Оглавление
Словене
Словене (или ильменские словене) — самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.
Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.
В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.
Происхождение
Гипотезы о происхождении
О кривичах как племенном союзе, сформировавшемся в результате постепенной ассимиляции (славянизации) пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен убедительно свидетельствуют данные археологии.
По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения. Первая связывает их прародину с карпатским регионом, вторая — с территорией северной Польши. При этом уточняется, что вначале кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов), двигаясь через Среднее Понеманье, а позднее часть из них продвинулась на юг и заселила Смоленщину и восточную Белоруссию. Достаточно ранняя дата появления кривичей именно в районе Пскова объяснима возможной меньшей плотностью местного населения, в сравнении с южным ареалом их будущего распространения.
Карпаты
В пользу первой гипотезы свидетельствуют летописи, указывающие на происхождение кривичей, в частности — полочан (наряду с древлянами, полянами (днепровскими) и дреговичами) от осевших на территории Белоруссии племён белых хорватов, сербов и хорутан, мигрировавших в верховья Днепра в VI—VII веках.
Север Польши
Вторая гипотеза основывается на работах современных отечественных лингвистов. В частности, сравнительный анализ В. Н. Топорова, сделанный по результатам исследований А. А. Зализняком языка новгородских берестяных грамот и древнекривичского диалекта, проведённого С. Л. Николаевым, показывает исходную принадлежность диалекта кривичей к северо-западной славянской диалектной группе.
Занятия полян
О могуществе полянских племён можно сделать вывод, исходя из фактов в письменных источниках. Летописцы рассказывали, что этот народ платил дань хазарам в начале VIII веке, но через несколько десятилетий сумели не только избавиться от этой зависимости, но и покорить несколько соседних народностей. Немалую роль в развитии поселений играла торговля.
Поляне издавна занимались различными ремёслами, умели ковать металлы, ткать, прясть, славились как хорошие охотники и рыболовы. Как замечает академик Пётр Толочко, среди археологических находок периода расцвета полянского народа есть несколько монетных кладов. Нельзя исключать, что поляне могли вести торговлю даже с восточными странами, хотя утверждение это является спорным.
Реконструкция в парке древний Киев / parkkyivrus.com
Что интересно, происхождение полян так и остаётся главной загадкой истории. Причиной тому является территория их проживания. Племена появились на стыке земель нескольких народностей, создавших особые культуры.
Повлиять на формирующийся народ и даже стать его основой могли представители корчакской, пеньковской, колочинской культуры. Не исключено, что поляне могли появиться после распада племён дулебов и антов.
Одна из самых интересных версий историков рассказывает о том, что слово “русь” зародилось именно у полян. В летописях XII века говорится, что к этому моменту поляне решили переименовать себя в русов, а территорию свою называли Русью. Почему же произошла эта перемена?
Есть гипотезы, что эти изменения были обусловлены укреплением власти полян над соседями и хазарами, которым они прежде подчинялись, а после перестали считаться с хазарскими требованиями.
Поляни реконструкция сражения / Александр Онищенко / livejournal.com
Уклад жизни народа полян
Как я уже заметила, основные сведения о жизни полян нам может предоставить археология. Раскопки показали, что изначально у этих племён существовали небольшие поселения, однако с переходом к феодальному обществу они превращались в городища.
В древних захоронениях, полянских курганах было найдено немало предметов быта, что также открывают нам особенности жизни этого народа. Своих покойников поляне сжигали, оставляя с ними те вещи, что должны были пригодиться в ином мире – оружие, одежду, украшения, гончарные изделия.
Девушка в одеждах полян / Александр Онищенко / livejournal.com
Общественный уклад у полян соединял в себе особенности общинного и княжеско-дружинного общества. Поскольку второй вариант приобретал господствующее положение, можно говорить о некой социальной иерархии, появлении классовости в обществе.
Для укрепления своих земель поляне строили крупные городища. По сравнению с городами северян или древлян поселения полян были значительно больше, занимали обширную площадь. Возможно, именно это и дало возможность Киеву, полянскому городу, в дальнейшем стать столицей Киевской Руси.
