Победные литавры

Оглавление

Дизайн

Винтовой барабан

Литавр из Метрополитен-оперы с двумя винтами литавры (1917).

Винтовые литавры считаются архетипом инструментов, на которых играют сегодня, поскольку их можно было перенастроить на другой тон за несколько простых шагов с помощью винтов. Они использовались до конца 19-го века и теперь снова чаще используются на концертах, особенно оркестрами с историческим звуковым образом, из-за их «оригинального звучания».

Барабан машины

Кривошипные литавры

Герхард Крамер разработал настраивающий механизм с помощью рычага в 1812 году. В 1836 году Эйндиглер (Франкфурт) построил первый так называемый машинный барабан , конструкция которого была решена с помощью центральной кривошипно-рычажной системы (кривошипно-рычажная система). Голосование и, прежде всего, перенастройка стали быстрее и проще. Литавры этой системы сегодня все чаще используются в работах с небольшими задачами перенастройки из-за их особого звука. Вращающийся барабан котла, который создавался в различных вариантах примерно в 1850 году, не получил широкого распространения в симфонической сфере.

Педальные литавры

Большое изменение произошло с изобретением литавр с педалями примерно в 1880 году. Неизвестно, кто построил первые литавры с педалями. Патент от музыканта Карла Питтриха из Дрездена, отца композитора Георга Питтриха , датируется 1881 годом и является новаторским для всех последующих педальных систем. Теперь вы можете плавно и быстро менять литавры ногой. Теперь у литавра были свободны обе руки во время перенастройки, и он мог выполнять вращающееся глиссандо, что было новым. Штраус был одним из первых композиторов, использовавших эту новую технику ( Саломе ). Барток особенно эффективно использовал вращающееся глиссандо в своей сонате для двух фортепиано и ударных .

Венские литавры

Рихард Штраус с энтузиазмом относился к другому типу литавр, а именно к «венским литаврам». Это литавры с ручным рычагом , разработанные на основе дрезденских литавр солистом Венской филармонии Гансом Шнелларом (1865–1945). Венские литавры, модифицированные его преемниками Ричардом Хохрайнером и Вольфгангом Шустером, в настоящее время производятся в Вене и до сих пор используются почти исключительно во всех основных традиционных венских оркестрах. В этой конструкции механизм прижимает раковину к неподвижной головке для достижения определенного шага, а в качестве головы используется козий пергамент. Способ игры с ручным рычагом ограничивает современные игровые техники, так как z. Б. Отсутствие глиссандо-вихря. Однако в Вене предпочитают этот инструмент, потому что его тон менее перкуссионный, но основная высота звука хорошо слышна.

Устройство

Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди, а иногда из серебра, алюминия или даже стекловолокна. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, диаметр которого варьирует от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.

На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы.

Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса.

Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.

История появления волынки

История волынки уходит в глубину веков, ее прообраз был известен еще в древней Индии. Этот музыкальный инструмент имеет множество разновидностей, которые встречаются в большинстве стран мира.

Имеются доказательства, что во времена язычества на Руси славяне широко использовали этот инструмент, особенно популярен он был среди военных. Воины Руси использовали этот инструмент для того, чтобы войти в боевой транс. Начиная со средневековья и по сей день, волынка, занимает достойное место в среде популярных инструментов Англии, Ирландии, Шотландии.

Где была изобретена волынка и кем конкретно, современной истории неизвестно. До сей поры ведутся научные споры на эту тему.

В Ирландии первые сведения о волынках датируются X веком. Они имеют подлинное подтверждение, так как были обнаружены камни с рисунками, на которых люди держали инструмент походивший на волынку. Есть и более поздние упоминания.

