Урарту — urartu

Оглавление

Религия

Современное изображение бога Джальди на основе урартских оригиналов.

Урартский пантеон, по-видимому, состоял из разнообразной смеси хурритских, аккадских, армянских и хеттских божеств.

Начиная с правления Ишпуини, урартский пантеон возглавляла триада, состоящая из Халди (верховный бог), Тейспаса (Тейшеба, бог грома и бурь, а иногда и войны) и Шивини (солнечный бог). Их король был также верховным жрецом или посланником Халди. Некоторые храмы Джальди были частью королевского дворцового комплекса, а другие были самостоятельными постройками.

С расширением урартской территории многие боги, которым поклонялись покоренные народы, были включены в урартский пантеон как средство подтверждения аннексии территорий и обеспечения политической стабильности. Некоторые главные боги и богини урартского пантеона включают:

  • Aldi
  • Theispas
  • Шивини (Сиуини)
  • Арубаини (Багварти)
  • Hutuini
  • Себиту
  • Куера
  • Тушпуэа
  • Селарди или Меларди
  • Баба
  • Arṭuʾarasau

Халди не был коренным урартским богом, а, по-видимому, малоизвестным аккадским божеством (что объясняет местонахождение главного храма поклонения Шалди в Мусасире , который, как полагают, находился недалеко от современного Равандиза, Ирак ). Изначально урарты не поклонялись Шальди как своему главному богу. Его культ, по-видимому, не был введен до правления Ишпуини .

Тейспас был версией хурритского бога Тешуба .

По словам Дьяконова и Вячеслава Иванова , Шивини (вероятно, произносится как Шивини или Сивини ), вероятно, был заимствован у хеттов.

На воротах Мехр (Мехри-Дур), выходящих на современный Ван, надпись перечисляет в общей сложности 79 божеств с указанием того, какие жертвоприношения следует делать каждому; козы, овцы, крупный рогатый скот и другие животные служили жертвоприношениями. Урарты не совершали человеческих жертвоприношений.

Ряд богов, упомянутых в Воротах Мехра, могут иметь армянское происхождение, в том числе Ара (или Арва) и, возможно, богиня Селарди (хотя есть путаница в отношении пола и имени этого божества, некоторые считают, что его следует читать Меларди) .

Было высказано предположение, что урартский пантеон может соответствовать горным вершинам, расположенным в пределах Армянского нагорья .

Искусство и архитектура

Бронзовая фигурка крылатой богини Тушпуэа , с крючком для подвешивания

Есть ряд остатков прочной каменной архитектуры, а также несколько сырцовых кирпичей , особенно когда они были обожжены, что помогает выжить. Каменные остатки — это в основном крепости и стены, храмы и мавзолеи, а также множество высеченных в скалах гробниц. Стиль, в котором возникли региональные вариации, имеет особый характер, отчасти из-за более широкого использования камня по сравнению с соседними культурами. Типичный храм был квадратным, с каменными стенами такой же толщины, как открытая внутренняя часть, но с использованием сырцового кирпича для верхней части. Они были размещены на самой высокой точке цитадели и, судя по сохранившимся изображениям, были высокими, возможно, с остроконечными крышами; их упор на вертикальность был заявлен как влияние более поздней христианской армянской архитектуры .

Искусство Урарту особенно заметное для тонких выплавляемых восковых бронзовых предметов: оружия, статуэток, сосудов , включая величественные котлы , которые были использованы для жертвоприношений, фурнитура для мебели, и шлемы. Также сохранились остатки резьбы по слоновой кости и кости, фрески , цилиндрические печати и, конечно же, керамика. В целом их стиль представляет собой несколько менее сложную смесь влияний соседних культур. Археология обнаружила относительно немного образцов ювелирных изделий из драгоценных металлов, которые ассирийцы хвастались вывозом в больших количествах из Мусасира в 714 году до нашей эры.

Появление государства Урарту

Первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако многочисленные раскопки позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине второго тысячелетия до н. э. оформился народ урартов, создавший впоследствии своё государство. Эти древние племена, принадлежавшие к хетто-хурритской группе, занимались скотоводством и земледелием. Им были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н. э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём.

