Оглавление
Внешность кумыков
За долгую историю кумыкам пришлось пережить немало потрясений и войн, однако они сумели остаться достаточно многочисленным народом. На Кавказе они являются вторым по численности тюркским этносом. Несмотря на тюркские аспекты в языке и происхождении, кумыки отличаются ярко выраженными внешними европейскими чертами.
Считается, что предками северных представителей этого народа могли быть половцы, из-за чего многие кумыки северных регионов имеют высокий рост, крепкое и стройное телосложение, правильные черты лица, светлые волосы и глаза. Азиатские внешние особенности можно заметить у южных кумыков.
Внешность кумыков может быть разной – от абсолютно европейских черт лица до азиатского типа / almode.ru
Среди них встречаются люди с раскосыми глазами, невысокие по росту, смуглой кожей и тёмными волосами. Мне кажется, именно такие внешние аспекты помогают решить проблему споров о происхождении кумыков.
Нельзя исключать, что в этом народе есть несколько ответвлений, в каждом из которых доминирующую роль играли разные этносы. Так, к примеру, на формирование северных кумыков могли оказать влияние хазары, а южных – тюркские народы.
Абдул-Вахаб, сын Мустафы из Казаниша, выдающийся кумыкский архитектор XIX века, 1860 год / Ф. ПетровМестонахождение: Государственный русский исторический музей, Москва, Россия
Кумыкские ремесла
Традиционные занятия кумыков — пашенное земледелие, скотоводство, садоводство, виноградарство, шелководство, добыча соли, домашние ремесла, торговля.
Домашние промыслы: обработка овчины, шерсти, кожи, безворсовое и ворсовое ковроткачество, производство сукна, войлока, шелковых тканей, кузнечное и оружейное дело, золотое шитье, басманные изделия (вид чеканки), кружевоплетение.
Близость крупных торговых центров, возможность приобретать там необходимые товары и предметы быта, а не изготовлять их собственноручно, тесные культурно-экономические связи как с горцами Дагестана, так и с народами Северного Кавказа, оказали решающее значение на развитие Материальной и бытовой культуры кумыков, которая по ряду показателей была достаточно высокой. При этом в силу тех же объективных причин кумыки не создал и та кой целостной художественно-конструктивной системы в архитектуре и прикладном искусстве как другие дагестанские народы, в их культуре меньше сохранилось архаичных элементов и в целом она имеет более светский характер.
Кумыкские войлочные ковры «Арбабаш»
У кумыков было развито ковроткачество, причем все видов — ворсовое, безворсовое, войлочное.
Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.
1 из 3
Ковер цветов воды и огня
Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений.
Кумыкские шелковые платки — тастары
Кумычки также занимались ткачеством сукна и шелковых тканей, золотым шитьем, кружевоппетением, изготовлением галуна, тесьмы, кистей и бахромы из золотых и серебряных нитей. Все это использовалось в качестве декоративной отделки как женской, так и мужской одежды (черкесок, башлыков).
Золотое шитье, найдите 9 птиц
Особого мастерства кумычки достигли в плетении тастаров: легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки тастары считались символом женственности. Сейчас эта традиция уходит в прошлое, так как изготовить такой платок стоит большого труда. Прежде чем научиться плести настоящие шелковые тастары, уходят долгие годы. Каждая клеточка – тяжелый труд, кропотливая работа. Не все выдерживают. Один неправильно завязанный узелок – и пропала вся работа.
1 из 7
Кумыкские шелковые платки — тастары
Плетение – это только часть дела. Самое сложное – приготовление ниток. Это очень ответственный этап. Раньше нити плели из кокона тутового шелкопряда. Сотканный из каких бы то ни было других нитей не считается настоящим тастаром.
Внешность
Антропологический состав кумыков неоднороден, различаются характерные внешние особенности. Их относят к европеоидной расе, ориентировочно каспийского и кавкасионского подтипов. Это связано с историческим расселением народности по разным сторонам реки Сулак. По одной из версий, предками кумыков являлись половцы, что нашло отражение в преобладающих европеоидных чертах внешности северных кумыков: высокий рост, крепкое телосложение, светлые глаза, волосы и кожа.
У южных кумыков преобладают азиатские черты внешности: узкий разрез глаз, темная пигментация глаз, кожи, волос. Исследователи не пришли к единому мнению относительно появления ярко выраженных тюркских признаков во внешности южных кумыков. Рассматриваются следующие версии:
В формировании внешности кумыков принимали участие хазары, появившиеся в регионе после распада Хазарского каганата.
Предками кумыков стали смешанные монголо-тюркские народы, пришедшие из Передней и Средней Азии.
