Оглавление
Форма и содержание
При рассмотрении формы в её наиболее обобщённом понимании (второе значение термина по МЭСу), музыкальную форму от специфически музыкального содержания отличить невозможно. Когда таким образом «расплывается» объект рассмотрения (формальная конструкция), то анализ формы по существу превращается в «целостный анализ» всего. Об этом в России неоднократно писал Ю.Н. Холопов, в Германии — автор популярного учебника о форме Клеменс Кюн: «Когда «учение о формах» перекрещивают в «анализ композиции», то, хотя исторически и лексически особенностям данной отдельной композиции воздаётся в полной мере, учение о формах как дисциплина в значительной мере упраздняется».
Оппозиция формы и содержания — обязательный аспект музыковедения в России советского периода. Методологической базой для рассмотрения данной оппозиции в СССР служила так называемая «марксистская теория искусства», постулировавшая примат содержания над формой. В вульгарно-социологической трактовке этого постулата форма как таковая не могла быть предметом науки и самой музыкальной композиции
Композиторы и теоретики музыки, проявлявшие в своём творчестве «чрезмерное» внимание к форме, объявлялись идеологами марксистской теории искусства «формалистами» (с неизбежными социально-политическими последствиями)
Что такое форма и содержание произведения?
Содержание произведения – это идеи и принципы, которые положены в основу произведения. Структура самого содержания зависит от вида произведения. В упрощенном виде можно привести следующие примеры:
- в научной статье содержание будет включать теории, концепции, гипотезы, факты, положенные в основу рассуждения;
- в архитектурном проекте к содержанию можно отнести изначально поставленную задачу (площадь, этажность, назначение строения), выбранный архитектором стиль (барокко, классицизм и т.д.), смысловое и символическое значение объекта (например, памятника);
- в фотографии содержанием является объект съемки, настроение, которое хотел передать фотограф и идеи, которые он хотел донести до публики.
Одни и те же идеи, одни и те же концепции, методы и способы могут составлять основу целого ряда произведений и даже произведений целой эпохи. Ярчайший пример – библейские сюжеты в произведениях эпохи Возрождения. Содержание не имеет четких границ, оно находится в “глубине” произведения. Содержание произведения зависит от субъективного восприятия читателя или зрителя. Содержание отвечает на вопрос: “Что хотел сказать автор?”
Форма произведения – это то, как автор выразил идеи, положенные в основу произведения. В отличие от содержания форма объективна. Часто выделяют внутреннюю и внешнюю форму произведения.
Внешняя форма произведения – это язык, которым написано произведение. В литературном произведении внешняя форма – это сам текст, в изобразительном – само изображение. Внешняя форма может быть скопирована без каких-либо интеллектуальных усилий, в т.ч. без участия человека, техническими средствами.
Внутренняя форма – это система образов, художественных средств, с помощью которых написано произведение. В определенном смысле внутренняя форма – это связующее звено между внешней формой и содержанием, но внутренняя форма охраняется авторским правом. Скопировать внутреннюю форму, не использовав при это внешней, без приложения интеллектуального труда невозможно.
Форма и содержание произведения могут быть проиллюстрированы на следующем примере. Перед Вами эпиграф к книге Эрнеста Хемингуэя “По ком звонит колокол” на английском и русском языке.
No man is an Iland, intire of it selfe; every man is a peece of the Continent, a part of the maine; if a Clod bee washed away by the Sea, Europe is the lesse, as well as if a Promontorie were, as well as if a Mannor of thy friends or of thine owne were; any mans death diminishes me, because I am involved in Mankinde; And therefore never send to know for whom the bell tolls; It tolls for thee. John Donne |
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе. Джон Донн |
Внешняя форма произведений совершенно различная, мы не найдем ни одного повторяющегося слова, т.к. отрывки написаны на разных языках. Однако внутренняя форма и содержание произведения одинаковы. Переводчик стремится к тому, чтобы сохранить внутреннюю форму произведения и через нее передать содержание произведения. Содержанием же будет идея, которую Джон Донн хотел донести до читателя этими словами.
Примечания
- Холопов Ю. Н. Музыкальная форма // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 581. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
- In this sense, there can be no distinction between musical form and specifically musical content. Цит. по: Form // Harvard Dictionary of Music. 4th ed. Cambridge, Mass., 2003, p.329.
- Kühn C. Formenlehre der Musik. Kassel, 1987; 10-е издание там же в 2015 г.
- Например, см. в статье «Музыкальная форма» в «Муэыкальной энциклопедии», т.5 (М., 1981), стлб. 876-879.
- Stein L. Structure and style. The study and analysis of musical forms. Evanston, Ill., 1962.
- ↑ Пилхофер М., Дей Х. Теория музыки для «чайников» / Майкл Пилхофер и Холли Дей. — М.: Вильямс, 2014. — 272 с. — (Для «чайников»). — 1500 экз. — ISBN 978-5-8459-1898-7.
- Булучевский Ю., Фомин В. Музыкальная форма // Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2010. — ISBN 978-5-7140-1191-7.
- Булучевский Ю., Фомин В. Двухчастная форма // Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2010. — ISBN 978-5-7140-1191-7.
- В книге: .
- The shape or structure of a musical work // Oxford Companion to Music». Oxford, 2002, p.473.
- The Harvard Dictionary of Music, ed. by W.Apel. 2nd ed. Cambridge (Mass.), 1974, p.326-327.
- Whittall A. Form // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
- Ratz E. Einführung in die musikalische Formenlehre. Wien, 1951.
- Caplin W. Classical form… New York, 1998, p.3 et passim.
- Кюрегян Т.С. Путь в науке // Музыкальные миры Ю.Н.Холопова. Москва: МГК, 2016, с.18-19.
Характеристика лирики
Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.
Лирические жанры
Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:
- Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
- героя (историческую личность).
- Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
- Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
- Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
- Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
- Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
- Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
- Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.
Поэтика
Поэтика – важная часть литературоведения. Это учение о структуре художественного текста отдельного произведения и всего творчества автора (например, поэтика Л.Н. Толстого) или литературного направления (поэтика реализма), или целой литературной эпохи (поэтика литературы XIX века).
Эта отрасль тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой.
Рассматривая теорию литературы, говорят о термине ОБЩАЯ ПОЭТИКА – науке о структуре произведения.
В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА изучает художественные явления в развитии:
- роды,
- жанры,
- мотивы,
- сюжет и т.д.
Поэтика находит свое отражение и в литературной критике, там у нее свои определенные принципы и законы. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.
Лирический субъект и автор произведения
Следует отметить, что лирический субъект необязательно совпадает с автором произведения. Отличия могут затрагивать как внешнюю биографию, так и внутренние качества. Если являются очевидными различия между лирическим субъектом и поэтом, можно говорить о так называемом лирическом герое произведения. В случае если субъект в основном совпадает с самим автором, правильнее называть его поэтом или употреблять при анализе имя автора. Подобная лирика отражает внутренний мир ее создателя, и поэтому называется она автопсихологической.
Жанры, входящие в этот род литературы, — мадригал, элегия, эпиграмма, сатира, дружеское стихотворное послание, ода, сонет.
Сюжет
Сюжет – сцепка событий, развивающая замысел, раскрывающая сущности и конфликт героев. С помощью сюжета в динамике обозначается сущность характеров и явлений. Сюжет – это поступки и связи, симпатии и антипатии, история роста или деградация персонажа. В традиционном понимании это ход событий книги, ее динамика во времени и пространстве.
Говоря о сюжете, необходимо упомянуть о его постоянных элементах: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (эпилог).
Кажется, что все произведения строятся точно по этой схеме. В них обозначается круг лиц, выбирается центральное лицо, рассказывается о его быте и окружении, возможно, детстве и взрослении, далее постепенно нарастает накал: он ищет выход из сложившегося конфликта, и история чем-то заканчивается. Но этот каркас применяет не каждый писатель: иногда история начинается с гибели главного героя. Множество примеров историй, когда история внезапно обрывается (открытый финал). В последнем случае окончаний истории может быть несколько, их читатель додумывает сам.
Однако в любом авторском тексте всегда можно найти основной конфликт (фабулу), выражаемый в событиях, и главные точки, вокруг которых концентрируется сюжет, узловые точки – завязка, кульминация и развязка.
Музыкальная форма
- Подробности
- Категория: Музыкальная теория
- Опубликовано 03.12.2018 12:03
- Просмотров: 3255
Любое содержание должно сохраняться в определённой форме, это касается и музыкального содержания.
Как звуки речи составляют слово, затем фразу, предложение и т.д., так и музыкальные звуки образуют музыкальные фразы, которые объединяются в периоды (законченная музыкальная мысль), части. Фразы, периоды, части музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C … и т. д.Когда композитор начинает развивать элементы мелодии различными способами, появляются различные типы музыкальных форм.Самая простая музыкальная форма – А. Мелодия при повторении может незначительно меняться, тогда это можно выразить формулой AA1A2 и т.д. Это одночастная форма. Частушка является примером одночастной формы.Музыкальная форма может быть двухчастной (AB), трёхчастной (АВА), концентрической (АВСВА).
Презентация на тему: » МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ. Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом,» — Транскрипт:
1
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
2
Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.
