Налогообложение древней руси: ордынский выход

Оглавление

Корабли Древней Руси

Обширные дремучие леса Восточно-Европейской равнины, лишь незначительно отступающие вблизи берегов многочисленных рек, озер, прудов и ставков, представляли для наших предков колоссальную выгоду. Коллективным трудом целого племени или даже группы племен восточные славяне вырубали многовековые леса в стремлении распахать пусть и небольшое поле, пни деревьев выкорчевывали и сжигали, а образовавшуюся золу бросали в перепаханную землю в качестве удобрений. Бревна служили великолепным материалом для постройки домов, хозяйственных и культовых сооружений и даже стен — укреплений древних городов.

Образец древнерусского оборонительного зодчества — восстановленные Золотые ворота в Киеве с фрагментом деревянной стены

Плот

Время от времени связанные между собой бревна славяне использовали в качестве плотов. Только, в отличие от населения других государств Европы, Азии и даже Америки, делали это весьма своеобразно. Конечно же, они перемещались на них по рекам, правда, не вдоль, по течению, а поперек, как на пароме.

Плоты на Волге. XIX в. На дореволюционной открытке наглядно показана конструкция плотов,
технология строительства которых и техника передвижения на них по русским рекам за два
тысячелетия практически не изменились

Современный образец плота-парома в виде судна. Возможно, плоты-паромы подобной конструкции
ходили по великим русским рекам

Однако на паромах, пусть и качественно сделанных, по бурным и опасным рекам Восточной Европы древние славяне далеко уплыть не могли. Многочисленные отмели, созданные гранитными валунами, древесными и каменными завалами или песчаными и иловыми наслоениями, представляли не менее серьезную преграду передвижению на плотах. Выходом стал челн и его более качественная производная, вошедшая в историю под названием «ладья».

Памятная монета Украины достоинством 10 гривен с изображением легендарного Кия

Челн-однодревка

Бревна многовековых дубов и других деревьев прочных пород славяне издревле использовали для изготовления челнов-однодревков. Технология производства была несложной. Большие бревна выдалбливали или выжигали с одной стороны — получалось простое, но весьма надежное речное судно, которое вмещало около 10 человек. Средствами движения были весла-гребки. Прочная конструкция судна позволяла ему проходить без повреждений многочисленные речные препятствия. Когда же по тем или иным причинам преодолеть их было невозможно, гребцы перетаскивали лодку по суше от одного водоема к другому.

Челн-однодревка. У всех славянских народов
на протяжении веков челны-однодревки строились одинаково и отличались разнообразием
форм, которые были абсолютно нерациональными с точки зрения гидродинамики

У челна-однодревки имелись недостатки: неудачная форма с точки зрения гидродинамики (поведение плавсредства на воде), неудобное размещение груза и людей (последние находились в настолько стесненных условиях, что работать веслами-гребками иногда было трудно). Ширина и прочность днища и бортов лодки были неодинаковыми. Если подводная часть могла выдержать самые страшные повреждения, то борта из-за стремления мастера создать более комфортные условия для людей оказывались непрочными. И часто лодку оставляли или сжигали по причине разбитого борта. Выход мастера Древней Руси нашли в создании ладьи.

Ладья

Судя по дошедшим до нас описаниям, при строительстве речной ладьи подходящее бревно распиливали (раскалывали) надвое, оставляли лишь днищевую конструкцию. Далее ее немного усиливали досками, которые набивали поверху, особенно в передней части. В итоге получалось небольшое речное судно с улучшенной гидродинамической формой и невысокими, но при этом легко заменяемыми бортами. Размещение груза и людей стало более просторным. Однако район плавания ладьи был небольшим: в акватории реки с хорошо знакомыми берегами и уже изученными подводными препятствиями.

Малая речная ладья на памятном знаке
основателям Киева, установленном
на набережной Днепра в честь 1500-летия города.
Архитектор В. З. Бородай. Киев

Более основательно строились так называемые морские (набойные) ладьи. Технология их изготовления близка к предыдущей, за одним исключением — на готовую конструкцию из досок набивали уже высокие борта, благодаря чему ладья вмещала 40–60 человек и выдерживала как многочисленные подводные препятствия на реках, так и сильный шторм в Чёрном море. Кстати, по примеру ладьи строились, причем часто в походных условиях, и небольшие лодки, которые к началу IX в. полностью заменили челны-однодревки.

