Огюст конт (1798 — 1895) — биография французского философа и основные труды

Оглавление

Место социологии в системе позитивных наук

Конт дал несколько определений термину позитивный:

  • реальный в противовес химерическому;
  • полезный в противовес негодному;
  • достоверный в противовес сомнительному;
  • точный в противовес смутному;
  • организующий в противовес разрушительному.

Именно в системе позитивных наук Конт отвел место социологии. Конт выстроил науки в соответствии с принципами: восхождения от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании предмета науки.  

Таким образом, система наук представляла собой пирамиду,  на вершине которой располагалась социология. Основания пирамиды составляла математика как самая абстрактная наука, затем следовали — астрономия, физика, химия, биология.

В предложенной Контом иерархии обозначается положение, что развитие конкретных наук неосуществимо без предшествующего исследования положений, установленных более абстрактными науками. Социология же появляется в арсенале человеческого познания, когда прочие его сферы уже достаточно развиты.

Создание полной системы наук было необходимо Огюсту Конту для изложения «позитивной философии», изолирования ее от метафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развития человеческого знания.

Огюст Конт относился негативно ко всему отрицательному, разрушительному. Автор противопоставлял духу отрицания в теории и в действительности, принесенному Революцией,  — созидательный, положительный дух. Поэтому категория «позитивного» становится наиболее общей и центральной в его мировоззрении. 

Конт считал, что социология должна изучать общество, исходя из объективных законов, как это делают естественные науки. Социология, по Конту, является конкретной и сложной по содержанию наукой, которая  опирается в своем познании действительности на предыдущие отрасли научного знания. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Начало жизненного и научного пути

Огюст Конт родился в 1798 году в Монпелье – городе на юге Франции. Он закончил местный лицей, где особо преуспевал в математике, после чего поступил в высшую Политехническую школу в Париже, готовившую инженеров. Тут следует сделать небольшое историческое отступление и напомнить, что начало 19 века во Франции – это бесконечные войны, в том числе Франции с Россией; правление, изгнание, возвращение и повторная ссылка Наполеона Бонапарта; активное участие студентов Политехнической школы во всевозможных акциях протеста общегосударственного и локального характера.

В одной из таких акций принял участие и Огюст Конт, причем не просто в качестве рядового члена, а в качестве автора текста с рядом требований, выдвинутых протестующими. После этого Политехническая школа была закрыта, все проходившие там обучение студенты отчислены, а преподавательский коллектив уволен в полном составе. Через год школа возобновила работу, однако Конт даже не пытался восстановиться. Сначала он ненадолго вернулся в Монпелье, а после снова уехал в Париж, где подрабатывал частными уроками математики. Затем он сменил несколько мест работы, где не задерживался из-за неуживчивого характера, и дольше всего проработал у философа Сен-Симона.

В этом сотрудничестве также скоро обнаружились противоречия глубинного характера. Конт помогал Сен-Симону работать над его изданием Catéchisme politique des industriels («Катехизис индустриалов») , однако пришел к выводу, что Сен-Симон слишком много внимания уделяет религиозно-мистической составляющей в устройстве общества, а Сен-Симон, в свою очередь, считал, что Конт слишком сосредоточился на научном аспекте жизнеустройства в ущерб всему прочему. К слову, «Катехизис индустриалов» вошел в двухтомник работ Сен-Симона, изданный на русском языке в 1948 году под редакцией В. Волгина (см. том 2) .

Противоречия закончились разрывом сотрудничества и совместной работы ученых. Впрочем, существовавшие разногласия не помешали Огюсту Конту позаимствовать и развить одну из главных идей своего учителя. А именно, что все существующие науки – это только элементы некой общей объединяющей науки, каковой является положительная философия. Огюсту Конту осталось лишь придумать и ввести в научный оборот термин «позитивизм» и упорядочить его базовые постулаты в стройный пригодный для чтения и восприятия концепт. Что он и сделал.

Огюст Конт – краткая биография социолога и философа

Огюст Конт родился в небогатой семье в Монпелье на юго-востоке Франции. Его отец был сборщиком подати.

Своё обучение будущий философ начал в лицее, где отличился прекрасным трудолюбием. Особенно замечательно Конт проявил свои способности в математике. В дальнейшем он поступил в политехническую школу и удивил своих учителей и сверстников рвением к учёбе и талантом. Но там он не доучился.

Затем Конт жил в Париже, преподавал на полставки математику. В более зрелом возрасте Огюст стал печататься со своими первыми статьями в газетах.

