Понятие «наука». функции науки. классификация наук

Оглавление

Достижения современной науки

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Постижение это закрепляется в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности.

Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.

Становление и развитие опытной науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке…

Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека.

Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе. Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека.

Особо впечатляющее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека. «Как и искусство, — пишет М. Хайдеггер, — наука не есть просто культурное занятие человека.

Наука — способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”

Таким образом, достижение современной науки является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом.

Понятие науки в философии, ее сущность.

Наука представляет собой познавательный вид деятельности каждого человека, который направлен на изучение и вынесение обоснованных объективных и системно-организованных знаний об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире. В процессе данной деятельности происходит активная деятельность по сбору и анализу конкретных данных, их систематизация и синтез на основе имеющихся новых знаний, позволяющих проводить научно-обоснованное прогнозирование на проявление данного действия в будущем. Объект науки представляет широчайшую область действительности исследуемых явлений в окружающей среде. Предмет науки – это часть конкретного исследуемого объекта, т.е. предмет науки является областью объективной реальности, которую впоследствии изучает наука. Таким образом, науки отличаются друг от друга только своим предметом.

Понятие науки занимает одно из главнейших мест в философии, поскольку является формой познания мира. Философское видение окружающего мира должно иметь конкретное представление о науке, ее развитии и доступности.

Понятие науки в философии состоит из:

  • Ее определения;
  • Целей ее деятельности;
  • Идеологического основания (базиса);
  • Идей и представлений в комплексе;
  • Представлений самой науки;
  • Проблем научной этики, регулирующей отношения людей в процессе проведения научных исследований.

Каждая идеология складывается из конкретных данных, полученных в процессе проведения опытов и экспериментов. Проверка осуществляется эмпирическими методами, что по своей сути является достаточно сложным процессом. Понятие науки в философии является сферой деятельности людей, главной функцией которой является определение знаний на объективной основе о происходящем в действительности, т.е. является формой общественного сознания, куда входят все приобретенные в недавнем времени знания.

Виды наук, относящиеся к системе наук в философии:

  • Общественные;
  • Естественные;
  • Гуманитарные;
  • Технические.

В процессе своего исторического развития система наук разделилась на несколько этапов:

  • Философская дисциплина – развитие данного этапа происходит одновременно с развитием позитивистского учения, когда появилась необходимость исследовать язык, логику и методы точных наук;
  • Позитивистская философия – главной задачей науки становится понимание научной теории, определения структуры и средств формирования; тут же возникает и проблема роста знаний науки;
  • Логико-позитивистское учение – переход от науки в метафизику, опираясь на методы эмпирического познания мира. На данном этапепроисходит активное слияние науки с социальной средой, что делает науку перспективной темой для философов и в настоящее время.

Определение

Ресурсный центр Наука и образование , Карлтон колледжа , предлагает следующее описание: «Система Земли науки объятья химии, физики, биологии, математики и прикладной науки в превосходя дисциплинарных границ для лечения Земли как целостной системы она стремится к более глубокому пониманию физического. , химические, биологические и человеческие взаимодействия, которые определяют прошлое, настоящее и будущее состояния Земли. Наука о системе Земли обеспечивает физическую основу для понимания мира, в котором мы живем и в котором человечество стремится достичь устойчивости «.

Наука о системе Земля сформулировала четыре всеобъемлющие, определяющие и критически важные особенности системы Земля, которые включают:

  1. Изменчивость: многие естественные «режимы» и изменчивость системы Земля в пространстве и времени выходят за рамки человеческого опыта из-за стабильности недавнего голоцена. Поэтому большая часть науки о Земной системе полагается на исследования прошлого поведения Земли и моделей для прогнозирования будущего поведения в ответ на давление.
  2. Жизнь: биологические процессы играют гораздо более сильную роль в функционировании и ответных реакциях системы Земля, чем считалось ранее. Похоже, что он является неотъемлемой частью каждой части системы Земля.
  3. Связь: процессы связаны способами, на глубине и на боковых расстояниях, которые ранее были неизвестны и немыслимы.
  4. Нелинейный: поведение системы Земля характеризуется сильной нелинейностью. Это означает, что резкое изменение может произойти, когда относительно небольшие изменения в «принудительной функции» подтолкнут Систему за « порог ».

Основные типы наук

Все науки, кроме математики и философии, можно разделить на три типа:

  1. Естественные науки
  2. Общественные (социальные) науки
  3. Гуманитарные науки

Математика и философия относятся к мета-наукам.

