«белая лилия сталинграда» лидия литвяк

Оглавление

Девочка, мечтавшая о небе

О детстве Лидии известно немного. Однако есть несколько фактов, которые, возможно, предрешили её выбор связать свою жизнь с небом.

Лидия Литвяк накануне войны

Прежде всего стоит сказать, что родилась Лидия 18 августа – в день Всесоюзной авиации (такое вот вышло совпадение).

С детства она мечтала об авиации и самолетах. В то время в Советском Союзе шла большая пропаганда авиаспорта и освоения неба. Страна дала юной мечтательнице такую возможность. Первый раз в небо Лидия поднялась уже в 14 лет. За время учебы в аэроклубах Москвы, Херсона и Калинина она отлично освоила технику пилотирования. Более того, она сама стала авиаинструктором и подготовила свыше 40 пилотов, будущих воздушных бойцов.

У самолета Як-1

Её очень вдохновлял пример первых советских героинь неба Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко. Лидия не знала, что скоро ей суждено встретиться с Мариной Расковой, – только случится это на войне и в качестве подчиненной.

Ранние годы

Лидия Литвяк родилась в Москве, Россия . Ее мать Анна Васильевна Литвяк была продавщицей; ее отец Владимир Леонтьевич Литвяк (1892–1937) работал железнодорожником, машинистом поезда, служащим. Во время Великой чистки Владимир Литвяк был арестован как « враг народа » и исчез. Лидия увлеклась авиацией в раннем возрасте. В 14 лет она записалась в аэроклуб . Свой первый самостоятельный полет она выполнила в 15 лет, позже окончила Херсонское военное авиационное училище. Она стала летным инструктором в Калининском аэроклубе и к моменту начала советско-германской войны уже подготовила 45 пилотов.

Война в небе

С началом Великой Отечественной войны Лидия всячески пыталась попасть на фронт: обивала пороги военкоматов, писала письма. Ей все время отказывали. Не мог поверить военный комиссар, что невысокая, хрупкая и белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия.

Со своей боевой подругой — Катей Будановой

В одной из газет она прочла короткую заметку о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие 100 часов налета и смогла уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию.

Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учеба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.

В 586 «женском» ИАП, куда она попала, произошел с ней и первый «залет». Как вспоминала старший сержант И. Паспортникова, которая была техником самолета Лидии Литвяк:

«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью…»

После боя

Её даже подвергли наказанию на гауптвахте. Все удивлялись, как эта маленькая девушка будет воевать. Но с первым же боевым вылетом в августе 1942 года, она в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88. В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. Именно в этот момент на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».

Следующим стал «мессер», а за ним и ещё один «бомбовоз». Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Катей Будановой.

В отпуске

В день Красной Армии 23 февраля 1943 года Лидия получает первую награду – орден Красной Звезды. А к маю стала кавалером ордена Красного знамени.

Наша героиня была дважды ранена. Один раз с прострелянной ногой сумела посадить машину на аэродром. А через два месяца снова была в полку. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. Оттуда её вывезли боевые товарищи-штурмовики на своём Ил-2. Мастерство и везение этой хрупкой девушки были известны всему фронту.

Споры

Манера смерти

Опубликованы аргументы, оспаривающие официальную версию смерти Литвяка. Хотя Екатерина Валентина Ващенко, куратор музея Литвяков в Красном Луче , заявила, что тело было извлечено и исследовано судебно-медицинскими экспертами, которые определили, что это действительно был Литвяк, утверждает Казимира Янина Коттам на основании показаний Екатерины Полуниной, Главный механик и архивист 586-го истребительного авиационного полка, в котором Литвяк первоначально служил, обнаружил, что тело никогда не эксгумировалось и эта проверка ограничивалась сравнением ряда отчетов.

Коттам, писатель и исследователь, специализирующийся на советских женщинах в вооруженных силах, приходит к выводу, что Литвяк приземлилась на брюхе в своем разбитом самолете, была схвачена и отправлена ​​в лагерь для военнопленных. В своей книге, опубликованной в 2004 году, Полунина перечисляет доказательства, которые привели ее к выводу, что Литвяк был вытащен из сбитого самолета немецкими войсками и некоторое время находился в плену.

