Минойцы

Оглавление

Содержание:

В Минойская культура, также называемая доэллинской культурой, эгейской, критской или минойской культурой, процветала на острове Крит между 3000 г. до н.э. примерно до 1450 г. до н.э. Одна из наиболее распространенных теорий заключается в том, что его первые жители пришли из Анатолии и прибыли на остров около 7000 г. до н.э.

Хотя историки расходятся во мнениях, минойская культура обычно делится на три разных периода: предпространственный период, прото-небный период и неопространственный период. Все они ориентируются на строительство так называемых «дворцов», важнейших архитектурных произведений той цивилизации.

Помимо этих дворцов, одной из наиболее важных характеристик минойцев было их морское господство. Это сделало остров одним из важнейших торговых центров Средиземноморья, с частыми контактами с другими цивилизациями того времени.

Конец минойской культуры, по мнению экспертов, мог быть связан с извержением вулкана около 1750 года до нашей эры

С этого момента влияние и важность острова начали ослабевать, хотя за последние три столетия своей истории он пережил несколько взлетов и падений

[править] Периодизация

Первичная периодизация минойской цивилизации была сделана Артуром Эвансом:

  • Древний минойский период (2600—2000 гг. до н. э.)
  • Средний минойский период (2000—1600 гг. до н. э.)
  • Поздний минойский период (1600—1100 гг. до н. э.)

Хотя периодизация Артура Эванса повлияла на выделение тех или иных периодов Эгейской культуры, в наши дни она считается устаревшей. Согласно археологическим находкам принято разделять историю минойской цивилизации на:

  • Ранний бронзовый век (3000—1900 гг. до н. э.)
  • Средний бронзовый век (1900—1550 гг. до н. э.)

Археологическая периодизация также полностью не совпадает с эпохами зарождения и развития цивилизации, поэтому среди исследователей минойского Крита в последние десятилетия преобладает разделение на следующие периоды:

  • Додворцовый период (2600—2000 гг. до н. э.)
  • Период ранних дворцов (1900—1700 гг. до н. э.)
  • Период новых дворцов (1700—1450 гг. до н. э.).

Литература

  • Ирмшер Й., Йоне Р. // Сло­варь антич­но­сти. — М.: Проргесс, 1989.
  • Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
  • Ардзинба В. Г., Янковская Н. Б. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. II. Передняя Азия, Египет. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 118-201.
  • Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  • Ильинская Л. С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. — М.: Наука, 1988. — 176 с.: ил. — (Из истории мировой культуры). — ISBN 5-02-008991-5.
  • Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — М.: Наука, 1980. — 120 с.: ил. — (Из истории мировой культуры).
  • Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.: ил. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). — ISBN 5-300-00871-0.

Религия

Центральное место на Крите занимал культ женского верховного божества. Имя богини неизвестно, но в надписях богиню называют владычицей. По произведениям критского искусства можно утверждать, что она имела несколько обличий. Мы можем видеть ее в образе владычицы зверей и охотницы, покровительницы растительности, ей посвящалось деревья, помимо этого с ее культом связаны птицы, чаще всего голуби. Иногда она предстает перед нами царицей подземного мира, держащей в руках змей. В Кносском дворце найдены подобные изображения- это фигурки из фаянса или слоновой кости, богато украшенные золотом. В бедных домах найдены такие же изображения только из глины.

В критском пантеоне мы также видим мужское божество, олицетворяющее разрушительные силы природы. Здесь будет уместным отметить, что на Крите часто случались различные катаклизмы: землетрясения, морские штормы, грозы, ливни, засушливые годы, голод и эпидемии. Эти явления претворялись в сознании минойцев в образе бога-быка. На некоторых печатях он изображен в виде фантастического существа — человека с бычьей головой. (Это напоминает более поздний греческих миф о Минотавре). На острове символом мужского божества был Лабрис — двойной топор, изображение которого часто встречается в критском искусстве.

По всей видимости в религиозных церемониях ведущая роль принадлежала женщинам. Мужчины редко фигурируют в культовых сценах и появляются только в поздний период.

На Крите не обнаружено монументальных храмовых зданий. В домах среднего слоя населения и во дворцах обнаружены святилища с культовыми изображениями и жертвенными столами. По все видимости существовали сельские святилища, которые состояли из жертвенника и группы священных деревьев.

Дворец в Фесте. Современный вид

Дворец в Закросе. Современный вид

Кносский дворец. Современный вид

Государство

  • Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века.
  • Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).
  • Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.
  • Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быкаruen (см. таврокатапсия).
  • Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).
  • Данные археологии говорят о том, что в минойской религии (и в других сферах жизни) главенствующие роли играли женщины, в частности почиталась Богиня со змеями.