В “Повести временных лет” поляне, в отличие от некоторых других народностей описываются в положительном контексте. Отмечается, что племена с уважением относились к предкам, всячески почитали их, имели собственную культуру.
Во многом такое отношение летописца Нестора к полянам обусловлено тем, что христианство на их землях распространилось крайне быстро, став едва ли не центром новой веры Руси. Те же народы, что в большинстве своём оставались приверженцами языческой веры, Нестор нещадно ругал, приписывая даже несуществующие “грехи”.
Вячеслав Назарук «Проводы Перуна»Местонахождение: Санкт-Петербург, Музей Религии и атеизма
Последнее упоминание о полянах встречается в летописях 944 года
При этом историки обращают внимание на то, что существовало и иное племя полян, которых не следует путать с восточными славянами. Эти, западные поляне, располагались вдоль течения Вислы, а со временем стали предками современных поляков
Полян называют древним или исчезнувшим народом, но я не соглашусь со вторым определением. Эти племена не канули в лету, хотя сегодня мы говорим о них лишь в прошедшем времени. Не стоит забывать, что каждое из древнеславянских племён, растворяясь в процессе истории среди прочих народностей, становилось основой для формирования новых этносов. Нельзя исключать, что и во многих из нас по-прежнему жива частичка древлян, дреговичей, кривичей или тех самых трудолюбивых земледельцев – полян.
Появление и рост городов
В VIII – IX вв. возникают первые укреплённые поселения, на базе которых в дальнейшем появляются многочисленные города Полоцкой земли. В городах проживали светские и духовные феодалы, слуги, беглые рабы. Были в городах и так называемые «милостники», иначе говоря, бедняки . Основным источником пополнения городского населения оставались крестьяне, которые начинали заниматься здесь ремеслом и торговлей. При этом города не теряли своего сельского облика. Люди по-прежнему охотно занимались земледелием, садоводством, огородничеством, различными промыслами а также выращивали домашний скот.
Упреплённое городище – прообраз древнего города
С течением времени возрастает роль городов, особенно крупных. Они начинают выполнять множество функций и превращаются в крупные административно-фискальные, культурные и религиозные центры, княжеские резиденции. Каждый из городов в те неспокойные времена выполнял также оборонную функцию: жители близлежащий селений могли найти в нём убежище .
О козах и игре в кости
Одним из самых почитаемых животных кривичей была коза. Да, именно «козёл опущения» – фраза, что прошла через века до наших дней, а появилась у кривичей. Если взглянуть на карту населённых пунктов России, мы найдём и Козельск, и Козлово, и Козятин. Подобные названия, а также фамилии людей, связанные с упоминанием козы, берут истоки в кривичской культуре.
Однако «козьи» словечки – далеко не всё, что мы получили от древнего народа. Благодаря кривичам появилась игра в кости. Сложно в это поверить, но так оно и было. Права, изначально небольшие дощечки с разным числом насечек использовались вовсе не для развлечения, а для предсказания.
«Велес»Художник: Андрей Шишкин
Наибольшей популярностью они пользовались у моряков и купцов, что старались узнать, удачным ли будет путешествие. Как часто бывает, со временем священные дощечки стали обыкновенными вещами, а использовать их стали уже для забавы. Так и появилась игра, что и сегодня продолжает жить в народе.
Пусть сегодня и нет уже самого народа кривичей, это вовсе не значит, что племена их исчезли без следа. Кривичи стали основой для появления других народностей, своих потомков, а их культура и сегодня появляется в нашей жизни – пусть и незаметно, зато ярко. Не стоит забывать, что нашими предками были сильные и могущественные славянские племена, а значит, и частичка кривичей может жить во многих из нас.
Религия: сатанисты или поклонники природы
Многие историки и антропологи говорят о некоем «основном мифе индоевропейцев». В его центре — противостояние бога-громовержца, который у балтов и славян стал Перкунасом—Перуном, со Змеем, Велниасом-Велесом. Этот архетип в том или ином виде есть в мифологии почти каждого индоевропейского народа.