Политика московских князей

У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276-1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.

Со 2-й половины XIII в. население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.

Начало XIV в. ознаменовалось обострением борьбы между Тверью и Москвой за лидерство среди княжеств Северо-Востока. На руку Москве сыграл тот факт, что жена московского князя Юрия Даниловича, приходившаяся сестрой монгольскому хану Узбеку, была убита тверским князем Михаилом Ярославичем. Разгневанный хан Узбек в 1319 г. впервые передал ярлык на великое княжение московскому князю, казнив Михаила.

Окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем. Иван I Данилович Калита (12831340) — великий князь московский (1325-1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с монголами подавил антиордынское восстание населения Твери.

Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси. Этому способствовала и деятельность монастырей, наиболее известным из которых стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (1321-1391) в 70 километрах от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Основанный в лесистой малонаселённой местности (пустоши), монастырь быстро превратился в значимый религиозно-хозяйственный центр не только княжества, но и всей Северо-Восточной Руси.

Сергий Радонежский (1314-1392) — иеромонах Русской церкви, принимал участие в основании нескольких монастырей, в том числе и Свято-Троицкого монастыря в Подмосковье. Сергия Радонежского считают духовным собирателем русского народа, с ним связывают культурный идеал Святой Руси, формирование уникальной русской духовности и культуры. Хотя легендарный игумен не оставил письменных работ, многие его проповеди дошли до нас в форме устного предания.

Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — Калита (сума для денег).

Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.

Дмитрий Донской (1350-1389) — князь московский (1359-1389) и владимирский. Будучи московским князем, стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс возвышения Москвы необратимым.

Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой. События 60-х — 1-й половины 70-х годов укрепили роль Москвы как общерусского центра, что было очень важным на фоне междоусобиц, начавшихся в Орде.

В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже, что стало прологом к битве на Куликовом поле.

На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.

Русь и Орда

Русские земли не входили в состав Золотой Орды, а состояли в вассальной зависимости от неё, сохранив свою государственность. Ордынское иго проявлялось в трёх сферах:

  • политической (получение князьями в Орде особых разрешительных грамот на правление — ярлыков. Первым, в 1243 г., ярлык получил владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович);
  • экономической (всё население русских земель облагалось различными видами дани: ям, выход, запросы — всего было установлено 14 видов дани). Ключевая роль в этом принадлежала баскакам — наместникам ханов Золотой Орды, которые в русских землях занимались переписью населения, сбором дани и надсмотром над деятельностью русских князей. С конца XIII в. миссия сбора дани перешла непосредственно к русским князьям;
  • военной (князья должны были предоставлять по требованию монгольских ханов свои дружины).

С периодичностью раз в 7-10 лет монголы совершали грабительские набеги на отдельные русские земли с целью получения наживы и поддержания психологического давления на зависимое население.

Последствия. Монгольское нашествие на долгие годы замедлило развитие Руси, вычеркнув её из общеевропейского дискурсивного поля. В руинах лежали города и сёла. Прекратило существование немало центров ремесла, торговли, культуры. Граница земледельческой зоны отодвинулась к северу, а за южными благодатными землями на несколько столетий закрепилось название «Дикое поле».

Ханы осуществляли политику, направленную на углубление и поддержание состояния раздробленности Руси, провоцируя княжеские междоусобицы. Будучи язычниками, монголы толерантно относились к христианству, даже освободили духовенство от уплаты налогов. В свою очередь, православные митрополиты никогда не вступали в открытую конфронтацию с ордынцами, что также замедлило освобождение русских земель из-под монгольского ига.

Северо-Западная Русь

Среди земель Северо-Западной Руси ключевая роль по-прежнему принадлежала Новгородской и Псковской республикам. В Новгороде продолжало расти влияние боярских кланов. К середине XIV в. бояре прочно укоренились во властной вертикали республики, подчинив себе все политические институты. Вече всё ещё существовало, но уже скорее как дань традиции.

