«обращал свои способности на благо страны»: как иван папанин стал дважды героем советского союза

Оглавление

На штурм полюса

  • 22 марта с Московского аэродрома эскадра поднялась в воздух — через 5 часов посадка на аэродроме в 27 км от Архангельска. Колёсное шасси было сменено на лыжное.
  • 30 марта перелёт в Нарьян-Мар (аэродром — лёд на реке Печора).
  • 12 апреля: по плану экспедиции самолёты должны были вылететь прямиком на о. Рудольфа, но раскисший аэродром не дал взлететь полностью загруженным машинам, пришлось слить топливо. Приземлились у станции Маточкин Шар (Новая Земля).
  • 19 апреля добрались до о. Рудольфа.
  • 4 мая полёт Головина к полюсу (экипаж: штурман — Волков; механики — Кекушев, Терентьев; радист — Стромилов). В 11:23 самолёт поднялся в воздух — в 16:32 достиг полюса (полюс был закрыт сплошной низкой облачностью) — в 22:45 приземлились на о. Рудольфа. В ходе совещания по результатам полёта Шмидтом было принято решение послать вначале только один 4-хмоторный самолёт флагмана на полюс, а уже по его радиомаяку навести на посадку остальные.
  • 12 мая на разведку на полюс полетел Дзердзеевский с лётчиком Крузе на самолёте Р-5. Основной задачей полёта было исследование атмосферы. Из-за сплошной облачности самолёт потерял ориентиры и, когда топливо было на исходе, лётчик посадил его вслепую на лёд. Посадка была удачной, но топлива оставалось на 20 минут. П. Г. Головин на Р-6 доставил в район посадки топливо, еду и тёплые вещи. Они просидели на льдине пять дней в ожидании погоды и 17 мая вернулись на остров Рудольфа.
  • В 4:52 21 мая в воздух поднялась машина Водопьянова, на борту: Шмидт, Водопьянов, Бабушкин, Спирин, Бассейн, Морозов, Петенин, Иванов, Папанин, Кренкель, Ширшов, Федоров, Трояновский. На всём протяжении полёта поддерживалась радиосвязь, уточнялась погода и характер ледяного покрова. Во время полёта произошла авария: в верхней части радиатора 3-го мотора образовалась течь во фланце, стала испаряться охлаждающая жидкость (антифриз). Морозову и Петенину пришлось разрезать обшивку крыла и подкладывать тряпку, которая впитывала жидкость, выжимать её в ведро, а из него насосом перекачивать в бачок мотора. Эту операцию механикам приходилось проводить, высовывая голые руки из крыла при −20 °C и стремительном ветре (механики выполняли эту работу до самой посадки). В 10:50 достигли полюса. В 11:12 связь внезапно оборвалась. («…у Симы сгорела машинка…») Теперь командиром авиаотряда назначили Молокова, главным штурманом — Ритсланда. При посадке самолёта на полюс впервые использовался тормозной парашют.
  • 25 мая старт оставшейся группы самолётов. В 5:25 самолёт Молокова достиг полюса. Вскоре его машина нашла стоянку Водопьянова и приземлилась рядом. Остальные самолёты не смогли найти лагерь, им пришлось остановиться возле полюса. Экипаж Алексеева оказался к полюсу ближе всех — всего 8 км, они тотчас связались с Молоковым. С Мазуруком связь оборвалась на двое суток.
  • 27 мая самолёт Алексеева добрался до той же льдины, что и Водопьянов с Молоковым.
  • 28 мая зимовщики закончили сборку жилой палатки.
  • 29 мая на поиски машины Мазурука отправился экипаж Молокова. Не найдя, вернулись обратно, как раз и радиотелефонная связь с пропавшей машиной была восстановлена.
  • 30 мая Москва передавала по радио специальный концерт для всех участников экспедиции.
  • 31 мая Сима Иванов установил через радиостанцию Диксона на волне 33 метра прямую радиотелефонную связь с Москвой (штаб-квартирой Главсевморпути).
  • 1 июня закончили монтаж палатки и приборов для гравитационных наблюдений.

