Оглавление
Воззрения П. Н. Ткачева
Воззрения Ткачева сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50—60-х годов XIX века. Ткачев отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. Считал, что предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Как и все народники, Ткачев связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачев развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Вслед за П. Г. Заичневским он считал, что создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Ткачев, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Ткачев от идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова.
Свои философские воззрения Ткачев называл «реализмом», понимая под этим «… строго реальное, разумно научное, а потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избранные сочинения на социально-политические темы. Т. 4. — М., 1933. — С. 27). Выступая противником идеализма, Ткачев отождествлял его в гносеологическом плане с «метафизикой», а в социальном — с идеологической апологией существующего строя. Ценность любой теории Ткачев ставил в зависимость от её отношения к общественным вопросам. Под влиянием работ Н. Г. Чернышевского и отчасти К. Маркса Ткачев усвоил отдельные элементы материалистического понимания истории, признавал «экономический фактор» важнейшим рычагом социального развития и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов отдельных классов. Руководствуясь этим принципом, Ткачев выступал с критикой субъективного метода в социологии П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, их теорий социального прогресса. Однако в вопросе о роли личности в истории Ткачев склонялся к субъективизму. Качественная особенность исторической действительности состоит, по Ткачеву, в том, что она не существует вне и помимо деятельности людей. Личность выступает в истории как активная творческая сила и поскольку пределы возможного в истории подвижны, то личности, «активное меньшинство», могут и должны вносить «… в процесс развития общественной жизни много такого, что не только не обусловливается, но подчас даже решительно противоречит как предшествующим историческим предпосылкам, так и данным условиям общественности…» (Избранные сочинения на социально-политические темы. Т. 3. — М., 1933. — С. 193). Руководствуясь этим положением, Ткачев создал собственную схему исторического процесса, согласно которой источником прогресса является воля «активного меньшинства». Эта концепция стала философским обоснованием теории революции Ткачева.
В области литературной критики Ткачев выступал последователем Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Продолжая разработку теории «реальной критики», Ткачев требовал от художественного произведения высокой идейности и общественной значимости. Эстетические достоинства художественного произведения Ткачев зачастую игнорировал, ошибочно оценил ряд современных литературных произведений, обвинял И. С. Тургенева в искажении картины народной жизни, отвергал сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина, называл Л. Н. Толстого «салонным писателем».
Революционеры-народники конца 1860 — начала 1870-х годов, отрицавшие политическую революцию во имя социальной, отвергали доктрину Ткачева. Лишь в конце 1870-х годов логика исторического процесса привела народовольцев к прямому политическому выступлению против самодержавия.
Путь в министерство России
Родом Александр Николаевич из поселка Выселки краснодарского края, его отец, Николай Иванович, был директором комбикормового предприятия, он же возглавлял его строительство.
В Выселках будущий министр окончил среднюю школу, после чего отправился с краевую столицу для обучения в политехническом университете Краснодара, где обучился профессии инженера-механика.
После получения диплома вернулся на родину, чтобы работать на заводе отца, там он начал свою карьеру с должности теплотехника.
В 1990 году занял место директора предприятия, Николай Ткачев перешел на место заместителя своего сына. За время правления заводом он объединил его с откормочным комплексом, на базе двух объединенных организаций, основал АОЗТ под общим названием «Агрокомплекс». К нему в последствии присоединялись огромные территории земли, а также в комплекс вступали другие предприятия Краснодарского края.
Существует версия, что приватизация имущества агрокомплекса осуществлялась незаконным способом, как и приватизация предприятий комплекса.
Карьерный рост:
- Государственную деятельность начал в середине девяностых, будучи избранным в депутаты Краснодарского края первого созыва;
- Через год был повышен до второго депутатского созыва, через 4 года – третьего созыва. В 2000 защитил диссертацию, получив докторскую научную степень;
- Зимой этого же года был выбран главой Краснодарского края, набрав рекордные 82,4 % голосов. Занимал этот пост на протяжении четырех лет;
- В начале Александр был членом КПРФ, затем перешел в состав «Единой России»;
- Был повторно переизбран губернатором в 2004 году, в 2020 году подал в отставку;
- В том же году по распоряжению главнокомандующего РФ был назначен на место Министра сельского хозяйства.
