Оглавление
Буфет в Вулворте
Несмотря на некоторые успехи, чернокожие американцы по-прежнему сталкиваются с вопиющими предрассудками в своей повседневной жизни. 1 февраля 1960 года четыре студента колледжа выступили против сегрегации в Гринсборо, Северная Каролина, когда они отказались покинуть буфетную стойку в г. Вулворт после того, как им отказали в обслуживании.
В течение следующих нескольких дней сотни людей присоединились к их делу в так называемых сидячих забастовках в Гринсборо. После того, как некоторые из них были арестованы и обвинены в правонарушении, протестующие начали бойкот всех раздельных столовых, пока владельцы не уступили и первые четыре студента, наконец, не были обслужены в буфете г.Вулворт, где они первыми проявили настойчивость.
Их усилия способствовали проведению мирных сидячих забастовок и демонстраций в десятках городов и созданию Координационного комитета студентов, не прибегающих к насилию (SNCC), с тем чтобы побудить всех студентов принять участие в движении за гражданские права
Они также привлекли внимание молодого выпускника колледжа Стокли Кармайкла, который присоединился к SNCC во время Лета Свободы 1964 года, чтобы зарегистрировать чернокожих избирателей в Миссисипи. В 1966 году Кармайкл стал председателем SNCC, выступая со своей знаменитой речью, в которой он создал фразу «Чёрная сила»
Сидячая забастовка
Зимой 1960 года началась сидячая забастовка в Северной Каролине. Афроамериканские студенты принимали активное участие в протесте, посещая места, предназначенные только для белых. К августу 1960 года участникам забастовки удалось прекратить дискриминацию в местах общественного питания в двадцати семи городах юга.
Правда при посещении Кингом популярного универмага в Атланте в сопровождении десятка темнокожих сторонников он был арестован. В ситуацию вмешался проводивший в это время свою предвыборную компанию Кеннеди и Кинга выпустили из заточения.
Это интересно: 368,Михаил Саакашвили (биография) (видео)
Мартин Лютер Кинг цитаты:
– «Тьма не может прогнать темноту, и только свет может этого делать. Ненависть не может изгнать ненависть, только любовь может сделать это».
– «Каждый человек должен решить, будет ли он жить в свете творческого альтруизма или в темноте разрушительного эгоизма».
– «Предельное мерило ценности человека — не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий».
– «Трусость спрашивает — безопасно ли это? Целесообразность спрашивает — благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает — популярно ли это? Но совесть спрашивает — правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная».
-«Великим может стать каждый… потому что каждый может служить. Чтобы служить людям, необязательно иметь высшее образование».
– «Необязательно правильно ставить ударение в словах. Все, что нужно, — это сердце, в котором есть благодать. Душа, в которой действует любовь».
Протестное движение в Америке
После окончания Второй мировой войны в США наступила эра благоденствия. Но плодами экономической мощи государства могли воспользоваться не все слои населения. Америку то и дело сотрясали масштабные протесты граждан, не согласных со своим положением в обществе. Так, после принятия в конце 40-х годов закона, ограничивающего деятельность профсоюзов, в забастовках по всей стране приняли участие более 4 млн человек.
К началу 50-х годов назревал социальный взрыв в среде афроамериканцев. Расовая дискриминация в США имела крайнюю форму выражения. И это не могло не привести к значительным потрясениям в обществе, самым продолжительным в истории государства.
Наследие «Чёрных пантер»
Идеология и деятельность «Чёрных пантер» оказали значительное влияние не только на дальнейшую судьбу афроамериканской борьбы за свои права, но и на культуру в целом. Многие бывшие активисты «Чёрных пантер» стоят у истоков гангста-рэпа. Сами «пантеры» — символы американской контркультуры 1960−70-х.
Книга Хью Ньютона «Революционное самоубийство» очень популярна среди радикально настроенной молодежи во многих странах мира — и не только среди афроамериканцев и африканцев. Про саму партию «Чёрные пантеры» было снято несколько фильмов, написаны научные, публицистические и художественные книги.