Громовержец олицетворяет деятельное начало человека, светлую и созидающую сущность, а Змей — темный хтонический символ, обозначающий извечные и темные силы природы. Перуну и Велесу вторят индийские Индра и Вритра. Сказки о Змее Горыныче, святой Георгий, повергающий змея, тоже относятся к этому древнейшему сюжету. Но каждый народ интерпретировал этот миф совершенно по-разному.
Древний сюжет сильно видоизменялся под влиянием времени. К моменту крещения Руси. Велес был одним из «хороших» богов, занимал почетное место в пантеоне и чаще всего изображался как человек. Однако раньше, до IX века, мотив противоборства божества со змеей был более четко выражен в славянской и балтийской мифологии.
Археологические находки свидетельствуют, что все явно славянские племена — вятичи, северяне, ильменские словене, белые хорваты, почитали Громовержца, а Змея считали злом. Но кривичи поклонялись Змею, и это отличало их от всех остальных славян. В курганах кривичей находят украшения и оружия с символом змеи, они изображались на священных камнях этого племени. Даже в XVI веке особое отношение к этим животным зафиксировал на территориях Беларуси австрийский путешественник Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии».
Но это не значило, что кривичи были сатанистами от славянского язычества. Просто они по-иному истолковали этот «основной миф». Велес в нем — не символ зла, а, скорее, символ силы природы. Поэтому поклоняясь Велесу, кривичи почитали дикую природу, в то время как их восточные и южные славянские соседи поклонялись волевому человеческому духу, способному природу укротить.
Почему это племя выбрало себе именно такого бога, и как к этому относились славяне, остается загадкой. Но ученые считают, что, возможно, появление Велеса в пантеоне князей единой Руси стало неким консенсусом, способным удовлетворить разные религиозные предпочтения древнерусских племен.
Как бы то ни было, среди разных славянских племен, живших в Новгородском княжестве, Велесу поклонялись именно кривичи. И только после долгих контактов между кривичами с одной стороны, и ильменскими словенами, вятичами и варягами с другой, Велес стал общерусским божеством.
История
Заселение славянами территории Белоруссии не было единовременным событием, оно продолжалось в течение нескольких веков.
Славяне проживали компактно только на самом юге современной Белоруссии, в бассейне реки Припять.[когда?] В это же время началось проникновение славян на территорию балтов.
В VIII—IX веках начинается массовое расселение славян на землях балтов.
Большими группами они селились на правобережье Днепра и Березине, в бассейне Сожа, вступали в тесный контакт с балтским населением, которое проживало в этих регионах.
Территорию Белоруссии преимущественно заселили три восточнославянских племени — кривичи, дреговичи и радимичи.
Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древнепсковский диалект отождествляется с северокривичским.
Западные кривичи создали Полоцк, а южные кривичи — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. В латышском языке и по сей день русских называют «криеви» (латыш. krievi, латг. krīvi), а Россию — «Криевия» (латыш. Krievija).
Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.
Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под , а полоцкие князья названы кривичскими под и 1162 годами. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века).
После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в славянской колонизации Волго-Окского междуречья (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская, Ярославская и Нижегородская области, север Московской, а также Вологодчина) где возможно ассимилировали, а возможно и оттеснили местные финские племена дьяковской культуры.
Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Дреговичи
Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» — болото. Дреговичи — одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.
Откуда пришли дреговичи неизвестно, но существует версия, что их родина была на юге, на полуострове Пелопоннес. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.
До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.
Загадка названия кривичей
Начиная свой рассказ об этом народе, мне бы сазу хотелось обратить ваше внимание на его название. Как ни странно, но даже сегодня многие учёные затрудняются сказать, с чем именно было связано слово «кривичи»
На это счёт у историков есть несколько версий:
- Название союза племён могло образоваться от имени Крива, что в легендах представлен основателем народа. Этого мнения придерживался и историк X века, византиец Константин Багрянородный.
- Кривичи могли получить своё название и от имени балтского священника Криве-Кривейте, что сыграл немалую роль в истории христианства и его распространении на землях Руси.
Женщина кривичей 30-35 лет. XI в.
- Слово «крив» напоминает нам и о кровном родстве (между кривичами и прочими славянами), и о кривизне. Именно поэтому кривичи могли получить своё название из-за неровной холмистой местности, где они жили.
- То же самое слово «крив» могло указывать на иные взгляды кривичей. Как я уже упомянула, некоторые племена этого народа придерживались «нестандартных» религиозных взглядов. Известно, что кривичи отдельных регионов почитали Велеса более чем верховного бога Перуна. Возможно, именно поэтому они пошли «вкривь» от прочих племён.
Различные группы одного народа
Культура кривичей была неоднородной в различных землях, поскольку территории их племён простирались на значительные расстояния. Кроме этого, не стоит забывать, что кривичи были не просто народом, а союзом племён, в каждом из которых существовали свои правила и законы.
Историки разделяют всех кривичей на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. Примечательно, что последняя представляла собой некую смесь славянской и балтской культур за счёт близкого расположения к балтским народам. Интересно, что даже предания кривичей о знаменитом герое Бае (Бое) во многом похожи на подобные балтские легенды, где рассказывается о славном охотнике, защищающем людей от врагов и злых духов.
Юбилейная монета Белоруссии с изображением Рогволода и Рагнеды
Партнёрами кривичей по торговым делам и культурному обмену были варяги. Константин Багрянородный в своих исторических трудах отмечал, что кривичи – мастера по изготовлению лодок, на которых славяне отправляются к Царьграду. Увы, трудолюбие и умения народа не смогли спасти его от главного бича того времени – междоусобных войн.
Последний князь Рогволод погиб от руки Владимира Новгородского. Произошло это в 980 году, и, к сожалению, после этого печального события кривичи уже не смогли вернуть прежнее могущество. Последнее упоминание о кривичах относится к 1162 году (в Ипатьевской летописи), хотя в европейских источниках ещё несколько столетий фигурировало название этого народа.
Происхождение: славяне или балты
Многочисленное племя кривичей в VII-VIII веках расселилось на территории современной Беларуси и северо-западных регионов центральной части России — на территории Псковской, Смоленской областей. На востоке они граничили с финно-угорскими народами, на юге — с другими восточнославянскими племенами, на западе — с балтами. Повесть временных лет указывает, что союз племен сложился на самом западе ареала проживания — в районе города Полоцк.
Затем полочане расселились на восток и стали именоваться кривичами. Но если славянское происхождение первых ни у кого из ученых сомнения не вызывает, кривичи вполне могли быть народом смешанного балто-славянского происхождения. Полочане жили бок о бок с балтийскими племенами, постоянно с ними контактировали. Балтские народы были в культурном и хозяйственном плане ближе к ним, чем славянские соседи, поэтому они могли смешаться.
Мария Гимбутас и другие историки приводят картографический элемент: в начале формирования в этом регионе племенных союзов, зона происхождения кривичей—полочан была со всех сторон окружена балтскими племенами, которые в древности жили далеко на восток, вплоть до северного Подмосковья.
Сельское хозяйство – основа экономики Полоцкого княжества
Основным занятием людей того времени было сельское хозяйство, а основная масса населения проживала в неукреплённых селищах. На выбор места поселения решающее влияние оказывали природные факторы: наличие рек, озёр, пастбищ, а также удобный для обороны и хозяйственной деятельности ландшафт. Как видим, к выбору места для будущего поселения люди подходили крайне тщательно.
Крестьяне постепенно отходят от подсечно-огневого земледелия, заменяя его пашенным. Об этом свидетельствуют многочисленные находки сельскохозяйственных инструментов: сохи и рала. До выращивания картофеля на белорусских землях было ещё далеко, однако уже тогда наши предки могли побаловать себя большим разнообразием культур: от зерновых (рожь, пшеница, ячмень) до бобовых (горох, фасоль) и репы.
Пашенное земледелие пришло на смену подсечно-огневому
Переход к пашенному земледелию имел крайне важное значение в развитии социальной структуры общества. Обрабатывать землю стало гораздо проще: для этого уже не требовалось большого количества людей
Таким образом, происходит индивидуализация сельского хозяйства, что значительно ускорило процесс разложения родовой общины. Люди покидают род и начинают жить отдельными семьями. Именно в эпоху Полоцкого княжества семейная жизнь наших предков начинает приобретать современный вид.
Среди крестьян были свои ремесленники, которые обеспечивали потребности местного населения в ремесленных изделиях. Ремесло на селе имело подсобное значение. Крестьяне самостоятельно делали пряжу, шили одежду и обувь, изготавливали предметы быта, посуду, строили жильё. Как видим, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер, поскольку сельские жители самостоятельно удовлетворяли свои потребности в еде и предметах быта.
Поляне – люди полей
Земли полян занимали территории вокруг Киева, Вышгорода, Переяславля, Родни, распространялись и на западный берег Днепра. На западных окраинах земли полян упирались во владения древлян, северо-западными соседями были дреговичи, южными – уличи, а восточная граница отделяла полянские территории от обители северян.
В летописных источниках указывается о появлении полян наряду с другими славянскими народами. Кроме того, отмечается. что основным занятием народа было земледелие. Вероятно, именно поэтому этноним “поляне” связывают со словом “поле”. В «Повести временных лет» эта версия находит подтверждение:
Культурная жизнь Полоцкого княжества
Как известно, Полоцк является одним из древнейших центров христианства на белорусских землях. В момент наивысшего расцвета в городе насчитывалось не менее 10 культовых сооружений, а также 3 монастыря. Несмотря на успехи христианизации примечательным явлением того времени было двоеверие – переплетение язычества и христианства. Язычество не спешило уступать место христианской вере. Славянское многобожие имело в Полоцком княжестве глубокие исторические корни по причине давнего соседства с язычниками балтами. Люди по-прежнему почитали языческий пантеон, соблюдали обрядность, отмечали старые праздники, которые лишь гораздо позже стали приобретать христианское содержание. Долгое время языческие жрецы пользовались огромным авторитетом даже среди членов княжеской династии. Не случайно известнейший полоцкий князь Всеслав Брячиславович вошёл в историю под прозвищем «Чародей».
Древний языческий обряд тризна
Итак, христианизация Полоцкого княжества происходила неспешно, а церковь к язычеству относилась довольно терпимо. Она стремилась адаптировать языческие ритуалы к христианским, а не искоренять их насильственно.
Принятие христианства оказало благоприятное воздействие на моральный облик кривичей. Это выразилось в исчезновении таких пережитков древности, как жертвоприношение, многожёнство, кровная месть
Социальная дифференциация древности или такое разное крестьянство
Во времена Полоцкого княжества крестьянство не было однородным социальным слоем. В зависимости от степени свободы среди сельских жителей выделялись особые категории. Свободные общинники или «люди» первоначально являлись наиболее массовой категорией крестьян, однако по мере феодализации экономики их численность начинает неуклонно сокращаться. Многие свободные «люди» становились зависимыми от князя и переходили в категорию «закупов». Людей, которые работали непосредственно на княжеских землях и принадлежали князю, называли «смердами». Ещё более низкое место в социальной иерархии по сравнению со «смердами» занимала «челядь», которая выполняла функцию домашней прислуги. Людей, которые были лишены даже личной свободы, называли «холопами». По своему положению они мало чем отличались от рабов.
Итак, по мере развития феодальных отношений происходит усложнение социальной структуры населения. Крестьяне становятся всё более зависимым от князя и его бояр, постепенно утрачивая не только экономическую, но и личную свободу.
Язык
Кривичский племенной язык был диалектно раздроблен и противопоставлен всем другим позднепраславянским диалектным формированиям. Племенной язык кривичей делился на:
- псковский диалект, делившийся на севернопсковский, центральнопсковский и южнопсковский: производными от севернопсковского являются онежские говоры и многие северо-восточные (вятские, уральские, сибирские) великорусские говоры на территориях нового заселения;
- древненовгородский диалект (древненовгородское койне), сложившийся при взаимодействии псковских и ильменско-словенских (не кривичских) говоров;
- смоленский диалект, к которому восходит часть великорусских и северо-восточных белорусских говоров);
- верхневолжский диалект, к которому восходит часть селигеро-торжковских говоров);
- полоцкий диалект, на основе которого сформировались северные и северо-западные белорусские говоры;
- западный диалект, к которому восходит часть белорусских говоров северной Гроденщины).
Древнекривичские говоры (в основном южнопсковские и смоленские) приняли участие в формировании многих великорусских говоров к востоку и западу от Москвы («кривичский пояс»). В пользу того, что первоначальный северо-восточный диалектный континуум был расщеплён кривичским «клином» в районе Тверского Поволжья говорит то, что восточноновгородские говоры имеют специфические общие изоглоссы с ростово-суздальскими и другими говорами ближнего Северо-Востока.
Высшее сословие: князь, бояре и духовенство
Среди представителей высшего сословия также была своя иерархия. Во главе социальной лестницы стоял князь со своей дружиной и боярами (местными феодалами). За верную службу бояре и дружинники получали от князя земельные наделы, превращаясь таким образом в княжеских вассалов. В свою очередь бояре делились на старших, «сильных мужей», и младших, «детских».
Принятие христианства на белорусских землях привело к формированию нового социального слоя — духовенства. Представители данного сословия по праву считались наиболее образованным людьми и обладали непререкаемым авторитетом в обществе.
Откуда пришли
Многие ученые сходятся на том, что этот очень большой народ сформировался в результате aссимиляции пришлых славянских племен с бaлтскими и финскими народами. Археoлогические находки подтверждают эту мысль.
Учёный Сергей Алексеев считает, что кривичей на север вытеснили гунны на рубеже IV–V веков. Однако с ним не согласна авторитетный историк Нина Васильева, кoтoрая в своих книгах подчеркивает, что продвижение славян на сeвеp из южных степей былo обусловлено пассионарностью и произошло гораздо раньше — в бронзовом веке, то есть первые русские гoрoда были основаны в начале II тысячелетия до н. э. Причем эта гипотеза тоже не противоречит археологическим данным.
Северяне
Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».
Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.
Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.
Культура
Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки). На территориях расселения кривичей преобладали селища с домами столбовой конструкции, с очагами, углублёнными в пол, расположенными в центре жилища. Лунничные височные кольца в кривичские земли и на среднюю Оку были занесены, по всей вероятности, миграционной волной из Среднедунайских земель, а затем — на Русский Север.
Загадка названия кривичей
Одной из первых загадок, с которыми мы можем столкнуться, – это название народа. В нём отражается и история кривичей, и отголоски их древних традиций. Я приведу несколько версий о значении слова «кривичи»:
- Название племена могли взять от своего легендарного прародителя Крива, что упоминает в своих трудах византийский историк К.Багрянородный.
- На именование народа могло повлиять и имя другой выдающейся личности – первосвященника Криве-Кривейте.
- Кривичами народ могли называть из-за их верований. Некоторые историки указывают, что, в отличие от большинства славянских племён, кривичи считали верховным богом не Перуна, а Велеса, то есть поступали «криво» («иначе, противоречиво»).
Как народ кривичи сформировались около VIII века в районе Днепра, Волги и Западной Двины и, хочу заметить, у них было немало общего с другими восточнославянскими народами.
Очень интересным было отношение кривичей к понятию рода. Дело в том, что в те времена отдельные семьи были единой составляющей всего рода, а потому понятие семьи в привычном для нас понимании этого слова отсутствовало.
По сути, род сам был огромной «семьёй», что объединяла многих людей. И здесь мне невольно вспоминается притча о старике, сыновьях и прутьях веника.
Да, сломать действительно легче разрозненные группы людей, нежели одну большую общину. Возможно, именно благодаря такому мировоззрению славянские племена выстояли в самые трудные времена и уверенно пошли в будущее.
Образование и письменность
Древнейшие из дошедших до нас рукописей древнего Полоцка древнего датируются ХII в. При Полоцком Софийском соборе действовала библиотека, где хранились рукописные книги. Помимо рукописей древние памятники письменности также дошли до нас в виде отдельных надписей на стенах зданий, иконах, крестиках, печатях.
Разумеется, образование времён Полоцкого княжества имело ярко выраженный церковный характер. При монастырях действовали школы, где учили грамоте, а монахи в своих кельях неустанно переписывали священные книги. Образование в Полоцком княжестве не было массовым явлением, общий уровень грамотности среди населения не поддаётся точным оценкам. Тем не менее, целый ряд материальных источников позволяет говорить о том, что грамоту знали не только церковные люди, но и простые ремесленники. Хотя подавляющее большинство в то время в целом были безграмотные.
Демография Полоцкого княжества
В XI-XIII вв. в Полоцком княжестве отмечается, выражаясь современным языком, «демографический бум». Происходит увеличение не только численности населения, но и количества поселений. Большинство из них застраивались бессистемно и имели крайне скромные размеры в 3-5 дворов. Как уже отмечалось, люди начинают селиться отдельными семьями. Сельская или, как её ещё называют, соседская община становится ключевой социальной ячейкой общества. Она объединяет людей уже не по родственному, а по территориальному признаку. В древних письменных источниках она называется «вервь», поскольку земельный надел, принадлежащий отдельной общине, был отмечен при помощи верёвки. Члены соседской общины коллективно распоряжались землёй, при этом сохранялась частная собственность на жильё и орудия труда. Свободные крестьяне-общинники вели индивидуальное хозяйство и подчинялись только государству в лице князя, выполняя определённый круг феодальных повинностей. Община могла пользоваться свободными угодьями: лесами, водоёмами, пастбищами. В письменных источниках сельские поселения чаще всего имели такие названия, как село, погост и весь.
Поляне
Поляне не имеют никакого отношения к Польше. Считается, что эти племена пришли с Дуная и обосновались на территории современной Украины. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.
По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.
Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике.
Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.
Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.
Облик и жизнь древнего города
Горожане активно занимались ремеслом, освоили множество новых профессий. Отделение ремесла от сельского хозяйства становится одним из наиболее примечательных явлений того времени. Для многих горожан именно ремесло становится основным видом деятельности. Несмотря на кажущуюся простоту, ремесленные изделия были удивительно добротными. Это стало возможно благодаря узкой специализации мастеров, которые изготавливали свои изделия от начала и до конца. С первой половины IX века на территории Полоцкой земли получает распространение гончарный круг, благодаря чему гончарное дело смогло достичь значительного прогресса.
Гончарный круг на службе ремесленника
Небольшие города имели довольно стандартную и простую планировку. Они состояли из укреплённой части или детинца, рыночной площади или торга, а также посада, где селились ремесленники и купцы.
Основным внешнеторговым партнёром полоцких купцов был Константинополь. Торговля со столицей Византии осуществлялась по легендарному пути «из варяг в греки». На экспорт отправляли как правило продукты промыслов: мех, воск, мёд, а также рабов, которых удалось захватить во время войн. До Х в. в хождении были арабские дирхемы, затем на их место пришли европейские динарии. В XII в. монеты внезапно исчезают, и вплоть до XIII в. вместо них люди используют металлические слитки, известные также как «гривни»
В безмонетный период в Полоцком княжестве пользовались новгородскими гривнями
Славяне или балты?
В последние годы различные лжеистоpики уверяют общественность в том, что кривичи и, следовательно, белорусское население не имеют никакого отношения к славянам, что кривичи – это балтийские племена. Их даже не смущает заключение генетиков о том, что в прибалтах течет 35-37% финской крови, тогда как в белорусах — только 9-14%.
Автор «Повести вpеменных лет» знал, что кривичи — это славяне, произошедшие от полочан: «…а Словене свое въ Новегоpоде, а другое на Полоте, иже и Полочане, от сихъ же и Кpивичи, иже седять на веpхъ Волгы и на веpхъ Двины, и на веpхъ Днепpа, ихъ же и гоpодъ есть Смоленескъ, туда бо седять Кpивичи…»
В Ипатьевской летописи кpивичами тоже называют князей из Полоцка. А император Византии Константин VII писал, что в «Славинии» живут вервианы, другувиты, кpивичи, северии, и все они платят дань росам.
На то, что кpивичи были славянами, указывает и суффикс «-ичи» — по аналогии с вятичами или радимичами. У балтов такого суффикса не было и нет.
Любопытная деталь: на греческом полуострове Пелопоннес (Морея) имеется топоним Kryvitsani, который связывают именно с кpивичами. Очевидно, что союз восточно-славянских племен был многочислен и влиятелен и, возможно, какая-то его часть обосновалась и в Греции.