Милетская школа философии

Оглавление

Школа Платона

Об идеях Платона. Каждый, кто хоть немного знаком с философией, наверняка слышал имя Платона, выдающегося мыслителя древности. Платон пытается развить идеи Сократа. Вещи воспринимаются не только в их привычном эмпирическом существовании. Для каждой вещи фиксируется ее значение, идея, которая, оказывается, одна и та же для каждой вещи в данном классе вещей и называется одним и тем же именем. Существует множество лошадей, карликовых и обычных, буланых и черногривых, но все они имеют одно и то же значение: быть лошадью. Соответственно, мы можем говорить о красивом в целом, хорошем в целом, зеленом в целом, домашнем в целом. Платон был убежден, что должен работать с идеями, потому что они — единственный способ преодолеть многообразие и неисчерпаемость материального мира.

Но если, помимо отдельных вещей, существуют еще и идеи, каждая из которых принадлежит к определенному классу вещей, то естественно возникает вопрос о взаимосвязи одного (идеи) со многими. Как соотносятся между собой вещь и идея? Платон рассматривает это отношение двояко: как переход от вещей к идеям и как переход от идей к вещам. Он признает, что идея и вещь как-то связаны. Но, утверждает Платон, степень их соучастия может достигать разных уровней совершенства. Среди многих лошадей мы легко можем найти как более, так и менее совершенных. Ближе всего мы подошли к идее идеальной лошади. Тогда получается, что в рамках отношения Вещь — Идея — является пределом становления вещи; в рамках отношения Идея — Вещь Идея является порождающей моделью класса вещей, с которым она связана.

Мысль и слово — прерогатива человека. Идеи существуют без человека. Идеи объективны. Платон — объективный идеалист, самый выдающийся выразитель объективного идеализма. Общее существует, и по Платону, объективный идеализм имеет большие заслуги перед человечеством. Между тем, общее (идея) и индивидуальное (вещь) настолько тесно переплетены, что не существует реального механизма перехода от одного к другому.

Космология Платона. Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Он в полной мере осознавал силу созданного им аппарата идей и стремился развить представление как о космосе, так и об обществе. Весьма показательно, как Платон использует свою концепцию идей в этом отношении, скромно отмечая, что он лишь утверждает «правдоподобное мнение». Платон дает космическую картину мира в диалоге «Тимей».
Мировая душа в своем первоначальном состоянии разделена на элементы — огонь, воздух, землю. Согласно математическим гармоническим отношениям, Бог придал космосу самую совершенную форму — форму сферы. Земля находится в центре космоса. Орбиты планет и звезд подчиняются гармоничным математическим отношениям. Бог-Демиург также создает живые существа.

Таким образом, космос — это живое существо, наделенное разумом. Структура мира такова: божественный разум (демиург), мировая душа и мировое тело. Все преходящие, временные вещи, как и само время, являются отражением вечного, идеи.

Платоновская картина космоса подводит итог натурфилософии 4-го века до нашей эры. На протяжении многих веков, по крайней мере до эпохи Возрождения, это мировоззрение стимулировало философские и частнонаучные исследования. Учение Платона об обществе. Размышляя об обществе, Платон снова пытается использовать концепцию идей. Многообразие человеческих потребностей и невозможность удовлетворить их в одиночку является толчком к созданию государства. Согласно Платону, высшее благо — это справедливость. Несправедливость — это зло. К последним он относит следующие формы правления: тимократию (правление честолюбцев), олигархию (правление богатых), тиранию и демократию, сопровождаемые произволом и анархией.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Правосознание и его культура, правовое послушание
  2. Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли
  3. Этические учения стоиков и Эпикура
  4. Древнекитайская философия
  5. Социальная справедливость как правовая ценность
  6. Плеханов и Ленин — Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории
  7. Методология позитивизма
  8. Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
  9. Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
  10. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени

Первооснова мира, по мнению Анаксимена

Анаксимен с этой точки зрения, как ранее Анаксимандр и Фалес, выдвигает вопрос о первопричине действия и бытия, об основе мира. Подобно своим предшественникам он полагает первоосновой всего определенный вид материи, а именно воздух. Заметим, что это не просто воздух, а бесконечный, неограниченный, обладающий неопределенной формой. Из него возникает все остальное. Его разрежение приводит к тому, что появляется огонь. Наоборот, сгущение воздуха вызывает ветры, затем тучи, воду, землю и наконец камни. Анаксимен распространяет объяснение того, как возник и развивался мир, и на появление богов. Он отмечает, что воздух является началом всего. Все из него возникает, все божественные и божьи вещи. По его мнению, воздух постоянно колеблется. Анаксимен – это последний представитель Милетской школы. В его трудах можно найти важные особенности, которыми отмечена ранняя греческая философия.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

