Зыряне

Оглавление

Религия

 

Большинство коми являются православными. В христианство обратились в 14 веке — во многом благодаря монаху Стефану. Укреплению православия способствовало богослужение на национальном языке коми. Долгое время в районах Средней и Нижней Печоры население сохраняло старообрядчество. Языческие верования коми были связаны с их ремеслами. Народ поклонялся огню, воде, верили во всеочищающую силу стихий. Перед выгоном скот прогоняли между двух костров, сеть перед ловлей рыбы держали над огнем, а чистую воду давали каждому больному. Из всех культов поклонения наиболее сильным оставался культ огня. Коми даже почитали печь, считая ее основой дома, дарующей пищу и тепло.
Широкое распространение получил тотемизм. В тотемах изображали различных зверей и птиц. Наиболее распространенным стал тотем медведя. Верование коснулось и реинкарнации. У коми была распространена вера в перевоплощение, причем не только человек мог обернуться животным, но и зверь человеком. Некоторые коми верили в сотворение мира духами, носящими обличье лягушек, уток и лебедей. Народ почитал и деревья. Особо важными считались ель и береза. Абсолютно все березовые рощи являлись священными, особым фанатизмом прослыли жители низовья Вычегды. В бане парились, используя березовые ветви, иногда заменяя их на ольховые. Считалось, что это очищает дух и тело человека. Люди связывали распускающиеся деревья с крепким здоровьем.
Духи, по представлению коми, являются олицетворением добра и зла. Оленеводы и охотники верили в существование лешего, у них существовали свои водяные монстры — васа. Домашних духов называли алыся. С духами могли общаться колдуны, знахари, причем в каждой деревне таких было несколько. Считалось, что если человек начинает внезапно икать, значит на него напустили порчу. Некоторые коми верят в это до сих пор. Среди русских также распространилось поверье в то, что икоту может напустить лягушка. Все это стало причиной распространения амулетов, в качестве которых служили когти зверя, лапки птиц, рыбьи зубы. Особенно в ходу были медведь, утка, щука. Некоторые из таких украшений держали прямо у входной двери, чтобы защититься от злых сил. Сейчас коми остаются верны православию, хотя до сих пор есть и приверженцы язычества.

Распад Советского Союза пагубно повлиял на Республику Коми. В течение 17 лет наблюдался стабильный отток населения, упадок производства. Однако сейчас регион постепенно возвращается к развитию, а жители с готовностью принимают туристов из других регионов. Людям интересны самобытная культура и жизненный уклад народа, традиции, религия и народные праздники.

Традиционная пища[править | править код]

Основу традиционной пищи коми-пермяков составляли мучные изделия: хлеб из ячменной или ржаной муки, при неурожае с добавлением различных суррогатов (толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи); блины, оладьи, шаньги, пироги с различной начинкой. Овощей в пищу употреблялось немного. Молоко в основном пили в виде простокваши. Мясо преимущественно ели только по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. На первое ели кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп. Вторыми блюдами являлись различные каши, чаще всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Традиционным и весьма распространённым блюдом были пельмени, которые готовили с мясом, грибами, редькой. К традиционным напиткам принадлежали квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво. Чай пили мало и заваривали его преимущественно на травах.

Имя

У Коми было как минимум три имени: Пермяки, Зыряне (Русский: пермяки, зыряне) и Коми, последнее — самоназвание народа.

Название Пермяки впервые появилось в 10 веке в русских источниках и произошло от древнего названия земли между Река Мезень и Река Печора – Пермь или же «Великая Пермь» (русский: Пермь Великая). Было предложено несколько источников названия, но наиболее приемлемыми являются Вепс Peräma «задняя, ​​внешняя или дальняя земля» от вепсов perä «спина, экстрим» и ма «земельные участки». В Древнескандинавский и древнеанглийский он был известен как Bjarmaland и Beormas соответственно но эти германские имена могли обозначать другое место, кроме русского Пермь. С ХХ века это название применялось только к южным коми (коми-пермякам) в Пермском крае. На русском пермяк также означает «житель Перми или Пермского края» независимо от национальности.

