Как возник и развивался английский парламент

Оглавление

Определение слова «парламент»

Слово происходит из французского языка: от глагола parler, что означает «говорить», и существительного ment, которое переводится как «суждение». Таким образом, парламентом можно назвать место для высказывания суждений, обмена мнениями.

Определение

Парламент — это высший законодательный и представительный орган, характерный для государств с разделением властей.

Этот орган традиционно наделяется правом принимать законы, участвовать в формировании исполнительной власти, контролировать ее.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Где и когда появился Парламент в Англии

Оригинал Великой Хартии вольностей 1215 года, с которой фактически началась история Парламента Англии

Точной даты здесь нет. Генрих III, конфликтовавший с баронами, в 1264 году проиграл это противостояние, и бароны фактически “взяли его под опеку”, организовав особый совет из девяти членов. Этот совет взял управление государственными делами в свои руки, в следующем году (1265) состоялся первый созыв нового Парламента Англии, в котором участвовали дворяне (бароны и графы), духовенство (епископы и аббаты) и по два горожанина от каждого крупного английского города. В дальнейшем эта схема сохранялась, пусть и с изменениями, но в том или ином виде её подтверждали и следующие английские короли. От духовенства и дворянства в Парламент участники стали попадать по личному приглашению короля, что привело к тому, что за постоянными участниками этого органа государственной власти со временем закрепились определённые привелегии, а также титул “пэр”. При этом параллельно с Парламентом король иногда созывал Великий совет, на который представители третьего сословия (горожане) не допускались. Но, как только речь заходила о налогах, снова созывался именно Парламент.

Сроки кооптации

Все британские депутаты и те ирландские члены, представляющие округа, которые сохранили двух членов после Союза (32 ирландских округа и города Дублин и Корк ), автоматически сохранили свои места, когда Союз вступил в силу 1 января 1801 года.

Те члены ирландской палаты общин, которые будут заседать в Вестминстере, которые представляли округа, которые все еще имели избирательные права после Союза, но сократились с двух членов до одного (оставшийся 31 наиболее значительный ирландский район и Дублинский университет ), были отобраны путем жеребьевки. Если одно из мест в ирландском парламенте было вакантным, то оставшийся член от округа автоматически выбирался в Вестминстерский парламент. Если оба места оставались вакантными, проводились дополнительные выборы.

Известные законы, принятые парламентом

  • Закон об адвокатах 1708 г.
  • Закон о Банке Англии 1708 года
  • Закон 1708 о комиссиях по канализации
  • Закон 1708 о дипломатических привилегиях
  • Закон о натурализации иностранных протестантов 1708 года
  • Закон о реестре Миддлсекс 1708
  • Закон 1708 г. о приходских библиотеках
  • Рынок Смитфилда и т. Д. Закон 1708 г.
  • Закон об измене 1708
  • Закон о Банке Англии 1709
  • Закон об окружных судах (Шотландия) 1709
  • Закон об авторском праве 1709
  • Закон о маяке Эддистоун 1709 г.
  • Закон 1709 о арендодателях и квартиросъемщиках
  • Закон о милиции 1709 г.
  • Закон о карантине 1710 г.
  • Закон о лотереях 1710 г.
  • Закон о почтовом отделении (доходы) 1710

Возникновение и становление английского парламента

Поскольку главной проблемой восставшие считали управление страной небольшой кучкой людей из одного сословия, назрела необходимость в создании нового органа. Захваченный король был вынужден подписать соглашение, согласно которому теперь для принятия важных государственных решений приходилось привлекать выходцев из разных сословий.

Результатом этого соглашения стало появление межсословного органа, в состав которого входили бароны, представители высшего духовенства, избранные от каждого графства рыцари и направленные каждым большим городом горожане. Этот орган и стал первым английским парламентом.

Примечание

Первое заседание вновь созданного межсословного органа состоялось в январе 1265 года в здании Вестминстерского аббатства.

Даже восстановившись во власти, Генрих III не отказался от нового органа. Сохранился он и позже: в 1322 году Эдуард II издал статут, утверждавший необходимость согласования с парламентом всех дел, касающихся состояния народа и королевства, положения короля и его прямых наследников.

В это же время в межсословном собрании зародились две группировки:

  1. Палата общин, состоящая из выбранных представителей народа.
  2. Палата лордов, представленная духовными и светскими магнатами.

Инициатором введения новых законов был король, а участники обеих палат могли выполнять функции советчиков и просителей.

Такое положение сохранялось во времена правления Тюдоров и Стюартов. Первые значительные изменения касались событий 1649 года, когда была упразднена Палата лордов, принята новая система распределения мест.