В юности Огюст Конт был религиозен. Но в скором будущем философ начал отрицать эти идеи. В те годы Конт преподавал астрономию, так как испытывал сильную тягу к этой науки на протяжении долгих лет.

В тоже самое время философ работал над своим проектом «Курс позитивной философии». Во время усиленного труда он даже отказался от чтения посторонней литературы, не читал газет и журналов. Он не хотел «загрязнять» своё сознание ненужными вещами, желая сохранить мысли чистыми и не разбавленными чужими идеями.

Конт был убеждён в необходимости реформирования науки, и его планы реформ также распространялись на общественные отношения и религию. Его основной работой был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842).

В 1817 г. он стал секретарём Клода Анри Сен-Симона, с которым работал до 1824 г. Он уже включил очерк позитивной философии в статью 1822 г., озаглавленную как «План научных исследований, необходимых для реорганизации общества».

Конт во время работы развивал себя духовно, читал литературу с эстетическим и даже театральным уклоном, узнавал много нового о культуре и её принципах. Конт стал репетитором, потом экзаменатором, считался уважаемым, известным научным деятелем и философом.

После того, как учёный закончил книгу всей своей жизни, посвящённую позитивизму

Он сосредоточил всё свое внимание на религиозно-политических вопросах и начал активно заниматься благотворительностью

Он быстро впал в бедность, которую изо всех сил пытался преодолеть. Несмотря на то, что он был человеком выдающихся способностей, его так и не приняли на академическую должность.

Но окружение Конта не поддерживало его идеи. Правительство не выделяло средств для поддержание его исследовательской деятельности, его работ, не разделяло его убеждения. Но учёный боролся до последнего для признания. В конце концов справедливость восторжествовала.

Он умер в Париже 5 сентября 1857 г от рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Детство и юность

Огюст Конт родился на юге Франции, в Монпелье, Эро. Его родителей звали Луи и Розалия Конт. Учился в лицее Жофре и в Университете Монпелье. С началом Французской революции он глубоко проникся идеями республиканизма. В 1814 году он поступил в Политехническую школу Парижа. Когда в 1816 году заведение закрыли на реорганизацию, он перешёл на учёбу в медицинскую школу в Монпелье.

Не получив законченного образования, Конт осел в Париже. Там он жил на заработки от уроков по математике и журнализму, которые он давал, в это же время усиленно изучая экономику, историю и философию. В 1817 году он познакомился с Анри Сен-Симоном — социальным теоретиком, после чего стал его секретарём и соавтором. Их сотрудничество закончилось в 1924 году из-за разногласий, возникших на почве спора за право авторства.

Критика позитивизма

Разумеется, идеи, зародившиеся на основе позитивизма, также не всегда однозначны, однако процесс поиска истины неоднозначен всегда и вряд ли когда-то сможет считаться полностью завершенным. Само понятие «критика позитивизма» следует разделить на два направления:

  1. Понимание недостаточности идей позитивизма и их дальнейшее развитие.
  2. Отрицание идей позитивизма и выработка принципиально новых противоположных концепций.

Как мы начали говорить чуть раньше, на основе идей позитивизма возникли такие философские течения как эмпириокритицизм, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Что же они собой представляли?

Философские течения на основе идей позитивизма:

  • Эмпириокритицизм – философское направление, считающее исходным пунктом познания так называемый «чистый опыт», получаемый людьми, и при этом считающие невозможным получение абсолютно «чистого опыта». Собственно изучаемый объект эмпириокритицизм оставляет как бы «за кадром». Родоначальником направления является Рихард Авенариус, его основная работа на эту тему – «Критика чистого опыта» .
  • Махизм – сходное с эмпириокритицизмом направление, получившее название по фамилии своего основателя Эрнста Маха. Он считал само деление на субъект и объект познания бессмысленным, привносящим путаницу в процесс познания и порождающим никому не нужные споры о первичности и вторичности субъекта и объекта. В этом плане интересна его книга «Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования», актуальная и переиздаваемая по сей день .
  • Неопозитивизм, он же логический позитивизм – полностью подтверждает необходимость опыта как основы познания, но считает, что главным инструментом познания является разум. Это философское направление является продуктом коллективного разума, созданного группой ученых под руководством профессора Морица Шлика в Венском университете и потому получившая название «Венский кружок». Свои мысли он изложил в работе «Поворот в философии» . Подобные идеи господствовали и во Львовско-Варшавской школе, созданной Казимиром Твардовским. В отличие от позитивной философии Огюста Конта, он полагал, что философия – это самостоятельная наука, а не просто интеграция и систематизация знаний прочих наук. Эта мысль прослеживается во всех его работах, включенных в сборник «Избранные произведения» .
  • Постпозитивизм – это, по сути, несколько философских школ, пытавшихся усовершенствовать идеи позитивизма. Основным представителем принято считать Карла Поппера, полагавшего, что истина объективна, а знание всегда носит предположительный характер и должно регулярно перепроверяться и пересматриваться. В этом и зкалючается логика научного исследования», изложенная в одноименной работе Поппера . Тут много общего с агностицизмом, однако подобные пересечения с идеями агностицизма мы видим и в классическом позитивизме тоже.

