Властелин севера: как отто шмидт подарил россии арктику

Оглавление

Воздушный мост

Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена. Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самогоЧелюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы.

(Источник фото)

Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсовна всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе.

Первая ласточка

А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку.

Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб.

Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.

Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года

Дрейф во льдах

Первый успех воодушевил руководство страны, было создано Главное управление Северного морского пути, началась подготовка к его освоению. Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин. 2 августа 1933 года тысячи людей провожали пароход из Мурманска во Владивосток. На борту было 112 пассажиров. Корабль во время движения отрабатывал и практические задачи для будущего. В трудных ситуациях предусматривалось участие ледоколов.

Большая часть пути была преодолена благополучно, но всё изменилось в Чукотском море. Здесь дорогу преградили сплошные льды, ледокол был далеко и уже не мог помочь, да и на быстрое потепление тоже не приходилось рассчитывать. 23 сентября «Челюскин» был полностью заблокирован льдами. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев. Казалось, что самое страшное уже позади, до чистой воды Берингова пролива оставалось несколько миль, когда в результате мощнейшего сжатия пароход был раздавлен льдами и затонул.

Плавание

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Биезайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.

В Дании, 27 июля 1933 года капитан Биезайс по причине загруженности работой с технической документацией, связанной с произведенным ремонтом, временно передал командование опытному полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. Однако в Мурманске Биезайс сошел с корабля и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина».

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места . Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).

Память[ | код]

в городах России
Архангельск, Асбест, Астрахань, Балахна, Барнаул, Белгород, Брянск, Березники (ранее параллельно ул. Челюскинцев существовал проезд Челюскинцев, переименованный в улицу Сарычева), Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ирбит, Казань, Кимры, Киров, Кисловодск, Ковров, Курск, Кыштым, Москва, Мытищи, Мурманск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц), Оренбург, Орехово-Зуево, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Полевской, Ржев, Самара, Саратов, Себеж, Севастополь, Сызрань, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск, Ялуторовск, Ярославль;
в городах Украины
Киев, Одесса, Павлоград, Сартана, Стаханов, Ужгород, Харьков, Черновцы;Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а также улица и переулок С. И. Челюскина);Мелитополь, Фастов (улица и переулок Челюскинцев);Изюм (улица Челюскина);Борисполь, Донецк, Ивано-Франковск, Кременчуг, Луганск, Старобельск (переулок Челюскинцев);
в Белоруссии
Минск (улица, парк и названная по парку станция метро), Могилёв.
  • Площадь Челюскинцев в Ярославле и Туле
  • Челюскинская (платформа), Ярославского направления МЖД
  • Посёлок Челюскинцев в Тюменской области
  • Парк Челюскинцев в Минске и в Санкт-Петербурге (в 1991 году последнему возвращено старое, первоначальное название Удельный парк)
  • «Челюскинцев», дом отдыха в городе Гагра, Абхазия
  • Улица О. Ю. Шмидта в с. Молочное Вологодской области
  • Улица Шмидта и 2-я улица Шмидта в Твери
  • Улица Шмидта в Екатеринбурге
  • Улица Шмидта в Самаре
  • Улица Капитана Воронина в Санкт-Петербурге
  • Сад Челюскинцев в Челябинске
  • Улица Шмидта в Пензе
  • Улица Шмидта в Днепре
  • Проспект Шмидта в Могилёве
  • Проспект и мост имени Челюскинцев в Тбилиси с 1935 до 1991 (в 1991 году переименован в проспект Царицы Тамар)

Именные организации | код

Техника | код

Плавание

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Биезайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.

В Дании, 27 июля 1933 года капитан Биезайс по причине загруженности работой с технической документацией, связанной с произведенным ремонтом, временно передал командование опытному полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. Однако в Мурманске Биезайс сошел с корабля и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина».

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места . Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).

