Оглавление
Хроника изгнаний
Иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден был на 40 лет даже ликвидирован в 1773 г. папой Климентом XIV (булла «Dominus ас Redemptor»). Однако в 1814 г. Пий VII восстановил орден для борьбы против революционных движений. Тем не менее дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германии с 1872 по 1917 гг.).
В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой, принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. С их помощью Польша постоянно конфликтовала с Русью. В конце XVI века в Львов прибыл мощный католический орден — иезуиты, которые были умными, образованными и богатыми.
Источник символики доллара.
Монахи-солдаты
Организационное устройство и внутренние правила ордена тщательно обдуманы во всех подробностях. Каждому иезуиту положено пройти многолетний “искус” – несколько степеней посвящения. За это время проверяются его качества и способности. Здесь все рассчитано так, чтобы до пределов развить в молодом иезуите фанатизм, самообладание, физическую выносливость и так далее.
Вступление в орден начинается долгой муштрой в специальных учебных заведениях. Лишь немногие члены ордена, зарекомендовавшие себя как самые отъявленные враги науки, культуры и всякого прогресса, могут достичь звания професса. Но и эта отборная иезуитская верхушка делится на разряды: переходя во второй, последний разряд, професс по примеру первых иезуитов в дополнение к обычным монашеским обетам дает особый обет – повиноваться папе.
Переход члена ордена от одной степени посвящения к другой возможен лишь при том условии, что начальники в совершенстве знают и одобряют все его помыслы и склонности и убеждены в его преданности иезуитскому делу. Отбору надежных для продвижения на высшую ступень помогают внушаемое иезуитам доверие, а также система обязательного шпионажа и доносов всех на всех.
Орден объединяет вокруг себя своих многочисленных приверженцев – “светских иезуитов”. Находятся они в разных слоях общества, действуют в условиях строгой конспирации и потому, как правило, не знают друг друга. Что касается внутреннего управления ордена, то во главе его стоит генерал избираемый верховным советом или конгрегациею пожизненно и утверждаемый папою. Деятельность главы ордена заключается в непрерывном руководстве и контроле всех действий членов.
Для удобства управления деятельностью иезуитов, разбросанных по разным странам, орден разделил весь мир на особые районы – провинции. Во главе каждой из них стоит так называемый провинциал, которому подчиняется местная орденская иерархия. Провинции объединены в ассинстенции, начальники которых являются своего рода министрами при главе иезуитов.
Первым генералом иезуиты избрали Лойолу. Сначала он счел нужным публично показать пример смирения и отказаться от должности. Лишь после нескольких голосований он соблаговолил дать согласие.
По уставу генерал зависит от своего тайного совета – “генеральной конгрегации”, состоящей из ближайших его помощников. Члены этого совета формально вправе при известных обстоятельствах даже низложить генерала и избрать нового. Но за всю историю иезуитского ордена такого случая не было. Необходимо добавить, что генерал властен сместить любого члена конгрегации и самостоятельно изменить статьи устава, обеспечивая себе полную безнаказанность.
Источник – А.А. Быков “И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность” (1890 г.), Д.Е. Михневич “Очерки из истории католической церкви (Иезуиты)”,(1953 г.), С.Г. Лозинский “История папства”, (1986 г.)
Иезуиты и реформация-схватка насмерть
Чтобы отстаивать первенство папского престола Павел III прислал множество своих приверженцев под видом легатов а, кроме того, просил Лойолу командировать на собор лучших богословов. Иезуиты явились в Тридент и стали вмешиваться во все учено-богословские споры. Временами разногласия доводили чуть ли не до рукопашной. Заседания прерывались на годы. Закрылся собор только в 1563 году. И разумеется победой папской группировки.
Он помог папам сплотить и двинуть в наступление силы католической реакции. Он облегчил распространение иезуитов по странам Западной Европы, но это не значит, что орден иезуитов совершал там триумфальное шествие.