Это философские направления, которые пытались развить и усовершенствовать идеи позитивизма. Желающих опровергнуть идеи Конта в научном мире тоже всегда было немало. Наиболее интересны в этом плане критические замечания относительно позитивистской социологии Конта и его попыток перенести принципы точных наук на гуманитарные.

В первую очередь, это представители Франкфуртской школы, которые критиковали Конта за «ограниченную рациональность» естественнонаучной ориентации в социальном познании. Наиболее внятно в этом плане высказывался один из основателей школы Теодор Адорно в своих лекциях, прочитанных в 1963 году, объединенных под общим названием «Проблемы философии морали» .

Также были «недовольны» Контом представители феноменологического направления, видевшие основной недостаток позитивистской социологии в натурализации общественных явлений. Идея недопустимости такого натуралистического подхода к обществу и личности особо явно прослеживается в книге Нила Дональда Уолша «Беседы с Богом» .

Критика идей позитивизма свидетельствует лишь о том, что, по сути, процесс познания бесконечен, а человек может лишь освоить новые приемы познания, чтобы хоть как-то расширить границы познанного. Всех желающих раздвинуть границы известного приглашаем пройти программу «Когнитивистика», после которой вам в этой жизни станет многое гораздо яснее, чем сейчас. Изучайте этот мир, развивайте свое мышление, и пусть процесс познания принесет вам массу интересных открытий! Удачи!

Личная жизнь

В молодости у ученого была насыщенная личная жизнь. Первой большой любовью Огюста стала замужняя дама Паулина, которая к тому же была старше. Результатом этой порочной связи стало рождение дочери Луизы, но, будучи болезненной, она умерла в 9 лет, что стало ударом для мужчины.

Следующей избранницей мыслителя стала Каролина Массен, о которой он нелестно отозвался в завещании. Они поженились в 1825 году, после чего отношения стали натянутыми из-за финансовых трудностей и ревности Конта. Тем не менее они не стали разводиться и формально оставались супругами, не живя вместе с 1842 года.

Клотильда де Во

После очередной ссоры с Каролиной мыслитель познакомился с Клотильдой де Во, с которой поддерживал платонические отношения. Через год она умерла от туберкулеза, из-за чего мужчина стал сентиментальнее и проявлял интерес к религиозному и мистическому, что ощущается в последних творениях.

Закон трех стадий Конта – кратко

По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный. Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии.

На первой, теологической, стадии все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей. Эта первоначальная стадия мысли сама имеет три ступени. Сначала люди рассматривают сами предметы как одушевленные, живые, разумные (фетишизм). На следующей ступени представляют себе невидимые существа, из которых каждое управляет известной группой объектов или событий (политеизм). Наконец на высшей ступени все эти частные божества поглощаются в идее единого Бога, который, создав мир, управляет им или прямо, или при помощи сверхъестественных агентов второго порядка (монотеизм).

На второй стадии развития сознания метафизическая мысль объясняет природные явления уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа. Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного. Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества.

Царство метафизики, более или менее проникнутой теологическим духом, продолжалось, по мнению Огюста Конта, до конца средних веков, когда спор между номиналистами и реалистами, первая борьба новейшей мысли из-за освобождения от словесных абстракций, возвестил о приближении третьей стадии – позитивной эпохи (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галилей, Гассенди, Ньютон). Начиная с этого времени, позитивное объяснение фактов – то, которое отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели, признавая лишь не зависимые ни от чего объективные законы, – заменяет объяснение теологическое и метафизическое. Прогресс исследования открывает все возрастающее количество таких неизменных законов.

