Кузьма минин

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

2012 год – Год российской истории. 4 ноября 2012 года страна будет праздновать 400-летие со дня освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг.

В истории нашей страны Минин и Пожарский – личности, память о которых священна. Они держали в своих руках судьбу всего народа, а потом незаметно скрылись и безо всяких сожалений вернулись к прежней жизни: один – к мелкой торговле, другой – в ряды служилых… Но именно их мы считаем теми великими Личностями, которые творят Историю, определяют судьбу нашего государства.

В годину жестоких испытаний, в эпоху Смуты в России начала ХVII века, когда страна находилась на грани хозяйственного, политического и духовно-нравственного краха, Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде народное земское ополчение и в 1612 году освободили Москву от польско-литовских интервентов, защитив и восстановив российскую государственность. Это был великий подвиг, навсегда вошедший в историю.

В благодарной памяти были построены памятники в честь Спасителей России, а также учрежден праздник – День народного единства, который повышает патриотизм и любовь к Родине – России.

Целью данной работы является изучение жизни и деятельности К. Минина и Д.Пожарского, а также основных памятников, построенных в их честь.

Исходя из целей необходимо решение следующих задач:

  • рассмотрение биографии Кузьмы Минина;
  • изучить жизненный путь князя Д.Н. Пожарского;
  • рассмотрение основных памятников и архитектурных сооружений, построенных в честь народных героев России.

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Михайлович Пожарский родился в 1 ноября 1578 года в Берсенево Клинского уезда. Считается, что он проходится потомком великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. В 15 лет юный Дмитрий поступил на дворцовую службу. В 1598 год Пожарский имел придворный чин — «стряпчий с платьем». До 1602 года он вместе с матерью несколько раз попадал в царскую немилость. Дмитрий Пожарский давал присягу обоим Лжедмитриям и принимал участие в подавлении Крестьянского восстания под руководством Ивана Болотникова.

После начала царствования Михаила Федоровича Пожарский получал ведущую роль при дворе как военачальник и госдеятель. К концу жизни Дмитрий имел тысячи земельных угодий с селами и деревнями, за счет чего считался одним из богатейших дворян Московского государства.

Умер в 63-летнем возрасте 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года в Москве. Известно, что князь был несколько раз женат и имел шестеро детей. Несмотря на это его род прекратился на внуке Дмитрия в 1682 году. Предводитель ополчения был захоронен в фамильном склепе, который несколько раз разбирался, но могилы оставались в сохранности. В 2009 году усыпальницу восстановили и открыли 4 ноября в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

«Крещеный татарин»?

В 2002 году в журнале «Огонек» появилась сенсационная статья историка В. Л. Махнача, в которой Кузьма Минин был назван «крещеным татарином Киришей Миннибаевым». Никаких сколько-нибудь серьезных доказательств данной версии не приводилось. Однако в 2006 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал гипотезу о татарском происхождении русского национального героя. Одновременно тезис этот был озвучен тогдашним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх объявил, что считает версию о татарской национальности Минина, по крайней мере, возможной, поскольку известно, что в ополчении было много татар, отправившихся освобождать Москву от интервентов, потому что Кузьма Минин был татарином. Хотя как могли татары, большинство из которых были мусульманского вероисповедания, относиться к «крещеному» собрату?

Тем не менее аргументы в пользу «татарской» версии находятся. Так, известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своей книге «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» высказывает предположение, что фамилия Минин может происходить от названия кипчакско-ордынского рода «мин», появившегося после завоевания кипчакских земель татаро-монголами. В Полном собрании российских летописей также сказано, что выходцы из рода мин звались в России Миниными.

Юность и опыт в торговле

Точную дату и место рождения Кузьмы установить невозможно. Некоторые ученые утверждают, что полководец появился на свет в 1570 году в городе Балахне. Он рос в состоятельной семье. Отец, Мина Анкудинов, был соляным промышленником. Мать Доминика занималась воспитанием детей. Кроме будущего героя у нее было еще двое сыновей — Иван и Федор.

С ранних лет мальчиков приучали к труду. В их городе было принято, чтобы дети помогали родителям, работали с юного возраста. Когда Анкудинову исполнилось 11 лет, семья переехала в Нижний Новгород. Кузьма мог продолжить дело отца, но он предпочел идти своим путем. Именно поэтому юноша приобрел мясную лавку и занялся торговлей.

