Биография жана батиста люлли

Оглавление

Музыка, стиль и влияние

Музыка Люлли была написана в период среднего барокко , с 1650 по 1700 год. Типичным для музыки барокко является использование бассо континуо как движущей силы музыки. Стандарт высоты звука для музыки французского барокко составлял около 392 Гц для A выше среднего C, что на целый тон ниже, чем в современной практике, где A обычно составляет 440 Гц.

Музыка Lully известна своей мощью, живостью быстрых движений и глубоким эмоциональным характером медленных движений. Некоторые из его самых популярных работ — это его пассакальи ( passacaglias ) и chaconnes , танцевальные движения, которые можно найти во многих его работах, таких как Армида или Фаэтон .

Влияние музыки Люлли произвело радикальную революцию в стиле танцев самого двора. На месте медленных и величественных движений , которые не преобладавшими до тех пор, он представил оживленные балетов быстрого ритма , часто на основе хорошо известных типов танцев , таких как gavottes , menuets , rigaudons и Сарабанда .

Благодаря его сотрудничеству с драматургом Мольером в 1660-х годах возникла новая музыкальная форма: комедийный балет, сочетающий в себе театр, комедию, случайную музыку и балет. Популярность этих пьес с их иногда щедрыми спецэффектами, а также успех и публикация опер Люлли и их распространение за пределами Франции сыграли решающую роль в синтезе, консолидации и распространении оркестровой организации, партитуры, исполнительской практики и репертуара. .

Портрет нескольких музыкантов и художников — Франсуа Пюже . Традиционно двумя главными фигурами были Люлли и либреттист Филипп Кино. ( Лувр )

Эти инструменты в музыке Люлла были: пять голоса струн , такие как Dessus (более высоким диапазон , чем сопрано), высокий-Contre (инструментальный эквивалент высокого голоса тенора под этим именем), Taille ( baritenor ), Quinte и Basse , разделенные следующим образом: один голос скрипки, три голоса альтов, один голос виолончели и бас де виоль (фиалка, виола да гамба). Он также использовал гитару, лютню , архлюту , теорбо , клавесин, орган, гобой, фагот, блокфлейт , флейту, духовые инструменты (натуральная труба) и различные ударные инструменты ( кастаньеты , литавры ).

Ему часто приписывают введение в оркестр новых инструментов , но эта легенда требует более внимательного изучения. Он продолжал использовать блокфлейты, а не новую поперечную флейту, а «hautbois», которые он использовал в своем оркестре, были переходными инструментами, где-то между шаумом и так называемыми гобоями в стиле барокко .

Опера Жана-Батиста Люлли и Филиппа Кино » Альцест» исполняется в мраморном дворе Версальского дворца , 1674 г.

Люлли создал оперу во французском стиле как музыкальный жанр ( tragédie en musique или tragédie lyrique ). Сделав вывод, что опера в итальянском стиле не подходит для французского языка, он и его либреттист Филипп Кино , уважаемый драматург, использовали ту же поэтику, которую драматурги использовали для стихотворных трагедий: 12-слоговое « александрин » и 10-слоговое «героическое». «Поэтические линии разговорного театра использовались для речитатива опер Люлли и воспринимались современниками как создающие очень« естественный »эффект. Арии, особенно если они основывались на танцах, напротив, устанавливались на строки из менее чем 8 слогов. Люлли также отказался от итальянского метода разделения музыкальных номеров на отдельные речитативы и арии , вместо этого предпочтя их комбинировать и смешивать для драматического эффекта. Он и Куино также предпочли более быстрое развитие сюжета, что больше пришлось по вкусу французской публике.

Уильям Кристи резюмировал распределение инструментов в операх Люлли: «Оркестр легче воссоздать. В случае Люлли он состоит из струнных, духовых и иногда медных духовых. Струны, или grand chœur, написанные для пяти частей, отличаются от Пети Choeur , который является контиим из немногих игроков, следуя формулу , унаследованную от контиего опер пост- Monteverdian композиторов, Антонио Честь и Франческо Кавалли . контиая является гибкой формулой , которая сводит к минимуму роли оркестра, таким образом отдавая предпочтение лютне, теорбо и клавесину. Таким образом, разрешается изменение цвета речитативов, которые иногда кажутся чрезмерно длинными ».

