«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной

Оглавление

Лётчики-испытатели СССР

  • Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии.
  • За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина. Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них –
  • Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Один сложнее другого

Вылеты и возвращения в полной темноте были один сложнее другого. Чем ближе к цели, тем опаснее, так как прожекторы и зенитные орудия врага были всегда наготове. В дополнение ко всему местность по понятным причинам часто менялась, и от штурманов требовалось исключительное знание аэронавигации.

Одной из черт Смирновой единодушно называют чрезвычайное упорство и настойчивость. Она выполняла задание, даже когда оно казалось невыполнимым. Самый трудный вылет выбрать, пожалуй, невозможно. Например, во время освобождения Крыма, как вспоминала она впоследствии, выполнив задание, она попала в низкую облачность. Снизиться, чтобы уйти из-под облачности, Мария не успела.

Самолет был легким, и штормовым ветром его бросало из стороны в сторону — «то кинет вверх метров на пятьдесят, то бросит с силой вниз, к самой воде». Так летчица боролась со стихией целых два часа, «Но мы долетели», — спокойно и без эмоций рассказывала современникам Смирнова.

Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка докладывают о выполнении боевого задания, 2 июля 1942 года ТАСС

Другой сложный полет был у переправы у поселков Петровское и Красный Октябрь. Во время повторного вылета лететь пришлось на самолете, поврежденном из крупнокалиберного зенитного пулемета. Мотор забарахлил, но Смирнова все равно не ушла от цели. Только сбросив бомбы на вражеские позиции, она дотянула самолет до своего аэродрома.

Очень часто после посадки летчицы слышали один и тот же вопрос: «Ума не приложу, как же вы сели?» Ответ был тоже одним и тем же: «Хочешь жить — сядешь». Они возвращались на самолетах с десятками повреждений, с крупными осколками в креслах, чудом уцелевшие. После таких полетов, как вспоминала Ольга Голубева-Терес, с трудом удавалось шевелиться, а заснуть иногда и вовсе не получалось.

Право на небо

Еще на заре авиации Николай Жуковский (а он размышлял и о месте женщин в летном деле) сказал: «Самолет — величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы».

Только глубокое познание объективных законов природы может играть в авиации действительно важную роль. Современная авионика не требует от человека никаких запредельных физических усилий в пилотажно-навигационных действиях. Авторитет пола и представление о полетах как деле неженском — нелепые, хотя и невероятно живучие рудименты мышления.

Когда с фронтов Второй мировой стали возвращаться мужчины, летчицы WASP и АТА столкнулись с чудовищной несправедливостью.

Под различными предлогами женщин всё чаще стали отстранять от летной работы, и им снова потребовалось отстаивать свое право летать. Одним из последствий этого, по мнению летчиц из группы «Меркурий-13», стало то, что НАСА отправило женщину в космос на 20 лет позже, чем СССР, и должно было пройти еще 16 лет, прежде чем женщина стала командиром космического корабля.

В 1995 году Эйлин Коллинз стала первой пилотессой космического челнока, а в 1999-м — первой астронавткой, возглавившей космическую миссию (STS-93: вывод на орбиту рентгеновской обсерватории). Источник

А как интерпретировать тот факт, что в «Военном энциклопедическом словаре» — крупнейшем советском научно-справочном издании (863 страницы увеличенного формата), подготовленном в 1982 году Институтом военной истории МО СССР, не только не нашлось места для статей о женских авиационных подразделениях (пусть даже только советских авиаполков ВВС и ПВО), но даже не представлена ни одна из 23 летчиц полка «Ночные ведьмы», награжденных геройской звездой?

Крайне мало женских имен и в добротном справочнике В.Н. Бычкова «Летопись авиации и воздухоплавания» 2006 года.

Продолжая интеллектуальную игру с самим собой, нужно хотя бы попытаться ответить на вопрос: почему так упорно воспроизводятся социальные стереотипы об отношениях женщин и авиации?

Некоторые организации, например Всемирный институт женской авиации, ставя себе целью выровнять гендерный «крен» в авиакосмической отрасли, не только популяризируют историческое знание о той роли, которую сыграл «слабый» пол в авиаконструировании, аэронавтике, авиации и космонавтике, но также информируют о возможностях освоения женщинами аэрокосмических специальностей и даже оказывают помощь в получении профильного образования.

При желании каждый самостоятельно отыщет сотни увлекательнейших сюжетов из истории женской авиации и удивится виражам летных судеб воздухолетательниц разных времен и стран.

Может быть интересно

Воздушный океан покорен женщинами раз и навсегда! Прямо сейчас, в эту минуту, на планете десятки тысяч невест ветра моделируют полетные задания, готовят авиационную технику, управляют воздушным движением, пилотируют воздушные суда и принимают участие в обеспечении миссий к другим планетам. Авиация не может быть делом сугубо мужским или женским. Она — общее дело людей. Она — трагическая, величественная и вдохновляющая симфония о мечте, поиске и бесстрашии человечества.

Путь к подвигу

Свой первый самостоятельный полёт Валентина Гризодубова совершила в 14 лет, поднявшись в воздух на планере во время слёта планеристов в Крыму. Но в юности у неё были мечты не только о небе. Девушка окончила музыкальное училище по классу рояля, училась в Харьковском технологическом институте и параллельно в консерватории. Однако небо всё-таки победило. В 1928 году Валентина попала в первый набор Харьковского аэроклуба. Пройдя курс лётной подготовки, Гризодубова оставила институт и поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима, а потом в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

«В начале 1930-х Валентина Гризодубова работала инструктором в Тульском аэроклубе и в лётной школе под Тушино. В 1934-ом она стала лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького. Работая в агитационной авиации, Валентина освоила различные типы самолётов, побывала в самых отдалённых уголках Советского Союза, а также на Памире и в горах Кавказа. Позднее Валентина поступила на службу в Красную армию», — рассказала в беседе с RT методист Музея Победы Ирина Архангельская.

Также по теме

Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной…

Осенью 1937 года Гризодубова побила пять мировых авиационных рекордов среди женщин на легкомоторных самолётах — по скорости на замкнутом маршруте (трижды), а также по высоте и дальности полёта.

24 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой она отправилась в рекордный беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Женский экипаж преодолел за 26 часов 29 минут 6450 км.

Ещё перед вылетом у самолёта возникли проблемы с радиосвязью, но девушки не захотели откладывать старт. В итоге за Уралом связь с экипажем стала прерываться. В условиях сильной облачности лётчицы не увидели Байкала и не смогли вовремя повернуть в сторону Комсомольска-на-Амуре. Сориентировались они, только когда летели уже над Охотским морем. Экипаж повернул самолёт на запад, но до запланированного финиша не хватило горючего.

Гризодубова приняла решение сажать самолёт, не выпуская шасси, прямо на болото в районе реки Амгунь. Для этого манёвра требовалось участие только двух пилотов, поэтому Валентина отдала приказ Марине Расковой прыгать с парашютом — так Валентина могла сохранить жизнь хотя бы одному члену экипажа. Спасательная экспедиция обнаружила Раскову спустя десять дней и уже от неё узнала маршрут движения самолёта. Через несколько часов были спасены и Гризодубова с Осипенко.

За этот рекордный перелёт его участницы были награждены высшими государственными наградами — они стали первыми (и единственными до начала Великой Отечественной войны) женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза. Позже Валентина Гризодубова была избрана депутатом Верховного Совета СССР.

  • Экипаж, в составе которого Гризодубова совершила рекордный полёт в 1938 году
  • РИА Новости

К депутатской деятельности она относилась очень серьёзно, бралась за любые сложные дела и заслужила себе до такой степени высокую репутацию, что отчаявшиеся люди как в последнюю инстанцию писали на два адреса: Сталину и ей. Валентина принимала активное участие в пересмотре обвинительных приговоров многих репрессированных. Именно после обращения к Гризодубовой мать Сергея Королёва смогла добиться смягчения приговора авиаконструктору и его перевода с Колымы в ЦКБ-29 НКВД.

В 1939 году Валентина Гризодубова была назначена на должность начальника Управления международных воздушных линий СССР.

Марина Раскова. Герой своего времени

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова. (pinterest.com)

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Первые пограничники – Герои Советского Союза

Несмотря на то, что в предвоенном СССР положение на границах было более чем напряженным, первые пограничники удостоились высшей награды только в 1938 году.

Это были пятеро бойцов и офицеров Посьетского погранотряда Дальневосточного пограничного округа – того самого, который первым принял удар японских войск у озера Хасан. Трое – Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко – дожили до вручения награды, а Василий Виневитин и Алексей Махалин удостоились ее посмертно. Бои у озера Хасан стали одной из самых известных локальных войн 1930-х, а звания Героя Советского Союза за участие в них удостоились в общей сложности 26 человек, в том числе впервые – военные медики и инженеры.

Летчица попала в плен и стала инструментом нацистской пропаганды

Правда, в немецких источниках приводится другая версия случившегося: отмечается, что По-2 сбили и захватили его пассажиров. В родном полке были уверены, что их командир Сима Сытник погибла, уничтоженная нацистской артиллерией, но через несколько дней они были шокированы, ведь услышали радиотрансляцию, на которой сама Сытник призывала советских солдат сдаваться и воевать на стороне гитлеровских войск.

Ошибка была исключена – сослуживцы хорошо знали голос командира и товарища. Особенно тяжко в этой ситуации было мужу Сытник – Юрию Немцевичу. Лучше уже быть супругом трагически погибшей летчицы, чем предательницы Родины. Но мужчина не отчаялся и не спешил отрекаться от жены. Более того, он пошел на рискованный и отчаянный шаг – написал письмо Иосифу Сталину.

Немцевич попросил советского вождя сделать обмен военнопленными  — майора Сытник разменять на какого-нибудь не особо нужного нацистского офицера. Связист отметил, что на такой шаг можно пойти, учитывая прежние военные подвиги Сытник и ее дивизии. Когда первое письмо не нашло отклика, Немцевич отправил Сталину еще одно письмо, но в этот раз прикрепил к нему послание от жены, полученное из немецкого плена.

Немцы решили, что смогут вслед за Сытник переманить на свою сторону ее мужа (у него и фамилия соответствующая). В письме Серафима писала о том, что она находится в плену с сыном Валерой. Она описала, что в нацистской армии не так плохо, и здесь много советских летчиков. Естественно, мольбы Немцевича вновь не были услышаны, хотя карать его как мужа изменницы Родины также не стали.

Аэрошоу и новые рекорды

Никогда не прерывалась и спортивно-зрелищная — аэробатическая — линия развития воздухолетания. Посмотреть на мертвые петли в исполнении летающих сестер Кэтрин и Марджори Стинсон собирались стадионы зрителей по всему миру. В 1920-х существовали настоящие воздушные цирки. Трюкачи-аэробаты (в Северной Америке их называли ходоками по крыльям) пытались, например, играть на плоскостях в теннис или с движущегося автомобиля забирались на низколетящий самолет.

«Воздушная дьяволица» — знаменитая своими каскадерскими перформансами Лиллиан Бойер. Источник

Подход к полетам как к массовому зрелищу определил и все современные формы аэрофеерий — от воздушных парадов и демонстрационных выступлений пилотажных эскадрилий, блистающих на авиашоу вроде МАКСа или авиасалона в Ле-Бурже, до шоу коптеров и воздушных фестивалей, подобных бристольскому, где сотни подсвеченных прожекторами аэростатов парят в ночном небе под оркестровое сопровождение.

Пилотажные группы большинства стран мира дислоцируются на военных авиабазах, укомплектованы летным составом из действующих военнослужащих и штатно принадлежат к военно-воздушным соединениям. На сегодняшний день женщины не просто доказали право проходить службу в таких группах, но и прекрасно проявили себя как их руководители.

Посмертно награжденные

По результатам боев в Испании впервые в истории высшей государственной награды СССР были удостоены представители иного, чем ВВС, рода войск – танкисты.

Стоит отметить, что Семен Осадчий, который в Испании был известен под псевдонимом Симон, получил высшую награду в том числе и за то, что совершил первый в истории танковый таран.

В указе от 31 декабря 1936 года впервые были упомянуты награжденные высшей наградой посмертно. Почти половина награжденных – 8 человек – не дожили до присвоения высокого звания. Помимо летчика Примо Джибелли и героев-танкистов, в числе первых посмертно награжденных были также летчики Владимир Бочаров, Петр Десницкий, Константин Ковтун и Сергей Тархов.

После войны

Окончив войну, дальнейшую жизнь Мария провела на земле. В 1954 году окончила Тамбовскую областную партийную школу, была инструктором отдела пропаганды и агитации Тамбовского горкома КПСС, затем инструктором райкома КПСС города Володарска.

На этой должности ей тоже пришлось побороться, только на этот раз не с нацистами, а совсем с другим врагом.

В период, когда за ней был закреплен Лихославльский район, в который входил и бывший Новокарельский, где она родилась, все колхозы вокруг считались отстающими, и Мария решила узнать причину, выбрав для этого период весеннего сева.

Москва. Бывшие летчицы 46-го гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков Евдокия Бершанская, Лариса Литвинова, Серафима Тараненко, Марина Чечнева и Екатерина Тимченко-Аксентюк (слева направо) в музее боевой славы полка, расположенном в московской школе № 213, 29 января 1965 года И.Савинова/ТАСС

Несмотря на хорошую погоду, трактор ДТ-54 не двигался, хотя машина была новой. Но кабина продырявлена, внутри мусор и грязь, гусеница трактора лежит на земле, а тракторист и его помощник крепко спят в тени кустов. Разбуженные объяснили, что не работают из-за неисправности трактора.

«Неполадки машины можно было легко устранить, но трактористы меньше всего об этом думали». Такую же картину инструктор увидела и возле второй, третьей машин. Побывала в мастерских и там увидела беспорядок.

Мария, которая была не только строгим руководителем, но и сверхаккуратной и такой же сверхбережливой, была вне себя от возмущения. Собрав всех в правлении, она сразу начала серьезный разговор. К тому времени трактористы и механики узнали в ней знаменитую землячку. Выяснилось, что председатель колхоза «отпустил вожжи», и подчиненные тут же этим воспользовались.

Некоторых деталей и правда недоставало, и машины простаивали. Смирнова решила и этот вопрос, помогла все отремонтировать. Так и «подтянулись».  В итоге сев в колхозе закончили одни из первых.

Герои Советского Союза Н. Федутенко, А. Худякова и Мария Смирнова после вручения юбилейных медалей «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 8 мая 1975 года Борис Клипиницер/ТАСС

Позднее Мария работала инструктором отдела партийных органов Калининского горкома КПСС, инженером отдела кадров и учебных заведений Калининского совнархоза. Затем в течение десяти лет была начальником отдела кадров камвольного комбината в Калинине, как тогда называлась Тверь.

Но главной её работой, наверное, можно назвать общественную, которой она занималась очень активно, — возглавляла Калининский областной совет ветеранов, её часто приглашали выступить с рассказами о фронтовых событиях.

Не раз избирали Смирнову депутатом областного и районного советов народных депутатов, удостоена звания «Почетный гражданин города Твери»

Жизнь отважной летчицы оборвалась в 2002 году, ей было 82 года

Юлия Острогожская

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

При подготовке материала использована литература: 1. Раскова М. Записки штурмана. Издательство Ц. К. ВЛКСМ Молодая гвардия. 1939. 2. Голубева-Терес О. «Страницы из летной книжки». Воениздат М. О. СССР, 1988. 3. Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. М.: Изд-во МГУ, 2005. 4. Смирнова М. В. // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. Коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. 5. Парфенов А. Всегда на посту // Героини: очерки о женщинах — Героях Советского Союза / ред.-сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. — М.: Политиздат, 1969.

Обложка: Мария Смирнова (вторая справа) во время посещения мемориального комплекса «Сопка Героев» в Крымском районе, 28 марта 1980 года  Евгений Шулепов/ТАСС

Лидия Литвяк

Герой Советского Союза, летчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве и уже в 14 лет поступила в аэроклуб, а в 15 выполнила первый самостоятельный полет. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов она стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела выпустить 45 курсантов. В начале войны, узнав, что знаменитая летчица Марина Раскова набирает женские авиаполки, Литвяк задалась целью получить назначение в ее авиагруппу. Приписав к имевшемуся налету 100 часов, летчица получила назначение.

Свои первые боевые вылеты Литвяк совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налетов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов с важными грузами. Литвяк стала самой результативной женщиной-авиатором Второй мировой войны, совершив около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично шесть самолетов и один аэростат наблюдения, еще шесть самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. В 1943 году Литвяк вручили новую боевую награду — орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда». Во время вылетов над Сталинградом на капоте самолета Лидии по ее просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище Белая Лилия Сталинграда, позже «Лилия» стала радиопозывным летчицы.

В апреле 1943 года популярный журнал «Огонек» поместил на обложке фото Лидии Литвяк и Екатерины Будановой с пояснением: «12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».

1 августа 1943 года в неполные 22 года Литвяк погибла в бою над Миус-фронтом. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевки Шахтерского района. Указом президента СССР от 5 мая 1990 года летчица была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Ирина Белозуб

  1. smartnews.ru

588 полк – Ночные ведьмы

Военнослужащие не верили, что 588-й полк выдержит даже день на поле боя. Это формирование также подвергалось наибольшей дискриминации со стороны военных. Им выдали старую форму, принадлежащую другим солдатам, а также ботинки на несколько размеров больше.

Женщинам пришлось срезать постельное белье, которое им дали, чтобы сделать портянки на обувь. Отправив в Украину, их размещали на фермах недалеко от поля боя, из-за чего солдатки из других подразделений окрестили эти помещения «Постоялыми дворами летающих коров». Еще больше усложнило ситуацию то, что участницам 588-го полка лгали об их первой миссии.

Им дали неправильную цель, и пилоты-мужчины из соседних частей появлялись вокруг них, пытаясь запутать. Командир Бершанская и большинство других летчиц сохранили строй, но это сделали не все. Когда они возвратились на землю, их высмеивали, а военное командование заявило, что никогда не пошлют на настоящую миссию.

Кукурузник По-2

Самым большим «издевательством» над 588-м полком была его боевая экипировка. Летать приходилось на устаревших самолетах Поликарова По-2. Они двухместные, имели деревянную конструкцию с натянутой на нее парусиной. Их насмешливо называли «кукурузниками», потому что они использовались в основном для сельского хозяйства и как учебные самолеты. Некоторые дамы называют их «гробами с крыльями», потому что было достаточно немного шрапнели, чтобы загорелся весь самолет.

Самолет По-2

Для парашютов не было места, поэтому сами миссии во многом считались самоубийственными. Впереди сидел пилот, а за ним – штурман, и единственными инструментами, которые у них были, были линейки, хронометры, фонарики, карандаши, компасы и карты.

Несмотря на неверие в свое мастерство и низкое качество экипировки, женщины 588-го полка не унывали. Напротив, общее отношение к ним делало их еще более решительными к тому, чтобы проявить себя во время боевых действий.

Тактика, которую они использовали в своих полетах, была проста и эффективна. Первые самолеты не несли бомбы, их миссия была наиболее рискованна: они должны были достичь цели и осветить ее, чтобы те, кто следовал за ними, могли сбросить бомбы точно в цель.

В случае, если их подобьют, у каждой имелся пистолет, чтобы покончить с собой. Немцы очень ненавидели «Ночных ведьм», потому что имея более современное вооружение, они не могли их перехватить, миссии почти всегда были успешными.

Во время войны из примерно 260 женщин погибли только 30, и не все смерти случились в бою. Это огромный успех, учитывая низкое качество самолетов, на которых они летали, и риск, на который шли женщины.

Одними из главных сражений, в которых принимали участие Ночные ведьмы, были Кавказская битва (1942-1944), а также наступления на Крымском полуострове, Белоруссии, Польше и Германии.