Оглавление
Краткое содержание балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»
Музыку к балету «Лебединое озеро» П. И. Чайковский написал в 1876 году. Основой к созданию сюжета балета послужили старинные европейские легенды.
Действие начинается в саду замка Владетельной принцессы. Она отмечает совершеннолетие сына – принца Зигфрида. Звучат тосты в честь принца, танцуют пары. С поздравлениями к принцу стремятся придворные и друзья. На торжестве Зигфрида посвящают в рыцари. С этой минуты доблесть и долг будут определять все его поступки.
Юные девушки стараются обратить на себя внимание прекрасного принца. Но ни одна из них не привлекает молодого человека
Мечта об идеале не дает ему покоя.
Бал заканчивается, гости расходятся, на сад спускается ночь. Принц остается наедине со своими грезами
Внимание Зигфрида привлекает стая белых лебедей, пролетающих над головой
Мечты об идеале приводят юношу на берег волшебного озера. Вокруг озера – темный лес, рядом руины старинного замка. В мерцающих под светом луны водах кружатся белые лебеди. Неожиданно самый красивый из них превращается в восхитительную красавицу. Имя девушки – Одетта. Принц поражен ее красотой и понимает, что Одетта – это его идеал. Она рассказывает Зигфриду тайну Лебединого озера. Злое волшебство превратило Одетту и ее подруг в лебедей. С тех пор они могут принимать свой настоящий облик только ночью в водах озера рядом с мрачными развалинами.
Принц готов броситься на бой с колдуном и уничтожить его. Но Одетта рассказывает, что этим не уничтожить колдовские чары. Помочь может любовь и верность юноши, который никогда еще никому не клялся в любви. Лишь это снимет с Одетты и ее подруг злое колдовство, и они снова станут красавицами.
Неизбежно наступает рассвет, и с первыми всплесками зари девушки должны обратиться в белых лебедей. Зигфрид клянется Одетте в верности и любви на века. Он уверен в своих чувствах. Разговор Одетты с принцем слышит Злой Гений, который живет в развалинах древнего замка.
Во дворце матери Зигфрида происходит новое торжество. На праздник приглашены представители самых влиятельных семейств. Принцу должны показать свою красоту шесть самых восхитительных девушек королевства. Среди этих прелестниц Зигфрид должен выбрать одну, которая станет его невестой. Но принца нет на балу! Владетельная принцесса смущена. Она не знает, что ответить гостям. Ситуацию спасает шут. Он заводит веселые танцы.
Наконец, приходит и сам Зигфрид. Он не обращает внимания ни на одну из невест. Воспоминания об Одетте не дают ему покоя. Только она может стать его избранницей. Неожиданно на балу появляется прекрасная незнакомка в черном, удивительно похожая на Одетту. Это Одиллия, она дочь Злого Гения. Отец приказал Одиллии влюбить в себя Зигфрида и с помощью чар вырвать у него признание в верности и любви.
Принц танцует с Одеттой, уверенный в том, что это Одетта. Он заявляет матери, что это его невеста. Раздается злорадный смех колдуна. Вдалеке появляется образ Одетты. Злой Гений и Одиллия исчезают. Колдовство свершилось. Теперь колдовство невозможно разрушить.
Зигфрид, пораженный коварством колдуна, устремляется к Лебединому озеру.
Ночь над зачарованным озером. Убитая горем Одетта рассказывает своим подругам о предательстве принца. Клятва нарушена, больше ничто не сможет уничтожить колдовство. Вбегает принц. Он пытается рассказать об обмане. Ведь его признание на балу было предназначено Одетте. Он просит прощения у девушки. Она готова простить возлюбленного.
Но начинается страшный вихрь. Это злится жестокий колдун. Зигфрид с Одеттой пытаются противостоять судьбе. Но буря разъединяет героев. Противодействовать судьбе невозможно. Одетта исчезает. Принц остается на берегу озера один. Буря заканчивается. В каплях дождя и первых лучах солнца принцу мерещится дорогой ему образ Одетты.
