Владимир маяковский: биография и творчество поэта

Оглавление

Пьеса «Баня»

В качестве примеры сатиры в творчестве В. Маяковского многие приводят еще одну его пьесу «Баня». В ней поэт остро высмеивает бюрократический советский институт.

Маяковский писал, что баня моет или попросту стирает бюрократов всех мастей. Главный герой этого произведения — главный начальник по управлению согласованием. Сокращенно его должность звучит как главначпупс. Этой деталью автор едко подмечает страсть советским властей к подобным сокращениям и аббревиатурам. Фамилия этого персонажа Победоносиков.

Комсомольцы, которые окружают его, изобретают удивительную машину времени. На ней главный герой стремится уехать в светлое будущее. В так называемый коммунистический век. Готовясь к путешествию, он даже готовит мандаты и соответствующие командировочные удостоверения, выписывает сам себе суточные.

Но весь план в результате проваливается. Машина отправляется в путь, перемещаясь по пятилеткам, она носит за собой трудолюбивых и честных рабочих, выплевывая на ходу и самого Победоносикова, и подобных ему бесполезных чиновников.

1929-1930. Трагедия ухода

Хронологическая таблица жизни Маяковского в последние года: жесткая критика со стороны оппонентов, непонимание близких, кризис в личных отношениях:

1929, январь – многие выступления поэта отменены из-за болезни горла.

1929, февраль – премьера спектакля «Клоп» в театре Мейерхольда встречается неоднозначно: хвалят постановку и жестко критикуют саму пьесу.

1929, май – знакомство с актрисой Вероникой Полонской – последней любовью поэта.

1930, февраль – март – выставка «20 лет работы» поочередно открывается в московском Клубе писателей, в ленинградском Доме печати, в Центральном доме комсомола Красной Пресни. Её практически игнорируют официальные лица и писатели.

1930, март – премьера «Бани» в театре Мейерхольда сопровождается провалом.

1930, апрель – из вышедшего в первых числах месяца журнала «Печать и революция» по приказу руководства вырезан портрет Маяковского с приветствием ему по поводу 20-летия творческой деятельности.

Маяковский и революция

После переезда в Москву у Маяковского появилось много друзей-революционеров. Это привело к тому, что в 1908 г. он вступил в рабочую партию РСДРП.

Юноша искренне верил в правоту своих взглядов и делал все возможное, чтобы пропагандировать революционные идеи другим людям. В связи с этим Маяковского несколько раз арестовывали, однако каждый раз ему удавалось избегать тюремного заключения.

Позже его все-таки посадили в Бутырскую тюрьму, поскольку он не прекращал своей агитационной деятельности, открыто критикуя царскую власть.

Интересен факт, что именно в «Бутырке» Владимир Маяковский начал писать первые стихи в своей биографии.

Менее чем через год его выпускают на свободу, после чего он сразу же выходит из партии.

Биография

Ранние годы

Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Начало творческого пути

Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского – «Ночь» – было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.

В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

Путешествия и общественная деятельность

1918-1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, и др.

В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случилась краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.

Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».

Смерть и наследие

В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский совершил самоубийство.

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. В. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Вступление

В 1893 году в селе Багдати в Грузии родился будущий великий футурист – Владимир Маяковский. О нем говорили: гений. О нем же кричали: шарлатан. Но никто не мог отрицать того, что он оказал неимоверное влияние на русскую поэзию. Он создал новый стиль, который был неотделим от духа советского времени, от надежд той эпохи, от людей, живущих, любящих и страдающих в СССР.

Это был человек-противоречие. О нем скажут:

О нем же скажут:

Кстати, это красивое фото – фейк. Маяковский, к сожалению, никогда не встречался с Фридой Кало, но идея их встречи прекрасна – они оба словно бы бунт и огонь.

Одно можно сказать точно: гений или шарлатан — Маяковский навсегда останется в сердцах русских людей. Одним он нравится бойкостью и наглостью строк, другим — нежностью и отчаянной любовью, что прячется в глубине его стиля. Его ломаного, рвущегося из оков письменности, сумасшедшего стиля, который так похож на реальную жизнь.