§ 2. Милетская школа

  • Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.14 Мб

    1. Предмет философии как науки. Место и роль философии в культуре. Функции философии. 2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука (философия). Религиозная,

  • История восточной философии | Лекция | | Россия | docx | 0.75 Мб

    Содержание ВВЕДЕНИЕ ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ. УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ

  • Античная философия | Ответы к зачету/экзамену | | docx | 0.17 Мб

    Анализ сочинения Цицерона «Тускуланские беседы» Итак, «Тускуланскиебеседы» В ходе рассуждений третьей и четвертой книг Цицерон Другое учение, которое упоминает Цицерон Философское содержание »

  • Ответы на экзамен по предмету Основы философии | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Украина | docx | 0.37 Мб

    Формы мировоззрения: миф, религия, философия, наука. 5. Критерии и способы типологизации (Компаративистика, или сравнительная философия) ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ: ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО

  • Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1.Культурно-исторические предпосылки формирования философии. 2.Мифологическое миропонимание и его особенности. 3.Понятие мировоззрения и его особенности. Характерные признаки философского

  • Ответы по предмету История философии | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе 2. Предмет философии. Проблема происхождения философии. Основные философские проблемы и направления 3. Специфика философского знания. Основные

  • История философии | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.09 Мб

    Философия, ее роль в развитии цивилизации и культуры. Про­блема периодизации истории философской мысли. Генезис фи­лософии. Философия в ее взаимодействии с другими формами духовной культуры. Миф и

  • Ответы по дисциплине История философии | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    1. Философия досократиков (милетская школа, элеаты, Гераклит, атомизм) 2. Софисты и Сократ. Платон и его учение об идеях. Проблема познания 3. Платон. Учение о человеке. Концепция идеального

  • Философия. Ответы на вопросы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.2 Мб

    1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия. 2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ФИЛ. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. 3. Милетская школа, пифагореизм. 5. АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ. ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.

  • Философия. Ответы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.13 Мб

    1. Философия в системе культуры. 2. Функции филос. в современном мире. 3. Основной вопрос философии, две его стороны. 4. Понятие мировоззрения. Основные типы мировоззрения. 5. Философия Древней

Особенности философии Милета

Европейская античность богата колоритными именами и умами.

Города Эллады просто дышали воздухом просвещения, наполнявшим каждый уютный уголок полуострова. Причина — тому то ли освежающий морской бриз, то ли чистота природы. Сейчас значение имеет только тот факт, что современная наука во многом обязана тем исследованием, которое проводили древнегреческие творцы.

Милет – один из крупнейших городов Малой Азии (так называли античную Грецию) не меньше остальных заявил о себе. В VII-VI веках до нашей эры здесь родилась новая философская школа. Она стала прародительницей европейских наук – физики, метеорологии, астрономии, географии, математики. Прежние абстрактно-мифологические представления приобрели с помощью Милета научный интерес. Впервые адепты представляли свои догматы в прозаичной, а не стихотворной форме.

Основной чертой философии милетских мудрецов стал совершенно новый взгляд на вопрос первоначала мира. По сравнению с предшествующими философиями, они рассматривали природу не как беспорядочное скопление разнообразных предметов, а первооснову. Милетцы предполагали, что существует единое первоначало вещей, источник бытия, космической жизни, а разнообразие явлений основано на своеобразном первовеществе (эфир, вода, огонь, земля, воздух). Здесь взгляды представителей учения расходятся, но снова встречаются в понятии одушевленности первовеществе, где «душа» выступала его неуловимой, подвижной субстанцией.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

В 335 г. до н.э. Аристотель открыл в окрестностях Афин свою школу, или Ликей, где проводил занятия для учеников и широкой публики. Часть сочинений Аристотеля («акроаматические») являются записями, которыми он пользовался в преподавательской деятельности. Аристотелю и его ученикам удалось собрать в Ликее огромный научный материал по истории, философии, биологии и политике.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Фалес

Родоначальник греческой философии и науки Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного материального начала. Таким материальным первоначалом всего сущего он считал воду, утверждая, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Вода вечна, образующиеся же из нее вещи и явления временны, преходящи. Вода, согласно взглядам Фалеса, представляет собой единый субстрат, постоянную первооснову всего многообразия вещей и явлений мира и их вечного круговорота. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой материи из одного состояния в другое.