История постановок
Сценическая история спектакля складывалась трудно. Премьера прошла 20 февраля (4 марта) года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру. Балет делился на четыре акта — по одной картине в каждом. Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала Полина Карпакова. На четвёртом представлении главную партию впервые исполнила Анна Собещанская.
Постановка Рейзингера успеха не имела и была признана неудачной. В 1882 году балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. 17 февраля 1894 года в концерте, посвящённом памяти П. И. Чайковского, была впервые показана «лебединая» картина II акта балета в постановке Льва Иванова (главные партии исполнили Пьерина Леньяни и Павел Гердт).
Премьера целого спектакля состоялась 15 () января года в Мариинском театре. Балетмейстером Петипа совместно с М. И. Чайковским были заново пересмотрены либретто и, совместно с композитором Рикардо Дриго — партитура. Петипа принадлежали хореография I акта, III акт и апофеоз; Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.
Версия Петипа—Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография второго, «лебединого», акта Иванова и «чёрного» pas d’action (нередко преобразованный в pas de deux принца Зигфрида и Одиллии) Петипа. Однако влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире механического воспроизведения отдельных её элементов. По сути, в ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П. И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход.
В году в бывшем Мариинском театре балет был переставлен в редакции Агриппины Вагановой. На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой и всяким волшебством в искусстве, спектакль стал как бы «историческим», более бытовым. Партия заколдованной принцессы-лебедя была впервые разделена на двух героинь: принцессу и её соперницу (Одетта — Галина Уланова, Одиллия — Ольга Иордан).
На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера, а наиболее распространённые замены заключаются в возвращении в III акт вариаций главных героев, написанных Чайковским для pas de six и pas de deux Собещанской и включение в 4-ю картину дуэта на музыку второй вариации из pas de six. «Лебединая» картина Льва Иванова наиболее точно восстановлена в оригинальном спектакле Джона Ноймайера «Иллюзии — как „Лебединое озеро“» ().
Лебединое озеро
Балет в трех актах по одноименному балету П. И. Чайковского «Лебединое озеро»Либретто Владимира БегичеваХореография Мариуса Петипа и Льва ИвановаСценическая редакция заслуженного работника культуры РФ Татьяны ЕрохинойВозрастное ограничение: 6+Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минутПремьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 23 мая 2014 годаБалет поставлен на музыку Петра Ильича Чайковского, созданную в 1875-1876 гг. Всего было три версии-постановки балета. Первые две считаются неудачными. Только третья, опрокинув все каноны академической хореографии, принесла балету не просто успех, но и бессмертие и является основой всех последующих классических редакций балета. Вряд ли найдется балетное произведение более известное и при этом с более сложной и противоречивой сценической судьбой.
Необычайная популярность сделала этот балет символом всего академического балетного искусства. Но сам композитор великого успеха своего произведения не застал.
Сюжет: В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна – рыцаря Ротбарта.
Первое действие
Белые лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым волшебником Ротбартом. Только по ночам возвращается к ним человеческий облик. На берегу озера во время охоты принц Зигфрид видит прекрасного лебедя с печальными глазами. Вдруг стая лебедей превращается в девушек. Среди них королева лебедей Одетта. Это ее глаза пленили Зигфрида. Ее красота очаровала молодого принца, и он клянется Одетте в вечной любви. Одетту трогает любовь юноши. Только искреннее и неизменное чувство может спасти девушек от чар злого волшебника. Но близится рассвет, и власть Ротбарта разлучает Зигфрида и Одетту.