История Балахны

Теперь обратимся еще к одному источнику  –  книге  историка  Евгения  Арсюхина “Полумесяц  над  Волгой”,  которая  только что вышла в Нижнем Новгороде.  “Попытки расшифровать название “Балахна”  из русского  языка  потерпели,  на  мой  взгляд, полное поражение”, – пишет Е. Арсюхин на 78  странице  своей  книги.  Автор  также подтверждает  версию  восточного  происхождения названия города и полагает,  что в  “древние  времена здесь  все-таки  существовала  булгарская  крепость”.  Рассматривая  историю  Минина  и  Пожарского, Е.  Арсюхин  также  приводит  ряд  новых, малоизвестных  сведений.  Согласно  его данным,  земляки  Минина  во  времена Смутного  времени  поддержали  Лжедмитрия  II  (который,  кстати,  в  1610  году  был убит  татарином  Урусовым,  мстившим  за казнь касимовского царя), а воевода Балахны, собрав отряд и при поддержке литовцев,  пытался  взять  Нижний.  За  все  это “Гражданин  Минин”  подверг  своих  земляков  жестким  репрессиям  и  обложил данью, благодаря которой удалось осуществить поход на Москву. Таким  образом,  мы  не  можем  однозначно повторять за Б.  М.  Пудаловым,  что Балахна была исконно  русским  городом  и что  татары или  их  предки  булгары  там никогда не жили. Кузьма Минин уже давно стал  русским  национальным  героем,  спасителем  России,  а  его  имя  готовится  к канонизации Русской православной церковью. Поэтому сейчас все козыри на стороне тех,  кто полагает,  что Минин был “этническим  русским”.  Чтобы  доказать  обратное,  необходимо привести  ряд неопровержимых данных, которых, как уже было сказано,  возможно,  уже  и  нет  в  природе.

Ясно  одно  –  родина  Кузьмы Минина,  город  Балахна,  имеет древнюю  историю.  Возможно, историю тюркскую,  а не русскую.

Азат АХУНОВ.

Подвиг Минина и Пожарского

История нашей страны гласит, что с сентября 1610 года Москву заполонили польские войска. Представители российского высшего сословия договорились с польским правителем Сигизмундом III о признании его сына Владислава царем России. Предполагалось, что государство будет независимым, но в стане начался упадок. На русской земле господствовали польские военачальники, которые спокойно смотрели на то, как их подчиненные грабят и сжигают целые деревни, а также убивают коренное населения. В этот же временной период на северо-западе России объявился новый враг – Швеция, которая сразу же захватила древний Новгород.

К осени 1611 года большая часть российского государства на западе и северо-западе принадлежала захватчикам. Москва стояла полусожженная и разграбленная. В ней расположился гарнизон врага. окрестности городов и сел захватили шайки разбойников. Россия пришла в упадок: отсутствовали единое правительство и армия, казна была опустошена. Этот период народ прозвал «лихолетьем».

Понимая сложившуюся ситуацию, избранный староста Кузьма Минин начал собирать отряд народного ополчения в Нижнем Новгороде, состоявший из местных граждан и военнослужащих. Во главе защитников решили поставить одного из лучших военачальников того времени, который славился храбростью и честностью — князя Дмитрия Пожарского. Минин взял на себя обязанности, связанные с хозяйством и организацией ополчения.

Армия Нижнего Новгорода быстро разрослась и перевоплотилась с общерусское войско. Основной целью защитников стало освобождение Москвы и избавление Руси от иностранных захватчиков.

Дружина двинулась в путь весной 1612 года. Войско прибыло в Ярославль, где остановилось приблизительно на четыре месяца, готовясь к походу на столицу. За это время армия продолжала пополняться и окрепла. 24 июля отряды ополченцев приблизились к Москве.

Фото: 900igr.net

С 22 по 24 августа начались сражения между русскими и польскими армиями. В результате решающей битвы, ополченцы разгромили войско гетмана Ходкевича, который пытался прийти на помощь врагу, овладевшего Кремлем.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года поляки, не выдержав голода, покинули столицу, что стало днем освобождения Москвы.

Через некоторое время вся территория Руси была освобождена от врага. Таким образом, сплотившийся русский люд, оградил страну от очередного порабощения.