Напротив, “Общество Иисуса” постоянно сталкивалось с серьезными препятствиями – следствие крайней сложности классовых, национальных, международных и религиозных отношений того времени. Например, исключительные трудности испытывали иезуиты, пытаясь обосноваться в Испании. К первым иезуитам, прибывшим в страну в 1543 году, Карл V отнесся с крайней неприязнью. Он отказался взять к себе в духовники члена “Общества Иисуса”. Ободренные этим, старые ордена резко выступили против новоявленных конкурентов.
В Португалии иезуитам повезло с самого начала. Король этой страны Иоанн III, искавший верных средств к истреблению ереси, обратился к папе с просьбою прислать иезуитов. Лойола избрал для этой миссии двоих иезуитов. После 1543 года у большинства аристократов Португалии духовниками были иезуиты. Вскоре они проникли в Бразилию, в 1549 году утвердились там.
Проникнуть во Францию иезуитам стоило больших трудов. Когда еще зарождался их орден в этой стране два десятилетия распространялось лютеранство. Позже туда проник кальвинизм. Политика сторонников укрепления королевской власти и территориального единства Франции породила галликанизм – движение за создание французской национальной церкви, независимой от Рима. Попытки легализоваться, первоначально предпринятые иезуитами во Франции, окончились неудачей. Парижский парламент и Сорбонна осудили последователей Лойолы.
Генерал иезуитов предложил притаиться. В 1547 году на престол вступил Генрих II, муж знаменитой Катарины Медичи; благодаря итальянской принцессе, иезуиты нахлынули во Францию и пользовались политическим влиянием.
В Нидерландах иезуитам противостояло мощное национально-освободительное движение народа, религией которого были, главным образом, кальвинизм и лютеранство. Первые шаги иезуитов в стране были осторожны. Но постепенно число их возросло, были основаны коллегии в Антверпене, Мастрихе, Брюсселе, Генте и в других больших городах.
Особое внимание иезуитов привлекла Германия – родина реформации. Первые этапы религиозной и политической борьбы прошли без участия иезуитов
Настоящее наступление на Германию началось в 1542 году
Орден Лойолы с большой ловкостью использовал сложнейшую обстановку в этой стране, где религиозный вопрос имел первостепенную политическую важность. В землях католических князей иезуиты основывали свои коллегии, захватывали университеты.
Вскоре к ним стали прибывать подкрепления из “Германской коллегии”, которую папа и Лойола учредили в Риме
Нарушения прав протестантов все учащались. Затем начались форменные гонения: закрытие протестантских церквей, изгнание и убийства пасторов, насильное “обращение” населения в католицизм. В Баварии, Австрии, Тироле, Чехии, Швабии и других землях католический лагерь, в котором видную роль играли иезуиты, перешел в наступление. Хотя католики во всей Германии составляли не больше трети населения, их лагерь обнаружил больше сплоченности, чем протестантский.
Таковы были первые годы жизни ордена иезуитов, созданного Лойолою. В 1549 году умер Павел III и на престол вступил Юлий III. Этот папа также покровительствовал ордену и дал ему еще несколько привилегий. Юлия III сменил Марцелл в 1555 году, проживший на престоле всего 23 дня, и затем папою был избран недруг Лойолы, кардинал Караффа под именем Павла IV. Новый первосвященник относился к ордену сдержанно. Больной генерал скончался 31 июля 1556 года, не назначив себе преемника. Претендентами на главенство в ордене явились Паланка, Бобадилья и Лайнец. Последний одержал верх на выборах 2 июля 1558 года, и Павел IV признал его вторым генералом иезуитов.
Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.
Запрет ордена иезуитов
Примерно к середине 16 века орден крайне широко распространяется в Европе. Кроме участия в образовательной и религиозной сфере жизни общества, иезуиты получили влияние в торговле и предпринимательстве, накопив обширные богатства в тех странах, где активно действовала их миссия.
Но методы, которыми они добивались своих целей, вели к постоянным конфликтам – как с иноверными и просто светскими правителями, так и с членами других католических орденов, иерархами и даже римскими папами. В итоге, двуличность в поведении иезуитов, постоянные конфликты, подозрения их в разных заговорах (часто не беспочвенные), привели к тому, что на них буквально начались гонения.
