Оглавление
Краткое содержание
Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова. Из обрывочных воспоминаний читатель составляет картину прошлого Ивана Денисовича: был крестьянином, имел семью и детей, пошёл воевать. В немецком окружении Шухов и однополчане умирали с голоду: даже строгали копыта околевших лошадей, чтобы хоть чего-то поесть. Ивана Денисовича взяли в плен, но ему и ещё нескольким бойцам удалось бежать. Добравшись до своих, Шухов рассказал, что был в плену, — и его арестовали за измену Родине.
Теперь Иван Денисович — лагерный заключённый номер Щ-854. Он не получает посылок: сам отказался, ведь жене и так нелегко. В письмах жена Ивана Денисовича сообщает, что основной источник заработка для неё и односельчан — раскрашивание ковров и их продажа в городе.
А кто-то (например, Цезарь Маркович) и в лагере живёт лучше других: Цезарь Маркович получает большие продуктовые посылки. Иван Денисович подсказал ему, что в бараке еду оставлять нельзя, и благодарный Цезарь Маркович даёт Шухову возможность подработать. Описаны и другие типы заключённых: «буржуазные националисты» из Эстонии и Латвии, религиозный Алёша, юный репрессированный Гопчик… Самые разные люди, представители всех возрастов и национальностей.
Все эти люди ежедневно тяжело трудятся и плохо питаются. Причём и нелёгкий труд, и отвратительная баланда из мелкой рыбы и мёрзлой капусты являются для них жизненными стимулами: не умереть, не опуститься, продержаться, держаться каждый день, чтобы когда-нибудь выйти на свободу.
Описанный день Иван Денисович считает счастливым: не был наказан, работал рьяно, поел, не заболел. Таким видится лагерному заключённому счастье.
В конце рассказа приведён краткий словарь блатной терминологии, который не только позволяет читателю понимать смысл выражений в рассказе, но и подчёркивает: лагерь — это отдельный страшный мир, и даже язык в нём особенный.
участок
Иван Денисович Шухов приговорен к лагерям в системе советского ГУЛАГа . Его обвинили в шпионаже после того, как немцы ненадолго схватили его в качестве военнопленного во время Второй мировой войны . Хотя он невиновен, его приговаривают к десяти годам исправительно-трудового лагеря.
День начинается с того, что Шухов просыпается с плохим самочувствием. За опоздание его заставляют убирать гауптвахту, но это сравнительно незначительное наказание. Когда Шухов наконец может покинуть гауптвахту, он идет в диспансер, чтобы сообщить о своей болезни. Однако к этому времени уже относительно поздно, поэтому санитар не может больше освобождать рабочих, и Шухов должен работать.
Остальная часть романа посвящена в основном отряду Шухова (104-й, в котором 24 человека), их преданности командиру отряда и работе, которую заключенные ( зэки ) выполняют в надежде получить дополнительную еду за свои выступления. Например, они работают на жестокой строительной площадке, где холод замораживает раствор, используемый для кладки кирпича, если его не нанести достаточно быстро. Солженицын также подробно описывает методы, которые заключенные использовали для выживания; весь лагерь живет по правилу повседневного выживания.
Тюрин, бригадир 104-й банды, строг, но доброжелателен, и любовь команды к Тюрину становится все более очевидной по мере продвижения книги. Хотя Тюрин и угрюмый человек, его любят за то, что он понимает пленников, разговаривает с ними и помогает им. Шухов — один из самых трудолюбивых работников в команде, обладающий разносторонними навыками, которые пользуются большим спросом, и его обычно уважают. Пайки скудные — заключенные получают их только в зависимости от того, насколько продуктивны их рабочие подразделения (или власти считают, что они были), — но это одна из немногих вещей, ради которых живет Шухов. Он сохраняет пищу, которую получает, и всегда внимательно следит за любым предметом, который он может спрятать и обменять на еду позже, или за услуги и услуги, которые он может оказать заключенным, за которые они будут благодарить его маленькими подарками еды.
В конце концов, Шухов может оказать несколько особых услуг Цезарю (Цезарю), интеллектуалу, который занимается офисной работой вместо ручного труда. Однако больше всего Цезарь примечателен тем, что получает от своей семьи посылки с едой. Шухов может получить небольшую долю пакетов Цезаря, стоя в очереди за ним. Шухов вспоминает свой день, который был для него и продуктивным, и удачным. Он не заболел, его группе поручали хорошо оплачиваемую работу, он украл вторую порцию еды на обед и тайком пронес в лагерь небольшой кусок металла, который он мог превратить в полезный инструмент.