Периодизация

  1. Крито-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.): минойская и микенская цивилизации; возникновение первых государственных образований; развитие мореплавания; установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока; возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время обитало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.): господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.; период «старых», или «ранних», дворцов): появление раннегосударственных образований в разных уголках острова, строительство монументальных дворцовых комплексов, возникновение ранних форм письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.): создание морской державы Миноса, объединение Крита, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте), активные контакты с древневосточными государствами. Стихийное бедствие середины XVI в. до н. э. (минойское извержение) становится причиной упадка минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.): господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения, появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.): расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции; начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.; микенская цивилизация): возникновение раннеклассового общества у ахейцев; формирование производящей экономики в сельском хозяйстве; появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др.; формирование оригинальной письменности; расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, что влечёт гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

Помимо данной, существуют и другие периодизации.

История открытия и изучения[править | править код]

Ранний период изученияправить | править код

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у Пэшли не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение полиса Кидония.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако чрезмерная цена, назначенная на участок с древностями, помешала ему.

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

В 1900—1921 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

После дешифровки критского письмаправить | править код

Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

[править] Мифология

Древнегреческая мифологическая и историческая традиции основывались на представлениях, будто бы первичная гегемония в Древней Греции принадлежала Криту, где правил Минос. Ему приписывались создание первого письменного законодательства, активное вмешательство в дела других эгейских государств, строительство дворца Лабиринта для своего безобразного пасынка Минотавра, путешествие на Сицилию и др.

С Миносом связаны легенды о критском быке, который опустошал различные регионы Греции. Согласно мифу о аттическом герое Тесее, Афины выплачивали Криту позорную дань девушками и юношами, которые приносились в жертву Минотавру. Однако Тесей сумел проникнуть в Лабиринт с оружием и убить чудовище. Ему же приписывалось убийство критского быка.

Уже в эпоху античности к мифам о Миносе и Тесее относились довольно критично. Иногда их старались объяснить рационально, а иногда — опровергали. Геродот связывал с именем Минос расцвет эгейских островов и говорил, что их жители выплачивали Криту легкую дань гребцами. Он сообщал, что туземцы островов — лелеги и карийцы были переселены критянами в Малую Азию. Афинский историк Фукидид считал, что большая власть критского властителя опиралась на талассократию — превосходство на море.

Так или иначе, имя Миноса дало начало термину минойский, который означал определенный период расцвета государства на Крите, а впоследствии и всей культуры древнего Крита и Эгейского бассейна.

Общие характеристики

Похоже, что развитие минойской культуры происходило от народов Анатолии, которые прибыли на остров в 7000 году до нашей эры. В свою очередь минойцы сильно повлияют на микенскую культуру..

Минойские дворцы

Первые дворцы, в которых нет останков, были построены между 2000 и 1700 гг. До н.э. Вскоре после его первого разрушения начали расти большие. Самыми важными были те из Кносса и Феста.

Несмотря на свое наименование, эти постройки не совпадают с тем, что традиционно понимается в Европе как дворец. Они были местами для работы и хранения товаров, в качестве торговых центров или мест отправления культа..

Одним из самых ярких аспектов для всех исследователей является отсутствие защиты дворцов. Ни у кого не было стен или рвов, хотя считается, что если бы они имели сильную военно-морскую оборону.

Написание

Эксперты делят минойскую письменность на три разных этапа: иероглифический, линейный A и линейный B.

Известно, что он состоял из более 100 символов. На сегодняшний день еще не удалось расшифровать его значение

Керамика

Керамика была одним из самых узнаваемых видов деятельности минойцев. Глиняные сосуды раньше украшали рисунками стихий моря. Они были окрашены в разные цвета, выделяя желтый, розовый и оранжевый. Критяне также научились глазировать эти сосуды.

Торговля

Наряду с дворцами и керамикой, торговля является еще одним характерным элементом этой цивилизации. Уже прокомментированная стратегическая позиция острова способствовала тому, что minoicos устанавливают торговые маршруты со своими соседями..

Поглощение культурных элементов

Хотя не все историки согласны, многие подчеркивают поглощение культурных элементов из разных мест. Наибольшее влияние критяне оказали на Грецию, Киклады, Малую Азию, Сирию и Египет..

Они были всеми местами, с которыми они поддерживали коммерческие связи, с постоянным обменом продуктами.

