Монастырь оптина пустынь

Значение Оптиной Пустыни

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, которое возникло в конце 18-го века в России.

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и ткеперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величеквского, молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхимонахом Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его учение и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирии, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии «цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.

При старце о. Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария — Оптина достигает расцвета. Слава о Старце гремит по всей России. К нему устремляются во всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.

Во время расцвета России и Оптиной Пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов); ученик старца Амвросия — Иосиф; старец Варсонофий, в миру полковник генерального штаба, — по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий — мудрец, Анатолий — утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию.

Последний из них — старец Нектарий, во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим». Два этих «Собрания…» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника. Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Старец-утешитель

Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой ЖдановойПисьма преподобного Амвросия Оптинского Глафире ЖдановойВоспоминания о приездах батюшки родного в Шамордино в 1885, 1888 и 1889 годах

Благодаря чудом сохранившейся рукописи мы имеем редкую возможность почувствовать великую преображающую силу оптинского старчества. Более ста лет в личных архивах хранились эти сокровенные и глубокие свидетельства духовного облика преп. Амвросия, его опыта душепопечения и духовничества.

Оптинские старцы

Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.

Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу, почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.

Смирение в людях воспитывал старец Макарий. Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.

Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.

Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.

Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении.

Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.

Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).

Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы

Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II

Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства. Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.

Святые врата

Рекомендовать место

40

3

Святые ворота находятся на южной части ограды Введенского ставропигиального мужского монастыря. Это одно из самых прекрасных сооружений Оптиной Пустыни. Они представляют собой два небольших пролета с металлическими дверными полотнами, ведущими внутрь обители. Столбы, разделяющие полотна, украшены прекрасной лепниной, выполненной в виде изящных цветов. Верх Святых ворот украшает великолепный карниз из разноцветных изразцов. Архитектурный шедевр завершают два шатра, которые установлены на низеньких бронзовых восьмигранниках.

Святые ворота были основаны в 1688 суздальскими зодчими Грезновым, Маминым и Шмаковым. Одновременно с ними была возведена монастырская сторожка — восьмигранная башенка, окрашенная в ярко красный цвет с белой отделкой внешнего декора. С изменением направления старой улицы и расширением монастыря утратилось градостроительное значение ворот, которые некогда являлись центральным входом в Оптину Пустынь. Ежегодно это место посещают тысячи туристов и прихожан, чтобы насладиться прекрасным памятником архитектуры и ощутить его таинственную энергетику.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Оптина__Пустынь

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Оптина пустынь. Фотоэкскурсия Вчера был день памяти преподобных старцев Оптинских, а 2 недели тому назад мы посетили Оптину пустынь.

Оптина пустынь стала известна в XIX веке, когда в ней стал развиваться особой вид духовного наставничества – старчество. Старцы – это опытные монахи, которые после многих духовных и телесных даров достигли большого духовного опыта сподобляются у Господа получить большие дары – наставничества, прозорливости, но главные отличительные черты старцев – любовь к людям, утешение и сострадание, смирение. Древние традиции старчества были возрождены в Оптиной пустыни преподобным Львом в начале XIX века, а самым известным Оптинским старцем был преп. Амвросий (1812—1891). Последним оптинским старцем был преподобный Никон (1888—1931), скончавшийся в ссылке. В Оптиной пустыни бывали многочисленные паломники, и простые люди, и многие деятели русской культуры – Киреевский, Гоголь, Жуковский, Хомяков, братья Аксаковы, Тютчев, Тургенев, Погодин, Вяземский, А.К. Толстой, Достоевский, композиторы Чайковский, Рубинштейн, члены императорской фамилии. А уже после революции закрытую Оптину пустынь посещали поэты Есенин и Бальмонт, ученые Циолковский и Чижевский, будущий маршал Жуков и будущий председатель Совета Министров Маленков, скульптор Коненков. Что же привлекает самых разных людей в Оптиной пустыни?

Икона – собор преподобных старцев Оптинских. А теперь прогуляемся по обители. Когда-то в Оптину пустынь дорога лежала через деревню Нижние Прыски и Козельск, а теперь построена новая хорошая объездная дорога, с которой открывается вид на монастырь

Подъездная территория к монастырю тоже расширилась, есть большая автостоянка.

