Оглавление
Народный комиссар просвещения
Первостепенной задачей, стоявшей перед наркомом просвещения, было повышение уровня грамотности населения. В ведении Луначарского находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. К 1927 году благодаря ликбезу около 10 млн взрослых жителей СССР были обучены грамоте.
В период Гражданской войны также довольно остро был поставлен вопрос об образовании. Даже в условиях голода и разрухи многие школы продолжали работать, и в этом была заслуга Луначарского. Любопытно, что Герберт Уэллс, посетивший в 1920 году Советскую Россию, чрезвычайно высоко оценил качество обучения в школах и заметил определенный прогресс по сравнению с дореволюционными временами.
Ленин и Луначарский на открытии памятника «Освобождённому труду». (Wikimedia Commons)
Большевики тем временем сносили памятники времен царского режима и на их месте возводили революционные монументы, которые зачастую не отличались высокой художественностью и выдержанностью стиля. И хотя демонтажем и претворением в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды занимался именно Луначарский, сам он отнюдь не поддерживал идеи «разрушить весь мир насилья до основанья, а затем…» или «бросить классиков с парохода современности». Он всегда делал акцент на том, что в деле выработки культурной политики новорожденного государства обязательно нужно учитывать художественное наследие самодержавной эпохи.
В тяжелые времена Луначарский убедил коллег в необходимости сохранить и поддержать бывшие императорские театры. Он также был инициатором издания произведений классиков русской литературы и неоднократно обращался к ним в собственных критических статьях. Одновременно с этим Луначарский поддерживал экспериментальные явления в искусстве и выступал за многообразие направлений и стилей. Но в то же время он полагал, что единственно верным художественным методом для новой пролетарской культуры может быть реализм.
Конец свастики в СССР
Но свастика пользовалась популярностью не только в Российской империи и «юном» советском государстве. Летом 1920 года Адольф Гитлер утвердил свастику в качестве официального символа Национал-социалистической немецкой рабочей партии, которая стремительно набирала политический вес в Германии после поражения в Первой мировой войне. В рекордные сроки во всей Европе свастика стала восприниматься негативно. Советский Союз так же был в числе этих государств.
В ноябре 1922 года в газете «Известия» выходит статья «Предупреждение» за авторством наркома просвещения Анатолия Луначарского. «На многих украшениях и плакатах по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, который называется свастикой. Так как свастика представляет собой кокарду глубоко контрреволюционной немецкой организации «Оргеш», а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, особенно на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление», — написал Анатолий Васильевич.
Рекомендательная записка, опубликованная на страницах правительственного издания, тут же была воспринята как официальная директива. Поползла молва — всесильный распорядитель культурной жизни России запретил свастику. Наказания за нарушение рекомендаций, изложенных в газетной заметке, определено не было. Но это было и не нужно. Все отлично понимали — последствия себя ждать не заставят. Так свастика исчезла из наглядной агитации советской повседневности.
Биография
Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве, от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829—1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842—1914), принадлежавшей к роду Ростовцевых. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь, — результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский» (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.
С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; в 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.
В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».
В 1896—1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование». К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. «Луначарский вернется в партию, — говорил Ленин Горькому, — он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одаренная натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».
Личность
Хотя он оказал влияние на формирование советской политики в области культуры и образования, особенно в первые годы, когда был жив Ленин, Луначарский не был влиятельной фигурой. Троцкий описал его как «человека, который всегда легко заражается настроениями окружающих, внушительного по внешнему виду и голосу, красноречивого в декларативной манере, не слишком надежного, но часто незаменимого». Но Илья Эренбург писал: «Меня поразило другое: он не был поэт, он был возмущен политической деятельностью, но в нем горела необычайная любовь к искусству», а Николай Суханов , хорошо его знавший, писал, что
Литература
- Мандельштам Р. Книги А. В. Луначарского. — Л.—М.: ГАХН, 1926
- Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. 1965
- Каиров И. А. А. В. Луначарский — выдающийся деятель социалистического просвещения. — М., 1966
- Ёлкин А. С. Луначарский. Жизнь замечательных людей. — М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967
- Борев Ю. Б. Луначарский. Жизнь замечательных людей. — М.: «Молодая гвардия» 304 стр. 2010 ISBN 978-5-235-03304-7
- Бугаенко П. А. А. В. Луначарский и советская литературная критика. — Саратов, 1972
- Трифонов Н. А. А. В. Луначарский и современная литература. — М., 1974
- О Луначарском. Исследования. Воспоминания. — М., 1976
- Павловский О. А. Луначарский. — М., 1980
- Любутин К. Н., Франц С. В. Российские версии марксизма: Анатолий Луначарский. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002 ISBN 5-7525-0987-4
Луначарскому посвящены два тома «Литературного наследства» — 80-й («В. И. Ленин и А. В. Луначарский». — М., 1971) и 82-й («Неизданные материалы». — М., 1970).