Люлли приписывают изобретение в 1650-х годах французской увертюры , формы, широко использовавшейся в эпоху барокко и классицизма, особенно Иоганном Себастьяном Бахом и Джорджем Фридрихом Генделем .

Работы по жанрам

Оперы (Tragédies en musique)

  • Кадм и Гермиона (1673)
  • Алькесте (1674)
  • Тезея (1675)
  • Атис (1676)
  • Исида (1677)
  • Психея (1678)
  • Беллерофонт (1679)
  • Прозерпина (1680)
  • Персе (1682)
  • Фаэтон (1683)
  • Амадис (1684)
  • Роланд (1685)
  • Армида (1686)
  • Ахилл и Поликсена (1687) (завершено Паскалем Коллассом )

Балеты

  • Ла raillerie или Осмеяние , (1659)
  • Возрождение привычек балета и комедии (1661)
  • Терпение (1661)
  • Сезон (1661)
  • Искусство (1663)
  • Лес-деревня (1663)
  • Les amours desguisés (1664).
  • Дворец Альсин (1664 г.)
  • Le naissance de Vénus (1665)
  • Лес гард (1665)
  • Mascarade du Capitaine (1665)
  • Маленький балет Фонтенбло (1665)
  • Les муз (1666)
  • Карнавал (1668)
  • Флора (1669)
  • La jeunesse (1669)
  • Les jeux pythiens (1670)
  • Балет наций (1670) в » Буржуа-Gentilhomme» по Мольеру
  • Триумфальная любовь (1681)
  • Храм де ла пэ (1685)

Балеты, написанные с другими

  • Mascarade de la foire de St-Germain (1652).
  • Пословицы (1654)
  • Le temps (1654)
  • Плезиры (1655)
  • Лес биенвеню (1655)
  • Psyché ou la puissance de l’amour (1656)
  • Временные галантереи (1657)
  • Беспокойные плези (1657)
  • Альцидиан ( LWV 9, 1658, с Боэссе)
  • Триумф Вакха в Индесе (1666)

Комедии (Comédies)

  • L’Impromptu de Versailles (1663)
  • Le Mariage Forcé (1664)
  • L’Amour Médecin (1665)
  • Le Sicilien (1667)
  • Жорж Данден (1668)
  • Месье де Пурсоньяк (1669)
  • Великолепные аманты (1670)
  • Графиня д’Эскарбанья (1671)

Дивертисменты

  • Le Grand Divertissement de Versailles (1668) в Жорже Дандене
  • Дивертисмент Шамбор (1669) в Monsieur de Pourceaugnac
  • Королевский дивертисмент (1670) в Les Amants Magnifiques
  • Идилль-сюр-ла-Пэ (1685)

Гранд мотеты

в порядке композиции:

  • Jubilate Deo omnis terra (Псалом 100), LWV 77/16 (1660)
  • Miserere mei Deus (Псалом 51), LWV 25 (1664)
  • O lachrymae fideles , LWV 26 (1664).
  • Plaude laetare Gallia , LWV 37 (1668)
  • Те Деум , LWV 55 (1677)
  • De profundis clamavi ad te (Псалом 130) соль минор, LWV 62 (1683)
  • Dies irae соль минор, LWV 64/1 (1683)
  • Песнь: Benedictus Dominus Deus Israel , LWV 64/2 (1683)
  • Quare fremuerunt (Псалом 2), LWV 67 (1684)
  • Exaudiat te Dominus (Псалом 20), LWV 77/15 (1684)
  • Нот в Иудее Деус (Псалом 76), LWV 77/17 (1685)

Petits motets

в алфавитном порядке:

  • Анима Кристи , LWV 77/1 (1684)
  • Ave caeli munus supernum à 3, LWV 77/2 (1684)
  • Диксит Доминус (Псалом 110), LWV 77/3
  • Domine salvum fac regem , LWV 77/14 (1670).
  • Exaudi Deus устаревшая , LWV 77/5
  • Laudate pueri Dominum (Псалом 113), LWV 77/7 (1685)
  • O dulcissime Domine , LWV 77/9 (1685)
  • Omnes gentes plaudite , LWV 77/10
  • O sapientia in misterio , LWV 77/11
  • Марианский антифон: Regina caeli laetare , LWV 77/12 (1684)
  • Марианский антифон: Salve regina , LWV 77/13 (1684)

Другие работы

  • Воздух де тендре и куранте
  • Диалог де ля герр авек ла па (1655)
  • Премьера марша мускетеров (1658)
  • Мужество, любовь, la paix est faite (1661)
  • Douce et charmante paix (1661)
  • Инграт Бержер (1664)
  • Qui les saura, mes secrètes amours (1664)
  • Бранль (1665)
  • Trios pour le coucher du roi (1665)
  • Belle inhumaine, soulagez la peine (1665).
  • Savez-vous bien, la belle (1665)
  • La langueur des beaux yeux (1666)
  • Que vous connaissez peu trop aimable Climène (1666)
  • Si je n’ai parlé de ma flamme (1666)
  • En ces lieux, je ne vois que des promenades (1668)
  • Ах, qu’il est doux de se rendre à l’empire de l’Amour (1668)
  • Le printemps ramène la verdure (1668)
  • Depuis que l’on soupire sous l’amoureux empire (1668)
  • Марши и батареи тамбура (1670)
  • Sans mentir on est bien misérable (1671)
  • Марке (1672)
  • Марши за регион Савойи (1685)
  • Пьесы симфоний, арии для мадам Дофин (1683)
  • Воздух для карусели Монсеньора (1686)
  • Il faut mourir, pécheur (1687)
  • Жига
  • Марши не на марше королевских драконов, Марш на марше принца д’Оранж
  • Marche des mousquetaires noirs
  • Marche des mousquetaires gris
  • Aunque prodigoas
  • Soca per tutti
  • A la fin petit Desfarges
  • D’un beau pêcheur, la pêche malheureuse
  • Untender coeur
  • Non vi è più bel piacer
  • Le printemps, прицельная Сильви
  • Tous les jours cent bergères
  • Viens, mon aimable bergère
  • Nous mêlons toute notre gloire
  • Кулон que ces flambeaux
  • Венерабилис барба капуцинорум

Апокрифическая композиция

Французские источники широко приписывают Люлли состав британского патриотического гимна « Боже, храни королеву» : единственный источник атрибуции — подделка XIX века « Сувениры маркизы де Креки» (см.) .

все песни: Ж.Б.Люлли

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:05

    Ж.Б.Люлли
    Балетная музыка для струнных

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:51

    Ж.Б. Люлли
    Менуэт, французский народный танец

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:13

    Ж.-Б. Люлли
    Марш для турецкой церемонии из комедии-балета «Мещанин во дворянстве»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:17

    Ж.Б.Люлли
    Монолог и Ария Армиды из 2д.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:50

    Ж. Б. Люлли
    Гавот

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:47

    Ж.Б.Люлли
    Гавот, французский народный танец

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:59

    Ж.-Б. Люлли
    Увертюра к опере «Армида», начало

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:13

    Ж.Б.Люлли
    Марш для турецкой церемонии_

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:07

    Ж.Б. Люлли
    passacaille d’Armide

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:53:38

    Ж-Б Люлли
    «Психея» (1678), LWV 56

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:02

    Ж.Б.Люлли
    Regina Coeli

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:51

    Ж.Б. Люлли
    Менуэт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:53

    Ж Б Люлли
    Гавот

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:20

    Ж.-Б. Люлли
    «Мещанин во дворянстве» (1670) — 2e chanson boire (Leonhardt, 1973)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:38