Примечания[ | код]

  1. Петр Леонардович Безайс (1886—1953)
  2. Безайс был от Дальневосточной конторы Совторгфлота послан в Данию наблюдать за постройкой корабля, после постройки — быть на нём капитаном.
  3. Воронин В. И. Пароход не подходил для ледового плаванья: версия капитана «Челюскина» В. И. Воронина // Источник. — 1996, № 1. С. 16-38.
  4. В судовом журнале парохода «Челюскин» № 1 ст. 63 значится: «Сего числа сдал пароход „Челюскин“ капитану дальнего плавания Воронину В. И. Капитан П. Безайс». «Принял п/х „Челюскин“ от капитана П. Безайс и вступил временно капитаном — капитан Воронин».
  5. ↑ . www.rgo.ru. Дата обращения: 25 сентября 2020.
  6. К. Пронякин. Рождённая на «Челюскине». О легендарной спасательной операции рассказывает Карина Васильевна Васильева // ФСБ: За и Против, № 1 (53), 2018 г., стр.72-79.
  7. .
  8. Пронякин Константин. . debri-dv.com. Дебри-ДВ (13 февраля 2018). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  9. Пронякин Константин. . debri-dv.com. Дебри-ДВ (22 февраля 2018). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  10. . debri-dv.com. Дата обращения: 29 мая 2017.
  11. . debri-dv.com. Дата обращения: 10 ноября 2017.
  12. таблица по книге Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), стр. 21.
  13. Когда в 1939 году вручали Звезду Героя, то родственникам С. А. Леваневского (1902—1937), который в то время числился пропавшим без вести, выдали медаль за № 4, а № 2 вручили Н. П. Каманину. В наградном Постановлении ЦИК СССР от 1934 года, Леваневский числился в списке за № 2. Он был любимчиком генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина. «За Леваневского и всех Героев Советского Союза», — такой тост произнес Сталин на торжественном приеме в их честь в 1934 году.
  14. присваивалась «четвёрка» после сборки из сломанных машин ПС-3/Юнкерс W33 в Иркутских ремонтных мастерских «Добролета»
  15. Записки лётчика М. С. Бабушкина 1893—1938. Подгот. Л. Хват. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1941. — 224 с., ил., стр. 138—139. (в полете из лагеря Шмидта до Ванкарема были 1 ч. 15 мин.)
  16. Выписка из протокола № 13 заседания Президиума ЦИК СССР от 31 июля 1935 г. о его исключении из списка награжденных, как ошибочно записанного.
  17. «За спасение челюскинцев» был представлен к ордену Красной Звезды (донесение ПП ОГПУ ДВК от 10.05.1934 г.). Вместо ордена, присвоено звание «Почётный чекист» и награждён знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «За участие в спасении челюскинцев» (постановление коллегии ГПУ от 07.07.1934 г., приказ ОГПУ СССР № 131).
  18. .
  19. . debri-dv.ru. Дата обращения: 20 апреля 2018.
  20. . debri-dv.com. Дата обращения: 26 февраля 2017.
  21. . www.rgo.ru. Дата обращения: 11 декабря 2020.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июня 2010.
  23. . debri-dv.com. Дата обращения: 10 ноября 2017.
  24. Митлянская Т. Б. Художники Чукотки / Т. Б. Митлянская. — М. : Изобразительное искусство, 1976. — С. 86—87. — 208 с. — 16 000 экз.
  25. ↑ .

Литература[ | код]

  • Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина». — М.: Правда, Изогиз, 1934. — 52 с. (Специальный выпуск газеты «Правда»);
  • Слепнёв М. Война, жизнь и полёты // Как мы спасали челюскинцев. — М.: Правда, 1934. — С. 180—182.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 1. Северный морской путь. — М.: Правда, 1934. — 422 с.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 2. Ледяной лагерь. — М.: Правда, 1934. — 468 с.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Как мы спасали челюскинцев : А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Доронин. — М.: Правда, 1934. — 404 с.;
  • Громов Б. Поход «Челюскина» (главы из книги). / Роман-газета № 7. — М.: ГИХЛ, 1935. — 68 с.;
  • Героическая эпопея: Альбом фото-документов. Арктический поход и гибель «Челюскина» — Ледяной лагерь — Советское правительство организует спасение — Летчики — Герои Советского союза — Страна советов встречает героев Арктики. Общ. ред.: Л. Мехлиса, И. Веритэ, И. Богового, И. Баевского. — М.: Изд. ред. Правды Партиздата ЦК ВКП(б), 1935. — 154 с., ил.;
  • Ляпидевский А. В. Пятое марта. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 109 с.;
  • Пивенштейн Б. А. Гора Дионисия закрыта. Ред. Е. Цитович. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 112 с., ил.;
  • Пивенштейн Б. А. Путь в Уэллен. Ред. Е. Цитович. Рис. Д. Д. Нагишкина. — Хабаровск: Дальгиз, 1936. — 206 с.;
  • Ляпидевский А. В. Челюскинцы. Фото П. Новицкого. — М.; — Л.: Детиздат, 1938. — 40 с., ил.;
  • Записки летчика М. С. Бабушкина 1893—1938. Подгот. Л. Хват. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1941. — 224 с., ил.;
  • Хват Л. Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1949. — 280 с.;
  • Старостин А. С. Спасение челюскинцев. — М. : Детская литература, 1984. — 158 с. — 100 000 экз.
  • Глухов С. А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. — Хабаровск : Кн. изд., 1985. — 160 с.
  • Дэвис Р. Е. Г. , Сальников Ю. П. Эпопея «Челюскина»: История приключений, трагедии и героизма / The Chelyuskin Adventure: Exploration, Tragedy, Heroism. Рис. М. Мачата. Пер. на рус. MultiLingual Solutions. — Вирджиния/Virginia: Палард Пресс/Paladwr Press, 2005. — 96 с., ил.;
  • Записки летчика Бабушкина М. С.. — 2-е изд. — М. : Граница, 2005. — 240 с.
  • Демин А. А. Слава героям-летчикам или… Ода ездовым собакам и чрезвычайным тройкам (забытые страницы челюскинской эпопеи)/ Легенды и мифы авиации. Из истории отечественной и мировой авиации: Сб. статей. Вып. 4. Ред.-сост. А. А. Демин. — М.: Русские витязи, 2012. — 288 с., ил., стр. 93-114;
  • Марченко Н. А. Моря Российской Арктики. Условия навигации и происшествия / N. Marchenko. Russian Arctic Seas. Navigational conditions and accidents. — Norway: Springer-Verlag Berlin Heidelberg; Springer Heidelberg Dordrecht London New York, 2012. — 274 с., ил.;
  • Записки летчика Бабушкина М. С. 1893—1938. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Граница, 2013. — 240 с., ил.;
  • Визе В. Ю. Моря Российской Арктики: В 2-х тт. — Т. II. — М.: Paulsen, 2016. — 340 с.: ил. — Серия «Международный полярный год». — ISBN 978-5-98797-130-7.
  • Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке);
  • Сафонов С., Бурлаков Ю. Спасение челюскинцев: Как погиб пароход и выжили люди во льдах Арктики. Илл. О. Зинюковой. — М.: Паулсен, 2016. — 32 с., ил. (Великие экспедиции);
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»);
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: МедиаМост; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 110—119.
  • The voyage of the Chelyuskin by members of the Expedition translated by Alec Brown. Illustrated with Photographs, Drawings and Maps. First edition. — N.Y.: The Macmillan Company, 1935. — 325 р; (англ.)
  • Георгий Олтаржевский. . Известия (13 февраля 2019).

Память[править | править код]

