Оглавление
Объект и предмет общей педагогики
Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.
Определение 2
Объект изучения педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений.
Определение 3
Предмет педагогики – это воспитательные действия и отношения, оказывающие влияние на человеческое развитие.
Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.
Педагогика — это
Понятие «Педагогика»
В настоящее время толкований понятия «Педагогика» огромное количество. Так, Википедия даёт такое определение: «Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека».
Если быть более точным, то Слово «педагогика» переводят буквально «детоведение, детовождение». Потому что в Древней Греции слово «педагог» означало «раб, ведущий, сопровождающий ребёнка в школу». Самого слова «педагогика» тогда не существовало, а было только слово «педагог». И Это был не тот, кто учил, а тот, кто водил, присматривал за ребёнком.
Позже было признано переносное, гуманитарное, значение такого перевода. Веду ребёнка – значит, обучаю, воспитываю.
Как самостоятельное знание, педагогика была выделена из философии английским философом Фрэнсисом Бэконом ( XVII в.). А как наука она была закреплена в трудах чешского педагога Яна Амоса Коменского, который и создал школу в том виде, в каком она сейчас есть. Это был католический священник, который нашёл способ передачи христианского знания подрастающим поколениям. Школа – его изобретение. Так появились наука «Педагогика» и школа, как место, где обучение и воспитание сразу многих детей стало возможно при специальной организации занятий.
Сейчас педагогика – это многоотраслевая наука, функционирующая и развивающаяся, взаимодействуя с другими науками, и в данный момент, не только гуманитарными.
Вот некоторые определения педагогики, данные разными учёными:
Педагогика — это:
— наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта, от педагога к ученику (Андреев В. И. )
— наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др.).
— наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев).
— наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
— наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта. (Новиков А. М.).
— наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич).
— наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый).
— особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
— наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
— теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
— наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).
— осмысление воспитания (Гессен С.И.).
— искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком (В.И.Слуцкий).
Также учёные дают такие характеристики:
Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А. В. Хуторской).
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека.
Предмет и объект педагогики.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Объектом педагогики видят систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Как конкретный вариант, объект педагогики может стать воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс, обучение, развитие каких-либо качеств и т.п.
5 уровней воспитательного процесса
В. И. Гинецинский приходит к мысли, что необходимо выделять по крайней мере пять уровней реализации самого воспитательного процесса:
— социетарный, как трансляцию от поколения к поколению культуры общества;
— институциональный — в рамках воспитательного учреждения;
— социально-психологический — воспитательное воздействие социальных общностей разного типа;
— межличностный — практика межличностного взаимодействия;
— интроперсональный — самовоспитание.
Различие этих уровней В. И. Гинецинский видит в характеристике соответствующего им субъекта.
«Воспитание многомерно, — утверждает группа ученых педагогов …— Оно бывает индивидуальным, групповым, коллективным, массовым, региональным, национальным, государственным» . Здесь названо
даже 7 уровней.
Мы же говорим о пяти уровнях категории воспитания с точки зрения реализации его целей, подходя с меркой диагностичности и педагогической технологии.
Как видим, многоуровневый подход к осмыслению категории воспитания не надуманный, а реально необходимый принцип ее анализа. Такое осмысление необходимо и в теоретическом, и, особенно, — в практическом отношении.
Раскрывая законы и закономерности воспитания, его цели и задачи, формы, методы, средства и организацию; разрабатывая педагогическую технологию, практическую педагогику — сначала надо выяснить, о каком уровне в смысловой иерархии идет речь в конкретном случае. И только выразив все это на IV и V уровнях, т.е. на низшем уровне обобщенности и абстракции, можно реально приступать к воспитательной работе. Это значит, по К. В. Вербовой, что теоретический материал следует преобразовывать и переводить на язык практических действий.