Боярские вотчины достигли огромных размеров, что позволяло им контролировать промыслы и большую часть экспортного потока товаров: меха, воск, мёд, рыбу

Новгород занимал важное место в системе балтийских торговых связей, став настоящим «окном в Европу» для Руси XIII-XV вв. Интенсивной торговле способствовало наличие тесных связей с рядом городов, входивших в северогерманский торговый союз «Ганзу»

Ганзейские купцы поставляли в Новгород драгоценные и цветные металлы, ткани, предметы роскоши, янтарь, вина.

Аристократически-купеческий уклад, сложившийся в Новгородской республике того времени, был схож с Венецианской республикой. Однако Венеция намного дольше сохраняла свой независимый статус, а новгородское боярство, в отличие от своих западноевропейских коллег, создавших собственную дипломатическую службу, флот, собственное производство, не пошло дальше экспорта природных богатств. Чрезмерная зависимость ремесленников и купцов от боярства воспрепятствовала складыванию цехового строя, характерного для Западной Европы.

В XII-XIII вв. Псков находился в составе Новгородской республики. Несмотря на относительную торгово-экономическую самостоятельность псковитян, с Новгородом их сближало наличие общих военно-политических интересов — защита своих земель от агрессии рыцарей-крестоносцев. После снижения уровня западной угрозы во 2-й половине XIII в. военные связи Пскова и Новгорода ослабли. На тот момент в Пскове уже существовало собственное боярство, желавшее монополизировать власть в Псковской земле. О фактической самостоятельности Пскова можно говорить применительно к концу XIII в. — годам правления князя Довмонта.

Де-юре Новгород признал независимость Псковской республики в 1348 г., заключив с ней Болотовский договор. В 1397 г. народным вече Пскова была принята первая редакция Псковской судной грамоты — кодифицированного сборника законов.

Первый военно-морской поход

Большой флот русских ладей под руководством киевских князей Аскольда (ум. 882) и Дира (ум. 882) 18 июня 860 г. подошел к Константинополю. Об этом полулегендарном походе известно крайне мало. Вопросы вызывает буквально все: от причин, побудивших киевских князей идти на Царьград, до хода и итога самого события. Более того, помимо многочисленных трактовок этого события историками разных стран и эпох, существует и церковная версия. Ее, абсолютно не похожую ни на одну историческую гипотезу, очень долгое время исследователи не воспринимали всерьез. Попробуем разобраться в фактически первом в истории Руси знаковом военно-морском походе.

Картина Н. К. Рериха «Заморские гости» на
советской почтовой марке. Произведение
русского художника точно иллюстрирует
типичную славянскую ладью как универсальный
военно-торговый корабль

К весне 860 г. в Византии были учинены препятствия русским купцам, часть их даже убили. В это время находящаяся на пике своего могущества империя во главе с Михаилом III начала завоевательную войну против Аббасидского халифата. В столице остался слабый гарнизон: основные силы армии ушли на более чем 1000 км к востоку от нее, а флот — в Эгейское море. Император не сомневался в великолепной защите Константинополя, поскольку город был окружен двумя рядами крепостных стен и с суши, и с моря. Удобная и широкая бухта Золотой Рог в случае опасности надежно перекрывалась мощной цепью (по легенде, даже позолоченной), становясь непреодолимым препятствием для кораблей того времени. По этой причине появление флота Аскольда и Дира не вызвало в византийской столице страх, а скорее удивление. Более того, оно стало абсолютной неожиданностью, поскольку в Византийской империи в то время использовали наиболее передовую систему дальнего оповещения о нападении с моря — посредством маяков с сигнальными кострами.

Вероятно, Аскольду и Диру удалось наладить эффективную разведку Царьграда и его окрестностей. В качестве «разведчиков» могли выступать русские и варяжские купцы и, возможно, норманские воины-наемники, долго служившие киевским князьям. Разведывательная информация касалась и состояния Чёрного моря. В результате успех похода древнерусского флота на Царьград был обеспечен еще до его начала.

Несмотря на то, что бухту Золотой Рог византийцы перекрыли цепью, русские ладьи преодолели это препятствие довольно быстро. Но как? Согласно христианской легенде, Дир, будучи уже крещеным, снял свой пояс и бросил его за цепь. Произошло чудо — вода из бухты ушла. Русичи сняли цепь, и флот оказался в бухте, как только вода вернулась. Что же произошло на самом деле? Особенностью некоторых акваторий Чёрного моря, таких как озеро Сиваш, бухта Золотой Рог, является вымывание воды, которое случается раз в несколько сотен лет на протяжении не более суток. Видимо, Аскольд и Дир знали об этом.