К примеру, в 1757 году орден был изгнан из Португалии, все его имущество было конфисковано. Произошло это в том числе из-за подозрения в совершении орденом покушения на короля.
В 1761 же году, уже во Франции, устав ордена был признан незаконным. Было закрыто 80 иезуитских коллегий, а в 1764 году их деятельность была прекращена в этой стране. В 1767 году практически такое же решение было принято и испанским кролем Карлом III.
В итоге, в 1773 году, папой Климентом XIV было издано постановление, упраздняющее Общество Иисуса «навсегда» ради «пользы Церкви и спокойствия народов».
W
- Эдмунд А. Уолш , основатель Школы дипломатической службы при Джорджтаунском университете
- Святой Генри Уолпол , английский мученик
- Генрих Вангнерек , немецкий теолог, проповедник и писатель
- Энтони Уотшам , энтомолог, специализирующийся на Scelionidae
- Эндрю Уайт (иезуит) , английский иезуит 17 века, влиятельная фигура в ранней колонии Мэриленд, который руководил усилиями по обращению в веру и улучшению отношений с местными индейскими племенами.
- Джордж Дж. Уиллманн , американский священник, которого считают «Отцом рыцарей Колумба на Филиппинах» и Слугой Бога.
- Гарри Уиллс , лауреат Пулитцеровской премии (кратко — иезуит)
- Якуб Вуйек , ученый и переводчик
Орден иезуитов на политической арене
В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К оружию ландскнехтов, опустошавших районы антифеодальных и антикатолических движений, к топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую проповедь. Все это должно было освятить кровавый разгул карателей, придать ему легкий “возвышенный” смысл.
Однако в католическом мире не было полного единства в отношении к папской политике. Даже среди церковников не существовало общих взглядов. Духовенство некоторых стран стремилось создать национальные церкви, часть церковников требовала подчинить пап воле соборов.
Пытаясь укрепить международные позиции Ватикана, папы одновременно хотели навести строгие порядки в собственном, церковном доме. Требовалось прежде всего связать руки той части духовенства, которая желала ограничить власть пап.
Это было сделано во второй половине XVI века, и сделали это иезуиты. Полем битвы стал церковный собор, созванный папой Павлом III в 1545 году в тирольском городе Триденте. На соборе столкнулись резко противоположные точки зрения.
Император Карл V хотел, чтобы собор произвел церковную реформу, а папы рассчитывали с помощью того же собора поднять свой авторитет и свою власть. В противовес многочисленным сторонникам императорской политики, стремившимся умерить вражду между католическим и протестантским лагерями, папы выдвинули требование решительно искоренить протестантизм.
[править] Ссылки
Католические религиозные ордены
Монашеские ордена: Бенедиктинцы | Визитантки | Камальдулы | Картезианцы | Трапписты | Цистерцианцы | Паулины | Урсулинки
Нищенствующие ордена: Августинцы (OSA)| Доминиканцы | Клариссинки | Кармелиты | Минимы | Тринитарии |Францисканцы
Военные ордена: Мальтийский орден | Орден госпиталитов Святого Духа | Тевтонский орден | Тамплиеры | Орден меченосцев
Госпиталиты: Бонифратры | Камиллианцы
Регулярные каноники: Августинцы (CRSA) | Премонстранты|
Регулярные клирики: Варнавиты| Иезуиты | Пиаристы| Театинцы
Церковные конгрегации: Ассумпционисты | Вербисты | Кларетинцы | Мариане | Редемптористы | Салезианцы Дона Боско
Миссионерские ордена: Белые отцы | Общество миссионеров АфрикиОбщества апостольской жизни: Дочери милосердия | Лазаристы | ОраторианцыСписок католических орденов и конгрегаций
Официальная версия истории ордена Иезуитов в России
История отношений ордена с Россией началась в XVI веке, во время Ливонской войны (1558-1583) иезуиты помогали королям Сигизмунду II Августу и Стефану Баторию в борьбе против России, наградой членам общества Иисуса были щедрые пожалования в виде земель и ценностей, изъятых из православных храмов и монастырей.
