Городская реформа петра i великого

Оглавление

Административные реформы Петра I Великого

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа

Городская реформа Петра I

первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей — на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров. Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий

Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.

Общая схема органов управления
Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, ещё при Алексее Михайловиче. Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение военнослужащих (солдат, драгун, рейтар и так далее) по образцу, заведённому у Преображенцев и Семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Помимо организационной структуры Пётр изменил систему материального снабжения армии и сделал многое для обеспечения армии отечественным оружием. Уже в разгар Северной войны 1700-1721 годов Пётр открывает множество заводов по производству оружия, самыми известными из которых были Тульский оружейный завод и Олонецкий завод по производству артиллерии. В плане материального обеспечения Пётр Алексеевич ввёл в русской армии единые мундиры для сухопутных (зелёные кафтаны и чёрные шляпы) и кавалерийских войск (синие кафтаны и чёрные шляпы). По Воинскому уставу 1716 года была также нормирована подача продовольствия, открывались продуктовые магазины по всей стране

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школы, рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военнослужащих.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам»

Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. — первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Деление территории государства по статистическому принципу

Проведение губернской реформы, начатой Петром I, осуществлялось в несколько этапов и растянулось на длительный срок. Так, по истечении трех лет после ее начала к названным выше губерниям прибавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская. Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в сам порядок организации местного самоуправления. В частности, было осуществлено деление губерний на более мелкие административные единицы ‒ провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть исходя из количества дворов.

Стараясь еще более упростить механизм управления государством, в 1719 году Петр I разделил провинции на уезды, общее количество которых по стране достигло двух с половиной сотен. Управлять ими он поставил местных воевод. По тем временам этот комплекс мер выглядел новаторским и далеко не всеми членами общества был встречен с одобрением, но перечить государю никто не посмел.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка

Важное изменение в этом плане — лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление

На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Причины областной реформы Петра I

Областная реформа Петра I проводилась одновременно с устройством коллегий. Осуществление этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости в качестве самоуправляющихся единиц. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а само управление уездами из центра — крайне громоздким

Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и продовольственно-материального обеспечения армии и флота для успешного ведения Северной войны 1700—1721 гг

Главные причины

Одной из важнейших причин проведения областной реформы являлось территориальное деление России, сильно устаревшее к началу XVIII века. Оно было громоздким и запутанным. Основными территориальными единицами того времени были уезды, которыми было трудно управлять из центра.

Чтобы иметь некоторое представление, необходимо отметить, что Россия была разделена на 146 уездов, под управлением воевод. Кроме них были самоуправляющиеся территории – волости.

К числу главных причин выполнения областной реформы нужно отнести новую систематизированную форму финансирования, которая могла бы наладить бесперебойное исполнение материального и продовольственного снабжения русской армии и флота во время проведения Северной войны с одной из развитых стран Европы – Швецией.

Система управления[править | править код]

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения.

С 1712 года при губернаторах учреждались особые советы ландратов. Указом 20 () января  года ландратов полагалось избирать в городах или провинциях из числа дворян. Но эта мера осуществлена не была: окончательное утверждение ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было предписано назначать в ландраты офицеров, уволенных со службы вследствие ран или старости и не имеющих деревень. Ландратовое жалование являлось как бы пенсией этим отставным. Таким образом, ландраты могли быть назначены сенаторами не из среды местного дворянства. По указу 24 апреля (5 мая)  года ландраты составляли совет при губернаторе, причём губернатор выполнял роль президента. Дела в этом совете ландратов при губернаторе решались большинством голосом. По закону ландраты не подчинялись губернатору, а были его товарищами. Но на самом деле совет ландратов оказался в большой зависимости от губернатора, который смотрел на них как на помощников.

С 1715 года губерния разделялась на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого ландрата, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год. В этой роли ландраты из советников очень скоро перешли в положение исполнителей губернаторских поручений и под руководством губернаторов ведали разнообразными делами по губернскому управлению — собирали провиант для армии, налоги, рабочих для строительства и земляных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в столицу ямщиков, кузнецов, плотников, составляли различные отчётные ведомости, принимали участие в распределении сборов в губерниях, в переписке и освидетельствовании количества дворов и т. д.

Ещё с 1699 года прежние уезды стали именоваться провинциями. Во главе провинций остались прежние воеводы; в 1710 году они были переименованы в комендантов. Воеводы крупных городов стали называться обер-комендантами, а подчинённые обер-коменданту воеводы мелких городов — просто комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов в городах, где не было гарнизонов, заменили ландрихтеры. Провинцией называли такие округа, которые были очень удалены от губернского города и сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской губернии верхневолжские города, с Ярославлем во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это была единственная провинция Петербургской губернии. Таким образом, правильного разделения петровских губерний на провинции в описываемое время сделано не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были две провинции — Галицкая и Устюжская, в Московской губернии — восемь провинций, в Киевской — ни одной, потому что Малороссия делилась на полки.