    Ж.-Б. Люлли
    «Турецкий марш» из комедии «Мещанин во дворянстве»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:04

    Ж.Б.Люлли.
    01. Пролог из оперы Изида

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:51

    Ж.Б.Люлли.
    02. Монолог Галатеи из оперы Атис

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:14

    Ж.Б.Люлли.
    03. дуэт Атиса и Целенуса из оперы Атис

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:04

    Ж. Б. Люлли
    Пролог из оперы Изида

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:28

    Ж.Б.Люлли.
    04. Ария Харона из оперы Альцеста

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:46

    Ж.Б.Люлли
    Марш

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:08

    Ж.-Б. Люлли
    «Мещанин во дворянстве» (1670) — 1er Air des Espagnols: Sarabande

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:04

    Ж.-Б.Люлли
    Увертюра к опере «Изида»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    13:25

    Ж.Б. Люлли
    Пассакалия из оперы «Армида», V акт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:17

    Ж.Б.Люлли
    16. Гавот

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:02

    Ж.Б.Люлли
    Regina Coeli

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:42

    Ж.-Б. Люлли
    «Психея», финальная сцена и хор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    07:14

    Ж.Б.Люлли
    Фаэтон. Акт I. Акт II

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:16

    Ж Б Люлли
    Королевский Марш

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:42

    Ж.Б.Люлли
    Финальная сцена и хор из оперы «Психея»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:22

    Ж.-Б. Люлли
    «Армида», 2 акт: сцена над спящим Рено

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:22

    Ж.Б.Люлли
    Сцена над спящим Рено (опера «Армида», 2 акт)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:30

    Ж.-Б. Люлли
    «Мещанин во дворянстве» (1670) — Chaconne des Scaramouches, Trivelins et Arlequins

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:57

    Ж. Б. Люлли
    Le molire mort

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    13:25

    Ж.-Б. Люлли
    «Армида», 5 акт: Пассакалия

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:26

    Ж.Б.Люлли
    Увертюра к опере «Армида»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:16

    Ж.Б.Люлли
    Te Deum

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:26

    Ж.-Б. Люлли
    «Армида», увертюра

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:22

    Ж.Б.Люлли
    Оп.Армида — Монолог Армиды

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:13

    Ж. Б. Люлли
    Марш для турецкой церемонии

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    16:58

    Ж.Б.Люлли
    Фаэтон. Акт V

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    24:11

    Ж.Б.Люлли
    Фаэтон. Акт III

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    22:33

    Ж. Б. Люлли
    Большие мотеты: Dies Irae

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    20:56

    Ж.Б.Люлли
    Фаэтон. Акт IV

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:18

    Ж.Б.Люлли
    / Gavotte

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:15:35

    Ж.Б. Люлли
    Le Roi Danse (сборник)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:50

    Ж. Б. Люлли
    Песенка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    49:43

    Ж.Б.Люлли
    Фаэтон. Акт I. Акт II

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:21

    Ж.Б.Люлли
    Оп. Атис — Увертюра

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:31

    Ж. Б. Люлли
    Ария Харона из оперы ‘Альцеста’

