Отрасли частного права и публичного

Оглавление

Понятие и разновидности отраслей права

Определение 1

Отрасль права – основное подразделение правовой системы, которое формируется на основе единства предмета и метода правового регулирования.

Отрасль права – комплекс взаимосвязанных между собой правовых институтов, которые регулируют самостоятельную правовую сферу – общественные отношения.

Отраслью права регулируются общественные отношения, которые связаны с реализацией какой-либо общественной, государственной, гражданской и другой субъектной деятельности в области права.

Пример 1

Нормами гражданского права координируются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Семейное право регулирует правовые отношения, связанные с браком и принадлежностью гражданина к семье.

Основным отличием правовой отрасли от правового института, в котором регулятивные функции ограничены определенной группой отношений, является то, что отрасль способна регулировать расширенные категории общественных отношений, опираясь на правовые нормы.

Также отрасль права обладает более ограниченным набором юридических средств и, устанавливаемых государством, правовых методов влияния в процессе регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

В состав каждой правовой отрасли входит центральный институт, определяющий предмет, задачи, общеотраслевые принципы права. Нормативными положениями такого института объединяются правовые нормы и институты, определяются свойства, характеризующие определенную правовую отрасль.

Отрасль права характеризуется правовым режимом, которым устанавливаются положения правовых субъектов, способы воплощения прав и выполнения обязанностей, а также регламентируется перечень мер ответственности.

В состав правовой отрасли также входят юридических средства, назначением которых является обеспечение полноценного и эффективного функционирования отрасли в целом, и каждого элемента на уровне соответствующего правового института и конкретных правовых норм.

Замечание 1

Каждой отрасли права присущ специфический набор юридических средств, который характерен только для определенной отрасли. Это позволяет не только объединять правовые нормы в единый комплекс, систематизируя их в пределах отрасли, но отрасли одну от другой.

Классификация по видам отраслей права. Краткая характеристика отдельных отраслей

Отрасли права классифицируются по таким видам:

  • Основные (профильные);
  • Специальные;
  • Комплексные.

Основными (профильными) отраслями являются:

  • Конституционное право;
  • Административное право;
  • Уголовное право;
  • Гражданско-процессуальное право;
  • Гражданское право;
  • Административно-процессуальное право;
  • Уголовно-процессуальное право.

К специальным следует отнести:

  • Трудовое право;
  • Семейное право.

Комплексные отрасли – это объединение правовых норм профильных и специальных отраслей. К комплексным отраслям права можно отнести такой вид права, как предпринимательское право.

Для более точного понимания сущности понятия и видов отраслей права, рассмотрим примеры, представленные ниже.

Определение 2

Уголовно-процессуальное право – правовая отрасль, которой регламентируется порядок расследования уголовных дел.

Нормами данной отрасли регулируется деятельность государственных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судебных органов, осуществляемую при расследовании уголовных дел.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность государственных органов, компетентных в данной отрасли, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

Положениями гражданского процессуального кодекса определены цели, задачи судопроизводства в гражданском праве, порядок сбора и оценки доказательств гражданским делам, подачи жалоб о принятом судебном решении соответствующей отрасли права, а также порядок исполнения принятых и вступивших в силу судебных решений. Для данной отрасли главным документом является Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