Шмидт разработал математические методы определения направления и скорости дрейфа льдов. Уже тогда, наблюдая характер дрейфа, Шмидт сделал вывод, что льдину вынесет к берегам Гренландии.

  • 3 июня Шмидт распорядился выслать ледокол с колёсами (шасси) для экспедиции. В этот день льдина с экспедицией пересекла 89-ю параллель.
  • 4 июня Ширшов закончил изготовление самодельной лебёдки для проведения гидрологических измерений (стационарная была в машине Мазурука). Сразу же взяли гидрологическую станцию: температура воды на глубине 300 м — + 0,62 °C; 500 — + 0,42 °C; 1000 — −0,17 °C. Всего было взято 15 горизонтов. В этот же день у гидрологической майны Бронтман поймал рачка бокоплава.
  • 5 июня прилетел Мазурук, он привёз пятого папанинца (так окрестили отважную четвёрку полярников) — пса Весёлого. Теперь на полюсе находилось 45 человек. Днём Ритсланд поймал пуночку.
  • 6 июня перед отлётом самолётов состоялся прощальный митинг (с пением «Интернационала») и подъёмом флагов (с государственным гербом СССР и портретом Сталина) в честь открытия станции «Северный полюс».

Экспедиции

Через год Ивана Дмитриевича переводят в Москву комиссаром по хозяйственному обеспечению флота, в 1923 году назначают руководителем Комиссариата почты и телеграфа. В этом же году Папанин записывается на Высшие курсы связи, на которых учится два года. Когда в 1925 году был объявлен набор в экспедицию по строительству радиостанции в Якутии, Папанин первым проявил желание отправиться на север.

Иван Папанин с собакой

В должности заместителя руководителя строительства в условиях вечной мерзлоты Иван Дмитриевич добился возведения объекта в короткие сроки. Через семь лет Папанина направляют начальником полярной станции на острова Земли Франца-Иосифа, а еще через два года Иван Дмитриевич возглавляет станцию на Таймыре.

Иван Папанин на Северном полюсе

Когда в 1937 году правительство решается на запуск первой в мире дрейфующей арктической станции, ни у кого не возникало вопроса, кто отправится ее возглавлять. Целью экспедиции не являлось покорение Северного полюса, до Папанина это сделали другие (Роальд Амундсен, Ричард Берд, Умберто Нобиле). Советское правительство уже давно ставило перед собой задачу создания судоходства вдоль северной границы государства. Но арктический путь был еще не достаточно изучен. О наличии подводных течений, сроков неподвижного стояния льда и путей его дрейфа должна была дать ответ научная экспедиция, организованная прямо на льдине.

Иван Папанин на Северном полюсе

Советская экспедиция, которая широко освещалась в мировой прессе, состояла из руководителя и повара Ивана Папанина, гидролога и биолога Петра Петровича Ширшова, геофизика и астронома Евгения Константиновича Федорова и радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля. На Большой Земле полярников готовил Отто Шмидт. За несколько месяцев до отправки было разработано специальное питание, пригодное к долгому хранению в условиях крайнего севера, разработано теплое жилище, а также подготовлена измерительная аппаратура.

Участники экспедиции на Северный полюс

Экспедиция отправилась на 4 воздушных бомбардировщиках в марте 1937 года и достигла конечного пункта 21 мая. Полет совершался вслепую, но летчик Михаил Водопьянов посадил воздушное судно точно на льдину. За 2 недели на льду была полностью оборудована научная станция, после чего воздушные суда отправились обратно, а льдина начала движение с севера на юг.

Участники экспедиции на Северный полюс: Пётр Ширшов, Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров

Дрейфовать полярникам пришлось 274 дня, тогда как планировалось провести в водах Северного Ледовитого океана полтора года. За это время ученые собрали сведения о фауне полярного региона, о наличие планктона в водах океана. «Папанинцы» сделали большое количество фото животных, обитающих в Арктике. Полярникам принадлежит открытие Большого подводного хребта, и создание метеокарты Арктики.