Пожалуй, самой смелой инициативой экс-губернатора было предложение по истреблению санкционной продукции, ввезенной на территорию Российской федерации незаконным путем. Проект был одобрен президентом, и с августа 2020 года вступил в силу законодательный проект, предполагающий полную ликвидацию выявленных санкционных товаров.
Идейные течения народничества 70-х годов
В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.
Идейные течения народничества:
- Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
- Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
- Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.
Все направления развивались параллельно.
Хождение в народ
Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:
— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.
— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.
Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».
«Земля и воля»
В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:
- Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
- Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.
К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.
Черный передел
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».
Народная воля
«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.
Жизнь в эмиграции
Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачёва возобновилась в 1872 г. Он опять писал в «Деле», под разными псевдонимами (П. Никитин, П. Н. Нионов, П. Н. Постный, П. Гр—ли, П. Грачиоли, Все тот же). В эмиграции сотрудничал с журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать в Женеве журнал «Набат» (1875—81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»). Свои политические воззрения излагал в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в 1875—76 гг., а также в нескольких брошюрах, изданных за границей. Ткачёв резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского «Вперёд!».
В последние годы писал мало. В конце 1882 г. тяжело заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 г. в Париже, 41 года отроду.
Причины отставки Ткачева
В 2020 году президент утвердил новый состав команды правительства РФ. Ко всеобщему удивлению Александр Николаевич туда не входил. Так и закончилось его правление…
Точной причины отстранения никто не знает, вот несколько возможных версий:
- В 2020 году на всеобщее обозрение в СМИ была опубликована вызывающая видеосъемка с участием Ткачева, в ролике фигурировали и другие не малоизвестные личности, среди них вице-премьер Аркадий Дворкович. Дело было на борту частного лайнера, участники вечеринки танцевали и распевали песни в не трезвом состоянии. Согласитесь, мягко говоря, не подобающее поведение для Министра сельского хозяйства. Ролик датирован 2020 (само видео ниже), он был снят до утверждения президентом состава правительства. Это вполне могло послужить причиной отставки. Кроме того, еще один участник вечеринки – Дворкович, также был уволен;
- На время нахождения Ткачева на посту министра агрокомплексом управляло его семейство, с такой «крышей» комплекс активно поглощал всё большее количество предприятий и приватизировал земли гигантскими масштабами. Это вывело агрокорпорацию семейства на одну из лидирующих позиций. Конкуренты, конечно же, были недовольны, а это, как правило, не менее влиятельные люди со своими связями в Кремле, которые и могли поспособствовать отстранению Ткачева;
- Претендуя на это место Александр Николаевич на красивые слова и обещания не скупился, он утверждал, что поднимет сельскую промышленность на новый уровень, и гарантировал полное импортозамещение. Не оправдал, как выяснилось, ожиданий. Уровень сельской промышленности в стране стал лишь на малость выше.
Вот то самое видео вечеринки бывших и настоящих высокопоставленных чиновников в частном самолете:
Начало жизни
Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел (так назыв. «делу Баллода»; за участие в студенческих беспорядках) и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости (Кронштадтской крепости?), сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Когда университет был вновь открыт, Ткачёв, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на учёную степень (1868).
Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862—64 годах ещё несколько статей Ткачёв по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 годах Ткачёв писал также в «Библиотеке для чтения» П. Д. Боборыкина; здесь были помещены первые «статистические этюды» Ткачёв (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 года Ткачёв сошёлся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в «Русском слове», а затем в заменившем его «Деле». За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868—69 годах вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 года он был вновь арестован и в июле 1871 года приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания Ткачёв был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу.
Детство и семья Александра Ткачева
Будущий высокопоставленный чиновник появился на свет 23 декабря 1960 года в центре Краснодарского края, в станице Выселки, расположенной в ста километрах от административного центра. Он стал вторым сыном в семье Николая Ивановича, зампредседателя районного исполкома, впоследствии возглавившего местный завод по производству комбикормов для сельскохозяйственных животных, а также работавшего на ключевых постах семейной фирмы. Его супруга, Любовь Сергеевна, владела фермерским хозяйством, специализирующимся на выращивании винограда.
Александр Ткачев в молодости
Александр был младше брата Алексея на 3 года. В школе он был «хорошистом», любил баскетбол. Увлекался он не только спортом, но и музыкой – научился игре на гитаре, не без помощи брата, занимавшегося в музыкальной студии. По окончании учебы он продолжил образование в политехническом институте Краснодара.
Литературная деятельность
Ткачёв был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики. Он обладал несомненным и незаурядным литературным талантом; статьи его написаны живо, порой увлекательно. Ясность и строгая последовательность мысли, переходящая в известную прямолинейность, делают статьи Ткачёва особенно ценными для ознакомления с умственными течениями того периода русской общественной жизни, к которому относится расцвет его литературной деятельности. Ткачёв не договаривал иногда своих выводов только по цензурным соображениям. В тех рамках, которые допускались внешними условиями, он ставил все точки над и, как бы парадоксальны ни казались порой защищаемые им положения, Ткачёв воспитался на идеях «шестидесятых годов» и оставался верен им до конца своей жизни. От других своих сотоварищей по «Русскому слову» и «Делу» он отличался тем, что никогда не увлекался естествознанием; его мысль всегда вращалась в сфере вопросов общественных. Он много писал по статистике населения и статистике экономической. Тот цифровой материал, которым он располагал, был очень беден, но Ткачёв умел им пользоваться. Ещё в 1870-х годах им подмечена была та зависимость между ростом крестьянского населения и величиной земельного надела, которая впоследствии прочно обоснована П. П. Семёновым-Тян-Шанским (в его введении в «Статистике поземельной собственности в России»). Наибольшая часть статей Ткачёва относится к области литературной критики; кроме того, он вёл в течение нескольких лет отдел «Новых книг» в «Деле» (и ранее «Библиографический листок» в «Русском слове»). Критические и библиографические статьи Ткачёва носят на себе чисто публицистический характер; это — горячая проповедь известных общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По своим социологическим воззрениям Ткачёв был крайний и последовательный «экономический материалист». Едва ли не в первый раз в русской журналистике в его статьях появляется имя Карла Маркса. Ещё в 1865 году в «Русском слове» («Библиографический листок», № 12) Ткачёв писал: «Все явления юридические и политические представляют не более как прямые юридические последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражается экономический быт народа… Ещё в 1859 г. известный немецкий изгнанник Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определённым образом». К практической деятельности, во имя идеала «общественного равносилия» , Ткачёв звал «людей будущего». Он не был экономическим фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить, по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. «Люди будущего» в построениях Ткачёва занимали то же место, как «мыслящие реалисты» у Д. И. Писарева. Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положения отвлечённой морали и справедливости, все требования кодекса нравственности, принятого буржуазной толпой. «Нравственные правила установлены для пользы общежития, и потому соблюдение их обязательно для каждого
Но нравственное правило, как все житейское, имеет характер относительный, и важность его определяется важностью того интереса, для охраны которого оно создано… Не все нравственные правила равны между собой», и притом «не только различные правила могут быть различны по своей важности, но даже важность одного и того же правила, в различных случаях его применения, может видоизменяться до бесконечности». При столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной полезности не колеблясь следует отдавать предпочтение более важному перед менее важным
Этот выбор должен быть предоставлен каждому; за каждым человеком должно быть признано «право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не догматически а критически»; иначе «наша мораль ничем не будет отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа» (Люди будущего и герои мещанства // Дело. — 1868. — № 3.).
Начало жизни
Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел (так назыв. «делу Баллода»; за участие в студенческих беспорядках) и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости (Кронштадтской крепости?), сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Когда университет был вновь открыт, Ткачев, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на ученую степень (1868).
Писать Ткачев начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862—64 годах еще несколько статей Ткачев по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 годах Ткачев писал также в «Библиотеке для чтения» П. Д. Боборыкина; здесь были помещены первые «статистические этюды» Ткачев (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 года Ткачев сошелся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в «Русском слове», а затем в заменившем его «Деле». За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868—69 годах вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весною 1869 года он был вновь арестован и в июле 1871 года приговорен С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания Ткачев был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу.
Начало карьеры Александра Ткачева
Получив в 1983 году диплом инженера, молодой специалист вернулся домой и три года отработал на заводе, которым руководил его отец. Затем он перешел на комсомольскую работу при поддержке секретаря райкома партии Алексея Климова, друга отца и до 1988 года являлся первым секретарем райкома комсомола станицы, вступил в компартию.
Александр Ткачев в 30 лет возглавил завод
В 30 лет Александр занял должность отца и стал директором завода, сам Николай Иванович продолжил работать, но в качестве замдиректора. В 1991-м он вышел из рядов КПСС. Через 3 года семья Александра стала собственником завода, скупив у рабочих приватизационные сертификаты, земельные паи и создав .
Предприниматели активно занимались сельскохозяйственным бизнесом, поглощали соседние сельхозпредприятия и присоединяли новые земли.
Библиография
Сочинения
- Ткачёв П. Н. Избранные сочинения: в 6 т. — М., 1932—37. — 6 т.
- Ткачёв П. Н. Избранные литературно-критические статьи. — М.; Л., 1928.
- Ткачёв П. Н. Люди будущего и герои мещанства (из литературного наследия). — М.: Современник; 1986.
- Ткачёв П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. — М., Правда, 1990. — (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»).
Литература о П. Н. Ткачёве
- Ткачев, Петр Никитич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Анненский Н. Ф. . Ткачев, Петр Никитич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Б. Ш., К. Ю. Зубков. Ткачёв Пётр Никитич // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. Б. Ф. Егоров. — М. : Большая российская энциклопедия ; СПб. : Нестор-История, 2019. — Т. 6 : С—Ч. — С. 223-227. — 656 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 1000 экз. — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 978-5-4469-1616-0 (т. 6).
- Плеханов Г. В. Наши разногласия // Избранные философские произведения. Т. 1. — М., 1956.
- Козьмин Б. П. П. Н. Ткачёв и революционное движение 1860-х гг. — М., 1922.
- Козьмин Б. П. Из истории революционной мысли в России. — М., 1961.
- Козьмин Б. П. Литература и история. — М., 1969.
- Реуэль А. Л. Русская экономическая мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм. — М., 1956.
- Шахматов Б. М. П. Н. Ткачёв. Этюды к творческому портрету. — М.: Мысль, 1981 (1980?).
- Шахматов Б. М. Русский Гракх — французский «Набат» (Новое о П. Н. Ткачёве) // Факел. 1989. — М., 1989.
- Седов М. Г. Некоторые проблемы истории бланкизма в России. // Вопросы истории. — 1971. — № 10.
- Рудницкая Е. Л. Русский бланкизм. Пётр Ткачёв. — М., 1992.
- П. Н. Ткачёв // История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М.; Л., 1962. — С. 675—76.
- П. Н. Ткачёв // Народничество в работах советских исследователей за 1953—70 гг. Указатель литературы. — М., 1971. — С. 39—41.
- П. Н. Ткачёв // История русской философии. Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке за 1917—1967 гг. Ч. 3. — М., 1975. — С. 732—35.
Жизнь в эмиграции
Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачев возобновилась в 1872 году. Он опять писал в «Деле», но не под своею фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П. Н. Нионов, П. Н. Постный, П. Гр—ли, П. Грачиоли, Все тот же). В эмиграции сотрудничал в журналом «Вперед!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать журнал «Набат» (1875—81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»). Политические свои воззрения Ткачев развивал в нескольких брошюрах, изданных им за границею, и в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в Женеве в 1875—76 гг. Ткачев резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению лавровского «Вперед!». В последние годы своей жизни Ткачев писал мало. В конце 1882 года он тяжело заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1885 году в Париже, 41 года от роду.
Начало жизни[править | править код]
Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел (так назыв. «делу Баллода»; за участие в студенческих беспорядках) и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости (Кронштадтской крепости?), сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Когда университет был вновь открыт, Ткачёв, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на учёную степень (1868).
Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862—64 годах ещё несколько статей Ткачёв по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 годах Ткачёв писал также в «Библиотеке для чтения» П. Д. Боборыкина; здесь были помещены первые «статистические этюды» Ткачёв (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 года Ткачёв сошёлся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в «Русском слове», а затем в заменившем его «Деле». За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868—69 годах вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 года он был вновь арестован и в июле 1871 года приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания Ткачёв был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу.