Огюст Конт полагает, что подобно мысли, сознанию и философии, каждая частная наука проходит три вышеназванных последовательных стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Но разные отрасли человеческого исследования развивались неодинаково и не могли одновременно совершить свой переход из одного фазиса в другой. Последовательный порядок, в котором они вступили в стадию метафизическую и стадию позитивную, указывается логическими порядком, в котором они находятся одна по отношению к другой.

Бюст Огюста Конта. Скульптор Антуан Эте. Около 1840

Автор фото — Alexandre Moatti

2.1 Контовская классификация наук

Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:

историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология — общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.

Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» — А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.

Юность философа

Полное имя ученого — Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт. Он родился 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей, о матери и других родственниках информации о биографии не сохранилось.

В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Неудивительно, что по окончании он поступил в Политехническую школу — высшую школу для подготовки инженеров, которая выпустила многих известных физиков, химиков и математиков. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта.

Политехническая школа всегда была тесно связана с историей Франции, в особенности с Революцией и Наполеоном. Большинство студентов поддерживали Бонапарта и его возвращение в 1815 году, протестовали против Реставрации. Власти пытались усмирить молодых людей и уволили преподавателя математики Монжа, верного приверженца Наполеона. Это вызвало всплеск недовольства: студенты открыто освистывали правительство и хулиганили в городе.

В 1816 году возмущенные одним из репетиторов Школы молодые люди послали ему требование уйти в отставку. Бумагу написал Огюст Конт. Разозленное правительство закрыло всю Политехническую школу и уволило ряд преподавателей и учеников. В числе последних оказался Конт — его выслали в Монпелье.

Впрочем, уже на следующий год 19-летний Огюст вернулся в Париж, пойдя против воли родителей. Он с трудом добывал деньги, давая уроки математики. Попытки найти более устойчивое и оплачиваемое место окончились неудачно: например, юноша пытался устроиться секретарем к банкиру Казимиру Перье, но почти сразу же поссорился с ним.

Метафизическая стадия по Конту (метафизический способ мышления)

На данной стадии мир объясняется метафизическими понятиями, главным считается вопрос природы. Люди объясняют явления с помощью абстрактных понятий и рациональных рассуждений (чаще всего оторванных от реальности)

То есть важно то, что и как управляет природой

Философ утверждает, что природными явлениями управляет не Бог, а сила природы. Человек начинает считать, что в окружающей среде всё ещё витает дух божества, но это уже что-то иное, некое, неопознанное. На этой стадии преобладают абстракции или умозрительные сущности. Они принимаются за реальность. Традиционные верования заменяются «отрицательной» философией.

1.2 Идейные истоки.

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека – как животное политическое. Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.

Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это решительно отрицал. Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как различие “критических” и “органических” периодов в развитии общества; идея прогресса; значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху; роль индустриализма и “индустриалов” в современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Даже само выражение “позитивная философия” последний использовал еще в 1808 г., т. е. задолго до основателя позитивной философии. У него же мы встречаем и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что “наука о человеке”, “социальная физика”, или “социальная физиология”, – это часть общей науки; она должна базироваться на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук.

Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса; Конт, также веря в прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт – сторонник концентрации и централизации политической власти, социальной иерархии и субординации; Сен-Симон, наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интеллектуальной реформы как необходимого условия реформы социальной, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в зародышевой, неразвернутой форме, это часто лишь отдельные высказывания, наброски концепций, но не сами концепции. У Конта, наоборот, те же идеи представ-лены в виде развернутых, систематических концепций и теорий.

В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм (даже в якобинском культе Разума он видел предвосхищение позитивизма) и средневековый католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, – существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание позитивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает с пересмотра этих оснований.

Абстрактные науки по Конту (теория абстрактных наук)

Конт создал одну из первых научных теорий. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками.

Конт придумал в 1838 г. название «социология», чтобы отличать её от термина «социальная физика», используемую его интеллектуальными соперниками.

Он также изложил свою программу – исследования с использованием естественных, эмпирических и исторических методов человеческих обществ, их порядка и условий развития.

Все науки организованы в соответствии с уменьшающимся объёмом исследований, от астрономии до социологии, что сопровождается увеличением сложности изучаемых явлений. Последующие менее общие учения появились позже исторически и позже достигли эмпирической стадии, пройдя сначала через теологическую и метафизическую фазы.