Биография 2

Имя Кузьмы Минина навсегда увековечено в сердцах россиян, как человека, сыгравшего огромную роль в становлении российской государственности. Великое уважение к Минину и его соратнику Дмитрию Пожарскому подтверждает тот факт, что памятник этим людям, который находится в столице России возле Покровского собора, был создан на пожертвования обычных граждан.

Дата рождения Кузьмы Минина и происхождение его фамилии до сих пор вызывает споры среди историков. Ученые утверждают, что Кузьма (в некоторых источниках — Косьма) Минич Минин родился в конце 16 века. По народным поверьям отца Минина звали Мин Анкудинов, который со своей семьей проживал в городе Балахна, Нижегородской области и занимался солеварением. В те времена в Балахне действительно проживали солеварщики Анкудиновы, сменившие в последствии свою фамилию на Минины, однако доподлинного родства между ними и Кузьмой Мининым так и не было установлено историками. Имеет место также татарское происхождение Кузьмы Минина. Якобы он был татарином по имени Кириша Миннибаев, который был крещен под русским именем Кузьма, и его фамилия произошла от влиятельного кыпчакского рода «мин».

Точные исторические сведения о Кузьме Минине датируются началом 17 века, когда он был уже взрослым человеком, имел семью и зарабатывал себе на жизнь продажей мяса. Кузьма был женат и имел сына по имени Нефеда.

Политическая карьера Кузьмы Минина началась осенью 1611 года, когда в Нижнем Новгороде на городском совете была зачитана грамота патриарха Гермогена, призывавшая освободить землю русскую от поляков. Именно на этом собрании Кузьму Минина избрали земским старостой, и он произнес воодушевляющую речь в защиту русской земли.

Под руководством Дмитрия Пожарского в нижегородских землях начало организовываться второе народное ополчение. Кузьме Минину были поручены хозяйственные и финансовые вопросы. Он заставил всех зажиточных граждан отдать 1/5, а то и 1/3 своего дохода в пользу народного ополчения. А тех, кто отказывался отдавать деньги, переводили в холопы и оставляли без имущества. Минин распоряжался казной ополчения, назначал хорошее жалование добросовестным ратникам, собирал подати, был избран в «Совет всей земли» — главный орган государственной власти. В 1612 году Минину и Пожарскому удалось собрать многотысячное войско под Ярославлем и выступить в поход на Москву, которая в то время находилась под властью поляков, пытавшихся посадить на российский престол своего ставленника.

Второе народное ополчение освободило Москву от поляков в октябре 1612 года. В боях за Москву Кузьма Минин проявил личное мужество и непоколебимость в борьбе против врагов российского народа.

В январе 1613 года в Московском Кремле был созван Земский собор, который вынес решение об избрании на российский престол Михаила Романова и покончил со «смутными временами» в России. Одним из участников этого собора был Кузьма Минин. Новый царь оценил заслуги Минина перед Отечеством и пожаловал ему земли и чин думного дворянина. После Земского собора началась эпоха правления последней династии российских царей.

Кузьма Минин до своей смерти в 1616 году, участвовал в заседаниях государственной думы, был доверенным лицом царя, пользовался авторитетом среди дворян. Он заболел и умер во время похода против восставших черемис и татар. Его жена Татьяна Семеновна сначала жила в Нижнем Новгороде, а потом приняла монашеский постриг. Сын Минина Нефеда не оставил после себя наследников. На нем род Кузьмы Минина прекратил свое существование.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Против «Тушинского вора»

В этот исторический год в Нижний пришла грамота патриарха, призывавшая горожан бороться с «Тушинским вором» – Лжедмитрием, и его союзниками-поляками. Длительная «смута» утомила народ, а поведение поляков не способствовало симпатиям к ним, так что нижегородцы в целом поддержали призыв патриарха. Минин среди прочих ораторов отличился уверенностью и красноречием. Первым созвать ополчение призвал не он, а некий поп Савва, но послушались горожане именно Минина.

Следует учесть: Минин не командовал ополчением. У него не было военного опыта. Главнокомандующим стал князь Пожарский, имевший и опыт, и авторитет в народе. Продвигаемые некоторыми авторами идеи о дружбе семей Минина и Пожарского (из-за которой умный староста якобы и предложил князя на роль командующего) мало состоятельны: не к лицу было Рюриковичу дружить с каким-то посадским. Князь просто был известным в народе человеком.