Известно, что иезуиты пытались склонить Ивана Грозного к церковной унии, и разработали план по усилению католического влияния в России. Во времена Смуты, иезуиты, если и не создали, то способствовали продвижению такого проекта как «Лжедмитрий I». Самозванец обещал широкую поддержку этому ордену.
В 1686 году после заключения Вечного мира с Польшей, иезуиты получили разрешение на пребывание в России. Несмотря на запрет миссионерской деятельности, они занимались прозелетизмом и переманили в католичество некоторое количество москвичей. Их деятельность пресекалась, иезуитов не раз высылали из страны, но в годы нахождения в России, случаи «совращения в католицизм» (фраза из указа Петра I от 18 мая 1719 года) и плетение прочих интриг не прекращались.
Иезуиты действовали против России и за ее пределами, так они выступали против русского присутствия в Китае, конкретно против Русской духовной миссии в Пекине, из-за иезуитов в Китай не пустили святителя Иннокентия (Кульчицкого), он должен был возглавить миссию и Пекинскую кафедру.
Особое покровительство ордену оказывала императрица Екатерина II. Она не поддержала католических монархов Европы, которые вынудили папу Климента XIV в 1773 году ликвидировать орден. И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально.
И это при том, что на территориях, вошедших в состав Российской империи в 1772 году, иезуиты вели неприкрытую войну против православного духовенства и мирян. Как пишет историк Петр Знаменский, католическая молодежь, подстрекаемая иезуитами, совершала «набеги на православные церкви и монастыри, разбивала похоронные и другие процессии православных, причем нечестиво ругалась над святынями, топтала ногами кресты, рвала облачения». Подобным образом сегодня действуют радикалы на Украине, на православные храмы Московского Патриархата их натравливают украинские раскольники.
Время расцвета для иезуитов наступило при Павле I, глава ордена Габриэль Грубер сделался «домашним человеком во дворце». В столице иезуиты завладели имениями и доходами местных католических общин и выпросили себе ряд привилегий.
Свою деятельность они продолжили и в первые годы правления Александра I, количество членов ордена значительно выросло, развились его структуры.
Перемена в отношении ордена произошла после папской буллы 1814 года, восстанавливающей орден, российским правительством иезуиты стали рассматриваться как агенты иностранного влияния.
Иезуиты и на самом деле зарвались. В 1815 г. иезуитский епископ Баландре на проповеди в петербургском храме святой Екатерины открыто заявил о превосходстве католической Церкви над Православной, а летом этого же года иезуиты переманили в католичество А.А. Голицына, племянника обер-прокурора Синода Александра Голицина и родственника фельдмаршала Михаила Кутузова. Племянника с помощью мудрого пастыря и богослова святителя Филарета, митрополита Московского вернули в Православие, а всех иезуитов выслали из столицы (указ от 20 декабря 1815 года).
Когда иезуиты, продолжили вести пропаганду из Полоцка, их окончательно выдворили из страны. Указ Александра I предписывал: «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».
Историки считают, что главная роль в появлении указа принадлежит императору, «который все более тяготел к строгому православию».
B
Папа Франциск
Блаженный Ян Бейзим , миссионер на Мадагаскаре
Тадеуш Бжозовский (1749-1820) первый после реставрации генерал
- Якоб Бальде , немецкий латинист , придворный капеллан Максимилиана I
- Джон Баллард , английский священник-иезуит, казнен за участие в попытке убийства королевы Англии Елизаветы I.
- Ганс Урс фон Бальтазар , теолог 20-го века, иезуит с 1928 по 1950 год, когда он оставил орден, чтобы основать новую общину с Адриенн фон Спейр
- Бальтазар из Лойолы , марокканский принц, принявший христианство и ставший иезуитским священником
- Чиприано Бараче , испанский миссионер и мученик
- Игнасио Мартин-Баро , мученик в Сальвадоре
- Педро Баррето , кардинал Перу, провозглашенный Папой Франциском в 2018 году.
- Огюстен Баррюэль , французский писатель
- Флориан Бауке , силезский и чешский миссионер-иезуит в Южной Америке
- Мишель Бодуэн , генерал-настоятель миссии Луизианы (1749-1763)
- Джозеф Байма , написал «Молекулярную механику» в 1866 году.
- Августин Беа , немецкий кардинал, экуменист на Ватиканском соборе II
- Николя-Игнас де Бобуа , французский миссионер в Квебеке
- Ян Беккс , бельгийский генерал-настоятель (1853-1887)
- Франц Йозеф ван Бек , голландский богослов, преподававший в США.
- Йооп Бик , голландский и индонезийский педагог и советник президента по политическим вопросам
- Иоганн Адам Шалл фон Белл , немецкий миссионер в Китае; астроном
- Святой Роберт Беллармин , итальянский кардинал и богослов, доктор церкви
- Алоизий Беллеций (1704-1757), писатель-иезуит-аскет
- Святой Иоанн Берхманс , иезуитский семинарист из Бельгии
- Хорхе Марио Бергольо , аргентинец, первый иезуит, избранный Папой (2013)
- Томас В. Бермингем , американский ученый, работавший над «Экзорцистом».
- Проспер Бернард , канадский миссионер в Китае, убит японцами
- Хоакин Г. Бернас , филиппинский конституционалист
- Дэниел Берриган , американский политический деятель, поэт и профессор Фордхэмского университета
- Сен- Жак Бертье , французский священник-иезуит, миссионер и первый блаженный мученик Мадагаскара
- Блаженный Ян Бейзим , польский миссионер для больных проказой на Мадагаскаре
- Джузеппе Бьянкани , очень ранний селенограф
- Якоб Бидерманн , теолог и драматург — вдохновил Иоганна Вольфганга Гете
- Жак де Билли , корреспондент Пьера де Ферма , многие ранние вклады в теорию чисел
- Эрвин Бишофбергер , шведский иезуит и практикующий врач
- Леопольд Бивальд , австрийский профессор физики 18-го века и автор учебников
- Святой Андрей Бобола , польский миссионер, замученный казаками
- Николас Бок , российский дипломат, впоследствии ставший иезуитским священником.
- Майкл Бордт , немецкий философ и академик
- Святой Франциск Борджиа , третий генеральный настоятель Общества
- Руджеро Боскович , хорватский ученый, внесший большой вклад в физику и астрономию.
- Джованни Ботеро , итальянский мыслитель, уволен из Общества в 1579 г.
- Йоахим Буве , ранний миссионер в Китае и ведущий член Figurist движения
- Луи Бурдалу , французский проповедник и оратор
-
Уильям С. Боудерн , экзорцист , вдохновивший на создание романа и фильма «Экзорцист».
- Грег Бойл , директор и основатель Homeboy Industries
- Никлаус Бранчен , швейцарский мастер дзен , автор и основатель Lassalle-Institut
- Сен- Жан де Бребёф , франко- канадский миссионер и мученик 17-го века
- Святой Александр Бриант , английский мученик
- Фрэнк Бреннан , кавалер Ордена Австралии за заслуги перед аборигенами Австралии
- Франц Брентано , философ, основавший собственную школу мысли, Школу Брентано.
- Джон Бриньон , переводчик религиозных произведений на французский язык
- Питер Михаэль Брильмахер , немецкий проповедник во время Контрреформации
- Жан де Бризасье , полемист и противник янсенизма
- Святой Иоанн де Брито , португальский мученик и миссионер в Мадуре , Индия (современный Тамил Наду )
- Стивен Браун (иезуит) , основатель Центральной католической библиотеки
- Тадеуш Бжозовский , польский ученый, обеспечивший его преемственность во время подавления Общества до его восстановления, избрал двадцатым Генеральным настоятелем Общества Иисуса и его первым всемирным генералом.
-
Клод Баффье , стремящийся открыть высший принцип знания, воспетый Вольтером
- Иоаннес Бусей , теолог из Университета Майнца , писавший в защиту введения григорианского календаря в Германии.
- Уильям Дж. Байрон , президент Университета Скрэнтона (1975-1982), президент Католического университета Америки (1982-1992), временный президент Университета Лойола в Новом Орлеане (2003-2004), президент Подготовительной школы Св. Иосифа ( 2006-2008)
ИЕЗУИТЫ ВНЕ ЕВРОПЫ
Лжедмитрий I за своё недолгое правление показал себя современным европейским монархом. Возможно, удержись он на российском престоле, снискал бы славу, подобную славе Петра I. Иезуиты при Лжедмитрии чувствовали себя очень вольготно |
Так или иначе, целью Общества Иисуса было распространение истинной веры, тем более что это распространение шло рука об руку с прибыльным бизнесом. Иезуитские миссии действовали в Японии, Китае, Индии и Южной Америке. Миссионерская деятельность ордена была на удивление успешной благодаря иезуитскому подходу к обращению.
Проповедники Общества Иисуса не пытались с нуля навязать туземцам чужую веру. Иезуиты тщательно изучали культуру, обычаи и религию страны, куда приехали, и адаптировали христианскую веру под местные особенности. Миссионеры искали в культурах общее, а не разное. Верховное языческое божество часто оказывалось христианским богом под другим именем, а прочие боги — его ангелами. Например, в Японии иезуиты объясняли, что Христос — одно из воплощений Будды Амиды, а Дева Мария — богиня милосердия Каннон. Также миссионеры искали общие мотивы в учении Христа и Конфуция.
В Индии представители ордена причисляли себя к варне брахманов, меняли темные католические робы на оранжевые буддийские и прекращали есть мясо. Ведь будет ли уважающий себя индус слушать жреца, который даже не вегетарианец? Обряды тоже по большей части оставались языческими. Лишь среди менее цивилизованных народов, например, американских индейцев, можно было проповедовать более или менее «чистое» христианство.
Грандиозный успех Общества Иисуса (в одной только Индии XVII века число христиан измерялось сотнями тысяч) был перечёркнут его же начальством. Удивившись докладам с внушительными цифрами обращённых, Папа Римский отправил в колонии ревизоров — тут явно что-то не чисто! И действительно, христианство, которое исповедовали японцы или индусы, мало походило на христианство Папы.
После того как руководство католической церкви потребовало отказаться от прогрессивных методов, количество обращённых резко пошло на спад. И ладно бы церковные сановники только души не спасли, так они ещё и подорвали прежде высокий авторитет европейских священников в глазах неевропейцев, что ощутимо вредило торговле. Интересно, что китайский император Канси даже пытался защищать иезуитов, просил их остаться и продолжать в том же духе, несмотря на приказ свыше. Это опять-таки было заслугой хорошего иезуитского образования, в котором нуждались знатные китайцы. Неиезуитских же миссионеров правитель Поднебесной с позором изгнал — что это за религия такая, в которой нет обряда почитания предков?
ЮЖНАЯ АМЕРИКА |
В Южной Америке, где испанцы и португальцы не только торговали, но и властвовали, иезуитские миссионеры действовали по-другому. Орден создавал иезуитские редукции — минигосударства, в которых миссионеры были правителями, а индейцы — подданными. С одной стороны, туземцев использовали как дешёвую рабочую силу на плантациях, с другой — они получали сытую, безопасную жизнь без постоянных межплеменных войн и какое-никакое медицинское обслуживание. Особого недовольства иезуиты у индейцев не вызывали, ведь условия жизни в редукциях были относительно неплохими, к тому же власть миссионеров обычно опиралась на власть туземных вождей. Наиболее известная иезуитская редукция возникла в Парагвае в 1608 году. Орден провел настоящий социалистический эксперимент: плановая экономика, рабочие места для каждого, перераспределение товаров в пользу бедных. Уже тогда вскрылись как достоинства, так и недостатки социализма: стабильность, никакой безработицы, никто не умирает с голода, но при этом туземцы работают вяло, без личной заинтересованности, не проявляя никакой инициативы. |