Местные жители продают мёд и другие продукты

Первым гости монастыря видят храм Всех Святых, расположенный за оградой монастыря – был на монастырском кладбище, разрушен после революции и сейчас полностью восстановлен.

Напротив – ряд жилых домиков, которые сейчас используются как монастырская гостиница с индивидуальными комнатами.

Ещё гостевой дом для паломников – тут условия общежитийные.

Подходим к Святым вратам монастыря

Главный храм обители – Введенский собор, построен в 1750–1771 гг., главный придел – в честь Введения Богородицы во храм, северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца. В храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, был разрушен полностью, восстановлен и освящен в 1998 г. В храме находятся св. мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.

Храм в честь преподобной Марии Египетской – только реставрируется

Храм в честь Преображения Господня, построен в 2007 году. В храме находятся мощи преп. Рафаила (Шейченко), исповедника

Старое монастырское кладбище

Жилые помещения

Колокольня

Башни ограды

После осмотра монастыря надо подкрепиться. Обед в столовой при гостевом доме для паломников – пельмени с рыбой.

А теперь – прогулка до скита

Идём по осеннему лесу

Показались скитские ворота

Колодец свт. Амвросия Медиоланского, небесного покровителя старца Амвросия Оптинского

Сейчас вход в скит открывается для паломников только несколько раз в году – во время службы в храме св. Иоанна Предтечи на праздники — Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Домик святого преподобного старца Амвросия.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского – до революции был больничный храм, сейчас скитская гостиница для трудников.

Ограда скита

Прогулка по Оптиной пустыни заканчивается, но вас ещё ждут прогулки по Шамордино, Спасскому монастырь на реке Угра и некоторым калужским заброшенным усадьбам. Информация взята на сайте Оптиной пустыни https://www.optina.ru/

Подворья

Оптина пустынь имеет несколько подворий, находящихся в разных городах страны:

  1. В Москве находится Храм апостолов Петра и Павла. Подворье устраивает паломнические экскурсии в монастырь, служит местом проведения богослужений и церковно-образовательным центром.
  2. В Санкт-Петербурге находится Успенское подворье — Храм Успения Богородицы. Славится выступлениями мужских хоров и просветительской деятельностью в Институте религиоведения и церковных наук.

У монастыря Оптина пустынь есть свое толкование Священного Писания, которое можно посмотреть на официальном сайте.

Маргарита Кушниренко

Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни

В архитектурном плане подворье монастыря выглядит как квадратное пространство, защищенное каменной стеной. Ограждение возводилось с 1832 по 1839 гг.

Церковь Спаса Преображения

Сегодня на территории обители и за её приделами находятся следующие храмы и часовни:

  • Главный храм, чествующий Введение в Храм Пресвятой Богородицы и хранящий мощи всех Оптинских старцев и преподобных Нектария и Амвросия.
  • Храм в честь Казанской иконы Богоматери – наибольший из всех Оптинских святынь. Здесь лежат мощи Антония, Моисея и Исаакия I.
    Помещение используется для проведения воскресных и праздничных богослужений.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

  • Храм Владимирской иконы Божией Матери – новая постройка, появившаяся на месте разрушенной святыни. Храм-усыпальница стала хранилищем мощей семи старцев. Церемониал ее освящения состоялся в 1998 г.
  • С севера от Введенского собора можно увидеть церковь преподобной Марии Египетской. Одноглавый храм в лучших традициях классицизма был восстановлен в 2000-е годы.
  • Храм в Иоанно-Предтеченском ските появился в 1825 г. Его возведением мастера чествовали святого Иоанна Предтечу и Крестителя Господня.

Слева направо: Церковь Марии Египетской и Анны Праведной, собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

  • Неподалеку от святых ворот возвышается маленькая церковь Спаса Преображения, которую считают символом возрождающейся обители.
  • Храм, отстроенный в 1874 г. в память о преподобном Илларионе Великом, стоит за стенами монастыря.
  • Храм под названием «Спорительница хлебов» строился уже в 2000 г. Найти его можно на участке подсобного хозяйства.
  • В 1993 году на монастырском некрополе была построена небольшая деревянная звонница.