В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Землю обрабатывали при помощи очень несовершенных орудий, например мотыги, модель которой была найдена в Триалети. Деревянные серпы с кремнёвыми вкладышами только постепенно уступали своё место бронзовым. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. Среди ремёсел особенного развития достигли обработка камня и металлургия. Во многих местах Кавказа, в особенности, в Цалкинском районе, было “обнаружено множество изделий из обсидиана (вулканического стекла), техника обработки которого восходит к глубокой древности.

На широкое применение камня в строительном деле указывает мегалитическая архитектура, образцы которой в виде многочисленных дольменов сохранились на черноморском побережье Кавказа, в частности, в Абхазии и в других частях Грузии, наконец, в Азербайджане. К этому же типу сооружений примыкают и древние крепостные стены, сложенные из крупных камней (циклопическая кладка). Во многих местах Закавказья были обнаружены остатки этих древних примитивных крепостей, которые относятся либо к доурартской, либо к урартской эпохе и по своей типичной крупнокаменной кладке тесно связаны с циклопической архитектурой народов северной части Передней Азии, в частности, хеттов.

В Армении, в частности, в районе озера Севан, сохранились остатки древних крепостей. Судя по найденным здесь урартским надписям, эти крепости были центрами урартского политического влияния и господства в областях Закавказья. Но возможно, что некоторые из циклопических крепостей Закавказья были построены ещё в доурартскую эпоху и служили местному населению в качестве убежищ, сперва в период межплеменных войн, а затем для защиты населения от войск урартских царей, неоднократно вторгавшихся в пределы Закавказья.

Особенно высокого расцвета достигла у древнейших кавказских племён металлургия, на что указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и, в особенности, результаты археологических раскопок. Важным центром металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район, где было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район.

Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Высокого развития достигло ювелирное искусство. Из глины умели делать различные сосуды, украшенные орнаментом. Из шерсти изготовляли ткани. Судя по некоторым крупным и богатым погребениям, в эту эпоху уже выделилась родовая аристократия. Однако люди ещё жили в условиях родового строя, пережитки которого очень долго сохранялись на Кавказе, в частности, у осетин и у сванов.

Письменность Урарту – традиционная для региона клинопись

Синтаксис

Урартский является эргативным языком, а это означает , что субъект из интранзитивного глагола и объекта о наличии переходного глагол выражены одинаково, с так называемым падеже , в то время как субъект переходного глагола, выражаются с помощью специальных эргативных случае . Примеры: Argišt nun-a-bi «Аргишти пришел» vs Argište-šə arə šu-nə «Argišti основал зернохранилище». В пределах ограниченного числа известных форм не известно никаких исключений из эргативного паттерна .

Порядок слов обычно окончательный, и, более конкретно, SOV (где S относится к эргативному агенту), но правило не является жестким, и компоненты иногда переупорядочиваются для выразительных целей. Например, имена богов часто ставятся на первое место, даже если они указаны в наклонных падежах: Ḫaldi-ə ewri-ə inə E 2 Argište-šə Menuaini-šə šidišt-u-nə «Для Жальди, владыка Аргишти, сын Менуа, построил этот храм ». Глаголы могут быть помещены в предложение — первоначально в ярких повествованиях: ušt-a-də Mana-idə ebanə at-u-b «Я двинулся на Ману и поглотил землю». Именные модификаторы обычно следуют за их головами ( erelə tarayə «великий царь»), но им предшествуют дейктические местоимения, такие как inə , а родительный падеж может предшествовать или следовать за ними. Урартцы обычно используют послелоги (например, ed (i) -i-nə «для», ed (i) -ia — обе изначально падежные формы edi «человек, тело» — pei «под» и т. Д.), Которые регулируют определенные падежи. (часто аблативно-инструментальный). Есть только один засвидетельствованный предлог, parə «к (подопечным)». Придаточные предложения вводятся такими частицами, как iu «когда», ašə «когда», alə «то, что».

География

Урарту 715–713 гг. До н.э.

Урарту занимал территорию примерно в 200 000 квадратных миль (520 000 км 2 ), простирающуюся от Евфрата на западе до озера Урмия на востоке и от Кавказских гор на юге до гор Загрос на севере Ирака. Он был сосредоточен вокруг озера Ван, которое находится в современной восточной Анатолии .

В своем апогее Урарту простирался от границ северной Месопотамии до южного Кавказа , включая нынешнюю Турцию , Нахчыван , Армению и южную Грузию (до реки Кура). Археологические памятники в его границах включают Алтынтепе , Топраккале , Патнос и Хайкаберд . Крепости Урарту включали крепость Эребуни (современный Ереван), крепость Ван , Аргиштихинили , Анзаф, Айкаберд и Башкале , а также Тейшебаини (Кармир Блур, Красный курган) и другие.

[править] Источники

  1. Хачатурян В.А. Урарты или урартийцы – кто они?
  2. К вопросу о царских хозяйствах и рабах-пленниках в Урарту
  3. Eight Millennia of Matrilineal Genetic Continuity in the South Caucasus».
  4. Урартские клинообразные надписи
  5. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту

Урарту в темах

Язык Урартский язык · Хуррито-урартские языки · Kelashin Stele · Клинопись · Лувийские иероглифы 
Цари Арама · Лутипри · Сардури I · Ишпуини · Аргишти I · Сардури II · Руса I · Аргишти II · Руса II · Сардури III · Эримена · Руса III · Сардури IV · Руса IV 
Города и крепости Аргиштихинили · Арзашку1 · Бастам · Эребуни · Haykaberd · Horom · Kelashin · Мусасир · Русахинили · Сугуния · Тейшебаини · Teyseba · Тушпа2 · Van 
Мифология Artinis · Bagvarti · Халди · Шеларди · Шивини · Тейшеба

Пишу

Клинопись

Урартская клинопись является стандартизированным упрощением неоассирийской клинописи. В отличие от ассирийского, каждый знак выражает только одно звуковое значение. Знак gi ? имеет особую функцию обозначения перерыва, например u-gi-iš-ti для Уишди . Вариант письма с неперекрывающимися клиньями использовался для наскальных надписей.

Иероглифы

Урартский язык также редко был написан « анатолийскими иероглифами », используемыми для лувийского языка . Доказательства этого ограничиваются Алтынтепе .

Есть предположения, что помимо лувийских иероглифических надписей, Урарту также имел родное иероглифическое письмо. Корпус надписей слишком разрежен, чтобы подтвердить гипотезу. Остается неясным, образуют ли рассматриваемые символы согласованную систему письма или представляют собой просто множество несогласованных выражений прото-письма или специальных рисунков. Что можно с уверенностью идентифицировать, так это два символа или «иероглифа», найденные на сосудах, представляющие определенные единицы измерения: для акарки и для Шеруси . Это известно, потому что некоторые сосуды были помечены как клинописью, так и этими символами.

Расшифровка

Немецкий ученый Фридрих Эдуард Шульц , обнаруживший урартские надписи в районе озера Ван в 1826 году, сделал копии нескольких клинописных надписей в Тушпе , но не предпринял попыток дешифрования.

Рисунки Шульца, опубликованные посмертно только в 1840 году в Journal Asiatique , сыграли решающую роль в расшифровке месопотамской клинописи Эдвардом Хинксом.

После расшифровки ассирийской клинописи в 1850-х годах рисунки Шульца стали основой для расшифровки урартского языка. Вскоре стало ясно, что он не имеет отношения к какому-либо известному языку, и попытки дешифровки на основе известных языков региона потерпели неудачу. Сценарий был окончательно расшифрован в 1882 году А. Х. Сэйсом . Самая старая из этих надписей относится к временам Сардури I из Урарту, чей титул был «Король четырех четвертей».

Расшифровка стала успешной только после Первой мировой войны , когда в Келишине и Топзаве были обнаружены урартско-ассирийские двуязычные надписи .

В 1963 г. Г. А. Меликишвили опубликовал грамматику урартского языка на русском языке , которая появилась в немецком переводе в 1971 г. В 1970-х годах генетическая связь с хурритским языком была установлена И. М. Дьяконовым .

Фонология

Урартский имел по крайней мере следующие согласные, условно расшифрованные ниже:

Губные остановки: p, b
Стоматологические остановки: t, d, ṭ
Velar остановки: k, g, q
Сибилянты: s, z, ṣ, š
Гортанные: ʔ , ḫ
Соноранты: m, n, l, r

Предположительно, были также полугласные / w / и / j /.