Одежда
Национальный мужской кумыкский костюм не отличался от черкесского. Нательные штаны и рубаха с высоким воротом дополнялись буркой: темного цвета —для повседневной носки, светлых оттенков — для праздников. Поверх надевали черкеску, чаще черного цвета, папаху. В холодное время года носили короткую шубу из овечьей шерсти, традиционную бурку.
Женское повседневное платье прямого или туникообразного кроя, вниз надевали шаровары. Для выхода за пределы дома и при приеме гостей носили плотное верхнее платье распашного типа. Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком.
Традиционный вариант праздничного платья — къабалай. Наряд шился из дорогостоящих материалов: шелка, шерсти, парчи. По крою напоминал повседневное распашное платье, верх кроили более облегающий. Его дополняли нагрудником, богато декорированным вышивкой, серебряными или золочеными украшениями. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.
[править] Ссылки
Роль хазар в этногенезе кумыков относится к Хазарии |
|
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне |
Внешние отношения | Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария |
Артефакты | Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф |
Генетика кумыков
Кумыки не мыслят себя вне тюркского историко-культурного мира и поддерживают национально-культурные связи с другими тюркскими народами, однако следует отметить, что их «тюркость» ничего общего с идеями пантюркизма не имеет. При гаплогруппах кумыков J1-25%, J2-20%, R1b-25%, G -13% , R1а- 12%
и J1-60%, R1b- 30% у дагестаноязычных этносов «обращает на себя внимание отсутствие у исследованных кумыков тюркских гаплогрупп: C, Q, N, т.е. гaплогрупп, чаще встречающихся у тюрков, которые как известно сформировались в сев
Китае во второй половине I тыс. до н. э.
1 из 3
Для кумыков, как и для других коренных этносов Дагестана, мажорной (основной) оказалась гаплогруппа, маркирующая автохтонный (местный) дагестанский субстрат, – J1-M267, уровень концентрации которой достигает 35 %. У нетюркоязычных народов Дагестана эта гаплогруппа встречается еще чаще: в среднем 72 % и доходя практически до 100 % у цезской группы. В других популяциях Кавказа гаплогруппа J1-M267 редка, у тюркоязычных народов Кавказа еще меньше (в среднем 2 %).
Следующими по частоте гаплогруппами в генофонде кумыков оказались J2a-M172 и субгаплогруппа R1b1a2-M269, которые представлены примерно в равных пропорциях и достигают рубежа чуть более 20 %. Мировой максимум J2a-M172 отмечен на Северном Кавказе у народов нахской группы: 79 % у ингушей и 55 % у чеченцев. Эта гаплогруппа также указывает на кавказский, но «заимствованный» субстрат в структуре генофонда кумыкского этноса. J2a-M172 не свойственна для многих коренных этносов Дагестана, исключение составляют этносы лезгинской группы языков: и , которые имеют в своем генофонде 23 и 14% соответственно, что указывает на возможное его проникновение в генофонд Дагестана из Закавказья, а не от этносов, у которых выявлен мировой максимум.
Основной территорией распространения субгаплогруппы R1b1a2-M269 является Западная Европа (до 80 %). Она представлена у всех народов Дагестана, но с высокими частотами – у лезгин (30 %) и аварцев (14 %).
Обращает на себя внимание наличие в генофонде кумыков гаплогруппы G2a-P15 примерно в той же пропорции (15 %), что и у автохтонных этносов Дагестана: цахуров, аварцев и лезгинов (10–14 %)
[править] История
Согласно И. Клапроту, кумыки появились в Дагестане одновременно с хазарами. Некоторые авторы считают кумыков потомками хазар.
Как и хазары кумыки исповедовали тенгрианство и частично, возможно, иудаизм.
Отмечаются гебраизмы (Шабагат гюн — Шаббат, Тёре — «закон», от Тора и т. д.).
Кумыкский топоним Шура напоминает название Саркел.
С хазарами связаны некоторые древние предания кумыков.
Во всяком случае, территория на которой традиционно живут кумыки не просто входила в состав Хазарского каганата, но и являлась её изначальным центром.
В таких бывших когда-то хазарских городах как Эндирей, Буйнакск, Гаша, Герменчик, Кака-Шура, Какамахи, Карабудахкент, Каякент, Кизляр, Махачкала, Тарки и Хасавюрт живут и кумыки, в некоторых населённых пунктах они составляют большинство.
Вероятно хазарская столица Семендер ныне представляет собой населённый кумыками город Тарки или Махачкала.
После крушения Хазарии в 965 году у кумыков было государство Шамхальство Тарковское.
Во время революции кумыкская интеллигенция приняла активное участие в создании Горской Республики. Гайдар Баммат являлся министром иностранных дел и одним из главных идеологов государства, князь Рашитхан Капланов — министром внутренних дел, одним из военачальников — князь Нух Бек Шамхал Тарковский, Зубаир Темирханов — председателем Союзного Совета («Союзного меджлиса», парламента) Горской Республики.
[править] Общие сведения
Кумыки проживают в России (503 060 человек), главным образом в Дагестане (431 736 человек). Есть диаспоры на Украине, в Казахстане, в Турции, Белоруссии и Литве. Общая численность превышает 600 тысяч человек.
Проживают в центральной части Дагестана, а также в Чечне (Грозненский и Гудермесский районы — сёла Виноградное и Брагуны) и других регионах.
Представляют собой каспийский подтип европеоидной расы.
Язык тюркский, родственный на карачаево-балкарскому, крымско-татарскому и караимскому языкам, азербайджанскому языку.
Религия — ислам суннитского толка.
Происхождение этнонима «кумык» («къумукъ») многие историки возводят к половецкому этнониму кимаки или от другого названия кыпчаков — куман.
Родственные народы: караимы, карачаевцы и балкарцы.
Крупнейшим кумыкским государством было Шамхальство (шаухальство), известное с XVI века как Тарковское.
Ранее у кумыков было государство Джидан, наследник Хазарии.
[править] Источники
- О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
- Религия, предшествовавшая исламу
- Справочник)
Тюркские народы
Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты
Более 10 млн человек | Русские |
---|---|
От 1 до 10 млн человек | Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне |
От 500 тысяч до 1 млн человек | Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки |
От 200 тысяч до 500 тысяч человек | Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики |
От 100 тысяч до 200 тысяч человек | Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы |
От 30 тысяч до 100 тысяч человек | Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты |
От 10 тысяч до 30 тысяч человек | Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены |
Жизнь
Кумыкская равнина отличается необыкновенно плодородными землями, на протяжении всей истории освоения дающими богатый урожай. Здесь обнаружены целебные минеральные источники, залежи газа и нефти. Сегодня 70% дагестанской экономики обеспечивают территории расселения этноса.
Исторически кумыки занимались земледелием, единственные из всех северо-кавказских народностей повсеместно использовали методы ирригации. Выращивали пшеницу, просо, рис, кукурузу, занимались садоводством, огородничеством, виноградарством, пчеловодством. Благодаря обилию пригодных для выпаса лугов широко развито скотоводство: разводили буйволов и овец, занимались коневодством.
История
Существует несколько версий возникновения кумыкского народа:
Кумыки появились в регионе вместе с кыпчаками в XII—XIII.
Народ в составе хазаров проник в регион, ассимилировав местное население.
Кумыки являются исторически проживавшими в регионе горцами, подвергшимися тюркизации.
Кумыки являются автохтонным населением Дагестана, поскольку античный автор Плиний упоминал народ «камак» в трудах, датированных первым веком новой эры.
Взаимодействие тюркских и европеоидных племен с коренными народами Северного Кавказа к XVII столетию привело к завершению формирования кумыкского этноса. До этого времени на территории расселения народности образовывались и распадались следующие государства: Джидан, Тюменское ханство, Тарковское шамхальство, Утамышский султанат и другие.
В XVI столетии начинается борьба за привлекательные территории Кумыкской плоскости со стороны Ирана, Османской империи и России. Кумыки, объединившись с соседними ногайцами, пытались дать отпор наступающими армиям, однако силы были неравны. В 1725 году Шамхальство разбито и разорено: сожжено порядка 20 селений, среди которых столица Тарки.
Кавказская война заставила местные народы объединиться: кумыки показали себя отважными и смелыми воинами, устраивали антирусские восстания с 1818 по 1878 гг
Важно отметить, что идеологический представитель кавказских народов Шамиль, объединивший разрозненные этносы под флагом ислама, имел кумыкское происхождение
После революции кумыкская интеллигенция пыталась создать независимое государство Горскую республику. Попытка удалась, было сформировано местное правительство, но просуществовало объединение недолго: в 1921 г. кумыки вошли в состав образованной Дагестанской СССР. В конце Великой Отечественной войны кумыков, наряду с рядом других кавказских народов, депортировали в Среднюю Азию по подозрению в предательстве. Несмотря на притеснения, народность не оставила идею получения независимости и национального самоопределения. В 1989 году, в период перестройки, образовалось кумыкское народное движение, ратовавшее за создание автономной Кумыкской Республики в составе РСФСР. Однако кардинально изменившаяся политическая ситуация не дала планам сбыться.
Этноним
Большинство исследователей (Бакиханов, С. А. Токарев, А. И. Тамай, С. Ш. Гаджиева) выводят название «кумык» от тюркского этнонима кимак или от другого названия кипчаков — куман .
По словам П. Услара, в XIX веке названия «кумык» и «кумук» относились к тюркоязычному населению низменностей Северного Кавказа. В Дагестане, Чечне и Ингушетии название кумык, или первоначально Кумук, относилось только к кумыкам. Ю. Федоров писал, основываясь на источниках 8–19 вв., Что «Гумик — Кумык — Кумук» изначально дагестанский топоним средневековья .
В различных русских, европейских, османских и персидских источниках кумыков также называли дагестанскими татарами и кавказскими татарами.
Традиции
Основополагающими традициям кумыков выступали уважение к старшим, гостеприимство, куначество, аталычество. Последнее практиковалось в семьях князей и узденей, отдававших детей на воспитание в знатные семьи соседних народов.
Встречался обряд «молочных братьев»: некоторые князья лично привозили новорожденных сыновей в семьи узденей, где были младенцы. Приложив сына к груди жены товарища, малышей делали молочными братьями: так их на всю жизнь связывали узами, равными кровным.
Распространено куначество, отличающееся от гостеприимства необходимостью выступать на стороне кунаков в случае конфликтных ситуаций, помогать в решении бытовых, социальных вопросов. Обязательный элемент жилища — кунацкая: отдельная комната для приема гостей. В зажиточных семьях для кунаков, родственников и гостей строили отдельный небольшой дом на территории усадьбы.
Гостеприимство считалось делом чести: принять в дом обязаны были любого просившего человека, даже если семьи находились в состоянии кровной мести. Все время, пока гость живет на территории хозяина, последний обязан не только обеспечивать его всем необходимым, но и защищать от внешних врагов.
Свадебные традиции
Поощрялись свадьбы по сговору и любви, если родители влюбленных были согласны. Свободное общение юношей и девушек не поощрялось. Пару выбирали на общих праздниках, свадьбах. Особую роль играл поход девушки к роднику: фактически, единственный повод выйти за пределы двора. Часто у родника собирались молодые люди, наблюдавшие за девушками. Самые смелые заводили разговор, просили напиться чистой воды. Зная это, перед походом за водой девушки тщательно прихорашивались, надевали лучшие наряды.
За невесту обязательно выплачивался калым. Одна его половина шла родственникам девушки, другая — на закупку части приданого, навсегда остававшегося личной собственностью жены. Размер калыма определялся в зависимости от положения семьи жениха:
- для князей — 500-700 руб.
- для узденей — 70-150 руб.
- для крестьян — 10-30 руб.
Дополнительно к деньгам прилагалось оружие, платки, ткани, скот, кони.
Свадебная обрядность начиналась со сватовства. В роли сватов выступали уважаемые члены общины, родственникам жениха это делать запрещалось. Родные девушки не сразу впускали сватов в дом, иногда доходило до 3-4 визитов. Когда посланников приглашали к столу, родным невесты дарили подарки, те в ответ накрывали стол: начиналось обсуждение калыма и деталей будущей свадьбы.
Свадебные торжества длились 3 дня. В первый день в дом невесты съезжались родственники и друзья, организовывалось небольшое застолье. На следующий день за невестой, завернутой с ног до головы в материю, приезжал свадебный поезд со стороны жениха. Девушку усаживали в арбу, покрытую коврами: подруги и родственники просили выкуп, в шуточной форме мешали отъезду молодой.
По приезде в дом жениха невесту осыпали сладостями, рисом, монетами, стелили шелковую дорожку. На входе в дом старшая женщина обмазывала невесте губы медом: символ пожелания сладкой, сытной, богатой жизни. Свекровь встречала невестку с руками, скрещенными на груди и спрятанными под мышками. Это говорило, что невестка возьмет домашние хлопоты на себя, предоставив свекрови право заслуженного отдыха.
Жених в это время находился в доме друга, где в компании мужчин отмечал женитьбу. Невеста проводила день в компании женщин, лишь вечером встречаясь с женихом в отдельной комнате, где их оставляли наедине. На следующий день она впервые показывалась перед новыми родственниками с открытым лицом: торжество продолжалось всеобщим знакомством и одариванием молодых подарками. Заканчивалось вхождение невестки в семью чрез две недели обрядом выхода к роднику. В компании других женщин рода молодая супруга шла с кувшином за водой, церемония сопровождалась песнями и танцами. Первая выполненная по дому работа означала, что отныне девушка на полных правах включалась в хозяйственную жизнь новой семьи. Одновременно свекровь снимала табу молчания: молодой жене разрешалось заводить с ней разговор
По случаю важного события невестка дарила матери мужа ценны подарок. Свекр мог хранить молчание годами: снятие запрета считалось величайшей благосклонностью и отмечалось всей семей