Церковь преподобной Марии Египетской

  • В 2008 году в память о трех погибших монахах на месте их погребения насельники поставили крохотную часовню Воскресения Христова.
  • Еще одна часовня-сень с мозаичной иконой Божией Матери встречает туристов и паломников неподалеку от южных ворот.

Вполне естественно, что монастырь имеет и собственную колокольню. Изначально она строилась в 1802 – 1809 гг., но из-за закрытия пустыни в свое время ее здание было разрушено. Работы по восстановлению колокольни проводились в 1999 г.

Соборы Оптиной пустыни сверху. На переднем плане колокольня, за ней Введенский собор и церковь Владимирской иконы Божией Матери, слева от Введенского собора церковь преподобной Марии Египетской, справа церковь Казанской иконы Божией Матери

Сейчас пустынь работает по своему прямому назначению. Праздники и богослужения проводятся во всех храмах. Как в далеком прошлом, так и поныне главными ценностями обители считаются мощи преподобных старцев, обретшие покой в Казанской, Введенской и Владимирской святынях.

Колокольня монастыря

Оптина пустынь является любимейшим местом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – священнослужитель приезжает сюда довольно часто.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕВРОПА →

В воскресные и праздничные дни:

5:30 Ранняя Божественная Литургия (начало часов) Казанский храм
7:00 1-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Владимирский храм
8:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
8:00 2-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Преображенский храм
9:00 Поздняя Божественная Литургия (начало часов) Введенский храм
10.00 Молебен с акафистом Калужской иконе Божией Матери Казанский храм
11:00 Заказные молебны святым (с водосвятием) Преображенский храм
12:00 Панихида Казанский храм
13:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
14:30 Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм

Исповедь в воскресные и праздничные дни: 5:30 — 11:30 в Казанском Храме,а также накануне (в субботу), во время вечернего богослужения после Полиелея (в 16:30 в Казанском храме читаются молитвы перед исповедью).

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.

Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.

Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.

Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от храма Марии Египетской.

По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.

По субботам в 14:30 во Владимирском храме совершается соборный акафист Пресвятой Богородице.

В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь

Интересные факты

В завершение предлагаем ряд фактов об Оптиной пустыни:

  • скит, где обитают монахи, поддерживает непрестанные богослужения, при этом службы там идут и по ночам, простые люди сюда допускаются только на престольные праздники;
  • после начала Второй мировой на территории пустыни были в заключении около пяти тысяч польских офицеров;
  • всего на территории сейчас 11 храмов из которых 8 действующих.

Пустынь нередко упоминается и в современной культуре, к примеру, в романе писателя Пелевина t главный герой является своеобразным образом идеализированного графа Толстого, который стремится именно в Оптину пустынь, которая в свою очередь становится чем-то наподобие образа Шамбалы или Внутренней Монголии. Как известно из указанных ранее фактов, частично этот роман действительно основан на биографии самого Толстого, но также является и метафорой духовного поиска.

Дом» в котором жил святой Амвросий

Рекомендовать место

43

3

Оптина пустынь — это уникальный монастырь Русской православной церкви, который расположен вблизи города Козельска Калужской области. С ним связаны эпизоды из жизни некоторых выдающихся российских писателей и мыслителей. Здесь находятся действующие и восстанавливающиеся соборы, а также много памятники архитектуры.

Одним из таких памятников является дом, в котором некогда жил святой Амвросий Оптинский. Он расположен у северного крыла Веденского собора, неподалеку от колокольни. Это небольшое одноэтажное здание, огражденное низким деревянным забором. Снаружи оно подштукатурено и побелено, а внутри — расположены две небольшие комнаты и кухня. Здесь нет ничего лишнего, все довольно просто и аккуратно. Дом очень светлый из-за множества окон, расположенных по его периметру, этим он характеризует своего хозяина.

Около дома растут несколько высоких широколистных деревьев. В наше время здесь открыт музей, в котором зрители могут ознакомиться с бытом святого Амвросия. Это место ежегодно собирает тысячи паломников.

Координаты: 54.05273400,35.83215500

Оптина Пустынь — чем известна?