Мы уже отмечали, что в процессе воспитания происходит физическое, психическое, интеллектуальное и духовное развитие личности. При этом подчеркнем, что объект воспитания обладает высокой активностью, избирательным отношением к восприятию окружающего мира и, конечно, учебно-воспитательного процесса. Воспитательный процесс может быть успешным и достигает цели тогда, когда его объект сам «идет» навстречу педагогу, т.е. сам стремится к разностороннему совершенствованию. Тогда говорят о самовоспитании, самообразовании и самообучении. Это уже высокий уровень самосознания личности. Это тот случай, когда объект превращается в субъект педагогического процесса, или, лучше сказать, субъект и его объект совпадают в одном лице. Достичь такого уровня развития личности воспитанника — заветная мечта любого педагога.
Однако, на рубеже веков понятие «самовоспитание» и «самообразование» были уточнены. По справедливому мнению В. Н. Наумчика, самовоспитание начинается уже в раннем детстве «как результат бессознательного отражения предметного и социального окружения ребенка». На ранней стадии самовоспитание ребенка проходит бессознательно, притом обязательно осознанно воздействует на человека. Следовательно, происходит природосообразное ненасильственное самовоспитание. А уже потом в школьном возрасте и старше, этот неосознанный процесс самовоспитания и самообучения у человека дополняется сознательным.
Жизнь сложна и противоречива. В силу разных причин развитие личности иногда идет не в том направлении, какое желательно обществу. Иными словами, обнаруживается отклоняющееся (девиантное) поведение. И тогда приходится решать задачу переориентировки, перевоспитания личности. Это сложная и порой длительная работа по преобразованию мотивов и стереотипа поведения человека.
Следует уточнить, что поведение человека может быть признано отклоняющимся (девиантным) относительно конкретной социальной группы. Например, трудный подросток — он трудный для взрослых. А в референтной группе сверстников его принимают благожелательно как своего единомышленника. Здесь он уже не девиантный. Но сказанное не снимает проблемы перевоспитания: существуют же, к примеру, воспитательные учреждения с особым режимом.
В конце XX — начале XXI века в стране утверждается теория и расширяется практика ненасильственного воспитания, гуманного отношения взрослых к детям. Период детства рассматривается не как подготовка к жизни, а как реальная жизнь: в ней у ребенка есть узаконенные права, которые защищают его честь, достоинство и обеспечивают достойные условия для развития. Такое отношение взрослых к детям характерно в условиях демократического общества.
Педагогика в Древнем мире
Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:
- Готовка еды.
- Охота.
- Собирательство.
- Работы с земельными участками.
Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.
Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.
Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.
Далее становление и развитие педагогики проходило в Древней Греции и Риме, в эпоху античности. Впервые используется термин «педагог», который имел греческое происхождение. Он обозначал рабов, которые отводили детей своих хозяев в школы.
Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:
- Хорошее образование.
- Любовь и уважение к детям.
Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.
В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Предмет педагогической науки
Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.
Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.
Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:
- перенимание опыта предшествующих поколений;
- его обогащение посредством включения собственного опыта;
- передача накопленного опыта следующим поколениям.
Определение 3
Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии представляет собой процесс изучения психологических законов обучения и воспитания. Происходит это как со стороны воспитанника, так и со стороны того, кто производит эти обучение и воспитание.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Определение 4
Объясняя понятие «предмет педагогической науки», стоит также обратить свое внимание и на ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений реальности
К данным категориям можно отнести воспитание как в широком, так и в узком значении, образование, обучение, становление и развитие.
Становление человека является процессом развития его личности посредством оказания воздействия внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми общественными и природными факторами. Обучение в широком понимании этого слова представляет собой процесс нацеленный на развитие умственных способностей, физических и религиозных сил личности, которые способствуют подготовке к жизни учащегося, активному участию в трудовой деятельности. Короткая формулировка понятия “воспитания” звучит следующим образом: “воспитание является периодическим и направленным воздействием воспитателя на учеников, цель которого заключается в формировании у них правильного отношения к людям и феноменам окружающего мира.
Образование представляет собой процесс и продукт исследования некоторого комплекса знаний и обеспечение на этом базисе нужной степени формирования личности. Воспитание получают обычно в главном процессе обучения в учебных заведениях. Процесс обучения должен находиться под руководством профессиональных педагогов. Несмотря на все вышесказанное, существенное влияние оказывает самообразование, другими словами самостоятельное приобретение знаний.
Определение 5
Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.
Общая педагогика изучает и формирует общие для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций принципы, техники и методы обучения и воспитания. Данная отрасль педагогических знаний занимается разработкой главных правил обучения и воспитания. В качестве оставляющих пунктов общей педагогики выступают теория воспитания и теория обучения, другими словами дидактика. Предметом педагогической психологии можно назвать также определение критериев умственного и иных типов развития личности. Педагогика высшей школы занимается разработкой вопросов обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается решением вопросов перевоспитания осужденных.
Виды педагогики
Существуют разные виды педагогики, которые различаются в зависимости от их собственных характеристик или области, в которой они применяются. Некоторые из наиболее актуальных:
Детская педагогика. Объект исследования — воспитание детей. Стадия роста ребенка очень важна, так как именно на ней приобретаются фундаментальные навыки на всю оставшуюся жизнь, поэтому работа педагогов имеет основополагающее значение.
Критическая педагогика. Основная цель — преобразовать традиционную систему и развить критическое мышление у каждого из учеников.
Концептуальная педагогика. Основная цель — развить мышление, ценности и навыки каждого ученика с учетом его возраста. Этот вид педагогики делится на аффективную, познавательную и экспрессивную.
Социальная педагогика. Основная цель — создать равные возможности доступа к образованию и поставить образование на службу развитию всех людей.
Вальдорфская педагогика. Основная цель — воспитание человека в его автономии и свободе с учетом творческих и художественных способностей каждого человека
Эта педагогическая модель была создана основателем антропософии Рудольфом Штайнером и состоит из трех уровней: первый охватывает детей в возрасте до шести лет и деятельность, направленную на развитие чувств и телесности; следующий — для детей от семи до тринадцати лет, на этом уровне принимаются во внимание открытия, которые каждый из них имеет о мире; последний уровень — до двадцати одного года, и именно тогда развиваются автономное мышление и понимание.
Психопедагогика. Основная цель — изучение психологических процессов, происходящих во время обучения
Он возникает в результате объединения педагогики и психологии и чаще всего разрабатывается и применяется при нарушениях обучения и профессиональной ориентации. В настоящее время многие преподаватели обращаются к психопедагогике, чтобы исправить и сориентироваться в вопросах, связанных с трудностями в обучении, таким образом, что эта наука напрямую помогает им разработать лучший процесс сжатия и предоставляет инструменты, которые будут очень полезны для вашего будущего.
Задачи педагогики
Какие же задачи ставятся перед педагогической наукой? После разбора предназначения педагогики можно выяснить ответ на данный вопрос. К задачам педагогики можно отнести:
- анализ истории создания и развития педагогического познания, а также способы его использования в обществе;
- построение методологии и методики педагогического понимания;
- создание научной картины педагогической действительности;
- проведение широкомасштабных и постоянных исследований по важным педагогическим вопросам;
- развитие педагогического процесса в условиях общества;
- общетеоретическая и практическая подготовка детальной многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и его отдельных структурах;
- педагогическое содействие развитию личности любыми возможными способами, которыми обладает современное общество;
- создание систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности до существующих требований времени;
- разработка форм, методов, средств и технологий педагогической работы по нахождению задач воспитания, обучения, образования;
- изучение индивидуальных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными и иными социальными группами граждан;
- формирование актуальных вопросов гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического;
- подготовка граждан к безопасной жизнедеятельности, а также к иным проблемам, продвинутых динамикой жизни нынешнего общества и человечества;
- предсказывание педагогических продуктов существующих условий жизни, совершающихся в обществе перемен, принятых государственных решений;
- создание вопросов руководства педагогическими организациями, педагогическими системами и педагогической работой, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического оснащения;
- формирование системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных областей, предприятий, чья работа каким-либо образом связана с педагогической действительностью;
- участие в международных педагогических проектах, обмене необходимой информацией и опытом работы, анализ иностранного опыта педагогической работы, а также способов и путей его применения в условиях современной России;
- подготовка научно-педагогического и педагогического персонала, общественных, технических, юридических и иных педагогов для работы в стенах образовательных учреждений.
Педагогика представляет собой одну из наиболее социально значимых наук, обладающих общественным назначением. У нее имеются собственные интересы, усилия и своя организация. Ее определяют, как науку, занимающуюся изобретением современных и улучшением существующих педагогических навыков, методик и более усовершенствованных моделей педагогической действенности с целью удовлетворения интересов человека и социума в целом.
Вывод
Педагогика представляет собой социальную силу, которая способствует процветанию цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбе с необразованностью в умах и практике, имеющую возможность сделать свой вклад в их результаты.
Основное социальное назначение педагогики заключается в прогрессивно-производительном улучшении жизни и будущего.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Педагогика – это не просто наука о воспитании
Передать свои знания — это еще полдела, а вот сформировать полноценную личность, способную думать, делать что-то, радоваться, жить – это самое сложное. Цель педагогики состоит в том, чтобы каждый мог реализовать себя в том или ином деле. Педагогика позволяет раскрыть свою личность.
Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.
Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?
Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.
Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.
Похожие термины:
-
педагогические взгляды и практика древних греков и римлян, которые сложились (VII в. до н. э.V в. н. э.) в условиях рабовладельческого строя, системы спартанского, афинского и римского воспитания.
-
Практика педагогической воспитательной деятельности построенной на убеждении «что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспит
-
сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебновоспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на учащихся мерами принуждения.
-
качественная оценка состояния научной педагогики 60-80-х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе. Педагогика тоталитарного времени характеризовалась как «насильственная», «безличностная», «бездетная
-
интегративная библиотековедческая д исциплина, в которой рассматриваются проблемы теории чтения, пропаганды литературы, руководства чтением и библиотечное дело. Иногда ей придают черты приклад
-
изучает особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
-
совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа. Включает: потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.). К п
-
изучает воспитательные возможности (теоретические возможности и практику) работы в условиях досугового центра – клуба.
-
представление об обучении и воспитании, которое сложилось во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Китая, идеологическим выражением которого были возникшие в середине I тысячелетия
-
представление об обучении и воспитании с I тысячелетия до и. э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и и
-
течение в реформаторской педагогике конца XIX-начала ХХ в.; основоположник В. А. Лай считал главным в воспитании и обучении-принцип действия: развитие всех форм активной деятельности учащихся.
-
педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся
-
Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилище и logos — наука) введен в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере
-
педагогические (воспитательные) возможности СМИ, влияющие на человека, человеческое сообщество.
-
педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды ка
-
определяет воспитательные возможности реализации человеком, группой свободного времени.
-
новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, псих
-
направление зарубежной педагогики, положения которого основаны на данных эмпирических наблюдений и педагогического эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX – начале XX вв. в Герм
-
лат. – сущность в себе) – ветвь педагогического знания, исследующая закономерности и особенности воспитания и обучения человека, построенные на основе учения экзистенциализма. Экзистенциализм п
-
гр. – блаженство) – учение в педагогике о целях, содержании и средствах обучения и воспитания детей в их способности создавать себе условия и быть счастливыми. Это педагогика о способах развития в
Современная педагогика
Современная педагогика — наука, изучающая принципы и закономерности образования, воспитания, творческого и социального развития человека.
Зарождению науки способствуют следующие факторы:
- возникает общественная потребность;
- можно выделить предмет исследования.
Предмет педагогики — педагогический процесс (деятельность, в ходе которой происходит обмен социальным опытом).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Объектом педагогики выступает человек в процессе своего развития и образования.
Педагогическая наука ставит следующие задачи:
- накопление и кодификация знаний о воспитательном процессе;
- исследование учебных, воспитательных и образовательных закономерностей;
- накопление и анализ педагогического опыта;
- формирование и внедрение форм, средств, методик воспитания и обучения;
- реализация исследований на практике.
Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.
В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.
Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.