Опера «турандот»: краткое содержание, авторы, действующие лица

Краткое содержание оперы

События первого действия разворачиваются в Пекине. Толпа окружает императорский дворец. Люди взволнованно слушают указ, который объявляет в том, что дочь императора выйдет замуж за того, кто сможет отгадать три загадки. Неудачника же ждет казнь. Уже множество голов украшают колья, что высятся вокруг дворца, но нет конца смельчакам. Одних притягивает красота императорской дочери, других — несметные богатства, которые пойдут как приданное.

В толпе сбивают с ног немощного слепца, которого сопровождает одна служанка

Ее крики с просьбой о помощи привлекают внимание юного принца одной арабской страны, и он приходит на выручку. В слепце юноша узнает своего отца, которого много лет назад свергли противники власти и выгнали из страны

На глазах толпы, юноши и его отца еще один претендент вновь не справился с задачей. Его казнят. На балконе стоит принцесса Турандот и наблюдает за всеми событиями свысока. Оный арабский принц бросает на нее взгляд и тут же влюбляется. Он желает участвовать в испытаниях, и никакие отговорки отца не влияют на его мнение. Он влюблен, поэтому будет добиваться руки принцессы. Звучит гонг и нового претендента провожают во дворец.

Во втором действии рассказывается о придворных людях: советнике Пинге, прорицателе Панге и поваре Понге. Все трое мечтают удалиться от дел, уехать из дворца и жить где-нибудь на лоне природы. Но они вынуждены участвовать в кровавых играх своей госпожи.

Показан дворец императора. На троне — принцесса Турандот. Калафа (именно так зовут арабского принца) вводят в зал, и он готов выслушать загадку.

Ненависть и жестокость Турандот объясняется тем, что когда-то давно принцессу из ее рода обесчестил чужеземный завоеватель. Теперь она своим долго считает мстить за позор и больше всего любит наблюдать, как мужчин казнят. На две загадки дает ответ Калаф. Над третьей же думает долго и глубоко. Турандот уже предвкушает очередную казнь, но арабский принц находит ответ и на последнюю загадку.

Все замерли в испуге — что же будет? Турандот умоляет отца отменить уговор — она не желает выходить замуж за чужеземца. Но воля отца-императора непреклонна: Калаф победил, он должен получить награду. И тут сам арабский принц отказывается от победы, объясняя это тем, что не желает неволить принцессу. А взамен загадывает свою загадку и дает время до восхода солнца.

В начале третьего действия под страхом смерти все жителя города стараются найти ответ на загадку незнакомого всем арабского принца. А загадка эта — отгадать его имя, ведь его никто не знает, кроме слепого отца и невольницы. Сам Калаф бродит по садам, что окружают дворец, и мечтает о браке с Турандот, когда она наконец усмирит свой пыл.

А тем временем люди находят служанку слепого отца и начинают выпытывать имя юноши. Служанка была влюблена в Калафа и не желает его выдавать. Выхватывая кинжал у одного из приближенных принцессы, она закалывает себя. Пораженная таким поступком, Турандот не может понять, отчего же девушка так поступила.

Близится утро, Калаф и Турандот остаются одни. Неожиданно, принц заключает принцессу в свои объятия, а Турандот, желая вырваться, отвечает на его поцелуй. Сердце девушки растоплено. Калаф на ухо раскрывает свое имя принцессе.

Все заканчивается свадьбой и ликованием народа в честь того, что их жестокая принцесса наконец обрела любовь.

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини называют вторым по величине и значимости в мире оперы, после Джузеппе Верди. Родилась будущая легенда 22 декабря 1858 года в городе Лукке

Попав в Миланскую консерваторию, он пишет оперу «Виллисы», которая привлекла внимание будущих клиентов и покровителей Пуччини

Опера «Манон Леско», которая была написана в 1893 году, имела просто оглушительный успех. Последующая опера «Богема» принесла автору славу не просто хорошего оперного композитора, но и лучшего. Пуччини творил до самого последнего дня своей жизни, и венцом его творчества стала, к сожалению, незаконченная опера «Турандот».