Начальник дрейфующей станции Иван Папанин и летчик Матвей Козлов

Критический момент для группы Папанина наступил в начале февраля 1938 года. Льдина, уже с осени приближающаяся к теплым водам Атлантики, начала таять и раскалываться на части. 19 февраля операция спасения была проведена двумя ледоколами «Таймыром» и «Мурманом», с одного из которых к станции отправился самолет пилотируемый летчиком Власовым. На следующий день оборудование и люди находились на «Таймыре».

Станция полярников

Страна встречала «папанинцев» как национальных героев. Папанин стал кумиром миллионов, биографию Ивана Дмитриевича изучали в школах. 6 марта группа полярники отчитались на Общем Собрании АН СССР. После доклада Иван Папанин и Эрнст Кренкель стали докторами географических наук. Участники экспедиции были награждены орденами Ленина, всем присвоены звания Героев СССР. Ивана Дмитриевича назначают руководителем Главсевморпути.

Иван Папанин

В 1939 году Папанин участвовал в спасательной операции ледокола «Георгия Седова», который дрейфовал в водах Арктики с 1937 года из-за поломки рулевого управления. За спасение судна и экипажа Иван Папанин вновь получил Героя СССР.

Ледокол «Иван Папанин»

С началом войны Ивану Папанину было поручено курировать строительство портовых верфей в Архангельске, Мурманске, на Дальневосточном побережье. После Победы над фашистской Германией, проработав год на прежней должности, Папанин уходит в науку. Идеи Папанина о создании научного флота воплощаются в жизнь. С 1951 году Папанин руководит морскими экспедициями при АН СССР. С 1956 года Иван Дмитриевич возглавил Научный институт биологии внутренних вод в поселке Борок (Ярославская область). До конца жизни ученый трудился на благо родины.

Семья

В семье его отца Д. Н. Папани и матери родилось очень много детей. Мама умерла в 1915 году вследствие подпольного аборта. До 1937 года дожило 5 родных братьев и сестёр, которым помогал И. Д. Папанин. Дом отцу и его второй семье — после смерти Секлитинии Петровны отец женился на женщине с 5 детьми — построило Советское правительство в благодарность за сына. Сам И. Д. Папанин женился в Крыму на телеграфистке Галине Касторжиевской, которая сопровождала его во многих экспедициях, и была за ним замужем 50 лет. Но детей у них не было, а 10 её последних лет жизни она лечилась от рака груди. После её смерти Папанин женился на корректоре его книги «Лёд и пламень» Раисе Короленко, мать которой была его поварихой по рекомендации его сестры. Детей у них не было. В настоящее время единственной кровной родственницей И. Д. Папанина является дочь его сестры Валентина Александровна Романенко.

Биография

Иван Дмитриевич Папанин – руководитель исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс», доктор географических наук, контр-адмирал.

Портрет Ивана Папанина

Иван родился 14 ноября (по ст.ст.) 1894 года в портовом городе Севастополь в семье матроса Дмитрий Николаевича Папанина и домохозяйки Секлетии Петровны Коваленко. Предками Ивана были молдаване и украинцы. В семье воспитывалось шестеро детей. Когда Иван был еще подростком, мама умерла от сепсиса, и тяготы быта легли на плечи подростка. Поэтому, невзирая на хорошую успеваемость в школе, Ивану пришлось уйти работать на завод. В 1905 году юноша стал свидетелем восстания на корабле «Очаков». Уже тогда в сердце Ивана начали зарождаться революционные идеалы.

Иван Папанин в молодости

С 1908 года юноша устраивается судовым механиком, а затем осваивает специальность слесаря. В 16 лет Иван Папанин числился лучшим работником по сборке приборов навигации. В 1912 году молодого рабочего посылают на повышение квалификации в Таллин. В 1915 году войны попал в ряды Военно-морского флота России, но в 1917 голу, с началом революционного движения, принял сторону большевиков и присягнул Красной армии.

Иван Папанин за работой

В 1918 году Иван возглавляет партизанский отряд на территории оккупированного немцами по Брестскому договору Крыма. Начинается диверсионная война, которой руководили большевики Мокроусов, Фрунзе, Кун. Находясь у бывалых вояк в подчинении, Папанин совершил несколько успешных операций. Одним из противников партизан в те годы была и армия Врангеля. Папанину было дано поручение пройти незамеченным через белогвардейскую территорию и вернуться обратно с подкреплением.

Памятник Ивана Папанина

После победы над Врангелем на освобожденной территории Крымского полуострова Папанину достается должность коменданта Чрезвычайной Комиссии. С 1921 года Ивану Дмитриевичу пришлось поработать и следователем. 20-е годы остались в истории Крыма как время кровавой расправы над выжившими офицерами и солдатами Белой армии. Беспощадные чекисты расстреливали, топили и заживо закапывали соотечественников. Неизвестно, какие чувства испытывал в это время Иван Папанин, простодушный и честный от природы человек.

Личность

Иван V Дмитриевич родился в семье претендента на русский престол, но вырос и окреп в Константинополе, при дворе османских султанов. Но и оттуда он уехал давно рано, очутившись в Русской земле и став главой восстания православных людей за их права. Победив узурпатора Владислава IV, он возглавил воскресшее последнее православное царство мира и вернул престол законной династии; пребывая на престоле, он сделал множество выборов и принимал тяжелые решения, каждое из которых влияло на его характер. 

Возвращаясь на историческую Родину, оставленную им в бессознательном малолетстве, Иван представлял из себя красивого, храброго и смышленого юношу, привычного к скорым действиям и опасностям

Не самая простая жизнь при дворе османских султанов научила его здоровой осторожности, 

Детство и юность

Иван Бухгольц родился в семье обрусевших немцев. Историки не могут предоставить точную информацию о дате его появления на свет, но известно, что он появился на свет в 1671 году. Родственники государственного деятеля перебрались в Россию в начале XVII века. Отец Ивана Дмитриевича был военнослужащим. Мать, русская по национальности, оказалась столбовой дворянкой.

Портрет Ивана Бухгольца / Русское географическое общество

В юности Иван служил в потешном войске Петра I, а с 1689 года числился в Преображенском полку. Его карьера стартовала с Азовских походов. Бухгольц участвовал в Северной войне, во время которой успел отличиться и продвинуться по службе, и в сражениях под Нарвой.

Детские и юношеские годы

Иван Дмитриевич Папанин был рождён 26 ноября 1894 года. Местом его рождения принято считать город Севастополь. О его родителях практически ничего не известно, однако по документам, в которых было упомянуто завещание адмирала, можно сделать вывод, что он родился в многодетной семье, состоящей из трёх братьев и сестёр. Согласно достоверным источникам, отец Ивана был матросом, что и определило карьеру Папанина как генерала. Исследователь не любил говорить о своём детстве, ведь, по его собственным словам, у него не было детства.

До четвёртого класса мальчик учился на одни пятёрки, но он бросил школу сразу после того, как окончил этот класс. Причиной такого решения стало материальное положение его семьи. Семья Папаниных жила бедно, поэтому каждый из детей с самого раннего возраста начинал работать. Иван сначала работал на заводе учеником токаря, но его достаточно быстро повысили до токаря, так как юный парень быстро учился и очень хорошо справлялся со всей работой, которую ему давали.

Иван Папанин в молодости

Примечания

  1. Подкур Р. Ю. . Энциклопедия истории Украины. Институт истории Украины Национальной академии наук.
  2. По данным Метрической книги Николаевского Адмиралтейского собора г. Севастополя (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 128. Дело 319) Иван Дмитриевич Папаня родился 13 ноября 1895 г. в семье запасного матроса 29-го флотского экипажа из крестьян Бессарабской губ. Измаильского у. Дмитрия Николаевича Папаня и жены его Секлетиньи Петровны. Расхождение в дате рождения в один день связано с неправильным переводом юлианской даты в григорианскую и обратно. Вероятно, год рождения был сознательно исправлен родителями И. Д. Папанина при определении его на работу учеником токаря в 1909 г. Всего в МК имеются сведения о рождении 7 детей в семье Д. Н. Папаня[источник?]
  3. В. С. Вишневский. Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин. Биографический очерк. М., Издательство политической литературы. 1938
  4. . Русская Семерка (5 октября 2018). Дата обращения: 16 сентября 2020.
  5. В этой экспедиции с ним работал учёный И. Г. Гутерман.
  6. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск, 2009. — 464 с. — ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2).
  7. Нина Алексеева. . «Экспресс-газета» (12 декабря 2019). Дата обращения: 17 сентября 2021.
  8. Артамонов Д. Н., Бабаков А. А., Борисов Н. В. Герои Советского Союза: историко-статистический очерк / Под ред. Шкадова И. Н.. — М.: Воениздат, 1984. — С. 10. — 288 с.
  9. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 25 апреля 2019.
  10. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 25 апреля 2019.
  11. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 25 апреля 2019.
  12. Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает / Под ред. Н. И. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 166. — 35 000 экз.
  13. Песков О. В. Мемориальные доски Москвы. — М.: Московские учебники, 2009. — 336 с.
  14. . «Российская газета» (1 сентября 2021). Дата обращения: 3 сентября 2021.