В системе Конта позитивная наука была лишь частью идеальной социальной системы, которую он постулировал. Идеальной целью общества было совершенствование человеческой натуры. Однако его постулаты в этом отношении оказались необычными и отклонялись от его предположений относительно объективности:

  • Конт постулировал установление культа Человечества, Прогресса и Порядка;
  • последователи этого культа будут иметь монополию на обучение и медицину и будут осуществлять цензуру;
  • система будет диктаторской, а должности – наследственными.
  • девизом этой системы будет лозунг Конта: «Любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как конец».

Конт считал христианство реликвией, но тем не менее считал его ценным. По его словам, религия – это сочетание авторитета и моральных норм, которые направляют человека на путь послушания. Именно поэтому он считал религию отличным инструментом дисциплинирования общества.

Личная жизнь и наследие

Огюст Конт женился на своей сожительнице, Каролине Массен, в 1824 году. Из-за финансовых проблем брак не был успешным, и супруги развелись в 1842 году. Начиная с 1844 года у Конта были платонические отношения с Клотильдой де Во.

Конт скончался из-за рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. В квартире, в которой он жил с 1841 по 1857 год, всё было сохранено в том состоянии, в котором оно было при жизни Конта, а затем там был создан частный музей.

Его работы оказали огромное влияние на Карла Маркса, Джона Стюарта Милла и Джорджа Элиота. А его идеи социального эволюционизма оказали необычайно сильное воздействие на развитие современной социологии.

Учение и этапы в творчестве

Конт посвятил всю жизнь науке: сперва математике, после философии. Он считается основателем позитивизма — направления, желавшего придать философии научную основу. Само слово «позитивизм» означает «наука» — именно на ней должна основываться философия, отказавшись от идеализма и материализма.

Философия, согласно мнению Конта, базировалась на следующих платформах:

  • Знания должны быть точными и достоверными, выделить его можно только научным методом, с опорой на другие науки.
  • Основной способ получения знаний — эмпирическое наблюдение.
  • Необходимо отказаться от оценочного характера исследования и статуса «царицы наук».
  1. Теологическая: младенчество, потребности людей примитивны и удовлетворяются самым простым способом. Происходящее вокруг объясняется преимущественно богами и сверхъестественными силами и духами. Научные знания отсутствуют, но создается иллюзия постижимости всего мира. В обществе соответствует военному господству.
  2. Метафизическая (абстрактная): отличается стремлением человека к абсолютному знанию о первопричинах. В отличие от теологической стадии на метафизической сверхъестественные силы заменяются на абстрактные, но ученые больше внимания уделяют умозаключениям, чем научным фактам и наблюдениям. Задача стадии: обозначить переход мышления от теологии к науке. Стадия соответствует феодализму.
  3. Позитивная (научная): новая стадия. На первый план выходят научная деятельность, знания и наблюдения за действительностью. Развитие общества связано исключительно с наукой и прогрессом. Соответствует промышленной цивилизации.

По мнению Огюста, позитивная философия и социология должны изучаться всеми учеными, вне зависимости от специализации, на вводном курсе. Это позволит им понять принцип разделения труда. При этом философ подчеркивал, что формирование позитивизма не завершено. После его смерти течение прошло большую эволюцию: махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и другие.

Философские идеи

Свободный сам по себе, Конт разработал социальную доктрину, основанную на научных принципах. В 1826 году он начал читать серию лекций группе выдающихся французских интеллектуалов. Тем не менее, около трети пути через серию лекций,он перенес нервный срыв. Несмотря на периодическую госпитализацию в течение следующих 15 лет, он подготовил свою основную работу — «Курс позитивной философии» из шести томов. В этой работе Конт утверждал, что, как и в физическом мире, общество действует в соответствии со своим собственным набором законов.

Усилия Комта способствовали изучению общества и развитию социологии. В течение этого времени он поддерживал себя в должности в Политехнической школе, но столкнулся с администрацией и был уволен в 1842 году. В том же году он развелся со своей женой, Кэролайн Массин Конте, после 17 лет яростного брака. С тех пор он полагался на друзей и покровителей, чтобы поддержать его.

В 1844 году Конт стал связан с Клотильд де Во, французским аристократом и писателем. Потому что она не развелась со своим мужем-фидером,ее отношения с Контом оставались платоническими, и они оба были глубоко влюблены. После ее смерти, в 1846 году, Конт написал Систему позитивного правления. В своей формулировке «религии человечества» Конт предложил религиозный порядок, основанный на разуме и человечности, подчеркивая мораль как краеугольный камень политической организации человека.