Как это обычно бывает в древних языках, точная природа и произношение согласных неясны. Как видно из таблицы, остановки и шипящие звуки демонстрируют трехстороннее различие между звонкими, глухими и «выразительными» согласными, но нельзя установить, что было особенным в третьих группах согласных, которые были переданы с помощью аккадских клинописных знаков. для семитских эмфатиков. Возможно, у них была глоттализация или аспирация . Произношение сибилянтов спорно, как и для аккадского; некоторые на самом деле могли быть аффрикатами .

В сценарии различаются гласные a , e , i и u . Неясно, был ли / о / тоже. Возможно, была длина фонематического гласного, но она не всегда выражалась в сценарии. И наконец, различие между e и i не поддерживается, поэтому многие ученые расшифровывают графически колеблющуюся гласную как schwa : ə , в то время как некоторые сохраняют несокращенную гласную (обычно выбирают i ). Полная форма гласной появляется, когда к слову добавляются суффиксы и гласная больше не находится в последнем слоге: Argišt « Argišti » — Argištešə «от Argišti ( эргативный падеж )». Это сокращение гласных также предполагает, что ударение обычно было на предпоследнем слоге.

В морфонологии различные комбинации морфем вызывают синкопе : * ar-it-u- martumə , * zadituməzatumə , * ebani-ne-ləebanelə , * turul (e) yətul (e) yə .

[править] Изучение

В начале 19 столетия деятели науки сфокусировали свой взгляд внимание на сообщении Моисея Хоренского об участии ассирийской царицы Шамирам в постройке города на берегу Вана. В 1827 году Французское азиатское общество направило туда Фридриха Шульца, который в итоге погиб в результате нападения бандитов, но материалы его работы к 1840 году попали во Францию и были опубликованы

Шульц зарисовал обнаруженные им клинообразные надписи и дал первое описание Ванской скалы, древней резиденции урартских царей в Тушпе, а дальнейшие исследования определили, что надписи сделаны не на ассирийском языке.

Позже германский учёный Иоганнес Фридрих первым высказал подтвердившееся затем предположение о родстве урартского и хурритского языков и выпустил урартскую грамматику.

Основными источниками знаний об этой цивилизации стали урартийские, ассирийские и вавилонские надписи, а также прочие археологические артефакты, в том числе найденные в ходе работ интенсивно шедших в Армянской ССР.

В СССР изучением данной цивилизации занимались многие учёные, такие как Б.Б. Пиотровский, Н.Я. Марр и др.

Классификация

Урартский был эргативным , агглютинативным языком , принадлежащим к хурро-урартской семье , единственным известным членом которой является хурритский . Он сохранился во многих надписях ассирийской клинописи, найденных на территории царства Урарту . Были заявления об отдельном автохтонном письме «урартских иероглифов», но они остаются необоснованными.

Урартский язык тесно связан с хурритским, несколько лучше документированным языком, засвидетельствованным для более раннего, непересекающегося периода, примерно с 2000 г. до н.э. по 1200 г. до н.э. (написан носителями языка примерно до 1350 г. до н.э.). Эти два языка должны были развиваться совершенно независимо примерно с 2000 г. до н.э. Хотя урартский язык не является прямым продолжением какого-либо из засвидетельствованных диалектов хурритского языка, многие его особенности лучше всего можно объяснить как новаторские разработки по отношению к хурритскому языку, известному с предшествующего тысячелетия. Близость особенно характерна для так называемого старохурритского диалекта, известного прежде всего по хурро-хеттским двуязычным текстам.

Внешние связи хурро-урартских языков оспариваются. Существуют различные предложения о (например, северо-кавказские языки , индоевропейские языки или картвельские языки ), но ни одно из них не является общепринятым.

Индоевропейский (а именно Армения и Анатолия , а также Иран и , возможно , палео-Балкан ) этимологии были предложены для многих урартских личных и топографических имен, таких как имена царей Араме и Аргишти , таких регионы, как Диаох и Uelikulqi , такие городов, как Арзашкун , географические объекты, такие как река Арджания , а также некоторый урартский словарный запас и грамматика.

Общая лексика с армянским языком

Дьяконов (1985) и Греппин (1991) представляют этимологию нескольких древнеармянских слов как имеющих возможное хурро-урартское происхождение. Современные лингвисты, такие как Грач Мартиросян , отвергли многие хурро-урартские корни этих слов и вместо этого предлагают исконно армянскую этимологию, оставляя возможность того, что эти слова могли быть заимствованы в хурро-урартский язык из армянского, а не наоборот.