3
Одночастное произведение Произведение, в котором отсутствует деление на части. « Со вьюном я хожу » русская народная песня
4
Двухчастная форма Самая простая форма музыкального произведения, обычно состоит из следующих один за другим периодов. « Пусть всегда будет солнце » А. И. Островский, Л. Ошанин « Спят усталые игрушки » А. И. Островский, З. А. Петрова
5
Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно ( или изменяется лишь слегка ), но при каждом повторении в куплете новый текст. Куплетными являются большинство народных песен. « Венецианская ночь » М. И. Глинка « Куплеты тореадора » Ж. Бизе СТРОЕНИЕ Вступление – куплет ( запев, припев )- проигрыш – куплет ( запев, припев ) — заключение
6
Вариационная форма Вариации ( от лат. вариация – изменение ): 1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. « Полюшко — поле » Л. К. Книппера
7
Рондо Рондо ( от фр. рондо — хоровод, хождение по кругу ) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг. « Рондо Фарлафа » М. И. Глинки
8
Фуга Фуга ( бег ) – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией. « Токката и фуга ре — минор » И. С. Бах
9
Циклические формы СИМФОН ИЯ СЮИТА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ СОНАТА
10
Сюита Сюита ( фр. Suite- ряд, последовательность ). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. « Сюита в старинном стиле » А. Шнитке « Картинки с выставки » М. Мусоргский « Шехерезада » Н. Римского — Корсакова
11
Концерт Концерт ( состязание ) – виртуозное произведение для солирующего инструмента или голоса с сопровождением оркестра. «1- й концерт для фортепиано с оркестром » П. И. Чайковского
12
Соната Учебное или концертное произведение для одного или двух инструментов. Обычно состоит из 3-4 разных характеров. « Лунная соната » Л. Бетховен « Апассионата » Л. Бетховен
13
Симфония Симфония ( созвучие ) – произведение для оркестра в форме сонатного цикла (3-4 части ). « Ленинградская симфония » Д. Б. Шостакович « Патетическая симфония » П. И. Чайковский
14
Кантата Кантата ( от итал. петь ) – большое вокально — симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра. « Александр Невский » С. С. Прокофьев
15
Оратория Вокально – симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы. « Реквием » В. А. Моцарт
16
Вокальный цикл Несколько романсов и песен, объединенных одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен. « Детская » М. П. Мусоргский « Прощание с Петербургом » П. И. Чайковский
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
- Высокими.
- Средними.
- Низкими.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Форма и жанр, форма и стиль
Музыкальная форма — дискуссионная тема научных исследований. Учения о музыкальной форме в России, в Германии, в США, во Франции и других регионах мира сильно отличаются друг от друга как методологией, так и специфической терминологией. Относительное согласие учёных разных школ, принадлежащих европейской традиции (в том числе, российских), отмечается лишь в анализах музыки классико-романтической эпохи (XVIII — XIX века), отчасти также в отношении музыки барокко. Более сложная ситуация с формами старинной и традиционной (культовой и светской, западной и восточной традиций) музыки, где музыкальная форма практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, мотет, респонсорий, стихира, мугам и др.).
Музыкальная форма также рассматривается в связи с понятием музыкального стиля, в диапазоне от научных исследований, как в книге Л.Стайна «Структура и стиль. Исследование и анализ музыкальных форм», до высказываний в популярных книгах о музыке «для чайников»: «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же „формы“, как и менуэты, фуги, сонаты и рондо».
Повесть или роман?
Отличий между этими жанрами не так много. Повесть — это своего рода промежуточное звено между романом и рассказом. В произведении малой прозы присутствует несколько персонажей, события охватывают небольшой временной отрезок
В повести персонажей больше, встречаются и второстепенные, которые не играют важной роли в основной сюжетной линии. В таком произведении автор не показывает героя в разные периоды его жизни (в детстве, отрочестве, юности)
Итак, «Капитанская дочка» — это роман или повесть»? Пожалуй, второе.
Повествование ведется от имени главного героя, который находится уже в преклонном возрасте. Но о жизни помещика Петра Андреевича почти ничего не сказано (лишь то, что он овдовел). Главный герой — юный офицер, но не тот немолодой дворянин, выступающий в роли рассказчика.
События в произведении охватывают всего несколько лет. Стало быть, это повесть? Отнюдь. Как уже сказано выше, характерной чертой романа является развитие личности главного героя. А это в «Капитанской дочке» не просто присутствует. Это является главной темой. Ведь неслучайно мудрую русскую поговорку использовал в качестве эпиграфа Пушкин.
«Капитанская дочка — это роман или повесть? Чтобы дать на этот вопрос наиболее точный ответ, следует знать основные факты из истории написания этого произведения.