Примечание

Новая система устраняла недостаток, связанный с большим количеством депутатов от мелких городов и полным отсутствием представителей новых городских образований.

Следующим переломным моментом стал роспуск парламента Кромвелем в 1656 году, созыв нового и его последующий роспуск. В 1660 году была восстановлена Палата лордов, а 1707-й стал годом объединения английского парламента с шотландским, образования Парламента Великобритании.

Сравнение Парламента Англии и Генеральных штатов Франции

Сравнение Парламента Англии с Генеральными штатами Франции

У этих органов хватало как сходств, так и различий, к тому же появились они примерно в одно и то же время. И в Парламент, и в Генеральные штаты Франции входили представители трёх основных сословий – духовенства, дворянства и горожан. Однако, английский Парламент, в отличие от французских Генеральных штатов, обладал реальной властью, в то время как штаты могли лишь советовать королю и помогать ему, причём монарх не был обязан прислушиваться к их мнению. Другим важным различием было то, что Парламент функционировал постоянно, а Генеральные штаты во Франции созывались только в случае необходимости, причём созывал их сам король. И Парламент, и штаты состояли из палат, только в первом палат было две, а в штатах – три, по числу сословий. Как показала история, Парламент Англии зарекомендовал себя, как жизнеспособный орган государственной власти, а во Франции Генеральные штаты со временем перестали созываться, так как толку от них было немного.

Кампании

Молодежный парламент Великобритании объявил о проведении голосования «Оставьте свой след» в 2011 году. Цель голосования — собрать молодых людей со всей Великобритании, чтобы определить, какие пять тем Молодежный парламент Великобритании будет обсуждать в Палате общин. После нескольких месяцев предвыборной кампании более 65 000 молодых людей завершили голосование.

Первыми пятью вопросами, обсуждавшимися в палате Палаты общин в рамках проекта «Сделай свой след», были:

  1. «Сделать общественный транспорт дешевле, лучше и доступнее для всех»
  2. «Нет плате за обучение, да — налогу на выпускников»
  3. «Абсолютная нетерпимость к издевательствам в школах»
  4. «Положить конец детской бедности»
  5. «Более зеленое будущее для Великобритании»

4 ноября 2011 года члены Молодежного парламента приехали со всех концов Великобритании, чтобы обсудить и проголосовать в Палате общин по наиболее важному вопросу кампании 2012 года. Победившей темой кампании было «Сделать общественный транспорт дешевле, лучше и доступнее для всех».. На заседании 2012 года в качестве национальной кампании 2013 года была выбрана «Учебная программа, чтобы подготовить нас к жизни»

В нем приняли участие более 253 000 молодых людей.

На заседании 2012 года в качестве национальной кампании 2013 года была выбрана «Учебная программа, чтобы подготовить нас к жизни». В нем приняли участие более 253 000 молодых людей.

В 2013 году кампания «Голосование за 16-17-летних на всех публичных выборах» была признана приоритетной кампанией Великобритании на 2014 год, в то время как кампания «Учебная программа, чтобы подготовить нас к жизни» была признана приоритетной кампанией для Англии. Проголосовал новый рекорд — 478 386 молодых людей.

В 2014 году 876 488 молодых людей помогли выбрать темы Палаты общин; более 14,8% населения Великобритании в возрасте 11–18 лет. Кампания UKYP для Великобритании на 2015 год была выбрана «Каждому следует платить не меньше прожиточного минимума», а 24 января 2015 года был отмечен Национальный день кампании. Кроме того, «Психиатрические услуги должны быть улучшены с нашей помощью» стало кампанией UKYP в 2015 году для Англии.

В 2015 году было набрано 969 992 голоса, и в этом году в ходе дебатов в Коммонсе психическое здоровье было выбрано в качестве вопроса кампании в Англии, а борьба с расизмом и дискриминацией — в качестве приоритетной темы для кампании в Великобритании.

В 2016 году общее количество MYM увеличилось: 978 216 высказались, и в результате дебатов того года на знаменитых Зеленых скамейках, голоса 16 были выбраны в качестве вопроса кампании в Англии, а Учебный план для жизни во второй раз стал национальным. приоритетная тема кампании.

В 2017 году впервые в истории голосования число оставшихся без внимания упало до 954 766, что, однако, по-прежнему считалось впечатляющим показателем, учитывая масштабы сокращения молодежных ассигнований с 2010 года. Оба вопроса были выбраны в 2016 году в учебной программе. Программы «Жизнь» и «Голосование в 16 лет» снова были выбраны MYP в качестве приоритетных тем кампании, однако они были изменены в зависимости от области кампании, что означает, что «Голосование в 16 лет» стало национальным прецедентом, а «Учебная программа для жизни» вернулась только к Англии.