Стадии законотворческого процесса в России

  1. Законодательная инициатива — право, принадлежащее высшей государственной власти, а именно Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Федерации РФ и т.д.
  2. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе – стадия рассмотрения проекта, которая занимает, как правило, три дня. В первый день рассматривают общие положение, затем вносятся изменения и дополнения, а далее проект одобряется депутатами или отвергается.
  3. Принятие законов Государственной Думой – законы в Государственной Думе принимаются большинством голосов. Если речь идёт о конституционно-федеральном законе (ЧС, военное вмешательство, вхождение в состав РФ новой территориальной единицы), то требуется одобрение двух-трёх депутатов. Принятые законы передаются в Совет Федерации РФ.
  4. Одобрение законов в Совете Федерации РФ – если за предложенный закон проголосовало больше половины Совета, то он считается принятым. В течении двух недель закон должен быть принят или отклонён. 
  5. Подписание законов Президентом РФ – закон, одобренный Государственной Думой и Советом Федерации, передаётся на рассмотрение Президенту РФ, который может его принять или наложить вето. Вето представляется сохранением баланса между законодательной и исполнительной властью. Вето разделяется на абсолютное (когда закон больше не будет рассматривается); относительным (закон передаётся Государственной Думе, где вносятся коррективы и вновь передаётся на рассмотрение Президенту РФ).
  6. Опубликование и вступление в силу – после подписания закона Президентом РФ, закон обнародуется в течении недели. После опубликования закона в СМИ, он вступает в силу через 10 дней (если не был указан иной срок).

Правовая норма вступает в силу с момента принятия закона и теряет своё действие с истечением юридической силы закона. Закон в пространстве может быть ограничен: действие номы может распространятся на конкретной территориальной единице. Закон имеет силу не только над гражданами РФ, но и над иностранными лицами и индивидов без гражданства. 

Неофициальное опубликование законов происходит путём обнародования законов в неофициальных источниках и печатных изданиях. Ссылаться на данные, полученные из недостоверных источников нельзя. 

Смотрите также:

  • Право в системе социальных норм
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

Уголовное-процессуальное право

Определение 3

Уголовно-процессуальное право – это механизм для принудительного регулирования предполагаемых уголовно-правовых отношений между государством и лицом, совершившим действие с признаками преступления.

Нормы уголовно-процессуального законодательства устанавливают рациональные (или оптимальные) формы и процедуры, отвечающие требованиям уголовно-правовых норм, что предопределяет процесс дифференциации и унификации форм уголовного преследования. Уголовное право без уголовно-процессуального законодательства бессильно, а уголовно-процессуальное законодательство без уголовного права бессмысленно и неуместно, как справедливо отмечают многие авторы.

Уголовно-процессуальное законодательство является отраслью российского законодательства, состоящим из ряда правовых норм, регулирующих правоотношения уголовного дела об урегулировании вопросов уголовной ответственности отдельных лиц и деятельности участников.

Источниками процессуального права являются формы, в которых соответствующие правовые нормы закреплены и функционируют извне.

Замечание 2

К ним относятся:

  • конституция Российской Федерации;
  • принципы и нормы международного права, которые, как правило, охраняются международными конвенциями, контрактами и другими документами, международными соглашениями с другими государствами Российской Федерации;
  • Уголовно-процессуальное законодательство;
  • другие законы, содержащие уголовное преследование, в частности, иные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», касающиеся уголовного судопроизводства и некоторые другие.

Уголовная и административная отрасль

И уголовное, и административное законодательство содержат в себе санкции — меры и формы наказания за те или иные виды нарушения закона. Это значит, что сферы права являются смежными, тождественными. Вот какие принципы характерны для представленных юридических отраслей:

  1. Гуманность и защита прав человека. Раскрываются в презумпции невиновности и гласности судебного процесса.
  2. Равенство прав. Все участники разбирательства полностью равны в своих правах. Само разбирательство организуется по принципу состязательности.
  3. Законность. Характеризуется неотвратимостью и индивидуализацией наказания, экономией уголовной репрессии, справедливостью и прочее.

Таким образом, отраслевые принципы сливаются в исходные идеи и правила, что позволяет отнести их сразу к нескольким видам права.

Принципы права

Принципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

  1. Принцип всеобщности. Все граждане равны в своих правах, а в случае нарушения закона несут одинаковую ответственность, независимо от социального статуса и прочих факторов. При этом отдельные социальные группы могут получать определённые преимущества или ограничения, но это не подразумевает какой-то исключительности, поскольку всегда охватывает целую группу.
  2. Принцип законности. Законы должны соблюдать все: совершеннолетние и несовершеннолетние граждане, иностранцы, сотрудники правоохранительных органов, должностные лица, организации и само государство.
  3. Принцип гуманизма. В основе права лежит человеколюбие и уважение к личности. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить все условия для нормального существования, развития и самореализации каждого человека. Многими людьми право воспринимается как система запретов и ограничений, но его задача заключается в обратном – создать благоприятные условия и дать максимум свободы каждому человеку, защитив его от угроз.
  4. Принцип справедливости. Нормы права не должны противоречить нормам морали, на основании которых у общества формируются представления о справедливости. В противном случае общество будет настроено против правовой системы и не будет ей подчиняться. Если же нормы права соответствуют представлениям людей о справедливости, те будут не только охотнее соблюдать их, но и следить, чтобы их соблюдали другие члены общества.
  5. Принцип демократизма. Граждане должны иметь возможность влиять на правовую систему через общедоступные механизмы (всенародное голосование, обращение в различные инстанции).

Частное и публичное право: определение, отрасли

Первое – упорядоченная совокупность норм, которые обеспечивают частный интерес отдельно взятых личностей, коллективов, защищающих и регулирующих взаимосвязи между частными лицами. В зависимости от предмета регулирования существуют различные отрасли частного права.

Второе – нормы, которые защищают публичный интерес, общее благо. Оно взаимосвязано с разного рода полномочиями, организационно-властной работой госорганов. Данное право фиксирует установленный порядок органов госвласти и госуправления.

Отрасли частного права, которые призваны обеспечить существующие интересы отдельных организаций и граждан, следующие:

  • гражданское право;
  • жилищное;
  • трудовое;
  • семейное и пр.

Отрасль публичного права – конституционное.

Система российского права

Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Российское право имеет свои специфические особенности, выделяющие его среди всех остальных стран. Уникальность права каждого государства зависит от действующей системы права.

Система права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты.

Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.

Институты права — совокупность норм права, которые регулируют определённый вид схожих общественных отношений (институт охраны труда, институт купли-продажи).

Подотрасль права — совокупность родственных институтов определённой правовой отрасли (наследственное право, право на интеллектуальную собственность).

Отрасль права — совокупность норм права, которые регулируют единую сферу общественных отношений и составляют предмет правового регулирования (конституционное право).

ВИДЫ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

По сферам распространённости:

  • межотраслевые (действуют в рамках двух и более отраслей);
  • отраслевые (характерны для одной конкретной отрасли).

По выполняемым функциям:

  • регулятивные (регулируют соответствующие общественные отношения);
  • учредительные (закрепляют правовой статус субъекта);
  • охранительные (следят за нормальным ходом и развитием общественных отношений и оберегают их от пагубного воздействия со стороны).

По правовому характеру:

  • материальные (отношения по производству и обмену материальных благ);
  • процессуальные (регулируют организационные и процедурные вопросы).

По внутренней структуре:

  • простые (простая структура);
  • сложные (во внутренней структуре выделяются самостоятельные элементы).

ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Отрасли права характеризуются предметом и методами правового регулирования.

  • Предмет — общественные отношения, которые образуют особые системы связи между юридическими нормами.
  • Методы — различные способы правового воздействия государства на общество.

Все отрасли права делят на:

  • материальные;
  • процессуальные.

Государственное (конституционное) право основывается на конституции государства. Закрепляет формы правления, территориального устройства, прав и обязанностей населения, избирательного права и системы, функционирование и взаимоотношения высших органов государственной власти.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распределительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления.

Уголовное право состоит из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовно-процессуальное право включает юридические нормы, регулирующие основания и порядок производства по уголовным делам.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, которые регулируют судопроизводство по гражданским делам.

Семейное право регламентирует брачно-семейные взаимоотношения.

Финансовое право регулирует юридическое содержание общественных отношений.

Трудовое право устанавливает и следит за надлежащим исполнением трудовых отношений.

Процессуальное право регулирует процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Вы смотрели конспект «Система российского права». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

↑ Законодательный (законотворческий) процесс в РФ.

Принципы законотворчества

  • научность — использование достижений науки, приёмов и методов научного анализа
  • законность — строгий учёт иерархии правовых норм и актов, соблюдения процессуальных правил принятия законов правомочными на то органами
  • демократизм — учёт общественного мнения при разработке и принятии закона, а также пожелания тех, кого непосредственно коснутся его нормы
  • системность — следование внутренней логике права (системы права, отраслей, институтов) в процессе законотворчества

Законодательный процесс— порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.Основные стадии законодательного процесса:1. Законодательная инициатива, т. е. внесение законопроекта или законопредложения.В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ по вопросам их ведения;2. Рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях). Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведётся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходимости вносятся поправкипринятие/отклонение закона. В РФ законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа её депутатов; Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов3. Утверждение законопроекта (санкционирование). Принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу.Вето может быть

  • абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона
  • отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу

Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинствоВ соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето.В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.4. Опубликование закона (промульгация).Опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу/ Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок

Первый уровень российской системы права

Он включает 3 основные отрасли права:

  1. Гражданское право. Предмет регулирования – имущественные (личные неимущественные) отношения.
  2. Административное право. Оно регулирует взаимосвязь в области госуправления (между госорганами, между гражданами и государством).
  3. Уголовное право. Здесь регулирование направлено на отношения, связанные с охраной общественного порядка и социальной безопасности, а также на защиту здоровья и жизни граждан. Нормы данного права устанавливают характер преступлений, размеры наказаний.

Вышеперечисленные виды отраслей права (каждая) имеют 2 уровня. Это так называемый второй и третий. На них расположены достаточно автономные отрасли российского права. Однако они по-прежнему считаются производными от рассмотренных ранее (основных).

Источники права

Существует два понятия: «источник права» и «форма права», которые могут отождествляться или разграничиваться. В первом случае под источниками права подразумевают все способы выражения и закрепления правовых норм. Во втором случае формами права называют способы выражения, а источниками – способ возникновения и закрепления правовых норм.

Основные источники права:

  1. Правовой обычай. Это определённое правило поведения, сложившееся исторически и закрепившееся в сознании людей, в настоящее время санкционированное государством и обязательное для соблюдения.
  2. Нормативный акт. Это разновидность правового акта, который принят органом, обладающим необходимыми полномочиями, и содержит в себе определённые правовые нормы. К нормативным актам относятся, в частности, Конституция, законы и подзаконные акты.
  3. Юридический прецедент. Существуют ситуации, в которых сложно определённо сказать, какое решение будет правильным, основываясь только на существующих правовых нормах. В таком случае ориентируются на решение, принятое ранее по аналогичному делу, которому придаётся сила нормы права.
  4. Нормативный договор. Это соглашение, заключенное между двумя субъектами (одним из которых обычно является государственный орган), устанавливающее общеобязательные правила поведения. В эту группу входят международные соглашения, договоры между федерацией и её субъектами, договоры между государством и предприятиями и прочее.
  5. Юридическая доктрина. Если в законодательстве не предусмотрено правовое регулирование определённой ситуации и соответствующего прецедента тоже нет, правовое значение могут приобретать отдельные положения, изложенные авторитетными авторами.
  6. Судебная практика. Практическая деятельность судебных органов позволяет конкретизировать законы и устранить неоднозначности, обеспечивая правильное, справедливое и единообразное применение законов всеми судами. По сути, судебная практика является вспомогательным источником права, уточняющим действующие правовые нормы там, где это требуется.
  7. Общеправовые принципы. Это принципы, на которые должны ориентироваться органы, регулирующие правовые отношения: справедливость, равноправие, гуманность, уважение прав и свобод человека и прочее.
  8. Религиозные нормы. Религия является источником права во многих странах. Даже в светском государстве некоторые правовые нормы могут быть связаны с религиозными предпочтениями населения. В качестве примера можно привести официальные выходные, приходящиеся на церковные праздники.

Материальное и процессуальное

Прежде чем кратко охарактеризовать всю правовую схему и совокупность подотраслей, необходимо отметить, что существуют группы отраслей права, которые делятся по назначению на два типа: материальное, регулирующее отношения посредством установления прав и обязанностей для субъектов общества; процессуальное, регулирующее процедурные вопросы реализации норм материального права.

По отношениям, которые регулируются в обществе, нормы можно разделить на:

  • публичное — правила, установленные с целью урегулирования деятельности государственных органов;
  • частное (самостоятельное) — установленные государством нормы взаимоотношений между частными людьми.

Важно выделить, что на частное и публичное разделяют не отрасли права Российской Федерации, а все его нормы. Есть такие отрасли, где соединены нормы и частного, и публичного, но доля какого-либо вида преобладает.. Существует наука обществознание, которая занимается классификацией современных отраслевых правовых норм, указанием их общих признаков и приведением базовых примеров.

Существует наука обществознание, которая занимается классификацией современных отраслевых правовых норм, указанием их общих признаков и приведением базовых примеров.

Признаки публичного и частного права

В данной таблице представим характерные особенности правовых норм, в соответствии с которыми их подразделяют на публичное и частное право.

Признак

Частное право

Публичное право

Категория защищаемых интересов

Личные

Общественные, государственные

Предмет правового регулирования

Имущественные и неимущественные отношения

Неимущественные отношения

Состав участников регулируемых правоотношений

Частные лица между собой.

Государственные органы и частные лица (как равноправные партнеры в рамках соглашения)

Государственные органы между собой.

Государственные органы и частные лица

Характер волеизъявления участников правоотношений

Свободное двустороннее волеизъявление, применяется договорная форма регулирования

Одностороннее волеизъявление

Соотношение правового статуса сторон правоотношений

Равноправные партнеры

Соподчиненные субъекты

Тип преобладающих норм

Диспозитивные

Императивные

Источники права

Гражданско-правовые договоры между частными лицами

Конституция.

Нормативно-правовые акты.

Ненормативные акты.

Нормативные публично-правовые договоры и др.

Хотелось бы прокомментировать некоторые особенности частного права, отличающие его от публичного.

Предписания частного права могут быть изменены по соглашению сторон (диспозитивность норм)

Такие нормы регламентируют в т. ч. частные имущественные отношения, возникающие, как правило, в силу гражданско-правового договора между частными лицами. По закону такие отношения и изменены могут быть соглашением между сторонами. 

Например, два предпринимателя, взаимодействующих в рамках такого договора, при желании могут скорректировать его содержание.

Нормы публичного права, в свою очередь, не могут быть изменены таким образом и являются по характеру императивными (т. е. подлежащими строгому исполнению).

Например, правоотношения между судьей и подсудимым регламентированы законом и не могут быть изменены договором.

Трудовая и гражданская

Межотраслевые принципы трудового права, а также гражданского и гражданско-процессуального считаются тождественными. Заключается это в равенстве сторон. Стороны, заключающие договор, и стороны в рабочих правоотношениях обладают одинаковым набором исходных прав и возможностей. В трудовом это проявляется чуть более явно — в виде свободы труда.

В гражданском процессуальном праве межотраслевые принципы смежны с уголовно-процессуальными, гражданскими, административными и трудовыми правами. Это социальная справедливость, гуманизм, законность, а также единство обязанностей и свобод.

Отрасли права.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли.

1. Государственное (конституционное) право. Это отрасль права, регулирующая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Нормы административного права регулируют общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно—распорядительной деятельности органов государства.

2. Финансовое право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

3. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

4. Гражданское право – наиболее объемная отрасль в системе права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. п.

5. Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права, например, определяют условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности труда.

6. Семейное право регулирует брачные отношения, устанавливает условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

7. Гражданско—процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

8. Уголовное право – кодекс норм, устанавливающих, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления, устанавливают виды преступлений и размеры наказаний за преступные деяния. Уголовно—процессуальное право определяет порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

9. Исправительно—трудовой право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно—трудовым воздействием. Они устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.