Название северного комиса — Зыряне — имеет более противоречивое происхождение. Он существует с XIV века и имел множество различных форм в различных русских источниках, таких как Серин, Сирян, Сырян, Сурян и Зырян, Зырян (русский: серьяне, сирьяне, сыряне, суряне, зиряне, зыряне), но последнее в конечном итоге стало преобладающим. Туркин считал, что это могло произойти из небольшого местного племени коми (вероятно, названного саран), который впервые встретился с русскими, поэтому это название стало по умолчанию для всех северных коми. Соседние уральскоязычные народы называют коми похожими именами: ханты. srän, srån, săran, sārån, Манси саран, Ненецкий sānnğr, saran, Удмуртский Сара-кум.

Название Коми это эндоним для всех групп людей. Впервые он был зафиксирован этнографами в 18 веке. Оно происходит от финно-угорского слова, означающего «человек, человек»: коми. ком, Удмуртский кум, Манси ком, кум, Ханты хум, Селькуп квм, Венгерский ему «мужчина». Происхождение от названия Река Кама опровергнуто хотя некоторые ученые (например, Паула Кокконен) Поддерживаю эту версию.

Традиционное жилище[править | править код]

Основными типами сельских поселений у коми были деревня и село, расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окружённые сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни у коми были мелкими, с разбросанной планировкой. В ХVIII-XIX вв. распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр, в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В XIX в. в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные села, растянувшиеся на несколько километров вдоль рек. Правильная уличная планировка в коми поселениях появилась лишь в современный период.

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых брёвен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вёл помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми — односкатность крыши, крытой тёсом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома.

Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-чёрному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб. На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (к��з��д), баня (пывсян) и реже колодец (юкм��с, ��шм��с, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние — ближе к реке. Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

См. также: Усадьба коми-зырян, Усадьба коми-пермяков

Еда

 

Для коми характерно обильное питание. В пищу люди используют мясные, рыбные и растительные продукты. Обычно каждый день происходит по 3 трапезы. В будний день во время обеда и ужина может быть подано по 3 жидких блюда. На празднике число блюд могло составлять от 15 до 25.

  1. 1.    На первое традиционно подаются супы, в качестве которых могут быть щи или похлебки.
  2. 2.    На второе едят кашу — это может быт перловка или ячневая.
  3. 3.    Дополнительно к каше подается рыба (вареная, жареная, засоленная или сушеная). На праздник готовят рыбный пирог.
  4. 4.    Роль второго блюда может сыграть и суп с мясом. В чистом виде мясо коми употребляют редко. Исключение составляют оленеводы и охотники, для которых такая пища является традиционной.
  5. 5.    Вместе с блюдами употребляют выпечку: оладьи, хлеб, пироги.
  6. 6.    Обязательно присутствие на столе различных овощей.
  7. 7.    Из напитков пьют ягодные отвары, чай, квас, березовый сок. По праздникам пиво.

Расселение и численность[править | править код]

Карта расселения коми на территории России

Большинство представителей народа коми (202,3 тыс. чел. (2010 г.), 256,5 тыс. (2002 г.)) в России традиционно проживает в Республике Коми, где они составляют 23,7 % от всего населения (около 65,1 % (556,0 тыс.) — русские). В сельской местности республики процент коми населения больше, чем в городах.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.). Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской, Мурманской, Кировской, Омской и других областях РФ.

Носителей языка коми в России немного — родным язык коми назвали лишь 169 тыс. человек представителей этноса коми (2002 г.).

На Украине по данным переписи населения 2001 года проживало 1545 коми-зырян, из которых в качестве родного языка коми указали 330 человек (немногим более 1/5 всех коми), тогда как украинский — 127 чел. (свыше 8 %), остальные — в основном русский.