По одной из версий, инструмент похожий на волынку, был найден 3 тысячи лет до н.э., на месте раскопок древнего города Ур.
В литературных произведениях у древних греков, например, в поэмах Аристофана датированных 400 годом до н.э., тоже есть упоминания о волынке.
В Риме исходя из литературных источников времен правления Нерона, имеются доказательства существования и использования волынки. На ней, в те времена, играл «весь» простой народ, даже нищие могли себе это позволить. Этот инструмент пользовался широкой популярностью, и можно с полной уверенностью сказать, что игра на волынке была народным хобби. В подтверждение этого имеется множество доказательств в виде статуэток и различных литературных произведений того времени, которые хранятся в Мировых музеях, например, в Берлинском.

С течением времени упоминания о волынке постепенно исчезают из литературы и скульптуры, перемещаются ближе к северным территориям. То есть возникает не только перемещение самого инструмента территориально, но и по классовой принадлежности. В самом Риме волынку предадут забвению на несколько веков, но затем она снова возродится в IX веке, что будет отражено в литературных произведениях того времени.

Есть несколько предположений, что родиной волынки является Азия, из которой и пошло её распространение по всему миру.  Но это остается лишь предположением, ведь не существует прямых или косвенных доказательств этому.

Также игра на волынке была приоритетна у народов Индии и Африки, причем в массовой форме среди низших каст, что актуально и по сей день.

В Европе XIV века множество произведений живописи и скульптуры запечатлеют образы, отражавшие реальное применение волынки и её различных вариантов. А во время войн, например в Англии, волынка вообще была признана видом оружия, так как служила для поднятия боевого духа воинам.

Но до сих пор нет ясности в том, как и откуда пришла волынка, а также кто её создал. Сведения, которые представлены в источниках литературы, во многом разнятся. Но в то же время дают нам общие представления, опираясь на которые, можно лишь с долей скепсиса строить предположения об истоках создания этого инструмента и его изобретателях. Ведь основная масса литературных источников противоречат друг другу, так как в одних источникам говорится, что родина волынки Азия, а в других — Европа. Становится понятно, что воссоздать исторические сведения можно лишь при проведении глубоких научных исследований в данном направлении.

https://youtube.com/watch?v=F6twwanuask

Африканские или азиатские корни

Существует две версии происхождения инструмента. Одна из них гласит, что у инструмента могут быть азиатские корни, об этом говорит его схожесть с семейством гонгов. Звуковое сравнение китайского гонга и там-там, подтверждает эту версию. По второй версии, там-там считают инструментом древних африканских племен. Раньше для его изготовления применяли кокосовые панцири и высушенную кожу буйволов.

В восточной, западной и центральной Африке встречаются два вида там-там. Первый вид – цельнодеревянный, вырезается или выдалбливается в стволе по длине дерева, имеет две поверхности для удара. Второй вид – это барабаны сверху обтянутые кожей: один играет на высокой ноте, второй – на низкой. Кроме этих видов, существует еще много разновидностей там-там. Размеры музыкальных инструментов бывают разными: от 2 метров и до совсем маленьких, похожих на погремушки.

Там-там как средство связи

В Африке там-там использовался как средство связи для информирования соплеменников о рождении или смерти, нападении врагов, приближении катастрофы. С ним связаны магические ритуалы, такие как предзнаменования, проклятия. Всего несколько веков назад правитель Конго свои повеления распространял с помощью там-там, звуки барабана были слышны на расстоянии более тридцати километров. Чтобы передать информацию на большие расстояния применялся метод поэтапной передачи сведений: от одного там-там к другому. И в наше время во многих деревеньках Африки сохранился такой ритуал передачи информации.

Там-там в классической и современной музыке

В классической музыке там-там впервые стал использовать композитор Джакомо Мейербер. Современный инструмент стал выглядеть немного иначе своего предка. Для изготовления диска применяется чаще бронза, реже сплав с медью и оловом. Сам диск имеет выпуклую форму и более внушительный размер. В музыкальных композициях для оркестра там-там дает возможность передать музыке особое настроение: величественность, тревожность, грозность. Звуки там-там звучат в известных произведениях: «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, в конце Симфонии №6 Чайковского. У Глинки инструмент можно услышать в эпизоде, когда Черномор похищает Людмилу. У Римского-Корсакова в «Шехеразаде» трагические звуки раздаются при гибели корабля. Д. Шостакович в ряде произведений применял там-там, чтобы подчеркнуть в произведениях трагическую кульминацию.