Роли

Роли, типы голоса, главный состав
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 25 апреля 1926 г. (дирижер — Артуро Тосканини )
Принцесса Турандот сопрано Роза Раиса
Император Альтоум, ее отец тенор Франческо Доминичи
Тимур, свергнутый король Татарии бас Карло Вальтер
Неизвестный принц (Калаф), его сын тенор Мигель Флета
Лиу, рабыня сопрано Мария Замбони
Пинг, лорд-канцлер баритон Джакомо Римини
Панг, мажордом тенор Эмилио Вентурини
Понг, шеф-повар Императорской кухни тенор Джузеппе Несси
Мандарин баритон Аристид Баракки  
Принц Персии тенор Не назван в оригинальной программе
Палач (Пу-Тин-Пао) тихий Не назван в оригинальной программе
Имперская гвардия, люди палачей, мальчики, священники, мандарины, сановники, восемь мудрецов, служанки Турандот, солдаты, знаменосцы, музыканты, призраки женихов, толпа

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Опера «Турандот»: история создания

Впервые идея о создании этой оперы зародилась у Пуччини в 1919 году. Посмотрев драматический спектакль в театре Макса Рейнгардта, композитор решил создать что-то свое. Выбор пал на сказку Гоцца «Принцесса Турандот».

Работа над оперой продолжалась с лета 1920 до ноября 1924 года, когда Пуччини скончался, так и не закончив произведение. Доделывал работу после смерти старшего товарища его коллега Франко Альфано.

Опера «Турандот» отличается от всего того, что писал композитор раньше. Если ранние работы Пуччини отличались камерностью, то здесь, как отмечали критики позже, композитор ввел массивный звук хоров. Также не исключено, что данное нововведение могло появиться под влиянием еще одного известного композитора — М. Мусоргского.

Вторая постановка

Во второй постановке спектакля, восстановленной Рубеном Симоновым в 1963 году, в период «оттепели», роль принца Калафа исполнял Василий Лановой, а принцессы Турандот — Юлия Борисова (во втором составе — Виктор Зозулин и Марианна Вертинская). Маски — Николай Гриценко (Тарталья), Михаил Ульянов (Бригелла), Юрий Яковлев (Панталоне), Максим Греков (Труффальдино). Эта версия спектакля — была снята телевидением (в и 1999 году). Версия 1971 года выпущена на кассетах и DVD (в 2000-е годы).

В этой версии задача, воплощённая Вахтанговым в 1922 году, — рассказывать историю труппы, играющей спектакль, — не ставилась. Осталось два плана изображения: актёры играли не страсти своих героев, а ироническое отношение к ним. Абсолютная серьёзность снималась и интермедиями масок, которые комментировали происходящее в подчёркнуто современном духе, что открывало широкие возможности для импровизации.

Юрий Яковлев вспоминал об этой постановке так:

В частности, по словам Ю. Яковлева, в создании образа Панталоне для этого спектакля ему помогал А. И. Райкин.

После безвременной смерти Максима Грекова роль Труффальдино исполнял Эрнст Зорин. В других ролях: Михаил Дадыко — Алтоум, Людмила Максакова — Адельма, Екатерина Райкина — Зелима, Нина Нехлопоченко — Скирина, Гарри Дунц — Барах, Анатолий Кацынский — Тимур, Евгений Федоров — Исмаил.

Достопримечательность Арбата: фонтан «Принцесса Турандот» отремонтируют

Началась разработка проекта по ремонту памятника «Принцесса Турандот». Он стоит у дома 26 на улице Арбат. Здание занимает Театр имени Е.Б. Вахтангова.

Скульптурную композицию с фонтаном установили в 1997 году. Ее открытие приурочили к 75-летию первой постановки спектакля «Принцесса Турандот». Премьера состоялась в 1922 году. Режиссером выступил Евгений Вахтангов. Постановка по одноименной сказке Карло Гоцци была сделана на манер площадной комедии дель арте и стала символом театральной школы Вахтангова.

В 1963 году Рубен Симонов возобновил спектакль, в котором задействовали новое поколение актеров. Среди них были Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Юрий Яковлев. Постановка стала визитной карточкой театра и долгие годы украшала его репертуар.

По сюжету принцесса Турандот, дочь китайского императора, не желает выходить замуж. Она развлекается тем, что избавляется от незадачливых женихов, которые не проходят ее проверку. Принцесса загадывает им три сложные загадки, а тех, кто не угадает, отправляет на казнь. Так происходит до тех пор, пока в городе не появляется находчивый принц Калаф, которому удается растопить сердце жестокой красавицы.