Минин же в войске выполнял обязанности интенданта и старшины. На нем лежали хозяйственные вопросы: еда, одежда, оружие, тягло… Он действовал жестко, вынуждая нижегородцев отдавать треть (в лучшем случае пятую часть) своего имущества войску под страхом полной конфискации и холопства. Но все источники согласны: ополчение было сыто, одето и обеспечено всем необходимым.

Мало того: Минин «приобрел» для своего войска и немалое количество «иностранных специалистов», нанимая опытных наемников, способных быть командирами, за большие деньги. Он не стеснялся брать даже выходцев из Речи Посполитой (а их нашлось даже больше необходимого), и правильно делал – воевали эти перебежчики хорошо.

Политическая карьера Кузьмы Минина

С 1606 года Кузьма Минин с семьей приезжает в Нижний Новгород. В 1608 году в составе народного ополчения Минин участвовал в борьбе против Лжедмитрия. Затем Кузьма был избран Нижегородским старостой. Несмотря на отсутствие образования, Минин был довольно умным человеком, хорошо и правильно говорил, мог повести за собой народ. Это было Смутное время в России, когда страна переживала нашествие польских и литовских интервентов. Поляки вели себя в России как захватчики, и население начало формировать народное ополчение.

Первое ополчение, созданное в 1611 году, не дало результатов. Изгнать интервентов не получилось. Нижегородский староста Кузьма Минин взял на себя инициативу создания нового ополчения, которое было организовано в 1612 году в Нижнем Новгороде. Минин стал отвечать за сбор денег в поддержку ополчения, а Дмитрий Пожарский возглавил само движение.

На посту казначея Кузьма Минин решал задачу снабжения военных, приобретения вооружения и получения ресурсов. Он проводил работу с местным населением, выдавал жалование ратникам. 

Особо отличился Минин в борьбе за Москву. Его отряд успешно форсировал реку Москва и провел сражение с войсками гетмана Ходкевича. После изгнания поляков из столицы, Кузьма остался служить в Москве. Царь Михаил Федорович пожаловал ему чин думного дворянина и вотчину в Нижнем Новгороде. В столице Кузьма Минин заведовал сбором налогов.

В 1616 году здоровье Минина стало резко ухудшаться. Умер Кузьма в середине 1616 года и похоронен в Нижегородском Кремле. 

Подвиг, совершенный Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, был увековечен в скульптуре Мартоса, установленной на Красной площади в Москве перед Собором Василия Блаженного. День освобождения Москвы от польских и шведских интервентов стал национальным праздником Российской Федерации.

Семья

Не сохранилось упоминаний о венчании и крещении сына Минина. Известно лишь, что жену звали Татьяной Семеновной, а сына – Нефедом. Сын исполнял в Москве обязанности стряпчего. Упоминается о его присутствии на приемах послов, в 1624 и 1626 – на двух царских свадьбах в качестве фонарщика, выполнении придворных поручений и смерти в 1632 году.

Нефед не оставил наследников и с его смертью род Кузьмы прервался. Пожалованные царем вотчины отошли к государственной казне, а мать и вдова Нефеда Анна Михайловна жили в небольшом поместье. Вскоре Татьяна Семеновна передала Спасскому собору торговую лавку и постриглась в монахини, умерла она в 1639 году.

Второе земское ополчение

О начале земского ополчения, освободившего Москву, мало что известно. Дата знаменитой речи Минина неизвестна, также как и причины его выступления. Грамоты от духовенства не призывали к созыву нового ополчения. На Кузьму Минина влияла сама жизнь и настроение народа — возмущение, отчаяние и надежда на Бога.

Оставалось получить поддержку воеводы и высшего духовенства. Духовенство было настроено против поляков. Первый воевода, Василий Звенигородский смотрел в сторону Боярской думы.

Минин выступил перед народом в середине — второй половине октября 1611 г. Нижегородцы обязались жертвовать на ополчение по «пожиткам и по промыслам». Ответственным за сбор денег — «окладчиком», выбрали Минина. А вот воеводой нового ополчения нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Ополченцы получали щедрое жалованье — от 50 до 30 руб. Летописец пишет, что Минин «жаждущия сердца ратных утолял, и наготу их прикрывал, и во всем их покоил, и сими делами собрал воинство немалое». По словам Забелина, «в этом и состояла главнейшая и великая заслуга Минина; в этом и обнаруживался его дальновидный, практический ум. Он хорошо понимал, что никакие диктаторские приговоры и никакие патриотические воодушевления не собрали бы ратных, если бы нечего им было есть, или скудно бы им было жить».

С самого начала между Пожарским и Мининым сложилось полное понимание и согласие. Один занимался военной стороной дела, другой — обеспечением войска.

Весной 1612 г. войско Пожарского очищает от шаек казаков Замосковье.

В мае 1612 г. ярославское посольство начало переговоры в Новгороде с митрополитом Исидором и шведским наместником Якобом Делагарди. Переговоры длились больше двух месяцев. 26 июля стороны договорились о подписании перемирия Московского и Новгородского государств.

Пожарский выступил из Ярославля 27 июля, на другой день после утверждения договора с Новгородом. Войско с пушками и обозом двигалось медленно и 29 июля ещё находилось в 29 верстах от города.

14 августа ополченцы пришли к стенам Троицы и были торжественно встречены архимандритом Дионисием с братией. Пожарский выступил от Троицы 18 августа.

Весь день 20 августа войско Пожарского обустраивалось, готовясь к приходу Ходкевича. Ополченцы расположились по валу западной стороны Земляного города или Скородома, кольцом окружавшего Белый город.  Ходкевич не заставил себя ждать. 21 августа он разбил лагерь на Поклонной горе, в шести верстах от позиций Пожарского.

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие — самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV—XVII вв.  Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 — Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил — первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818).  Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский — по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана — Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.

Второй сон

Но через некоторое время к нему во сне опять явился преподобный Сергий, который с укором сказал ему, чтобы тот выполнил его наказ. Святой передал ему волю Божию, которой Всевышний хочет помиловать весь русский православный люд от раздирающих войн и привести их к миру и тишине. Однако для этого нужны казна и ратные люди, чтобы освободить Московское государство от врагов. Преподобный Сергий сразу же предупредил его, что старшие люди не возьмутся за такое дело, а вот младшие начнут его и приведут к благому завершению.

Наутро Кузьма проснулся в трепете и ужасе. Он встал, скрученный сильной болью от сдавленных внутренностей и мыслью о возложенной на него великой ответственности. Теперь уже Минин наконец-то понял, что это не простой сон и не мечтание, а его настоящий долг. И тогда стал молиться святому Сергию о том, чтобы тот исцелил его, и поклялся выполнить все его повеления.

Кузьма Минин. Князь Пожарский

Симон Азарьин дальше писал, что чем больше умножалась казна, тем больше увеличивалось и ратное войско, словно бы со всей Вселенной его собирали. Вскоре появился и опытный князь — воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, который уже стоял во главе первого неудачного ополчения, распавшегося из-за нехватки средств и внутренних раздоров. Наконец русские войска двинулись на Москву через Сергиев Посад. Вскоре к стенам Троице-Сергиевой лавры подошло мощное и хорошо снаряженное войско, где был отслужен молебен, а затем Кузьма Минин рассказал архимандриту Дионисию о видении во сне старца Сергия Радонежского, который призвал его на великое общее дело.

Заплакал старый архимандрит и поблагодарил Пресвятую Троицу, Богородицу и святого заступника Руси преподобного Сергия за их покровительство и заступничество. Пока не было завершено дело, об этом уже никто никому ничего не рассказывал.

Освобождение Москвы

Во взрослой жизни Кузьма Минин занимался торговлей мясом и стал уважаемым земским старостой и состоятельным купцом. Он вошел в состав народного ополчения под руководством Андрея Алябьева, как только в Нижнем Новгороде стало известно о Лжедмитрии II.

В конце 1610 года, в разгар так называемого смутного времени, патриарх Гермоген, пребывавший в изгнании, отправил призыв защитить Москву. Мужчина, участвовавший в обсуждении грамоты, наравне с благородными людьми города решил проявить инициативу, чтобы спасти от угрозы страну.

Кузьма, пользовавшийся авторитетом у местных, начал организовывать ополчение с целью изгнания польских интервентов с территории родной земли. Купцы, ремесленники и крестьяне становились под знамена старосты, приносили с собой оружие, продовольствие и рубли.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Поскольку у Минина обнаружился недостаток опыта ведения военных действий, Дмитрий Пожарский, бывший князем, стал командующим и вождем. Купец отвечал за хозяйство и снабжение, а также распространение информации, и дружина, собранная из нижегородцев, множилась и крепчала с каждым днем.

Люди из первого ополчения, прорвавшиеся в осаженную столицу, освободили большую часть города, но не попали в стены Кремля. Кузьма, обладавший даром убеждения, привлек опытных военных, и вскоре ратники заполонили окрестные села и поля.

В начале 1612 года дружина во главе с Мининым и Пожарским собралась под Ярославлем, чтобы начать поход на Москву. Параллельно на земском совете, где присутствовали родовитые дворяне, обсуждался вопрос, кто из правителей придется в России ко двору.

Руководителям ополчения удалось заручиться поддержкой лояльных иностранцев, но их лидеров не рассматривали как претендентов на верховный трон. Интервенты, ранее воспользовавшиеся временем российской смуты, остались в столице, окруженные войском разгневанных ополченцев со всех сторон.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Летом 1612 года дружины под командованием Минина и Пожарского разбили отряды Яна Кароля Ходкевича и заняли Екатерининский стан. Вскоре всю Москву очистили от захватчиков истинные патриоты отечества, и Кузьма, по некоторым сведениям, стал правителем победивших славян.

Так продолжалось до созыва общероссийского Земского собора, на котором кандидатами на престол заявились Карл Филипп и Владислав. Представители знатных фамилий симпатизировали династии Романовых, и иноземные претенденты не получили желаемых прав.

Когда власть отошла в руки малолетнего Михаила Федоровича, бывший купец стал думным дворянином, пользовавшимся полным доверием царя. Дальнейшие события русской истории показали, что политический деятель боролся за освобождение державы и победил интервентов не зря.

Биография

Козьма Минин родился между и годом в Балахне в семье солепромышленника Мины Анкудинова и его жены Домники. Женившись на Татьяне Семеновне (видимо, нижегородке), Минин переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород, где занялся торговлей мясом. Честный, мудрый, умеющий ясно и понятно объяснять простым людям происходящие события, Минин быстро завоевал уважение соседей — прихожан Верхнепосадской церкви Похвалы Богородицы. В сентябре года Козьму избирают земским старостой. Вскоре Минин обратился к нижегородцам с призывом к всенародному восстанию против польских интервентов. хозяйничавших в ту пору на русской земле. Козьма подал своим согражданам пример, пожертвовав на дело ополчения все свои сбережения. Обладая выдающимися организаторскими способностями он сумел собрать на цели ополчения значительные средства. По совету Минина военным вождем ополчения был выбран князь Пожарский.
Помимо организационно-хозяйственных функций, Козьма Минин в это время занимался также и дипломатической деятельностью, вел переговоры о единстве действий с руководителями казачества и южнорусского дворянства.

В начале весны года нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским выступило в сторону Ярославля. Ополчение проследовало мимо Гордеевки, Соромова, Козино, Балахны, Юрьевца, Кинешмы, Решмы, Костромы. В Ярославле было создано временное земское правительство- «Совет всей земли», в состав которого вошел и Козьма Минин. 20 августе 1612 года ополченцы подошли к Москве, завязались бои с польскими интервентами. В боях за столицу Минин проявил высокие качества военного организатора и личную храбрость.

После освобождения Москвы от польских интервентов К.Минин участвовал в Земском соборе года, 12 июля был провозглашен думным дворянином и пожалован селом Богородским с прилегающими пятью деревнями и двумя пустошами. В последующие годы выполнял ответственные поручения царя в основном связанные со сбором денег. В декабре года выехал в Казань для следствия о причинах восстания татар и черемисов (марийцев). Следствие было проведено на совесть, выявлены причины недовольства и приняты меры по успокоению смутьянов. Бунт был подавлен. Возвращаясь из Казани, Козьма Минин заболел и, немного не доехав до Нижнего Новгорода, скончался. Это произошло предположительно 21 мая года.