Государственные преобразования

XVIII век в России ознаменовался выходом административных реформ. Прежде всего, они носили стратегический характер, так как открывали возможность свободного ведения Северной войны. С другой стороны — необходимость модернизации территориального деления государства была вызвана сложными взаимоотношениями между провинциями (уездами) и центральной частью Руси.

Смена системы управления

Первое важное решение Петра Великого коснулось правящего органа:

  • В 1699 году создается Ближняя канцелярия.
  • В марте 1711 года формируется Правящий Сенат.

Вместо консилии 15 министров, как было ранее в Канцелярии, туда вошли 9 президентов коллегий.
Следующий виток модернизации существующей системы правления произошел после окончания Северной войны. Период с 1717 по 1721 год ознаменовался реформированием органов исполнительной власти.
Рис. 2. Царь Петр I за работойРечь идет о создании 13 коллегий (прообраз министерств) с соответствующими задачами:

  1. Иностранных дел — управление внешней политикой государства.
  2. Военная — обеспечение нужд сухопутных войск.
  3. Вотчинная — регулирование вопросов, связанных с землевладением дворян.
  4. Адмиралтейств — управление военно-морским флотом.
  5. Штатс-контор — ведение расходных дел России.
  6. Ревизион — контроль над сбором налогов и распределением средств из казны.
  7. Коммерц — урегулирование вопросов, связанных с торговлей.
  8. Берг — управление горно-заводской промышленностью.
  9. Мануфактур — регулирование деятельности мануфактурных производств (предприятия с задействованием ручного труда).
  10. Юстиц — ведение судебных дел (гражданских и уголовных). При данной коллегии также работала Крепостная контора, созданная для регистрации актов купчих, завещаний, долговых расписок.
  11. Духовная —  ведение церковных дел. В 1721 году коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод.
  12. Камер —  контролировала поступление доходов.
  13. Малороссийская — координировала действия гетмана (должность, в руках которой была сосредоточена власть на Украине).

Рис. 3. «Полтавская битва», Денис Мартен. 1726 год

Областная реформа

Следующим важным преобразованием устройства России стало создание новых территориальных единиц — губерний (декабрь 1708 года):

  • Московская;
  • Ингерманландская (впоследствии переименована на Санкт-Петербургскую);
  • Киевская;
  • Смоленская;
  • Архангелогородская;
  • Казанская;
  • Азовская;
  • Сибирская.

В 1710 году, помимо уездов, губернии распределяются на доли (состояли из 5536 дворов). Подобные нововведения усугубили положение дел, так как требовали создания огромного количества новых должностей, что негативно сказалось на экономике Руси.Результатом II этапа губернской реформы (1719-1721 гг.) стали: отмена долей и распределение каждой из существующих областей на 50 провинций, которые состояли из дистриктов.

Реформы центрального управления

Реформирование территориального деления повлекло за собой появление ряда новых государственных должностей и изменения в системе судебной власти. Управителем провинций назначались воеводы, в дистриктах власть принадлежала земским комиссарам, назначением которых занималась соответствующая коллегия. Задача губернатора состояла в координации военных действий и исполнительной власти.
Рис. 4. «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово», Алексей Кившенко, 1882 годРоль Верховного Суда воплощали Сенат и Юстиц-коллегия. Кроме этого, в зависимости от величины административной единицы, появились надворные (городские) и нижние (провинциальные) апелляционные суды.Отсутствие возможности контролировать новоиспеченных чиновников натолкнула государя на мысль о создании специального аппарата надзора, который состоял из нескольких подучетных друг другу ведомств:

  1. Фискалы. Их задача состояла в донесении информации о случаях казнокрадства и взяточничества со стороны лиц, в руках которых сосредоточивалась власть.
  2. Обер-фискал. Его задача состояла в учете и контроле работы фискалов. Назначение на эту должность осуществлялось самим императором, кроме того, обер-фискал являлся членом Сената. В 1723 году должность переименовали в генерал-фискала.
  3. Расправная палата — высший орган контроля за госслужащими. Он действовал в период 1712-1719 годов в составе из 4 судей и 2 сенаторов. С 1719 по 1723 гг. деятельность фискалов контролировала Юстиц-коллегия, а в 1722 году они стали поднадзорны генерал-прокурору.

Заключительным аккордом административных изменений внутри страны стал Закон о Престолонаследии (1722 год), который позволял действующему царю самостоятельно назначать приемника. Таким образом, право на власть перестало передаваться внутри правящей династии.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Основная задача екатерининской реформы

Возвращаясь к губернской реформе 1775 года, отметим, что Екатерине II пришлось осуществлять ее на значительно большей территории, чем в свое время Петру I, поскольку за истекшие десятилетия границы России были существенно раздвинуты присоединением к ней новых земель. В результате начатые ею административные преобразования должны были коснуться 23 губерний, разделенных на 66 провинций, состоявших, в свою очередь, из 180 уездов. Суть губернской реформы, начатой в 1775 году, состояла в повышении эффективности управления государством за счет увеличения числа административных центров. Забегая вперед, отметим, что в результате проведенной реформы их стало почти вдвое больше.