Памятник «Принцесса Турандот» создан по проекту скульптора Александра Бурганова. Это фонтан с гранитной чашей овальной формы, бортики которого выполнены в виде лавочки. В центре установлена позолоченная скульптура принцессы Турандот. Она восседает на троне под пышным балдахином. Постамент, на котором стоит трон, выполнен в виде стилизованной беседки-ротонды.

Для разработки проекта специалисты проведут библиографические и историко-архивные исследования, а также изучат все особенности монумента. Ремонт памятника-фонтана планируют сделать в 2022–2023 годах. Во время работ специалистам предстоит устранить все дефекты поверхностей, а также обработать их защитными составами. Полный список работ станет известен после согласования проектной документации с Мосгорнаследием.

В сентябре прошлого года перед зданием театра появился памятник самому Евгению Вахтангову. Композицию выполнили из бронзы народный художник России Александр Рукавишников, заслуженный художник России Максим Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский. Открытие состоялось в год 100-летия Театра имени Е.Б. Вахтангова. В центре композиции — фигура режиссера. Он изображен сидящим на стуле, который укрыт театральным занавесом. На самом занавесе за спиной Вахтангова высечены названия поставленных со дня основания 100 спектаклей, прославивших театр. Среди них — «Чудо святого Антония» и, конечно, «Принцесса Турандот».

Турандот

Дочка императора, а значит — второе лицо в стране. Очень умна и прекрасна лицом, но черства и не знает, что такое любовь. Всегда с удовольствием наблюдает, как происходят казни ее женихов.

Образ девушки очень ярок, тем более нужно учитывать то, что главными героями обычно были мужчины. Время равноправия (в том числе и духовного) было далеко впереди, поэтому решение автора выдвинуть на первый план девушку считалось очень смелым поступком.

Еще задолго до Гоцци имя Турандот мелькало в легендах и сказаниях. На основе именно исторических, а иногда и откровенно легендарных данных, драматург и писал свое произведение. Произведения у Гоцци и у Пуччини значительно отличаются

Если пьеса получилась более исторически точной, стремящейся показать нам эпоху в деталях, то в опере главное внимание направлено исключительно на девушку

Постановки и роли

Первым персидскую сказку для сцены подготовил драматург из Парижа Лесаж. Комическую оперу «Китайская принцесса» представили публике в 1729 году в Ярмарочном театре в столице Франции. Работа была несколько ущербной, потому что «переводчик» использовал только центральный сюжет – злая принцесса отправляет недалеких женихов один за другим на казнь. Гоцци усложнил характер главного персонажа, вложив в действия Турандот смысл. По сути, девушка вступила в борьбу за равноправие полов.

Пьеса «Китайская принцесса»

Пьесу в обработке Шиллера сыграли в начале 19 века в Берлине. Именно этот спектакль вдохновил композитора Джакомо Пуччини на создание оперы «Турандот», которая стала завершением творческого пути легендарного музыканта. Шедевр с успехом дебютировал весной 1926 года в Милане.

В оперных постановках по мотивам легенды персидских сказок участвовал даже «король верхнего до». В послужном списке Лучано Паваротти – партия принца Калафа. Кстати, это самая сложная партия в творении Пуччини. Ее сумел осилить муж Анны НетребкоЮсиф Эйвазов, который считается лучшим лирико-драматическим тенором современности. В опере «Турандот» артист дебютировал в Мариинском театре в 2016 году.

Цецилия Мансурова в роли Турандот

Драматическая пьеса имеет славную историю на сценах российских театров. С восторгом постановку Евгения Вахтангова приняла публика в 1922 году. Режиссер выбрал оригинальную трагикомедию Гоцци с ее импровизацией и изяществом, откинув литературную обработку Шиллера. Во главу угла театральный гений поставил не сюжет, а остроумные современные реплики героев.

Юлия Борисова в роли Турандот

Людям, переживающим непростые революционные времена, Евгений Багратионович подарил веселый, легкий праздник. Первыми роли Турандот и Калафа исполнили актеры Цецилия Мансурова и Юрий Завадский. В театре им. Вахтангова пьеса шла (с перерывами) до 2006 года, став эстетическим символом этого храма Мельпомены. И всегда был аншлаг.

