Großtraktor — krupp

Оглавление

Танк КВ-1 («Клим Ворошилов»)

Боевая машина, созданная перед Великой Отечественной, участвовала еще в Советско-Финской войне. После немецкого нападения на СССР танк был грозой для гитлеровцев. Ни в одной армии мира в 1941 году не было оружия, способного на равных противостоять КВ-1.

Танк был два раза тяжелее крупнейшей немецкой боевой машины. Он уничтожал элитные подразделения германских сил с той же легкостью, как если бы участвовал в Бородинском сражении 1812 года. До конца 1941 года это была непобедимая, неуязвимая и очень мощная боевая единица. Только в конце первого года войны Вермахт создал конкурентоспособную военную технику.

Весил 45 тонн, защита боевой единицы состояла из 75-миллиметровых стальных бронелистов. Броня была удачно расположена на корпусе под наклоном – немецкие снаряды 37 калибра не могли пробить защиту танка даже с малой дистанции. Советский «монстр» имел длинноствольное орудие 76 калибра, оно доставало врага на расстоянии в полтора километра.

Команды танка сформировывались только из офицеров, лишь механики-водители могли носить звание старшины. Подготовка экипажей на голову превосходила уровень команд танков иных типов.

К недостаткам танка можно отнести довольно не проработанную конструкцию, машину спешно запустили в серийное производство, не учтя недоработки. Особенно страдала трансмиссия. По причине большой массы танка и связанных с ней серьезных нагрузок ходовая часть нередко выходила из строя. А в начальный период войны, при частых отступлениях, машины приходилось оставлять или взрывать. В военных условиях ремонтировать их было невозможно.

Схожие машины


Ранний вариант НИ-1 на базе трактора СТЗ-5. 20 августа 1941 года Пулемётная башня эрзац-танка НИ-1 Надо сказать, что НИ-1 был далеко не единственным бронетрактором, произведённым в годы Великой Отечественной войны. В условиях недостатка бронетехники во многих городах, располагавших более или менее развитой промышленностью, создавались и изготавливались самодельные образцы бронетехники — бронетрактора, эрзац-танки, самодельные бронеавтомобили

К примеру, по имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва или пулемёт . При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года

Кроме того, имеются обрывочные сведения о состоявшем на вооружении Украинской повстанческой армии импровизированном танке]. Танк был собран в 1943 году в районе Ковеля — в подконтрольной УПА военной мастерской трактор был обшит сталью и оснащен двумя пулеметами. Танк использовался в боях с польской Армией крайовой. По другой версии], бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5; нельзя исключить вероятности существования двух разных повстанческих эрзац-танков

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами]

В Дании бойцами местного сопротивления в начале 1945 года был построен импровизированный бронеавтомобиль V3 на случай вооружённых конфликтов с силами Вермахта. Применялся в уличных боях против датских коллаборационистов

. Памятник НИ-1 возле завода имени Январского восстания. Одесса, Серединский сквер

Сохранившиеся экземпляры[править | править код]

Экспозиция НИ-1 в составе Мемориала героической обороны Одессы

По состоянию на 2012 год известно о сохранности нескольких бронетракторов, предположительно являющихся НИ-1.

  •  Россия — 1 машина в составе экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке (установлен на открытой площадке вне ангаров). Хотя данный экспонат позиционируется музеем как танк НИ-1, о чём говорит информационная табличка перед ним, есть данные, что этот бронетрактор представляет собой послевоенный макет, стилизованный под бронетрактор ХТЗ-16, изготовленный в качестве реквизита для киносъёмок.
  •  Украина — как минимум 3 машины. В Одессе имеется танк НИ, установленный на постаменте на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Второй экземпляр танка НИ является частью Мемориала героической обороны Одессы. Однако эти экземпляры представляют собой лишь поздние копии, изготовленные специально для съёмок в художественном фильме.[источник не указан 733 дня] В г. Днепр (бывш. Днепропетровск) на территории пейнтбольного клуба «Агрессор» находится ещё один экземпляр НИ-1, реплика, собранная членами клуба самостоятельно по чертежам.[источник не указан 733 дня]

Бумажные модификации

Как и Großtraktor, проект Leichttraktor не отдавался в монопольную разработку Krupp. Немецкий оружейный гигант разрабатывал общую концепцию машины, после чего подписывались контракты с другими компаниями, и по итогам конкурса выбирался наиболее подходящий образец. Параллельно разработками занимались Rheinmetall и Daimler-Benz. Впрочем, фирма Daimler-Benz особого интереса в работах по Leichttraktor не проявляла, ей вполне хватало и Großtraktor. Тем не менее, в том или ином виде в конкурсе она всё равно участвовала, поскольку по итогам проектирования Krupp склонился к использованию её 100-сильного мотора M 36. Конкурентом ему был двигатель Maybach, но он оказался менее компактным.