Жизнь и карьера [ править ]

Молодость, участие в Красном терроре править

Иван Папанин в июне 1938 г.)

Иван родился в Севастополе в семье моряка русского греческого происхождения. В 1914 году его призвали в Императорский флот России . Он участвовал в Гражданской войне в России на стороне большевиков , воевал на Украине . В 1920 году был отправлен в Крым для организации партизанского движения против сил лидера Белого движения генерала барона Петра Врангеля .

В ноябре 1920 года, после захвата Крыма большевиками, Папанин был назначен прокурором и комендантом крымского отделения советской тайной полиции — ЧК . Сообщается, что Розалия Землячка , организатор красного террора в Крыму, является его начальником и другом. Во время красного террора в Крыму тысячи солдат были казнены как члены Белой армии .

Как полярный исследователь править

В 1923-1932 годах работал в Наркомате связи. В 1931 году участвовал в экспедиции ледокола « Малыгин» на Землю Франца-Иосифа . В 1932-1933 гг. Возглавлял полярную экспедицию в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа. В 1934-1935 гг. Командовал полярной станцией на мысе Челюскин .

В 1937-1938 годах руководил знаменитой экспедицией « Северный полюс-1» . Четыре исследователя, Иван Папанин, Эрнст Кренкель , Евгений Федоров и Петр Ширшов , приземлились на дрейфующие льдины на самолете, которым управлял Михаил Водопьянов . В течение 234 дней команда Папанина провела широкий спектр научных наблюдений в приполярной зоне, пока не была возвращена двумя ледоколами « Мурман» и « Таймыр» . Это была первая подобная экспедиция в мире. Все участники экспедиции удостоены звания Героя Советского Союза , что было крайне редко до Великой Отечественной войны..

В 1939-1946 годах Папанин был преемником Отто Шмидта на посту главы Главсевморпути (Главного Северного Морского Пути) — учреждения, которое контролировало все коммерческие операции на Северном морском пути . В 1940 году получил второе звание Героя Советского Союза за организацию экспедиции, спасшей ледокол « Седов» . Во время Второй мировой войны он был представителем Государственного комитета обороны (Государственный комитет обороны), отвечавшим за все перевозки по Северному морскому пути . В 1941–1952 годах был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

В 1948-1951 годах он был заместителем директора Института океанологии АН СССР, а с 1951 года до своей смерти в 1986 году — заведующий отделом морских экспедиций Академии. В 1956-1972 гг. Он также был директором Института биологии внутренних вод (« Билоги внутренних вод» ).

Именем Папанина названы мыс на полуострове Таймыр , гора в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане . Имя Ивана Папанина также было присвоено научно-исследовательскому судну ледового класса (позывной UCJE), построенному в 1990 году, которое работает как в арктических морях, так и в Антарктике. В октябре 2019 года Россия представила на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге ледокол « Иван Папанин водоизмещением 8500 тонн и длиной 300 футов .