Джан Пьеро Миланетти, автор недавно вышедшей книги о советских летчицах, писал, что летчица спрыгнула с парашютом в примерном месте предполагаемой аварийной посадки самолета Литвяка. Никакие другие советские летчицы не работали в этом районе, поэтому Миланетти считает, что пилотом была Литвяк, вероятно, захваченная врагом. Российский авиационный историк Анатолий Пляц, бывший майор КГБ , сказал Миланетти: «Литвяк выжил и попал в плен …»

Телетрансляцию из Швейцарии в 2000 году смотрела Распопова, ветеран женского полка ночных бомбардировщиков. На нем была изображена бывшая советская летчица-истребитель, которая, по мнению Распоповой, могла быть Литвяк. Этот ветеран был дважды ранен. Замужем за пределами Советского Союза, у нее было трое детей. Распопова незамедлительно рассказала Полуниной то, что она сделала из швейцарской передачи.

Количество убийств

Среди историков нет единого мнения о количестве одержанных Литвяком воздушных побед. Российские историки Андрей Симонов и Светлана Чудинова смогли подтвердить пять индивидуальных и три групповых сбития вражеских самолетов, а также уничтожение воздушного шара с помощью архивных документов. Ей приписывают и другие подсчеты, в том числе одиннадцать одиночных и три общих плюс воздушный шар, а также восемь индивидуальных и четыре командных. Энн Ноггл приписывает ей двенадцать индивидуальных и две командных перестрелки. В 1990 году Паспортникова заявила, что в сумме было одиннадцать соло-убийств плюс воздушный шар, и еще три разделились. Полунина писала, что убийства известных советских летчиков, в том числе Литвяк и Буданова, часто были завышены; и что Литвяку следует приписать пять индивидуальных и два групповых убийства, включая воздушный шар.

Литвяк был награжден орденами Красного Знамени , Красной Звезды , дважды награжден орденами Отечественной войны .

Поединок с немецким бароном

В небе она чувствовала себя как рыба в воде, а на земле с трудом мирилась с армейскими порядками. Она не сразу согласилась отрезать шикарную косу – по уставу полагалась короткая стрижка. Хранила в казарме платье и туфельки, пока командир не заставил её отправить гражданскую одежду домой. Мучилась с сапогами 43-го размера. Мужская форма не покрывала всех бытовых потребностей девушек, но Лидия нашла выход. Сбив очередной самолёт, она приземлилась рядом с поверженной машиной и позаимствовала шёлковый парашют, из которого пошила предметы женского туалета. Но если на земле Литвяк была сама женственность, то в небе у неё был мужской почерк. Поединок истребителей в небе – это прежде всего поединок нервов и выдержки. Бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б. Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух…»

В сентябре 1942 г. во время боевого вылета над Сталин­градом Лидия сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Ме-109. Пилотом последнего оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста лейтенант Ганс Фусс. Ходила история о том, что пленённый ас захотел увидеть пилота, который выиграл у него сражение. Когда перед ним предстала миниатюрная сержант Литвяк, немец решил, что над ним насмехаются. И тогда девушка напомнила ему детали боя, которые мог знать только тот, кто сидел за штурвалом. Можно только представить, что творилось в голове немецкого лётчика. 

Заговоренный летчик. В каждом боевом вылете ему сопутствовала удача
Подробнее

Однополчане вспоминали, что в кабине самолёта Лидии часто был букетик полевых цветов. На капоте своей машины лётчица нарисовала белую лилию – так название этого цветка стало радиопозывным лётчицы.

Лидия продолжала пополнять личный список воздушных побед, сбивая вражеские самолёты. В одном из ожесточённых боёв машина Литвяк была подбита, и она вынуждена была приземлиться на вражеской территории. Ей грозил неминуемый плен, если бы не героизм сослуживца, лётчика-штурмовика. Пулемётным огнём он заставил немцев залечь, и в этот короткий миг приземлился, чтобы взять Литвяк на борт. За проявленный героизм Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду – орден Красного Знамени.

В марте 1943 г. в районе Ростова-на-Дону она в неравном бою сбивает ещё один вражеский самолёт – одна против шести Me-109. В этой схватке её тяжело ранили, но она сумела вернуться на родной аэродром. Несколько недель Лидию «штопают» в госпитале, затем отправляют долечиваться в Москву, но из дома она сбегает на фронт спустя несколько дней.