Rheinmetall Leichttraktor в исходной конфигурации

Облик Leichttraktor стал приобретать законченные очертания в начале июля 1928 года. Детище инженеров Krupp одновременно напоминало очертаниями английский Medium Tank Mk.I/Mk.II и немецкий лёгкий танк LK.II. Впрочем, с последним сходство было относительным. Английское влияние выглядело куда более явным. Как и английская машина, Leichttraktor имел переднее расположение моторного отделения, при этом механик-водитель находился слева по ходу движения. Сходство с «англичанином» придавали боковые люки и большой люк-лаз сзади (впрочем, он появился несколько позже).

Башня танка находилась в кормовой части корпуса. Экипаж расширили до 4 человек. Увеличение его численности произошло за счёт введения в состав радиста, сидевшего справа от механика-водителя. Инженеры Krupp разработали ходовую часть с большим числом опорных катков. Для защиты ходовой части от вражеского огня предусматривались съёмные бортовые экраны.

Что касается траков, то они имели французское происхождение. Взяв за основу гусеничные ленты доработанного Renault FT-Kégresse, в Krupp (если точнее, речь здесь идёт о Генрихе Книпкампе, который уже к тому моменту активно работал на 6-е управление вооружений) сделали свои резинометаллические траки. У немцев получилась довольно хитрая конструкция, представлявшая собой две полосы из армированной резины, к которой крепились металлические траки с резиновыми подушками.

Вид на Leichttraktor спереди с открытыми люками

Как и Kleintraktor, новый танк разрабатывался в расчёте на дальнейшее его использование в качестве базы для других военных машин. Вариант без башни предполагалось использовать как подвозчик боеприпасов. Также разрабатывались машина наблюдателей с новой рубкой, артил­ле­рий­ский тягач и самоходная артиллерийская установка.

В случае с САУ выяснилось, что идея с пушкой калибра 75 мм, которую планировали ставить вместо FK 96 n.A., оказалась неосуществимой из-за слишком маленького размера боевого отделения. Таким образом, единственным орудием для САУ оказалась противотанковая пушка 3.7 cm Tak. Подразумевалось и создание коммерческого трактора на этой базе, но спустя некоторое время этот вариант отпал.

Большие люки в корпусе и башне обеспечивали экипажу комфортный доступ в танк и возможность быстрого его покидания

Между тем, в проект продолжали вносить изменения. Несмотря на то что масса танка всё ещё оставалась в пределах шести тонн, его максимальную скорость снизили до 35 км/ч. Делать из Leichttraktor амфибию, как это предполагалось в случае с Großtraktor, в планы не входило, хотя такую возможность конструкторы держали в уме.

Зато с защитой танка в лобовой проекции 6-е управление вооружений поступило крайне оригинально. Изначально предполагалось разместить радиаторы в максимально возможном горизонтальном положении, но в октябре сверху дали указание поставить их перед двигателем. В итоге в самом уязвимом месте танка появился большой воздухозаборник, хоть и прикрытый жалюзи. Крупные правки в проект Leichttraktor перестали вноситься только в конце осени 1928 года, когда уже шли работы по макетам танков.

Брак и враг

Фото: РИА Новости

И в то же время газета «Правда» чуть ли не ежедневно сообщала о небывалых трудовых успехах работников завода. 27 февраля 1937 года: стахановка Маркенкова из механосборочного цеха обработала 1200 втулок толкателя вместо 800. 4 марта 1937 года: стахановка Великанова перекрыла рекорд Маркенковой, обработав 1260 втулок.

