Духовой инструмент: особенности, виды, история возникновения

Оглавление

Техника игры

Исполнитель удерживает инструмент левой рукой, правой воздействует на вентильную систему. Чтобы научиться игре, нужно понимать, что извлечение гармоник происходит за счет амбушюра, то есть изменения положения губ, языка, лицевых мышц. Губы во время звукоизвлечения приобретают определенную жесткость, становятся напряженными. В процессе музыкант понижает звук при помощи вентилей.

За счет того, что расход дыхания во время исполнения музыки на трубе небольшой, инструмент позволяет выполнять различные техники, пассажи, арпеджио. В среднем регистре реализуются блестящие стаккатные вариации.

Профессионалы активно используют специальные приспособления, которые называются сурдинами и вставляются в раструб. В зависимости от того, какую форму имеет сурдина, звучать труба будет тише или громче. Так в джазе чаще всего применяют «грибок», который делает звук мягким, бархатным.

Музыкальные картинки для классной комнаты и терапии

Банджо, Бумбокс, Бигл, Кастаньеты, Круг времени, Кларнет, Компакт-диск, Тарелки, Танец, Диско-шар, Барабан, Барабанщик

Барабанщики, Флейта, Флейтист, Золотая Арфа, Гитара, Гармоника, Арфа, Наушники, Джиг, Женские танцы, Маракасы, MP3 Player

Музыка, нота, время музыки, нота, парад, пэт

Пианино, Пайперс Пайпинг, Радио, Запись, Саксофон, Резкий, Пение, Персонал, Палочки, Качаются, Бубен, Театр, Тромбон, Труба

Труба, туба, укеле, скрипка, покачивание, ксилофон

музыканты

Слова для музыкантов, которые играют на отдельных инструментах:

виолончель
виолончелист
кларнет
кларнетист
барабаны
ударник
гитара
гитарист
клавиатура
клавишник
пианино
пианист
саксофон
саксофонист
тромбон
тромбонист
труба
трубач
скрипка
скрипач

Больше слов для людей, занимающихся музыкой:
Альта певица с низким голосом
бас певец с низким голосом
директор хора или хора, который руководит группой певцов
дирижер, который руководит группой или оркестром
певец человек, который делает музыку своим голосом
сопрано певица с высоким голосом
тенор певец с высоким голосом

музыка

блюз: стиль медленного джаза развился из афро-американских песен

Я люблю слушать блюз, когда мне одиноко.

классическая: Европейский мускус второй половины восемнадцатого века; музыка признанного совершенства и серьезного стиля

Классическая музыка часто исполняется симфоническим оркестром города.

страна: стиль популярной музыки с сельского американского юга и юго-запада

Многие кантри-музыканты живут и работают в Нэшвилле, штат Теннесси.

народная / этническая музыка, которая происходит среди простых людей региона

Народная музыка была очень популярна в Соединенных Штатах в 1960.

джазмузыка, созданная афроамериканскими группами на юге США, для которой характерны импровизация и сильный, гибкий ритм

Джаз популярен во многих частях света.

старичков: популярная музыка более раннего десятилетия

Ее любимые старички из 1950 и 1960.

популярный: музыка, которая ценится большим количеством людей в течение текущего периода времени

Эта радиостанция играет только популярную музыку.

рэп: популярный в настоящее время стиль музыки, возникший среди афроамериканских исполнителей, для которого характерны разговоры, а не пение, в ритме и ритме

Рэп для прослушивания, а не для танцев.

ритм и блюз: стиль музыки с сильным, простым ритмом и лирикой, который возник в поздних 1940 и ранних 1950 среди афро-американских групп

Ритм-н-блюз отлично подходит для танцев свинга.

рок: популярный стиль музыки, исполняемый группами с электрогитарами, клавишными и барабанами, часто с эмоциональным пением группы или одного певца

Рок-концерты очень популярны среди молодежи.

рок-н-ролл: стиль музыки, который начался в 1950 и сочетал в себе элементы ритма, блюза и кантри

Было много телешоу с рок-н-ролльными танцорами.

Танец

балет:
формальный, художественный танец с изящными движениями и сложной техникой

Она танцует балет с детства.

балетное шоу

Мы ходили на балет прошлой ночью.

бальный: официальная версия популярного танца, где важны стиль и техника, в том числе фокстрот, вальс, свинг и латынь, и другие

Я учу вальс от моего соседа, который преподает бальные танцы.

танец:
движение во времени с музыкой

Танец — это хороший способ одновременно тренироваться и расслабляться.

событие, когда люди ходят на танцы

Собираетесь ли вы на танцы в субботу вечером?

джаз: тип балета в исполнении джазовой музыки

Она — лучшая артистка балета, а также джаз.

латинский: любой из танцев, исполняемых под популярную музыку из Латинской Америки, включая меренге, сальсу, кумбию, бачату, мамбо, самбу, ча-ча и танго, среди прочих

Он хороший танцор свинга, но ему действительно нравятся латинские танцы.

линия: танец исполняется под музыку кантри, где танцоры танцуют индивидуально, но все выполняют одни и те же шаги

Хорошая вещь в линейном танце в том, что вам не нужен партнер.

нажмитетанец с металлической пластиной, прикрепленной к носку или пятке обуви

Она хороша и в балете, и в постановке.

Духовые инструменты, классификация

Деревянные духовые музыкальные инструменты отличаются тем, что их звучание зависит от колебаний воздуха, который поступает в полую трубу вместе с тростью. Высоту же звука регулируют при помощи открывания и закрывания небольших отверстий. Самые популярные виды духовых инструментов из дерева:

  •  флейта;
  •  кларнет;
  •  гобой;
  •  фагот;
  •  саксофон.

Звук в медные духовые инструменты подается играющим непосредственно через мундштук, а управление происходит при помощи системы особых вентилей. Духовые инструменты, виды которых знают не все, имеют необыкновенное звучание.

Известны такие медные духовые инструменты:

  •  валторна;
  •  корнет;
  •  тромбон;
  •  труба;
  •  туба.

Внешний вид духовых инструментов менялся с момента появления и до сегодняшних дней. Именно поэтому существует деление на деревянные и медные группы. Современные флейты, а также саксофоны достаточно часто бывают металлическими, а некоторые детали гобоев и кларнетов изготавливают из пластика.

Видео: Виды медных духовых инструментов

https://youtube.com/watch?v=OXh1eLVWxqQ

Похожие новости.

Музыкальные инструменты Латвии: кокле

Музыкальные инструменты Латвии включают в себя множество инструментов, но основным из них является кокле. Более того, он является самым старинным музыкальным инструментом Прибалтики. А кроме того, это национальный музыкальный символ

В плагиате уличили победительницу «Евровидения»

В постановке номера Эммили музыкальные критики нашли элементы, которые были украдены у других популярных исполнителей.

Датскую исполнительницу Эммили де Форест, занявшую 1-ое место на песенном конкурсе «Евровидение», обвиняют в заимствовании

Марийские музыкальные инструменты и их виды

Марийские музыкальные инструменты, как и устное творчество, песни и предания – первейшие выразители души народа. Чаяния и думы передавались от века к веку через культурное наследие марийцев. Вехи истории заключены

Качественная продукция в элитном магазине парфюмерии

Из-за большого количества подделок сегодня почти не реально купить парфюмерию высокого качества. В каждом бутике продаются известные бренды, такие как ROBERTO CAVALLI, GUCCI, JASPER CONRA и YVES ROCHER. Однако, возможно

Волынки широко популярны по всему миру на протяжении многих столетий. Среди всего разнообразия волынок максимальную известность имеет волынка шотландская. Когда идет речь о волынке, то, как правило, имеется в виду

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях. Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты. Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога. Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта. А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

Происхождение флейты Пана

Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом».

Возникновение такой флейты датируется приблизительно 5-2 тыс. до н. э. – эпоха неолита. Когда люди начали находить взаимосвязь между длинной трубки и высотой звука: чем длиннее ствол — тем ниже звук и наоборот, они начали соединять по несколько цилиндрических трубок разной длины – предположительно так и возник один из самых древнейших инструментов – флейта Пана.

Также о панфлейте упоминается в произведении Вергилия (1 в. до н. э.), в котором описывается духовой инструмент, состоящий из 7 трубок , изготовленных из тростника. Его название связано с мифическими героями – Паном и нимфой Сиринкс.

Как научится играть?

Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.

Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.

Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.

Музыка и музыканты

гитарист, акустическая гитара, барабанщик, барабаны, усилитель

микрофон, певец, бас-гитарист, бас-гитара, электрогитара,
клавиатура, клавишник

контрабас, кларнет, саксофон, вибрафон, тромбон

Традиционные музыкальные инструменты

Аккордеон: ремешок на сильфоне, тройной регистр, тройная клавиатура, клавиша, решетка радиатора, сильфон, кнопка, басовая клавиатура, басовый регистр

Волынка: капельная труба, продувочная труба, инвентарь, воздушный мешок, песнопение
Балалайка: треугольное тело.

Банджо — круглое тело

Джембе — обтяжка кожей, звуковая коробка, натяжная веревка; губная гармоника

Разновидности

Существует несколько видов данного духового инструмента.

Английский рожок

Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.

Гобой д’амур

По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.

Геккельфон

Этот инструмент появился в Германии в начале 1900 года. Технически он напоминает гобой, хотя есть и отличия: большая ширина мензуры, раструба; трость надевается на прямую трубку; имеется более низкое звучание на восемь нот. По сравнению с аналогами геккельфон обладает более певучим, выразительным звуком, но при этом редко используется оркестрами. И всё же ему довелось участвовать в таких операх, как «Саломей» и «Электра».

Геккельфон

Барочное семейство

Эта эпоха принесла инструменту колоссальные изменения. Первые улучшения начались в XVII веке во Франции, когда инструмент разделили на три части. Далее была усовершенствована трость (звук стал чище), появились новые клапаны, пересчитана локация отверстий. Эти нововведения сделали придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для оркестра при дворе, что вытеснило виолы, блокфлейты.

Гобой стал пользоваться популярностью у военных, а также получил известность у знатной публики Европы на балах, операх, в ансамблях. Многие ведущие композиторы, например, Бах, стали включать в свои постановки некоторые разновидности этого музыкального инструмента. С этого момента началось время его расцвета, или «золотой век гобоя». В 1600 году пользовались популярностью:

  • барочный гобой;
  • классический гобой;
  • барочный гобой д’амур;
  • мюзетт;
  • дакачча;
  • контрабас гобой.

Венский гобой

Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.

Современное семейство

XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.

Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.

Мюзетт

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Первые упоминания о музыкальном инструменте

Дудук – один из самых древних музыкальных инструментов. Есть гипотезы, что он звучал еще в древнем царстве Урарту, территория которого частично принадлежит современной Армении. Об инструменте, похожем на дудук, упоминают расшифрованные письмена Урарту. Можно предположить, что история этого инструмента насчитывает уже более трех тысяч лет.

Дудук в армянском фольклоре

Музыка дудука является частью этнической культуры Армении. Здесь до сих пор передается из уст в уста чувственная история о рождении инструмента. Легенда рассказывает о Юном Ветерке, который влюбился в цветущее абрикосовое деревце. Но старый и злой Вихрь не позволял ему ласкать ароматные лепестки одинокого дерева. Он пригрозил Ветерку, что превратит изумрудную горную долину в безжизненную пустыню и цветущее облако деревца погибнет от ее горячего дыхания. Молодой Ветерок уговорил старого Вихря не делать зла и позволить ему жить среди абрикосовых цветков. Старый и злой Вихрь согласился, но при условии, что Юный Ветерок никогда не будет летать. А если нарушит условие, то деревце погибнет навсегда.
Всю весну и целое лето играл Ветерок цветками и листьями абрикосового деревца, которое напевало ему благозвучные мелодии. Он был счастливым и беззаботным. С приходом осени опали лепестки и Юному Ветерку стало скучно. Все больше и больше хотелось покружиться с друзьями в небесной выси. Не удержался Юный Ветерок и улетел к горным вершинам. Абрикосовое деревце не вынесло тоски и пропало. Среди пожухлой травы затерялась одна только веточка. Ее нашел одинокий юноша. Он смастерил из абрикосовой веточки трубочку, поднес к губам, и она запела, рассказала юноше печальную историю любви. Армяне говорят, что так появился на свете дудук. И будет звучать по-настоящему только тогда, когда будет сделан руками музыканта, который вложит в инструмент частицу своей души.

Музыка дудука сегодня

Как бы ни было, сегодня музыка этого язычкового инструмента известна во всем мире и с 2005 года является достоянием ЮНЕСКО. Музыка дудука сопровождает выступления не только народных армянских ансамблей. Она звучит в кино, ее можно услышать в театрах и консерваториях. Близкими к дудуку по звучанию и конструкции есть музыкальные инструменты у народов Турции (мей), Китая (гуанзи), Японии (хичирики), Азербайджана (балабан или тютяк).

Современный дудук – это инструмент, который под влиянием разных культур претерпел некоторые изменения: в мелодике, строении (изменялось количество звуковых отверстий), материале.
Как и прежде, звуки дудука передают радость и печаль, восторг и уныние. Многовековая история «жизни» этого инструмента впитала чувства людей, много лет она встречает их при рождении и плачет, провожая человека навсегда.

Электромузыкальные инструменты

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс — первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость — от расстояния левой руки до др. антенны.

2. Эмиритон — электромузыкальный инструмент, снабженный клавиатурой фортепьянного типа. Сконструирован в СССР изобретателями А. А. Ивановым, А. В. Римским-Корсаковым, В. А. Крейцером и В. П. Дзержковичем (1-я модель в 1935).

3. Электрогитара — гитара, как правило из дерева, с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Первый магнитный звукосниматель в 1924 году смастерил инженер компании Gibson Ллойд Лоэр. Наиболее распространены шестиструнные электрогитары.

За пределами основного деления

Приведенная выше классификация признана на сегодняшний день наиболее полной, хотя и не отражает привычного деления инструментов, принятого в быту. Так, струнную группу, к примеру, традиционно принято еще подразделять на смычковые и щипковые. Но и тут, как говорится, «в товарищах согласья нет». Понятно, что к первым легко определить скрипку, альт или виолончель, а ко вторым — лютню, арфу, гусли или гитару.

А вот, например, контрабас? Формально он относится к смычковым, но кто не видел, как на нем без всякого смычка, щипками, отлично играют джазовые музыканты? К струнной же группе относятся и многочисленные клавишные, от клавесинов до роялей. Хотя не все клавишные, к слову, являются струнными: один из самых древних музыкальных инструментов — орган — относится к клавишным духовым.

А вот сами духовые еще часто разделяют на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные инструменты — флейта, кларнет, гобой, фагот, английский рожок — представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая отверстия пальцами, музыкант укорачивает столб воздуха и тем самым изменяет высоту звука. В медных же, задающих тон любому оркестру (труба, валторна, саксофон и прочие), используется тот же столб воздуха, но заключенный в изогнутые трубки, которые придают инструменту не только компактность, но и совершенно иной тембр звучания.

Эолова арфа — инструмент, похожий на цитру, звук из струн извлекает ветер. Название получила в честь Эола, древнегреческого повелителя ветров. Строго говоря, не является музыкальным инструментом, потому что не требует участия исполнителя. Состоит из резонатора, узкого деревянного ящика с отверстием, и натянутых внутри струн одной длины, но разной толщины и степени натяжения. Чем сильнее ветер, тем резче и выше звучат струны

Также на бытовом делении основана группа язычковых инструментов: гармони, баяны, аккордеоны и иже с ними. Хорнбостель и Закс отнесли способ извлечения звука в раздел второстепенного признака. Например, аккордеон щеголяет клавишами у всех на виду, а значит, имеет право относиться и к клавишным, и к язычковым. А вот кларнет и фагот прячут свои язычки внутри трубы, хотя они на вполне законных основаниях считаются духовыми…

Итак, мы вынуждены признать, что полной и всеохватной классификации музыкальных инструментов на данный момент не существует, однако попытки ее создания продолжаются. Вместе с тем общепринятое деление на типы все же имеется и с успехом используется в инструментоведении.

Поделиться ссылкой

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

  • большая
  • средняя
  • малая

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк.И. ГубаревСоветский композитор, 1963

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов — одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом — так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли… и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня — щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас — смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.