Характеристика быта заключённых
Чтобы правильно охарактеризовать день, нужно учитывать все детали в том числе обустройство лагеря. Зона разделена на участки, некоторые из них открыты. Узники стараются перемещаться по ним как можно быстрее, бегом. Это участки между зданиями, где люди чувствуют себя в опасности.
Теснота — неестественные условия для русского человека, которому привычнее бескрайние просторы, и в таких обстоятельствах заключённые проводят много лет. Качество каждого прожитого дня определяется по совокупности событий. Тот отрезок жизни, который описан в рассказе, можно назвать счастливым — Шухову удалось подработать, на стройке он весело клал шлакоблоки, вечером тоже всё прошло хорошо.
Финальная часть книги спокойна, автор не высказывает эмоций, воздерживается от пафоса и высокопарных слов. Солженицын на протяжении всего повествования придерживается тональности, взятой в самом начале — сюжет строится вокруг сильного духом человека, не покорившегося обстоятельствам.
Проблематика
Для советских людей рассказ открыл запретную тему – жизнь миллионов людей, попавших в лагеря. Рассказ как будто разоблачал культ личности Сталина, но имя Сталина один раз Солженицын упомянул по настоянию редактора «Нового мира» Твардовского. Для Солженицына, когда-то преданного коммуниста, попавшего в заключение за то, что в письме к другу ругал «Пахана» (Сталина), это произведение – разоблачение всего советского строя и общества.
В рассказе поднимается множество философских и этических проблем: свобода и достоинство человека, справедливость наказания, проблема взаимоотношений между людьми.
Солженицын обращаетс к традиционной для русской литературы проблеме маленького человека. Цель многочисленных советских лагерей – всех людей сделать маленькими, винтиками большого механизма. Кто маленьким стать не может, должен погибнуть. Рассказ обобщённо изображает всю страну как большой лагерный барак. Сам Солженицын говорил: «Мне виделся советский режим, а не Сталин один». Так понимали произведение читатели. Это быстро поняли и власти и объявили рассказ вне закона.
Жанр
А. И. Солженицын по настоятельству редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ
В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь
Предыдущая
Сочинения«Доктор Живаго» анализ произведения Пастернака – проблемы, история создания, жанровое своеобразие, смысл названия романа
Следующая
Сочинения«Дама с собачкой» анализ произведения Чехова – проблематика, тема, проблемы, основная мысль рассказа
Тематика произведения
Жанр текста — рассказ, хотя изначально Солженицын задумал повесть. Автор описывает, как живётся в лагере для заключённых обычному русскому человеку. Но тематика «Одного дня…» шире, чем описание быта и повседневных подробностей. В тексте показано, как главный герой видит и воспринимает деревенскую жизнь. Поводом к написанию стало то, что сам Александр Исааакиевич провёл несколько лет в лагерях. Мысль о создании произведения пришла зимой. Точная дата написания не установлена, но известно, что работа над всеми главами окончена в 1959 году.
На страницах книги герои спорят, ведут беседы, рассказывают о событиях из своей жизни, делятся воспоминаниями. Так, бригадир Тюрин повествует о плачевных последствиях, наступивших после принудительной коллективизации. Товарищи Ивана Денисовича по лагерю говорят о значении театральных постановок и фильмов для культуры. Интеллигенция обсуждает ленту «Иван Грозный» и пьесу Ю. Завадского.
При вдумчивом прочтении из текста можно много узнать о советском быте и судьбе выдающихся людей России. На примере частных случаев писатель показывает социальные проблемы, волновавшие общество в то время.
Судьба творческих людей в эпоху тоталитарного строя была нелёгкой. Художникам, оказавшимся в лагере, приходилось творить не по велению души, а по указке свыше, причём работа не оплачивалась. Деградация и упадок прослеживались во всех направлениях искусства. В тексте есть эпизод, когда Иван думает о крашеных коврах, которые «малюют деревенские кустари».