До революции, — в XIX и начале XX веков, — Оптинский монастырь был оазисом старчества. Преподобный Амвросий Оптинский — самый известный святой из этой обители: к нему стекались со всей страны — от млада до велика, от бедна до богата. Но не только к нему. На сегодняшний день кроме него канонизированы еще тринадцать Оптинских святых — к ним тоже собирались паломники, да и не к ним одним, а и ко многим другим иеромонахам на исповедь — чтобы получить хотя бы каплю иноческой радости и мудрости.

Потом был СССР, монастырь закрыли. Вернули его Церкви в конце 80-х годов прошлого века. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая ведется здесь по самым строгим правилам.

Поэтому, в сущности, с XIX века ничего не изменилось. Люди также приезжают в Оптину к великому старцу Амвросию (его мощам), мощам других старцев и с целью поближе соприкоснуться с монашеской жизнью — хотя бы просто немного побыв на долгих монастырских службах.

Как добраться до Оптиной Пустыни

Помимо организованных экскурсий, до Оптиной пустыни можно добраться и другими путями.

На электричке

Вариант не самый удачный, но с пересадкой в деревне Сухиничи до Козельска из Калуги можно доехать на электричке. Пересаживаться придется на другую электричку, которая ходит всего дважды в сутки (утром и вечером), а автобусы между пунктами не курсируют.

Маргарита Кушниренко

На автобусе

Из Калуги в Козельск часто ездят местные автобусы, дорога занимает 1,5–2 часа. Узнать точное время и цену поездки можно на ресурсе Яндекс. Расписания. Когда окажетесь в Козельске — трудности не кончатся, общественный транспорт до Оптиной пустыни не идет. Можно воспользоваться услугами такси. Такси-сервис Rush единственный в Козельске.

На машине из Калуги

Путь из Калуги до Оптиной пустыни на машине составляет чуть больше часа — около 75 км. Ехать следует по Центральной улице, всегда прямо. В середине пути будет село Перемышль, далее, минув еще 4 деревни, вы окажетесь около Козельска. Не заезжая в него, нужно проехать по кольцу и через реку Жиздра, свернув затем на Оптинское шоссе.

Маршрут из Калуги в деревню Оптина Пустынь — Яндекс. Карты

Из Москвы

Общественный транспорт из Москвы до Оптиной Пустыни в Калужской области — рейсовые автобусы, курсирующие по маршруту Москва — Козельск. Отправление — от автостанции Теплый Стан. В течение дня рейсов несколько, время в пути — чуть больше 5 часов. Расстояние до Оптиной Пустыни от Москвы — около 260 км по автомобильным дорогам.

Видеообзор над монастырем Оптина пустынь

Пустынь мистическая

Фото: Оптина пустынь Монастырь.

Возможно, эпитет мистическая тут не совсем адекватен тематике, но, тем не менее, хорошо характеризует суть данного параграфа. Поэтому предварительно скажем: безусловно, не следует ассоциировать старцев и подвижников пустыни с какими-то факирами, а саму пустынь с чем-то наподобие волшебного Дисней-ленда с духовным уклоном.

Однако, волшебство действительно присутствует здесь, но, как принято говорить, только по благодати Господней, а не при помощи какой-то магии или чего –то подобного. Практически каждый, кто приезжает сюда, начинает ощущать невысказанную благодать. Многие получают ответы на различные темы, приобретают совершенно иное видение собственного существования.

Рассказы о различных чудесах, безусловно, могут действовать вдохновляющим образом, но также могут и смущать

Поэтому не станем акцентировать внимание на данной теме, просто подчеркнем – чудеса там есть и есть задокументированные. От простых обывателей, к примеру, есть немалое количество свидетельств об исцелении благодаря целебным источникам на территории

Как добраться

Удобнее всего посетить монастырь во время экскурсии, организованной паломнической службой Московского или Санкт-Петербургского подворья, также до обители можно добраться самостоятельно:

  • На автобусе ехать от станции метро Юго-Западная по маршруту Москва — Козельск, время в пути составит 4–5 часов. Расстояние от автостанции в Козельске до монастыря — около трёх километров. Далее, можно ехать на маршрутном такси или дойти пешком. Для этого необходимо выйти на шоссе, ведущее в Сосенский, пройти мост через реку Жиздру, затем идти вдоль рощи до первого поворота налево, эта дорога и приведет в Оптину пустынь (от поворота необходимо пройти 1,5 км)
  • На автомобиле ехать по трассе М3 до Калуги, затем следовать на Козельск. Не доезжая до Козельска, повернуть налево по указателю на Оптину пустынь.

Старцы Оптина пустынь. Монастырь

Иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841гг

Фото: Старцы Оптина пустынь Монастырь

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирениемон стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

Рождение: 1768 г.

Мирские именины: 20 февраля/5 марта

Постриг в мантию: 1801 г.

День тезоименитства: 20 февраля/5 марта

Иерейская хиротония: 24 декабря/6 января 1801 г.

Постриг в схиму: 1808–1809 гг.

Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г.

Обретение мощей: 27 июня/10 июля 1998 г.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860

Фото: Старцы Оптина пустынь Монастырь

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустынив одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.

Рождение: 20 ноября/3 декабря 1788 г.

Мирские именины: 22 ноября/5 декабря

Постриг в мантию: 7/20 марта 1815 г.

День тезоименитства: 19 января/1 февраля

Иерейская хиротония: 27 мая/9 июня 1817 г.

Постриг в схиму: 1858 г.

Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г.

Обретение мощей: 27 июня/10 июля 1998 г.

Пустынь туристическая

Фото: Оптина пустынь Монастырь.

Равно как многие другие пространства паломничества на Руси, Оптина пустынь где находится поблизости город Козельск и некоторые деревушки, дает и хлеб, и возможность экономического процветания для близлежащих территорий. К примеру, земля в соседней деревне стоит не дешевле чем земля в самых элитных поселках Подмосковья, хотя ничем помимо пустыни эта территория не примечательна. Жители имеют возможность практически на протяжении всего года размещать паломников.

Поток людей сюда движется на протяжении всего года и практически не прекращается, на территории обители всегда много людей. Причем приезжают сюда люди самые разные от простых хиппи, которые хотят увидеть некое подобие йогов только российского пошиба, до простых людей, которые хотят прикоснуться поближе к глубине православной веры.

История возникновения Оптиной Пустыни

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь, была уже обитаема. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году). Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 году он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7-ми недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале 15-го века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

Время основания Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. Но вероятнее всего, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братий, и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Вскоре наступило время реяорм Петра 1-го. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась.

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него о. Авраамий

Произошло это так: митрополит Платон решил устроить в Оптиной общежительный монастырь наподобие Песношского монастыря и просил его настоятеля о. Макария выбрать из своей братии для этой цели способного человека. О. Макарий ответил: «Да у меня нет таких, владыко, — а вот разве дать тебе огородника Авраамия?» Авраамий был представлен митрополиту. Болезненный и смиренный, он пробовал отказаться, но старцы Самуил Голутвенский и Иоанн Песношский сказали, что это зов Божий, и о. Авраамий отправился в Оптину.

Обитель он нашел в крайнем запустении: «Не было полотенца руки обтереть служащему». Братий было 3 престарелых монаха. В скорби своей о. строитель отправился к своему старцу в Песношь. О. Макарий повез его с собой по окрестным помещикам — благотворителям, и о. Авраамий привез в Оптину 2 воза различных вещей. Кроме того, с благословения о. Макария, из его монастыря в Оптину перешло 12 братий. Число монашествующих стало быстро возрастать. Отец Макарий все время одобрял и руководил о. Авраамием. Вскоре о. Авраамий привел в порядок хозяйство, огородил обитель, закончил судебные дела в пользу обители, построил колокольню, Казанскую больничную церковь, братские кельи, развел сад. В 1812 году он в ожидании неприятеля скрыл церковное имущество в земле под церковью и приискал для братии в дремучем лесу недоступный овраг с пещерой. Но враг не дошел до Оптиной. Скончался о. Авраамий в 1817 году. После него настоятелем был Маркелл, а затем Даниил.

Но расцветом своим и славой Оптина Пустынь обязана следующему своему настоятелю архимандриту Моисею. При нем были перестроены и увеличены храмы, построены и новые. Старые братские корпуса надстроены, прибавлено семь новых корпусов, каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (8 корпусов с тремя флигелями), два конных двора, скотный двор, заводы черепичный и кирпичный; мельница близ монастыря выстроена вновь. Братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами — все это возникло при о. Моисее. Кроме того, разведены огромные огороды; фруктовые сады и земельные владения Оптиной увеличены вдвое, причем лес занимал 188 десятин. Приток средств шел со стороны богомольцев, которых привлекала Оптина Пустынь с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

Пустынь современная

Фото: Оптина пустынь Монастырь. Отец Венедикт

До относительно недавнего времени настоятелем обители был отец Венедикт. Оптина пустынь утратила этого настоятеля в самом начале 2018 года. Сам он просил отставку в 2016 году, но его не отпустили, вероятно, в связи с высокой ценностью данной личности для всей общины и современного православия.

Из других видных подвижников современной Оптины следует также отметить старца Илию, который теперь там не обитает, но обладает высокой популярностью. Во многом Илия стал даже медийной персоной. Он является духовником патриарха Кирилла.

На территории монастыря действует весьма развитое хозяйство, размеры которого превосходят территории отведенные под храмы и другие здания религиозного толка. Начиналось производство в далеком 1630 году, когда царь пожаловал пустыни мельницу и немного земли под огороды. Теперь территория полностью обеспечивает себя сама и даже производит немало добротных товаров для продажи, к примеру, российский аналог сыра камамбер.

Что это за место?

Оптина пустынь – мужской монастырь, построенный в XVIII веке вблизи города Козельск в Калужской области. Здесь сформировался особый вид монашества – старчество. В писании говорится, что они были рассудительными и прозорливыми. Служители обладали даром исцеления – сотни селян приезжали к ним на протяжении столетия – просили о помощи, исцелении и духовном очищении.

Сегодня монастырь представляет собой комплекс храмовых построек, образующих в плане квадрат. Главная церковь – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Остальные храмы построены крестообразно по отношению к главной постройке. В монастыре сооружен скит для круглосуточных молитв. На территории монастыря сохранились дома, где жили великие писатели Достоевский и Гоголь.

Пустынь интересна своей необычной архитектурой, внутренним устройством и тишиной, позволяющей сблизиться с Богом, задать ему вопросы и найти интересующие ответы.

Духовный центр России

В 1797 году братия монастыря достигла 12 человек, а вскоре его штат увеличился до 30 насельников.

Начинается застройка обители каменными зданиями: возводится колокольня с двумя флигелями для братских келий, строится Казанский храм и больничная церковь с кельями. На пожертвования приобретаются угодья и мельница.

В 1821 году в монастыре был устроен скит, в который стали прибывать страждущие. Оптина пустынь становится духовным центром России.

В июне 1878 году в Оптиной пустыне после смерти трехлетнего сына Алеши пребывал Федор Достоевский. Эта поездка стала одним из важнейших событий духовной жизни писателя.

С приходом Советской власти монастырь закрыли, но некоторое время он существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Когда же и ее закрыли, здесь был организован музей Оптина пустынь.

В начале 30-х годов XX века на территории бывшего монастыря был открыт Дом отдыха имени Максима Горького.

Во время Великой Отечественной войны в Оптиной пустыни располагался госпиталь, а позже — фильтрационный лагерь для военнослужащих, вернувшихся из плена.

В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви, первая божественная литургия прошла 3 июня 1988 года, в день Владимирской иконы Божией Матери.

Ежедневно по будням:

5:30 Братский молебен у мощей преп. Амвросия, утренние молитвы, полунощница Введенский храм
6:30 Ранняя Божественная Литургия (начало часов) Казанский храм
8:30 Панихида после ранней Литургии Казанский храм
9:00 Поздняя Божественная Литургия (начало часов) Введенский храм
10.00 Молебен с акафистом Калужской иконе Божией Матери Казанский храм
11:00 Панихида после поздней Литургии Введенский храм
13:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
14:00 Заказные молебны святым (с водосвятием) Преображенский храм
14:30 Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм

Исповедь ежедневно по будням: 6:00 — 9:00 в Казанском Храме,8:30 — 12:00 в Введенском Храме.