  • 1

Дискография

Сцена

  • Альцест , лирическая трагедия в пяти действиях, Жан-Клод Мальгуар (реж.) И La Grande Écurie et la Chambre du Roi, 3 CD, 1994.
  • Амадис , лирическая трагедия в пяти действиях и пролог, Гюго Рейн (реж.) И Марэ Симфония, Accord , 3 CD, 2006.
  • Армида , лирическая трагедия в пяти действиях, Филипп Эрревег (реж.), Harmonia Mundi , 2 CD, 1993.
  • Атис , лирическая трагедия в пяти действиях, Уильям Кристи (реж.) И Les Arts Florissants , Harmonia Mundi, 3 CD, 1987.
  • Беллерофон , лирическая трагедия в пяти действиях, Кристоф Руссе (реж.) И Les Talens Lyriques , Aparté , 3 CD, 2011.
  • Изида , лирическая трагедия в пяти действиях, Гюго Рейн (реж.) И Марэ Симфония, Accord, 3 CD, 2005.
  • Персе , лирическая трагедия в пяти действиях, Кристоф Руссе (реж.) И Les Talens Lyriques , Naïve Records , 3 CD, 2001.
  • Фаэтон , лирическая трагедия в пяти действиях, Марк Минковский (реж.) И Les Musiciens du Louvre , Erato, 2 CD, 1994.
  • Прозерпина , лирическая трагедия в пяти действиях, Эрве Нике (реж.) И Le Concert spirituel , Glossa , 2 CD, 2007.
  • Psyché , лирическая трагедия в пяти действиях, Пол О’Детт , Стивен Стаббс (реж.) И Бостонский фестиваль старинной музыки , CPO, 3 компакт-диска, 2008.
  • Роланд , лирическая трагедия в пяти действиях, Кристоф Руссе (реж.) И Les Talens Lyriques, Naïve Records , 3 CD, 2006.
  • Тези , лирическая трагедия в пяти действиях, Пол О’Детт, Стивен Стаббс (реж.) И Бостонский фестиваль старинной музыки , CPO, 3 компакт-диска, 2007.
  • Acis et Galatée , героическая пастораль в трех действиях, Марк Минковский (реж.) И Les Musiciens du Louvre, DG, 2 CD, 1996.
  • Le Bourgeois gentilhomme , комедия-балет, Винсент Дюместр (реж.) И «Гармоническая поэма» , 2 DVD (Alpha Productions) 2004.
  • Airs italiens , Фабио Бониццони (реж.) И La Rizonanza, Glossa, 1 CD, 2009.

Священный

  • 11 Petits Motets , Уильям Кристи (режиссер) и Les Arts Florissants, Harmonia Mundi, 1 компакт-диск, 1987.
  • Grands motets, vol.  1 , Эрве Нике (реж.) И Le Concert spirituel, Наксос , 1 компакт-диск, 1999.
  • Grands motets, vol.  2 , Эрве Нике (реж.) И Le Concert spirituel, Наксос, 1 компакт-диск, 1999.
  • Grands motets, vol.  3 , Эрве Нике (реж.) И Le Concert spirituel, Наксос, 1 компакт-диск, 2000.
  • Te Deum and Miserere , Жан-Франсуа Пайяр (реж.), Erato, 1 CD, 1976.

Произведение искусства

Когда Люлли создал свой оркестр , он сделал его первым в Европе по дисциплине и ритму. Он заставляет певцов и танцоров работать сам и регулирует свой театр до мельчайших деталей.

Эта организующая воля проявляется в его работе. Le Cerf de La Viéville сообщает, что Люлли «собиралась обучать тонам шампанского  ». Он хочет , прежде всего , чтобы подражать, насколько это возможно, декламация из основных игроков в XVII — го  века, которые применяются в основном скрупулезно соблюдать стихосложение . Таким образом, он старается не только всегда помещать длинную ноту в ударный слог или короткую ноту в безударный слог, но также не допускать переноса слов и рифм . Но где лучше всего Люлли, так это в описательной музыке , что является чертой интеллектуального художника. В этом отношении его сонливость в « Армиде» («Чем больше я наблюдаю за этими местами») затрагивает шедевр.

Люлли сыграл значительную роль в истории инструментальной музыки. Именно от него исходит современный оркестр с его хорошо отлаженным балансом тонов, имеющим в качестве центра тяжести квинтет струнных инструментов  :

  • верхняя часть скрипки, обычно усиленная гобоями и флейтами  ;
  • столешницы для скрипки;
  • размеры скрипки;
  • скрипичные квинты;
  • басы скрипки, усиленные клавесином , теорбом и фаготом .

Придворные балеты

Список придворных балетов Люлли в хронологическом порядке
LWV Заголовок Датировано
Маскарад ярмарки Сен-Жермен 1652
Ночной балет 1653
Балет пословиц 1654
1 Балет времени 1654
2 Балет удовольствий 1655
4 Большой балет приветствия 1655
6 Балет Психеи или Сила любви 1656
7 La Galanterie du temps , маскарад 1656
8 Любовь больна , королевский балет 1657
9 Ballet d’Alcidiane 1658
11 Балет La Raillerie 1659
13 Тулузский балет, балет-маскарад 1660
5 Балет Перепродажа балетной одежды 1660
14 Балет нетерпения 1661
15 Балет времен года 1661
18 Балет Искусств 1663
19 Деревенская свадьба , нелепый маскарад 1663
21 год Любит замаскированную 1664
Балет дворца Альчина 1664
24 Капитанский маскарад 1665
27 Балет рождения Венеры 1665
Прием, устроенный сельским джентльменом в адрес компании, выбранной в его стиле, которая приезжает к нему в гости , маскарад 1665
28 год Ballet des Gardes или прелести деревни 1665
30 Триумф Вакха в Индии или балет креки 1666 г.
32 Балет муз 1666 г.
36 Карнавал , королевский маскарад 1668
40 Флор Балет 1669
43 год Балет Наций 1670
46 Балет Дез Балет 1671
52 Карнавал , маскарад 1675
59 Триумф любви и Вакха 1681
Деревенская свадьба, маскарад 1683
69 Храм Мира 1685

Комедии-балеты

Список комедий-балетов Люлли в хронологическом порядке
LWV Заголовок Датировано
16 Les Fâcheux (текущий, остальные из Beauchamps) 1661
20 Принудительный брак 1664
22 Удовольствия зачарованного острова ( Принцесса Элиды ) 1664
29 Доктор любви 1665
33 Комическая пастораль 1667
34 Любовь сицилийца или художника 1667
38 Джордж Дэндин 1668
41 год Г-н де Пурсоньяк 1669
42 Великолепные любовники 1670
43 год Буржуазный джентльмен 1670

Лирические трагедии

Список лирических трагедий Люлли в хронологическом порядке
LWV Заголовок Буклет Первое свидание) Первое место)
49 Кадм и Гермиона Филипп Кино 27 апреля 1673 г. Париж , теннисный корт из Bel-Air
50 Альцеста или Триумф Альцида Филипп Кино 19 января 1674 г. Париж, теннисный корт Бель-Эйр
51 Тесей Филипп Кино 11 января 1675 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
53 Атис Филипп Кино 10 января 1676 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
54 Исида Филипп Кино 5 января 1677 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
56 Психея Томас Корнель и Бернар Ле Буйе де Фонтенель 19 апреля 1678 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
57 год Беллерофонт Томас Корнель и Бернар Ле Буйе де Фонтенель с помощью Николя Буало 31 января 1679 г. Париж, Королевская музыкальная академия , театр Пале-Рояль
58 Прозерпина Филипп Кино 3 февраля 1680 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
60 Персей Филипп Кино 17 апреля 1682 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль
61 Фаэтон Филипп Кино 6 января 1683 г. Замок Версаля
63 Амадис Филипп Кино 18 января 1684 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль
65 Роланд Филипп Кино 18 января 1685 г. Париж, Королевская Музыкальная Академия
71 Армида Филипп Кино 15 февраля 1686 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль
74 Ахиллес и Поликсена Жан Гальбер де Кампистрон 7 ноября 1687 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль

Творчество

Творческий путь великого французского композитора многогранный, как, впрочем, и сама его личность. Все началось, как это часто бывает, в детстве. Еще будучи мальчишкой, Жан полюбил музыку и понял, что хочет связать с ней свою жизнь. Игра на гитаре, скрипке, танцы – все это увлекало маленького непоседу и позволяло окружающим рассмотреть его талант.

Сотрудничество с не менее одаренными композиторами и поэтами приносило свои плоды – рождались новые гениальные произведения. Один из таких ярких примеров – плодотворное сотрудничество с Мольером. На его либретто были написаны «Брак поневоле», «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница» и многие другие не менее гениальные произведения. Осенью 1670 года в старинном замке Шамбор состоялась премьера наиболее популярной работы «Мещанин во дворянстве».