1. Естественные науки

Естественные науки изучают окружающую природу, которая может существовать без человека, а также и такую природу, которая может существовать и без разумной деятельности человека.

Например, композитные материалы изучают естественные науки, хотя композитные материалы искусственно создают люди. В естественной природе такие материалы могут никогда не встречаться. Но если все люди
исчезнут, то композитные материалы могут остаться существовать без наличия людей. Поэтому композитные материалы изучают естественные науки.

Или, например, такая естественная наука, как анатомия изучает устройство человеческого тела, так как тело человека появилось до того, как человечество стало разумным и тело человека останется таким же,
если человек потеряет разум.

Все естественные науки делятся на два класса:

  • Фундаментальные
  • Прикладные

Фундаментальные естественные науки

Фундаментальные естественные науки делятся на два вида:

  • Общие фундаментальные естественные науки
  • Фундаментальные естественные науки о Земле

Кроме этих двух видов фундаментальных естественных наук, иногда выделяют в отдельный вид науки, которые специализируются не на изучении планеты Земля, а на изучении конкретных космических объектов.
Например, селенография специализируется на изучении Луны, а петрография изучает метеориты.

Общие фундаментальные естественные науки

Общие фундаментальные естественные науки, это самые общие науки о природе. К этим наукам относятся такие науки, как физика, химия, астрономия, биология и подобные им.

Разумеется, к общим фундаментальным наукам относятся и все разделы этих наук, и все пересечения и стыковки этих наук. Например, ботаника, зоология, астрофизика, биофизика, космология, космогония,
биохимия, анатомия, квантовая физика, термодинамика, механика и т.п.

Фундаментальные естественные науки о Земле

Фундаментальные естественные науки о Земле это те же самые общие фундаментальные естественные науки, которые специализируются на изучении планеты Земля. Это такие науки, как география, геология,
океанография, океанология, вулканология, климатология, метеорология и т.п.

Прикладные естественные науки

Прикладные естественные науки, это такие естественные науки, которые имеют непосредственное применение человеком на практике. Открытия и выводы фундаментальных естественных наук могут на практике нигде
не применяться. Например, наши знания о черных дырах нигде на практике нами не применяются. Порой проходят десятилетия или даже столетия прежде чем фундаментальные знания найдут какое-то практическое
применение. А прикладные естественные науки заняты решением непосредственных практических задач.

В основном, это разные технические науки. Но не только. К прикладным естественным наукам относятся и такие науки, как медицина и гигиена.

2. Социальные (общественные) науки

Социальные науки, это науки о человеческом обществе.

Человеческое общество не может существовать без разумной деятельности человека. Если человек перестанет быть разумным, то человеческое общество, в отличие от человеческого тела, сразу же деградирует.
Поэтому науки, изучающие общество, не относятся к естественным наукам.

Примерами общественных наук являются такие науки, как экономика, история, социология, правоведение, юриспруденция, политология, политэкономика, экономическая география и т.п.

3. Гуманитарные науки

Гуманитарные науки, это науки о внутреннем мире человека и его духовной культуре.

Примерами гуманитарных наук являются такие науки, как этика, эстетика, культурология, искусствоведение, литературоведение, история искусства и т.п.

Например, такая наука, как экология находится на стыке социальных и естественных наук. А наука психология находится на стыке социальных и гуманитарных наук.

Синтетическая биология

Крейг Вентер

Синтетическая биология — это проектирование и строительство новых биологических частей, устройств и систем. Она также включает в себя модернизацию существующих биологических систем для бесконечного количества полезных применений.

Крейг Вентер, один из ведущих специалистов в этой области, заявил в 2008-м году, что он воссоздал весь геном бактерии путем склеивания её химических компонентов. Два года спустя его команда создала «синтетическую жизнь» — молекулы ДНК, созданные при помощи цифрового кода, а затем напечатанные на 3D-принтере и внедрённые в живую бактерию.

В дальнейшем биологи намерены анализировать различные типы генома для создания полезных организмов для внедрения в тело и биороботов, которые смогут производить химические вещества — биотопливо — с нуля. Есть также идея создать борющуюся с загрязнениями искусственную бактерию или вакцины для лечения серьёзных болезней. Потенциал у этой научной дисциплины просто огромный.

Практики и методики

Кибернетика управления

  • Модель жизнеспособной системы
  • Синтегрити команды
  • Жизнеспособный системный подход (vSa) — это методология, полезная для понимания сложных явлений и управления ими; он был успешно предложен в области управления, принятия решений, маркетинга и обслуживания.

Системный дизайн

Системный дизайн объединяет методологии системного мышления с передовыми методами проектирования для решения сложных ситуаций с участием многих заинтересованных сторон.

Системный анализ

Системный анализ — отрасль науки о системах, которая анализирует системы, взаимодействия внутри этих систем или взаимодействие с окружающей средой, часто до их автоматизации в виде компьютерных моделей. Системный анализ тесно связан с корпорацией RAND .

Системная динамика

Системная динамика — это подход к пониманию поведения сложных систем во времени. Он предлагает «технику моделирования для моделирования деловых и социальных систем», которая имеет дело с внутренними контурами обратной связи и временными задержками, которые влияют на поведение всей системы. Что отличает использование системной динамики от других подходов к изучению сложных систем, так это использование контуров обратной связи, запасов и потоков .

Системная инженерия

Системная инженерия (SE) — это междисциплинарная область инженерии , которая фокусируется на разработке и организации сложных систем . Это «искусство и наука создания комплексных решений сложных проблем», например: системы обработки сигналов, системы управления и системы связи , или другие формы высокоуровневого моделирования и проектирования в конкретных областях техники.
  • Аэрокосмические системы
  • Инженерия биологических систем
  • Инженерия и управление земными системами
  • Электронные системы
  • Разработка корпоративных систем
  • Программные системы
  • Системный анализ

Методология мягких систем

Методология мягких систем была разработана в Англии учеными на факультете систем Университета Ланкастера в рамках десятилетней исследовательской программы. Главный участник — Питер Чекленд (родился 18 декабря 1930 года в Бирмингеме, Великобритания), британский ученый в области менеджмента и заслуженный профессор систем в Ланкастерском университете.

Другие подходы

Методология разработки систем (SDM) в области разработки ИТ — это множество структурированных, организованных процессов для разработки информационных технологий и встроенных программных систем.

Кому подходит гуманитарный профиль обучения

Традиционно гуманитарные науки противопоставляются точным (алгебра, геометрия, физика), но это не более чем условность: большинство гуманитарных дисциплин так или иначе используют методы точных наук, а такие специальности, как социология или экономика, охватывают оба профиля. 

Изучение гуманитарных наук невозможно без понимания принципов точных. Это только одна из причин, по которой не стоит навешивать на ребёнка ярлык «технаря» или «гуманитария», внушая ему, что «противоположные» области науки — не для него.

<<Блок перелинковки>>

Тем не менее склонность детей к гуманитарному или техническому мышлению можно проследить уже в начальной школе. Гуманитарный склад ума — это не только предрасположенность к определённым школьным предметам; прежде всего, это особый способ мышления и набор свойств характера. Перечислим некоторые черты, свойственные гуманитариям: 

  • Коммуникабельность. Если ребёнок любит общение, умеет хорошо формулировать свои мысли, вести диалог и аргументировать свою точку зрения — его могут заинтересовать специальности социально-гуманитарного профиля. Умение находить с людьми общий язык — один из ключевых навыков для управленца, политика, телеведущего, бизнес-тренера и многих других профессий.
  • Развитая эмпатия. Умение сочувствовать, выслушивать, понимать потребности окружающих — очень востребованный навык. Ребёнок, внимательный к чувствам других людей, имеет хорошие шансы построить карьеру в области психологии, конфликтологии и торговли. 
  • Богатая фантазия. Смотреть на мир под нестандартным углом, представлять обыденные вещи в непривычном свете — ключевой навык дизайнеров, фотографов, режиссёров, PR-менеджеров и некоторых других гуманитарных профессий. 
  • Творческие способности. Если ваш ребёнок любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, занимается литературным творчеством или мечтает стать актёром — перед вами ярко выраженный гуманитарий, таланты которого нужно развивать. Бытует мнение, что творческие профессии — удел избранных, но не стоит спешить с выводами. Если ребёнок серьёзно настроен посвятить жизнь своему увлечению — при вашем участии у него есть все шансы на успех. В любом случае бережное отношение к хобби ребёнка позволит ему вырасти полноценной и уверенной в себе личностью.

Проблема амбивалентности науки

Прикладные науки хоть и созданы облегчить жизнь людям, все-таки имеют и отрицательное влияние. С одной стороны, новые знания открывают что-то новое, неизведанное, дают прогресс, а с другой — становятся причиной появления проблем, оказывая пагубное воздействие на природу и самого человека.

Благодаря им удовлетворяются потребности людей, но портится природная гармония. Они могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Такое противоречие может навредить целой системе окружающего мира. Эта амбивалентность поделила ученых-исследователей на два лагеря. Первые считают человека венцом природы, который может делать все, что вздумается. Вторые стараются доказать, что люди должны жить в гармонии с природой.

Проблема амбивалентности

Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.

Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.

Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.

Связь с гипотезой Гайи

Гипотеза Гайи утверждает, что живые системы взаимодействуют с физическими компонентами системы Земли, образуя саморегулирующееся целое, поддерживающее условия, благоприятные для жизни. Первоначально разработанная Джеймсом Лавлоком, эта гипотеза пытается объяснить ключевые особенности земной системы, включая длительный период (несколько миллиардов лет) относительно благоприятных климатических условий на фоне солнечной радиации . Следовательно, гипотеза Гайи имеет важные последствия для науки о земных системах, как отметил в октябре 2010 года директор NASA по планетарным наукам Джеймс Грин: «Доктор Лавлок и доктор Маргулис сыграли ключевую роль в происхождении того, что мы теперь знаем как Наука о земных системах «.

Хотя гипотеза Гайи и наука о земных системах используют междисциплинарный подход к изучению работы систем в планетарном масштабе, они не синонимичны друг другу. Был предложен ряд потенциальных механизмов обратной связи Gaian, таких как гипотеза CLAW, но эта гипотеза не получила всеобщей поддержки в научном сообществе , хотя остается активной темой исследований.

Организации

Международное общество для систем наук (МОП) является организацией для междисциплинарного взаимодействия и синтеза систем наук. ISSS является уникальным среди системно-ориентированных институтов с точки зрения широты охвата, объединяя ученых и практиков из академических, деловых, государственных и некоммерческих организаций. Основано на пятидесятилетних огромных междисциплинарных исследованиях, от научного изучения сложных систем до интерактивных подходов к управлению и развитию сообществ. Это общество было изначально задумано в 1954 году в Стэнфордском Центре перспективных исследований в области поведенческих наук по Берталанфи , Кеннет Боулдинг , Ральф Джерард , и Анатоль Рапопорт .

В области системной науки Международная федерация системных исследований (IFSR) является международной федерацией глобальных и локальных обществ в области системной науки. Эта федерация — некоммерческое, научное и образовательное агентство, основанное в 1981 году и состоящее из примерно тридцати организаций-членов из разных стран. Общая цель этой Федерации — продвигать кибернетические и системные исследования и системные приложения, а также служить международному системному сообществу.

Самым известным исследовательским институтом в этой области является Институт Санта-Фе (SFI), расположенный в Санта-Фе, Нью-Мексико, США, посвященный изучению сложных систем . Этот институт был основан в 1984 году Джорджем Коуэном , Дэвидом Пайнсом , Стирлингом Колгейтом , Мюрреем Гелл-Манном , Ником Метрополисом , Хербом Андерсоном, Питером А. Каррутерсом и Ричардом Слански. Все, кроме Пайнса и Гелл-Манна, были учеными Лос-Аламосской национальной лаборатории . Первоначальная миссия SFI заключалась в распространении концепции отдельной междисциплинарной области исследований, теории сложности, называемой в SFI наукой о сложности . Недавно ИИТ Джодхпур в Раджастане, Индия, начал обучать своих студентов системным наукам и инженерии в рамках программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Это делает его первым учебным заведением, предлагающим системное научное образование для студентов в Индии.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Предмет ОГЭ

Проходной балл в профильный 10 класс

Максимум за экзамен

На тройку

Русский

26

33

15

Математика

19 – на физико-математический

7 из них – за геометрию

32

8

18 – на экономику

5 из них – за геометрию

18 – на естественные науки

6 из них – за геометрию

Информатика

14

19

4

Химия

27

40

10

Биология

23

31

12

Физика

30

43

11

Обществознание

28

35

14

Иностранные языки

55

68

29

География

23

31

12

Литература

26

39

14

История

24

34

10

В пятибалльной системе проходной балл в профильный класс – это примерно твердая четверка с плюсом, то есть 4,5. Также при отборе учитывается портфолио ученика – все его достижения: аттестат за 9-й класс с отличием, похвальные грамоты, победы в олимпиадах, конкурсах.

В течение учебного года в 10 классе можно изменить профиль обучения. Для этого надо, чтобы не было задолженностей на уже пройденной программе, и придется досдать разницу по предметам нового профиля. В 11 классе можно перейти на универсальный профиль – тоже если за прошлый год нет академических задолженностей.

Когнитивная экономика

Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:

Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.

Цели и особенности

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления

В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Мета-науки

Существуют две мета-науки, философия и математика. Мета-науки изучают нематериальные сущности и одновременно разрабатывают методы исследования для других наук.