Второе действие
На бал в замке герцогини собрались знатные вельможи со своими дочерьми, среди которых принц должен выбрать себе невесту. Среди танцующих гостей принц видит знакомый облик. Это действуют чары волшебника Ротбарта. Среди знатных гостей нет той, которой он поклялся в любви. В разгар бала появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью. Это Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту, королеву лебедей. Принц увлечен Одиллией, он влюбляется в нее. По требованию Ротбарта он, не раздумывая, клянется Одиллии в любви. В то же мгновение Одиллия и Ротбарт исчезают. Зигфрид понимает, что произошло непоправимое: он нарушил клятву, данную Одетте, и теперь ничто не спасет ее и подруг от чар волшебника. В отчаянии Зигфрид устремляется к лебединому озеру.
Третье действие
На берегу озера собираются девушки-лебеди. Появляется и Одетта, потрясенная изменой принца. Скорбь овладевает потерявшими надежду на спасение девушками. Но вот появляется Зигфрид. Он молит Одетту о прощении. Он пришел сюда, чтобы погибнуть вместе с любимой, если ничто не может их спасти. Принц вступает в бой с волшебником. Все силы природы приходят на помощь самоотверженной любви. Зигфрид побеждает. Одетта и ее подруги свободны от чар злого волшебника. Влюбленные без страха встречают рассвет нового дня. Ничто теперь не разлучит юношу и девушку, которых соединила любовь.
Действующие лица и исполнители:
- Принц Зигфрид – лауреат международного конкурса Д. Агафонов, А. Михеев, А. Чупраков
- Одетта-Одиллия – В. Иржигитова, Д. Смирнова, М. Тараканова, С. Яковлева
- Герцогиня, мать Зигфрида – Л. Любомирская
- Ротбарт, злой волшебник – А. Иванчук, Д. Косихин
- Шут – К. Костин
- Маленькие лебеди – Н. Вачевских, А. Иванова, И. Мищенко, И. Ярова
- Большие лебеди – А. Крюкова, Е. Антонова
- Испанский танец – М. Ковалева, Ю. Матвеева
- Русский танец – В. Иржигитова, М. Тараканова, С. Яковлева
- Неаполитанский танец – А. Иванова, С. Морогов
- Мазурка – О. Вачевских, К. Костин, Д. Косихин, А. Арефина, Ю. Жесткова
- Придворные дамы, кавалеры, лебеди, шутихи, неаполитанский танец, мазурка – артисты балета и воспитанники балетной студии
Над балетом работали:
- Дирижёр-постановщик – лауреат международных конкурсов Ю. Ильинов
- Балетмейстер-постановщик – заслуженный работник культуры РФ Т. Ерохина
- Художник-постановщик – Г. Матевосян
- Художник по костюмам – Е. Павловская
- Художник по свету – А. Павлов
- Репетиторы балета – заслуженный работник культуры РФ Т. Ерохина, Л. Любомирская.
- Концертмейстер балета – Л. Колчаногова
В культуре
- В честь балета назван сорт розы с лепестками белого цвета ‘Schwanensee’ , выведенный в 1968 году.
- В 1981 году вышло аниме «Лебединое озеро» от японской компании «Toei Animation».
- В СССР и постсоветском пространстве демонстрация по телевизору «Лебединого озера» на сцене Большого театра стала верным признаком серьёзных политических событий в стране. Этот балет показывали по телевизору в дни траура и похорон Генеральных секретарей ЦК КПСС Брежнева, Андропова, Черненко. Наконец, спектакль «Лебединое озеро» стал одним из наиболее запоминающихся символов Августовского путча 1991 года, поскольку во время событий постановку этого балета транслировали все телеканалы три дня подряд. Трансляция на YouTube-канале Большого театра 27 марта 2020 года, в разгар пандемии коронавируса и российской конституционной реформы, стала предметом шуток (Одетта-Одиллия — Светлана Захарова). Однако за первые сутки ролик набрал более 1 млн просмотров.
- В 1994 году вышел в прокат анимационный фильм Ричарда Рича «Принцесса-лебедь», сюжет которого основан на балете.
- Японская группа BUCK-TICK использует мелодию из «Лебединого озера» для исполнения песни「キラメキの中で…」(Kirameki no naka de) на своих концертах.
Оперы. Все пересказы
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик
4.