Марина Есипенко в роли Турандот

Широкую известность получил спектакль Рубена Симонова, где в главных героев «Турандот» перевоплотились Юлия Борисова и Василий Лановой. Постановка 1963 года позже попала на голубые экраны – творческую работу сняло телевидение.

Третье восстановление спектакля пришлось на 1991 год под режиссерством Гария Черняховского. Турандот играли Марина Есипенко и Анна Дубровская, а Калафа – Александр Рыщенков и Алексей Завьялов.

Сегодня театралы и поклонники сценического искусства ждут молодого режиссера, который вдохнет в пьесу новую жизнь. Михаил Ульянов, художественный руководитель театра, озвучивал решение о приостановке спектакля:

Читать кратко Принцесса Турандот опера Пуччини

Император Альтоум желает выдать свою дочь Турандот замуж. Она загадает 3 загадки, отгадавший их станет императорским зятем, а все остальные будут казнены. Принцесса ненавидит всех мужчин, особенно чужестранцев.

На площади уже собираются обезглавить принца Персии. В толпе падает старик, к нему на помощь спешит Калаф. Внезапно он узнает в старике своего отца – свергнутого татарского хана. Рядом со стариком находится Лю, давно влюблённая в Калафа пленница. Но Калаф, увидев Турандот, мгновенно влюбился без памяти и отправился на испытание

Калаф дал верные ответы на все вопросы принцессы. Принцесса умоляет отца не выдавать её за чужеземца, но император непреклонен. Ввнезапно Калаф сам отказывается от свадьбы, которой девушка не хочет. Он предлагает принцессе отгадать его имя, и в случае её верного ответа он сам пойдёт на казнь.

Народ умоляет Калафа покинуть город, иначе разгневанная принцесса казнит всех наутро. Юноша отказывается, надеясь на любовь Турандот.

Принцесса схватила его отца и Лю, и начала мучить девушку, не желавшую выдавать имя Калафа. Не в силах терпеть мучений, она закалывает себя кинжалом. Турандот поражена её поступком и не понимает, почему она пожертвовала своей жизнью.

Калаф, оставшись наедине с Турандот, не в силах больше терпеть и целует её. Принцесса вначале пыталась оттолкнуть наглого чужестранца, но внезапно ответила на его поцелуй. Тогда юноша произнёс ей своё имя.

На следующее утро Турандот объявляет отцу и народу: «Имя незнакомца – любовь!».

«Принцесса Турандот» в полной степени раскрывает силу истинной любви: любви отца к сыну, любви, ради которой жертвуешь своей жизнью, любви, способную растопить жестокое сердце.

Оцените произведение:

  • 3.1

Голосов: 41

Читать краткое содержание Пуччини — Принцесса Турандот. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оперы. Краткие содержания произведений

  • Беллини — Норма
  • Бизе — Кармен
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вагнер — Тристан и Изольда
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Симон Бокканегра
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Гершин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Иисус Христос — суперзвезда
  • Иоланта
  • Кальман — Принцесса цирка
  • Кристоф Глюк — Орфей и Эвридика
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Мазепа
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Хованщина
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Шеридан — Дуэнья

Первая постановка

Спектакль «Принцесса Турандот» (1922)

Первое представление состоялось 28 февраля 1922 года. Художник И. И. Нивинский. Музыкальное оформление — Николай Сизов, Александр Козловский. Первой исполнительницей роли принцессы была Цецилия Мансурова, а принца Калафа — Юрий Завадский. Альтоум — Басов, Тимур — Борис Захава, Тарталья — Борис Щукин, Труффальдино — Рубен Симонов, Панталоне — Иван Кудрявцев, Бригелла — Освальд Глазунов, Адельма — Анна Орочко, Скирина — Елизавета Ляуданская, Зелима — Александра Ремизова, Измаил — Константин Миронов.

Эскиз декораций Игнатия Нивинского

Вахтангов поставил «Турандот» как ироническую сказку, в которой актёры играли не самих героев, а актёров венецианской театральной труппы, разыгрывающих «Принцессу Турандот». Соперничество между Турандот и Адельмой в сказке одновременно было и актёрским соперничеством двух примадонн труппы за расположение героя-любовника, играющего Калафа. Такой подход, заданный режиссёром в 1922 году, был воплощён только в первой постановке спектакля, и был со временем постепенно утрачен, ещё до создания новых версий «Турандот».