Эпопея «Челюскина»

Весной 1933 года Главсевморпуть получило новое судно, построенное в Дании. Назвали его в честь выдающегося русского полярника — «Челюскин». На этом пароходе Шмидт решил еще раз поразить страну, за одно лето проделав путь из Мурманска во Владивосток. На борт он взял множество грузов и 112 человек, включая художника Федора Решетникова и кинооператора Марка Трояновского, которые увековечили это драматическое путешествие. В Чукотском море пароход оказался в ледовой блокаде, начался пятимесячный дрейф. «Челюскин» почти вышел в открытые воды. Но 13 февраля 1934 года льдины так сжали пароход, что он за два часа затонул. Шмидту удалось оперативно эвакуировать пассажиров на льдину: тут-то и сказался его командирский дар. Последними покинули гибнущий «Челюскин» Шмидт и капитан Владимир Воронин.

Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» академик Отто Юльевич Шмидт

Шмидтовцы возвели настоящий лагерь во льдах — из досок, которые удалось спасти во время катастрофы «Челюскина». Радист Эрнст Кренкель держал связь с Большой землей. Шмидт читал зимовщикам лекции и выглядел невозмутимым. Ученые проводили геофизические исследования. Академик держался так, как будто никакой катастрофы нет и они просто проводят важный научный эксперимент. И в Москве ситуацию представили именно так. Кренкель получил послание из Кремля: «С восхищением следим за вашей героической борьбой». Стало ясно, что решено не наказывать Шмидта за потерю «Челюскина». Наоборот, о шмидтовцах писали как о героях.

Лучшие полярные летчики около месяца во льдах и туманах искали «лагерь Шмидта». В зимнее время в эти края не добирался ни один самолет, ни один ледокол… Повезло летчику Анатолию Ляпидевскому: он вывез на Большую землю первую партию женщин и детей. К операции подключились другие летчики — и всех полярников удалось спасти. Семеро пилотов, участвовавших в спасении челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. И шмидтовцев, и полярных асов чествовали в Кремле как триумфаторов.

Остряки между тем напевали на мотив «Мурки»:

Автор цитаты

Весь мир ахнул: русские сумели даже катастрофу представить исторической победой! «Вы поразительная страна! Полярную катастрофу превратили в национальное торжество и в качестве главного героя нашли человека с бородой Санта-Клауса», — говорил Бернард Шоу — то ли язвительно, то ли восторженно. Но челюскинская эпопея показала, что Советский Союз комплексно осваивает Север. Самолеты, ледоколы, научные станции — всё работало слаженно. И создал эту индустрию Отто Шмидт. К тому же исследователи получили опыт месячного существования на льдине — и в будущем Арктику исследовали на основе этого опыта.

«Северный полюс»

2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин» вышла экспедиция под руководством начальника Главного управления Северного морского пути Отто Шмидта. Осенью судно было заблокировано льдами и дрейфовало вместе с ними у северо-восточных берегов Евразии.

Также по теме


Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику

60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их…

13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, а члены экспедиции разбили лагерь на льдине. Полностью эвакуировать челюскинцев при помощи авиации удалось только к 13 апреля 1934 года. Опыт экспедиции на «Челюскине» натолкнул Отто Шмидта на идею создания на льдах в Арктике дрейфующей станции.

Отсутствие в районе Северного полюса крупных участков суши резко осложняло исследование Арктического региона, и начальник Главного управления Севморпути решил, что все необходимые измерения и вычисления учёные могут совершать, находясь в специально оборудованном лагере на дрейфующей льдине. В начале 1936 года эту идею одобрило руководство Советского Союза.

В состав полярной экспедиции было решено включить метеоролога Евгения Фёдорова, океанографа Петра Ширшова и радиста Эрнста Кренкеля. Начальником первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» должен был стать замдиректора Всесоюзного арктического института Владимир Визе, но он не прошёл отбор по состоянию здоровья. Тогда выбор пал на Ивана Папанина, который на тот момент уже обладал богатым опытом работы в условиях Крайнего Севера.

К экспедиции готовились очень серьёзно: по специальному заказу была изготовлена двухслойная брезентовая палатка, утеплённая пухом, а также лёгкие и прочные нарты. Полярникам выделили около 5 т продуктов длительного хранения.

Экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года. Однако из-за сложных погодных условий её путь на север оказался долгим. 19 апреля полярники добрались до острова Рудольфа. И только 21 мая они высадились на льды в районе Северного полюса. До начала июня самолёты доставляли им необходимое оборудование и припасы.

  • Первая советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс — 1». 21 мая 1937 года — 19 февраля 1938 года. Руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин с псом Весёлым
  • РИА Новости

6 июня 1937 года прошёл торжественный митинг в честь открытия дрейфующей станции «Северный полюс», после которого большая часть членов экспедиции во главе с Отто Шмидтом вернулись на Большую землю. С этого момента компанию четверым папанинцам составлял только пёс Весёлый.

Также по теме


«Блестяще проведённая операция»: как советские войска освобождали Норвегию от фашистов

75 лет назад представители стран — членов Антигитлеровской коалиции подписали с правительством Норвегии в изгнании соглашение, которое…

По его словам, в научной работе станции Папанин участвовал преимущественно «физически» — например, помогал при помощи специальной лебёдки брать гидрологические пробы с больших глубин.

Помимо изучения океана, участники экспедиции исследовали магнитное поле Земли и погоду Арктики. Результаты их наблюдений сыграли важную роль при подготовке трансарктических перелётов советской авиации.

Изначально размеры льдины, на которой дрейфовала станция, составляли примерно 3 на 5 км. Однако в начале 1938 года экспедиция приблизилась к тёплым водам Атлантики, и льдина раскололась. В феврале папанинцы потеряли часть запасов и остались на льдине размером всего 50 на 30 м.

Из-за сложных погодных условий спасательной экспедиции на судах «Таймыр» и «Мурман» потребовалось почти три недели, чтобы добраться до места дрейфа «Северного полюса». Папанинцы покинули свою станцию только 19 февраля 1938 года. Вскоре они перешли на борт ледокола «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.

  • Председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин вручает грамоту Героя СССР И.Д. Папанину. Звание Героя Советского Союза Ивану Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине. 1938 год

Четвёрку полярников встретили как героев. Они провели на льдине 274 дня и прошли на ней по Арктике свыше 2 тыс. км. Приветствовать их вышли тысячи людей. Всем четверым участникам дрейфа были присвоены звания Героя Советского Союза, а также учёная степень доктора географических наук. Их спутник, пёс Весёлый, поселился на даче у Иосифа Сталина.

Дрейф

Размер льдины: 3×5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.

С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

На спасение четвёрки были направлены: самолёт лётчика Власова, пароход «Мурманец», а затем и «Мурман» с «Таймыром». Последние два и сняли папанинцев с льдины.

«… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».[источник не указан 2043 дня]

Личная жизнь

Иван Дмитриевич Папанин в первый раз женился на Галине Кирилловне Касторживской. Она была понимающей женой, помогала мужу во всём и разделяла с ним невзгоды, связанные как с работой, так и с состоянием здоровья. Однако в 60-ых годах XX века женщина умерла от рака. Детей супруги так и не завели.

С первой женой Галиной

Папанин долгое время не мог оправиться от утраты, но в 1982 году, незадолго до своей смерти, сыграл свадьбу во второй раз. Теперь его женой стала молодая девушка по имени Раиса Васильевна. Она занималась редактурой мемуаров, которые печатал её муж.

Существуют слухи о том, что вторая супруга исследователя Арктики вышла за него замуж только для того, чтобы после его смерти забрать себе квартиру и другие ценности. Как писали знакомые Папанина, Раиса воровала вещи из квартиры доктора наук ещё при его жизни и перекладывала вину за совершённое на домработницу. Также Раиса заставила Ивана Дмитриевича прописать её в своей квартире.

В завещании доктор географических наук наследниками указал своих братьев и сестёр, но после его смерти завещание таинственным образом исчезло, и по закону вся собственность Ивана перешла его второй жене. В день похорон вдова не пустила друзей Ивана Дмитриевича в квартиру, и они пришли лишь на второй день, однако вместо квартиры, уставленной мебелью, друзья исследователя вошли в полностью пустую, как будто новую, квартиру.

Карьера

В 1714 году Петр I командировал Бухгольца в Тобольск для снаряжения отрядов и продвижения к озеру Ямыш. Офицер должен был подняться по Иртышу, чтобы возвести оборонительное сооружение, а затем, продвигаясь к Еркету, заняться поиском золотых россыпей. Информацию о наличии подобных месторождений государю предоставил граф Матвей Гагарин.

