Театр моссовет: история и фото

Оглавление

Появление театра

Театр Моссовета появился по инициативе профсоюзных активистов, которых вдохновил советский литератор Сергей Прокофьев. Изначально у театра не было собственного отдельного помещения, а труппа состояла всего из девяти человек.

Первой постановкой театра Моссовета стал спектакль, составленный по фрагментам пьесы Леонида Андреева «Савва». Главным героем этого произведения является владелец трактира в монастырском посаде, 60-летний Егор Тропинин, а также его дети. Одного из них так и зовут — Савва. Это 24-летний молодой человек, с крупными, словно рублеными чертами лица, у которого вместо усов и бороды, модных в то время, лишь легкий пушок.

Первое представление состоялось в колонном зале Дома союзов. Зрители проявили к нему огромный интерес, также множество положительных отзывов опубликовали критики и журналисты.

Отдельная глава

После смерти Троицкого Марецкая больше не вышла замуж и окончательно погрузилась с головой в работу. Особенно большим успехом пользовался ее творческий дуэт с Ростиславом Пляттом, в котором она нашла идеального партнера — с такой же страстью к лицедейству, жаждой импровизации, с таким же чувством смешного и прекрасного. Сам Плятт был безумно в нее влюблен, причем о его чувстве знала вся труппа театра, но все без исключения коллеги относились к нему с почтением. Более того, никто и не думал Ростислава Яновича осуждать — помалкивала даже острая на язык Фаина Раневская. Да и сам Плятт в мемуарах ни словом на этот счет не обмолвился, хотя Вере Петровне посвятил целую главу — там он восхищался ее талантом и утверждал, что не знал актрисы блистательнее.

Марецкая скончалась в августе 1978 года. Ни Завадский, ни Плятт на похоронах не сдерживали рыданий. И потом Ростислав Янович никогда не забывал актрису. Когда по телевизору показывали фильм с ее участием, зазывал в свою гримерку знакомых: «Видели вчера «Член правительства»? Правда, Вера Петровна хороша?»


«Я одной ногой в могиле, а меня учат жить». Какой была настоящая Раневская
Подробнее

Официальный статус

Театр Моссовета, несмотря на то, что был весьма молодым коллективом, пользовался активной поддержкой столичных профсоюзов. Весной 1923 года молодыми советскими властями было принято решение о придании театру официального статуса. Он стал называться театром имени московского губернского совета профессиональных союзов. Театром имени Моссовета он называется до сих пор.

Уже в 1924 году труппа обрела собственное помещение. Их поселили в театральном здании в саду «Эрмитаж». А в 1925 году у театра появился новый руководитель. Его возглавил народный артист РСФСР и режиссер Евсей Осипович Любимов-Ланской, ставивший на столичных подмостках пьесы Ибсена, Луначарского и Киршона.

Именно при этом художественном руководителе за театром закрепилась определенная слава. Считалось, что здесь ставятся экспериментальные постановки, как правило, из современных и актуальных советских драматургов. Театр активно сотрудничал со многими молодыми авторами, стремясь с их помощью найти контакт с молодым зрителем и наладить с ним взаимопонимание.

Биография

Юрий Александрович Завадский – один из самых ярких деятелей русского советского театра. Родился 13 июля 1894 года в дворянской семье. Учился в Московском университете. В 1915 году поступил в Студию Е. Б. Вахтангова (с 1920 года 3-я студия МХАТ), где был сначала художником, затем актером и режиссером. Сыграл здесь свои первые роли — Антоний («Чудо святого Антония», 1916) и Калаф («Принцесса Турандот», 1922). В 1924— 1931 гг. — актер МХАТа. Среди ролей этого периода Чацкий («Горе от ума» А. Грибоедова) и граф Альмавива («Женитьба Фигаро» П. Бомарше). В 1924 году основал студию, реорганизованную в 1927 году в Театр-студию под руководством Завадского. Актерами студии были ученики Завадского – Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Павел Массальский и др. В 1932— 1935 гг. — главный режиссер театра Красной Армии.  В 1936— 1940 гг. — главный режиссер Ростовского театра имени Горького, куда за своим учителем последовали Марецкая, Мордвинов, Плятт и другие актеры. С 1940 г. — главный режиссер Московского театра имени Моссовета. С 1940 г. Ю. А. Завадский вел большую педагогическую работу в ГИТИСе. С 1947 г. — профессор. Оставаясь верным принципам студийности, Завадский в 1943 году набрал свою вторую студию, в которой учились Анатолий Эфрос, Анатолий Адоскин, Борис Новиков, Анатолий Баранцев, Яков Сегель, Анель Молчадская, Галина Дятловская и др. В 1964 году моссоветовскую труппу пополнили выпускники третьей студии Завадского, созданной на базе театра. Среди них – Маргарита Терехова, Александр Леньков, Юрий Кузьменков, Борис Щедрин, Вячеслав Бутенко, Галина Ванюшкина, Галина Дашевская, Нина Коновалова и другие.  В 1973 году Завадский набрал свою последнюю «студию» (курс на базе ГИТИСа). Из числа ее выпускников сегодня в Театре имени Моссовета работают Ольга Анохина, Владимир Горюшин, Алексей Шмаринов. Ю. А. Завадский — автор ряда статей и книг. О нем сняты телевизионные фильмы «Дома у Ю. А. Завадского», «Юрий Завадский – любимый и любящий». В 1971 году известный режиссер-документалист Марина Голдовская сняла фильм «Юрий Завадский». Опытный режиссер-педагог, Завадский воспитал не одно поколение артистов, создал свою актерскую школу, особенностями которой являются стремление к изящной театральной форме, легкость перевоплощения и широкий диапазон художественной палитры, и собрал под крышей театра имени Моссовета уникальную по разнообразию актерских индивидуальностей и творческому потенциалу труппу. Среди наиболее значительных постановок Завадского на моссоветовской сцене: «Трактирщица» Гольдони «Машенька» Афиногенова «Отелло» Шекспира «Госпожа министерша» Нушича «Маскарад» Лермонтова «Виндзорские насмешницы» Шекспира «Петербургские сновидения» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание») — это была практически «лебединая песня» великого мастера. Ю. А. Завадский ушел из жизни 5 апреля 1977 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Главное детище

Близкий знакомый Веры Петровны, ведущий ее спектаклей Георгий Бахтаров так охарактеризовал актрису: «Страшно одинокий человек». На первый взгляд, определение странное: ну как может быть одинокой признанная легенда сцены, снискавшая общенародную славу, окруженная толпами поклонников и обожанием достойнейших мужчин? Однако доля истины в этом есть: сама Марецкая своей единственной любовью называла театр — и, в сущности, ничуть не преувеличивала. По крайней мере Театр Моссовета, где она прослужила всю жизнь, действительно стал для нее не просто настоящим домом, но и главным детищем: в свое время он «вырос» из студии режиссера Юрия Завадского, которую тот основал еще в 20-х годах вместе с компанией единомышленников-энтузиастов — в их числе оказалась и Вера.

Время было голодное, но веселое: о зарплатах в студии и речи не шло — наоборот, артисты, перебивавшиеся кто чем мог «на стороне», заботливо тащили все заработанное в свои новые «хоромы». Сами мыли полы, сами ставили декорации и шили костюмы, принимали пальто в гардеробе или становились за буфетную стойку. И все это — с теми же азартом и увлеченностью, с какими репетировали и играли. Марецкая стала одним из самых стойких «строителей» театрального дома, верность которому хранила до конца. И впоследствии, когда к звезде «Моссовета» приклеилось прозвище «Хозяйка театра», даже недоброжелатели в один голос соглашались, что это звание ею заслужено и выстрадано.

Своей единственной любовью и настоящим домом называла театр. Фото: Commons.wikimedia.org

В ТЕМУ

О чувстве юмора Марецкой ходили настоящие легенды: по этой части, пожалуй, она могла составить достойную конкуренцию Фаине Раневской. Неудивительно, что обе великие актрисы были добрыми подругами!

Вера Петровна загорает на южном пляже. Загорает очень своеобразно: на женском лежбище, где дамы сбросили даже легкие купальнички, знаменитая актриса лежит на топчане в платье, подставив солнцу только руки, ноги и лицо. Проходящая мимо приятельница замечает:

— Что это вы, Верочка? Здесь все голые, а вы вон как…

— Ах, дорогая, — вздыхает Марецкая, — я загораю для моих зрителей! Они любят меня; я выйду на сцену — тысяча людей ахнут от моего загорелого лица, от моих рук, ног… А кто увидит мое загорелое тело — кроме мужа, человек пять-шесть? Стоит ли стараться?

*   *   *

Чтобы получить добро на один из сценариев, режиссер Исаак Магитон как-то попросил Веру Петровну Марецкую написать на себя характеристику. Через минуту она вручила ему чистый лист бумаги, на котором сверху стояла надпись: «Характеристика», а внизу — подпись: «Народная артистка СССР Вера Марецкая». «Остальное напишешь сам», — сказала Вера Петровна.

Жизнь без женщин и ненависть к старости

С первого дня появления на сцене, Бортникова одаривали щедрыми подношениями, комплиментами, восторженными взглядами, цветами, любовными записками. Он не мог спокойно пройти по улице. Поклонницы, в буквальном смысле, вешались ему на шею. Хотели хоть что-то урвать и оставить себе на память.

Такое внимание радовало и одновременно пугало актера. Отношения с женщинами он не строил, так как был уверен, что искренние чувства к нему не испытывали

Избранницы хотели быть с ним, только потому что он знаменит. Сомнения настолько одолевали Бортникова, что он думал: «Лучше я проведу жизнь в одиночестве, чем буду обманутый и подвергнусь предательству».

Геннадий Бортников. Слева с Людмилой Гурченко в фильме «Взорванный ад», 1967 г. Справа в фильме «Алло, Варшава!», 1971 г.

Однако не только это помешало Геннадию Леонидовичу создать семью. Он принадлежал к нетрадиционной ориентации, хотя даже самому себе боялся в этом признаться. Много толков ходило, когда актер познакомился в Париже с Сержем Лифарем. Завадский лично предостерег Бортникова, что встречи со звездой балета могут навредить его репутации.

Достоверной информации о личной жизни замечательного актера нет. Известно, что он никогда не был женат, не оставил после себя наследников, не общался с родственниками. Очень болезненно воспринимал приближение старости, можно сказать, ненавидел её.

День премьеры

Впрочем, хотя Марецкая рассталась с Завадским-мужем, уйти от режиссера Завадского ей в голову не приходило — притом что предложений было множество. Он до конца дней оставался для нее лучшим другом, главным авторитетом, учителем и советчиком, мгновенно чувствовавшим малейшую неточность в ее исполнении. Они всю жизнь продолжали вместе строить свой театр, ревниво следя за тем, что сделано порознь, неизменно оберегая и подбадривая друг друга в трудные минуты.

Театральная публика, разумеется, не знала всех этих подробностей, однако с огромным любопытством следила за перипетиями личной жизни актрисы. Когда Марецкая в спектакле «Школа неплательщиков» выходила на авансцену и доверительно сообщала партеру: «Господа, совершенно не с кем жить!», зал разражался хохотом и овациями. Правда, сама Вера Петровна эту проблему быстро решила: вскоре после развода с Завадским она вышла замуж за актера Георгия Троицкого — в популярности он не мог тягаться с женой, однако оказался прекрасным семьянином и души не чаял в родившейся у них дочери Маше.