Как уже отмечалось, в постановке Е. Б. Вахтангова главное — не сюжет классической сказки, а остроумные современные комментарии самих действующих лиц. Текст интермедий и загадок первоначально был создан драматургом Николаем Эрдманом. Актёры не только создают психологический образ персонажей, но ещё и выражают собственное отношение к ним и к сюжету, чуть-чуть ироничное, весёлое, насмешливое, порой трогательное и лиричное, порой сатирическое. Нарочитая игра с использованием немудрёного реквизита сразу настраивает на весёлый карнавальный лад. Борода — полотенце, держащееся на резиночке; скипетр — спортивная теннисная ракетка; лестница-стремянка при желании превращается во что угодно, хоть в музыкальный инструмент. Любой реквизит в руках актёра «играет» роль того, чем является на данный момент по ходу сюжета. Актёры словно играют в детскую игру, когда обычные бытовые предметы силой воображения преобразуются в иные, необходимые для следования сказочного сюжета. Но и полностью войти зрителю в сказку не дадут; тут же вернут к действительности суровым окликом к расшалившемуся партнёру: «Не ломай театральную мебель!» Зрители и актёры таким образом находятся не внутри действия, а несколько со стороны.

Масочны и одновременно символично глубоки все персонажи постановки: правитель император Алтоум — милый улыбающийся дедушка, обожающий капризную дочь, но в его стране беззаконные жестокие нравы; бессловесные мудрецы Дивана — типичные образцовые чиновники, главное дело которых вовремя кивать. Там все улыбаются, но там страшно жить. Современные характеристики и ассоциации превращают театральное действо в яркий, красочный, музыкальный, остроумный, феерически искрометный памфлет.

А. Орочко — Адельма

Театровед В. А. Щербаков отмечает:

«Принцесса Турандот» имела феноменальный успех. Присутствовавший на репетициях спектакля К. С. Станиславский передал умирающему Вахтангову, что «тот может заснуть победителем». По воспоминаниям очевидцев, на представлениях зрители забирались от восторга на спинки кресел.

Один из критиков писал: «Посмотрев „Турандот“, я верю растаявшему снегу, прилету птиц и грядущей весне, ибо она уже началась на Арбате, в особняке Берга».

Владимир Этуш цитирует Г. А. Товстоногова:

История появления

Всё началось в 1922 году, когда известнейший московский драматург Евгений Багратионович Вахтангов ставит в театре на Арбате сказку авторства итальянского писателя К. Гоцци. Спектакль имел ошеломительный успех: он собирал полные залы, критики оценили его как определивший будущее театрального искусства, а главная героиня легенды – своенравная китайская принцесса – стала символом театра им. Вахтангова.

Сюжет сказки прост: капризная, жестокая, но невероятно красивая принцесса Турандот отказывается выходить замуж вопреки желанию любящего её отца-императора Алтоума. Чтобы отбиться от неиссякаемого потока женихов, она придумывает невыполнимое задание: каждый сватающийся должен разгадать три ее трудные загадки. В случае неудачи кандидат отправляется на казнь. Так она погубила много влюблённых в неё мужчин, пока к ней не приходит переодетый в бедняка татарский принц Калаф. После нескольких комедийных и трагичных перипетий всё заканчивается торжеством любви и пышной свадьбой.

Артисты Юлия Борисова и Василий Лановой, долго исполнявшие главные роли, присутствовали на открытии фонтана-памятника в 1997 году. Устанавливали фонтан «Принцесса Турандот» в год 75-летия дебюта постановки и 850-летия столицы.

Граф Карло Гоцци

Родился будущий автор «Турандот» в 1720 году, в Венеции. Писать начал с небольших поэм и эссе, где критически разбирал все то, что ставилось на сценах Италии того времени. Именно эти критические очерки принесли Гоцци первую известность не только среди специалистов, но и среди широкой публики.

По легенде, первую пьесу Гоцци написал, поспорив с одним из самых известных драматургов своего времени — Карло Гольдони. Суть спора заключалась в том, что пьесу необходимо было написать на самый незамысловатый сюжет и добиться с ней максимально возможного признания. Вскоре после этого спора у Гоцце из-под пера вышла «Любовь к трем апельсинам», с которой драматург не только очень громко заявляет о себе, но и зачинает новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Кстати, С. Прокофьев для своей одноименной оперы использовал именно эту пьесу Гоцце.