Темы
Основные темы « Одного дня Ивана Денисовича» — тоталитарное угнетение и лагерное выживание. Особо обсуждаются жестокость и злоба тюремных властей по отношению к своим собратьям. Солженицын объясняет через Ивана Денисовича, что все управляется комендантом лагеря до такой степени, что время кажется незамеченным; у заключенных всегда есть дела, и у них никогда не бывает свободного времени для обсуждения других вопросов. В лагере полно коррупции и взяточничества, которые Иван Денисович ловко использует в своих интересах, чтобы заполучить лишние пайки, табак и инструменты.
Выживание имеет первостепенное значение для заключенных. Отношение — еще один решающий фактор выживания. Поскольку каждому заключенному присваивается оценка, подчинение считается хорошим этикетом. Это выражается в характере Фетюкова, служащего министерства, который попал в тюрьму и почти не соблюдает тюремный этикет. Другой подобный инцидент касается Буйновского, бывшего капитана ВМФ, которого наказали за защиту себя и других во время обыска ранним утром .
Композиционные приёмы
На примере одного дня Солженицын показал несколько лет жизни человека. Особенность в том, что автор подробно рассказывает о любом, даже самом незначительном действии. Крупным планом показано всё, что делает заключённый Шухов. Элементы, по которым можно оценить степень детализации:
- то, как герой одевается утром;
- найденный кусок ножовки;
- скелет от рыбёшки;
- рыбьи глаза в супе.
В тексте есть множество подобных примеров. Жизнь героя показана крупным планом. Кроме того, объединяются 2 временных отрезка: день и срок. Автор показывает, что весь период заключения однообразен, каждый временной отрезок похож на другой. Понятие «срок» приобретает второе значение. Это не только период длиной в несколько лет, но и внутренний распорядок, которому, кажется, подчиняется человеческий организм. Похожий композиционный принцип используется в рассказе «Молодняк».
«Матрёнин двор» (1968)
Читатель, познакомившийся с «Одним днём Ивана Денисовича», может сперва не поверить, что повесть «Матрёнин двор» (а это, кстати, точно повесть, ведь в ней две сюжетные линии — самой Матрёны и автора) принадлежит перу Солженицына. Ведь тема — казалось бы — совершенно другая! Однако и в этой повести есть автобиографические мотивы. Автор, приезжающий в глубинку, чтобы устроиться преподавателем математики, признаётся: «Ни в одной её точке никто меня не и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять». Это косвенное указание на то, что он тоже побывал в лагере для политзаключённых. Именно поэтому «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли: судимость — несмываемое пятно на деловой репутации.
И всё-таки главному герою удаётся устроиться в школу, а также обрести новый дом — «перекособоченную» избу Матрёны (и снова отсылка к классике: помните, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» у Н. А. Некрасова была Матрёна Тимофеевна?). В этой избе не переводятся мыши, а на кухне по ночам шуршат тараканы. Но герой к этому быстро привыкает, и такие «соседи» перестают его возмущать. Зато всё большую антипатию вызывают у героя односельчане Матрёны, которые пользуются её безотказностью и заставляют работать у них на огородах, а затем сами же попрекают несчастную женщину. Но Матрёна работает «в охотку» и не ждёт благодарности.
Поведение главной героини повести может вызывать у читателя вопросы. Не стоило ли Матрёне набраться смелости и отказать кому-нибудь из соседей? Ведь чем больше ты позволяешь, тем больше люди, выражаясь простым языком, «ездят на шее». Но автор не предъявляет к Матрёне претензий — напротив, он считает её святой. Не случайно сначала Солженицын хотел назвать повесть «Не стоит село без праведника». И праведник этот, разумеется, Матрёна.
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.
Основная информация об произведении
А.И. Солженицын написал рассказ в 1959 году, хотя идея и задумка произведения родились в 1950 году. На тот момент он пребывал в лагере на севере Казахстана. Только спустя 9 лет автор смог перенести свои мысли на бумагу. Рассказ был написан в городе Рязань. Основная тема произведения развивается на фоне лагерной жизни политзаключенных, а также жертв несправедливого режима правления Сталина.
Композиция автора заключалась в описания одного дня из жизни заключенных. Солженицын четко передал режимность проживания посредством временных рамок в виде дня и ночи, которые олицетворяли подъем и отбой. Произведение Солженицына – это смесь рассказов, философских размышлений, раздумий, в котором главное маленькие детали, придающие краски и смысл всему происходящему.
Следует уделить внимание жанру произведения. Перед самой публикацией рассказа, редактор неоднократно советовал Солженицыну сделать произведение повестью
Автор, конечно же, прислушался к нему, ведь основное направление – реализм, на который делается особый акцент.
Переводы
Сделано как минимум пять переводов на английский язык. Из них первым был опубликован перевод Ральфа Паркера (Нью-Йорк: Даттон, 1963), за ним последовали переводы Рональда Хингли и Макса Хейворда (Нью-Йорк: Praeger, 1963), Белы фон Блока (Нью-Йорк: Lancer 1963), и Гиллон Эйткен (Нью-Йорк: Фаррар Страус Жиру, 1971). Пятый перевод, сделанный HT Willetts (Нью-Йорк: Noonday / Farrar Straus Giroux, 1991), является единственным переводом, основанным на каноническом русском тексте, и единственным переводом, утвержденным Солженицыным. Английское написание имен некоторых персонажей в разных переводах немного отличается.
Фабрика смерти
Смерть в особом лагере дело обычное. Заключенный может:
- дойти до полного физического и психического истощения;
- тяжело заболеть, работая на морозе;
- попасть в БУР, где за 10 суток заработать туберкулез, а через 15 суток отдать концы;
- он может быть убит конвоем или другим заключенным, по ошибке или в приступе неконтролируемой ярости.
Однако, лагерь убивает не только тело, но и душу
Еще не закончились времена, когда по политической статье осудить могли любого: по ложному доносу соседа или коллеги; за случайное слово, неосторожно брошенное. Этих обескураженных и потрясенных случившимся людей заталкивали в лагерную мясорубку
Те, кто упирался и надеялся на то, что справедливость будет восстановлена, скоро ломались. Те, кто хотел выжить, «кряхтели и гнулись», принимая правила игры на выживание.
Большинство ожесточались душой, принимая закон «Ты умри сегодня. Я умру завтра». Кто-то вовсе деградировал, опускался и погибал на помойке. Кто-то становился лагерной легендой, как старик, встреченный Шуховым в столовой, сидевший с начала советской власти, потерявший все зубы, но не утративший аристократичность поведения, прослеживающуюся даже в приеме пищи.
Художественная уникальность произведения
В рассказе отсутствует цензура. Читатель знакомится с такими словами, как шмон, шерстить, стучать и т.д. В конце Солженицын сделал небольшой словарь для читателей, которые не были с ними знакомы. Повествование излагается в третьем лице. День Ивана Денисовича проходит со стороны, перед глазами читателей. Образ героя представлен в виде обычного человека из народа, который пытается выжить изо всех сил. Он использует свою природную хитрость, изворотливость. Главная цель людей – выжить, а не жить. Единственное, что у них осталась – это честь, которую нельзя просто отобрать у человек.
Главные персонажи
104-й — коллектив трудового лагеря, к которому принадлежит главный герой Иван Денисович. Членов более 24, но наиболее подробно в книге описаны следующие персонажи:
Иван Денисович Шухов (Иван Денисович Шухов ), главный герой романа. Читатель может увидеть жизнь российского лагеря глазами Шухова, а информация передается через его мысли, чувства и действия. Хотя название относится к главному герою по его имени Иван и отчеству Денисович (сын Дениса), на протяжении всей книги персонаж в первую очередь упоминается по фамилии Шухов.
- Алешка / Алеша (Алёшка), креститель . Он считает, что заключение в тюрьму — это то, что он заслужил, поскольку это позволяет ему больше размышлять о Боге и Иисусе. Алешка, как ни странно, умеет спрятать в бараке часть Библии. Шухов отвечает на его убеждения, говоря, что он верит в Бога, но не в рай или ад, и что он не тратит много времени на эту проблему.
- Гопчик (Гопчик), молодой член отряда, который много работает и к которому Шухов питает отеческие чувства, так как он напоминает Шухову своего умершего сына. Гопчик был заключен в тюрьму за то, что разносил еду украинским ультранационалистам . Шухов считает, что у Гопчика есть знания и навыки адаптации, чтобы далеко продвинуться в лагере.
- Андрей Прокофьевич Тюрин / Тюрин (Андрей Прокофьевич Тюрин), старшина / бригадир 104-го. Он находится в лагере 19 лет. Тюрин любит Шухова и дает ему одни из лучших мест, но он также подчиняется лагерной иерархии; Тюрин должен отстаивать более высокие рабочие места и зарплату у лагерных офицеров, чтобы угодить отряду, который затем должен усердно работать, чтобы угодить лагерным офицерам и получить больше пайков.
- Фетюков / Фетюков (Фетюков), член команды, отбросивший все свое достоинство. Шухов и другие члены лагеря особенно считают его ничтожеством. Он беззастенчиво выпрашивает кусочки еды и табака.
- Цезарь / Цезарь Маркович (Цезарь Маркович), заключенный, который работает в лагере и имеет другие особые привилегии; например, его гражданская меховая шапка не была конфискована Управлением личного имущества. Цесар — кинорежиссер, попавший в тюрьму еще до того, как закончил свой первый полнометражный фильм. Некоторые дискуссии в романе указывают на то, что он придерживается формалистических взглядов в искусстве, которые, вероятно, были причиной его заключения. Культурный человек, Цезарь обсуждает кино с Буйновским. Его несколько более высокий классный опыт гарантирует ему продуктовые посылки.
- Buinovsky / Буйновский (Буйновский) также называется «Капитан», бывший советский морской капитан и относительным новичком в лагере. Буйновский был заключен в тюрьму после того, как получил подарок от адмирала на британском крейсере, на котором он служил военно-морским связным. В лагере Буйновский еще не научился покоряться перед надзирателями.
- Павло (Павло), украинец, который работает заместителем бригадира / командира отделения и помогает Тюрину руководить 104-м полком, особенно когда Тюрин отсутствует.
- Иван Килгас / Янис Кильдигс (Иван Кильдигс), ведущий работник 104-го отряда вместе с Шуховым, латышом по происхождению. Он говорит по-русски как родной, выучив его в детстве. Килгас популярен в команде тем, что шутит.
- Сенька Клевшин (Сенька Клевшин), член 104-го полка, оглохший в результате ожесточенных боев во время Великой Отечественной войны. Он трижды сбегал от немцев и каждый раз был схвачен и попал в концлагерь Бухенвальд .
История создания произведения
«Один день Ивана Денисовича» — это весь накопленный опыт заключения и наблюдений, сведенных в один день. Изначально название рассказа «Щ-854. Один день одного зэка». Щ-854 – это лагерный номер Солженицына. Когда он получил множество писем от читателей, рассказывающих реальные истории о лагерной жизни, Солженицын задумал написать книгу «Архипелаг ГУЛАГ», а рассказ «Один день Ивана Денисовича» небольшая ступень к ней.
Центральный герой рассказа Иван Денисович — собирательный образ, объединяющий яркие черты заключенных лагеря. Иногда его поступки и повадки схожи с солдатом Шуховым, воевавший вместе с писателем в одной батареи. Второстепенные герои произведения реальные люди, имеющие даже биографию.
Описание лагеря и советской власти идет от лица Шухова. Через него Солженицын передает свои мысли читателю
Особое внимание уделяется противопоставлению человека и всего остального мира. Даже природа против героев, ведь на улице мороз, -27 градусов
Лагерь полностью самобытен. У него своя история. Иван Денисович постоянно вспоминает разные события. Как у него забрали сапоги и выдали валенки, как нужно было помечать свой хлеб и многое другое. Все это идет в общем хронометраже без начала и конца, как и срок людей, находящихся в лагере.
У людей нет ничего и это касается не только материальных вещей. Время строго выделено под каждое действие. Завтрак 10 минут. Ужин 5 минут. Личного время нет и никогда не будет! Фамилия лейтенант Волковой полностью описывает отношения между людьми в лагере. Первый бригадир Шухова пытается объяснять законы, которые нельзя нарушать. Они в первую очередь касаются чести человека. Среди заключенных не в почете предавать ближнего, «стучать на кого-либо». Представленные герои имеют равное количество времени. Каждый из них ведет себя достойно, сохраняя обычные человеческие качества.
Писатель особое внимание уделяет верующим людям, которые, несмотря на строгие запреты, продолжают молиться перед приемами пищи. Баптист Алёшка вечно прячет свой маленький блокнот с переписанным Евангелием от глаз охраны лагеря
Солженицын с любовь описал бригадира Тюрина, который сидел уже не первый срок. Он всегда заботился об новеньких в лагери. Каждый герой занимает свое место в гармоничном мире лагеря.
Ссылка Солженицына в лагерь
В начале своей писательской деятельности, Солженицына затрагивали темы Первой мировой войны и революции. Во время участия в Великой Отечественной войне, Солженицын активно осуждает личность Сталина, в личной переписке со своим другом сравнивает коммунистический режим с крепостным правом. Последствием этого стала десятилетняя ссылка писателя.
В ссылке, Александр Исаевич еще больше укрепляется в своих антикоммунистических принципах. После выхода в 1974 году книги «Архипелаг ГУЛАГ», о принудительных работах в трудовых лагерях Советского Союза, писатель был вынужден эмигрировать из страны. Спустя двадцать лет, в 1994 году писатель получил возможность вернуться на Родину. Многие произведения Солженицына основаны на достоверных фактах, на самих воспоминаниях писателя о своей лагерной жизни.
История рядового лагерника
Сюжет «Одного дня Ивана Денисовича» тесно связан с биографией автора. В 1945 году капитан Красной армии Александр Солженицын был арестован прямо на фронте за письмо другу, в котором, по мнению цензуры, содержалась критика Сталина. Через несколько месяцев молодого офицера приговорили к восьми годам лагерей и ссылке.
С августа 1950-го по февраль 1953 года Солженицын отбывал заключение в Экибастузском каторжном лагере на севере Казахстана. Именно там, на общих работах, у него возник замысел повести об одном дне из жизни заключённого.
«Я в 1950 году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы», — вспоминал Александр Солженицын спустя 20 лет после выхода повести в одном из радиоинтервью.
В 1957 году решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицына реабилитировали. Писатель поселился в Рязани, где преподавал старшеклассникам физику и астрономию.
- Александр Солженицын
- AFP
Спустя два года Солженицын вспомнил о замысле девятилетней давности: «только в 1959-м, через девять лет, я сел и написал. <…> Писал я его недолго совсем, всего дней сорок, меньше полутора месяцев. Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое».
Главным героем произведения стал простой, необразованный человек, далёкий от творческих занятий и замыслов, — Иван Денисович Шухов.
Также по теме
В темнице сырой: 10 знаменитых литераторов, побывавших в заключении
105 лет назад поэт Гийом Аполлинер был арестован и заключён в тюрьму в связи с подозрением в похищении экспонатов Лувра. Пять дней…
«В лагерную летопись Солженицына, которую он вёл с 1947 года, пришёл новый герой: политический зэк из самых низов. На долю такого выпадает только чёрный труд в течение всего срока — общие работы, от которых бегут все, кто может зацепиться за профессию и образование, хитрость или нахальство. У того, кто до войны был простым колхозником, а на войне — рядовым солдатом <…> нет привычки образованного человека к занятиям, которые просветляют мрак тюрьмы и барака, нет в памяти книжных образов и стихов, нет самой привычки к чтению, чтобы заполнить краткий досуг», — так описывает Ивана Денисовича в своей книге «Александр Солженицын» доктор филологических наук Людмила Сараскина.
Сам писатель так объяснял свой выбор: «Ивана Денисовича я с самого начала так понимал, что не должен он быть такой, как вот я, и не какой-нибудь развитой особенно, это должен быть самый рядовой лагерник. Мне Твардовский потом говорил: если бы я поставил героем, например, Цезаря Марковича, ну там какого-нибудь интеллигента, устроенного как-то в конторе, то четверти бы цены той не было. Нет. Он должен был быть самый средний солдат этого ГУЛАГа, тот, на кого все сыпется».
История жизни Шухова
Заключенный Щ-854, или Иван Денисович Шухов, находится в лагере уже 10 лет. Когда-то он был простым крестьянином, но война перевернула всю его жизнь с ног на голову. В 1941 году, в возрасте примерно 30 лет, главный герой уходит воевать. Он был настоящим солдатом и патриотом своей Родины. В феврале 1942 года он попадает в плен, откуда ему удается сбежать. Однако на этом его несчастья не закончились. Советская власть признает его фашистским агентом и арестовывает за измену Родины. Несмотря на то, что Шухов ни в чем не виновен, он подписывает все бумаги и сознается в преступлениях, которые он не совершал. Сделал он это для того, чтобы продлить себе жизнь хоть на какое-то небольшое время. Несмотря на всю абсурдность ситуации, когда абсолютно невиновный человек вынужден терпеть унижения и выживать в ужасных условиях, герой не озлобился и продолжает любить людей.
На воле Шухова дожидаются жена и две дочери. Иван Денисович запретил им присылать ему посылки, чтобы не отнимать последние крохи у детей.
«Один день Ивана Денисовича»
Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича» В рассказе описывается биография Ивана Денисовича, его внешность и то, как составлен распорядок дня в лагере. Мужчине 40 лет. Он уроженец деревни Темгенево. Уходя на войну летом 1941 года, он оставил дома жену и двух дочерей. Волею судеб герой попал в лагерь в Сибири и успел отсидеть восемь лет. На исходе девятый год, по истечении которого он вновь сможет вести свободную жизнь.
По официальной версии мужчина получил срок за измену родине. Посчитали, что, побывав в немецком плену, Иван Денисович вернулся на родину по заданию немцев. Пришлось признать себя виновным, чтобы остаться в живых. Хотя в реальности дело обстояло иначе. В бою отряд оказался в гибельном положении без еды и снарядов. Пробравшись к своим, бойцы были встречены как враги. Солдаты не поверили рассказу беглецов и сдали их под суд, определивший каторжные работы как наказание.
Иван Денисович Шухов
Сначала Иван Денисович попал в лагерь со строгим режимом в Усть-Ижмене, а затем его перевели в Сибирь, где ограничения соблюдались не так строго. Герой лишился половины зубов, отрастил бороду и наголо брил голову. Ему присвоен номер Щ-854, а лагерная одежда делает его типичным маленьким человеком, судьбу которого решают вышестоящие инстанции и власть имущие персоны.
За восемь лет заключения мужчина изучил законы выживания в лагере. Его друзья и недруги из числа зэков имели столь же печальные судьбы. Проблемы во взаимоотношениях были ключевым недостатком существования в заключении. Именно из-за них начальство имело большую власть над узниками.
Иван Денисович предпочитал проявлять спокойствие, вести себя достойно и соблюдать субординацию. Смекалистый мужчина, он быстро сообразил, как обеспечить себе выживание и достойную репутацию. Он успевал поработать и отдохнуть, правильно планировал день и пропитание, умело находил общий язык с тем, с кем было нужно. Характеристика его навыков говорит о мудрости, заложенной на генетическом уровне. Подобные качества демонстрировали крепостные крестьяне. Его умения и опыт помогли стать лучшим мастером в бригаде, заслужить уважение и статус.
Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича»
Иван Денисович был полноправным управленцем своей судьбы. Он знал, как поступить, чтобы жить с комфортом, не гнушался работой, но и не перетруждался, мог перехитрить надзирателя и легко обходил острые углы в общении с зэками и с начальством. Счастливый день Ивана Шухова был тем днем, когда он не был посажен в карцер и его бригаду не распределяли в Соцгородок, когда вовремя сделана работа и удалось растянуть пайку на день, когда спрятал ножовку и ее не нашли, а Цезарь Маркович дал подработать на табак.
Образ Шухова критики сравнивали с героем Толстого – Платоном Каратаевым. Герой из простого народа, сломленный безумной государственной системой, оказался меж жерновов лагерной машины, ломающей людей, унижающей их дух и человеческое самосознание.
Платон Каратаев
Шухов задал себе планку, ниже которой было непозволительно опуститься. Поэтому он снимает шапку, садясь за стол, пренебрегает рыбьими глазами в баланде. Так он сохраняет свой дух и не предает честь. Это возвышает мужчину над зэками, облизывающими миски, прозябающими в лазарете и стучащими начальству. Поэтому Шухов остается свободен духом.
Отношение к труду в произведении описано особым образом. Укладка стены вызывает небывалый ажиотаж, и мужчины, забыв, что они лагерные заключенные, кладут все силы на ее быстрое возведение. Производственные романы, наполненные подобным посылом, поддерживали дух соцреализма, но в повести Солженицына это скорее аллегория к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Человек не потеряет себя, если у него есть цель, поэтому строительство ТЭЦ становится символичным. Лагерное существование перебивается удовлетворением от сделанной работы. Очищение, принесенное удовольствием от плодотворного труда, даже позволяет забыть о болезни.
Главные герои из повести «Один день Ивана Денисовича» на сцене театра
Специфика образа Ивана Денисовича говорит о возвращении литературы к идее народничества. В рассказе поднимается тема страданий во имя Господа в разговоре с Алешей. Поддерживает эту тему и каторжница Матрена. Бог и отсидка не укладываются в привычную систему соизмерения веры, но спор звучит как парафраз дискуссии Карамазовых.