Жизнь в эмиграции[править | править код]
Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачёва возобновилась в 1872 году. Он опять писал в «Деле», но не под своей фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П. Н. Нионов, П. Н. Постный, П. Гр—ли, П. Грачиоли, Все тот же). В эмиграции сотрудничал в журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать журнал «Набат» (1875—81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»). Политические свои воззрения Ткачёв развивал в нескольких брошюрах, изданных им за границей, и в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в Женеве в 1875—76 гг. Ткачёв резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению лавровского «Вперёд!». В последние годы своей жизни Ткачёв писал мало. В конце 1882 года он тяжело заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1885 году в Париже, 41 года от роду.
Библиография
Сочинения
- Ткачёв П. Н. Избранные сочинения: в 6 т. — М., 1932—37. — 6 т.
- Ткачёв П. Н. Избранные литературно-критические статьи. — М.; Л., 1928.
- Ткачёв П. Н. Люди будущего и герои мещанства (из литературного наследия). — М.: Современник; 1986.
- Ткачёв П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. — М., Правда, 1990. — (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»).
Литература о П. Н. Ткачёве
- Ткачев, Петр Никитич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Анненский Н. Ф. . Ткачев, Петр Никитич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Б. Ш., К. Ю. Зубков. Ткачёв Пётр Никитич // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. Б. Ф. Егоров. — М. : Большая российская энциклопедия ; СПб. : Нестор-История, 2019. — Т. 6 : С—Ч. — С. 223-227. — 656 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 1000 экз. — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 978-5-4469-1616-0 (т. 6).
- Плеханов Г. В. Наши разногласия // Избранные философские произведения. Т. 1. — М., 1956.
- Козьмин Б. П. П. Н. Ткачёв и революционное движение 1860-х гг. — М., 1922.
- Козьмин Б. П. Из истории революционной мысли в России. — М., 1961.
- Козьмин Б. П. Литература и история. — М., 1969.
- Реуэль А. Л. Русская экономическая мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм. — М., 1956.
- Шахматов Б. М. П. Н. Ткачёв. Этюды к творческому портрету. — М.: Мысль, 1981 (1980?).
- Шахматов Б. М. Русский Гракх — французский «Набат» (Новое о П. Н. Ткачёве) // Факел. 1989. — М., 1989.
- Седов М. Г. Некоторые проблемы истории бланкизма в России. // Вопросы истории. — 1971. — № 10.
- Рудницкая Е. Л. Русский бланкизм. Пётр Ткачёв. — М., 1992.
- П. Н. Ткачёв // История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М.; Л., 1962. — С. 675—76.
- П. Н. Ткачёв // Народничество в работах советских исследователей за 1953—70 гг. Указатель литературы. — М., 1971. — С. 39—41.
- П. Н. Ткачёв // История русской философии. Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке за 1917—1967 гг. Ч. 3. — М., 1975. — С. 732—35.
Кем сейчас работает Ткачев?
По возвращению на Кубань, он возглавил директорский совет «Агрокомплекса», и по сей день занимает это место.
Ходят слухи, что президент рассматривает назначение Александра Николаевича на должность полпреда в Приволжье. Но сам Ткачев никаких комментарий на этот счет не давал. Возможно и правда экс-губернатор вернется к политике.
Сам экс-министр утверждает, что собирается продолжать развитие семейного бизнеса, посветить этому оставшуюся жизнь, не возвращаясь к государственной службе.
В общем, Ткачев – фигура неоднозначная, с одной стороны он совершил значимый вклад в сельскохозяйственную отрасль, за что был удостоен множеству государственных наград, а с другой стороны – экс-чиновник с пристрастием к спиртному и с националистическими наклонностями.
Библиография
- Фигес, Орландо (2014). Народная трагедия: русская революция 1891–1924 . Лондон: Бодли-Хед. ISBN .
- Харди, Дебора (1977). Петр Ткачев: Критик в роли якобинца . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-95547-3
- Рязановский, Николай (2000). История России (шестое изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 383. ISBN. 0-19-512179-1.
- Вентури, Франко (1972). «Петр Никитич Ткачев». Il populismo russo (на итальянском). Том II: Dalla liberazione dei servi al nihilismo (2-е изд.). Турин: Эйнауди. С. 326–393. (Англоязычное издание всей работы, представленное Исайей Берлином : Корни революции: История популистских и социалистических движений в России XIX века . Перевод Хаскелла, Фрэнсиса (2-е изд.). Чикаго: University of Chicago Press. 1983 .)
Окончание деятельности народничества и краткие итоги
В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.
К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.