Биография клода дебюсси

Оглавление

Детские годы и юность

Появился на свет Ашиль-Клод Дебюсси в столице Франции в 1862 году. Будущий композитор имел четверых братьев и сестёр, поэтому семья жила относительно небогато. В 1870 году глава семейства Викторин принимает решение перебраться в приморский город Канны. Тут маленький мальчик начал обучаться ранней игре на фортепиано, а его учителем стал известный итальянский композитор-виртуоз Жан Черутти.

В консерватории Дебюсси занимался:

  • изучением игры на фортепьяно;
  • сочинением небольших увертюр;
  • подработкой учителем музыки.

В 1879 году семнадцатилетний юноша развлекал богатых гостей замка Шенонсо своей игрой на музыкальных инструментах. Именно тут юноша пристрастился к роскошной жизни и стал задумываться о том, как ему быстро и легко заработать деньги. Он устроился преподавателем музыки к Надежде фон Мекк, ставшей впоследствии покровительницей Петра Чайковского. Двадцатилетний юноша много путешествовал, бывал в Италии и Швейцарии, он не только преподавал музыку, но и сочинял небольшие увертюры.

Обучаясь в консерватории, Ашиль-Клод неоднократно вызывал негодование своих преподавателей, неизменно нарушая устоявшиеся классические каноны музыкальных композиций. В 1884 году он получил престижную награду — Римскую премию — за свое сольфеджио, после чего решил дальнейшее обучение продолжить в Италии. К сожалению, местная музыка не вдохновляла будущего композитора, поэтому он стал воплощать собственные индивидуальные и необычные творческие идеи.

Музыкальный композитор

В 1880 году Надежда фон Мекк, которая ранее поддерживала русского композитора Петра Ильича Чайковский наняла Клода Дебюсси для обучения детей игре на фортепиано. Вместе со своими детьми Дебюсси путешествовал по Европе и начал накапливать музыкальный и культурный опыт в России, чтобы вскоре обратиться к своим сочинениям, в частности, познакомился с русскими композиторами, которые окажут значительное влияние на его творчество.

В 1884 году, когда ему было всего 22 года, Дебюсси принял участие в кантате L ‘Enfant prodigue (Блудное дитя) в Prix de Rome, конкурсе для композиторов. Он взял главный приз, что позволило ему учиться в течение трех лет в итальянской столице, хотя он вернулся в Париж через два года. Находясь в Риме, он изучал музыку немецкого композитора Рихарда Вагнера, в частности его оперу «Тристан и Изольда». Влияние Вагнера на Дебюсси было глубоким и продолжительным, но, несмотря на это, Дебюсси, как правило, уклонялся от показа оперы Вагнера в своих собственных произведениях.

Дебюсси вернулся в Париж в 1887 году и посетил Парижскую всемирную выставку два года спустя. Там он услышал музыкальный ансамбль яванского гамелана, состоящий из колокольчиков, гонгов, металлофонов и ксилофонов, иногда в сопровождении вокала, и в последующие годы обнаружил, что Дебюсси включает элементы гамелана в свой существующий стиль для создания совершенно нового вида звука.

Музыка, написанная в этот период, стала отражением ранних шедевров композитора Ariettes oubliées (1888), Prélude à l ‘après-midi d’ un faune (Прелюдия после полудня Фавна; завершена в 1892 году и впервые исполнена в 1894 г.) и Струнном квартете (1893 г.), которые были четко отделены от работ его грядущего зрелого периода.

Оригинальная опера Дебюсси, Pelléas et Mélisande, была закончена в 1895 году и была сенсацией, когда впервые была исполнена в 1902 году, хотя она глубоко разделила слушателей (зрители и критики либо любили ее, либо ненавидели ее)

Внимание, привлеченное к Пеллеасу в сочетании с успехом Prélude в 1892 году, принесло Дебюсси широкое признание. В течение следующих 10 лет он был ведущей фигурой во французской музыке, сочинение таких длительных произведений, как «La Mer» («Море», 1905 г.) и «Иберия» (1908 г.) для оркестра, а также «Images» (1905 г.) и «Детский угловой сюжет» (1908 г.) для фортепианого соло

Примерно в это же время, в 1905 году, была опубликована сюита Debussy’s Bergamasque. Комплект состоит из четырех частей: «Prélude», «Menuet», «Clair de lune» (в настоящее время считается одним из самых известных произведений композитора) и «Passepied».

Детство и юность будущего музыканта

Ашиль-Клод Дебюсси (полное имя композитора) родился 22 августа 1862 г. в пригороде Парижа. Отец Клода владел небольшим посудным магазином, который вскоре продал, и семья переехала в Париж.

Вскоре мать увезла сына в Канн, подальше от начавшейся Франко-прусской войны. Там, начиная с 1870 г., мальчик учится играть на фортепиано.

В детстве

Вернувшись в Париж, он продолжил занятия у ученицы самого Шопена, Антуанетты де Флервиль.

В 1872 г. поступил на учёбу в класс фортепиано Парижской консерватории к Антуану Мармонтелю, известному пианисту. Другой именитый преподаватель, Альбер Лавиньяк, преподавал сольфеджио, а органом юный студент занимался с Сезаром Франком.

В юности и молодости

Первый взлет

К завершению долгого 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу — кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Ее создание было навеяно личным обращением автора к Богу. После исполнения произведения в стенах консерватории Ш. Гено назвал 22-летнего Клода гением. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.

В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром «Дева-избранница». В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений — «Бельгийские пейзажи», «Лунный свет», Мандолина», «Пять поэм» и других.

Период высшего творческого подъема

Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», — однажды произнес Дебюсси.

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.

Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

https://youtube.com/watch?v=Izvse8DCvng

Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки

Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете

Родоначальник музыкального импрессионизма

Композитор Дебюсси, ещё обучаясь в консерватории, отходил от привычных канонов и писал уникальную музыку, которая не была похожа на произведения того времени. В обществе художественных изгоев он полностью ушел от общепризнанных направлений в искусстве, став фактически родоначальником музыкального импрессионизма. Дебюсси смог поставить в 1902 году в парижской опере оригинальную авторскую версию «Пеллеаса и Мелизанды», которая отличалась от его же классического произведения, вышедшего несколькими годами ранее.

Новый стиль Клода Дебюсси получил как восторженные отклики критиков, так и многочисленные разгромные рецензии. Его оперы и необычная музыка быстро стали популярными, а композитор был удостоен ордена Почетного легиона, который ценился во Франции и многих других странах континентальной Европы. В 2005 году в Париже Клод представил своё новое симфоническое произведение «Море». Эта увертюра породила многочисленные споры, неизменно подогревавшие интерес к творчеству композитора.

Основные произведения Дебюсси:

  • Сюита «Весна».
  • «Героическая колыбельная».
  • «Пеллеас и Мелизанда».

В начале XX века Дебюсси много путешествовал и давал концерты, которые всегда проходили с полным аншлагом. Особой популярностью пользовалось произведение «Маленький пастух». Композитор создал многочисленные пьесы, в которых особое место заняла миниатюра «Терраса свиданий». Эти работы вошли в список классических, они популярны и по сей день, поэтому включены в программы многих известных оркестров.

Музыка

Ранние произведения Дебюсси несколько раз исполнялись на публике, но не принесли ему громкого успеха и популярности. Несмотря на это, коллеги-композиторы признали талант молодого автора и в 1893 году приняли его в комитет Национального музыкального общества, где Клод представил только что сочиненный «Струнный квартет», который впоследствии оказал влияние на музыку Мориса Равеля.

В том же году произошло событие, имевшее ключевое значение для творческой биографии Дебюсси. Композитор посетил премьеру спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» и решил, что эта постановка должна переродиться в оперном жанре. Вскоре Дебюсси получил согласие бельгийского автора на музыкальную адаптацию произведения и, не теряя времени, принялся за работу.

Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.

В 1900 году Клод начал посещать встречи неформального общества «Les Apaches», в которое входили молодые художники, поэты, критики и музыканты со статусом «художественных изгоев». Многие члены этой организации присутствовали на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Дебюсси под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Рецензии на это произведение были неоднозначными: одни критики считали, что композитор сделал большой шаг назад, другие хвалили силу, очарование, необычайную живость и блестящую фантазию автора.

С 1898 года Клод работал над постановкой дебютной оперы и вел переговоры с руководством парижского театра в лице Андре Мессаже и Альбера Карре. В итоге в апреле 1902-го в «Opéra-Comique» состоялась премьера «Пеллеаса и Мелизанды», которая разделила публику на поклонников и скептиков.

Хотя мнение о новом произведении Дебюсси было неоднозначным, опера быстро стала популярной и сделала автора кавалером Ордена «Почетного легиона», известным во Франции и других странах Европы. Вокальная партитура была опубликована в мае 1902 года, а полное издание нот вышло в 1904-м.

В 1905 году в Париже Дебюсси впервые представил симфоническое произведение «Море», которое вновь породило споры, подогревавшие интерес к творчеству композитора. В конце 1900-х годов сочинения Клода часто появлялись в концертных программах на родине и за границей. Особой популярностью пользовалась сюита «Детский уголок» и ее фрагменты «Снег танцует» и «Маленький пастух».

Признание публики подталкивало Дебюсси к работе. В 1910-1913 годах композитор создал самые известные пьесы для фортепиано, особое место среди которых заняли «Прелюдии», состоявшие из 2 тетрадей и включавшие такие миниатюры, как «Девушка с волосами цвета льна» и «Терраса свиданий при лунном свете».

В 1914 году Клод начал работу над циклом из 6 сонат для различных инструментов, но смертельная болезнь помешала ему завершить задуманное полностью. Последним шедевром Дебюсси стало произведение для скрипки и фортепиано, написанное в 1917-м.

Личная жизнь

Первой музой композитора стала певица Мари Гарден, которая к тому времени была замужем, но у них завязался страстный роман. Известно, что эти отношения длились в течение 7 лет, но в 1890 году муза Дебюсси ушла от начинающего музыканта, вернувшись к своему супругу. Дебюсси в общей сложности посвятил своей первой любви 27 песен и несколько масштабных композиций.

В скором времени Клод познакомился с Габриэль Дюпон, и после нескольких лет отношений они решили перебраться в Париж. Однако буквально через месяц после начала совместной жизни композитор завел роман с известной певицей Терезой Роже. Сразу после этого Дебюсси предложил новой возлюбленной руку и сердце.

Знакомые и друзья осудили такое поведение композитора, тем самым поспособствовав расторжению помолвки.

Через 5 лет Клод вновь начал семейную жизнь, его избранницей стала Мари-Розали Текстье. Девушка была одновременно прямолинейной и ласковой, она создала для своего супруга все условия для творчества. Однако Мари не понимала музыку мужа, поэтому Дебюсси, жаждущий возвышенных отношений, вскоре отправил жену к родителям и начал в Париже многочисленные романы с певицами и актрисами. Это привело к публичному скандалу, а композитор лишился уважения друзей.

Детские и юношеские годы

Он родился в Париже. Дата рождения маэстро – 22 августа 1862 года. Клод воспитывался в многодетной семье. Некоторое время семейство проживало в столице Франции, но спустя некоторое время большая семья переехала в Канны. Вскоре Клода начали знакомиться с лучшими образцами классической музыки. Он изучал игру на клавишных под руководством итальянца Жана Черутти.

Он быстро учился. Клод схватывал всё на лету. Спустя некоторое время молодой человек продолжил знакомиться с музыкой, но уже в Парижской консерватории. Он получал удовольствие от занятий. Клод числился на хорошем счету у педагогов.

В 1874 году старания молодого музыканта были оценены по достоинству. Он получил свою первую премию. Клод тянул за собой шлейф подающего большие надежды музыканта и композитора.

Watch this video on YouTube

Летние каникулы он проводил в замке Шенонсо, в котором развлекал гостей своей изумительной игрой на фортепиано. Ему не чужда была роскошная жизнь, поэтому через год музыкант занял должность преподавателя в доме Надежды фон Мекк. После этого, несколько лет он посвятил путешествиям по европейским странам. Тогда же он сочиняет несколько миниатюр. Речь идёт о произведениях Ballade à la lune и Madrid, princesse des Espagnes.

Он постоянно нарушал классические каноны композиции. Увы, но такой подход нравился на всем преподавателям Парижской консерватории. Несмотря на это, очевидный талант Дебюсси было не запятнать импровизацией. Он получил «Римскую премию» за сочинение кантаты L’enfant prodigue. После этого Клод продолжил обучение в Италии. Ему нравилась атмосфера, которая царила в стране. Итальянский воздух был пропитан новаторством и свободой.

Возможно, именно поэтому музыкальные произведения Клода, написанные в период проживания в Италии,  педагоги охарактеризовали как «причудливые, витиеватые и непонятные». Вернувшись на родину, он потерял свободу. Клод оказался под влиянием сочинения Рихарда Вагнера. Спустя некоторое время он поймал себя на мысли, что у произведений немецкого композитора нет будущего.

Поздний творческий период

Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.

Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту «Детский уголок», которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы — игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.

В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету «Игры», который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений — «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова». В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.

Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

Смерть Claude Debussy

В 1908 году ему поставили неутешительный диагноз. 10 лет композитор боролся с колоректальным раком. Ему провели хирургическое вмешательство. Увы, но операция не улучшила состояние Клода.