В конце 1877 года после просмотра балета Лео Делиба “Сильвия” Чайковский дважды в переписке с Надеждой фон Мекк и Сергеем Танеевым назвал “Лебединое озеро” “чистой дрянью”. Автор сурово судил не только партитуру своего балета, но и более ранние сочинения.
4 марта 1877 года – на сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро»
Исследователи творчества Чайковского полагают, что он не обратил внимание на слабость литературно-драматической основы “Сильвии”, но нашел в ней множество чисто музыкальных достоинств. Этот интерес затмил собой все прочие недостатки балета Делиба
“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III
«Чёрное» па-де-де
Зигфрид и Одиллия
Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.
Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год
Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.
Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.
До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.
“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де
Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.
Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.
Структура па-де-де
32 фуэте Одиллии
Фуэте
Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.
В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.
В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».
В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.
ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА РЕЙЗИНГЕРА
Художник Ф. Гаанен для декора 2-го акта, Москва 1877 г.
В 1895 году «Лебединое озеро» появилось в Петербурге, но уже в совсем другой версии. Во всех известных нам сегодня редакциях Одетта и её подруги предстают лебедями, потому что они заколдованы злым колдуном Ротбартом, но вот в либретто 1877 года эта история отсутствовала… Образ лебедя был символом не плена, но свободы, а Одетта и вовсе не была обычной земной девушкой, превращённой в птицу, она было доброй феей — волшебным и загадочным существом, которой подчинены силы природы, хранящие её от зла.
В первой постановке жизнь лебедей на озере естественна. Более того, эта редакция содержит в себе психологический нюанс — когда-то рыцарь погубил мать Одетты, поэтому она настороженно относится к Зигфриду. Её жизнь в его руках, его любовь может избавить её от «семейного рока» или принести ей гибель, всё зависит только от его действий. Озеро появилось из слёз дедушки Одетты, который оплакивал любимую дочь. Одетта находится под строгим надзором мачехи-совы. Зигфрида для неё — это губительный призрак прошлого. Её беда в том, что она любит его, а для магического существа — тот, кого ты страстно любишь, и станет причиной твоей гибели.
Девушки-лебеди отличаются от других птиц тем, что у них на голове корона из перьев, которая хранит магическую силу. Если её украсть — они станут обычными девушками. Этот переход из мира волшебного в мир реальный сулит и счастье, и невзгоды, присущие действительности, от которой волшебство больше не спасёт. Они становятся уязвимы для всего — старости, болезней, опасностей — всего того, что фее угрожать не может. И именно корона защищает героиню от мачехи. Когда Зигфрид в конце срывает её, он губит и её, и себя.
Такой сюжет сложно выразить языком танца, поэтому первая редакция и оказалась такой слабой. Вторая петербургская редакция держалась на сцене до 1933 года, пока к авторскому замыслу не обратилась Агриппина Ваганова.
В последующих после 1877 года постановках мачеху-сову постепенно вытесняет персонаж Ротбарт. И так как «семейная драма» в итоге исчезла с появлением никак к ней не относящегося Ротбарта, то в 1895 году он уже предстаёт просто злым колдуном, который превратил девушек в лебедей. Поначалу он был лишь заменой совы и во втором акте на сцену вообще не выходил. Расширение его функций появится значительно позже.
Все исправления либретто привели к тому, что в финальной сцене стали показывать не срывание короны как магической защиты, а битву Ротбарта с Зигфридом. Хотя момент отрывания крыла и отсылает нас к сцене с короной.
В 1877 году Зигфрид совсем не был положительным персонажем. Одетта не простила ему измены и собиралась покинуть его. Именно тогда он и срывает с неё корону, пытаясь силой заставить её быть с ним. И гибель Зигфрида — это наказание, потому что по замыслу авторов спектакля, нельзя стать счастливым через насилие.