Во время похода русские вои захватили богатую добычу, и, что немаловажно, многие из них приняли христианство. Нынче это трактуется как первое крещение Руси, которое способствовало улучшению отношений между Русью и Византией

Главное — была восстановлена обычная торговля между государствами. Но продолжалась она не более полувека.

Размер ордынского выхода

Дань не была опустошающей и разорительной, как ее представляют в некоторых поздних источниках. Можно предположить, что сумма налога была специально просчитана так, чтобы показать завоеванным территориям силу и затормозить их развитие, но не доводить их жителей до голодных бунтов.

По итогам переписи 1275 года Владимиро-Суздальские княжества платили «по полугривне» (серебряная гривна весила 150-200 гр) со двора, а общий размер уплаченной этими землями дани составил около 1,5 тонны серебра. Для сравнения — одна из империй на территории современного Китая выплачивала по 7,5 тонн плюс огромное количество шелка. Во времена Дмитрия Донского (1350-1389 года) вся Северо-Восточная Русь отдавала в качестве дани около 12-14 тысяч серебряных рублей. Каждый рубль — это половина гривны, в нем было около 100 граммов серебра. После битвы на Куликовском поле сумма дани составляла около 10 тысяч рублей.

Сумма и условия взимания дани различались в зависимости от статуса и лояльности княжеств. В Киеве, сохранявшем номинальное звание столицы Руси, основной прямой налог, платило все мужское население — от детей до глубоких стариков, а его сбор вплоть до 1362 года контролировал баскак. В Суздальском княжестве выход платило только взрослое мужское население, уже в конце XIII века баскаков здесь не было. В лояльных Новгородском и Галицко-Волынском княжестве ордынский налог с самого начала собирали местные князья и направляли в Орду самостоятельно.

Историки уверены, что в Орду уходила лишь часть собранной дани. Махинации с численностью населения, ставкой налога, курсом обмена натуральных товаров (как правило, шкурок) на серебро приводили к тому, что ордынский выход обогащал в основном княжескую казну. Для Орды сбор дани руками русских князей тоже имел свою плюсы — он удешевлял систему налогообложения и снижал риск восстаний вследствие злоупотреблений баскаков. В итоге московским князьям самостоятельный контроль «выхода» позволил скопить денег и в дальнейшем собрать вокруг себя остальные княжества Руси.

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Притча о мытаре и фарисее

Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).

Цель текста

Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.

Суть и сюжет

«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.

Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.

В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.

В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.

В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.

Сборщик раздавлен своей греховностью:

  • приходит только к порогу храма;
  • не смеет поднять глаза на небо;
  • бьет себя в грудь и искренне молится;
  • просит Бога о милости.

Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.

Толкование

Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.

Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.

В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.

Путь от ига к независимости

В середине XIII века находившиеся в состоянии раздробленности русские земли были захвачены Золотой Ордой и принуждены к регулярной уплате дани. Ордынские ханы также выдавали русским князьям разрешение на занятие престола.

Во второй половине XIV столетия ситуация стала меняться. В Орде началась острая борьба за власть. Значительное влияние там обрёл не являвшийся потомком Чингисхана темник Мамай, пытавшийся править Ордой через подконтрольных ему малолетних представителей династии Чингизидов.

«На Куликовом поле рождалась Россия»: как сражение с войсками Мамая привело к объединению жителей Руси

640 лет назад объединённые войска княжеств Северо-Восточной Руси под командованием великого князя владимирского и московского Дмитрия…

На фоне ослабления Орды московский князь Дмитрий Иванович попытался разорвать даннические отношения с ордынцами. В 1378 году русские войска разгромили ордынский карательный отряд в битве на реке Воже, а в 1380-м — войско под командованием самого Мамая на Куликовом поле. Однако добиться полной независимости государства Дмитрию Ивановичу, получившему прозвище Донской, не удалось.

В 1382-м усилившийся после поражения Мамая золотоордынский хан Тохтамыш хитростью захватил Москву и разорил земли центральной Руси, после чего выплата дани ордынцам была возобновлена.

В 1470-е годы (о точной дате этого события историки спорят) дань ордынцам отказался выплачивать уже великий князь московский Иван III. Золотая Орда к этому времени раскололась на ряд отдельных ханств. Однако возглавлявший так называемую Большую Орду хан Ахмат (в некоторых источниках — Ахмед) пытался восстановить власть над всеми государствами, входившими ранее в Золотую Орду. И контроль над Москвой с её богатствами и армией играл в его планах важную роль.

Репродукция картины Сергея Присекина «Куликовская битва»

В 1472 году войска хана Ахмата напали на русские земли и сожгли город Алексин, но после подхода основных московских сил спешно отступили. Для следующего похода против Москвы хан постарался подобрать максимально удобный момент. Он дождался ссоры между Иваном III и его братьями (возникшей из-за распределения уделов и властных полномочий), а также ливонской агрессии против русских земель с северо-запада. Кроме того, он договорился об антимосковском союзе с королём польским и великим князем литовским Казимиром IV.

По словам историков, не позднее мая 1480 года хан Ахмат со стотысячным войском выдвинулся в новый поход против Москвы.

Периодизация истории Золотой орды

1242 — 1282 годы

Это период становления государства. Кстати, именно к этому периоду относится деятельность князя Александра Невского в Древней Руси.

Хан Батый в 1235 году принял решение о создании единого государства на базе улуса Джучи. Именно поэтому в 1236 году монголы совершили поход на Волжскую Булгарию. Далее с 1238 — по 1240 годы они в ходе двух походов подчинили себе всю Русь.

Далее монголы вторглись в Венгрию, Польшу, Австрию…, но вскоре ушли из Европы. Почему? Официальная версия гласит, что великий  хан Угедей погиб при падении с лошади, и вся знать вернулась в Каракорум, чтобы избрать нового хана.

Но на самом деле, монголы и не хотели подчинять себе Западную Европу. Потому что их изначальная цель, оглашенная в 1235 году, было объединение под своей властью восточных славян. Плюс Батый считал, что все богатства — находятся на Востоке, а на Западе нет уже таких богатств, поэтому поход туда бесполезен.

После смерти Батыя в орде начался конфликт из-за выбора хана . В результате правителем стал хан Берке — сын Батыя. При нем орда воевала с Ираном и с другими государствами Средней Азии, которые пытались выйти из ее подчинения.

1282 — 1312 годы

В этот период началась длительная междоусобица. После нового спора власть взял хан Ногай. Этот хан проводил очень независимую политику по отношению к остальной империи монголов. Именно при нем начинается независимая история Золотой орде. 

Завершился этот процесс при хане Тохте, который 10 лет ожесточенно боролся с Ногаем за трон.

Кстати, имя хана Ногая никак не связана с народом «ногаями» или «ногайцами». Не связано оно с тотетом «нохой» — собакой. Это животное было тотемом у разных тюркских и восточных народов.

1312 — 1359 годы

Этот период ассоциируется с правление хана Узбека. Хан вел очень хитрую игру, управляя ярлыками на правление в разных улусах, включая и улус, в который входила русская земля. При нем Золотая орда достигает пика своего могущества.

1359 — XV век

В этот период Орду начинают разрывать внутренние междоусобицы. Этим, кстати воспользовался Дмитрий Донской, чтобы одолеть монголов в сражении на Куликовом поле. 

Наиболее интересные здесь правители Тимур (Тамерлан) и Едигей. Оба имени связаны с игом Золотой орды.

В конце концов это государство распалось по составлявшим его улусам — на ряд ханств, и вскоре было подчинено Московским государством. В частности при Иване Грозном многие ханства были подчинены. А остальные. А Крымское — так и вообще только в ходе реализации внешней политики Екатериной II Великой.

На этом, дорогие друзья всё! Спасибо, что дочитали эту статью до конца. И в благодарность, вы можете скачать себе мою презентацию по истории Золотой Орды. Она поможет как преподавателям, так и ребятам.

А если Вы хотите получить все остальные мои презентации, интеллект-карты, интерактивные кроссворды, методику написания сочинений, вы можете получить Полный комплект материалов по истории.

Поделиться в соц. сетях