Вторая мировая война и гражданские права
До Второй мировой войны большинство чернокожих работали в качестве низкооплачиваемых фермеров, фабричных рабочих, домашней прислуги или слуг. К началу 1940-х годов процветали работы, связанные с войной, но большинство чернокожих американцев не получали более высокооплачиваемой работы. Их также не поощряли к вступлению в вооруженные силы.
После того, как тысячи чернокожих угрожали маршем на г. Вашингтон, требуя равных прав на труд, президент Франклин Д. Рузвельт издал Указ 8802 от 25 июня 1941 года. Он открыл рабочие места в национальной обороне и другие государственные должности для всех американцев, независимо от расы, вероисповедания, цвета кожи или национального происхождения.
Чернокожие мужчины и женщины героически служили во время Второй мировой войны, несмотря на сегрегацию и дискриминацию во время службы. Лётчики Таскиги преодолели расовый барьер, став первыми чёрными лётчиками в воздушном корпусе армии США. И заработали более 150 крестов за летные боевые заслуги. Однако многие чернокожие ветераны по возвращении домой столкнулись с предрассудками и презрением. Это резко контрастировало с тем, почему Америка вступила в войну, а именно чтобы начать защищать свободу и демократию в мире.
Когда началась холодная война, президент Гарри Трумэн вынес на повестку инициативу в области гражданских прав, а в 1948 году издал исполнительный указ 9981, чтобы положить конец дискриминации в армии. Эти мероприятия помогли заложить основу для низовых инициатив, направленных на принятие законодательства о расовом равенстве и на поощрение движения за гражданские права.
Задний план
Смертельные опасности
Еще в середине 1950-х годов Кингу угрожали смертью из-за его выдающегося положения в движении за гражданские права. Он столкнулся с риском смерти, в том числе с в 1958 году, и сделал это признание частью своей философии. Он учил, что убийство не может остановить борьбу за равноправие. После убийства президента Кеннеди в 1963 году Кинг сказал своей жене Коретте Скотт Кинг : «То же самое произойдет и со мной. Я все время говорю вам, это больное общество».
Мемфис
Кинг отправился в Мемфис, штат Теннесси , чтобы поддержать бастующих афроамериканских городских санитарных рабочих. В рабочие устроили предупредительную забастовку на 11 февраля 1968 года в знак протеста против неравных заработной платы и условий труда , наложенные мэром Генри Леб . В то время в Мемфисе заработная плата черных рабочих была значительно ниже, чем заработная плата белых. Не было городской униформы, туалетов, признанных профсоюзов и процедуры рассмотрения жалоб в тех многочисленных случаях, когда им недоплачивали. За время пребывания Леба на посту мэра условия существенно не улучшились, и ужасная смерть двух рабочих в грузовике для уплотнения мусора в феврале 1968 года превратила растущую напряженность в забастовку.
Кинг участвовал в массовом марше в Мемфисе 28 марта 1968 года, закончившемся насилием. 3 апреля Кинг вернулся в Мемфис, чтобы на этой неделе предпринять успешный новый марш. Его рейс в Мемфис был задержан из-за угрозы взрыва бомбы, но он прибыл вовремя, чтобы произнести запланированную речь на собрании в Храме Мейсона (всемирная штаб-квартира Церкви Бога во Христе ).
В храме масонов Кинг произнес свою знаменитую речь « Я был на вершине горы ». В нем он вспомнил о своей попытке убийства в 1958 году, отметив, что врач, лечивший его, сказал, что, поскольку нож, которым его ударили, был так близко к его аорте, любое резкое движение, даже чихание, могло убить его. Он сослался на письмо, написанное молодой девушкой, которая сказала ему, что рада, что он не чихнул. Он использовал эту ссылку, чтобы сказать:
Кинг повторил фразу «Если бы я чихнул» еще несколько раз, напомнив о многочисленных других событиях и актах гражданского неповиновения за предыдущие несколько лет: Движение Олбани (1962), Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу в 1963 году и Сельма Монтгомери Марчу (1965).