Понятие музыкальной формы в Европе, США и России
Определения музыкальной формы в европейских и американских учебниках формы чаще всего совпадают с первым (композиционно-техническим) значением, принятым в российском музыкознании. Британский «Oxford Companion to Music» (2002) определяет музыкальную форму как «внешний облик или структуру музыкального сочинения». Гарвардский музыкальный словарь различает «form in music» и «forms of music» (синоним — «musical forms»); первое словосочетание близко русской трактовке формы как всеобъемлющего целого, второе — композиционно-технической её трактовке. Музыкальный словарь Гроува (2001) в статье «Form» описывает музыкальную форму предельно широко, определяя её как «конструктивное или организующее начало в музыке» (англ. constructive or organizing element in music), при этом композиционно-техническая трактовка музыкальной формы вовсе не рассматривается.
Ученик Шёнберга, австриец Эрвин Рац (1951) и американец Уильям Каплин (1998) создали учение о «формальной функции» (англ. formal function), то есть, функции того или иного элемента целостной формальной структуры. Собственное учение о функциях частей музыкальной формы развивали в России И.В. Способин (1947) и Ю.Н. Холопов. Функциональный подход позволил Холопову вернуть в отечественную теорию важнейший компонент тональной формы, издавна известный под названием «ход», и отказаться от классификации форм на основе «наименьшей структурной единицы — периода», которая долгое время была единственной принятой в советском музыкознании.
Что такое форма выражения произведения?
Форма и содержание произведения – элементы произведения как нематериального объекта. От формы произведения как элемента нематериального следует отличать форму выражения произведения. Форма выражения – это материальная форма, в которой выражено произведение. Существуют следующие формы выражения произведения:
- письменная
- устная
- изобразительная
- объемно-пространственная
- аудиовизуальная (звуко- и видеозапись)
Значение формы выражения произведения заключается в том, что авторские права возникают с момента первого выражения произведения в любой объективной форме. Подробнее об этом можно прочесть в общих положениях об авторском праве. Одно произведение может быть выражено в различных формах. Например, рассказ можно изложить в письменном виде, а можно прочитать устно.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
Гармония — последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
- Секундовый.
- Терцовой.
- Квартовой.
- Квинтовой.
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Литература
- Marx A.B. Die Lehre von der musikalischen Komposition. 4 Bde. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1837-1847 (1837; 1842; 1845; 1847); многие репринты
- Ficker R. Formprobleme der mittelalterlichen Musik // Zeitschrift für Musikwissenschaft 7 (1924–5), S.195–213.
- Mersmann H. Zur Geschichte des Formbegriffs // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters 37 (1930), S.32-47.
- Stöhr R. Formenlehre der Musik, hrsg. v. H. Gál u. A. Orel. Leipzig, 1933.
- Bukofzer M. Form in Baroque music // Bukofzer M. Music in the Baroque era. New York, 1947, p.351 ss.
- Способин И.В. Музыкальная форма. М.-Л.: Музгиз, 1947; 7-е изд. М.: Музыка, 1984.
- Leichtentritt H. Musikalische Formenlehre. 3te Ausgabe. Leipzig, 1927; англ. перевод: Cambridge, Harvard University Press, 1951.
- Westphal K. Der Begriff der musikalischen Form in der Wiener Klassik. Versuch einer Grundlegung der Theorie der musikalischen Formung. Leipzig, 1935
- Ratz E. Einführung in die musikalische Formenlehre. Wien, 1951.
- Stein L. Structure and style. The study and analysis of musical forms. Evanston, Ill., 1962.
- Stein L. Anthology of musical forms. Evanston, Ill., 1962.
- Berry W. Form in music. Englewood Cliffs, NJ, 1966.
- Музыкальная форма. 2-е изд. Общая редакция Ю.Н.Тюлина. М.: Музыка, 1974.
- Kohs E.B. Musical form: studies in analysis and synthesis. Boston, 1976.
- Холопов Ю.Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М., 1978, с.105-163; репринт в кн.: Музыкальные формы классической традиции. Статьи, материалы // Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2012, с.266-334.
- Green D.M. Form in tonal music. 2nd ed. New York, 1979.
- Budday W. Grundlagen musikalischer Formen der Wiener Klassik. Kassel: Bärenreiter, 1983.
- Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998.
- Caplin W. Classical form: A theory of formal functions for the music of Haydn, Mozart, and Beethoven. New York: Oxford University Press, 1998. ISBN 9781602561212.
- Form and analysis theory: A bibliography. Compiled by James E. Perone. Westport, Conn.; London, 1998 (библиографический справочник; описания сопровождаются краткими реферативными аннотациями и ссылками на рецензии)
- Motte, D. de la. Musik Formen. Phantasie, Einfall, Originalität (нем.). — Augsburg: Wißner, 1999. — ISBN 3-89639-160-7.
- Холопова В. Н. Форма музыкальных произведений: Учебник. — СПб.: Лань, 2001. — 496 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
- Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. Москва: МГК, 2006. 432 c. ISBN 5-89598-170-4.
- Kühn C. Formenlehre der Musik. 10te Aufl. Kassel: Bärenreiter, 2015. ISBN 9783761813928.