Собрав команду из восьми человек, представителей Преображенского полка, Иван Дмитриевич отправился из Петербурга в Москву, где к его отряду присоединились еще несколько офицеров. К концу ноября 15 человек прибыли в Тобольск и получили в распоряжение отряд из 1,5 тыс. военнослужащих, предоставленный Гагариным. Иван Бухгольц сетовал на малое количество выделенных людей, но сибирский губернатор пытался обойтись минимальными ресурсами. Матвей Гагарин наказывал в случае необходимости и отпора со стороны неприятеля писать запрос об увеличении численности отряда.

В походе участвовали пехотинцы, драгуны, артиллеристы, мастеровые и купцы с товаром. Летом 1715 года экспедиция из 2932 человек отправилась вверх по реке Иртыш. Пехота и драгуны сопровождали суда, передвигаясь на лошадях. К октябрю они прибыли на место, и началось строительство Ямышевской крепости.

В начале зимы Бухгольц отправил царю весточку, сообщая, что для встречи с калмыками его отряд малочислен, но Петр I получил письмо лишь спустя 9 месяцев. Подполковник также запросил подкрепление у Гагарина. Джунгарский хан Цэван-Рабдан, требовавший, чтобы войска покинули местные земли, получил отказ. Зимой 1716 года Ямышевскую крепость атаковало войско из 10 тыс. солдат. Началась смертоносная блокада. Гуманитарная помощь перехватывалась противником, а осажденные не пытались отбить ее.

Историки расходятся во мнении, проявлял ли Иван Бухгольц пассивность и вел некоторые дела для видимости или был скрупулезным служащим, следовавшим приказу о продвижении от сибирского губернатора. Ивану Дмитриевичу не доставало навыков ведения переговоров для налаживания отношений с джунгарцами, и в апреле русские покинули крепость. Постройки стали руинами, а выжившие 700 человек на 18 судах отправились в Тобольск.

В том районе Оми, где джунгарцы не имели владений, корабли экспедиции уже не подвергались гонению. С согласия Гагарина Бухгольц остановился и начал строительство Омской крепости. Возведением сооружения занимались люди, присланные графом. 1300 рекрутов были задействованы в воздвижении стен. Основатель Омска вернулся в Тобольск, а оттуда отправился в Петербург.

Расследование провала экспедиции подполковника царь вел лично. Выяснилось, что виной краха Бухгольца стала плохая подготовка. Ивана Дмитриевича оправдали, но понизили в звании и отправили заведовать госпиталями. Впоследствии он стал комендантом Нарвы, крепости, не имевшей военного назначения.

Александр Лазарев-младший в роли Ивана Бухгольца в сериале «Тобол»

В 1723 году Бухгольц уехал в Сибирь для командования Якутским полком, находящимся в Тобольске. Получив звание полковника, спустя год военнослужащий оказался в Забайкалье. В 1726-м в дуэте с Саввой Рагузинским он предпринял поездку в империю Цин. Он получил полномочия управлять землями, граничащими с соседним государством со стороны России.

Иван Дмитриевич Бухгольц основал Кяхту, обеспечил взаимодействие и торговые коммуникации с Китаем. В 1727-м благодаря его стараниям в устье реки Чикой была возведена новая Петропавловская крепость. Спустя 2 года в Селенгинске государственный деятель предоставил патенты трем зайсангам, сделав их российскими поданными. Он также сообщил в Коллегию иностранных дел о ведении торговых коммуникаций в Кяхте.

В 1730 году более 150 юрт прибыли со стороны китайской границы с прошением о предоставлении или подтверждении русского подданства. Летом 1731-го государственный деятель был командирован для инспекции и охраны сибирских городов на пограничную территорию. Бухгольца назначили бригадиром и доверили пост коменданта Селенгинска. В должности он находился вплоть до 1740 года. К тому моменту военнослужащий уже был болен. Иван Дмитриевич ушел в отставку с присвоенным чином генерал-майора.