Помимо Прокофьева, фьябы Гоцце высоко оценивали Гофман, Гете, Островский и многие другие.

Пьеса «Принцесса Турандот» написана в 1762 году и по праву относится к числу лучших творений мастера. В данном произведении нет магических превращений, как было в ранних работах Гоцце, мотив «Принцессы» более реален. За основу автор взял мотивы «Китайской принцессы» Лесажа. С самых первых постановок «Принцесса Турандот» вызвала шквал эмоций и восторженных отзывов критиков той эпохи.

Калаф

Образ юноши, который и смел, и благороден, и умен, далеко не нов. Если рассматривать такое произведение, как опера «Турандот», краткое содержание которого было дано выше, можно заметить, насколько юноша противопоставляется всем остальным. И принцессе, и народу, и дворцовому окружению. Особенно это заметно, когда весь город старается узнать его имя — люди даже доводят до самоубийства служанку.

Калаф — это арабский принц, который вернул престол своему роду. Отца его, как это известно по тексту, выгнали из страны, когда герой был еще взрослеющим юношей, и он ничего не смог сделать. Когда Калаф вырос, он забрал себе престол, но отец пропал без вести. Совершенно случайно, спустя годы, отца с сыном сводит судьба.

Критический ответ

« Турандот», долгое время считавшаяся самой авантюрной из опер Пуччини , также считалась шедевром с недостатками, и некоторые критики были настроены враждебно. Джозеф Керман заявляет, что «Никто не станет отрицать, что в этой сказке можно найти драматический потенциал. Пуччини, однако, не нашел его; его музыка не делает ничего, чтобы рационализировать легенду или пролить свет на персонажей». Керман также писал, что, хотя Турандот более «обходительна» в музыкальном плане, чем более ранняя опера Пуччини , « Тоска» , «в драматическом плане она гораздо более развратна». Однако сэр Томас Бичем однажды заметил, что все, что Джозеф Керман сказал о Пуччини, «можно спокойно игнорировать».

Часть этой критики, возможно, связана со стандартным финалом Альфано (Альфано II), в котором за смертью Лиу почти сразу же следует «грубое ухаживание» Калафа за Турандот и «напыщенный» конец оперы. Позднее попытка закончить оперу была сделана при сотрудничестве с издателем Ricordi в 2002 году Лучано Берио . Версия Берио, как полагают, преодолевает некоторые из этих критических замечаний, но критики, такие как Майкл Таннер, не смогли быть полностью убеждены в новом финале, отметив, что критика со стороны защитника Пуччини Джулиана Баддена все еще применима: «Ничего в тексте финала дуэт предполагает, что любовь Калафа к Турандот сводится к чему-то большему, чем физическая одержимость: и изобретательность Симони и Адами в тексте «Del primo pianto» не могут убедить нас, что подчинение принцессы менее гормонально ».

Эшбрук и Пауэрс считают, что это было осознание этой проблемы — неадекватное наращивание для изменения взглядов Турандот в сочетании с чрезмерно успешным обращением со второстепенным персонажем (Лиу) — что способствовало неспособности Пуччини завершить оперу. В другом альтернативном финале, написанном китайским композитором Хао Вэй Я, Калаф преследует Турандот, но целует ее нежно, а не с силой; а строки, начинающиеся с «Del primo pianto» («Первые слезы»), расширены в арию, где Турандот более полно рассказывает Калафу о своем изменении в сердце.

Что касается убедительной правдоподобности самоотверженного персонажа Лиу в отличие от двух мифических героев, биографы отмечают отголоски в собственной жизни Пуччини. У него был слуга по имени Дориа, которого его жена обвинила в сексуальных отношениях с Пуччини. Обвинения усиливались, пока Дориа не покончила с собой, хотя вскрытие показало, что она умерла девственницей

В « Турандот» Пуччини уделил внимание знакомым страданиям Лиу, как и многим ранее страдавшим героиням. Однако, по мнению отца Оуэна Ли , Пуччини был не в своей тарелке, когда дело доходило до развязки истории двух его аллегорических главных героев

Очутившись полностью вне своего обычного жанра Verismo , он был не в состоянии полностью захватывая и решения необходимых элементов мифическое , не в состоянии «чувствовать свой путь в новый, запрещая области миф открываемые к нему» , — и , таким образом , не в состоянии до конца опера за два года до его неожиданной смерти.