Бюллетень для голосования за 2018 год вписан в историю, и в нем было объявлено 1 022 286 голосов, что означает первый раз, когда «Сделай свою отметку» превысило 7 цифр; с увеличенным и пересмотренным 2-м общим количеством, которое будет объявлено 24 октября 2018 года, вместе с темами дебатов Общинного собрания для заседаний года, которые состоятся 9 ноября 2018 года.

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую «Великую хартию вольностей». Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования — он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал «Билля о правах», закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

Исторический

Парламент Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии был создан Закон Союза 1801 . В то время в теории и на практике Палата лордов имела приоритет над палатой общин. Палата общин избирается по устаревшей избирательной системе, в которой существуют избирательные округа самого разного размера. Например, район Старый Сурам с семью избирателями может избрать двух депутатов, как и в Данвиче , хотя он исчез под водой из-за эрозии. В других случаях небольшие округа контролируются членами Палаты лордов, которые могут обеспечить избрание своих родственников. Эти округа называют «  гнилыми районами  ».

Закон о реформе 1832 года упорядочивает систему выборов Палаты общин. Менее зависимые от лордов в вопросе избрания депутаты палаты общин начали отстаивать свои прерогативы. Но это не было до начала XX — го  века в Палате общин имеет приоритет над этим Владык.

В 1909 году Палата общин приняла Народный бюджет, реформировавший налоговую систему в ущерб богатым землевладельцам. Дом лордов, в котором доминируют владельцы, отвергает бюджет. Благодаря популярности этого бюджета Либеральная партия выиграла всеобщие выборы в Великобритании в январе и декабре 1910 года . Затем премьер-министр Герберт Генри Асквит внес на рассмотрение законопроект, ограничивающий полномочия Палаты лордов. После отклонения проекта лордами премьер-министр обнародовал обещание, данное королем в тайне перед вторыми выборами 1910 года, назначить несколько сотен либеральных пэров, чтобы противостоять консервативному большинству в Палате лордов. Столкнувшись с угрозой, Палата представителей в конце концов приняла закон — Закон о парламенте 1911 года . Этот закон запрещает Палате лордов блокировать законопроект о финансах или откладывать принятие законопроекта более чем на три сессии парламента (сокращено до двух сессий в 1949 году ). Однако Палата лордов оставляет за собой право на неопределенный срок отклонить законопроект о продлении срока полномочий парламента.

Парламент Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии

Закон о правительстве Ирландии 1920 года создал парламенты Северной Ирландии и Южной Ирландии и сократил их представительство в Вестминстере (представительство Северной Ирландии было восстановлено в 1973 году, когда был упразднен местный парламент). Ирландское Свободное государство было создано в 1922 году и в 1927 году парламент был переименован в Парламенте Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии .

В году Закон о пожизненных пэрах разрешил создание пожизненных пэров. С 1960-х годов создание наследственных сверстников прекратилось, и почти все новые сверстники назначались только на всю жизнь.

Палата лордов Закон о Снимает автоматическое право на наследование пэра, только 92 наследственные пэры продолжают сидеть, избираемый всех бывших наследственных пэров (они заменяются на их смерти новые выборы). Кроме того, Закон о конституционной реформе 2005 года отменил судебные функции Палаты лордов, создав Верховный суд Соединенного Королевства .

Резюме членов парламента

Обозначения категорий в следующих таблицах: BC — округа / округа Бург , CC — округа округа , UC — округа университетов , Total C — всего округа, BMP — члены парламента округа / Бурга, CMP — члены парламента округа, UMP — университет Члены парламента.

Таблица 1: Округа и депутаты парламента по типу и стране

Страна До нашей эры CC UC Итого C BMP CMP UMP Всего депутатов
Англия 202 39 2 243 404 78 4 486
Уэльс 13 13 26 13 14 27
Шотландия 15 30 45 15 30 45
Общее количество 230 82 2 314 432 122 4 558

Таблица 2: Количество мест на округ, по типу и стране

Страна BCx1 BCx2 BCx4 CCx1 CCx2 UCx2 Итого C
Англия 4 196 2 39 2 243
Уэльс 13 12 1 26
Шотландия 15 30 45
Общее количество 32 196 2 42 40 2 314

Состав партии : Примерный состав партии — виги 291 и тори 222.