Прародители корнета

Корнет своим появлением обязан деревянным рожкам, которые использовали для подачи сигнала охотники и почтальоны. В Средние века появился еще один предшественник — деревянный корнет, его использовали в рыцарских турнирах и на городских гуляньях. Особенно он был популярен в Европе — в Англии, Франции и Италии. В Италии деревянный корнет использовался, как солирующий инструмент знаменитыми исполнителями – Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. К концу 18 века деревянный корнет был практически забыт. На сегодняшний день его можно услышать только на концертах старинной народной музыки.

В 1830 году Сигизмунд Штельцель изобрел современный медный корнет — корнет-а-пистона. У инструмента имелся поршневой механизм, который состоял из кнопок-клавиш и имел два вентиля. Инструмент обладал широким диапазоном тональности до трех октав, в отличие от трубы имел больше возможностей для импровизаций и более мягкий тембр, что давало возможность применять его как в классических произведениях, так и в импровизациях. В 1869 году в Париже при консерватории появились курсы обучения игре на новом инструменте.
В 19 веке корнет попадает в Россию. Царь Николай I Павлович виртуозно играл на разных духовых инструментах, в их числе был и корнет. Он чаще всего исполнял на нем военные марши и проводил концерты в Зимнем дворце для узкого числа слушателей, чаще всего близких. А.Ф.Львов — знаменитый русский композитор, даже составил для царя партию на корнете. Этот духовой инструмент использовали в своих произведениях великие композиторы: Г. Берлиоз, П.И. Чайковский и Ж. Бизе.

Роль корнета в истории музыки

Известный корнетист Жан-Батист Арбан внес огромный вклад в популяризацию инструмента по всему миру. В 19 веке парижские консерватории массово открывают курсы по игре на корнет-а-пистон. Классикой стало соло в исполнении корнета Неополитанского танца в «Лебедином озере» П.И. Чайковского и танца балерины в «Петрушке» И.Ф. Стравинского.
Корнет применяли и при исполнении джазовых композиций. Самыми известными музыкантами, играющими на корнете в джазовых ансамблях стали Луи Армстронг и Кинг Оливер. Со временем инструмент из джаза вытеснила труба.

Самым известным музыкантом, играющим на корнете в России был Василий Вурм, написавший книгу «Школа для корнета с пистонами» в 1929 году. Его ученик А.Б. Гордон сочинил несколько этюдов.

В современном музыкальном мире корнет почти всегда можно услышать на концертах духовых оркестров. В музыкальных школах он применяется в качестве учебного инструмента.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов — одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом — так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли… и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня — щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас — смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Литавры перемещаются в помещении

Литавры 17 века

Хотя литавры по-прежнему считались в первую очередь уличным инструментом, они начали использоваться во время концертов в помещении, чтобы обеспечить ритмическую поддержку фанфарам трубы . В большинстве случаев игроки не писали бы музыку, чтобы следовать ей, потому что части передавались из поколения в поколение и заучивались наизусть. К 17 веку литавры навсегда переехали в закрытые помещения, и композиторы стали требовать от литавристов большего, чем когда-либо прежде. Впервые литавры были представлены придворным оркестрам и оперным ансамблям, а также в более крупных церковных произведениях. Благодаря этому ходу в помещении был разработан гораздо более формализованный способ игры и подхода к литаврам. Старая практика заучивания частей наизусть уступила место письменной музыке, и композиторы стали более регулярно писать для литавр. Было написано больше нот, чем просто две одновременные передачи, и в результате литавры столкнулись с проблемой, как играть свои партии на имеющемся у них оборудовании. Одним из решений было то, что литавры добавили больше барабанов в свою установку, но это также создало проблему: в это время выступления часто проходили в судах или в небольших театрах, которые имели ограниченное сценическое пространство, а большие установки для литавр не подходили. отлично. Литавры в это время столкнулись с проблемой; использование большого и громоздкого набора литавр для исполнения своих ролей было бы невозможно из-за нехватки места. Однако решение было найдено, и с помощью технологических достижений в 18 веке в Европе были разработаны устройства, добавляемые к барабанам для изменения высоты звука. Эти изменения позволили одному барабану играть более двух нот. Это дало возможность литаврам не только легче играть свои партии, но и использовать меньше барабанов.