Минины в Балахне

Как известно,  Кузьма Минин был уроженцем  небольшого  волжского  города Балахна,  ныне входящего в состав Нижегородской  области.  По  некоторым  данным,  в современной Балахне сейчас проживает  не  более  тысячи  татар-мишар, которые  прибыли  сюда  в  основном  в годы  коллективизации  и  индустриализации,  то  есть  в  1920-1930-х,  из  Ульяновской  области.  Сторонники  “русского Кузьмы  Минина”  ссылаются  на  историка Бориса Моисеевича Пудалова,  сотрудника  Комитета  по  делам  архивов  Нижегородской  области,  который,  изучив  документы XVII  века  по  Балахнинскому уезду, пришел  к выводу,  что  “татар в Балахнинском  уезде  в  XVI-XVII  веках  вообще  не было.  Не  было,  соответственно,  и  крещеных татар”.

Памятник Минину в Балахне

Хорошо,  тогда  давайте  рассмотрим этимологию слова “Балахна”, явно восточного  по  своему  звучанию.  Балахнинцы даже не предполагают, что живут в месте, основанном,  возможно,  волжскими  булгарами.  Но обо всем по порядку.  Мне приходилось неоднократно бывать в этом городе,  и,  конечно же,  я  интересовался  историей  Балахны.  В  местном  краеведческом музее татары представлены исключительно в отрицательном свете, как грабители и разбойники.  Древнебулгарская  история города  не  освещена  совсем.  Основание Балахны  сотрудники  музея  трактуют  по русским  летописям,  достаточно  субъективным источникам.  По этим данным получается,  что  город  был  основан  в  1479 году.  Пару  лет  назад  я  наткнулся  на статью,  написанную  в  1965  году  татарским  краеведом,  знатоком  многих языков Ахметом  Булатовым.  Анализируя  происхождение  этнонима  “булгар”,  он  рассматривает  и  топоним  “Балахна”.  Булатов переводит  его  с  персидского  как  “высокая,  верхняя  надстройка”  (балаханэ).  В книжном  магазине  Балахны  я  приобрел книгу  местного  краеведа  Геннадия  Стро­кина “Град Балахна”.  Автор также останавливается на этом варианте,  предполагая, что  в  Балахне  могли  находиться  какие-то верхние  северные  форпосты  Булгар.  Вот что  пишет  Строкин:  “Если  же  предположить,  что булгары считали Балахну самым верхним поселением на Волге, то не могло ли  это  быть  Верхний  город  –  Балаханэ”. Продолжая  эту  мысль,  он  отмечает,  что поскольку  археологических  работ  в окрестностях  города  не  проводилось,  то легенды об основании  Балахны булгарами категорически отвергать нельзя.  Но дальше,  пытаясь  построить  славянскую  версию  происхождения  города,  автор  книги начинает противоречить сам себе:  “Легенды  о  том,  что  район  расположения  Балахны какое-то время был во власти булгар, не  дают  возможности  строить  версии  о булгарском  происхождении  его  названия, так как они ничем не подтверждаются”.

Управление ополчением

Минин неоднократно проявлял свои лидерские качества. Благодаря Пожарскому он получил особые полномочия, стал предводителем многочисленных бойцов. Он управлял хозяйством, распоряжался казной и устанавливал связи с населением в разных городах. Герой был жестким руководителем, он требовал у людей, чтобы они отдавали пятую, а иногда и третью часть имущества на ополчение. Если кто-то отказывался, их обзывали холопами, преследовали и лишали всех денег.

Зимой 1611 г. был основан «Совет всея земли». От имени этой организации Минин и Пожарский рассылали грамоты, призывающие участвовать в битве. Благодаря этому к ним вскоре присоединились отряды из других городов и сел. В конце марта 1612 было собрано ополчение из десятков тысяч людей на Волге.

Базой для подготовки к борьбе стал Ярославль. Это время было трудным для Анкудинова, поскольку безвестного торговца никто не хотел воспринимать всерьез. Князь Дмитрий Трубецкой не хотел даже видеть его имени на грамоте. Аристократы и дворяне также относились к полководцу с презрением. Большую часть дел они оставили в своих руках, не доверяя приезжим героям.

Кузьма занимался не только управленческой деятельностью. Он неоднократно участвовал в боях за Москву. В конце августа 1612 герой переправился через реку и нанес фланговый удар по войскам Ходкевича. Именно эта атака была решающей, она принесла бойцам победу.