В романтическую эпоху образ лебедя соединял два на первый взгляд противоположных начала — свободы и смерти. Отсюда и мотив — рождение свободы через смерть. Лебединая песня — песня прощания с миром и благословения небес. Но стоит отличать романтизм от декаданса, потому что балет завершался мажорным светлым апофеозом — после разразившейся бури перед зрителем предстаёт картина успокоенной стихии как вера в обновляющую силу природы. Красота восторжествовала над смертью, которая может прервать, но не может прекратить жизнь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК ГРИГОРОВИЧА
Идея полностью переделать «Лебединое озеро» пришла к Григоровичу не сразу. Изначально перед ним стояла задача лишь немного освежить тот спектакль, который уже шёл на сцене Большого театра.
В планах у хореографа было сохранение pas de deux Одиллии и Зигфрида и Ивановской «лебединой» картины, но, как и перед Вагановой, стояла проблема соотнести это с новыми замыслами. Григорович искал выход в музыке Чайковского, опираясь на неё он искал пути к новой хореографии и сценической драматургии. Он уходит от конфликта «быт-мечта». Первое действие делает намеренно излишне пышным, создавая контраст внутреннего мира героя, который, однако, не вступает с ним в прямой конфликт. Он старался избежать героя меланхоличного, рефлексирующего и сентиментального.
Изначально хореограф задумывал почти триллер. Сцена Дня рождения — центральное событие сюжета, здесь впервые герой ощущает разлад с самим собой, ощущая скорую встречу с судьбой и находясь на границе раздвоения личности в образе чёрного двойника, рыцаря зла Ротбарта.Григорович постоянно искал ответ на вопрос, кто такой Ротбарт. Его не устраивала версия абстрактного волшебника, который по непонятным причинам преследует лебедей. Так в его изначальных замыслах Ротбарт появлялся достаточно эффектно: в один момент Зигфрид вдруг обнаруживает напротив него за пиршественным столом человека.
Одетта и Одиллия сливаются в некий единый женский мир, который противостоит мужскому миру Зигфрида. Это олицетворение душевного раскола героя, стремящегося к идеальной любви, но оказывающегося в плену житейской страсти.
По другой первоначальной задумке хореографа Ротбарт также не предстаёт абстрактным носителем зла. Это именно он ведёт Зигфрида на озеро, он открывает ему Одетту, и он же препятствует их счастью, представляя ему оборотную сторону идеала — Одиллию. Но в итоге, образ Ротбарта остался неизменным.
Главного героя выявляла не лирическая интродукция, а бравурная музыка — вступление к празднику. Принц больше не предстаёт романтическим героем, его не терзают тайные думы и сомнения, он активно принимает участие в празднике, проходит обряд посвящения в рыцари. Только с угасанием праздника в герое начинает назревать тревога.
Во второй картине Григорович сочинил мужской дуэт Зигфрида и Ротбарта. Танец Зигфрида дублировал танец своего двойника. В пластике Ротбарта прослеживаются «лебединые» движения, они не имитируют взмахи крыльев, но приобретают «колдовское» звучание. Этот танец создаёт образ бегства на озеро в объятия чёрной зловещей тени судьбы, указывающей путь в лебединое царство.
Конфликт Зигфрида и Ротбарта продолжается на озере. Ротбарт оставляет героев наедине, но появляется к концу рассказа Одетты, препятствуя тому, чтобы они были вместе. Ротбарт отступает назад и притягивает принца. Руки Зигфрида тянутся к Одетте, а тело подчиняется двойнику.Танцы невест у Григоровича лишены национального колорита и переведены в классику. Они построены как сольные женские вариации с активным аккомпанементом кордебалета-свиты каждой принцессы.
Выход Ротбарта и Одиллии вносит в действие ноту таинственности, танец становится началом колдовства. Ротбарт руководит движениями Одиллии, постоянно всматриваясь в реакцию принца, который тянется к женщине, поражённый и её схожестью с Одеттой, и её красотой.