После начала Великой Отечественной войны он ушел на фронт добровольцем, Марецкая же вместе с театром отправилась в эвакуацию в Алма-Ату. Там она снялась в фильме «Она защищает Родину» в роли партизанки Прасковьи Лукьяновой, женщины, потерявшей на войне мужа и ребенка, — и эта роль трагическим образом предрекла беду в ее собственной жизни. В день премьеры ленты Вера Петровна заметила, что коллеги молча опускают глаза: она решила, что плохо сыграла и никто не осмеливается ей об этом сказать. На самом же деле боялись признаться в другом: что ее супруг погиб на фронте…

О чувствах Плятта к Марецкой знала вся труппа — и никто не осуждал. Фото: Commons.wikimedia.org

Театр, стремительный взлет, слава

Уклад монастыря побудил Бортникова задуматься о своей дальнейшей жизни. Он находит в себе силы противостоять отцу и подает документы в театральное училище. Экзамены в Школу-студию МХАТ сдает успешно. Попадает на курс Г. Герасимова и А. Карева.

Геннадий Бортников в спектакле «Глазами клоуна». Справа с Ниной Дробышевой в спектакле «Аплодисменты», 1967 год

В начале 60-х ему предложили влиться в коллектив Театра им. Моссовета. Вскоре о нем заговорила вся столица. Критики писали, что Бортников великолепен в постановках «Затейник» и «В дороге». Последнюю работу увидел французский продюсер, и тотчас захотел поставить спектакль у себя на родине с участием Геннадия Леонидовича.

Премьера пьесы во Франции имела невероятный успех. Именитые искусствоведы были в восторге от русского актера, оценили его талант и предложили заключить контракт. Соблазняли немыслимыми гонорарами, соглашались на любые условия, обещали посодействовать в создании собственной труппы.

Конечно, Бортникову было приятно осознавать, что его ценят, но оставаться в чужой стране он не хотел. Хотя познакомился со многими зарубежными знаменитостями и своим кумиром Жераром Филипом. На резонный вопрос: «Почему Вы отказываетесь от такой прекрасной возможности?», отвечал: «Меня дома ждут кошки. Их некому кормить…». Актер действительно обожал кошек, подкармливал бездомных животных. Если им требовалась помощь, забирал домой, лечил, ухаживал.

Геннадий Бортников со своими питомцами

Любимым детищем актера была постановка «Глазами клоуна». Она продержалась в репертуаре на протяжении двух десятков лет. Бортникову был близок его герой Ганс Шнир, такой же ранимый, эмоциональный, с грустным фаюмским разрезом глаз, собирающий «незабываемые мгновения». В памяти у поклонников он навсегда слился с этим образом.

Рог изобилия

Но это было потом — а в самом начале, когда студия еще только зарождалась, оба — и Марецкая, и Завадский — буквально дневали и ночевали в театре. Неудивительно, что на волне общего увлечения актриса и режиссер в конце концов решили свить собственное «гнездо» — в 1924 году они стали мужем и женой. Пышная свадьба, разумеется, была им не по карману: молодые просто-напросто расписались в загсе по дороге в театр. Обошлись без цветов и шампанского, не осталось даже свадебных фотографий — а ведь Завадский в молодости был настоящим красавцем, и они с Верой составили прекрасную пару…

На сцене Марецкую ожидал вполне закономерный успех: жена руководителя театра, великолепная актриса плюс мастер перевоплощения — этот коктейль был беспроигрышным. Роли сыпались на нее как из рога изобилия. Появлялась она и на экране: среди многих ныне забытых картин были и те, которые навсегда остались в истории кино — к примеру, немые ленты «Закройщик из Торжка» и «Дом на Трубной». А в 1939 году вышел знаменитый фильм «Член правительства», в котором Вера сыграла Саньку Постникову — «простую русскую бабу», медленно, но верно превращавшуюся из крестьянки в депутата Верховного Совета. Эта картина принесла ей всесоюзную славу и признание. А вот в семейной жизни все было не так гладко: Завадский перебрался жить к новой возлюбленной — восходящей звезде балета, блистательной Галине Улановой. Не остался даже ради сына Жени, которому исполнилось только четыре года…

Сын актрисы стал режиссером, дочь — киноведом. Фото: Commons.wikimedia.org

Завадский в театре Моссовета

Стоит признать, что Завадскому досталась блестящая труппа, одна из лучших из тех, что были в то время в Москве. Ее успел собрать еще предыдущий руководитель театра Любимов-Ланской. На сцене в спектаклях театра Моссовета играли Николай Темяков, Нина Княгининская, Сергей Годзи, Михаил Розен-Санин, Василий Ванин.