Строительство и использование литавр до 18 века

Использование и развитие литавр XIII – XV веков

Рисунок с изображением средневековых накеров

Литавры значительно старше других мелодических ударных инструментов, таких как маримба и ксилофон . Историки музыки прослеживают историю инструмента с древних времен, когда барабаны использовались в религиозных церемониях. В 13 веке литавры стали употребляться парами и получили название накеры , или накиры . Эти барабаны были небольшими, обычно от 7 до 9 дюймов (от 178 до 229 мм), и использовались в основном военными. Конструкция этих барабанов состояла из корпуса, сделанного из металла или дерева, и головки, которая была соединена непосредственно с корпусом барабана и вообще не позволяла изменять шаг барабана. Сами барабаны были настроены на фиксированную высоту тона и обычно настраивались с интервалом в четвертую или пятую часть. Эти барабаны использовались до 15 века, когда кавалерия, такая как монголы , мусульмане и османские турки , устанавливала на лошадях барабаны, похожие на литавры. Эти барабаны были намного больше тех, что использовались ранее, и были очень похожи на барабаны, которые позже будут использоваться в оркестре.

Сам инструмент был сделан из большой металлической или медной чаши и имел кожу животного, обычно козьей, туго натянутую через чашу. Европейцы добавили систему винтового натяжения для более точной настройки головок. В сочетании с разработкой так называемых контр-обручей система создала больший резонанс и более точную высоту звука. «Контр-пяльцы» — это пяльцы, которые надевают на головку барабана и используют винтовой или стержневой механизм определенного типа для соединения пялец с дежой. Это позволяло не прикреплять головку непосредственно к чаше и, таким образом, позволяло головке более свободно вибрировать, а также легче настраивать ее.

Раннее европейское использование литавр

Современное представление конных кавалерийских литавр

Фреска из часовни Богоматери в Альтенмаркте, изображающая сочетание литавр и трубы

Конные литавры Османской империи, несомненно, были одним из источников вдохновения для европейского принятия литавр в их кавалерию . Литавры в кавалерии было редкостью, и барабаны были награждены только самой элитной группе. Барабаны звучали в паре с трубачами и возвещали о прибытии армий. И трубачи, и литавры пользовались большим уважением, и в бою их часто ставили рядом с командиром. Эта связь между трубой и литаврами продолжалась много веков. Когда европейские империи уступили место королевским дворам, игра на литаврах и трубе продолжала использоваться, но теперь они использовались скорее как средство создания имиджа для знати

Императорам, герцогам, лордам и другим высокопоставленным лицам было свойственно путешествовать с литаврами и трубачами, чтобы подчеркнуть важность своего социального положения. Владельцы литавр составляли исключительную группу

Это означало, что самим литаврам разрешалось нанимать только дворянство, и они не могли взаимодействовать с другими инструменталистами, которые считались домашними работниками более низкого ранга. В результате гильдии были сформированы timpanists и трубачами и членами рассматривались как элитная группа.

Молотки и ударная техника

Набор молотков для литавр

В молотки ( литавр молотками ) из литавр имеют головы , сделанные из войлока , кожи , фланели , пробки или дерева . Таким образом, игрок может реализовать различные звуковые нюансы от мягкого (войлок) до жесткого (дерево). Тип молотка может быть прописан для спецэффектов. Ученые барабанщики используют многочисленные так называемые манеры или артикуляции (простой язык, двойной язык, несущий язык , двойные поперечные удары, колышки и т. Д.), В которых они также используют просто предписанные ноты для подъемов. , растворяются интрады и другие пьесы ( Альтенбург : попытка путеводителя по героико-музыкальным трубачам = и литаврам = искусству, Галле — Дж. Ш. Хендель Верлаг). Этот прием использовался в музыкальной литературе вплоть до раннего романтического периода . Самое позднее с изменением звуковой концепции ( Берлиоз , фон Вебер ) изменились средства атаки, а вместе с ней и технология. Раньше тон задавал деревянный молоток, но теперь губчатый молоток является козырной картой, из которой развился войлочный или фланелевый молоток, который в основном используется сегодня. Из двойного вихря ударов (RR LL), заимствованного из барабанной технологии , в котором можно было отчетливо слышать сгруппирование двух, возникла барабанная дробь, известная как барабанная дробь (RLRL), которая должна выполняться как можно более равномерно и без слышимого акцентуация.

В военной музыке литавры в прошлом традиционно использовались конными отрядами. С другой стороны, пешие войска использовали в качестве ударного механизма гораздо более легкий для транспортировки малый барабан (см. Также кавалерийский марш ).

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).

1. Скрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак — струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) — 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли — русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) — струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка — русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее — С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) — многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта — деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот — деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность — контрафагот.

5. Труба — духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна — духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон — духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением — кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения — удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты ) высотой звука.

1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) — ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики — оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило… и греч. phone — звук, голос) — ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан — ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен — ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) — ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

формировать

Настроение

Натяжное устройство для настройки литавр состоит из винтов (барашковых гаек) и кривошипа или педального станка. Литавры, в которых трудоемкая затяжка отдельных винтов заменяется так называемой «машиной», которая действует равномерно по всей периферии, называются машинными литаврами . Шаг педальных литавр можно регулировать с помощью педали. Таким образом, литавр может постоянно менять настроение во время игры ( глиссандо ). Еще одна особая форма — венские литавры , в которых не голова, а чаша перемещается вверх и вниз с помощью рычага с помощью маховика.

Сегодня литавры используются пяти разных размеров с диапазоном Db — B или D — A (басовые литавры), F — d (большая литавра), B — f-диез или A — f диез (маленькая литавра), E flat — a. или е — c ‘(высокие литавры) и g — d’.

Покрытие

Пластиковые головки (пластиковые головки) зарекомендовали себя во всем мире для покрытия литавр, скрепленных металлическими кольцами. В лучших оркестрах классической традиции в Австрии, Германии и Швейцарии, а также в США , Великобритании , Австралии , Японии , Скандинавии и в некоторых частях Франции по-прежнему играют на натуральных шкурах. В Австрии , Швейцарии и некоторых частях Скандинавии это в основном заточенные козьи шкуры, в Германии и других странах — в основном пропитанные раздельные телячьи кожи (из Селбриджа , Ирландия ). Натуральные шкуры литавр изготавливаются из кожи животных — без меха.

Электромузыкальные инструменты

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс — первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость — от расстояния левой руки до др. антенны.

2. Эмиритон — электромузыкальный инструмент, снабженный клавиатурой фортепьянного типа. Сконструирован в СССР изобретателями А. А. Ивановым, А. В. Римским-Корсаковым, В. А. Крейцером и В. П. Дзержковичем (1-я модель в 1935).

3. Электрогитара — гитара, как правило из дерева, с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Первый магнитный звукосниматель в 1924 году смастерил инженер компании Gibson Ллойд Лоэр. Наиболее распространены шестиструнные электрогитары.

Древние корни происхождения

Литавры древнейший музыкальный инструмент. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. У евреев религиозные обряды сопровождались звуками литавры. Барабаны, похожие на котлы встречались и в Месопотамии. «Луна Педженга» — древний бронзовый барабан больших размеров 1,86 метров в высоту и 1,6 в диаметре, можно считать предшественником литавр. Возраст инструмента составляет около 2300 лет.

Считается, что прародителями литавр являются аравийские нагары. Они представляли собой небольшие барабаны, которые использовались во время военных церемоний. Нагары имели диаметр чуть больше 20 см и подвешивались к поясу. В 13 веке этот древнейший инструмент попал в Европу. Предполагается, что его привезли крестоносцы или сарацины.

В Средние века в Европе литавры внешне стали походить на современные, применялись военными, их использовали для управления кавалерией во время боевых действий. В книге «Устройство музыки» Препоториуса, датированной 1619 годом, упоминается этот инструмент под названием «ungeheure Rumpelfasser».

Происходили изменения во внешнем виде литавр. Мембрана, затягивающая одну из сторон корпуса, вначале делалась из кожи, затем стала использоваться пластмасса. Мембрана фиксировалась обручем с винтами, с помощью которых выполнялась настройка инструмента. Инструмент дополнили педалями, нажатием на них давало возможность перестраивать литавры. Во время игры использовали стержни, изготовленные из дерева, тростника, металла с наконечниками, имеющими круглую форму и обтянутые специальным материалом. Кроме этого для наконечников палочек может использоваться дерево, войлок, кожа. Существует немецкий и американский способы расстановки литавр. При немецком варианте большой котел стоит справа, в американском варианте наоборот.

Литавры в истории музыки

Жан–Батист Люлли стал одним из первых композиторов, который ввел литавры в свои произведения. Позднее Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз в своих творениях неоднократно писали партии для литавр. Для исполнения оркестровых произведений чаще всего достаточно 2-4 котла. Уникально произведение Х.К. Грубера «Charivari», для исполнения которого необходимо 16 котлов. Сольные партии встречаются в музыкальных произведениях Рихарда Штрауса.

Инструмент популярен в самых разнообразных жанрах музыки: классической, эстраде, джазе, неофолке.
Самыми известными литавристами принято считать Джеймса Блейдса, Э.А. Галояна, А.В. Иванова, В.М. Снегирева, В.Б. Гришина, Зигфрида Финка.

Симфония №103 Йозефа Гайдна

Тремоло литавр напоминает раскаты грома. Как правило, звучание ассоциируется с тревогой, которая часто возникает во время грозы.

Одно из самых известных произведений, начинающихся со звучания литавр — лондонская симфония с тремоло литавр Й. Гайдна.

Гениальный композитор, отец симфонии (Й. Гайдн «рекордсмен» в данном жанре. Он написал 104 симфонии, а также именно в творчестве венского классика сформировался этот жанр) создал это гениально произведение, которое выражает глубокий философский смысл.

Тремоло литавр, а также вступление в нижнем регистре олицетворяют мрачное начало жизни человека. Ведь вряд ли у кого-то может быть абсолютно безоблачная, мирная жизнь. Но уже в самом начале симфонии заложена ее идея: каким бы ни был конфликт, его необходимо отстранить, что и происходит с появлением главной партии.

Часть I

Вторая часть симфонии раскрывает идею несколько иначе: она показывает, что жизнь прекрасна в своем многообразии. И, написанная в форме двойных вариаций, в процессе которых загадочная, мрачная и торжественная темы сближаются, она яркое тому подтверждение. Особенно, если учесть, что темы написаны на одной народной основе.

Часть II

Третья часть раскрывает еще одну удивительную грань оптимистического мировоззрения. Неуклюжий, шуточный менуэт показывает, что ко многим ситуациям в жизни можно отнестись с юмором.

Финал симфонии, торжественный и жизнеутверждающий, подводит итог. Он подтверждает, что оптимизм должен восторжествовать, и только по таким принципам нужно жить. Это, безусловно, достойное завершение симфонии с тремоло литавр.

Подведем итог, что такое литавры? Итак, это удивительный инструмент. Он обладает определенной высотой звука, которая создается, благодаря натянутой на чашу мембрану. Он обязательно входит в состав симфонического оркестра, расширяя его возможности для создания уникальных образов.