В финале у Григоровича умирает только Одетта, а раскаявшийся Зигфрид встаёт на одно колено в знак вечной верности своему идеалу
Хореографу было важно показать именно момент душевного раскаяния героя
Спектакль в таком варианте был показан всего два раза в 1969 году. Расхождение с канонической версией Петипа-Иванова вызвало острую критику. От неё не спасло даже то, что Григорович максимально вернулся к первоначальному замыслу самого композитора. До «Лебединого озера» он уже ставил несколько других балетов на музыку Чайковского, и отлично понимал его музыку. В итоге, пришлось идти на компромиссы и подстраиваться под желаемую публикой трактовку. Постоянные изменения в балете привели к финалу со счастливым концом, где любовь побеждает смерть. Именно такое окончание истории мы и видим сегодня на сценах большинства мировых театров.
Лебединое Озеро — либретто
Первое действие. Первая картина. Весеннее утро. На берегу озера Принц Зигфрид, Бенно и друзья Принца веселятся, танцуют с крестьянками, пируют. Появляется Владетельная Принцесса — мать Зигфрида в сопровождении свиты.
Она напоминает Принцу о том, что наступил последний день его холостой жизни — завтра совершеннолетие, и он должен выбрать себе невесту. Владетельная Принцесса представляет Зигфриду двух девушек-невест и предлагает ему выбрать одну из них. Принц в замешательстве. Ему на помощь приходит Бенно. Мать вновь предлагает Зигфриду выбрать невесту. Он отказывается. Владетельная Принцесса в гневе уходит вместе со своей свитой. Желая отвлечь Принца от неприятных мыслей, Бенно, Шут, Охотники вовлекают его в свой танец. Но Принц хочет остаться один. Над озером пролетает стая лебедей, и Принц устремляется к озеру.
Вторая картина. По озеру проплывает стая лебедей. Принц с удивлением видит, что лебеди превращаются в девушек. Королева лебедей Одетта рассказывает Принцу о том, что она и ее подруги — жертвы злого колдовства волшебника Ротбарта, который превратил их в лебедей. Только ночью, возле этого озера, могут они принимать человеческий облик. Страшные чары будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит ее на всю жизнь. Тот, кто не клялся в любви другой девушке, может быть ее избавителем и вернуть ей прежний облик. Зигфрид очарован красотой Одетты и вызывается быть ее спасителем. Он клянется ей в вечной любви и верности. Занимается заря. Одетта прощается со своим возлюбленным и вместе с подругами скрывается. На озеро опять выплывает стая лебедей.
Второе действие. Третья картина. В замке Владетельной Принцессы — большой бал, посвященный совершеннолетию Принца. На этом балу, согласно воле матери, Зигфрид должен окончательно выбрать себе невесту. Появляются гости, проходят невесты со свитой. Невесты танцуют. Принц танцует с невестами. Мать снова просит Зигфрида сделать выбор. Он колеблется. Внезапно появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью. Сходство Одиллии с Одеттой смущает Принца. Увлеченный ее красотой, он ничего не замечает вокруг. Одиллия, всячески подчеркивая свое сходство с девушкой-лебедем, обольщает Принца. Зигфрид делает выбор — убежденный, что Одетта и Одиллия — одно лицо, он объявляет дочь Ротбарта своей невестой и клянется ей в вечной любви. Ротбарт и Одиллия смеются над ним. В окно замка бьется белый лебедь. Принц бросается вон из замка. Владетельная Принцесса в отчаянии, все стараются ее утешить.
Третье действие. Четвертая картина. Озеро лебедей. Девушки-лебеди в тревоге ждут возвращения Одетты. Она в отчаянии рассказывает им про измену Зигфрида. Злой гений восторжествовал, и теперь девушкам нет спасенья. На озере начинается буря. На берег выбегает Принц, умоляя Одетту о прощении. Но Одетте суждено погибнуть. Принц борется с Ротбартом. Смертельно раненый, умирающий Ротбарт губит Принца. Склоняясь над Зигфридом, угасает Одетта. Но девушки-лебеди освобождены от злого колдовства Ротбарта.