Мандат

Первоначально у парламента не было фиксированного срока, и монарх закончил его, объявив о его роспуске. В 1694 году его максимальная продолжительность была установлена ​​в три года, затем — в 7 лет в году и сокращена до 5 лет в 1911 году . Во время Второй мировой войны срок временно увеличили до десяти лет. После окончания войны максимальный срок оставался на уровне пяти лет. Современные парламенты редко достигают максимальной продолжительности: либо Палата общин может большинством в две трети голосов принять решение о досрочных всеобщих выборах; либо роспуск регистрируется сувереном по требованию премьер-министра .

Депутаты избираются одномандатным голосованием в одном туре, то есть избиратель должен проголосовать только за одного из нескольких кандидатов. Округ должен быть представлен депутатом. Члены Палаты лордов не избираются, а назначаются пожизненно королевой по предложению премьер-министра. Другие — наследственные лорды или духовные лорды. Последние играют в основном религиозную роль.

Корона и парламент

Развитие отношений короны и парламента всегда основывалось на конфронтации: в XIV веке она выразилась в свержении королей Эдуарда II и Ричарда II, а в XV-м — в назначении на высшие должности людей, представленных парламентом.

Постепенно сочетание деятельности короны и парламента, их взаимодействие стало считаться признаком оптимального государственного устройства. Законодательство перестало концентрироваться вокруг личности монарха: без согласия своих подданных он больше не мог утверждать новые налоги, вводить в действие политические указы.

Примечание

Концепция сотрудничества максимально точно изложена в трактате известного английского политика XV века Джона Фортескью. Примечательно, что в последующие столетия она почти не изменилась, нашла широкое распространение в юридической и политической литературе Великобритании.

Завершающий период революции и конец Долгого парламента

Но важным юридическим нюансом действий Кромвеля в 1653 году было то, что он не получил формального согласия депутатов на роспуск Охвостья. Поэтому согласно принятого ранее постановления о правилах роспуска парламента он официально продолжал оставаться дееспособным.

Этим воспользовалась группа офицеров, свергнувших в апреле 1659 года наследника Кромвеля, его сына Ричарда, с поста лорда-протектора. Заговорщики вновь собрали Охвостье – им необходимо было иметь в стране законодательную власть. Эта сессия продолжалась недолго – в октябре того же года парламент снова был разогнан из-за разногласий с армией, и снова без согласия депутатов на роспуск.

Новый созыв произошел в конце декабря – в качестве реакции на противостояние генералов Ламберта и Монка. Одержавший победу Монк склонялся в пользу реставрации монархии, и для этого ему требовались новые парламентские выборы. Однако Охвостье не желало принять решение о самороспуске, необходимое по закону для назначения новых выборов. Поэтому Монк вернул в состав парламента депутатов-монархистов, изгнанных в ходе Прайдовой чистки (они ведь формально тоже сохранили свои полномочия!).

Восстановление состава Долгого парламента произошло в феврале 1660 года. А 16 марта депутаты уже объявили о сложении с себя полномочий. Таким образом Долгий парламент официально, в соответствии с законом, прекратил существование. В Англии состоялись новые выборы и произошла реставрация монархии.

Долгий парламент сыграл важную историческую роль на первом этапе английской буржуазной революции. Он собрал в своем составе главных идеологов будущих преобразований и практиков, претворивших эти идеи в жизнь.

Однако с развитием революции роль парламента стала стремительно уменьшаться. Причинами этого стали внутренние разногласия и страх парламентариев перед углублением революции, принятием радикальных политических решений и проведением социальных преобразований. В результате даже важнейшее решение об установлении республики парламент принимал не в полном составе, урезанный в ходе Прайдовой чистки. Далее же его роль и вовсе сошла на нет; действия депутатов по прекращению революции и самороспуску в 1660 году также носили вынужденный характер.

Бесславный конец Долгого парламента не способствовал укреплению британского парламентаризма. Этот процесс осуществился позже, в результате Славной революции конца XVII века и появления в Англии зачатков политических партий в современном понимании этого термина.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Устройство парламента

Английский парламент разделился на две палаты: верхнюю, или палату пэров (лордов), и нижнюю, или палату общин. Это разделение, существующее и в настоящее время, сложилось окончательно лишь в середине XIV в., лет через восемьдесят после созвания первого парламента. Членами верхней палаты сделались епископы, аббаты и крупные вассалы короля, из которых каждый заседал в ней в силу своего личного права, причем звание светского лорда стало переходить по наследству к старшему сыну. Нижняя палата образовалась из выборных представителей как от мелких королевских вассалов и от рыцарей, т. е. подвассалов, так и от свободного населения графств и городов. В графствах (шэйрах) представители выбирались на собраниях, существовавших еще раньше для разных местных дел и для суда, и здесь произошло слияние мелких феодалов с остальным свободным населением. Палата общин сделалась палатой всесословной, и этим английский парламент с самого начала стал отличаться от других подобных собраний, возникших около того же времени в разных государствах Запада, где каждое сословие заседало отдельно. (И в верхней палате заседали вместе высшее духовенство и высшее дворянство).