Миф о минотавре

Хотя миф о минотавре и не является характеристикой минойской цивилизации в строгом смысле, он показывает некоторые ее особенности, такие как морская власть, важность быка как символа и самого лабиринта.. Легенда касается, во-первых, борьбы за власть между тремя сыновьями короля Астериона: Миносом, Сарпедоном и Радамантисом

Первый, когда его отец умер, сказал своим братьям, что боги хотели, чтобы он был правителем всего дворца

Легенда касается, во-первых, борьбы за власть между тремя сыновьями короля Астериона: Миносом, Сарпедоном и Радамантисом. Первый, когда его отец умер, сказал своим братьям, что боги хотели, чтобы он был правителем всего дворца.

Чтобы показать, что он пользуется благосклонностью богов, он попросил бога моря Посейдона вывести быка из воды, чтобы пожертвовать им в его честь. Бог так и сделал, но Минос передумал и оставил его в живых. Pasiphae, жена Миноса, влюбилась в животное и задумала о нем минотавра, мифологическое существо с человеческим телом и головой быка.

Реакция Миноса заключалась в том, чтобы построить лабиринт, в котором он заключил минотавра. Каждый год 14 молодых людей приносились в жертву, чтобы накормить ребенка. Тесей с помощью Ариадны убил минотавра и сумел сбежать из лабиринта.

талассократии

В трудах греческих ученых уже указывалось, что Крит стал талассократией. Концепция относится к области, которая осуществляется над морями и политической системы, основанной на этом контроле.

Талассократия тесно связана с политической и стратегической властью, получаемой за счет контроля над географическими ресурсами, в данном случае это область морских зон..

Этнокультурная принадлежность[править | править код]

Палеогенетикаправить | править код

По данным генетиков, заселение Крита представителями минойской культуры по мужской линии связано с носителями Y-хромосомной гаплогруппы J2, максимальная концентрация которой в настоящее время наблюдается на Крите[источник не указан 63 дня]. Второй по распространению гаплогруппой в Минойской цивилизации была J1.[источник не указан 63 дня] Её носители пришли с западных берегов Малой Азии, откуда переселились на Крит в середине 3 тыс. до н. э.

По исследованиям мтДНК, предки минойцев по женской линии имеют не североафриканское (как традиционно считалось), а европейское происхождение и прибыли на Крит около 9000 лет назад из материковой Греции (Пелопоннес). Наибольший процент общих вариаций митохондриальной ДНК минойской эпохи был обнаружен в неолитических популяциях из Южной Европы. В настоящее время наследуемая по материнской линии мтДНК минойцев обнаруживается у современных критских греков, особенно на плато Лассити в восточной части острова. Минойские образцы выявили 21 различную вариацию митохондриальной ДНК, шесть из которых были уникальными для минойцев. Ни один из минойцев не имел вариаций митохондриальной ДНК, характерных для африканских популяций. При этом большинство минойцев были отнесены к митохондриальным гаплогруппам H (43,2 %), T (18,9 %), K (16,2 %) и I (8,1 %).

В 2017 году опубликованы Y-хромосомные гаплогруппы J2a1 (n=3) и G2a2b2 (n=1) и митохондриальные гаплогруппы U, H, X, K.

У минойского образца Pta08 эпохи ранней бронзы (Петрас, Early Minoan, 2849—2621 лет до н. э.) определили Y-хромосомную гаплогруппу G2-L156 и митохондриальную гаплогруппу H. Судя по данным генотипа, у Pta08 были, скорее всего, карие глаза, тёмно-каштановые до чёрных волосы и тёмная кожа.

Изменения со временем

Неолитическая » Стеатопиготная богиня из Пано Хорио», ок. 5800–4800 до н.э., терракота, AMH. Лучшая критская фигура; неясно, действительно ли она богиня.

В доминойский период неолита были раскопаны многочисленные терракотовые фигурки, в основном вокруг домов и изображающие сидящих на корточках женщин с акцентом на большие части женского тела от груди до бедер, но, например, маленькие головы и часто без ног. Они интерпретируются как связанные с плодородием, но использование этих женских фигур в домах неясно или кого они должны были представлять. С Протопространственного периода женская «ритуальная одежда» появляется в искусстве, и, вероятно, религиозные ритуалы во вновь построенных дворцах значительно расширились .

Минойская религия, похоже, изменила акцент в неопространственном периоде , отойдя от материнских элементов и элементов плодородия в главной женской богине и представив культ «молодого бога», возможно, ее сына, но, вероятно, ее партнера (или обоих). Пиковые святилища, возможно, утратили свое значение.

После микенского вторжения надписи линейным письмом B содержат имена некоторых божеств, также найденных на материковой части Микенской Греции . Насколько Крит сохранил особую религию в этот период — сложный вопрос; правящая элита, вероятно, была иммигрантами, но основная масса населения, вероятно, произошла от минойских критян.

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 35 815

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…

3-06-2015, 17:18

Просмотров: 24 043

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…

15-04-2015, 09:52

Просмотров: 22 029

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…

Экономическое развитие

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. здесь возникает минойская цивилизация, которое получила свое название от мифического чудовища Минотавра. Еще в начале 3 тыс. до н.э. на острове было основано производство меди и бронзы. Сре­ди при­чин рас­цве­та Минойской культуры ряд ис­сле­до­ва­те­лей на­зы­ва­ют тор­гов­лю оло­вом, не­об­хо­ди­мым для по­лу­че­ния ка­че­ст­венной брон­зы, важ­ней­ше­го ма­те­риа­ла данной эпо­хи, получившего впоследствии название бронзового века . С ран­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да фик­си­ру­ет­ся по­яв­ле­ние «ко­ло­ний» Минойской культуры на Кик­лад­ских островах, острове Ро­дос, в рай­оне Ми­ле­та. В это же время происходят изменения и в сельском хозяйстве. Его основой становится земледелие поликультурного типа или появляется так называемая «средиземноморская триада», которая подразумевает под собой выращивание злаковых (в основном ячменя), винограда и оливы. Результатом данного экономического сдвига стал рост производительности земледельческого труда, а также появление резервного фонда сельскохозяйственной продукции, за счет которого обеспечивались пропитанием люди не занятые в сельском хозяйстве. Это позволило развиваться профессиональной специализации в различных отраслях производства. Также, за счет данного резервного фонда население обеспечивалось продовольствием в неурожайные годы. С 3 тыс. до н.э. активно развивалась морская торговля с материковой Грецией, Сирией, Египтом, Кикладскими островами, Малой Азией.

Заход солнца

Разрушение Кносского дворца снова стало началом конца минойской цивилизации. Никто точно не знает причины этого разрушения. Некоторые эксперты утверждают, что это произошло из-за вторжения ахейцев, которые основали Микены на Пелопоннесе около 1500 г. до н.э. C., с явным критским влиянием.

Другие исследователи, с другой стороны, считают, что это была еще одна природная катастрофа, которая положила конец этой цивилизации, в данном случае извержение вулкана Санторини. Это было настолько сильным, что, несмотря на то, что оно произошло в 112 км от Крита, оно вызвало землетрясения и приливные волны по всему региону. Некоторые утверждают, что это было источником легенды об Атлантиде.

Несмотря на эти две теории, правда в том, что критяне переживут еще одно столетие.

религия

Как и с другими аспектами истории минойской культуры, ее религия представляет множество загадок для исследователей. Не известно наверняка, как проходили их ритуалы или как они структурировали свою теологию..

В целом они уделяли больше внимания живым, чем умершим, вопреки тому, что произошло в египетской религии.

Почти все находки, связанные с этой темой, были найдены во дворцах, поэтому эксперты считают их также культовыми центрами. По этим останкам кажется, что его высшим божеством была Мать Земля.

богинь

Многие авторы считают, что минойская религия была, главным образом, матриархальной. Хотя известно, что мужские боги существовали, женские божества были более важными и многочисленными.

Различия между историками представлены при анализе найденных женских фигур. Для некоторых это будут изображения жриц, в то время как другие утверждают, что это разные версии одного и того же божества: Богиня-Мать, Плодородия, Леди Животных, Защитник дома, Защитник посевов и т. Д..

Если они совпадают, однако, в главном значении этой Богини-Матери и культе плодородия развился вокруг ее фигуры. Его наиболее типичным представлением была Змея Богиня, также называемая Леди Лабиринта..

Прыжок быка

Бык был еще одним из главных символов минойской цивилизации, и вечеринка, в которой акробатика исполнялась с животным, была его главным праздником. Минойские алтари часто увенчаны рога освящения и имели религиозное значение.

Человеческие жертвы

Некоторые признаки указывают на то, что минойцы практиковали человеческие жертвы. Доказательства были найдены в трех местах религиозного характера острова, хотя его ритуальное значение неизвестно.

Происхождение и внешние связи[править | править код]

Анатолийское происхождение минойской культурыправить | править код

Основная статья: Западноанатолийская цивилизация

Цилиндрическая печать из Арслантепе

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Кура-Араксинское происхождение минойцев

Одна из гипотез предполагает, что минойцы были выходцами из культуры Кура-Аракс.

Влияние материковой Греции (пеласгов)править | править код

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры. Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

Морские контактыправить | править код

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А».

Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.

Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите ассимилированы семитами.

В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, вероятно, столкнулась с соперничеством пеласгов.

Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были незначительными и сложились уже после захвата Крита ахейцами.