В основу проводимых мероприятий был положен документ, разработанный в личной канцелярии императрицы и получивший название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Им предусматривалось дальнейшее деление государства на отдельные административные единицы, управление которыми осуществлялось в соответствии с общей вертикалью власти.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы

Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые — к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Историческое значение губернской реформы

Реформа Екатерины II имела большое значение для страны, так как ее следствием стало кардинальное изменение структуры управления. Дворяне получили власть на местах, начали проявлять заинтересованность в экономическом развитии своих уездов.

Для всей страны были разработаны единые нормы административного-территориального деления и управления, что позволило укрепить центральную вертикаль власти, создать стройный управленческий аппарат.

Впервые в России появился законодательный акт, определяющий деятельность суда и органов государственного управления. Историки оценивают это событие как логическое завершение реформы Петра I, запущенных им изменений.

Предшествующая реформа

Административное преобразование подобного рода не явилось для России чем-то новым, поскольку еще в 1708 году ей предшествовала губернская реформа, проведенная Петром I. Именно она внесла радикальные изменения в жизнь общества. Преследуя ту же цель ‒ осуществление наиболее полного контроля за всем происходящим в стране, государь учредил 8 губерний: Московскую, Казанскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую, Архангелогородскую, Киевскую, а также Ингерманландскую, которая спустя два года была переименована в Санкт-Петербургскую.

Каждую из этих административных единиц возглавляли губернаторы, назначавшиеся царем. Чиновниками столь высокого ранга становились наиболее приближенные к нему лица, в руках которых сосредоточивалась вся военная, гражданская и судебная власть. Кроме того, они же получали право распоряжаться финансами вверенных им губерний. Предоставление столь обширных полномочий налагало на губернаторов и большую ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы были
изучены особенности губернской
реформы Петра I в 1708 – 1715 годах.

Губернская реформа 17 декабря 1708
г

является важной составной частью преобразований
Петра I в России, которая получила различные
оценки в исторической литературе. Они
касаются не только определения целей
и задач Петра I в сфере государственного
управления, но и проблем ее практического
осуществления и результатов

При этом
исследователи уделяют особое внимание
военно-административной и фискальной
характеристикам губернской реформы,
прямолинейно привязывая ее к условиям
военного времени (русско-шведская война)

Однако еще В.О. Ключевский приводил
сравнения губернской реформы Петра I
(создание губернской системы управления)
с территориальными разрезами времен
царя Федора и округами московских областных
приказов, делая акцент на их чисто внешнем
сходстве. Но одного указания на внешнее
сходство управленческих структур недостаточно,
поскольку разряды и округа были связаны
с элементами земельно-областного управления,
которое окончательно было ликвидировано
в ходе губернской реформы Петра I. Следовательно,
рассматриваемая реформа Петра I носила
ярко выраженный административно-бюрократический
характер.

В пользу последнего предположения 
свидетельствует первоначальное закрепление
341 города за новыми округами (губерниями).
Прежние территориально-управленческие
хозяйственные связи городов 
не учитывались Петром I.

Вместе с тем, Петр I не спешил с 
практическим осуществлением губернской
реформы. Вероятно, он и правительство 
опасались снижения налоговых поступлений 
в казну.

Реформа началась только в 1712 г., когда 
не только определились с основными 
функциями новых губернских учреждений
(в том числе судебными), но и почти завершилось
формирование их штатов, а также размещение
воинских подразделений участвовавших
в сборе налогов.

После апробации новой губернской
системы управления в 1715 г. составили 
новое штатное расписание, куда
были включены должности губернских чиновников.
По штатам 1715 г. при губернаторе состояли:
вице-губернатор, ландрихтер, обер-провианмейстер,
провианмейстер, ландатры, и различные
комиссары.

Основными целями реформы были: создание
крупных военно-административных
округов и увеличение налоговых поступлений
в казну.

Данную реформу можно охарактеризовать
следующим образом: в 1708 году, чуя 
хронический дефицит и не полагаясь 
на устарелое приказное управление,
Петр искал выход в децентрализации
и переместил казенные палаты из центра
в губернии, но малая удача нового порядка
(прежде всего, плохая собираемость налогов)
заставила его думать о повороте назад
к центру.

Губернская реформа Петра I должна
была стандартизовать и рационализировать 
территориальное управление, однако
на деле скорее запутала его, особенно
на местном уровне, так как страдала очевидными
недостатками: непродуманностью реформы,
непроработанностью деталей, механистичностью,
некритическим заимствованием зарубежного
опыта.

Исходя из этого, процесс рационализации
территориального управления растянулся
на несколько десятилетий и был завершен
только губернской реформой Екатерины
II. Ею был предложен вариант, значительно
более соответствующий национальным традициям
и поэтому более удобный в исполнении
и щадящий для управляемых.