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Протагор сформулировал главные положения софистов: а) человек есть мера всех вещей; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.

Геометрия в учении Фалеса

Фалес знакомится во время путешествия в Египет и Вавилон с земледелием, которое было в этих краях довольно развито. Это способствовало формированию у него геометрических знаний. Мыслитель этот, как считает большинство авторов Античности, не только принимал знания, но и пытался их упорядочить и сложить в определенную систему. Ряд положений был сформулирован им, например, касательно треугольника. Фалес отметил, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны. Также этот мыслитель, представитель философии Древней Греции, определил условия, при которых треугольники подобны.

Определенное влияние на дальнейшее развитие его учения имели разносторонние интересы Фалеса. Например, в это время геометрия была настолько развита, что она считалась основой научной абстракции. Это нашло отражение во взглядах Фалеса, которые были направлены на постижение самой сущности мира.

↑ Другие идеи Анаксимандра

  • Мироздание подобно живому существу: оно рождается, растёт, стареет и умирает, чтобы вновь возродиться;
  • Состояния вещества паритетны: влажное может высохнуть, сухое – увлажниться. В этом он предвосхитил последующих философов, которые ввели понятие единства и борьбы противоположностей;
  • Самозарождение жизни: живые существа возникли, когда солнце высушило моря; из увлажнённого и нагретого солнцем морского дна появились животные и растения.

 Жизнь, согласно Анаксимандру, является высшим этапом развития мироздания, поэтому её существование подчинено общим космическим законам.
Анаксимандр, как считается, изобрёл гномон – первые солнечные часы, представлявшие собой высокий вертикальный предмет (колонну), дающий тень. Он же является изобретателем небесного глобуса.

Наивные идеи и их критика

Философия Гераклита о тождестве противоположностей, о противоречиях подверглась резкой критике со стороны элеатов. Так, Парменид называл тех людей, для которых «бытие» и «небытие» считаются одним и тем же и не одним и тем же, и для всего существует обратный путь (это явный намек на Гераклита), «двухголовыми».

Элеаты уделяли особое внимание проблеме множественности и в связи с этим придумали ряд парадоксов (апорий), которые и по сей день озадачивают философов, физиков и математиков. Парадокс — это неожиданное утверждение; апория — это трудность, недоумение, проблема, которую трудно решить

По мнению элеатов, в отличие от чувственных впечатлений, невозможно представить себе множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никогда не может быть конечной. Если вещи конечны, то между двумя конечными вещами всегда есть третья вещь; мы снова приходим к противоречию, так как конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей. Не только множественность невозможна, но и движение невозможно. Аргумент «дихотомия» (dichotomy) доказывает: чтобы пройти заданный путь, нужно сначала пройти половину пути, а чтобы пройти его, нужно пройти четверть пути, затем восьмую часть пути и так далее до бесконечности. Поэтому невозможно переместиться из данной точки в ближайшую точку, так как ближайшая точка на самом деле не существует. Если движение невозможно, то быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, и следует признать, что стрела не летит в полете.

Гераклита, таким образом, в первую очередь интересуют изменения и движение, их источники и причины, которые он видит в борьбе противоположностей. Прежде всего, Элеаты были заинтересованы в понимании и интерпретации того, что все видели как изменение и движение. Согласно рассуждениям элеатов, отсутствие последовательного объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность.

Атомисты. Кризис, вызванный апорией Зенона, был очень глубоким; чтобы преодолеть его, хотя бы частично, требовались особые, нетрадиционные идеи. Это было достигнуто древними атомистами, наиболее яркими представителями которых были Лейципп и Демокрит.

Чтобы раз и навсегда избавиться от трудностей понимания изменений, было принято считать, что атомы неизменны, они неделимы и однородны. Атомисты, так сказать, «свели» изменения к неизменному, к атомам.

Согласно Демокриту, существуют атомы и пустота. Атомы различаются по форме, расположению, массе. Атомы движутся в разных направлениях. Земля, вода, воздух и огонь представляют собой первичные группы атомов. Комбинации атомов образуют целые миры: В бесконечном пространстве существует бесконечное количество миров. Конечно, человек — это тоже набор атомов. Душа человека состоит из особых атомов. Все происходит по необходимости; случайности не существует.