В декабре 1936 года с трибуны VIII Чрезвычайного всесоюзного съезда про директора завода товарища Фокина говорили так: «Способный молодой инженер, хорошо ведет крупнейший завод». А уже в феврале 1938-го заместитель наркома машиностроения СССР Валентин Фокин признался следователю, что по заданию первого секретаря крайкома ВКП(б) Иосифа Варейкиса и второго секретаря обкома ВКП(б) Якова Гольдина создал на заводе диверсионно-вредительскую организацию.

25 апреля 1938 года Фокина расстреляли. Его предшественника на посту директора СТЗ Илью Меламеда расстреляли на следующий день.

Герой Социалистического Труда трактористка Прасковья Ангелина. Фото: Гендельман С. / ТАСС

Первого директора завода Василия Иванова — в феврале того же года. Льва Миронова, доложившего Сталину о троцкистском гнезде на заводе,— в августе. Репрессированные на Сталинградском тракторном были в каждом цехе, в каждом подразделении.

Технические характеристики

При выборе техники покупатель всегда обращает внимание на технические характеристики трактора Т 40 АМ. Данный агрегат – это улучшенная модель Т 40. Отличается он наличием полного приводного механизма

В то время, когда самые первые модели запускались с помощью бензинового двигателя ПД8, в более новых машинах двигатель приводится к работе с помощью генератора

Отличается он наличием полного приводного механизма. В то время, когда самые первые модели запускались с помощью бензинового двигателя ПД8, в более новых машинах двигатель приводится к работе с помощью генератора.

Коробка передач имеет восемь скоростей и ходоуменьшитель, а также блокировку дифференциала. Благодаря риверсу машина может ехать как вперед, так и взад. Мощность двигателя у трактора данной модели имеет 50 лошадиных сил, чего достаточно для выполнения всех поставленных перед Т 40 АМ задач.

Габариты и вес

Трактор имеет компактные размеры, благодаря чему им легко пахать даже маленькие участки. В длину Т 40 АМ имеет 3 метра 66 сантиметров, ширина – 1 метр 62 сантиметра. Высота машины составляет 2 метра 17 сантиметров. Вес трактора Т 40 АМ имеет всего 2 тонны 595 килограмм. Но этого полностью достаточно как для пахоты, так и для перевозки грузов.

Двигатель

На трактор данной модели устанавливается мотор марки Д 144. Мощность детали 50 лошадиных сил, что равно 36,8 киловаттам. Мотор имеет четыре цилиндра и работает на дизельном топливе. Агрегат имеет воздушное охлаждение, что является недостатком. Такого охлаждения недостаточно для мотора при высоких нагрузках в летнюю пору года. Максимальная мощность двигателя развивается при 2 000 оборотов в минуту.

Каждый цилиндр имеет диаметр в 10 сантиметров 5 миллиметров и глубиной ходовых отверстий для поршня 12 сантиметров. Двигатель приводится в работу с помощью дополнительного пускового двигателя ПД 8, работающего на бензине, или стартером, в зависимости от модели трактора.

Топливо подается благодаря всережимному насосу, форсункам закрытого типа и распылителю. Для замены фильтры можно брать от тракторов любой модели. Детали смазываются благодаря системе, которая разбрызгивает масло. Для охлаждения масла в тракторе предусмотрен радиатор, который также выполняет функцию дополнительного охлаждения мотора, принимая часть тепла на себя.

Ходовая часть

В ходовую часть Т 40 АМ входят:

  • рама;
  • передний ведущий мост;
  • колеса;
  • рулевое управление;
  • гидроусилитель.

Кабина трактора Т 40

Опорой трактора являются колеса. Передние меньшие по размеру и устанавливаются на ось со ступицами, что служит опорой передка трактора. Колеса могут изменять положение благодаря рулевому управлению.

В задней части трактора располагается задний мост, который образуется с помощью жестко закрепленными между собой корпусами. Здесь же находятся картера муфты сцепления. Передний и задний мосты соединены между собой продольными балками, что крепятся к картеру и поперечным брусом.

Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.

Передний ведущий мост трактора ЛТЗ Т 40 АМ помогает агрегату передвигаться на местности с повышенной влажностью грунта или в условиях бездорожья. Задние колеса приводят в движение сам трактор. Для того чтобы колеса имели лучшее сцепление с поверхностью дороги, диски дополняют грузами. Чаще всего на колеса надевают цепь.

Рулевое управление

Рулевое управление состоит из колонки карданного соединения, гидроусилителя и сошки. При вращении руля передние колеса изменяют положение с одной стороны в другую, получая импульс через кардан, передающий крутящийся момент на гидроусилитель.

Расход топлива

Мотор трактора ЛТЗ Т 40 АМ отличается экономным расходом горючего и высокой выносливостью. За один час пахотных работ агрегат расходует 15 кг дизельного топлива. В процессе перевозки груза расход горючего составляет 7 килограмм в час. Благодаря этому этот агрегат имеет спрос в индивидуальных сельских хозяйствах.

Кабина

В тракторе Т 40 предусмотрена одноместная кабина, для изготовления которой используются прочные панели. Соединяют все части кабины с помощью точечной сварки. Все сварочные швы обрабатывают герметизирующим веществом. Кроме того, агрегат имеет трубчатый каркас, который делает его более крепким и безопасным.

Каждая стенка кабины изготовлены из стекла на 90%. Это позволяет шоферу видеть все что происходит вокруг машины в процессе работы. Во время непогоды грязь с лобового стекла очищается специальными стеклоочистителями. Именно в кабине находится все рычаги и датчик, необходимые для управления.

Орудие

Касательно вооружения все более интересно, ведь у нас на выбор есть две пушки, топовая и фугасница.

Для начала рассмотрим O-Ni орудие топовое, у которого есть не самый большой, но вполне приличный альфастрайк. В то же время нам дали хорошее бронепробитие базовым снарядом, и неплохой урон в минуту.

Что же касается точности, в этом вопросе дела обстоят значительно хуже. Большой разброс, длительное время сведения и плохая стабилизация, вот чем может похвастаться тяжелый танк O-Ni WoT. Радуют только углы вертикальной наводки, ведь пушка склоняется вниз на 10 градусов.

Альтернативным орудием у нас является та самая гаубица, которая была на прошлом уровне, но с немного повышенными характеристиками. Ее особенность состоит в огромном разовом уровне и слабом бронепробитии. По цифрам этот ствол наносит больше урона в минуту, но на деле это не так, ведь пробивать ББшкой всех не получится, да и фугас наносит неполный урон в 9 из 10 случаев.

Касательно точности тут все еще хуже. Танк O-Ni с фугасницей обладает еще более худшим разбросом, сводится дольше, а стабилизация по-прежнему плохая. Да, стреляя фугасами вы будете гарантированно наносить урон, получать больше фана, но ни о какой стабильности и высокой результативности речи быть не может.

Другими словами, с топовой пушкой вы сможете играть стабильно, держать достойный средний урон и рассчитывать на определенные результаты. Касательно фугасницы, поставив ее на свой танк O-Ni WoT, можно получать больше фана и расслабляться. Достаточно просто попасть в силуэт танка, и вы гарантированно нанесете около 300 урона, в зависимости куда именно попали и насколько бронированная цель перед вами.

Танк M4 Sherman («Шерман»)

Главный танк американской армии в период Второй мировой войны, отлично зарекомендовал себя на полях сражений. Он повоевал и на советско-германском фронте, машины поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу с 1942 года. Всего союзники поставили Красной армии 3600 танков.

Кстати, «Шерманы» очень понравились офицерскому составу советских войск. На них даже пересели элитные советские части, например, 10-й гвардейский механизированный корпус. Однако популярность пришла к боевой единице только после массового применения в 1944 году, во время открытия «второго фронта» в Нормандии.

Для того времени у «Шермана» была хорошая огневая мощь, надежное бронирование, высокая подвижность. При этом был надежен. Американская боевая машина стала первой из танков, имевшей гидравлический привод башни, поэтому повысилась точность наведения орудия. Кроме того, появился стабилизатор нахождения пушки в вертикальной плоскости.

«Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости. По отзывам танкистов, в дуэлях боевых машин их выстрел стал бы первым. К плюсам Sherman относился и пониженный шум двигателя, благодаря чему танк можно было использовать в скрытных операциях, например, в разведывательных рейдах.

Интересно, что к началу войны Соединенные Штаты имели в строю всего 50 танков, но уже во время Второй мировой смогли создать оптимальную боевую единицу. К 1945 году изготовили 49 тысяч «Шерманов» самых разных модификаций. К таковым относились:

  • «Светлячок», применявшийся для охоты на танки противника, вооружение его состояло из 17 фунтовой пушки;
  • «Джамбо» – машина с тяжелой броней, штурмовой вариант;
  • «Дюплекс Драйв», танк-амфибия, умевший преодолевать водные преграды.

Конечно, были у танка и минусы. Изначально их орудия были довольно слабые, не могли пробить броню немецких «Тигров» и «Пантер». Недостаток удалось ликвидировать путем выпуска новой модификации M4A3E8 Sherman Easy 8. Боевая единица получила сильный двигатель, дающий возможность быстро двигаться. Танк обрел новые, усовершенствованные гусеницы, подвеска была доработана, появилась новая пушка калибра 76 миллиметров, которая пробивала вражескую броню.

Однако все же «Шерман» был довольно неуклюж – он заметно проигрывал в скорости Т-34, имея сходное вооружение. После второго мирового конфликта они продолжали применяться на полях сражений.

Сохранившиеся экземпляры

Экспозиция НИ-1 в составе Мемориала героической обороны Одессы Экспозиция НИ-1 в составе Мемориала Великой Отечественной войны Родина-мать (Киев) По состоянию на 2012 год известно о сохранности нескольких бронетрактров, предположительно являющихся НИ-1

  • Украина — как минимум, 2 машины. В Одессе имеется танк НИ, установленный на постаменте на углу улиц Разумовской и Мясоедовской, возле завода имени Январского восстания, выпускавшего эти танки во время войны. Второй экземпляр танка НИ является частью Мемориала героической обороны Одессы. Однако есть основания полагать, что эти экземпляры представляют собой лишь поздние копии, изготовленные специально для экспозиции.
  • Россия — 1 машина в составе экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке (установлен на открытой площадке вне ангаров). Хотя данный экспонат позиционируется музеем как танк НИ-1, о чём говорит информационная табличка перед ним, есть данные, что этот бронетрактор представляет собой послевоенный макет, изготовленный в качестве реквизита для киносъёмок].

Рожденный в США

Советская тракторная промышленность рождалась в тяжелых муках. До 1930 года промышленного тракторостроения фактически не существовало. В 1924-м на ленинградском заводе «Красный путиловец» начался массовый выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец». Это была нелицензионная копия трактора FordsonF компании Ford. От оригинала она отличалась худшим качеством и в два с половиной раза большей ценой.

12 июля 1926 года на арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония торжественной закладки первого камня будущего тракторного завода. На нем было написано: «Здесь будет мощный индустриальный центр, здесь мы начнем догонять заграницу».

Восемь дней спустя умер Феликс Эдмундович Дзержинский, и еще не существующему заводу решено был присвоить его имя.

Планировалось, что тракторный завод в Сталинграде построит по концессии компания Ford. Ее представители приехали в СССР за три месяца до закладки камня. После долгих размышлений компания Ford ответила советскому правительству отказом. Между СССР и США не было тогда дипломатических отношений, и фирма опасалась, что построенный завод национализируют и инвестиции пропадут. В ноябре 1926 года Высший совет народного хозяйства провозгласил: «Постройка первого тракторного завода в Сталинграде является первоочередной важнейшей задачей правительства наряду с работами в области электрификации».

Прошел 1927 год, затем и 1928-й. Там, где должен был строиться завод, по-прежнему росли арбузы. Но 17 июня 1930 года с конвейера первого советского тракторного завода в Сталинграде сошел первый колесный трактор СТЗ-1. Что же произошло в промежутке?

В промежутке был 1929 год. Год великого перелома в СССР, год начала Великой депрессии в США.

8 мая 1929 года американский архитектор Альберт Кан из Детройта прибыл по приглашению в офис компании Амторг на Манхэттене (Бродвей, 165). В условиях отсутствия дипломатических отношений Амторг занималась всей торговлей между СССР и США. Юридически это была американская компания с присутствием советского капитала, фактически — советская внешнеторговая фирма с присутствием большого количества разведчиков в штате.

Архитектор Альберт Кан. Фото: Getty Images

Альберт Кан и глава Амторга Саул Брон подписали контракт на проектирование и сопровождение архитектурным бюро Кана строительства трех основных производственных цехов Сталинградского тракторного завода (СТЗ).

Полная стоимость контракта, включая оборудование, составляла $30 млн, из них $4 млн — стоимость заводских зданий. В современных долларах это составит соответственно около $450 млн и $60 млн.

Более 100 американских компаний стали поставщиками материалов и оборудования для СТЗ. И здание завода, и его начинка — все было американским. Окна, фонари верхнего освещения, вентиляция, электрика, сантехника. Отработав смену на американском станке, рабочий мог смыть с себя пот в американской душевой. Стальные конструкции изготавливались в Нью-Йорке компанией McClintic Marshall Products, после чего доставлялись в Сталинград для сборки на месте. Огромный поток грузов шел сначала по воде — через Атлантический океан, Средиземное и Черное моря, затем по Волге. От Волги до места строительства — уже по суше, на грузовиках, лошадях, верблюдах и по специально проложенным (тоже по чертежам бюро Альберта Кана) железнодорожным линиям.

В день пуска Сталинградского тракторного завода 17 июня 1930 года товарищ Сталин направил его рабочим и руководству приветствие: «50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому социалистическому укладу в деревне».

Краткое описание Т-40.

Экипаж танка Т-40 составлял механик-водитель и командир, расположеные друг за другом, вблизи продольной оси. Башня танка уставлена со смещением на 0,25м к левому борту танка.


Вооружение Т-40 составляла спаренная установка крупнокалиберного пулемета ДШК и танкового 7,62-мм ДТ. Башня танка конусной формы, в ней в специальном коробе основная часть боекомплекта крупнокалиберного пулемета — девять сцепленных между собой лент из десяти для крупнокалиберного пулемета. Таким образом, была достигнута необходимая непрерывность питания и скорострельность ДШК. В отличие от прежних танков, для облегчения прицеливания Т-40 был оборудован оптическим прицелом ТМФП.

Двигатель Т-40 марки «Додж» установили вдоль правого борта, трансмиссию — в передний части корпуса. Мотор от боевого отделения отделен бронеперегородкой. Топливные баки, каждый по емкостью в сто литров — в корме танка, обеспечивали запас хода в 220 км. Справа, между двигателем и бортом, отбываемые при движении по воде, радиатор и теплообменники.

Движение по воде обеспечивали плоские рули и трехлопастный винт. Для защиты от повреждений размещенные в нише в корме танка Т-40. Отбор мощности от мотора для вращения винта карданным валом, посредством коробки мощности установленной на КПП.

Для наблюдения имелись три оптических прибора механика-водителя (по одному в каждом из бортов и лобовом листе), и по одному для каждого из бортов башни для командира.

Торсионная подвеска по типу опытной подвески тягача «Комсомолец» и Т-38. Из ведущего и направляющего колеса, трех поддерживающих, четырех опорных катков, применительно к борту. Имелся также вариант Т-40 с рессорной подвеской схожей с таковой у тягача «Комсомолец». Помимо подвески танки отличались типом использованных КПП и двигателей:

  • Танк Т-40 с рессорной подвеской имел 76 сильный двигатель «Додж», сцепление грузовика «Форд» и «доджевскую» КПП;
  • Танк с торсионной 85 сильный двигатель «Додж», сцепление и КПП грузовика ГАЗ-АА.

Оба варианта Т-40 прошли испытания в на протяжении двух последних летних месяцев тридцать девятого года. Тестировали условия работы экипажа танка, приборы наведения вооружения, способность танка преодолевать как водные рубежи так и искусственные препятствия.

Вкратце, результаты испытаний можно подытожить следующим образом:

  • торсионная подвеска предпочтительней рессорной;
  • система охлаждения работает неудовлетворительно ;
  • отсутствие вентиляции и как следствие высокая задымленность на рабочих местах;
  • установка вооружения, а также приборов наблюдения не доработана;
  • конструкция катков неудовлетворительна;
  • существующие недостатки следует изжить на этапе освоения в производстве танка Т-40.


По результатам испытаний, заводом изготовителем №37 внедрено значительное количество улучшений, направленных на повышение надежности танка Т-40. Прежде всего изменения коснулись корпуса, опорных катков, траков и торсионных валов. Двигатель «Додж» должен был сменить отечественный ГАЗ-202. Гребной винт сменили на новый имеющий четыре лопасти. В этом виде Т-40 приняли на вооружение. Плановое задание заводу №37 предусматривало производство в 1940 году не меньше ста танков, при этом первые опытные машины необходимо предъявить не позднее марта.