Библиографические указатели
- А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964
- Библиография работ А. В. Луначарского о музыке. Библиографический указатель, 1910—1933, составитель Муратова К. Д. — В мире музыки. М., 1971.
- А. В. Луначарский. Указатель трудов, писем и литературы о жизни и деятельности, тт. 1 — 2, М., 1975 — 79.
- Архивные фонды А. В. Луначарского. Путеводитель по фондам и коллекциям личного происхождения. (РГАСПИ), М., 1996
Молодой революционер
Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в 1875 году. Незаконнорожденный, он был обязан своей фамилией отчиму Василию Луначарскому. По любопытному стечению обстоятельств тот тоже родился вне брака, и его фамилия представляла собой видоизмененный вариант фамилии настоящего отца, помещика Николая Чарнолусского.
Марксистской философией Луначарский увлекся в гимназии и уже в 17 лет организовал нелегальную группу, в которую вошли более двухсот гимназистов, придерживающихся социал-демократических взглядов. Одновременно с этим Луначарский вел активную агитацию среди киевских рабочих и ремесленников. Активные выступления начинающего революционера против самодержавия не прошли бесследно. В аттестате Луначарскому занизили оценку по поведению, и после этого ему уже был заказан доступ в столичные вузы.
Луначарский продолжил обучение в Цюрихском университете. Там он изучал естествознание и математику и занимался философией под руководством университетского профессора и швейцарского философа Р. Авенариуса. Швейцария была прибежищем для многих революционеров, скрывавшихся от преследования на родине. Благодаря этому Луначарскому удалось сблизиться с членами марксистской организации «Освобождение труда», в которую входили известные идеологи и деятели революции Павел Аксельрод, Вера Засулич, Лев Дейч и Петр Лавров. Встреча с Георгием Плехановым заметно повлияла на формирование политических и философских взглядов молодого революционера.
В 1898 году Луначарский приехал в Москву, где принял участие в восстановлении разрушенного после серии арестов Московского комитета РСДРП. Жизнь Луначарского в начале 1900-х гг. представляла череду обысков, арестов и ссылок. Несмотря на это, Луначарский не собирался прекращать агитировать за революцию. Параллельно в различных российских периодических изданиях начали выходить его критические работы. В 1904 году опубликован первый теоретический труд Луначарского «Основы позитивной эстетики».
Луначарский А. В. Таганская тюрьма, 1899 год. (Wikimedia Commons)
↑ Биография Анатолия Луначарского
Он появился на свет в 1875 году в Полтаве. Сызмальства мальчик питал нескрываемую антипатию к религии. Бывало, что раскалывал иконы об стол. Отчим изрядно пил, а мать была дамой эксцентричной, с тяжелым характером. Так что детство Анатолия никак нельзя было назвать счастливым. Мальчик учился плохо, а однажды даже остался на второй год. Выглядел он чудаковато, был предметом всеобщих насмешек. А в душе он всегда хотел стать первым, лучшим. И он решил обязательно добиться этого.
В 1892-м году юношу захватили идеи социал-демократии, он вступает в тайное гимназическое общество. Он быстро научился управлять сверстниками, это оказалось совсем не сложно. Окончив гимназию, Анатолий решил продолжить учебу в Швейцарии, где увлекся работами французских философов-материалистов. Там же познакомился с Г.Плехановым и сблизился с группой «Освобождения труда».
Учеба совмещалась с бурной личной жизнью. Он был интеллигентен, остроумен и внешне эффектен. Оттого и пользовался успехом у слабого пола. В Швейцарии он стал членом РСДРП. Идея переделать мир всецело увлекла его. Вернувшись в Россию, он начал активную жизнь революционера-подпольщика. В 1900-м году, после очередного ареста, его сослали в провинциальную Вологду. Здесь он познакомился с врачом-психиатром и соратником А.Богдановым, который мечтал даровать людям бессмертие. На сестре Богданова Луначарский женится, укрепив дружеские связи родственными.
В 1904-м году Луначарский снова в Швейцарии, редактирует большевистские газеты. РСДРП раскололась. Он примкнул к большевикам. Произошло это в немалой степени благодаря знакомству с Лениным. Луначарский влюблен в Ленина, активно участвует в работе съездов и борьбе с меньшевиками. Он пишет статьи, выступает перед рабочими и всячески пытается доказать Ленину свою преданность. Ленин же точно уловил, что при всей эрудиции Луначарский склонен к поверхностным обобщениям и политически неустойчив.
От будущего вождя революции Луначарский получил прозвище «миноносец Легкомысленный». Действительно, этот человек был блистательным дилетантом, что и позволило подняться так высоко. Он знал понемножку обо всем и ни о чем в точности. Ему ничего не стоило поменять взгляды. После захвата власти большевиками именно Луначарский стал наводить мосты между новой властью и интеллигенцией. Кое-что ему удалось. Он умел произвести благожелательное впечатление на интеллектуалов. Ему верили, за ним шли. Именно к Луначарскому из Полтавы взывал писатель Короленко, прося остановить красный террор.
Луначарский как мог, препятствовал разрушению памятников культуры. В 1920-м году нарком возглавил Пролеткульт. Широкие народные массы стали приобщать к культуре. Читать и писать научились за короткий срок около 7 миллионов человек. Звезда Луначарского стала закатываться после смерти Ленина. В 1933-м году его назначили послом в Испанию. Однако по дороге к новому месту службы он тяжело заболел и скончался (26.12.1933) во французском городке Ментона. Возможно, избежав участи быть репрессированным у себя на Родине.
Фон
Луначарский родился 23 или 24 ноября 1875 г. в г. Полтава , Украина (тогда часть Российской империи ) в качестве незаконнорожденного ребенка Александра Антонова и Александра Lunacharskaya, урожденная Ростовцева. Его мать была тогда замужем за государственным деятелем Василием Луначарским, дворянином польского происхождения, откуда и фамилия и отчество Анатолия. Позже она развелась с Василием Луначарским и вышла замуж за Антонова, но Анатолий сохранил свою прежнюю фамилию. В 1890 году в возрасте 15 лет Луначарский стал марксистом . С 1894 года он учился в Университете Цюриха под Ричард Авенариус в течение двух лет без учета степени. В Цюрихе он познакомился с европейскими социалистами, включая Розу Люксембург и Лео Йогичес, и вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию . Некоторое время он жил во Франции.
Творчество
Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.
Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.
В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.
Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.
Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 — «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из пооктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.
Впрочем, многие современные критики считают пьесы Луначарского слабыми и опубликованными исключительно благодаря высокому положению автора.
Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).
Биография
Анатолий Луначарский был крайне неординарной личностью с огромной работоспособностью и обостренным чувством справедливости. Мужчина являлся замечательным публицистом и талантливым оратором, профессиональным революционером, значительным государственным и политическим деятелем.
Портрет Анатолия Луначарского / Klimbim
В течение 12 лет он занимал пост народного комиссара просвещения. Его богатое наследие до сих пор не теряет своей актуальности – статьи и пьесы расходятся на цитаты (чего стоит хотя бы его “Сибирский Чикаго” о городе Новосибирске), а книги о жизни общественного деятеля активно раскупаются современными читателями.
Работает
Луначарский был также плодовитым писателем. Он написал литературные очерки о произведениях нескольких писателей, в том числе Александра Пушкина , Джорджа Бернарда Шоу и Марселя Пруста . Однако его самая известная работа — его мемуары « Революционные силуэты» , в которых описываются анекдоты и общие впечатления Луначарского о Ленине, Льве Троцком и восьми других революционерах. Троцкий отреагировал на некоторые мнения Луначарского в своей автобиографии « Моя жизнь» .
В 20-е годы Луначарский поставил спектакль Любови Поповой « Слесарь и канцлер Театра комедии».
Некоторые из его работ включают:
- Очертания коллективной философии (1909)
- Самообразование рабочих: культурная задача борющегося пролетариата (1918 г.)
- Три пьесы (1923)
- Революционные силуэты (1923)
- Тезисы по проблемам марксистской критики (1928 г.)
- Владимир Маяковский, новатор (1931)
- Джордж Бернард Шоу (1931)
- Максим Горький (1932)
- О литературе и искусстве (1965)
Последние годы жизни
В «год великого перелома» Луначарский был смещен со своего поста, который занимал 12 лет — небывало долгий срок среди членов бывшей ленинской администрации. Новым наркомом просвещения стал ставленник Сталина А. Бубнов, который сразу же покончил с так называемым либерализмом в искусстве.
После отставки Луначарский все же продолжил принимать участие в политической и культурной жизни страны и работать над литературно-критическими статьями. В 1929 году он получил пост председателя Ученого комитета при ЦИКе СССР, а через год стал академиком.
В то же время было ясно, что Луначарский совершенно не вписывается в новую сталинскую эпоху с ее усилившимися тоталитарными тенденциями и монополией государства во всех сферах. В 1931 году против него выдвинули обвинение в связях с троцкистами, которое вскоре было снято из-за отсутствия улик. Со страниц газет на Луначарского посыпались обвинения в «неленинских» взглядах на культурную жизнь страны. Сбылись предсказания Владимира Короленко, который еще в начале 1920-х гг. неоднократно предупреждал Луначарского, к чему могут привести массовые внесудебные расстрелы, подавление оппозиции и ущемление гражданских прав и свобод со стороны большевиков.
С Максимом Горьким, 1929 год. (rg.ru)
В 1933 году Луначарский получил назначение на пост посла СССР в Испании, но по пути туда тяжело заболел и умер.
Детство и юность
Луначарский Анатолий Васильевич появился на свет 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1875 года в Полтаве, которая входила в состав Российской империи. Его родители Александра Ростовцева и статский советник Александр Антонов не состояли в официальном браке. По воспоминаниям Анатолия, царящая в доме семейная атмосфера стала определяющей для него при выборе жизненного пути.
Когда мальчику было 10 лет, его отец скончался в результате неудачной операции. После этого Александра приняла решение переехать в Киев вместе с сыном. Там Луначарский-младший стал учеником Первой гимназии, являющейся лучшей в городе. Будучи гимназистом, он вступил в социально-демократическое объединение и почти сразу заявил о себе – юношу назначили руководителем коллектива учеников, которые изучали запрещенную тематическую литературу.
Анатолий Луначарский / Agence Meurisse, Gallica
Вместе с этим Анатолий принимал участие в рабочих кружках. Будучи 17-летним, он написал свою дебютную статью, которую выпустили в гектографическом издании. Из-за того, что учителя считали Луначарского политически ненадежным, ему поставили четверку за поведение в аттестате при выпуске. Это повлияло на невозможность продолжить образование в России. По этой причине студент уехал в Швейцарию и успешно сдал экзамены в Цюрихский университет.
В вузе Анатолий стал специализированным юристом и заодно познакомился с начальниками международной социал-демократической организации Георгием Плехановым и Розой Люксембург. Парень оставался в Цюрихе вплоть до 1897-го, после чего вернулся в Москву.
А. В. Луначарский и классическая музыка
А. В. Луначарский занимался просветительской деятельностью в области музыки. Он оставил целый ряд публикаций на эту тему, в том числе статьи в газетах «Новая жизнь», «Пролетарий», «Наше слово», «Вперед» и журнале «Просвещение». Систематического музыкального образования А. В. Луначарский не имел, но с детства любил музыку, много её слушал и хорошо запоминал. Его можно было бы назвать профессиональным слушателем.
Первое, что известно из написанного Луначарским о музыке, — это рецензия на популярную, рассчитанную на любителя книжку А. А. Берса «Что такое понимание музыки?» (1903). За нею следует перерыв на годы революции. С 1906 и до 1914 года Луначарский пишет двадцать статей и рецензий, в 1915 году — одну («Тевтонская отрава» о Р. Вагнере). Затем снова длительный перерыв — на все время мировой войны и на 1917 год, полностью занятый политической борьбой.
Первой послеоктябрьской статьей была заметка в «Петроградской правде» — «Народные концерты Государственного оркестра» (1918). В 1920—1921 годах Луначарский произносил речи перед началом концертов, оперных спектаклей. Он писал к театральным программам статьи, излагая для нового, неподготовленного слушателя содержание русских опер («Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Золотого петушка» и «Сказке о царе Салтане»). В 20-е годы значительное место в музыкально-критической работе Луначарского занимает анализ теоретических взглядов музыковедов старшего поколения — Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, которые придерживались марксизма.
Литературно-музыкальная работа Луначарского в 1925—1933 годах была очень интенсивной. Она занимала большее, чем когда-либо прежде, место в его общем литературном труде. Правда, в этой области его работы был большой перерыв; значительную часть 1931 и 1932 годов Луначарский был занят выполнением дипломатического задания. Кроме того, 1932 год был годом резкого обострения болезни, угрожавшей полной потерей зрения. В эти два года Луначарский о музыке не писал ничего. Но за остальные шесть лет этого периода список работ Луначарского в интересующей нас области насчитывает пятьдесят четыре названия. В круг его критики входили такие композиторы как: Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Штраус, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, Р. Шуман, Ф. Лист, К. Вебер, Г. Берлиоз, Ж. Бизе, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский и др.