Вернувшись в полк, Лидия сбивает два вражеских истребителя. А вскоре, 21 мая 1943 г., ей было суждено увидеть гибель мужа – Героя Советского Союза лётчика Алексея Соломатина.

Они познакомились на фронте, стали парой. Как и всё в её жизни, этот счастливый миг любви был коротким. На похоронах Алексея она с трудом стояла. Когда могилу закопали, упала на землю, обнимая место, где упокоился любимый человек. А вскоре Лидия потеряет свою лучшую подругу – лётчицу Екатерину Буданову. В очередной схватке с немецкими истребителями Литвяк и Буданова были сбиты. Лидии удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла. Незадолго до этого, в апреле 1943 г., популярный журнал «Огонёк» поместил на обложке фото боевых подруг со словами: «12 самолётов противника сбили эти отважные девушки». 

Совесть о настоящем человеке. Главный вызов Маресьев встретил после войны
Подробнее

Личная жизнь

В феврале 1943 года самолет Лидии Литвяк подбили. Приземляться пришлось на вражеской территории. Фашисты попытались взять летчицу в плен, но она отстреливалась и углублялась в поле. Белая Лилия Сталинграда прощалась с жизнью и сосредоточенно считала патроны, чтобы оставить один для себя.

На помощь пришел Алексей Фролович Соломатин. Летчик-истребитель открыл огонь по фашистам, заставив их затаиться, и положил свой самолет на «пузо», чтобы забрать Лидию. Свою ведомую и любимую.

Личная жизнь Лидии Литвяк и Алексея Соломатина оказалась трогательной и трагичной. Но молодые люди успели пожениться прежде, чем случилась авиакатастрофа. 21 мая 1943 года Герой Советского Союза погиб на глазах возлюбленной и боевых товарищей. Ему было 22 года.

Последний вылет

Ещё в начале 1943 года наступление Красной Армии на Донбасс упёрлось в так называемый Миус-фронт – мощный оборонительный рубеж немцев. 17 июля 1943 года началась Миусская наступательная операция, в которой активно действовала авиация. Когда 19 июля погибла Катя Буданова, очередная потеря не подкосила младшего лейтенанта Литвяк, а лишь ожесточила её. Девушка стала ещё упорней сражаться в воздухе.

1 августа Лиля Литвяк совершала свой четвёртый за день боевой вылет. В составе группы из нескольких «Яков» она вступила в неравный бой с 30-ю «Юнкерсами» и 12-ю «Мессершмиттами». Лётчица подбила два вражеских самолёта, и «стая» немцев внезапно устремилась на запад. Русские не стали преследовать их, а, прижавшись к верхнему краю облаков, полетели к аэродрому. Лиля Литвяк была ведущим третьей пары, её ведомым был сержант Табунов. Внезапно из облачной пелены вылетел Me-109 и дал несколько очередей. Дальнейшее известно со слов Табунова. Самолёт Лили Литвяк начал падать вниз, однако на подлёте к земле она, возможно, попыталась перевести его в горизонтальное положение. По другим версиям, в облачной пелене «Як-1» преследовали от четырёх до восьми «Мессершмиттов».

Историки называют имена двух немцев, жертвой которых, предположительно, могла стать Литвяк. Это обладатель Рыцарского креста Ханс-Йорг Меркле, имевший 99 побед, либо погибший 1 августа Ганс Шлиф (30 побед).

В популярной культуре

Литвяк — главный персонаж романтизированного романа Мэри Энн Кук « Белая роза», вымышленного повествования о ее военном опыте.

Литвяк — главный персонаж канадского писателя, романа Лилиан Наттель «Девушка на краю неба» 2019 года, вымышленного рассказа о ее военном опыте.

Литвяк (в книге ее зовут Наташа) — главный герой романа Белинды Александры «Сапфировое небо».

Пожалуй, самый подробный литературный роман о Литвяк, ее жизни, времени и любви был написан американцем М.Г. Криши, не имеющим русского происхождения, в сотрудничестве с Валентиной Ващенко, куратором Музея и школы Лили Литвяк в Красном Луче. , Восточная Украина. Книга под названием «Позывной, Белая лилия» также содержит ранее не публиковавшиеся фотографии, предоставленные музеем.