Когда он приблизился к концу, он пророчески сослался на угрозу взрыва:
Лидер меньшинства
В Монтгомери пастор Кинг возглавил гражданский «автобусный протест», который стал следствием инцидента с темнокожей швеёй Розой Паркс. Она отказалась уступить место в автобусе белокожему мужчине, за что её арестовали и оштрафовали. В итоге чернокожие жители Монтгомери начали масштабный бойкот городского общественного транспорта. Акция сопротивления длилась более года и увенчалась сенсационным успехом: федеральные власти признали сегрегационные меры штата Алабама незаконными. С этого момента стало ясно, что ликвидация системы разделения белого и цветного населения Юга — вопрос ближайшего будущего.
- Инцидент с Розой Паркс в автобусе Монтгомери спровоцировал масштабную акцию протеста среди темнокожего населения
- Gettyimages.ru
Участие в протесте сделало Кинга популярным. Он стал общепризнанным неформальным лидером Движения за гражданские права и занялся политикой. Кинг ездил по стране и выступал с речами перед цветным меньшинством, обосновывал их право на борьбу за равенство, участвовал в маршах протеста и многочисленных митингах. Пастор из Монтгомери стал настолько известен, что его выступления собирали сотни тысяч людей.
Несмотря на то что в начале 1960-х годов движение за равные права постепенно начало обретать радикальный уклон, который поддерживали такие лидеры, как мусульманский проповедник Малкольм Икс и глава организации чёрной самообороны Роберт Уильямс, Кинг насилие отрицал.
Он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию. Кинг прислушивался к идеям Ганди и к лозунгам гражданского сопротивления власти англичан в Индии. Многие из политических практик гандизма Кинг успешно реализовал в США.
- «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу», 28 августа 1963 г.
- AFP
«Лично на меня гигантское впечатление произвела речь Кинга «У меня есть мечта». Это выдающийся пример ораторского искусства. Она по-настоящему изменила жизнь миллионов американцев. США после «Марша на Вашингтон», где рядом шли чёрные и белые американцы, стали совсем другой страной», — рассказал в беседе с RT Батюк.
I have a dream
Его арестовывают и выпускают. Белые расисты совершают на него покушения, не понимая, что вулкан, разбуженный Кингом, невозможно усыпить смертью темнокожего пастора-баптиста. Его выступления считаются классикой ораторского искусства, но и они не смогли остановить лавину ненависти, которая накрыла Америку. Впрочем, наиболее известные цитаты проповедника можно истолковать как завуалированный призыв к решительным действиям:
- Если мы не правы, значит Господь не прав.
- Если мы не правы, значит правосудие – ложь.
Понимал ли он, какие силы идут за ним? Знал ли он свою паству? Осознавал ли он, что его судьба удивительно похожа на судьбу немецкого реформатора Мартина Лютера, который отказался поддержать крестьянский бунт? Его страстный призыв к мирному небу над головой вылился в самой знаменитой речи оратора, произнесенной во время марша на Вашингтон в 1963 году – У меня есть мечта (I have a dream):
- Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
- Я мечтаю, что однажды четверо моих детей будут жить среди народа, который будет судить о них не по цвету кожи, но по внутреннему содержанию.
Вклад Мартина Лютера Кинга в историю США
Стержнем философии Кинга была концепция пассивного сопротивления, аналогичная той, что проповедовал Махатма Ганди, послужившая основой для всех проводимых Мартином Лютером Кингом акций в ходе борьбы за права чернокожего населения. Его главным достижением является обеспечение прогресса в области гражданских прав в Соединённых Штатах. Он стал героем движения за гражданские права в Америке и знаковой фигурой в борьбе за права человека во всём мире.
Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди
Речь по поводу убийства Мартина Лютера Кинга была произнесена сенатором от штата Нью-Йорк Робертом Кеннеди (который был убит 2 месяцами позднее), 4 апреля 1968 года. Кеннеди проводил кампанию по выдвижению от демократической партии на президентские выборы 1968 года и в этот день уже выступал в Национальном университете и университете Бола. Перед посадкой на самолёт на Индианаполис, где он должен был произнести последнюю речь в своей кампании, он узнал, что на Кинга было совершено покушение. Он не знал, что ранение Кинга было смертельным до тех пор, пока самолёт не сел в Индианаполисе.
Пресс-секретарь и спичрайтер быстро набросали речь по поводу убийства, но Роберт отказался от их версии, и вместо неё произнёс речь, которую сам написал во время полёта. Незадолго до начала речи начальник полиции Индианаполиса проинформировал Кеннеди, что не сможет обеспечить должную охрану, но Роберт несмотря на это, решил выступить. Его речь продолжалась всего 4 минуты и 57 секунд.
Он был первым, кто публично проинформировал людей о смерти Мартина Лютера Кинга, чем вызвал крики и вопли в толпе. Когда толпа затихла, Роберт Кеннеди признался, что он полон злости, особенно из-за того факта, что скорее всего убийца был белый и он полон тех же чувств, которые он испытывал после убийства своего брата, Джона Фицджеральда Кеннеди.
Мир признал непреходящую ценность вклада Мартина Лютера Кинга в дело борьбы за мир
Но лишь через 15 лет после его смерти, в 1983 году, Конгресс США конституционно признал важность его наследия, объявив третий понедельник января национальным праздником в честь дня рождения Мартина Лютера Кинга. Впервые американская нация нескольких штатов отпраздновала его 20 января 1986 года, а во всех штатах США праздник стал национальным только с 2000 года
Кингу было 39 лет, когда он был застрелен 4 апреля 1968 года. Но его наследие живёт и сегодня. Со временем законы о сегрегации были отменены, а дискриминация стала наказуемым по закону преступлением.
Сейчас, когда мы вспоминаем о жизни Мартина Лютера Кинга и его вкладе в развитие общества, то стоит вспомнить первого американского президента-афроамериканца Барака Обама (44-й президент Соединённых Штатов Америки. Лауреат Нобелевской премии мира 2009 года. До избрания президентом являлся федеральным сенатором от штата Иллинойс. Переизбран на второй президентский срок в 2012 году, который завершился 20 января 2017 года).
Однако лучше всего итоги жизни доктора Кинга можно подвести, пользуясь его собственными словами:
В конце 1964 года Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил:
В своей Нобелевской лекции Кинг говорил:
К его заслугам относят принятие «Закона о гражданских правах», запрещающего сегрегацию в общественных местах, и «Закон об избирательных правах», которые устанавливали равные права на выборах для афроамериканцев. В своей политической деятельности Кинг не поддерживал публично ни одну политическую партию или определённого кандидата, считая, что все они имеют свои недостатки. В вопросах расового неравенства он критиковал обе главные партии США — Республиканскую и Демократическую, считая, что они обе отошли от идеалов гражданского равноправия.
Однако, можно увидеть сегодня и то, как идеи Мартина Лютера Кинга выкручиваются с точностью до наоборот, порождая фактически систему апартеида белого населения. Сегодня в США наиболее бесправным является белый гетеросексуальный мужчина традиционалист. А права чернокожих стали ещё одним инструментом политической системы подавления человечности в людях, что нарушает главное право каждого индивида — состояться как Человек. Об этом подробнее читайте нашу статью «Кто гарантирует защиту прав Человека от паразитов?»
Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон
Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.
Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона
Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.
«Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.
В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.
Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов.
По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.
Ранняя жизнь
Малкольм Литтл (Малкольм Икс) родился 19 мая 1925 года в Омахе, штат Небраска. Он был четвертым из восьми детей, родившихся у Луизы, домохозяйки, и Эрла Литтла, проповедника, который также был активным членом местного отделения Всемирной ассоциации улучшения положения негров и страстным сторонником лидера чернокожих националистов Маркуса Гарви. Из-за активности Эрла Литтла в области гражданских прав семья подвергалась частым преследованиям со стороны групп сторонников превосходства белых, включая Ку-Клукс-клан и одну из его отколовшихся фракций-Черный легион. На самом деле Малкольм впервые столкнулся с расизмом еще до своего рождения. «Когда моя мать была беременна мной, она сказала мне позже:» Группа всадников Ку-клукс-клана в капюшонах прискакала к нашему дому», — вспоминал позже Малкольм. «Размахивая дробовиками и винтовками, они кричали, чтобы мой отец вышел».
Преследование продолжалось, когда Малькольму было четыре года, и члены местного клана разбили все окна в доме. Чтобы защитить свою семью, Эрл Литтл перевез их из Омахи в Милуоки, штат Висконсин, в 1926 году, а затем в Лансинг, штат Мичиган, в 1928 году. Однако расизм, с которым семья столкнулась в Лансинге, оказался еще большим, чем в Омахе. Вскоре после того, как Литтлы переехали, расистская толпа подожгла их дом в 1929 году, и все белые спасатели города отказались что-либо делать.
«Белые полицейские и пожарные пришли и стояли вокруг, наблюдая, как дом сгорел дотла» — вспоминал позже Малкольм Икс. Эрл Литтл перевез семью в Ист-Лансинг, где построил новый дом.
Два года спустя, в 1931 году, труп Эрла Литтла был обнаружен лежащим поперек трамвайных путей. Хотя семья Малкольма Икс считала, что его отец был убит белыми сторонниками превосходства, от которых он часто получал угрозы смерти, полиция официально признала смерть Эрла Литтла несчастным случаем на трамвае, тем самым аннулировав большой полис страхования жизни, который он купил, чтобы обеспечить свою семью в случае его смерти. Мать Малкольма Икс так и не оправилась от шока и горя, вызванных смертью мужа. В 1937 году ее поместили в психиатрическую лечебницу, где она оставалась в течение следующих 26 лет. Малькольм и его братья и сестры были разлучены и помещены в приемные семьи.
Расследование ФБР
Федеральное бюро расследований было поручено возглавить расследовать смерть короля. Дж. Эдгар Гувер , который ранее пытался подорвать репутацию Кинга, сказал президенту Джонсону, что его агентство попытается найти виновных. Многие документы, связанные с расследованием, остаются засекреченными и должны оставаться секретными до 2027 года. В 2010 году, как и в предыдущие годы, некоторые выступали за принятие предлагаемого Закона о сборе документации , аналогичного закону 1992 года об убийстве Кеннеди , который требовал немедленных действий. выпуск пластинок. Мера не прошла.
Закон о справедливом решении жилищных вопросов
11 апреля 1968 года, через несколько дней после убийства доктора Кинга, был принят Закон о запрещении дискриминации в жилищной сфере. Он предотвращает дискриминацию в области жилья по признаку расы, пола, национального происхождения и религии. Это был также последний закон, принятый в эпоху гражданских прав.
Движение за гражданские права было благоприятным, но ненадежным временем для чернокожих американцев. Усилия борцов за гражданские права и бесчисленных протестующих всех рас привели к принятию законодательства, направленного на то, чтобы положить конец сегрегации, подавлению избирателей из числа чернокожего населения и дискриминационной практике в области занятости и жилья.
Конференция христианских лидеров
В январе 1957 года в Атланте собралось около шестидесяти чернорабочих, чтобы сформировать правозащитную организацию. Ознаменовав начало движения за десегрегацию, были избраны не силовые пути возможного достижения цели. В ходе работы конференции христианских лидеров юга, активным членом которой стал Мартин Лютер, разрабатывались относительно мирные пути выражения несогласия: возможность проявления гражданского неповиновения, забастовок, бойкотов и других символических протестных мер. Организация пыталась добиться добавления темнокожих избирателей в списки для голосования. Под эгидой известного проповедника в феврале 1958 прошла двадцать одна массовая демонстрация за гражданские права. Сам Кинг интенсивно выступал перед населением с речами о справедливости. Речи правозащитника вызывали широкий общественный резонанс.
Годом позднее Кинг посетил Индию по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру. Там произошла встреча для обмена опытом с лидером индийского освободительного движения Махатмой Ганди.