в городах России
Архангельск, Асбест, Астрахань, Балахна, Барнаул, Белгород, Брянск, Березники (ранее параллельно ул. Челюскинцев существовал проезд Челюскинцев, переименованный в улицу Сарычева), Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ирбит, Казань, Кимры, Киров, Кисловодск, Ковров, Курск, Кыштым, Москва, Мытищи, Мурманск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц), Оренбург, Орехово-Зуево, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Полевской, Ржев, Самара, Саратов, Себеж, Севастополь, Сызрань, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск, Ялуторовск, Ярославль;
в городах Украины
Киев, Одесса, Павлоград, Сартана, Стаханов, Ужгород, Харьков, Черновцы;Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а также улица и переулок С. И. Челюскина);Мелитополь, Фастов (улица и переулок Челюскинцев);Изюм (улица Челюскина);Борисполь, Донецк, Ивано-Франковск, Кременчуг, Луганск, Старобельск (переулок Челюскинцев);
в Белоруссии
Минск (улица, парк и названная по парку станция метро), Могилёв.
  • Площадь Челюскинцев в Ярославле и Туле
  • Челюскинская (платформа), Ярославского направления МЖД
  • Посёлок Челюскинцев в Тюменской области
  • Парк Челюскинцев в Минске и в Санкт-Петербурге (в 1991 году последнему возвращено старое, первоначальное название Удельный парк)
  • «Челюскинцев», дом отдыха в городе Гагра, Абхазия
  • Улица О. Ю. Шмидта в с. Молочное Вологодской области
  • Улица Шмидта и 2-я улица Шмидта в Твери
  • Улица Шмидта в Екатеринбурге
  • Улица Шмидта в Самаре
  • Улица Капитана Воронина в Санкт-Петербурге
  • Сад Челюскинцев в Челябинске
  • Улица Шмидта в Пензе
  • Улица Шмидта в Днепре
  • Проспект Шмидта в Могилёве
  • Проспект и мост имени Челюскинцев в Тбилиси с 1935 до 1991 (в 1991 году переименован в проспект Царицы Тамар)

↑ В составе Камчатской экспедиции

В апреле 1732 г., вышел указ о предстоящей Великой Северной экспедиции, которую еще называли Камчатской. В ее состав неожиданно был включен и подштурман Челюскин, которому было поручено обеспечить экспедицию всем необходимым: провизией, одеждой, оборудованием и оружием.

Преодолев бюрократию и волокиту чиновников, Семен Иванович все нужное достал, хотя и с задержкой. В ходе экспедиции, которой руководил В. Беринг, помимо прочего, предстояло исследовать северный берег моря между Леной и Енисеем.

Для этого был снаряжен специальный отряд под руководством Василия Прончищева, который сделал Челюскина членом своей команды. Экспедиция началась летом 1735. Невыносимые условия работы за Полярным кругом привели к тому, что отряд утратил своего руководителя. Челюскин продолжил начатое Прончищевым.

Эвакуация

«Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.

5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки (см. Записки летчика М. С. Бабушкина, 1941).

Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.

Алгебра Шмидта

Будущий полярник родился в тихом и далеком от северов провинциальном белорусском городе Могилеве. Среди предков Шмидта — немцы (по отцовской линии) и латыши (по материнской). Он учился в Могилевской мужской гимназии, потом — в престижной Киевской 2-й гимназии, которую окончил с золотой медалью. В юности амбициозный гимназист Шмидт сам себе казался человеком эпохи Возрождения. Ему легко давались и гуманитарные дисциплины, и, конечно, математика. Но последняя перевесила. В университете он стал любимым учеником выдающегося математика, будущего академика Дмитрия Граве. Потом его многое интересовало и отвлекало от научной работы, и всё-таки он не забывал свою первую любовь: в 1930-е Шмидт основал и курировал московскую алгебраическую школу, ставшую всемирно известной.

Властелин Севера

Отто Юльевич Шмидт (1891–1956) — исследователь Севера, руководитель арктической экспедиции на ледоколе «Челюскин». Кадр кинохроники, 1933 год

Фото: РИА Новости

После 1917 года Шмидт не растерялся, не впал в депрессию: он сочувствовал социалистическим идеям. Переехал в Москву, стал работать в системе наркомпроса, преподавать. В 1918-м вступил в РКП(б) и стал одним из организаторов новой, советской науки. Именно Шмидт был инициатором издания Большой советской энциклопедии и, как считается, даже ввел в оборот слово «аспирант» от латинского aspirantis — стремящийся к знаниям. Но будущий академик занимался не только наукой, но и, например, распределением продовольствия и финансовой политикой. Всюду нужно было уметь считать и просчитывать.