В Zap Comix # 11 (февраль 1985 г.) художник-график Спейн Родригес инсценирует историю летчика-истребителя в десятистраничном повествовании: «Лили Литвак, Роза Сталинграда». Работа также включена в 1995 году Родригес Fantagraphics книги альманаха «Моя истинная история.»

Комикс-мини-сериал «Белая лилия» 5 от Pocket Jacks Comics представляет беллетризованную версию Лидии Литвяк и Кати Будановой.

Металлическая группа «Пустыня» сочинила о Литвяке песню «Фортуна благоволит смелым».

В аниме-франшизе «Strike Witches» она является моделью для персонажа Саня В. Литвяк.

Выступление

Пьеса « Белая роза » шотландского драматурга Питера Арнотта изображает воображаемые политические мысли Литвяк, а ее персонаж обсуждает войну и сопротивление советских женщин нацизму. Впервые он был исполнен 22 мая 1985 года на Эдинбургском фестивале в Театре Траверс . Кен Стотт и Тильда Суинтон сыграли главных героев; эта роль помогла Суинтону продвинуться по карьерной лестнице. Суинтон познакомилась со своим будущим мужем Джоном Бирном во время съемок. Бирн, также драматург, работал художником по декорациям « Белой розы» .

В феврале – марте 2013 года в театре Трон в Глазго шла постановка .

Поиски «белой лилии»

Гибель лётчицы породила массу домыслов. В войсках ходили слухи, что Литвяк была взята в плен – якобы местные жители видели, как блондинка в форме пилота села в автомобиль к немецким офицерам. Сразу после занятия района Мариновки предпринимались попытки найти место падения «Як-1». А в 1946 году выяснилось, что самолёт, предположительно, принадлежавший Литвяк, селяне сдали на металлолом. Но место захоронения лётчицы оставалось неизвестным. Долгие годы она официально числилась пропавшей без вести при выполнении боевого задания.

В 1969 году останки женщины-пилота с пулевым отверстием во лбу нашли трое мальчишек близ хутора Кожевня. Тогда местные жители захоронили «неизвестного лётчика» в братской могиле в селе Дмитровка (в ряде источников Дмитриевка). И лишь десятилетие спустя члены Отряда разведчиков военной славы из города Красный Луч установили имя погибшей. Опрос свидетелей показал, что самолёт с белой лилией на фюзеляже хуторяне нашли 4 августа 1943 года. Также удалось опознать погибшую по причёске – двум белым косичкам.

Воздушные победы (в титрах)

  • 13 сентября 1942 г.
  • 14 сентября 1942 г.
  • 27 сентября 1942 г.
    • одно соло, Junkers Ju 88
    • один делил с Раисой Беляевой Messerschmitt Bf 109
  • 11 февраля 1943 г.
    • одно соло, Junkers Ju 87
    • один общий, с Алексеем Соломатиным , Фокке-Вульф Fw 190
  • 22 марта 1943 г.
  • 5 мая 1943 г.
  • 7 мая 1943 г.
  • 31 мая 1943 г.
  • 16 июля 1943 г.
    • один соло, Messerschmitt Bf 109. Один источник утверждает, что на фюзеляже самолета-жертвы была нарисована карта «Пиковый туз». Другой источник утверждает, что это был террорист.
    • один общий (согласно другому источнику, общим убийством был Bf 109, а соло — Ju 88)
  • 19 июля 1943 г.
  • 21 июля 1943 г.
  • 1 августа 1943 г.
    • одно соло, Мессершмитт Bf 109,
    • один общий, Мессершмитт Bf 109

Следующая таблица обобщает зачисленные победы Литвяка и их судьбы:

Дата (дд.мм.гггг) Советская единица Самолет летал Вражеский самолет Пилот и судьба Осевой блок
13.09.1942 г. 437 иап Як-1 «Белый 02» Ju.88 Люфтваффе (**)
13.09.1942 г. 437 иап Як-1 «Белый 02» Bf 109G-2 W.Nr.13556 черный 8 Obfw. Эрвин Мейер — военнопленный ( ас с 11 убийствами ) 2./JG 53
14.09.1942 г. 437 иап Як-1 «Белый 02» Bf 109 Люфтваффе (**)
27.09.1942 г. 437 иап Як-1 «Белый 02» Ju.88A-4 W.Nr.3517 Неизвестно (плотина 80%, без) 5. / кг 76
27.09.1942 г. 437 иап Як-1 «Белый 02» Bf 109G-2 W.Nr.14221 Horst Loose — KIA (общий) 4./JG 52
11.02.1943 г. 296 ИАП Як-1 «Красный 32» Fw.190 (общий) Люфтваффе (**)
11.02.1943 г. 296 ИАП Як-1 «Красный 32» Ju 87D-3 W.Nr.2948 Герхард Вебер + наводчик — МВД 5./StG 77
22.03.1943 г. 296 ИАП Як-1 «Жёлтый 44» Bf 109G-4 «BH + XB» Лейтенант Франц Мюллер 9./JG 3
22.03.1943 г. 296 ИАП Як-1 «Жёлтый 44» Ju.88 Люфтваффе (**)
5.05.1943 г. 73 ГИАП Як-1 «Жёлтый 44» Bf 109 Люфтваффе (**)
7.05.1943 г. 73 ГИАП Як-1 «Жёлтый 44» Bf 109 Люфтваффе (**)
31.05.1943 г. 73 ГИАП Як-1 Воздушный шар наблюдения
16.07.1943 г. 73 ГИАП Як-1б «Белый 23» Bf 109G-6 W.Nr.15204 Неизвестно (плотина 20%) 5./JG 3
16.07.1943 г. 73 ГИАП Як-1б «Белый 23» Bf 109G-? W.Nr.?
19.07.1943 г. 73 ГИАП Як-1б «Белый 23» Bf 109G-6 W.Nr.20005 Неизвестно (плотина 40%) 5./JG 3
21.07.1943 г. 73 ГИАП Як-1б «Белый 23» Bf 109 Люфтваффе (**)
1.08.1943 73 ГИАП Як-1б «Белый 23» Bf 109G-6 W.Nr.15852 Неизвестно (плотина 50%) 2./JG 52
1.08.1943 73 ГИАП Як-1б «Белый 23» Bf 109G-6 W.Nr.20423 белый 3 Fw. Ханс-Йорг Меркле — KIA ( ас с 30 убийствами ) (общий) 1./JG 52

«Большое исключение»

Лидия Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза, но получила его не сразу. Одно время в прессе циркулировала информация, что это произошло якобы потому, что Лидию обвиняли в сдаче в плен врагу. Однако подобные доводы сомнительны, отмечают историки, поскольку в сентябре 1943 года младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени с припиской «посмертно» и повышена в звании до лейтенанта, хотя официально и считалась пропавшей без вести.

Также по теме


«Умру, а подлецом не буду»: за какие подвиги подпольщик Иван Кабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза

4 июля 1943 года в минской тюрьме гитлеровцы расстреляли легендарного советского подпольщика Ивана Кабушкина по прозвищу Жан. Он лично…

Чтобы окончательно установить судьбу Белой Лилии Сталинграда, потребовались десятилетия. Как выяснилось позднее, её останки были обнаружены только в 1969 году у хутора Кожевня, но личность тогда определить не смогли. Лидию похоронили в братской могиле как «неизвестную лётчицу». И только в 1970-е годы юные поисковики из города Красный Луч опознали в погибшей Лидию Литвяк.

После завершения всех необходимых процедур в 1988 году имя лётчицы увековечили на месте захоронения, а в приказ Главного управления кадров Народного комиссариата обороны от 1943 года Министерство обороны СССР внесло изменения, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.

«По традиции, сложившейся ещё в годы Первой мировой, асом считается лётчик, сбивший более пяти самолётов противника. На счету Лидии Литвяк было 12 личных побед и ещё четыре — в группе. За десять месяцев она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боёв. Её мастерство ценили настолько, что включили в особую группу «свободных охотников» — лётчиков-экспертов, которым командование доверяло самостоятельный поиск и уничтожение самолётов противника. В одном из приказов о её награждении автор документа, не стесняясь в выражениях, написал: «Для неё нет невыполнимых задач», — рассказал Сергей Белов.

  • Гитлеровский самолёт, сбитый в бою над Сталинградом
  • РИА Новости

По словам Дмитрия Хазанова, подразделения истребителей, сформированные из женщин-лётчиц, в годы Второй мировой войны были только в Красной армии. Девушки при этом выдерживали такие перегрузки, какие порой не могли вынести даже мужчины.