Странная записка

Нельзя не обратить внимание на предсмертную записку, которую оставил Владимир Маяковский:
«Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет

Лиля — люби меня.
Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят — «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным. Серьезно — ничего не поделаешь. Привет. Ермилову скажите, что жаль — снял лозунг, надо бы доругаться.
В. М.
В столе у меня 2000 руб. внесите в налог.
Остальное получите с Гиза».
Казалось бы, трогательное на первый взгляд предсмертное письмо прямо указывает на то, что Маяковский планировал самоубийство заранее. Этот тезис подкрепляется тем, что записка датирована 12 апреля. Но возникает вопрос: почему, готовясь к решающему разговору с Вероникой Полонской, Маяковский заранее, 12 апреля, предопределяет исход еще не состоявшегося с нею разговора — «любовная лодка разбилась…», как он пишет? Нельзя также не обратить внимания на то, чем именно написаны эти строки. А они были начерканы карандашом.


Маяковский в рабочем процессе. Фотография 1930 года. (pinterest.com)

Дело в том, что авторский почерк удобнее всего подделать карандашом. А само предсмертное письмо Маяковского долгое время хранилось в секретных архивах ОГПУ. Товарищи Маяковского, Ходасевич и Эйзенштейн, ссылаясь на оскорбительный тон по отношению к матери и сестре, заявляли, что Маяковский написать что-то такое в подобном духе никак не мог. Так можно предположить, что записка была не более, чем фальшивкой, составленной в органах ОГПУ и призванной всех убедить этим в качестве основного доказательства самоубийства Маяковского.

Причем сама записка никак не упоминается в протоколе с места происшествия. Она фигурирует лишь в итоговом заключении дела, где следует, что письмо написано «в необычных условиях» в состоянии, «вызванном волнением». На этом история записки не заканчивается: Валентин Скорятин полагает, что датировка 12 апреля объясняется достаточно просто. По его мнению, в тот день убийство Маяковского сорвалось, и потому эту фальсификацию приберегли на следующий раз. И этот «следующий раз» выпал на утро 14 апреля 1930 года.
Смерть Маяковского была подобно грому среди ясного неба. Брики немедленно вернулись из своего путешествия по Европе. Смерть поэта стала большим ударом для всех его друзей и близких. И сейчас принято считать, что Владимир Маяковский добровольно ушел из жизни, хотя некоторые исследователи этого дела твердо убеждены, что его намеренно «убрали». Некоторое время спустя Иосиф Сталин назовет его лучшим поэтом Советского Союза. А Полонская стала последним близким человеком Маяковского. Именно с ней поэт провел последние мгновения жизни.

Владимир Маяковский: жизнь и творчество

Владимир Владимирович Маяковский – поистине выдающаяся личность. Талантливейший поэт, драматург, сценарист и актер. Одна из самых ярких и одиозных фигур своего времени.

Родился 19 июля 1893 года в Грузинском селе Багдати. В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако из всех мальчиков выжил только Владимир. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой. Отца к тому времени уже не стало: он умер от заражения крови.

Во время революции для семьи наступили тяжелые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. За политические убеждения и участие в массовых беспорядках Маяковского не раз арестовывали. Именно в тюрьме родились первые строки великого поэта.

В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».

В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах», которую он впервые прочитал на приеме в доме у Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием. Всю жизнь он любил и ненавидел ее, они расставались и возобновляли отношения бесчисленное количество раз.

Стихотворение, посвященное ей, «Лиличка» — одно из самых сильных и трогательных признаний в любви в современной литературе. Помимо Лили в жизни поэта было немало и других женщин, однако не одна из них не смогла затронуть тех струн души, которыми так умело играла Лиличка.

Вообще любовная лирика Маяковского не привлекала, основное его внимание занимали политика и сатира на злободневные темы. Стихотворение «Прозаседавшиеся» является, пожалуй, одной из самых ярких демонстраций сатирического таланта Маяковского

Что немаловажно, сюжет стихотворения актуален и по сей день. Кроме того, он пишет множество сценариев к фильмам и снимается в них сам

Самый знаменитый фильм, сохранившийся по сей день, – «Барышня и хулиган».

Огромное место в творческом наследии поэта занимает тема революции. Поэт восторженно воспринимал происходящее, хотя в то время ему материально приходилось очень нелегко. В это время им написана «Мистерия-буфф». Почти до самой смерти Маяковский прославляет советскую власть, а к ее 10-летнему юбилею пишет поэму «Хорошо».

(Картина Владимира Маяковского «Рулетка»)

Со своими произведениями, прославляющими революцию и товарища Ленина, Маяковский немало гастролирует по Европе и Америке. Рисует сатирические и агитационные плакаты, работает в нескольких издательствах, в том числе в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году он с несколькими соратниками создает творческую студию ЛЕФ. Друг за другом в 1928 и 1929 годах выходят две знаменитые пьесы автора «Клоп» и «Баня».

Визитной карточкой Маяковского стали изобретенный им необычный стиль и стихотворный размер в виде лесенки, а также множество неологизмов. Также ему приписывают славу первого рекламщика СССР, ведь он стоял у истоков данного направления, создавал шедевральные плакаты, призывающие купить тот или иной продукт. Каждый рисунок сопровождался незамысловатыми, но звучными стихами.

(Г. Егошин «В. Маяковский»)

Большое место в лирике поэта занимают детские стихи. Большой дядя Маяковский, как он сам себя называл, пишет удивительно трогательные строки для подрастающего поколения и лично выступает с ними перед маленькими слушателями. Стихотворение «Кем быть» или «Что такое хорошо и что такое плохо» знал наизусть каждый советский, а после и российский школьник. Многие критики отмечали удивительную художественную манеру автора и его способность просто и доступно излагать далеко не детские мысли на доступном для малышей языке.

Однако, как и многие поэты 20 века, Маяковский не скрывал, что разочаровался в избранном направлении. К концу жизни он отошел от круга футуристов. Новое правительство во главе со Сталиным отнюдь не вдохновляло его творческий потенциал, и на него раз за разом обрушивалась все более и более жестокая цензура и критика. Его выставка «20 лет работы» была проигнорирована политическими деятелями и даже друзьями и коллегами по цеху. Это заметно подкосило Маяковского, а последовавший затем провал его пьес только усугубил ситуацию. Неудачи на любовном фронте, в творческой деятельности, отказ в выезде за границу – все это сказалось на эмоциональном состоянии писателя.

14 апреля 1930 года поэт застрелился в своей комнате вопреки написанным им когда-то строкам: «И в пролет не выйду, и не выпью яда, и курок над виском не смогу нажать…»

Биография Маяковского таблица. Хронологическая таблица Маяковского. Этапы жизни и творчества

Жизнь этого поэта продлилась неполные 37 лет, но вместила очень многое. Он был одним из лидеров авангардного искусства, при этом официально объявлен верным сторонником генеральной линии партии, стойким бойцом идеологического фронта. Его поэзия – гениальное сочетание поиска новой формы и вечных ценностей в содержании, мощного голоса трибуна и тонких лирических нюансов.

1893-1906. Детство

Родился 7 июля 1893 года в семье Владимира Константиновича Маяковского, руководившего канцелярией лесничества в маленьком грузинском селе Багдади близ Кутаиси, и Александры Алексеевны Павленко, родом с Кубани. Дед отца был казацким есаулом, получившим дворянство.

Хронологическая таблица Маяковского содержит много свидетельств о ранних способностях будущего поэта: самостоятельно выучился читать, проявляет большой интерес и склонности к литературе и рисованию, запоминает много стихов, свободно говорит на грузинском языке.

1902 – поступает в старший подготовительный класс Кутаисской гимназии, показывая хорошую подготовку особенно в русском языке и рисовании.

1905 – активно интересуется революционными событиями, участвуя в сходках и манифестациях. Теряет интерес к учёбе.

19 февраля 1906 года внезапно скончался от заражения крови В.К. Маяковский.

1906-1910. В Москве

Хронологическая таблица Маяковского раннего московского периода — учёба в гимназии, увлечение марксизмом, вступление в РСДРП (б), арест:

1906, август– семья Маяковских приезжает в Москву, где учится старшая сестра Владимира – Людмила.