Общая численность коми (коми-зырян вместе с родственными им коми-пермяками и коми-язьвинцами, которые преимущественно расселены в Пермском крае) в мире достигает ок. 400 тыс. чел.

Доля коми по районам и городам России (по переписи 2010 года)править | править код

(указаны муниципальные образования, где доля коми в численности населения превышает 5 %):

Доля коми по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % коми
МР Ижемский Коми 88,5
МР Усть-Куломский Коми 75,8
МР Корткеросский Коми 66,5
МР Сысольский Коми 64,2
МР Прилузский Коми 54,8
МР Сыктывдинский Коми 45,7
МР Удорский Коми 43,8
МР Койгородский Коми 35,3
МР Усть-Вымский Коми 26,2
МР Троицко-Печорский Коми 25,6
ГО Сыктывкар Коми 25
Шурышкарский МР Ямало-Ненецкий 17,9
МР Княжпогостский Коми 16,5
ГО Усинск Коми 13,8
МР Печора Коми 12,7
ГО Инта Коми 10,4
Заполярный МР Ненецкий 10,4
Ловозерский МР Мурманская 10,2
МР Вуктыл Коми 10
МР Сосногорск Коми 8,6
ГО Ухта Коми 7,4
ГО город Нарьян-Мар Ненецкий 7
Приуральский МР Ямало-Ненецкий 6,8
Березовский МР Ханты-Мансийский 5,2
МР Усть-Цилемский Коми 5

Национальный флаг коми-зырян

Ареал расселения коми-зырян. По данным Всероссийской переписи 2010 года.

Подгруппы

Коми-зыряне
Коми Река Ижма

Коми-пермяки
Коми Река Язьва

Коми Верхнего Река Кама (Зюздино или Афанасьево), почти полностью усвоенный

Коми люди делятся на две основные группы и несколько более мелких подгрупп. Коми традиционно носят названия рек, в которых они живут:

  • Коми-зыряне
    • Коми-Ижма из Река Ижма (Коми оленеводы)
      • Коми Кольский полуостров
      • Коми из Ненецкий автономный округ
      • Коми Нижнего Обь и Реки Ляпина
    • Коми Вашка и Реки Мезень
    • Коми Река Вымь
    • Коми Нижнего Река Обь
    • Коми Река Печора
    • Коми Река Вычегда
    • Коми Река Сысола
    • Коми Летка и Луза Риверс
  • Коми-пермяки
    • Коми Река Язьва
    • Коми Верхней Камы (почти полностью ассимилированы русскими)

миф о Руч и Ёме[]

Жили-были отец, мать и дочерь, которую звали Руч (в переводе с языка коми — лиса). Мать умирает и отец женится вновь. У мачехи тоже есть дочь, однако она не загружает её работой.

По отношению к бедной падчерице она сурова и издевается над ней. Мачеха приказала падчерице ополоснуть нитки в пруду, но вода оказалась так холодна, что та выронила клубок. Мачеха велела достать моток во что бы то ни стало.

Благодаря старанию, усердию падчерицы, отзывчивости к окружающим, пройденным испытаниям, Йома, хозяйка преисподней и подводного мира, отдала ей моток ниток и подарила новый дом.

По возвращении Руч вышла замуж и стали они счастливо жить в новом доме.

Решила мачеха свою дочь-белоручку за приданым к Йоме отправить. Чтобы пальцы не замерзли от каленой воды, белоручка бросила моток в воду и сама устремилась в глубину реки. Однако эгоизм белоручки не позволил ей пройти все испытания и жизненные трудности. Вернувшись домой, она нашла спаленной собственную хату

Антропология и генетика[править | править код]

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание коми-зырян:

Масштабное соматологическое обследование коми населения было выполнено Н. Н. Чебоксаровым в конце первой половины XX века. Обследование выявило преобладание сублапоноидного вятско-камского антропологического типа как у коми-зырян, так и коми-пермяков, что сближало их с удмуртами и некоторыми другими группами финно-волжских народов. Однако у зырян были также зафиксированы беломорский и восточно-балтийский тип, особенно у северных и западных этнографических групп, а также уральский тип у северо-восточных групп, что закономерно объясняется контактами с ненцами, хантами и манси. Краниологические исследования В. И. Хартановича 1980-х годов показали, что для коми-зырян всё-таки более характерен особый европеоидный краниологический тип, более близкий к краниотипу карел, а не коми-пермяков. В отличие от коми-пермяков и удмуртов, краниологический тип коми-зырян является восточнобалтийским, сходным с карелами, ижорой и среднечепецкими удмуртами. Крайне близким к коми-зырянам является антропологический комплекс населения родановской культуры, что связывается с исторически зафиксированной крестьянской колонизацией Верхней Камы с Вычегды в середине II тысячелетия нашей эры.

ДНКправить | править код

Было произведено 3 исследования Y-ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми-зырян Республики Коми, одно из которых занималось исключительно гаплогруппой I. Таким образом, полноценных исследований было 2. Вот их результаты:

Komi Tambets 2004

Total 94 I 5,3 % 5 N1b 12,8 % 12 N1c 22,3 % 21 R1a 33 % 31 R1b 16 % 15 Other 10,6 % 10

Komi Rootsi 2004

Total 110 I1a 3,6 % 4 I1b 0,9 % 1 Other 95,5 % 105

Komi Izhemski KOI Malyarchuk 2009

Total 54 N1b 17 % 9 большинство гаплотипов выглядят как N1b-E N1c1 52 % 28 R1a1 30 % 16 Other 2 % 1

Komi Priluzski KOP Malyarchuk 2009

Total 49 N1b 14 % 7 большинство гаплотипов выглядят как N1b-A1 N1c1 50 % 23 R1a1 33 % 16 Other 6 % 3

Также, было произведено исследование коми-зырян, веками проживающих на территории ЯНАО. Однако следует отметить, что размер выборки достаточно скромен — всего 28 человек. Результаты:

Komi YNAO Karafet 2002 Rootsi 2007 Total 28 N1b 35,7 % 10 некоторые гаплотипы выглядят как N1b-E N1c 50 % 14 Other 14,3 % 4

Следует отметить, что результаты различаются не сильно, особенно учитывая то, что различия наблюдаются, как выясняется, между коми-зырянами разных территорий.

Жилище

 

Раньше распространенным типом жилья коми была наземная постройка. Дома представляли собой конструкцию из сруба сосновой породы. При каждом доме был хлев, двор, а также поветь, которая соединялась помостом. Крыша у жилья всегда была односкатная. Обыкновенно коми строили две избы (зимнюю и летнюю). Крыша для них была общей, причем второй скат предназначался для укрытия двора. На юге строили одноэтажные дома, а в северных регионах были распространены двухэтажные.
Внутри изб располагалась печь, рядом с которой всегда находился красный угол. Восточные коми располагали над печью маленькое окно. До второй половины 19 века коми топили по-черному.
Многие коми строили амбары, которые называются житниками, погреба, бани. Иногда возле традиционных домов можно видеть колодцы. Часто бани строят рядом с рекой.
Жилье украшают просто, но со вкусом. Для этого используют ткани, украшенные орнаментом, на оконных ставнях вырезают красивые узоры. Из предметов декора практически в каждом доме можно найти деревянные фигурки птиц и коней, вырезанные вручную. У оленеводов обязательным украшением являются оленьи рога.

Традиционное жилище[править | править код]

Традиционное поселение коми-пермяков — деревни, причём как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. В 1-й четверти ХХ в. сёла составляли только 2% поселений. Характерен кустовой способ расселения. Поэтому крупные сёла нередко возникали за счёт слияния ряда мелких деревень, и поныне разные концы таких сёл сохраняют старые названия. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа, которые заселены плотнее, наряду с приречным типом встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, которая была введена в последней четверти ХIХ в., но местами ещё сохраняется и беспорядочная. Нередко деревни, особенно небольшие, обнесены изгородью из жердей, и при въезде в них стоят большие одностворчатые ворота.

Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев. По сравнению с жилищем коми-зырян и северных русских, коми-пермяцкая изба меньше по размерам: 5×5 или 6х6 м. Избы традиционно ставились без фундамента на невысоком подклете. Наружная обшивка стен прежде встречалась редко.
В северных и центральных районах округа крыши у изб в основном двускатные, в южных районах у зюздинских коми-пермяков распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Ныне используется стропильная конструкция крыши, прежде главным образом она возводилась на самцах. Князевое бревно-охлупень нередко украшалось изображением головы животного или птицы. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Ширина оконных проёмов 60-70 см. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет.

В основном избы повёрнуты к улице коньком, хотя встречаются и дома, расположенные параллельно улице. В ХIХ — начале ХХ вв. у коми-пермяков господствующим типом жилища был трёхраздельный дом, распространённый и теперь. В большинстве случаев одна из двух изб, соединённых сенями, использовалось как жилое помещение, а вторая как клеть.
Планировка большинства изб сходна со среднерусской. Русская печь (у коми-пермяков она обычно глинобитная на деревянном основании) располагается налево или направо от входной двери и обращена устьем к фасадным окнам. Красный угол расположен по диагонали от печи напротив двери. Дощатая перегородка или занавеска отделяет печь с прилегающим к ней углом. В ряде изб сохраняется традиционное убранство с широкими подвижными лавками, полками над ними, брусьями под потолком, самодельными шкафами и другой мебелью. Русскую печь во многих избах ставят примерно в метре от стены и в этом проходе устраивают вход в подполье в виде простого люка в полу или голбца. Позади жилой избы, через сени, находится клеть. Она меньше избы, но пол в ней настлан значительно выше, поэтому для входа в неё надо подняться вверх на несколько ступенек. В ней хранят одежду, инвентарь, продукты, а летом там и спят.

Под полом устраивают погреб или нижний амбар. Дверь в это помещение обычно делают со двора. У коми-пермяков распространены два типа связи двора с домом. На севере округа преобладает однорядная связь, когда двор пристраивается к дому сзади под единой крышей. В других районах округа, а также у зюздинских и язьвинских коми-пермяков более распространённой была двухрядная связь с покоеобразной застройкой одноэтажного двора. Во дворе ставились небольшие срубные помещения, которые ныне обычно называют конюшнями.

См. также: Усадьба коми-зырян, Усадьба коми-пермяков

Исторические данные и вопрос об этногенезе

Ранние исторические данные о коми-зырянах и коми-пермяках несколько неопределенны. В Начальной летописи и в позднейших источниках упоминаются племена пермь и печера. Последняя обитала, видимо, на р. Печоре. Название же «пермь» относилось в то время к жителям бассейна р. Вычегды; на область Верхней Камы оно было перенесено гораздо позже — с конца XIV в.