По словам семикратной абсолютной чемпионки мира по самолётному спорту, лётчика-инструктора I класса Светланы Капаниной, управлять самолётом женщине до сих пор на порядок тяжелее, чем мужчине, не говоря уж о периоде Великой Отечественной войны.

«Вести самолёт девушке очень тяжело физически. Поэтому боевые победы женщин в небе — это не правило, а большое исключение», — подытожила специалист.

Лилия и звезды

На фюзеляже самолета Литвяк по ее просьбе нарисовали белую лилию. «Белая Лилия-44» (по бортовому номеру самолета) стала ее радиопозывным. А саму ее отныне стали называть «Белая лилия Сталинграда». Вскоре Лидию перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, где служили лучшие пилоты, затем в 296-й ИАП.

Однажды ее собственный самолет оказался подбит, и ей пришлось сесть на территории, занятой немцами. Она чудом избежала плена: один из летчиков-штурмовиков открыл огонь по фашистам, а когда они залегли, укрываясь от обстрела, спустился на землю и взял девушку к себе на борт.

23 февраля 1943 года Лидию Литвяк за боевые заслуги наградили орденом Красной Звезды. К тому времени на фюзеляже ее «Яка» красовались, кроме белой лилии, восемь ярко-красных звезд – по числу сбитых в боях самолетов.

22 марта в районе Ростова-на-Дону во время группового боя с немецкими бомбардировщиками Лидия получила тяжелое ранение в ногу, но все же сумела посадить поврежденный самолет. Из госпиталя ее отправили долечиваться домой, но уже через неделю она вернулась в полк. Летала в паре с командиром эскадрильи Алексеем Соломатиным, прикрывая его во время атак. Между боевыми товарищами возникло чувство, и в апреле 43-го Лидия и Алексей расписались.

В мае 43-го Литвяк сбила еще несколько вражеских самолетов и была награждена орденом Красного Знамени. Но судьба приготовила ей сразу два тяжелых удара. 21 мая в бою погиб ее муж Алексей Соломатин. А 18 июля — лучшая подруга Екатерина Буданова.

На войне

После 22 июня 1941 года девушка неоднократно пыталась записаться в армию, но удалось ей это только осенью. Лиля Литвяк попала в 586-й истребительный авиаполк, сформированный по инициативе легендарной Марины Расковой.

Летом 1942 года Лиля впервые совершила боевой вылет в небе над Саратовом. С самого начала она проявила себя как результативный пилот-истребитель, ничуть не уступающий мужчинам.

Особенно отличилась Литвяк во время Сталинградской битвы. Хрупкая девушка, один за другим сбивавшая «стервятников Геринга» на «Як-1», завоевала огромную популярность в 8-й воздушной армии. По состоянию на февраль 1943 года за ней числилось 8 сбитых немецких самолётов. Лиля Литвяк стала одним из немногих советских «вольных охотников» в воздухе. Её успехи удивляли даже противника. Например, унтер-офицер Эрвин Мейер, чей «Мессершмитт» подбила «белая лилия», даже поначалу не поверил, что это могла сделать девушка. Однако он переменил мнение, когда Литвяк руками показала ему ход битвы.

Внешность лётчицы действительно была далека от стереотипного образа «аса». Современники описывали её как стройную зеленоглазую красавицу с «музыкальным» смехом. Она осветляла волосы, чтобы быть похожей на актрису Валентину Серову.

Признание

Пытаясь доказать, что Литвяк не был взят в плен, Паспортникова начала 36-летние поиски места крушения Яковлева Як-1 при содействии общественности и СМИ. В течение трех лет к ней присоединились родственники, которые вместе прочесывали наиболее вероятные участки металлоискателем. В 1979 году после обнаружения более 90 других мест крушения, 30 самолетов и многих погибших пилотов, «поисковики обнаружили, что в селе Дмитриевка … Шахтерского района была похоронена неопознанная женщина-пилот». Тогда предполагалось, что это была Литвяк и что она была убита в бою после получения смертельного ранения в голову. Паспортникова сообщила, что для осмотра эксгумированного тела была сформирована специальная комиссия, которая пришла к выводу, что это останки Литвяка.

6 мая 1990 года президент СССР Михаил Горбачев посмертно присвоил ей звание Героя Советского Союза. Ее последнее звание было старшим лейтенантом, что было зафиксировано во всех московских газетах того времени.