В последние месяцы жизни он практически не сочинял музыкальные произведения. Ему сложно было выполнять элементарные дела. Он был замкнут и не общителен. Вероятнее всего, Дебюсси понимал, что вскоре скончается.

Он жил благодаря заботе официальной жены и их общей дочери. В 1918 году лечение больше не помогало. Он скончался 25 марта 1918 года. Он умер в собственном доме, в столице Франции.

Родственники не могли организовать торжественную похоронную процессию. Всему виной – Первая мировая война. Гроб с телом маэстро пронесли пустыми французскими улочками.

Ранняя биография

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.

Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».

Смерть композитора

Известно, что ещё в 1908 году Дебюсси поставили страшный диагноз — колоректальный рак. Именно эта болезнь в последующем и стала причиной смерти этого гениального композитора. Десять лет он боролся со страшными болями, в 1915 году лёг под нож хирурга, но результатом такой операции стало лишь временное улучшение самочувствия.

Гениальный композитор еще пытался сочинять музыку с грустным содержанием, но вскоре болезнь одолела его полностью. В 1918 году он оказался прикованным к постели, существуя лишь благодаря заботе дочери и жены. Лекарства, прописанные доктором, больше не снимали боль, и 25 марта 1918 года Клод Дебюсси скончался в своем доме в Париже.

Биография этого великого композитора сегодня изучается в школах, поэтому потребуется подготовить краткие сообщения и рефераты, главная тема которых — творчество Клода Дебюсси. Необходимо рассказать об особенностях его произведений и о том, какие авторы повлияли на музыканта. Доклады должны будут содержать информацию о национальности композитора, его деятельности и судьбе в целом. Также можно подыскать интересные портреты этого выдающегося человека, который навечно оставил свой след в мировой музыке.

Пик творческой карьеры Claude Debussy

Через год он завершил оперу. Композитор представил обществу произведение «Послеполуденный отдых фавна». Не только поклонники и влиятельные критики высоко оценили старания Клода. Он оказался на пике творческой карьеры.

Watch this video on YouTube

В новом столетия он начал посещать встречи неформального общества Les Apaches. В сообщество входили разные деятели культуры, которые называли сами себя – «художественные изгои». Большинство членов  организации находились на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Клода под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Мнение культурных деятелей разделилось: одни считали Дебюсси откровенным неудачником, другие, напротив – превозносили талант композитора.

В 1902 году состоялась премьера оперы «Пеллеаса и Мелизанды». Музыкальное произведение опять разделило общество. У Дебюсси были как поклонники, так и те, кто не воспринимал работы француза всерьёз.

Несмотря на то, что мнение музыкальных критиков разделилось – премьера представленной оперы прошла на «ура». Публика тепло приняла постановку. Дебюсси укрепил свой авторитет. В этот же период времени он стал кавалером Ордена «Почетного легиона». Отметим, что полное издание нот вышло спустя пару лет после презентации вокальной партитуры.

Вскоре состоялась премьера одного из самых проникновенных произведений репертуара Дебюсси. Речь идёт о симфонической композиции «Море». Сочинение опять дало повод для споров. Несмотря на это работы Клода всё чаще звучали со сцен лучших европейских театров.

Успех мотивировал французского композитора на новые подвиги. В начале нового столетия он создал, пожалуй, самые известные пьесы для фортепиано. Особого внимания заслуживают «Прелюдии», которые состоят из двух тетрадей.

Claude Debussy (Клод Дебюсси): Биография композитора

В 1914 году он приступил к написанию цикла сонат. Увы, но он так и не закончил начатую работу. В это время здоровье маэстро сильное пошатнулось. В 1917 году он сочинил композиции для фортепиано и скрипки. На этом его карьера закончилась.

История жизни Клода Дебюсси

В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 — вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда. Поставленный в парижской 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера.

Следующий год принес цикл Эстампы (Estampes) — в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз — с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси — трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов — Трех песен Франции (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (Ftes galantes, 1904). 

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош — антидилетант, Monsieur Croche — antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов (Images, 1905-1907) последовала сюита Детский уголок (Children’s Corner, 1906-1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя). 

Дебюсси & Сати (фото Стравинского, 1910 год)

Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д’Аннунцио Мученичество св. Себастьяна (Le Martyre de Saint Sbastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры (Jeux), который был показан труппой Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. 

В том же году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками (La bооte а joujoux) — его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов (Douze tudes), посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв.