. И. Гинецинский приходит к мысли, что необходимо выделять по крайней мере пять уровней реализации самого воспитательного процесса:
— социетарный, как трансляцию от поколения к поколению культуры общества;
— институциональный — в рамках воспитательного учреждения;
— социально-психологический — воспитательное воздействие социальных общностей разного типа;
— межличностный — практика межличностного взаимодействия;
— интроперсональный — самовоспитание.
Различие этих уровней В. И. Гинецинский видит в характеристике соответствующего им субъекта.
«Воспитание многомерно, — утверждает группа ученых педагогов …— Оно бывает индивидуальным, групповым, коллективным, массовым, региональным, национальным, государственным» . Здесь названо
даже 7 уровней.
Мы же говорим о пяти уровнях категории воспитания с точки зрения реализации его целей, подходя с меркой диагностичности и педагогической технологии.
Как видим, многоуровневый подход к осмыслению категории воспитания не надуманный, а реально необходимый принцип ее анализа. Такое осмысление необходимо и в теоретическом, и, особенно, — в практическом отношении.
Раскрывая законы и закономерности воспитания, его цели и задачи, формы, методы, средства и организацию; разрабатывая педагогическую технологию, практическую педагогику — сначала надо выяснить, о каком уровне в смысловой иерархии идет речь в конкретном случае. И только выразив все это на IV и V уровнях, т.е. на низшем уровне обобщенности и абстракции, можно реально приступать к воспитательной работе. Это значит, по К. В. Вербовой, что теоретический материал следует преобразовывать и переводить на язык практических действий.
Мы уже отмечали, что в процессе воспитания происходит физическое, психическое, интеллектуальное и духовное развитие личности. При этом подчеркнем, что объект воспитания обладает высокой активностью, избирательным отношением к восприятию окружающего мира и, конечно, учебно-воспитательного процесса. Воспитательный процесс может быть успешным и достигает цели тогда, когда его объект сам «идет» навстречу педагогу, т.е. сам стремится к разностороннему совершенствованию. Тогда говорят о самовоспитании, самообразовании и самообучении. Это уже высокий уровень самосознания личности. Это тот случай, когда объект превращается в субъект педагогического процесса, или, лучше сказать, субъект и его объект совпадают в одном лице. Достичь такого уровня развития личности воспитанника — заветная мечта любого педагога.
Однако, на рубеже веков понятие «самовоспитание» и «самообразование» были уточнены. По справедливому мнению В. Н. Наумчика, самовоспитание начинается уже в раннем детстве «как результат бессознательного отражения предметного и социального окружения ребенка». На ранней стадии самовоспитание ребенка проходит бессознательно, притом обязательно осознанно воздействует на человека. Следовательно, происходит природосообразное ненасильственное самовоспитание. А уже потом в школьном возрасте и старше, этот неосознанный процесс самовоспитания и самообучения у человека дополняется сознательным.
Жизнь сложна и противоречива. В силу разных причин развитие личности иногда идет не в том направлении, какое желательно обществу. Иными словами, обнаруживается отклоняющееся (девиантное) поведение. И тогда приходится решать задачу переориентировки, перевоспитания личности. Это сложная и порой длительная работа по преобразованию мотивов и стереотипа поведения человека.
Следует уточнить, что поведение человека может быть признано отклоняющимся (девиантным) относительно конкретной социальной группы. Например, трудный подросток — он трудный для взрослых. А в референтной группе сверстников его принимают благожелательно как своего единомышленника. Здесь он уже не девиантный. Но сказанное не снимает проблемы перевоспитания: существуют же, к примеру, воспитательные учреждения с особым режимом.
В конце XX — начале XXI века в стране утверждается теория и расширяется практика ненасильственного воспитания, гуманного отношения взрослых к детям. Период детства рассматривается не как подготовка к жизни, а как реальная жизнь: в ней у ребенка есть узаконенные права, которые защищают его честь, достоинство и обеспечивают достойные условия для развития. Такое отношение взрослых к детям характерно в условиях демократического общества.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

  • Готовка еды.
  • Охота.
  • Собирательство.
  • Работы с земельными участками.

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.

Далее становление и развитие педагогики проходило в Древней Греции и Риме, в эпоху античности. Впервые используется термин «педагог», который имел греческое происхождение. Он обозначал рабов, которые отводили детей своих хозяев в школы.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

  • Хорошее образование.
  • Любовь и уважение к детям.

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.

Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.

Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:

  • перенимание опыта предшествующих поколений;
  • его обогащение посредством включения собственного опыта;
  • передача накопленного опыта следующим поколениям.

Определение 3

Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии представляет собой процесс изучения психологических законов обучения и воспитания. Происходит это как со стороны воспитанника, так и со стороны того, кто производит эти обучение и воспитание.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 4

Объясняя понятие «предмет педагогической науки», стоит также обратить свое внимание и на ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений реальности

К данным категориям можно отнести воспитание как в широком, так и в узком значении, образование, обучение, становление и развитие.

Становление человека является процессом развития его личности посредством оказания воздействия внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми общественными и природными факторами. Обучение в широком понимании этого слова представляет собой процесс нацеленный на развитие умственных способностей, физических и религиозных сил личности, которые способствуют подготовке к жизни учащегося, активному участию в трудовой деятельности. Короткая формулировка понятия “воспитания” звучит следующим образом: “воспитание является периодическим и направленным воздействием воспитателя на учеников, цель которого заключается в формировании у них правильного отношения к людям и феноменам окружающего мира.

Образование представляет собой процесс и продукт исследования некоторого комплекса знаний и обеспечение на этом базисе нужной степени формирования личности. Воспитание получают обычно в главном процессе обучения в учебных заведениях. Процесс обучения должен находиться под руководством профессиональных педагогов. Несмотря на все вышесказанное, существенное влияние оказывает самообразование, другими словами самостоятельное приобретение знаний.

Определение 5

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика изучает и формирует общие для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций принципы, техники и методы обучения и воспитания. Данная отрасль педагогических знаний занимается разработкой главных правил обучения и воспитания. В качестве оставляющих пунктов общей педагогики выступают теория воспитания и теория обучения, другими словами дидактика. Предметом педагогической психологии можно назвать также определение критериев умственного и иных типов развития личности. Педагогика высшей школы занимается разработкой вопросов обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается решением вопросов перевоспитания осужденных.

Виды педагогики

Существуют разные виды педагогики, которые различаются в зависимости от их собственных характеристик или области, в которой они применяются. Некоторые из наиболее актуальных:

Детская педагогика. Объект исследования — воспитание детей. Стадия роста ребенка очень важна, так как именно на ней приобретаются фундаментальные навыки на всю оставшуюся жизнь, поэтому работа педагогов имеет основополагающее значение.

Критическая педагогика. Основная цель — преобразовать традиционную систему и развить критическое мышление у каждого из учеников.

Концептуальная педагогика. Основная цель — развить мышление, ценности и навыки каждого ученика с учетом его возраста. Этот вид педагогики делится на аффективную, познавательную и экспрессивную.

Социальная педагогика. Основная цель — создать равные возможности доступа к образованию и поставить образование на службу развитию всех людей.

Вальдорфская педагогика. Основная цель — воспитание человека в его автономии и свободе с учетом творческих и художественных способностей каждого человека

Эта педагогическая модель была создана основателем антропософии Рудольфом Штайнером и состоит из трех уровней: первый охватывает детей в возрасте до шести лет и деятельность, направленную на развитие чувств и телесности; следующий — для детей от семи до тринадцати лет, на этом уровне принимаются во внимание открытия, которые каждый из них имеет о мире; последний уровень — до двадцати одного года, и именно тогда развиваются автономное мышление и понимание.

Психопедагогика. Основная цель — изучение психологических процессов, происходящих во время обучения

Он возникает в результате объединения педагогики и психологии и чаще всего разрабатывается и применяется при нарушениях обучения и профессиональной ориентации. В настоящее время многие преподаватели обращаются к психопедагогике, чтобы исправить и сориентироваться в вопросах, связанных с трудностями в обучении, таким образом, что эта наука напрямую помогает им разработать лучший процесс сжатия и предоставляет инструменты, которые будут очень полезны для вашего будущего.

Задачи педагогики

Какие же задачи ставятся перед педагогической наукой? После разбора предназначения педагогики можно выяснить ответ на данный вопрос. К задачам педагогики можно отнести:

  • анализ истории создания и развития педагогического познания, а также способы его использования в обществе;
  • построение методологии и методики педагогического понимания;
  • создание научной картины педагогической действительности;
  • проведение широкомасштабных и постоянных исследований по важным педагогическим вопросам;
  • развитие педагогического процесса в условиях общества;
  • общетеоретическая и практическая подготовка детальной многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и его отдельных структурах;
  • педагогическое содействие развитию личности любыми возможными способами, которыми обладает современное общество;
  • создание систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности до существующих требований времени;
  • разработка форм, методов, средств и технологий педагогической работы по нахождению задач воспитания, обучения, образования;
  • изучение индивидуальных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными и иными социальными группами граждан;
  • формирование актуальных вопросов гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического;
  • подготовка граждан к безопасной жизнедеятельности, а также к иным проблемам, продвинутых динамикой жизни нынешнего общества и человечества;
  • предсказывание педагогических продуктов существующих условий жизни, совершающихся в обществе перемен, принятых государственных решений;
  • создание вопросов руководства педагогическими организациями, педагогическими системами и педагогической работой, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического оснащения;
  • формирование системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных областей, предприятий, чья работа каким-либо образом связана с педагогической действительностью;
  • участие в международных педагогических проектах, обмене необходимой информацией и опытом работы, анализ иностранного опыта педагогической работы, а также способов и путей его применения в условиях современной России;
  • подготовка научно-педагогического и педагогического персонала, общественных, технических, юридических и иных педагогов для работы в стенах образовательных учреждений.

Педагогика представляет собой одну из наиболее социально значимых наук, обладающих общественным назначением. У нее имеются собственные интересы, усилия и своя организация. Ее определяют, как науку, занимающуюся изобретением современных и улучшением существующих педагогических навыков, методик и более усовершенствованных моделей педагогической действенности с целью удовлетворения интересов человека и социума в целом.

Вывод

Педагогика представляет собой социальную силу, которая способствует процветанию цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбе с необразованностью в умах и практике, имеющую возможность сделать свой вклад в их результаты.

Основное социальное назначение педагогики заключается в прогрессивно-производительном улучшении жизни и будущего.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Педагогика – это не просто наука о воспитании

Передать свои знания — это еще полдела, а вот сформировать полноценную личность, способную думать, делать что-то, радоваться, жить – это самое сложное. Цель педагогики состоит в том, чтобы каждый мог реализовать себя в том или ином деле. Педагогика позволяет раскрыть свою личность.

Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.

Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?

Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.

Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.

Похожие термины:

  • педагогические взгляды и практика древних греков и римлян, которые сложились (VII в. до н. э.V в. н. э.) в условиях рабовладельческого строя, системы спартанского, афинского и римского воспитания.

  • Практика педагогической воспитательной деятельности построенной на убеждении «что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспит

  • сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебновоспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на учащихся мерами принуждения.

  • качественная оценка состояния научной педагогики 60-80-х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе. Педагогика тоталитарного времени характеризовалась как «насильственная», «безличностная», «бездетная

  • интегративная библиотековедческая д исциплина, в которой рассматриваются проблемы теории чтения, пропаганды литературы, руководства чтением и библиотечное дело. Иногда ей придают черты приклад

  • изучает особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

  • совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа. Включает: потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.). К п

  • изучает воспитательные возможности (теоретические возможности и практику) работы в условиях досугового центра – клуба.

  • представление об обучении и воспитании, которое сложилось во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Китая, идеологическим выражением которого были возникшие в середине I тысячелетия

  • представление об обучении и воспитании с I тысячелетия до и. э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и и

  • течение в реформаторской педагогике конца XIX-начала ХХ в.; основоположник В. А. Лай считал главным в воспитании и обучении-принцип действия: развитие всех форм активной деятельности учащихся.

  • педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся

  • Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилище и logos — наука) введен в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере

  • педагогические (воспитательные) возможности СМИ, влияющие на человека, человеческое сообщество.

  • педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды ка

  • определяет воспитательные возможности реализации человеком, группой свободного времени.

  • новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, псих

  • направление зарубежной педагогики, положения которого основаны на данных эмпирических наблюдений и педагогического эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX – начале XX вв. в Герм

  • лат. – сущность в себе) – ветвь педагогического знания, исследующая закономерности и особенности воспитания и обучения человека, построенные на основе учения экзистенциализма. Экзистенциализм п

  • гр. – блаженство) – учение в педагогике о целях, содержании и средствах обучения и воспитания детей в их способности создавать себе условия и быть счастливыми. Это педагогика о способах развития в

Современная педагогика

Современная педагогика — наука, изучающая принципы и закономерности образования, воспитания, творческого и социального развития человека.

Зарождению науки способствуют следующие факторы:

  • возникает общественная потребность;
  • можно выделить предмет исследования.

Предмет педагогики — педагогический процесс (деятельность, в ходе которой происходит обмен социальным опытом).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Объектом педагогики выступает человек в процессе своего развития и образования.

Педагогическая наука ставит следующие задачи:

  • накопление и кодификация знаний о воспитательном процессе;
  • исследование учебных, воспитательных и образовательных закономерностей;
  • накопление и анализ педагогического опыта;
  • формирование и внедрение форм, средств, методик воспитания и обучения;
  • реализация исследований на практике.

Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.

В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.

Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.