История

Дата постройки Вестминстерского дворца в его современном виде — 1860 год. Однако первый замок был построен на этом месте еще в начале 9-го века. Его возвел Кнуд Великий, который помимо Англии правил также Данией и Норвегией. Укрепил и достроил здание в 1042 году Эдуард Исповедник — предпоследний англосаксонский правитель Британии. С тех пор почти 300 лет замок оставался резиденцией английских королей, а с 1295 года стал местом для сбора парламента.

Иллюстрация старого Вестминстерского дворца во времена Генриха VIII, Генри Уильям Брюер, 1884 год

Однако древняя постройка не дошла до наших дней, и не только потому, что много раз реконструировалась, меняя свой облик. В 1512 году здесь случился большой пожар, погубивший весомую часть здания. Вестминстерский дворец отремонтировали, но в октябре 1834 года пожар повторился, и в этот раз стал еще более разрушительным. От огня удалось уберечь лишь Вестминстер-холл, старинную сокровищницу — Башню драгоценностей, а также часовни Святого Стефана и Андеркрофт.

Пожар 16 октября 1834 года, гравюра 19-го века, автор неизвестен

Поскольку парламент остался «бездомным», король Вильгельм IV предложил перенести заседания в расположенный поблизости Букингемский дворец, но парламентарии решили остаться на прежнем месте. И тогда, наскоро восстановив два зала — Расписную и Белую палаты, британская монархия приступила к строительству нового замка. Проект вытянутого прямоугольного здания в духе неоготики был разработан архитектором Чарльзом Бэрри при содействии Огастеса Пьюджина (он занимался в основном интерьерами). Вместе мастерам удалось гармонично свести в единый ансамбль новые и сохранившиеся старые постройки.

Проект реконструкции дворца Чарльза Бэрри

Строительство длилось с 1840 по 1860 год, но окончательная доработка шла вплоть до 20-го столетия. С тех пор здание еще несколько раз реконструировалось — как после разрушений Второй мировой войны, так и в плановом порядке. Однако его архитектурный стиль остался прежним, времен 19-го века.

Фотооткрытка 19-го века с изображением Дома парламента после восстановления

Интересно: самой старой частью здания считается Вестминстерский холл, который уцелел во время пожара и сохранился еще с 9-го века.

«Перспектива изнутри Вестминстерского холла, показывающая, как король и королева с дворянством и другими сидели на ужине в день коронации, 23 апреля 1685 года», гравюра Мура

Судебные функции

Исторически некоторые судебные функции выполнялись Палатой лордов . До 1948 года именно в его среде судили сверстников за преступления или государственную измену; теперь они предстают перед обычными присяжными. Когда Палата общин объявила человеку импичмент, суд проходил в Палате лордов. Последние обвинительные заключения были предъявлены в 1806 году. В 2006 году ряд депутатов попытались возродить обычай, подписав ходатайство об импичменте Тони Блэру , но безуспешно.

Конституционная реформа 2005 года, согласно которой судебные функции были переданы от Палаты лордов Верховному суду Соединенного Королевства . После создания Верховного суда Соединенного Королевства практика назначения апелляционного лорда в обычном порядке была прекращена.

Функции парламента в Англии

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут «о неразрешенности налогов». В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Особое значение имела деятельность парламента, точнее – его нижней палаты, связанная с налогообложением. Отметим, что налоги на движимое и недвижимое имущество (как и другие) в Англии платили все, а не только «третье сословие». С 1297 г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 20-х гг. XIV в. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал с согласия нижней палаты, выступавшей от имени тех, кому предстояло эти налоги платить

Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности

Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XIV в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы – ордонансы. Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты – билля. Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Подписанный королем, такой билль становился статутом. Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин. Уже в XV в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин.

Парламент стремился влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV в. складывается практика «импичмента» должностных лиц, обвиненных в серьезном нарушении законодательства, злоупотреблениях и других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридического права отстранять от власти неугодных ему чиновников, но под влиянием его выступлений король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией.

Парламент выступал в качестве органа, легитимизирующего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастеара были санкционированы парламентом.

Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавших наиболее тяжкие политические и уголовные преступления аристократии, а также апелляции. Палата общин могла представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.

Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам, как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т. д. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правового воспитания, как для парламентариев, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и коллективных петициях, находили отражение в законодательных проектах палаты общин, а затем и в статутах.

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество — основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап — одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, — это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.