Философия занимается изучением качественных отношений и сущностей. Поэтому философия разрабатывает для других наук качественные методы исследования.

Математика занимается изучением количественных и пространственных отношений и сущностей. Соответственно, математика разрабатывает для всех других наук количественные и пространственные методы
исследования.

И философия и математика в качестве основного научного метода используют дедуктивный метод. То есть на базе небольшого количества недоказуемых предложений путем логических рассуждений строится некоторая
абстрактная модель. И изначально бывает даже неизвестно, найдет ли эта модель хоть какое-то применение на практике или же останется только красивой игрушкой для ума. Но в любом случае дедуктивный метод
познания для этих наук является адекватным методом познания. Поэтому нет никаких оснований не считать философию и математику полноценными науками.

Философия и математика были самыми первыми науками в истории человечества. Причем, математика возникла из чисто практических потребностей человека. А философия, наоборот, возникла из чисто абстрактных
потребностей человека, очень оторванных от реальной практической жизни.

Попытка философии заняться чем-то более практичным привела к тому, что некоторые разделы философии стали на столько развитыми, что эти разделы философии стали отпочковываться от философии. Эти
отделившиеся от философии разделы и превратились в обычные науки. Для их разработки уже не требовались знания в области философии.

Первыми от философии отпочковались естественные науки. Затем, пришло время отделяться от философии социальным наукам. Самыми последними от философии отделились гуманитарные науки.

Собственно говоря, гуманитарные науки до сих пор находятся в процессе отделения от философии и поэтому их связь с философией всё ещё очень сильна. Философия гораздо сильнее влияет на гуманитарные науки,
чем на социальные. И философия практически совсем не оказывает никакого влияния на естественные науки. Многие современные философы известны своими работами в гуманитарных науках. А люди, далёкие от науки,
обычно, ошибочно относят философию к гуманитарным наукам.

С математикой ситуация прямо противоположная. По мере того, как науки отделяются от философии, они всё более и более математизируются. Гуманитарные науки позже всех других наук отделились от философии и
поэтому математизация гуманитарных наук еще не наступила. Общественные науки уже достаточно математизированы, особенно экономика. Но самыми математизированными являются естественные науки, так как они
раньше всех других наук отделились от философии.

Теоретическая механика и квантовая теория поля сейчас выглядят как какой-нибудь раздел математики. Многие физики-теоретики имеют неплохое математическое образование и совершают открытия в области
математики. Люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят математику к естественным наукам.

Социальные и гуманитарные науки

Социальные науки вбирают в себя дисциплины об обществе, его различных областях, социальных структурах. Наиболее общие знания об обществе дают философия и социология. Конкретные сферы общественной жизни раскрывают экономика, политология, культурология, эстетика. Все сферы общественной жизни пронизывают история и правоведение.

Определение 6

Социальные науки – комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество.

Определение 7

Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Предметами гуманитарных наук являются: искусствоведение, история, литература, музыковедение, литературоведение, филология и многие другие.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Задачи прикладной науки

В широком аспекте задачи прикладных наук должны выполнять заказы общества, позволяя решить насущные проблемы. Но, как уже упоминалось ранее, такие дисциплины тесно связаны с фундаментальными, и поэтому их задачи состоят в следующем:

  • возможность открытия неизвестных фактов;
  • систематизация полученных знаний;
  • формулировка новых законов и открытий;
  • формирование теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.

В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:

  • разработки и внедрения новых технологий;
  • проектирование различных новых устройств и приспособлений;
  • исследование влияния химических, физических процессов на вещества и предметы и др.

Но все же главной задачей прикладных наук является служение человечеству и его потребностям.

Наука как система знания

Наука является сверхсложной системой знаний. Она включает в себя качественно различные элементы. Ее составляющими являются:

  • области научного знания (естествознание, математика, технические науки, социально-гуманитарные науки);
  • единицы знания (факты, протоколы, дисциплины, теории, законы, научно-исследовательские программы, междисциплинарные и комплексные исследования, проекты);
  • уровни научного знания, входящие в отдельные дисциплины (эмпирическое, чувственное, теоретическое, метатеоретическое);
  • виды научного знания (аналитическое — синтетическое, эмпирическое – теоретическое, предпосылочное — выводное, личностное – общезначимое, описательное — нормативное, дискурсное — интуитивное, явное — неявное).

Все элементы научного знания имеют связь между собой. Они соединены сложной сетью логических и операциональных отношений и взаимосвязей. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание