Тьмутаракань

Оглавление

Поединок Мстислава Удалого

При князе Владимире Святославиче (980-1015 гг.). Тмутаракань была окончательно закреплена за Русью. В 989 году Креститель Руси посадил там княжить своего сына Мстислава. Мстислав, получивший в народе прозвище Удалой или Храбрый, стал одним из самых знаменитых князей Древней Руси. В значительной мере этой славой он обязан своему богатырскому подвигу — единоборству с касожским князем Редедей. Племя касогов, жившее хищническими набегами, населяло предгорья Северного Кавказа. В 1022 году касоги решили поискать наживы в русских землях Тмутараканского княжества. Мстислав с войском выдвинулся навстречу противнику. Когда оба войска выстроились друг против друга на поле битвы, касожский князь Редедя предложил решить спор не всеобщей резнёй, а поединком между двумя вождями. Кто победит в поединке, тот и будет владеть Тмутараканью. Редедя был уверен в своей победе. Мстислав согласился. Поединок проходил по необычным правилам. Соперники боролись без оружия, и лишь поверженного соперника разрешалось добить. Легенда об этом поединке прошла через века. о нём писали и Нестор Летописец, и автор «Слова о полку Игореве». Поначалу мощный Редедя одерживал верх над русским князем. По преданию, в этот момент Мстислав обратил свои мольбы к Богородице и попросил её о помощи. После чего Мстислав собрался с силами и сшиб касожского князя с ног. Касоги сдержали слово. Признав своё поражение, они без битвы удалились на свои земли…

Исторические сведения о Тьмутаракани

Исторические данные о городе Тьмутаракань и Тьмутараканском княжестве относительно скудны. Поэтому долгое время считалось, что это название относится к вымышленному «тридевятому царству». Ситуация изменилась после обнаружения в 1792 году так называемого Тьмутараканского камня – стелы с записью о проведенном князем Глебом Святославовичем измерения расстояния от Тьмутаракани до Керчи.

Город Тьмутаракань: письменные и археологические свидетельства

Под названием «Тьмутаракань» городище на месте современной станицы Тамань фигурировало в древнерусское время. Однако само поселение много старше, в разное время принадлежало разным народам и государствам и носило разные названия.

  1. Первый город на этом месте основан греками в конце VI века до н.э. Назывался он Гермонасса.
  2. В период раннего средневековья (VI-IX века) город входил в состав сперва Тюркского, а затем Хазарского каганата. Предполагается, что тогда он назывался Тумен-Тархан, а в конце этого периода – Самкерц.
  3. В русском владении город оказался в результате побед Святослава Игоревича над хазарами в 60-е годы X века. Упоминания о Тьмутаракани исчезают из русских источников после 1094 года, однако результаты раскопок позволяют считать, что славяне и после этого продолжали доминировать там.
  4. В XI-XII веках византийские источники указывают на принадлежность города империи и именуют его Таматарха или просто Матарха.
  5. В XIII веке он ненадолго стал владением Золотой Орды и был в этот период известен как Матрика.
  6. Ориентировочно в конце XIII или начале XIV века город превратился в генуэзскую колонию. Генуэзцы именовали его Матрега.
  7. В 1475 году значительные территории в Причерноморье были завоеваны турками; такая же судьба постигла и Матрегу. Новые владельцы дали городу название Таман.
  8. Российская империя овладела бывшей Тьмутараканью в 1792 году в результате войны с Турцией. Название Таман фактически сохранилось, превратившись в смягченный вариант – Тамань.

Археологические раскопки показали, что Тьмутаракань была мощной крепостью со стенами толщиной 7,6 м (и высотой, по прикидкам археологов, не менее 16 м). Основа стен из кирпича-сырца была сооружена хазарами; русичи сделали дополнительную обкладку камнем. Судя по отсутствию в культурном слое следов пожаров, первыми штурмом крепость взяли уже монголо-татары.

Тьмутаракань была удобным торговым центром и вообще городом довольно богатым. Археологами найдены следы мощения улиц; в городе были каменные дома знати и церковь Богородицы. Население было смешанным – хотя славяне доминировали до нашествия монголов, в Тьмутаракани проживали в значительном количестве хазары, аланы и представители других народов.

Сейчас на территории городища находится археологический заповедник. Есть возможность осмотреть остатки как русских, так и хазарских, и античных строений.

Сведения о Тьмутараканском княжестве

Тьмутараканское княжество неоднократно упоминается в письменных древнерусских источниках. Но там отсутствуют данные о его географической локализации, из-за чего и бытовало долгое время представление о нем как о выдумке.

На сегодняшний день границы княжества также не определены точно. Есть сомнения и насчет времени его существования. В русских источниках Тьмутаракань не упоминается после 1094 года; византийцы с середины XI века говорят об этих землях, как о своих. Тем не менее, археологические данные свидетельствуют (по анализу керамики) о доминировании здесь славян почти до монгольского нашествия. Поэтому время существования княжества условно датируется X-XII веками.

Из источников известны имена нескольких правителей княжества. Самый известный из них – Мстислав Владимирович (княжил в 988-1036 годах), один из братьев Ярослава Мудрого, с которым киевский князь в конце концов предпочел договориться и разделить власть. В 1064-1067 годах тьмутараканским князем был Ростислав Владимирович, единственный внук Мудрого от старшего сына. Еще один внук Ярослава, Глеб Святославович, определил точное расстояние от Тьмутаракани до Корчева (Керчи), в память о чем и была высечена надпись на так называемом Тьмутараканском камне. Это случилось в 1068 году, но почти наверняка Глеб правил в Тьмутаракани ранее этого времени.

Был некоторое время тьмутараканским князем Олег Святославович Черниговский, известный под прозвищем «Гориславич», данным ему автором «Слова о полку Игоревом». Ориентировочно он был князем в 1083-1094 годах, и в этот период княжество подпало под влияние Византии.

Известно также имя последнего генуэзского правителя Тьмутаракани Захарии де Гизольфи. Благодаря своим дипломатическим талантам он сохранил пост и при турках.

Правители

В связи с тем, что княжество находилось далеко от Киева, в Тмутаракань отправлялись, в основном, князья, чем-то неугодные правящей власти. Всего известно восемь правителей тмутараканского княжества:

  • Мстислав Владимирович;
  • Глеб Святославич,
  • Ростислав Владимирович,
  • Глеб Святославич,
  • Роман Святославич,
  • Давыд Игоревич,
  • Володарь Ростиславич,
  • Олег Святославич.

Жизнь князей в Тмутаракане отнюдь не была спокойной. Она наполнялась междоусобными конфликтами, постоянными набегами зависимых народов, стремившихся избавиться от гнета, а также активными внешнеполитическими и экономическими действиями.

Например, стал легендарным поединок князя Мстислава и вождя касогов Редедя. После одержанной победы, правитель Тмутаракани забрал жену и детей поверженного к себе, а касожский народ должен был выплачивать дань. Про эту схватку можно прочесть в Лаврентьевской летописи. Этот же исторический эпизод запечатлел Николай Рерих на своей картине.

Образование

История Тмутараканского княжества начинается с восточных походов князя Святослава, который, победив Хазарский каганат, подчинил ясов и косогов и обложил их данью. Тогда же он основал в Тмутаракани военно-торговый форпост, который стал центром городской жизни.

Окончательное присоединение этих земель к Киевскому государству датируется временем правления его сына Владимира. Княжество Тмутараканское вошло в сферу его влияния после того как он совершил поход в Крым и закрепил за собой ряд местных городов. Он передал свое новое владение одному из сыновей – Мстиславу, который вошел в историю под именем Удалой или Храбрый. Именно в годы его правления (990-1036) эта территория пережила периода своего расцвета.

Русский город Корчев

Одним из хазарских поселений, захваченных русскими воинами в том походе, был располагавшийся на Таманском полуострове город Тумен-Тархан. Святослав оценил стратегические достоинства Тумен-Тархана и разместил здесь русский гарнизон. Наши воины быстро переиначили непонятное тюркское название на свой лад — Тмутаракань (или Тьмутаракань). Так на берегах Чёрного и Азовского морей появилась самая южная русская земля — Тмутараканское княжество. По меркам того времени это княжество располагалось очень далеко от основной массы древнерусских земель. Для того чтобы достичь Тмутаракани, нужно было затратить много времени и совершить путешествие, полное смертельных опасностей. Отсюда и стала Тмутаракань символом далёкого, глухого места. В состав Тмутараканского княжества входил не только Таманский полуостров на Кубани, но и крымский город Керчь с округой. Само название города тоже было «русифицировано» — тюркская Керчь превратилась в славянский город Корчев. Таким образом, можно сказать, что первые шаги русского государства в Крыму были сделаны вовсе не в XVIII веке, как думают многие, а в седые времена нашей летописной древности. В центре тогдашней Керчи (Корчева) возвышалась крепость. Внутри неё находились церковь и помещение для русских дружинников. В крепости же имелись хранилища зерна, солёного мяса, вяленой рыбы, а также бассейн пресной воды — все это хранилось на случай вражеской осады. К стенам крепости примыкали кварталы беспорядочно построенных домиков, в которых жили ремесленники, рыбаки и крестьяне. Население Тмутараканского княжества состояло из местных племён — адыгов, алан, болгар, хазар, готов, а также греков и славян. В главных городах княжества размещались русские гарнизоны. Окрестные племена находились в зависимости от русского тмутаракан-ского князя, платили ему дань и поставляли воинов в период военных действий.

Предположения о происхождении поговорки

Как можно понять из сказанного, Тьмутараканское княжество находилось на весьма значительном расстоянии от центров древней русской государственности. Поэтому употребление его названия в качестве аллегории понятия «очень далеко» понять нетрудно.

Можно догадаться, что не только летописцы, но и обычные люди Древней Руси имели об этом княжестве более чем скудные представления. Таким образом, оно мало чем отличалось для них от «тридевятого царства». Кроме того, население города Тьмутаракань было пестрым, достаточно чуждым «чистым» славянам по традициям и образу жизни.

Поэтому нетрудно предположить, что поговорка, использующая название Тьмутаракань в значении «очень далеко», возникла по этим причинам. Но заметно, что она не вполне отражает реальное положение дел в этом княжестве – оно было не глухой отсталой провинцией, а развитым торговым регионом. Но все же поговорка возникла много позже самого княжества, так что неудивительно, что реальная ситуация (и так мало кому известная) подзабылась.

Удельная Русь

  • Княжества на Руси. Краткая характеристика каждого
  • Этапы борьбы за свержение ордынского ига
  • Московские князья и их политика
  • Причины возвышения Москвы
  • Предпосылки объединения земель
  • Причины распада Киевской Руси

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

История обнаружения

До конца XVIII в. историки не верили в существование Тмутаракани, считая ее мифом. В письменных источниках сведений о ней было мало, и они порой противоречивы. Речь идет то о городе, то о княжестве. В первый раз это название встречается в «Повести временных лет», упоминание относится к 988 г. Последнее упоминание датировано 1094 г.

Но в 1792 г. совершенно случайно военными был найден Тмутараканский камень, с высеченным упоминанием о Тмутаракани. Это самый ранний артефакт с русским текстом. Эта находка стала причиной археологических изысканий, которые ведутся до наших дней.

Толщина культурного слоя Таманского городища достигает 12-14 м. Работа затрудняется тем, что часть территории оказалась под водой, часть под жилыми застройками. На раскопках была обнаружена городская планировка, мощеные улицы, остатки каменных домов с кирпичными печами, фундамент храма начала XI в., остатки оборонительных стен, в том числе башни-донжона. К югу обнаружены руины монастыря XI в., к востоку остатки генуэзских и турецких укреплений.

Основная часть найденных экспонатов материальной культуры и памятников эпитафии относятся к византийским или греческим периодам, экспонаты периода Древней Руси малочисленны. Наиболее интересные находки из некрополя Гермонассы представлены в экспозициях Эрмитажа и Государственного исторического музея.

Городище объявлено музеем-заповедником. Археологический комплекс городища «Гермонасса-Тмутаракань» наглядно иллюстрирует многовековую историю этих мест.

Наследие воинственного Святослава

Своим появлением на землях Крыма русские воины обязаны знаменитому киевскому князю Святославу (945-972 гг.). Святослав, сын убитого древлянами князя Игоря и легендарной княгини Ольги, формально стал князем в трёхлетнем возрасте, сразу после гибели отца в 945 году. Но самостоятельное правление Святослава началось лишь спустя 20 лет. До этого всеми делами заправляла его властная мать. Впрочем, юного князя это вполне устраивало: он мало интересовался делами внутреннего управления, добровольно отдав всю эту «рутину» в руки матери. Самого же Святослава интересовали только воинские подвиги. Без преувеличения можно сказать, что это был самый воинственный князь в истории Древней Руси. Вот как писал о нём летописец: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус , и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или говядину зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины…». Первой своей задачей возмужавший молодой князь видел борьбу с хазарами. Хазарский каганат (так называли хазарскую державу) долгое время был серьёзной угрозой для русских земель. Это воинственное государство кочевников, располагавшееся в нижнем Поволжье и причерноморских степях, жило только грабежами и набегами. Не раз орды хазар ходили на Русь, оставляя после себя сожжённые деревни и тысячи трупов убитых поселян. Чтобы спастись от губительных нашествий, русским племенам приходилось платить унизительную дань хазарскому кагану (хану). Но в конце X века ситуация изменилась. Разрозненные славянские племена объединились в единую державу. Ещё при князе Олеге (вторая половина IX века) Русь перестала платить дань хазарам. Теперь пришло время ликвидировать само разбойничье гнездо. В 965 году Святослав во главе русских воинов двинулся походом на Хазарский каганат. Прогнившее грабительское государство рухнуло под натиском славянских дружин как карточный домик. Святослав одерживает одну победу за другой. Города хазарской державы капитулируют перед русским князем. Вскоре и сама хазарская столица — город Итиль, располагавшийся в нижнем течении Волги, — оказалась в русских руках. Государство хазар, принёсшее Руси столько бед, перестало существовать…

Книги автора

Калинин Даниил Сергеевич Выбор чести

Потомок белых эмигрантов Никита Мещеряков возвращается на Родину в рядах полка «Бранденбург-800». Большевиков он ненавидит больше, чем немцев. – они отняли его дом, лишили семьи и счастливого детства. Он готов мстить.
Только кому? Кто его враг? Советский народ? Женщины, старики, дети? Воины, исполняющие свой долг? Или фашисты, пришедшие завоевать его страну?
Обманутый разум молчит, зато сердце говорит правду. Никита сделает выбор чести.

Калинин Даниил Сергеевич Рогора. Дорогой восстания

Аджей Руга, дворянин из славного, но небогатого рода, прибывает в Рогору — захолустную провинцию на юге Республики. Ему предстоит постылое служение «советником» в крохотном баронстве Корг — и в метрополии он принял волю короля как ссылку без прилагательного «почетная»…

Аджей еще не знает, что в Рогоре он встретит свою любовь. И даже в кошмарном сне он не может себе представить, что отец возлюбленной до мельчайших подробностей спланировал самое опасное в истории Республики восстание, начав претворять его в жизнь…

Что выберет молодой дворянин? Долг служения или любовь? И как на этот выбор повлияет тайна его рождения?

Калинин Даниил Сергеевич В кольце врагов

Касоги усмирены, князь воссоединился с семьей, а донские бродники перешли под руку Ростислава. Первые шаги по укреплению молодого княжества сделаны — но Тмутаракани еще предстоят тяжелейшие испытания! Корсуньский катепан пробует отравить князя, византийцы хотят поднять против русов мощное царство алан. Ромейский флот ждет своего часа в гавани Золотой Рог — греки могут нанести удар в любой точке княжества. На Руси не собираются мириться с захватом Тмутаракани — богатырь Святослав жаждет силой вернуть город сыну. А хан Шарукан собирает в степях огромное войско…

Выстоит ли княжество в кольце врагов?!

Калинин Даниил Сергеевич На службе у Изгоя

Византийцы называли ее Таматархой, генуэзцы – Матрегой, русские – Тмутараканью. Загадочное полумифическое княжество, форпост Киевской Руси в Причерноморье, лежащее на перекрестье рыцарского Запада и арабского Востока. Оно граничило и с просвещенной Византией, и с воинственной Аланией, и с половецкими степями. Тмутаракань, дважды сверкнув в русских летописях, погибла после отравления Ростислава Владимировича – первого на Руси князя-изгоя… А что, если бы руку отравителя остановили? Что было бы, если бы династия русских князей утвердилась на Северном Кавказе и сплотила вокруг себя окрестные племена? Щит от будущего монгольского нашествия или новый центр объединения Руси?

Керченская гидрография

Другим тмутараканским князем, оставившим свой след в истории, стал Глеб Святославич. Он начал княжить в Тмутаракани в 1064 году. Прославился князь Глеб, прежде всего, тем, что первым измерил ширину Керченского пролива. Ещё в 1792 году русскими моряками на Таманском полуострове была найдена мраморная плита с высеченной на ней надписью на кириллице. Надпись гласила: «В лето 6576 (то есть в 1068 году) князь Глеб мерил море по льду от Тмутаракани до 14 000 сажен». Это древнейший известный нам пример проведения топографических и гидрографических работ на Руси. Так что можно сказать, что отечественная гидрография зародилась в Крыму. Последним крупным деятелем Тмутаракани стал посадник с былинно-красивым именем Ратибор. В 1079 году киевский князь Всеволод Ярославович послал Ратибора посадником в Тмутаракань, чтобы держать это княжество в своих руках. После смерти Всеволода Ратибор стал влиятельным советником его сына, знаменитого Владимира Мономаха

До конца своих дней он пользовался уважением и вниманием князя. Ни одно из важнейших событий княжения Мономаха не прошло без участия Ратибора

Правление Ратибора было последней яркой страницей в истории Тмутаракани. В начале XII века княжество приходит в упадок. В причерноморских степях появляется новый противник — половцы. Эти дикие степные кочевники были ещё опаснее, чем хазары. Половцы захватывают всё Причерноморье. Тмутаракань оказывается полностью отрезанной от остальных русских земель. Естественно, что в таких условиях долго существовать княжество не могло. В XII веке русские поселенцы, спасаясь от уничтожения, покидают Крым и Тамань и отправляются в северные русские княжества. Необычная история первого русского княжества на территории Крыма и Кубани подошла к концу…

Князь Бравлин

О том, что в 988 году крещение в крымском Херсонесе (Корсуни) принял князь Владимир, знают все. Но мало, кто знает, что до князя Владимира крещение в Крыму принял другой русский князь. Правда, это событие состоялось до образования государственности на Руси, поэтому оно не повлекло за собой столь значительных последствий, как крещение 988 года. Речь идёт о легендарном князе Бравлине. «Житиё святого Стефана Сурожского» сообщает, что примерно в конце VIII века нашей эры на византийский город Сурож в Крыму (современный Судак) напала рать русов под предводительством князя Бравлина. По преданию, языческий русский князь кинулся в храм святой Софии, где хранились церковные драгоценности. Но едва русы приступили к грабежу, как с Бравлином случился приступ — его тело полностью парализовало. В это время святой Стефан явился к князю в видении и сказал: «Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда — не исцелишься». Греческий священник сотворил молитву и крестил Бравлина, после чего тот выздоровел. Бравлин повелел отпустить всех пленников и вернул награбленное, после чего ушёл на Русь. Больше об этом князе ничего не известно.

Метки: князь, Русь, Война и Отечество, полуостров, славяне, Крым, княжество, Кубань, Керчь, Святослав Игоревич, Мстислав Мстиславич, Тьмутаракань

ТМУТАРАКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, ТМУТАРАКАНЬ

  ТМУТАРАКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, ТМУТАРАКАНЬ — древнерусское княжество на Таманском п-ове в X-XI вв. Центр — г. Тмутаракань.

  Через Тмутаракань, располагавшуюся между Азовским и Черным морями, шли торговые пути, связывавшие Европу с Кавказом и Средней Азией. Тмутараканская земля упоминается в трудах иностранных авторов IX-X вв. В 941 г. дружина тмутараканского князя участвовала в походе киевского князя Игоря на Византию. Есть некоторые основания предполагать, что после возвращения Игоря в Киев тмутараканский князь Хельгу совершил набег на византийские земли, а в 943-944 гг. напал на г. Бердаа в Закавказье. Некоторое время Тмутаракань находилась под властью Хазарского каганата, но вскоре оказалась в сфере влияния Киева.

  С 988 г. в Тмутараканском княжестве правил сын киевского князя Владимира Святославича Мстислав Владимирович Храбрый, который расширил территорию княжества за счет земель касожских племен. Мстислав построил в столице своего княжества церковь Богородицы, позднее была учреждена Тмутараканская епархия. С 1024 г. Мстислав вопреки воле своего брата Ярослава Владимировича Мудрого занял княжеский стол в Чернигове, сохраняя за собой и контроль над Тмутараканью. В 1026 г. Мстислав и Ярослав заключили соглашение о разделе Русской земли. После смерти Мстислава (1036) Тмутаракань, как и остальные его владения, отошла к Ярославу.

  В 1054 г. князем Тмутараканской земли стал третий сын Ярослава — князь черниговский Святослав Ярославич, затем сын Святослава — Глеб. В 1064 г. племянник Святослава Ярославича, князь-изгой Ростислав Владимирович, изгнал своего двоюродного брата Глеба из Тмутаракани. После его смерти в 1066 г. Глеб Святославич вернулся в Тмутаракань. В 1070-х гг. Глеб перешел на княжение в Новгород, а на тмутараканском столе утвердился его младший брат Роман Святославич.

  В 1077 г. в Тмутаракань явился младший брат Романа Святославича Олег, затем князь-изгой Борис Вячеславич. В августе 1078 г. Олег Святославич и Борис Вячеславич, призвав на помощь половцев, разгромили на р. Сожица войско Всеволода Ярославича и заняли Чернигов. Но 3 октября того же года в битве с объединенным войском Изяслава и Всеволода Ярославичей на Нежатиной ниве рать князей-изгоев была разгромлена. Борис Вячеславич погиб, а Олег Святославич с небольшой дружиной вернулся в Тмутаракань. В 1079 г. Олег был уведен в плен хазарами, которые отправили его в Константинополь. Несколько лет Тмутараканским княжеством управляли посадники киевского князя.

  В 1083 г. в Тмутаракань вернулся Олег Святославич, который сумел заключить союз с византийцами и даже женился на знатной гречанке. В 1094 г. он ушел княжить в Чернигов. К этому времени степи, разделявшие Русь и Тмутаракань, оказались под властью половцев. Возможно, до сер. XII в. князьями Тмутаракани считались потомки Олега Святославича, но фактически Тмутаракань попала под власть Византии, которая владела этой областью вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII в.

автор статьи А. Королев

Тмутаракань

В том же 965 году Святослав захватил Тмутаракань, которая находилась в 550 км на юго-запад от Саркела, на современном Таманском полуострове, в нескольких километрах южнее острова Тамань.

Уже в X веке это было очень древнее поселение: его основали греческие колонисты еще в VI веке до н. э. Затем им владело Боспорское греческое царство, у которого в VI веке н. э. крепость захватил Тюркский каганат — Тамань стала самым западным его владением. Но каганат распался, и крепость стала хазарской. Святослав отбил ее у хазар и сделал русским княжеством.

В отличие от Белой Вежи, Тмутаракань была не просто военным поселением, а полноценным, пусть и небольшим русским княжеством, контролировавшем сопредельные территории. Несмотря на то, что в русской речи Тмутаракань — это эвфемизм, обозначающий жуткое заброшенное захолустье, Тмутараканское княжество таковым отнюдь не было. Через него Русь и северная Европа торговала с Кавказом и Византией.

Сам город был большим и густонаселенным — здесь жили греки, хазары, евреи, много кавказцев разных этнических групп. Княжество было активным участником северокавказской политики, заключало союзы с одними кавказскими державами и воевало с другими. Кроме, собственно, Тмутаракани, это княжество владело восточным Крымом, в котором находилась одна из сильнейших крепостей Черноморья — древний Пантикапей-Кочев-Керчь, а также не менее старый и большой город Судак.

Княжество Тмутаракань пережило 8 князей и исчезло из летописей на рубеже XI и XII веков. Что именно с ней случилось, неизвестно, но вскоре эти территории перешли под власть Византии. Русские продолжали жить в Крыму и на Тамани вплоть до захвата этих земель монголами.

Христианство в Таматархе-Тмутаракани

Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе известна со второй трети VI в., её основная задача — христианская миссия, рассчитанная на проповедь среди населения Северо-Западного Кавказа — зихов.
В конце VIII века впервые упоминается Таматархская епархия в составе Готской митрополии Константинопольского патриархата
В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове. В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский». С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.

Предстоятели Матрахи известны по сообщениям «Документов синодов Константинопольских патриархов» (для XI—XII вв.) и «Просопографического лексикона Палеологов» (в XIII—XIV вв.).

Анонимный архиепископ Зихии упомянут под 1023 г.

Между 1039 и 1054 гг. известен архиепископ Зихии Антоний. Антонию также принадлежат пять моливдовулов (печатей), обнаруженных на Таманском городище.

Второй половиной XI в. датируются три анонимные печати проэдра (то есть архиепископа) Зихии.

Под 1072 г. упомянут архиепископ Зихии Григорий.

Анонимный архиерей, иерействовал между 1081 и 1084 гг.

Упомянутый в Киево-Печерском Патерике монах Никола (Николай) был поставлен на кафедру Матрахи в конце XI в.

Под 1169 г. известен ещё один анонимный архиерей Матрахи.

Впервые митрополит Зихии — Василий упомянут под 1285 г.

В письме Иоанна Апокавка (ок. кон. XII в.) упоминается церковный архиерей Зихии Феодосий, а в Типиконе Михаила Палеолога под 1394 г. — архиерей Зихии Никодим.

В XIV в. неоднократно упоминаются архиереи без указания имени: 1317—1318 гг. Зихо-Матрахский; 1364 г. Матрахо-Зихийский; 1366, 1382, 1393, 1394 гг. Зихийские.

Наконец, под 1396 г. отмечается последний известный архиерей — Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.

Далекое прошлое

Так именовался город, входивший в состав Киевской Руси. Но, это далеко не первое и не единственное название этого поселения на Таманском полуострове. Жизнь никогда не затихала на этом месте. Лучше узнать Тмутаракань, где сейчас находится станица Тамань, поможет археологический комплекс «Гермонасса – Тмутаракань», наглядно рассказывающий о многовековой жизни людей.

Сменяя один другого в веренице лет, здесь существовали:

  • Древнегреческий город-порт Гермонасса. Был основан в VI веке до н. э., входил с состав эллинского Боспорского государства. В нем были также Пантикапей и Горгиппия, на месте которых сегодня расположены, соответственно, Керчь и Анапа. Этот античный город просуществовал тысячелетие – до VI в. н. э. Интересные находки из некрополя Гермонассы можно увидеть в Эрмитаже и Государственном историческом музее.
  • После захвата города тюрками в VI в. он стал называться Тумен – Тарханом или Тумантарханом.
  • После распада Тюркского каганата переходит под хазарское правление (IX–X вв.), иногда в исторических записях именуется Самкерцем.
  • После успешных действий киевского князя Святослава Игоревича по разгрому Хазарского каганата город в конце X века становится столицей древнерусского Тмутараканского княжества. Таким образом, Тмутаракань – древнейший русский город, просуществовавший до конца XI века.
  • Киевская Русь в результате междоусобных распрей между князьями, давления Константинополя теряет контроль над Тмутараканью. Город переходит под управление Византийской империи и получает название Таматарха. Торговые отношения с Киевской Русью не были утрачены, но в дальнейшем из-за половецких набегов связь с русскими землями была полностью потеряна.
  • После падения в 1204 году Константинополя в ходе 4го Крестового похода, из-за монгольского вторжения в середине XIII века, город становится частью Золотой орды, называясь Матрикой, затем переходит под власть купцов из Генуи – становясь Матрегой.
  • Войска Османской империи в 1475 году захватывают город. Теперь его название Таман, а рядом на развалинах крепости генуэзцев возводится турецкая крепость Ханкала.

Точку в череде государственной принадлежности города поставили войска Российской империи, захватившие крепость в августе 1792 года. Город получил название Тамань, а с 1849 года стал именоваться станицей, здесь была база флотилии Кубанского казачьего войска. В ходе войны с фашистами здесь было много ожесточенных боев за Таманский полуостров. В 1943 году Тамань была освобождена от захватчиков.

Тмутаракань, где находится много культурных наследий древних поселений, – настоящий кладезь сокровищ для археологических экспедиций. Постоянно ведутся изыскания, приносящие новые результаты.

Был установлен интересный факт, что в 1068 князь Глеб Святославович по льду измерил ширину Керченского пролива между древнерусским Корчевом (Керчью) и Тмутараканью, составившее 14 тыс. маховых саженей или 24 км. Это точно соответствует современному расстоянию между зданиями главных храмов этих городов того периода, что установлено археологами. Этому способствовала находка в 1792 году Тмутараканского камня, древнего свидетельства гидрографических работ, с высеченной записью о промере расстояния Керченского пролива.

Гермонасса-Тмутаракань: небольшая экскурсия

Сегодня полис сохранил чуть больше половины своего первоначального размера. Северный сектор размыт морем. Результаты подводных экспедиций академии наук и старожилы Тамани дают понять, что тогдашний (античный) берег находится глубже современного обрыва на 64,5 м. Городище Гермонасса-Тмутаракань, таким образом, имеет надводные и подводные «улицы» (ландшафты, преображенные раскопками). Тогда площадь охраняемой части бывшего греческого поселения была 9 га.

К 2006 г. границы заповедника сузились. Застройку запретили проводить лишь на 6 га. Тут производятся археологические исследования именно на данный момент. К закрытой экспозиции относится помещение, где выставлены найденные артефакты, а также небольшой лапидарий (он размещен на заднем дворе указанного здания).

В стоимость посещения городища Гермонасса-Тмутаракань входит просмотр открытого и закрытого участков комплекса (фундаментов монументальных и жилых построек, а еще останков утвари и керамики). Фотографировать здесь можно. Услуги гида оплачиваются дополнительно.

Экскурсоводы расскажут любителям истории, что львиную долю находок извлекли из глубоких недр земли (культурный слой имеет поразительную толщину) экспедиции академиков Блаватского и Рыбакова. Экспозиция содержит многотысячную коллекцию ценных единиц хранения, включая монеты, останки утвари, украшения, оружие, орудия труда, фрагменты военного и конного снаряжения. Частью коллекции являются осколки фасадов, надгробий и храмовой лепнины. Средневековье оставило много предметов с восточно-христианской и католической символикой по периметру достопримечательности.

Превращение в древнерусское княжество

В 965 году находящийся у власти князь Святослав Игоревич бросил вызов Хазарскому каганату. Особый интерес для него представляли «ворота» между двумя морями – Черным и Азовским.

Какого-то отдельного князя в Тмутаракани не было вплоть до начала 11-го века. Управление этим пунктом находилось в руках наместника киевского князя.

В саму Тмутаракань Владимир Святой решил поставить старшего отпрыска – Мстислава, которого ему родила одна из языческих жен. Поэтому, в соответствии с новыми христианскими понятиями, он не мог наследовать главный трон. Прибывший в Тмутаракань Мстислав приступил к активным военным действиям. В поединке ему удалось побороть черкесского князя Редедю.

Когда Владимир Святой умер, его сыновья устроили настоящую междоусобицу. Мстислав держался в стороне от этого. Но как только Ярослав «устроился» в Киеве, он сразу же предъявил претензии на определенную часть государства. Чем же завершилась распря? Ярославу пришлось признать право брата на земли в восточной части Днепра. В качестве своей столицы Мстислав выбрал Чернигов. Он покинул этот мир в 1036 году. И до этого момента невозможно было точно сказать, у кого из этих двух братьев было больше власти.

На уроках истории отмечалось, что какой-то период князем Тмутаракани являлся Глеб Святославович, приходившийся внуком знаменитому Ярославу Мудрому. Об этом стало известно благодаря камню с надписью, обнаруженному на Тамани в 1792-м.

В 1079 г. брата Глеба, Олега, правившего тогда в Тмутаракани, схватили и отправили в заключение в Византию. На чужбине Олегу Святославовичу удалось найти покровительство. Через 4 года он смог вернуться в княжество с византийским флотом.

В 1094-м Олег захватил Чернигов и превратил его в столицу. Историки уверены, что «передача» права на всю Тмутаракань Византии была  своего рода благодарностью за поддержку в борьбе за трон.