К этим блестящим актерам еще в 40-е годы присоединились ученики Завадского, которые вместе с ним постигали азы актерского ремесла. Среди них такие звезды первой величины, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Георгий Жженов, Александр Костомолоцкий.

Завадскому удалось сохранить главное — репутацию экспериментального театра, в котором давали дорогу молодым советским режиссерам. Правда, при нем существенно изменились используемые на сцене средства художественной выразительности.

Театральность и условная форма происходящего стали сочетаться с глубокой психологической проработкой характера каждого персонажа. В спектакле по произведению любого автора, российского или зарубежного, в центре всегда оказывался актер.

Завадский как бы коллекционировал лучших актеров в театре Моссовета. В Москву приезжали лучшие артисты со всей страны, чтобы попробовать свои силы у знаменитого режиссера. Причем многие из них были опытными людьми, которых даже не останавливал их возраст. Сразу после смерти Завадского не смогли найти одного человека, который смог бы возглавить такой театр. Поэтому некоторое время им руководил президиум художественного совета, который и принимал все решения.

Невостребованность и печальный уход

Закат театральной карьеры произошел с уходом из жизни любимого режиссера Юрия Завадского, а также блистательных партнеров: Веры Марецкой, Фаины Раневской, Ростислава Плятта, Любови Орловой, Николая Мордвинова. Конечно, роли ему предлагали, но пересилить себя и играть людей пожилого возраста он категорически отказывался.

Геннадий Бортников в разные годы жизни. Слева в спектакле «Глазами клоуна»

Принять, что он бывший красавец, и позади ошеломляющий успех в постановках «Царствие земное», «Глазами клоуна», «Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы», «В дороге», он не мог. Вопреки всему, Бортников старался оставаться молодым, элегантно одевался, не избавлялся от длинных волос. Его походка всегда была уверенной, легкой, быстрой.

И все же, последние годы этого великолепного актера были печальными. В театре его задействовали в нескольких неудачных спектаклях, в кино практически не снимали. Спасали мольберт, краски и воспоминания. А еще, трогательная любовь к братьям нашим меньшим. Он считал своими друзьями бездомных собак и кошек. В его доме жил беспородный кот Марик, в котором актер души не чаял.

Сердце Геннадия Леонидовича остановилось вскоре после большой выставки его полотен в ЦД Работников Искусства, 24 марта 2007 года. Случилось это так. Бортников почувствовал недомогание, его доставили в больницу. Врачи диагностировали обширный инфаркт. Пройдя курс лечения, актер почувствовал себя лучше. Из реанимации его перевели в палату. Геннадий Леонидович надеялся, что скоро окажется дома. К сожалению, выйти из медицинского заведения судьба ему не позволила…

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Репертуар театра

В настоящее время разнообразный репертуар в театре Моссовета. В зале можно увидеть постановку «Заповедник» по повести Сергея Довлатова. Она во многом автобиографична, рассказывает о конфликте, который возникал у писателя с властями на протяжении практически всей жизни.

Также в этом театре можно увидеть классическую детективную пьесу англичанина Фредерика Нотта «В случае убийства набирайте «М». В свое время она не только ставилась на театральных подмостках, но и экранизировалась, например, Альфредом Хичкоком в 1954 году.

Можно встретить и классическую постановку «Вишневого сада» по Антону Павловичу Чехову. Есть музыкальный спектакль «Иисус Христос — суперзвезда», поставленный по мотивам одноименной рок-оперы. В репертуаре нашлось место и комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

Краткая биография

  • В 1913 году в выпускном классе учебного учреждения парень стал задумываться о будущей профессии. Родители настаивали на том, чтобы молодой человек поступил на юридический в университете столицы. И хотя Юрию увлекался больше творчество, все-таки послушался отца и мать и начал учится на факультете юриспруденции. Одновременно с обучением стал дополнительно заниматься в школе рисования Жуковского и большую часть времени проводил именно здесь, прогуливая лекции.
  • В 1914 году началась Первая мировая война, что, по сути, никак не влияла на жизнь студента, поскольку университет освобождал от воинской обязанности. А в 1915 в студии живописи молодой человек знакомится с Евгением Вахтанговым, который был режиссёром Московского Художественного театра, он пригласил Юрия к себе. Так у парня появилось еще одно увлечение – театр и начался его путь к известности. Самыми яркими работами в этот период считаются постановки:
    • «Чудо святого Антония»
    • «Принцесса Турандот»
    • «Женитьба».
  • В 1917 студент добился своего отчисления из Московского университета.
  • В 1919 впервые попробовал силы в качестве художника и режиссера, поставив пьесу «Обручение во сне».
  • В 1924 году Завадский сумел создать собственное творческое объединение. Руководил им до 1936 года. Тут поставили такие известные спектакли, как «Любовью не шутят», «Вольпоне», «Ученик дьявола». Маленькая студия быстро обрела популярность и переросла в театр, что вышел из-под подвалов.
  • С 1932 по 1935 Юрий Александрович был удостоен возглавлять Центральный театр Красной Армии со спектаклями: «Мстислав Удалой», выпущенный 1932 года; «Гибель эскадры», вышедший в 1934 году.
  • 1933 год несомненно внес вклад в звездную карьеру молодого человека. Завадский исполняет роль Калафа в спектакле «Принцесса Турандот», с помощью которой сумел убедить всех скептиков и критиков в наличии безупречного таланта. А зрительская симпатия была настолько сильна, что в силу своей популярности изображения Юрия в роли Калафа стали появляться на спичечных коробках.
  • В 1936 году труппу молодого режиссера перенаправили из Москвы в город Ростов-на-Дону из-за слишком ярких произведений, которые они ставили. Тут построили красивый театр, что внешне слегка напоминал трактор, но сцена внутри имела необычайно огромные размеры. Зрителям Ростова мастер представил около 20 спектаклей, наиболее популярные из них: «Горе от ума»; «Разбойники»; «Дни нашей жизни»
  • В 1940 году Завадский снова вернулся в Москву, где возглавил Театр имени Моссовета и уже остался в этом храме искусства до конца жизни. Его актерский талант был заметен всегда, но вот игра в пьесе «Трактирщица» показала мужчину совсем с другой стороны, открыв яркий комедийный дар артиста.
  • С 1940 года также начал преподавать в ГИТИСе, а в 1947 даже получил звание профессора.
  • Во время Второй мировой войны (1941-1945) в постановках режиссера все больше и больше виднелись суровые героические мотивы. Особенно сильно это заметно в таких спектаклях как «Нашествие», вышедший 1943 года и «Встреча в темноте», появившегося на сцене в 1944 году.
  • В 1948 году стал обладателем звания «Народный артист СССР».
  • В 1952 году была поставлена постановка «Маскарад», за которую Юрий Александрович удостоился правительственной награды.
  • В 1969 году режиссер поставил слегка сверхъестественное, местами мрачное представление «Петербургские сновидения», которое посвятил своему умершему учителю Евгению Вахтангову.
  • Юрий Завадский умер 5 апреля 1977 года. Причиной внезапной смерти на 83-м году жизни стало обильное кровотечение, открывшегося в пищеводе из-за разрывов сосудов и вен. У него было небольшое предсмертное желание – чтобы никто не видел его бездыханное тело, поэтому все друзья и знакомые прощались с прахом великого режиссера.

В годы Великой Отечественной войны

Театр Моссовета в марте появился, с тех пор каждый год отмечает свой день рождения 3 числа этого месяца. Во время Великой Отечественной войны театр, как и все остальные значимые учреждения культуры, был эвакуирован максимально далеко от линии фронта. В частности, в Казахстан, где и продолжил работу.

Стоит отметить, что незадолго до войны художественным руководителем и режиссером стал Юрий Завадский, который считался одним из лучших учеников выдающегося театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского, а также его коллеги Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Этот режиссер сыграл в жизни театра огромную роль, проработав в нем до самой своей смерти. Почти 40 лет. Завадский скончался только в 1977 году.

Семья и выбор профессии

Геннадий Леонидович появился на свет в первый день апреля 1939 года. Семья обитала в столице России. До шести лет будущий актер жил беззаботно. Его воспитанием занималась мама, так как отец был летчиком и пропадал на работе.

Все изменилось, когда мама, совсем молодой, ушла из жизни. У родителя не находилось времени заботиться о наследнике. Мальчика все чаще отправляли к бабушке. Ребенок был практически предоставлен самому себе. Однако несмотря на это, Бортников-младший хорошо учился. Предпочтение отдавал гуманитарным предметам и рисованию.

Геннадий Бортников в юности. Справа в музыкальной ленте «Новогодний календарь», 1965 год

Мир искусства с детства привлекал Геннадия. Отец не одобрял увлечение сына, хотел, чтобы он пошел по его стопам. Профессия военного совершенно не нравилась подростку. После окончания семилетки ему пришлось, по требованию отца, выбрать серьезную специальность и поступить в машиностроительный техникум.

Через год юноша бросил ненавистное учебное заведение. Это обстоятельство пагубно отразилось на отношении с родителем. Оба Бортникова считали себя правыми, не хотели идти на уступки, ссорились и отстаивали свои интересы. Отец, привыкший к военной дисциплине, пытался и сына приучить к ней. Но свободолюбивого отпрыска загнать в такие рамки не удалось.

Личная жизнь

В личной жизни Завадского, считавшегося красавцем, постоянно присутствовали женщины. Безнадежно влюбленная поэтесса Марина Цветаева посвятила актеру сборник стихов «Комедьянт» и драматические произведения «Каменный ангел» и «Фортуна».

Несмотря на то, что поклонницы сценического таланта не давали прохода, Юрию Александровичу удалось обрести семейное счастье с коллегой Ириной Анисимовой-Вульф. Отношения не сложились из-за «его женщин» и многочисленных измен.

Второй женой талантливого режиссера стала актриса Вера Петровна Марецкая. В браке, длившемся почти два десятилетия, родился сын Евгений, пошедший по стопам отца.

Юрий Завадский и Вера Марецкая

Третья супруга появилась, когда к Завадскому пришла известность. Балерину Галину Сергеевну Уланову покорил обладатель премий и наград. В конце 1940-х чувства остыли, и пара задумалась о разводе. По слухам, супругов остановила процедура, требовавшая моральных и материальных затрат.

Коллеги рассказывали, что Завадский умудрялся дружить со всеми брошенными партнершами. Анисимова-Вульф оставалась ассистентом на протяжении 40 лет, а остальные, несмотря ни на что, восхищались мастерством и ходили на премьеры спектаклей.

Домработница Васена назвала покровителя «прохладным трудоголиком». Убирая квартиры в Уланском и Мансуровском переулке, заботливая и наблюдательная женщина знала все о романтических похождениях главного режиссера московских театров, но ни словом не обмолвилась о конкурентках в присутствии каждой из законных супруг.

Уход в монастырь

Не желая «зарывать» свои способности к рисованию, Геннадий записывается в художественную студию. В это же самое время его все больше увлекает театр. Узнав, что сын хочет стать артистом, отец устраивает грандиозный скандал.

Геннадий Бортников в молодости

Не найдя общий язык с главой семейства, строптивый юноша принимает отчаянное решение: уйти в монастырь. Конечно, это был дерзкий вызов, которым Бортников хотел доказать, что только он имеет право распоряжаться своей судьбой.

Жизненный уклад Троице-Сергеевой Лавры Геннадий принял смиренно. Изучал церковные заветы, придерживался традициям, трудился наравне с местными монахами. Умиротворенность переполняла душу парня. Ему захотелось писать иконы. Впоследствии это ему пригодилось. Геннадий Леонидович создавал замечательные картины. Правда, продавать их не очень умел. В основном дарил коллегам.

Роль

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Свадьба (1944)

Тем временем на сцене театра Моссовета ставили чудесную «Странную миссис Севидж». Главную роль играла Фаина Раневская, которая давно просила Завадского освободить ее от роли — по состоянию здоровья. Он тогда ввел в спектакль Любовь Орлову, которая тоже сильно болела и считала Севидж своим последним шансом.

Но узнав о том, что любимая Ве-Пе, возможно, доживает последние дни, режиссер моментально снял с роли Орлову и отдал ее Марецкой. Любови Петровне ничего не объяснили. Она звонила в театр с истериками, кричала, что дойдет до руководства страны и скандалила с режиссером.

Марецкая семь раз вышла на сцену, блистательно сыграв свою последнюю роль. Лишь единожды актриса прервала игру — когда в очередной раз попала в больницу — на операцию. Они оказались в соседних палатах с умирающей Любовью Орловой и на разных этажах с Юрием Завадским. Актрисе, перед которой была так виновата, она слала цветы и конфеты, но та безмолвствовала. А Завадский, бросивший к ногам любимой все, что было в его власти, не прекращал признаваться ей в любви.

Она и после операции вышла на сцену. На последнем поклоне, не выдержав, разрыдалась. Партнер Марецкой поклонился не только залу, но и актрисе. Уже разнесшаяся по Москве новость об умирающей актрисе не оставила равнодушными и зрителей: зал плакал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.

Орлову похоронили первой. Она так и не простила Веру, а та на панихиде заметила: «Ну надо же, Любочка и тут первая!». Похороны Завадского были следующими, на которых побывала уже совсем тяжелая больная Марецкая. Она ушла из жизни только через год — очень тяжело страдая и борясь до последнего.

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Мать (1955)

Кинематограф

В 1961-м году дебютировал в комедии «Взрослые дети», сыграл влюбленного. Далее была более заметная роль Саши Бубенцова в музыкальной ленте Г. Раппапорта «Черемушки», премьера которой состоялась на его день рождения. Партнерами актера стали Ольга Заботкина, Владимир Земляникин, Евгений Леонов, Рина Зеленая, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Василий Меркурьев.

Немного позже Бортникова утвердили на ведущую роль Антека в биографической картине «Слуша-ай!..». В съемках были задействованы Светлана Савёлова, Леонид Кмит, Михаил Поляк. В середине 60-х на экраны вышла драма «Наш дом», в которой режиссеру Василию Пронину удалось собрать потрясающих советских актеров: А. Папанова, Н. Сазонову, В. Высоцкого, В. Бероева, А. Локтева, Н. Корниенко, В. Лапикова, и, конечно, Г. Бортникова.

Геннадий Бортников. Слева с Мариной Хатунцевой в фильме «Черемушки», 1962 г. Справа в фильме «Слуша-ай!..», 1963 г.

Всесоюзную кинославу Геннадию Леонидовичу принес его герой разведчик Вережников в детективе «Взорванный ад». В первый год экранизацию посмотрело более 26 миллионов зрителей. После трехлетнего перерыва Бортникова пригласили на роль врача Анджея Вишневского в музыкальною комедию «Алло, Варшава!».

Также хочется отметить криминальную сагу «Братья Рико» по мотивам романа Ж. Сименона. Двухсерийный фильм мир увидел в мае 1980-го года. Главных героев сыграли Геннадий Бортников, Сергей Мартынов, Арнис Лицитис, Людмила Чурсина, Николай Пеньков.

Всего в творческой биографии актера 28 картин: мелодрама «Путешествие миссис Шелтон», телепостановка «Вечерний свет», лента «Дон Карлос», историческая экранизация «20 декабря», х/ф «Было у отца три сына», телепостановка «Веселый трамвай», детектив «Следствие ведут Знатоки», комедия «Лифт для промежуточного человека», драма «Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь», мистика «Квартира» и др.

Последней стала роль графа Любина в телепостановке Юрия Еремина «Муж, жена и любовник» (2007 год), по произведениям двух гениальных классиков И. Тургенева («Провинциалка») и Ф. Достоевского («Вечный муж»).