1906, сентябрь -начинает учиться в Пятой классической гимназии. Учится неровно, знакомится со студентами-участниками революционного движения. Увлекается чтением философских книг, изучает марксизм.

1908 – вступает в Российскую социал-демократическую партию большевиков, получает партийную кличку «товарищ Константин», бросает учебу в гимназии. Подозревается в распространении прокламаций и подвергается первому аресту. Выпущен за недостатком улик.

1909 – Желая продолжить образование, поступает в Строгановское училище, но в июле был вновь арестован по подозрению в организации побега политзаключенных. В Бутырской тюрьме много читает беллетристику, в том числе поэтов-символистов. Пробует писать сам.

1910 — Семья добивается освобождения Владимира как несовершеннолетнего. Занимается живописью готовясь к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества.

1911-1914. Маяковский-футурист

Хронологическая таблица Маяковского периода начала творческой деятельности — знакомство с Д. Бурлюком, первые выступления и публикации, участие в движении футуристов:

1911, сентябрь – Поступает в МУЖВИЗ. Знакомится с художником и поэтом Давидом Бурлюком и другими футуристами.

1912 – знакомит Бурлюка со своими стихами, тот оценивает их очень высоко. Выступает с первым публичным чтением своих стихов в футуристическом кафе «Бродячая собака».

1912, декабрь – публикует стихотворения в альманахе «Пощечина общественному вкусу».

1913, март – выходит альманах «Требник троих» со стихами и рисунками Маяковского.

1913, май – выходит литографское издание сборника «Я»

1913, декабрь – участвует в коллективных выступлениях футуристов, состоялось первое представление трагедии «Владимир Маяковский» в Петербурге.

1914, январь-март – участвует в выступлениях футуристов по всей стране –от Казани до Тифлиса. Исключается из училища, одна из причин — принадлежность к футуризму.

1914, ноябрь – после начала войны получает отказ в получении свидетельства о благонадежности, нужном для вступления добровольцем в действующую армию.

1915-1919. Маяковский и революция

Хронологическая таблица Маяковского предреволюционного и послеоктябрьского времени — знакомство с Горьким, с Бриками, призыв на военную службу, участие в революционных событиях, «Окна РОСТА»:

1915, февраль – знакомство с А.М. Горьким.

1915, июль – Знакомство с Лилией Юрьевной Брик и её мужем.

1915, сентябрь – призыв на воинскую службу. Благодаря хлопотам Горького определен в запасную роту Военно-автомобильной роты в Петрограде чертежником — служба занимает лишь часть дня.

1916 – в течение года выходят поэмы «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», множество стихов.

1917, весна – активно участвует в событиях Февральской революции: выступает на митингах, пишет воззвания, избирается в Союз деятелей искусств Петрограда.

1917, осень – после Октябрьской революции выступает за сотрудничество деятелей искусств с Советской властью.

1918, весна – пишет киносценарии, снимается в кино.

1918, ноябрь – премьера пьесы «Мистерия-буфф».

1919, октябрь– начало работы в Москве над «окнами «РОСТА» — до февраля 1922 года создано 400 плакатов и 600 текстов.

Маяковский рост. Плакаты Маяковского в Окнах РОСТА

Большинство людей помнят Владимира Маяковского – как громогласного поэта, стихи которого нужно читать в полный голос. Его рифмы – грубые, резаные, сочные и конкретные.

Немало сказано и про саму жизнь Маяковского. В последнее время, особенно в биографических журналах, появляются все новые и новые подробности о его отношениях с Лилей Брик, любовь к которой довлела над поэтом долгие годы, вплоть до неожиданной смерти.

Известными являются и особенности поведения Маяковского. Так, рассказывают, что поэт всегда носил с собой в кармане пиджака кусок мыла и предпочитал ни с кем не здороваться за руку. Если же это случалось, он старался как можно быстрее вымыть руки, боясь инфекций: его отец умер от заражения крови, и это наложило огромный отпечаток на всю жизнь Маяковского.

Можно вспомнить и его участие в митингах. Люди толпами ходили слушать Маяковского-агитатора… Немало написано строк и про Маяковского в Америке.

Владимир Маяковский – фигура многогранная. Он – человек – скала, хотя, как оказалось, и с нежным, ранимым сердцем.

В этой статье мы хотим вспомнить его не как поэта, но как иллюстратора.

В сентябре 1918 года было принято правительственное постановление «о слиянии Петроградского телеграфного агентства и Бюро печати при Всероссийском центральном исполнительном комитете». Новое образование получило название Российского телеграфного агентства (РОСТА) при ВЦИК. И уже в марте 1919 года Маяковский начинает своё сотрудничество с ним, выступая в качестве автора и художника сатирических «Окон РОСТА».

Представляем вашему вниманию наиболее интересные из них.

«Поздний» Маяковский

И революция действительно свершилась. Российская империя превратилась в СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Кардинально сменились органы власти, законы; изменились даже некоторые правила русского языка (например, на конце слов после согласных перестали писать Ъ). И, конечно же, обрадованный Маяковский не мог не посвятить всего себя, весь свой талант тому, чтобы славить революцию и воспитывать в людях идейность. После 1917 года Владимир Владимирович также написал не одно и не два прекрасных стихотворений, вошедших в анналы мировой классики, — например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). И всё-таки «поздний» Маяковский — это в первую очередь автор поэм «Сто пятьдесят миллионов» (1920), «Пятый интернационал» (1922) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), названия которых говорят сами за себя, — а также множества недлинных произведений, высмеивающих ту или иную традицию, являющуюся, по мнению поэта, пережитком буржуазного прошлого. Вот что читаем в стихотворении «Кому и на кой ляд целовальный обряд» (1923):

Верующий крестьянин

                                        или неверующий,

                                                 надо или не надо,

                       но всегда

                                 норовит

                                         выполнять обряды. <…>

Шёл

                           через деревню

                                         прыщастый калека.

Калеке б этому —

                                       нужен лекарь.

А калека фыркает:

                                         «Поможет бог».

                       Остановился у образа —

                                              и в образ чмок.

Здесь Маяковский, всегда выступавший против религии (не личной веры, а именно религии), показывает, что целование икон может приводить к распространению инфекций; таким образом, его стихотворение осуществляет в первую очередь образовательную — или, если угодно, воспитательную — функцию.

Впрочем, стихи «позднего» Маяковского не обязательно строятся на высмеивании или осуждении какого-либо обычая. Иногда поэт, напротив, прославляет — какого-либо человека либо атрибут новой власти. Среди таких произведений наибольшую популярность получили «Стихи о советском паспорте» (1829):

Я волком бы

                                  выгрыз

                                          бюрократизм.

К мандатам

                                  почтения нету.

К любым

                               чертям с матерями

                                                 катись

                        любая бумажка.

Но эту…

Я

                         достаю

                                 из широких штанин

дубликатом

                                  бесценного груза.

Читайте,

                                 завидуйте,

                                           я —

                                                гражданин

Советского Союза.

Паспорт Советского Союза является «дубликатом бесценного груза» — то есть самого гражданства СССР. Увы, с каждым годом Владимир Владимирович, оставаясь глашатаем революции, увы, всё больше сомневался, действительно ли его родина будет «впереди планеты всей». Что, если Советский Союз остановился на полпути?

К сожалению, отношение к Владимиру Владимировичу во второй половине 1920-х сильно изменилось. Лицемерная толпа предала своего героя: произведения Маяковского сурово критиковали — либо попросту игнорировали. Так, в 1929 году будущий классик устроил выставку, посвящённую 20-летию его творческой карьеры, но никто из видных лиц на мероприятие не пришёл. Писатель Л. А. Кассиль так вспоминал о приёме: «Не словесного, а делового, серьезного признания хотел он добиться этой выставкой. Он готовил армию своих стихов к новому наступлению. Он хотел показать, как он вооружен. <…> Не все даже близкие друзья понимают его».

К сожалению, В. В. Маяковский ушёл из жизни, подозревая, что его стихи, поэмы, фильмы, плакаты и картины больше никому не нужны. Однако время, как всегда, отделило зёрна от плевел, и сейчас творчество Владимира Владимировича пользуется огромной — и более чем заслуженной — популярностью.