Первой оперой композитора можно назвать «Кадм и Гермиона». Ее великий гений написал на либретто Филиппа Кино.

Оперы талантливого Люлли называли не иначе как лирическая трагедия. Своим музыкальным оформлением он стремился еще больше усилить драматические составляющие. Все произведения Люлли были популярными не только во Франции, а и в других странах Европы на протяжении ста лет. Более того, они оказывали значительное влияние на развитие французской оперной школы.

https://youtube.com/watch?v=rEsqyycQlfU

Именно во времена великого композитора певцы во время опер сняли маски, а женщины теперь танцевали в балете на публичной сцене. Кроме того, впервые в оркестре появились такие инструменты как трубы и гобои

Важно отметить и то, что Люлли является создателем не только лирических трагедий, а и симфоний, балетов, арий, увертюр и мотетов. Творческое наследие великого французского гения действительно неоценимое

История жизни Жана Батиста Люлли

Либретто этой знаменитой лирической трагедии написано было Кино на сюжет одного из эпизодов эпической поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Действие происходит на Востоке в эпоху крестовых походов. 

Опера Люлли состояла не из одних только речитативов. Встречаются в ней и закругленные ариозные номера, мелодически родственные тогдашним, чувствительные, кокетливые или написанные в энергично-маршевых либо жеманно-танцевальных ритмах. Ариями завершались декламационные сцены-монологи. 

Силен был Люлли в ансамблях, особенно в характерных, порученных комическим персонажам, которые очень удавались ему. Немалое место занимали в «лирической трагедии» и хоры — пасторальные, военные, религиозно-обрядовые, фантастически-сказочные и другие. Их роль, чаще всего в массовых сценах, была по преимуществу декоративной. 

Люлли был блестящим для своего времени мастером оперного оркестра, не только искусно сопровождавшего певцов, но и рисовавшего разнообразные поэтически-живописные картины. Автор «Армиды» видоизменял, дифференцировал тембровые краски применительно к театрально-сценическим эффектам и положениям. 

Особенно прославилась великолепно разработанная Люлли вступительная «симфония» к опере, открывавшая действие, а потому и получившая название «французской увертюры» 

До наших дней в театральном и концертном репертуаре сохранилась балетная музыка Люлли. И здесь его творчество было для французского искусства основополагающим. Оперный балет Люлли — это далеко не всегда дивертисмент на него возлагалась нередко не только декоративная, но и драматическая задача художественно-расчетливо сообразованная с ходом сценического действия. Отсюда танцы пасторально-идиллические (в «Альцесте»), траурные (в «Психее»), комически-характерные (в «Изиде») и различные другие. 

Французская балетная музыка до Люлли имела уже свою, по крайней мере, вековую, традицию, но он внес в нее новую струю — «бойкие и характерные мелодии», острые ритмы, оживленные темпы движения. В то время это явилось целой реформой балетной музыки. В общем, инструментальных номеров «лирической трагедии» было гораздо больше, чем в итальянской опере. Обычно и по музыке они были выше и более гармонировали с действием, происходившим на сцене. 

Скованный нормами и условностями придворного быта, нравов, эстетики, Люлли все же оставался «великим художником-разночинцем, сознававшим себя ровней самым знатным господам». Этим он заслужил себе ненависть среди придворной знати. Он не чужд был вольнодумства, хотя и писал немало церковной музыки и во многом реформировал ее. Кроме дворцовых, спектаклями своих опер он давал представления «в городе», то есть для третьего сословия столицы. Он с энтузиазмом и настойчивостью поднимал к высокому искусству талантливых людей из низов, каким был и сам.

Воссоздавая в музыке тот строй чувств, манеру изъясняться, даже те типы людей, какие зачастую встречались при дворе, Люлли в комических эпизодах своих трагедий (например, в «Ацисе и Галатее») неожиданно обращал взоры к народному театру, его жанрам и интонациям. И это удавалось ему, ибо из-под пера его выходили не только оперы и церковные песнопения, но и застольные и уличные песенки. Его мелодии распевались на улицах, «бренчались» на инструментах. Многие из его напевов, впрочем, вели происхождение от уличных песенок. Его музыка, заимствованная частью от народа, к нему возвращалась. Не случайно младший современник Люлли, Ла Вьевиль, свидетельствует, что одна любовная ария из оперы «Амадис» распевалась всеми кухарками Франции. 

Знаменательно сотрудничество Люлли с гениальным создателем французской реалистической комедии Мольером, который часто включал в свои спектакли балетные номера. Помимо чисто балетной музыки, комические выходы костюмированных персонажей сопровождались пением-рассказом. «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» написаны были и ставились на сцене как комедии-балеты. Для них Люлли, сам отличный актер, не раз выступавший на сцене, писал танцевальную и вокальную музыку. 

Итак, создатель «Персея» и «Армиды» не только музыкой своею, благородной и величавой, подавлял или снимал прециозно-галантные слабости Кино, поднимая лирическую трагедию на уровень Расина и Корнеля, а комический балет делал созвучным Мольеру, — он бывал порою шире и выше чистого классицизма своей эпохи. 

Потомство

Люлли известен нам главным образом благодаря его вкладу в религиозную музыку и сценическую музыку. Он войдет в историю как истинный создатель французской оперы . Он сочинил 14 лирических трагедий, самыми красивыми из которых, пожалуй, являются « Тесей» (1675 г.), Атис (1676 г.), Фаэтон (1683 г.) и его шедевр « Армида» (1686 г.). Он непринужден как в церкви, так и в театре, он является автором более 20 великих песнопений, в том числе знаменитого Te Deum 1677 года, а также 11 маленьких песнопений в более итальянском стиле.

Его восхищали музыканты того времени, его играли непрерывно до революции 1789 года, и его влияние было огромным во Франции на таких композиторов, как Франсуа Куперен , Марин Марэ , Жан Ферри Ребель , Жан-Филипп Рамо , а также на всю страну. Европа. Хранители его традиций кормили в 1733 году то, что называлось Querelle des Lullystes et des Ramistes . Некоторые из его учеников внесли свой вклад в влияние его стиля за пределами Франции: в германских странах Георг Муффа (который, кроме того, описал в предисловиях своих изданий практики Люлли для инструментовки, орнамента, смычка и оркестровой дисциплины), Иоганн Сигизмунд Куссер (который во Франции носил имя Куссер), Иоганн Каспар Фердинанд Фишер и итальянцы Винченцо Альбрици и Агостино Стеффани .

Люлли также оказали значительное влияние на композиторов оперы с конца восемнадцатого — го  века, особенно во время «реформы» оперы , которая должна была устранить то , что тогда считалось гласный чрезмерным вредным для театральной эффективности. Таким образом, в письменном Роланд и Атис , : Малый (второй итальянский после Люлл стать композитором для королевской оперы) б либретто Quinault пересмотрен Мармонтелем ). Точно так же Глюк и Томмазо Траэтта написали Армиду на либретто Кино. Короче говоря, Люлли, который считал, что его оперы следует исполнять так, как Шампмесле декламируется в Комеди-Франсез , кажется, создал гораздо больше, чем Вагнер , идеал драмы в музыке — «трагедию в музыке», как и он. позвонил ему в другом месте .

Кино

* Снятые оперы

  • Мещанин во дворянстве по Винсент Dumestre и Le Поэма Harmonique (2005);
  • «Кадм и Гермиона » Винсента Дюместра и Гармоническая поэма (2008);
  • Persée от Эрве Нике и Тафельмузик (2005).

* СМИ

* Художественная литература

  • «Мольер» , фильм Арианы Мнушкин (1978) с Марио Гонсалесом в роли Люлли;
  • Le Roi danse , фильм Жерара Корбиу (2000) с Борисом Терралем в роли Люлли.