Есть предположение, что именно к тогдаш¬ним «пермянам», предкам коми, относятся легендарные известия скандинавских саг о севернорусском государстве Биармии с многолюдным и богатым населением, упоминаемом в связи с походами викингов IX—XI вв., и сообщения Отера (IX в.) о биармийцах. Биармия — само имя это напоминает Пермь. Но значение слова «Биармия» удовлетворительно не разъяснено; не доказано, что оно имеет отношение к Перми. Кстати, происхождение имени «Пермь» тоже остается неясным. Это не самоназвание. Его производят от финского «пере-маа» — лесистая страна, окраина. Н. И. Шишкин считал этот этноним скрещенным из пер-ем, что совершенно неправдоподобно. Но важен не этот вопрос, а другой: где находилась Биармия и имеют ли древние биариийцы отношение к современным коми (пермякам или зырянам)? На этот счет мнения разных авторов сильно расходятся. Одни (Савельев, Кастрен, М. А. Полевой, И. Н. Смирнов, Тиандер, Соболевский) помещали Биармию на берега Сев. Двины; другие (С.К. Кузнецов, Тальгрен) искали ее западней, на Кольском полуострове или в Карелии. Если верно второе мнение, то биармийцы, очевидно, не имеют с современными коми ничего общего; если же Биармия была в бассейне Двины, то возможно, что предки коми (по крайней мере зырян), жившие, быть может, тогда западнее, чем теперь, входили в состав ее населения.

Последние работы советских исследователей (особенно М. В. Талицкого, Н. Н. Чебоксарова, О. Н. Бадера) проливают свет на вопрос о происхождении народов коми. По свидетельствам археологических и письменных источников, а также по антропологическим данным, было два главных очага формирования этих народов: один — северо-западный, в бассейне Мезени—Башки и Вычегды—Выми; другой — юго-восточный, на Верхней Каме — это «Родановская» культура Х—XIV вв. и ее предшественники. Они существовали обособленно один от другого еще в 1-м тысячелетии н. э., а частью и позже. Следы антропологических различий между населением этих двух областей сохранились до сих пор: среди северо-западных коми преобладает чисто европеоидный «северный» расовый тип (в его беломорском варианте), а среди юго-восточных, камских— промежуточный между европеоидным и лапоноидным, так называемый сублапоноидный тип. Исторические известия до XVI в. называют население северо-запад¬ной области «пермянами», «пермью», — название, позже перешедшее на юго-восточную группу; эта последняя, может быть (по мнению Талицкого, Бадера), совпадала с народом «вису», о котором сообщают арабские известия . Связь между обеими областями начала устанавливаться лишь на рубеже I и II тысячелетий и еще более усилилась позже, когда происходили крупные передвижения масс населения с северо-запада, из бассейна Северной Двины, в Прикамье. Причинами передвижения был частью напор славянских колонистов, а позже — налоговый гнет и разные поборы Московского правительства. Бассейн р. Сысолы играл роль посредника в этих этнических связях, и население его до сих пор занимает, и по физическому типу, и по языку, и по культуре, промежуточное положение между камскими коми-пермяками и северными коми-зырянами.

Этнографические материалы о народе коми имеются у путешественников XVIII в., особенно у И. И. Лепехина (1770-е гг.). Из русских исследователей XIX в., писавших о коми, надо отметить известного Н. И

Надеждина, который в бытность свою в ссылке в Усть-Сысольске впервые обратил внимание на народное творчество зырян («Народные поэты у зырян», 1839), С. В

Максимова, Шегрена, Клавдия Попова и др. Яркие картины быта коми-пермяков дал русский писатель-демократ Ф. И. Решетников («Подлиповцы»).

Из среды самого народа коми (зырян) еще с середины XIX в. начали выходить исследователи—любители родной старины и народного творчества. Такими были зырянский поэт-демократ И. А. Куратов, купец В. Н. Латкин, историк Г. С. Лыткин. В советское время литература об истории, быте, народном творчестве коми еще более выросла (А.С. Сидоров, В. М. Подоров, Н. Н. Чебоксаров, В. Н. Белицер и др.).

Внешность

Ефрон описывал пермяков как невысоких, менее физически развитых, чем коренное русское население людей. Он отмечал, что коми обыкновенно белокурые, реже русые или рыжеватые. У них серые глаза, вздернутый нос, широкие лица. Кожа молодых людей часто светлая, а у старшего поколения смуглая.

Одежда

 

У коми распространена одежда, в которой угадываются северорусские и ненецкие мотивы. Разнообразием может похвастать женский наряд. Главными в нем всегда оставались рубаха и сарафан. Также женщины коми надевали короткие кофты, защищающие от ветра. Если требовалось выходить на работу, пользовались дубником, который делали из холста. Зимой дубнику уступала шуба.
Если намечался праздник, заранее готовили праздничные наряды, которые изготавливали из шелковых тканей и сукна. Ткани стали закупать только ко второй половине 19 века.
Основным головным убором для девушек служила лента, изготавливаемая из парчи. К ней привязывали другие ленточки — более тонкие и пестрые.
Мужчины надевали рубаху, которую подпоясывали ремнем. Штаны шили из холщовой ткани и заправляли их в шерстяные носки. Поверх носили кафтаны, а зимой надевали шубу. Головным убором, до сих пор не утратившим популярность, является колпак из войлока. Зимой его сменяет шапка из натуральной овчины. Мужчины и женщины коми носят коты — небольшие башмаки, которые делают из кожи. Абсолютно вся одежда украшается орнаментом, в том числе пояса, которые вяжут из шерсти. В северных районах предпочитали носить максимально теплую одежду, большая часть из которой имела олений мех, в том числе сапоги — пимы.

Традиции

Традиции пермяков касаются многих аспектов жизни. Можно выделить ряд наиболее важных:

  1. 1.    Сквернословие опасно и порицается обществом. В старину считалось, что ругаться при малых детях вредно для их организма.
  2. 2.    В случае, если один из родственников или близких людей заболевал, за него обязательно молятся, взывая к божьей матери.
  3. 3.    Девушка обязана почитать мать, отца, свекровь и ее мужа. Мужчина тоже должен иметь хорошие отношения с семьей невесты.
  4. 4.    Многие пермяки верили в существование души, которая отправляется в иной мир по окончании жизни человека. Именно поэтому в гроб усопшего складывали все вещи, которые он любил при жизни. Традиция велит приносить на могилу еду, чтобы душа питалась ее парами.

Пермяки верили в злых духов, которые могли прийти к человеку, не соблюдающему обряды и обычаи. Одним из важных обрядов перед омовением было получение благословения. Более того, человеку надлежало мыться вместе с другими людьми. Тот, кто не получал благословения, мылся один, мог накликать на себя беду. Злые духи были способны напасть на ничего не подозревающего глупца и заморить его. В бане парились не только взрослые, но и даже грудные дети

Посещение бани в целом стало важной традицией для пермяков. В баню призывали ходить знахари, которые использовали веники для лечения многих болезней

Они проводили ритуалы, используя также предметы обихода. К примеру, сито или обычную березовую ветвь.

Праздники

Самым главным праздником для пермяков остается Рождество. Справляют его с размахом, ведь оно связано не только со значимым религиозным событием, но и с окончанием охотничьего сезона. Мужчины возвращались с добычей, женщины приводили хозяйство в порядок. Сейчас эта традиция не исчезла, а передается из поколения в поколение. Перед Рождеством обязательно нужно соблюсти пост. Накануне праздника люди собираются на ночную службу в храмах, а утром зажигают свечи, бумажные фонарики, сделанные из текстов священного писания, и прославляют Иисуса Христа.
Детям на Рождество принято дарить сладкую выпечку, парни обычно играют в разбойников и цыган, а девушки надевают красивые наряды. Многие проводили гадания, чтобы узнать будущее

Язык

Коми — официальный язык республики. Большая часть населения также знает русский. Народный язык преподается во всех школах. Существует примерно 10 диалектов, каждый из которых приурочен к определенному региону.
Развитие языка позволило создать письменность. Коми пользовались уникальными руническими знаками — пасами. С приходом Стефана Пермского письменность начинает претерпевать изменения, что отчетливо видно на «Зырянской Троице» — иконе, сохранившейся до наших дней еще с 14 века. Собственной азбукой (анбур, или абур) коми пользовались до 17 века, затем произошел переход на кириллическую основу.