Философским достижением атомистов является открытие атомарного, элементарного. Чем бы ни занимались, физическими явлениями, теорией, всегда есть элементарная вещь: атом (в химии), ген (в биологии), материальная точка (в механике) и так далее. Элементарное предстает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.

Наивность идей атомистов объясняется неразвитостью их взглядов. Они обнаружили атомарность в мире событий, явлений, но еще не могли описать ее теоретически. Поэтому неудивительно, что античный атомизм очень скоро столкнулся с трудностями, которые ему не суждено было преодолеть.

↑ Поиск первоэлемента

Милетцы первыми начали поиск первичного элемента, из которого состоят другие элементы и, в конечном итоге, все предметы в мире. Фалес полагал, что всё состоит из воды. Анаксимен считал, что всё состоит из воздуха.

Гераклит, живший несколько позже и формально не относящийся к милетской школе, предполагал, что первоначало всему – огонь. А вот Анаксимандр, второй по старшинству представитель милетцев, вводил понятие «апейрон», которое является чисто умозрительным элементом.

Апейрон не имеет качества, и всё сущее возникло из него посредством выделения противоположностей (свет – тьма, горячее – холодное и т. д.). Вместе с тем апейрон находится в вечном движении.

Софистика

Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова, означающего мудрость. В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».

Софисты — это условное название ряда древнегреческих мыслителей, живших в V и первой половине IV века до н.э. IV. Век до н.э. Софистов принято делить на старшее и младшее поколения (старых и молодых).

Софисты — это прежде всего платные «учителя мудрости». Они учили своих учеников побеждать в спорах и диспутах. Их не интересовала истина, а только победа над противником. Они смогли убедительно доказать, что белое — это белое, а черное — это черное; но с такой же убежденностью они доказали, что белое — это черное, а черное — это белое. Поэтому слово «софист» приобрело отвратительный оттенок.

Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики); открытые ими софизмы (парадоксы) послужили основным стимулом для развития логики.

Основные работы. До нас дошел только трактат неизвестного софиста «Двойная речь».

Философские взгляды. Софисты занимались философией в основном для того, чтобы оправдать свою практику. Они считали, что объективный мир не поддается пониманию, то есть были агностиками и предполагали, что у каждого своя правда, и что она зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Также не существует объективного критерия добра и зла: что хорошо для кого-то, то хорошо и для него: «Болезнь — зло для больного, но благо для врача». Для умирающих смерть — зло, но для продавцов похоронных товаров и могильщиков она — благо.

Софисты почти не уделяли внимания изучению природы. Но именно они первыми провели различие между законами природы как чем-то неизменным и законами общества как следствием человеческого института.

Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали их, считая их человеческим изобретением. Софизм по своей природе антидогматичен, а вся религия построена на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Милетская школа. Гераклит. Пифагор

Античная философия зародилась в Греции в 6 веке до н.э. и закончила свое существование с распадом Римской империи в 5 веке н.э. Она возникла и развивалась в греческих городах-государствах, особенно в Афинах, сохранялась в период македонского правления и в Римской империи. В античной философии существует ряд очень разных философских течений. Некоторые из них основывались на мистических идеях и догмах, другие предпочитали строгие доказательства.

У греков, как и у всех других народов, были свои религиозные мифы о сотворении мира и происхождении цивилизации, но примерно за шесть веков до нашей эры некоторые из них начали искать более рациональные и эмпирически обоснованные теории о строении и происхождении мира. Некоторые из этих ранних философов (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в городе-государстве Милет, расположенном на побережье нынешней Турции. Их называют «Милетской школой», в честь их родного города. Главной задачей милетцев было найти первоматерию, изначальную субстанцию, из которой формируется все многообразие мира.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) происходил из Милета, процветающего торгового города в Малой Азии. Время жизни Фалеса определяется тем, что он предсказал солнечное затмение, которое (как утверждают астрономы) произошло в 585 году до нашей эры. Известно также, что Фалес совершил путешествие в Египет и привез оттуда сведения о геометрии. Однако если геометрические знания египтян служили в первую очередь для решения эмпирических задач, то греки впоследствии создали математику как науку, основанную на этих знаниях. Фалес считал, что вода является первозданной субстанцией, лежащей в основе всей Вселенной, и что все остальное образуется из нее. Положение Фалеса о том, что все произошло из воды, можно считать вполне научной гипотезой, поскольку уже в начале XX века общепризнанным было мнение, что все состоит из водорода, две трети которого составляет вода.

Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.), ученик Фалеса, считал, что все многообразие мира произошло от одного первозданного вещества, но это вещество не было ни водой, ни каким-либо другим известным нам веществом. Анаксимандр считал, что первичной субстанцией не может быть вода или любой другой известный элемент, потому что воздух холоден, вода влажна, огонь горяч, и если бы какой-либо из этих элементов был первичным, он поглотил бы остальные. Следовательно, основное вещество должно быть нейтральным. Анаксимандр считал, что наш мир сосуществует одновременно с другими мирами, которые постоянно рождаются и умирают. Они появились не в результате творения, а в результате эволюции. Анаксимандр утверждал, что эволюция существует и в животном мире. Живые существа возникли из влажного вещества. Идея происхождения жизни из водной среды и постепенной эволюции видов была исключительно новой для того времени.

Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, развивает основную идею милетских натурфилософов. Но в качестве первичной субстанции он предлагает воздух. Воздух — самая подвижная среда. Когда он остывает, он становится водой, затем землей и, наконец, камнем. Эта идея интересна тем, что она рассматривает все различия между разными веществами как количественные различия, зависящие только от степени загущения. Анаксимен обожествляет воздух. «Как, — говорит он, — как наша душа, которая есть воздух, заключает нас, так дыхание и воздух заключают в себе весь мир».

Ранние досократики из Милета — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен — пытались разработать космологические концепции, чтобы дать разумное представление о мире, в котором мы живем.

Материализм в Милетской школе

Милетская школа философии кратко может быть охарактеризована следующим образом: она стихийно тяготеет к материализму. Ее представители понимали мир интуитивно как материальный, однако в то же время вопрос о взаимодействии духовного и вещественного принципов еще не ставился. Наивная диалектика проявляется также в этот период. То есть развитие предстает во всей его сложности, противоречивости и многообразии форм. Милетские представители при помощи диалектики хотят постичь мир в динамике перемен и развития. Они преодолевали с помощью материализма религиозно-мифологические взгляды иных мыслителей. Вполне материалистический ответ они давали на вопрос о первооснове мира, хотя такие представления были еще наивными.

Анаксимен

Анаксимен —  философ-материалист, стихийный диалектик. Его больше всего  интересовала астрономия и метеорология. 

Анаксимен был убежден, что существует  неограниченная во времени и пространстве материя. Все вещи созданы из одной первоосновы. Этой первоосновой Анаксимен считал воздух. 

Анаксимен считал ошибочными положения Анаксимандра об апейроне, т.к. апейрон не наблюдаем, а воздух мы можем наблюдать (разрежаясь, воздух становится огнём, сгущаясь – ветром, затем —  облаком и т.п.). Если воздух преобразуется  в другие вещества, по мнению Анаксимена, он становится виден. Так он открыл закон перехода количества в качество.

Для Анаксимена Земля располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Анаксимен считал, что Земля не одна во Вселенной, т.е. предполагал наличие других планет. По мнению Анаксимена, все небесные тела плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен».

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Новые идеи Анаксимандра

В области космологии ученый сделал много открытий. Его версия о том, что земля неподвижно стоит в центре мира безо всякой опоры, была революционной для своего времени. Тогда все мыслители еще верили в наличие земной оси, которая и удерживает планету на месте. Источником всего сущего является нечто бесконечное, нематериальное и вечное. Философ назвал эту сущность апейроном. Это некая субстанция, которая неуловима, так как находится в постоянном движении. Апейрон постоянно из чего-то возникает и во что-то преобразуется, он непостижим человеческим умом. Философское учение Анаксимандра построено на представлении апейрона как атрибута чего-либо. В те времена это слово было прилагательным, только позже Аристотель преобразует его в существительное. Из апейрона как из субстрата появляются четыре стихии, которые и организуют все сущее. Понятия апейрона и субстрата являются важнейшими достижениями Анаксимандра. Его представления о происхождении всего живого без участия богов стали еще одним новаторским вкладом в багаж человеческой мысли. Эти взгляды будут развиваться значительно позже, уже в Новое время. Также философ стал прародителем диалектического подхода к осмыслению мира. Он говорил о том, что сущности могут перетекать одна в другую, мокрое может высохнуть, и наоборот. Он доказывал, что у противоположного есть единое начало, это стало предвосхищением будущей диалектики.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.