  • agarak «поле» от хурритского awari «поле» (однако альтернативные теории предполагают, что это армянское слово из протоиндоевропейского h₂éǵros или шумерского заимствования);
  • алаксин «рабыня» из хурритского al (l) a (e) enne ;
  • arciw «орел» от урартского Arṣiba , имя собственное с предполагаемым значением «орел» (более поздние исследования предполагают, что это армянское слово из протоиндоевропейского которое было заимствовано в урартском языке);
  • художественное «поле» из хурритского arde «городка» (отклонено Дьяконовым и Фурне);
  • astem «раскрыть свою родословную» от хурритского ašti «женщина, жена»;
  • caṙ «дерево» от урартского ṣârə «сад» (альтернативная этимология предполагает, что это армянское слово из протоиндоевропейского * ǵr̥so );
  • cov «море» от урартского ṣûǝ «(внутреннее) море» (альтернативная теория предполагает, что это происходит от протоиндоевропейского );
  • kut «зерно» от хурритского kade «ячмень» (отвергнутый Диаконовым; ближе к греческому kodomeýs « жаровня для ячменя»);
  • maxr ~ marx «сосна» от хурритского māḫri «пихта, можжевельник»;
  • pełem «копать, копать» из урартской сваи «канал», хурритские пилли (отвергнутые Дьяконовым, другие предполагают происхождение от протоиндоевропейского * bel- («копать, отрезать?»);
  • salor ~ šlor «слива» от хурритского * s̄all-orə или урартского * šaluri (ср. аккадский šallūru «слива»);
  • сан «чайник» от урартского вменяемого «чайник, горшок»;
  • sur «меч», от урартского šure «меч», хурритский šawri «оружие, копье» (считается сомнительным Диаконовым, современные лингвисты считают, что это армянское слово от протоиндоевропейского корня , что означает «острый») ;
  • tarma-ǰur «родниковая вода» от хурритского tarman (l) i «источник» (альтернативная этимология предполагает, что по крайней мере ǰur имеет армянскую этимологию из протоиндоевропейских );
  • ułt «верблюд» от хурритского uḷtu «верблюд»;
  • xarxarel «разрушать» от урартского harhar-š- «разрушать»;
  • xnjor «яблоко» от хурритского inzuri «яблоко» (само от аккадского hašhūru , šahšūru ).

Арно Фурне, Грач Мартиросян и Армен Петросян предлагают дополнительные заимствованные слова армянского происхождения, заимствованные из урартского и наоборот, включая грамматические слова и части речи, такие как урартское «eue» («и»), засвидетельствованные в самых ранних урартских текстах и скорее всего, это заем из армянского (сравните с армянским «ев» (և, եվ), в конечном итоге из протоиндоевропейского * h₁epi ). Другие заимствования с армянского на урартский включают личные имена, топонимы и имена божеств.

использованная литература

Литература

  • Ашхарбек Калантар , Материалы по истории Армении и Урарта (с участием Мирджо Сальвини), Civilizations du Proche-Orient: Series 4 — Hors Série, Neuchâtel, Paris, 2004; ISBN  978-2-940032-14-3
  • Борис Б. Пиотровский , Древняя цивилизация Урарту (перевод с русского Джеймса Хогарта), Нью-Йорк: Книжная компания Cowles, 1969.
  • М. Сальвини, Geschichte und Kultur der Urartäer , Дармштадт, 1995.
  • RB Wartke, Urartu — Das Reich am Ararat In: Kulturgeschichte der Antiken Welt, Bd. 59, Майнц 1993.
  • П.Е. Зиманский, Экология и империя: структура урартского государства , , Чикаго: Восточный институт, 1985.
  • ЧП Зиманский, Древний Арарат. Справочник по урартским исследованиям , Нью-Йорк, 1998.

Экономика и политика

Экономическая структура Урарту была похожа на другие государства древнего мира, особенно Ассирию. Государство сильно зависело от сельского хозяйства , которое требовало централизованного орошения . Этими работами руководили короли, но они выполнялись свободными жителями и, возможно, рабским трудом, предоставляемым заключенными. Царские правители, влиятельные люди и, возможно, свободные народы имели свои наделы. Отдельные территории внутри государства должны были платить центральному правительству налоги: зерно, лошадей, быков и т. Д. В мирное время Урарту, вероятно, вел активную торговлю с Ассирией, поставляя скот, лошадей, железо и вино .

Сельское хозяйство в Урарту
   
Часть железных вил , найденных у озера Ван и железного лемеха , найденного при раскопках в Русахинили (Топраккале). Урартское седло кверн

Согласно археологическим данным, земледелие на территории Урарту развивалось с неолита , еще в 3-м тысячелетии до нашей эры. В урартскую эпоху сельское хозяйство было хорошо развито и тесно связано с ассирийскими методами отбора культур и способов обработки. Из клинописных источников известно, что в Урарту выращивали пшеницу , ячмень , кунжут , просо и эммер , возделывали сады и виноградники. Многие регионы государства Урарту нуждались в искусственном орошении, которое было успешно организовано правителями Урарту в период расцвета государства. В нескольких регионах сохранились древние оросительные каналы, построенные Урарту в основном в период Аргишти I и Менуа, некоторые из которых до сих пор используются для орошения.

[править] Общие сведения

Находилось на территории Армянского нагорья и включало в себя территорию нынешней Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской автономной республики Азербайджана — примерно 520 000 км2.

Столица — Тушпа, находилось около обширного озера Ван, отчего царство также часто называют Ванской державой (Kingdom of Van), и судя по надписям, исконным названием царства было Биайнили. Помимо Вана, у этого государства были и другие озёра — Урмия и Севан.

Правили страной цари, а их родственники занимали высокие должности. Страна была разделена на провинции, которыми управляли из крепостей.

Другим названием страны было Наири — по одной из гипотез название хурритов, что вполне соответствует научным выводам и данным о родстве урартского и хурритского языков.

Основное на­се­ле­ние — урар­ты — обо­со­бились от хур­рит­ских пле­мён в середине 3-го тысячелетия до н. э. (по мнению И.М. Дьяконова «хурриты и урарты представляли собой первоначально один этнос»).

Экономика страны зиждилась на земледелии и животноводстве. Имелись залежи железа, меди, свинца и олова. Армянское нагорье было древнейшим центром металлургии. Развитие получили различные ремесла. Привлекался труд рабов.

Армия была сравнительно сильной, на её вооружении стояли железные мечи, луки, некоторые воины имели бронзовые шлемы и кольчуги, имелись и колесницы. Колесницы были укомплектованы двумя воинами, лучник рядом с возничим. Оба были в остроконечных шлемах и носили рубашки с короткими рукавами и ремни или кольчуги. Бронзовый щит имел диаметр около 1 м и весил 5,1 кг. Армия царя Ишпуини имела 100 колесниц, 10 тысяч всадников и 3 тысяч пехотинцев. Наличие крепостей говорит о фортификационном и инженерном деле. Войском правили царь и туртаны (генералы).

Канал Менуа, построенный по приказу царя Менуа для снабжения водой Тушпы, действует и поныне.

У Урарту имелась собственная богатая культура — язык, письменность; археологами были найдены урартские сооружения (в том числе крепости), памятники и предметы искусства. Многие архитектурные сооружения сохранили следы яркой цветной росписи.

В числе божеств выделялись три главных: Халди (главное божество), Тейшеба и Шивини. Всего же было 79 божеств. Город Ардини служил религиозным центром. Богам приносились в жертву животные.

Крепости как правило находились в труднодоступных местах: на вершинах скал либо в местах, защищенных водными преградами. Основания крепостных стен делались до 3 м толщиной и обычно имели циклопическую каменную кладку с камнями, достигающими размеров 6×0,8×0,8 м. Город-крепость Тейшебаини занимала площадь 4 гектара и включала ~ 150 помещений. В некоторых городах для благоустройства строили водопроводы, водохранилища, мосты, парки и бани.

Некоторые урартийские города, например Эребуни — Ереван — существуют и поныне.

Жившие в царстве племена участвовали в формировании армян. В исследовании, вышедшем в 2017 году, были изучены полные митохондриальные геномы 4 древних скелетов из Урарту, выяснилось, что современные армяне имеют наименьшее генетическое расстояние до этих людей.