Тайны николаевских степей: что скрывают древние курганы, — фото

Оглавление

Закон с обратной силой

Заведующий отделом научной информации и подготовки публикаций Института археологии РАН Николай Лопатин отмечает: система охраны далеко не везде хорошо работает, особенно в глубинке.

— Многие памятники археологии официально не стоят на государственной охране, — заметил он. — Это не значит, что их можно сносить, закон предусматривает, что с момента обнаружения памятник находится под охраной государства.

Научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН Ольга Зеленцова подтверждает: в России есть хороший закон ФЗ-73, который все эти случаи, по идее, должен предотвращать.

— В этом законе есть несколько статей, которые регламентируют, как проводить любые работы — строительные, земляные, — когда на территории есть объект археологического наследия: курган, селище и т.д., — рассказала она «Известиям». — По ней любые работы должны предваряться работами по сохранению объекта археологического наследия. Если неизвестно, что на территории есть такой объект, то орган охраны памятников просит провести историко-культурную экспертизу.

Зарытая история

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Она указывает, что такие вещи хорошо отрегулированы законом, и если правильно его исполнять, то памятники уберечь от последствий хозяйственной деятельности вполне реально.

— Но не везде закон исполняется, не везде эти обращения к органам охраны хорошо и правильно отработаны, — сказала Зеленцова. — Я работаю в Поволжье, и здесь в основном практика уже хорошо налажена. Но в других регионах могут быть проблемы. Дело в исполнении и компетентности органов охраны.

Сергей Севостьянов также отметил, что 73-ФЗ «предполагает исчерпывающие механизмы, обеспечивающие информирование лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, о наличии на земельных участках объектов культурного наследия».

— Вместе с тем, следует отметить наличие проблем практического применения норм KoAП РФ и УК РФ, устанавливающих ответственность за причинение вреда археологическому наследию, — сказал Севостьянов.

Есть и еще одна проблема — такой закон иногда становится проблемой для местных жителей. Так, СМИ сообщают, что в Карелии Прионежский суд обязал сельскую воспитательницу Анну Ларионову разобрать часть построенного дома на участке, выданном ей государством. Уже после того, как ей выдали землю, выяснилось, что она находится в границах территории объекта культурного наследия «Стоянка Шуя ХХII». И теперь женщина сама должна провести спасательные археологические работы.

Зарытая история

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Первый суд по этому поводу она выиграла, однако вышестоящие инстанции отменили это решение и развернули дело не в пользу Ларионовой. Теперь ей нужно заниматься не воспитанием детей, а археологией.

Юрист Мария Спиридонова полагает, что решение это «не отвечает требованиям законности и обоснованности».

— В ситуации, когда собственник осуществлял строительство жилого дома при наличии необходимых разрешений и отсутствии приказа, установившего территорию выявленного объекта культурного наследия, он не может быть принужден к сносу части дома и проведению спасательных археологических работ, — заявила она «Известиям». — Базовый принцип, сформулированный еще в Конституции, гласит, что закон (и соответственно иные нормативно-правовые акты) обратной силы не имеет. Следовательно, если строительство началось еще до принятия приказа управления, то признать его незаконным и обязать снести объект не представляется соответствующим нормам закона.

Она также предлагает рассмотреть вопрос об обращении с иском о возмещении убытков к администрации, так как чиновники могли знать о предстоящем включении земли в границы территории объекта культурного наследия.

Что удалось установить археологам?

Первые курганы относят к периоду неолита. Форма земляных насыпей обычно шаровидная, основание может быть как квадратным, так и круглым, и овальным. Самые крупные из найденных курганов достигают ста метров в диаметре основания; визуально они похожи на вытянутые земляные насыпи. Внутренние помещения оборудовались по-разному: это могли быть каменные склепы, земляные камеры, пещеры, деревянные срубы. Встречаются курганы, образованные из тысяч одиночных насыпей.
Курганы были предназначены не только для захоронений. Помимо функции «смотровых холмов», в древности курганы служили в качестве кладовых, церквей, различных общественных помещений. Археологам удалось найти курганы без признаков погребений и без присутствия алтарей, что говорит об их бытовом предназначении.

Сложенная из камня без использования скрепляющего раствора и присыпанная сверху землей конструкция была проста в возведении; внутри можно было жить, либо хранить запас овощей, зерна, солений.

Курганы древних киммерийцев и скифов

О курганах киммерийцев и скифов ходят легенды. Якобы в них зарыты несметные сокровища. Поэтому именно эти курганы чаще всего раскапывали мародеры. Причем происходило это не только в наше время, но и намного раньше. Найти сегодня разграбленный курган — это настоящая археологическая удача. 

О быте и жизни киммерийцев археологи узнали из предметов, найденных в курганах. Хотя в отличии от скифов, киммерийцы много предметов в захоронение не клали. Например, в большом кургане возле села Новошмидтовка из вещей найдены только черепки весьма дорогой импортной посуды. Это говорит о том, что там был захоронен человек с высоким социальным статусом. Есть мнение, что в курганах со временем подхоранивали представителей местной знати. Именно они заслуживали чести быть захороненными в видимых могилах. 

Скифы пошли тем же путем. Чем знатнее человек, тем выше и шире курган. А также о знатности говорило богатство захоронения. 

Самый древний скифский курган был обнаружен был обнаружен возле села Лиманцы Снигиревского района. В могилах находили золото, дорогое оружие. По мнению скифов, все это могло понадобиться в загробной жизни. 

Так, в кургане возле села Каменка Очаковского района была похоронена знатная женщина. У нее была одежда, украшенная золотом, бусы, кольца, но все это выглядело просто по сравнению с захоронением мальчика возле села Пески Баштанского района. То, чем его снабдили для загробной жизни, говорит о том, что он был царским родственником. До сих пор курганы в этом районе считаются самым богатыми. 

Скифский курган

Уничтожение скифского кургана в 2020 году

Очередной курган на Николаевщине от рук якобы не знавших о нем людей, пострадал в ноябре 2020 года. Речь идет о скифском кургане возле села Скобелево Казанковского района. 

Об уничтожении кургана заявили активисты. Люди добились, чтоб этим делом занялась полиция. Правоохранители сначала выставили там круглосуточную охрану. К сожалению работы на этом кургане достигли таких масштабов, что теперь он требует срочной консервации.  Также стало известно о том, что археологи обнародовали сумму ущерба от незаконных раскопок скифского кургана на Николаевщине, которая  составила 151 миллион гривен. Следственные действия продолжаются и из-за этого нет возможности законсервировать курган, дабы дожди и другие природные явления не уничтожили историческую ценность. 

Археолог Александр Смирнов рассказал, что в период СРСР и даже в независимой Украине не исследовали такие большие сооружения. У Николаевщины есть шанс войти в историю, благодаря масштабному исследованию кургана. 

Захоронение очень сильно успела повредить техника, которая начала незаконные раскопки. То, что обнаружили археологи удивило и порадовало. По словам Александра Смирнова там была захоронена девушка 15-17 лет, которая никогда не работала, а значит, что ее готовили или для гарема царя, или же для похоронной атрибуции. Так требовали скифские традиции. В те времена рядом с умершими царями хоронили молодых, красивых и хрупких девушек, которые должны были перейти вместе с усопшим в потусторонний мир. 

“Сопровождающее захоронение, которое было исследовано, оно было повреждено в результате грабительской деятельности. Это сопровождающее захоронение, которое сопровождало аристократа или скифского царя в загробный мир. Аналогов на Николаевщине таких курганов, имеется в виду раскопанных в научном плане, нет. Поэтому нам было очень трудно сравнивать с какими-то объектами, которые относятся к Степной Скифии”, —  рассказал археолог.

Теперь же стоит вопрос о дальнейшем изучении кургана. Но для этого нужно более 21 миллиона гривен. Такой суммы в бюджете области нет. Кроме этого, курган нужно законсервировать. В программе «Культура Николаевщины» на работы для этих целей заложено 600 тысяч гривен. Их должно хватить на его консервацию. Но, как отметил Смирнов, это нужно было делать еще полтора месяца назад. Однако из-за следственных действий, которые проводятся на кургане, это сделать невозможно.

По материалам книги «Історія степового Побужжя від найдавніших часів др кінця 18 століття»

Какие археологические сокровища можно найти в самом Николаеве читайте ТУТ. 

Шкуновское святилище

Согласно работам краеведа Тюрегалия Казиева, в древности Акбулакский район был центром загадочной скифо-сарматской цивилизации, удивительной красоты произведения искусства которой находят во всех уголках земли. Накопленные к сегодняшнему дню материалы позволяют говорить о том, что именно акбулакская земля породила и вскормила первых царей легендарной Скифской державы, указанных в «Истории Геродота» в V веке до нашей эры. Кстати, гора Корсак-Бас, расположенная недалеко от села Шаповалово и служившая ландшафтным ориентиром для идущих по Великому Шелковому пути, является одной из священных гор скифо-сарматских царей. 

Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж)

О том, что на акбулакской земле проживали кочевники-сарматы, рассказать могут опять же курганы. Курганы савроматского времени содержат вытянутые на спине захоронения с широтной ориентировкой, сопровожденные короткими железными мечами-акинаками скифского типа, железными копьями, бронзовыми наконечниками стрел, украшениями из бронзы, золота и серебра. В это время появляется особый вид памятников – курганы-жертвенники с кольцевой или прямоугольной насыпью, окружающей жертвенную площадку. Исследователи считают их сарматскими святилищами огня, которые напоминают чаши каменных алтарей из погребений сарматских жриц V–III веков до нашей эры. 

Одним из самых больших курганов-жертвенников является Шкуновское святилище, названное по селу Шкуновка, расположенному неподалеку. Святилище имеет круглый вал высотой 2,5 метра, шириной у основания более 10 метров и диаметром 70 метров. Считается, что древние люди проводили здесь ритуальные обряды. 

Скифский шлем/ Источник изображения: Википедия

Археологами здесь было обнаружено большое количество предметов быта, изготовленных из бронзы, меди и железа, что свидетельствует о том, что сарматы обладали умением не только добывать, но и обрабатывать металлы. 

Исследование курганов и самые древние захоронения

В Николаевской области ученые насчитывают более 5 тысяч курганов. Часто они служили маяками кочевникам Причерноморья. Курганы разбросаны по всей области. Как выяснилось — это не только скифские курганы. Есть и более древние захоронения, причем не все подобные сооружения хорошо видно. Иногда древний курган может быть настолько разрушен временем, что в высоту достигает не более 20 сантиметров и похож на бугорок. Как объясняют специалисты, чтобы обнаружить такой курган, нужно цепью проходить поле. 

Исследование таких захоронений началось 50-60 годах 20 века. И сейчас ученым есть над чем работать. Там более, что новые курганы иногда открываются совсем ненаучным способом. 

Одна из первый экспедиций на Николаевщине была организована в Новобугском районе в 1956 году Московским государственным университетом. Тогда были открыты три поселения и стоянки возле сел Новопетровка, Ганновка,  Красная Поляна и Софиевка. В этом районе археологам было много работы. В 1965-1966 годах работали экспедиции Николаевского краеведческого музея, которые  обнаружили целых  шесть стоянок эпохи мезолита. В 1967 году Ингульской экспедицией в районе затопления Софиевского водохранилища были найдены четыре кургана у сел Новорозановка, Пелагеевка.

Массовое исследование курганов на Николаевщине состоялось в 1987 году. Тогда  связи с написанием свода памятников истории и культуры экспедицией Николаевского краеведческого музея была проведена фронтальная разведка Новобугского района. Зафиксирован ряд курганов и поселения у сел Новониколаевка и Ульяновки. Всего на территории района открыто и обследовано 13 стоянок, 18 поселений, зафиксировано 113 курганов. По своим культурно-хронологическим показателям они распределяются следующим образом: эпоха палеолита — 3, мезолита – 13, бронзы – 14, Черняховская культура — 6. 

Но наиболее известная находка этой эпохи сделана в 1978 году возле села Анетовка Доманевского района. Там до сих пор идут раскопки. Сейчас это самый большой археологический памятник в Украине по количеству каменных изделий, найденных на территории одного поселения. 

Оставили свой след и трипольцы. Их курганы обнаружены практически в каждом районе области. Всего таких курганов зафиксировано 6. Это не просто захоронения. Трипольцы превращали курганы в своеобразные храмы, ориентированные по сторонам света. Археологи предполагают, что курганы служили для трипольцев даже обсерваториями. 

Алтайская принцесса, или белая госпожа

В 1993 году в разграбленном кургане на плато Укок обнаружили мумифицированные останки забальзамированной 25-летней девушки. Находку назвали одной из самых значимых в археологии второй половины ХХ века.

Девушка была одета в шелковую рубашку,шерстяную юбку,на голове был парик и головной убор. На левой руке — четыре татуировки,самая крупная из них — олень с клювом грифона и рогами козерога.

В Германии воссоздали облик современницы знаменитой принцессы Кадын.

praeparator. ch

Исследования показали: девушка болела раком груди и перенесла остеомиелит бедренных костей. За несколько месяцев до смерти она,вероятно,упала с лошади и оказалась прикована к постели.

Жители Республики Алтай считали,что это — хранительница покоя Ак Кадын(«Белая госпожа»), которая была «одной из жриц,охранявших пуповину Земли». Они потребовали в суде ее захоронить — из-за того,что ученые извлекли ее из могилы,якобы случаются всевозможные бедствия.

Но в 2016 году суд отказался удовлетворить иск. «Алтайская принцесса» сейчас хранится в Национальном музее в Горно-Алтайске.

Денисова пещера.

altairegion22.ru

История Кургана

Датой основания города Кургана официально считается 1679 год. Его основателем называют Тимофея Невежина, который первым поставил избу на берегу Тобола, в окрестностях огромного древнего кургана. Постепенно к нему стали присоединяться другие переселенцы. В 1695 году поселение перенесли на 8 верст ниже по течению Тобола.

До 1738 года населенный пункт назывался Царевым Городищем, а затем – Курганской слободой. В начале XVIII века здесь построили деревянную крепость. В 1782 году по указу императрицы Екатерины II Курганская слобода стала городом Курган.

Свое название город получил по Цареву кургану. Путешествовавший по Уралу академик Петр Симон Паллас в 1770-е годы писал про него в своей книге следующее: 

В 1959-60 годах Царев курган изучала экспедиция под руководством археолога К.В. Сальникова. Согласно результатам исследований, высота кургана составляла 5,5 м, а диаметр 92 м. Курган окружал ров шириной 13 м и глубиной около 1 м, с двумя разрывами. Видимо, так обозначили основание будущей насыпи, а через разрывы во рву на площадку поднимали землю.

Оказалось, что курган возник в эпоху бронзы. Он являлся могилой какого-то почитаемого человека, но вскоре после захоронения был разграблен. Унесли практически все, в том числе отсутствовали останки погребенного. Под центром насыпи ученые обнаружили настил, занимающий округлую площадь диаметром 34 м и состоящий из нескольких слоев бревен. Из могильного инвентаря дошли лишь жалкие остатки: 132 мелких черепка, бронзовый наконечник стрелы, обломок изделия из железа, деревянный совок, обломки деревянных изделий. К настоящему времени и от самого кургана совершенно ничего не осталось – на его месте возник один из микрорайонов города.

Постепенно город Курган стал центром торговли продуктами земледелия и скотоводства. Промышленность была представлена в основном лишь предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья.

Поскольку город был удаленным, его использовали как место ссылки, в том числе сюда отправили часть декабристов. Всего с 1830 по 1857 год в Кургане проживало 13 декабристов. Среди них были Вильгельм Кюхельбекер, Андрей Розен, Михаил Нарышкин, Николай Басаргин, Александр Бригген и другие. Двое декабристов, Иван Повало-Швейковский и Иван Фохт, умерли и были похоронены в Кургане.

Курган стал быстро расти после строительства Транссибирской магистрали. В 1897 году в городе насчитывалось 10063 жителя, а в 1904 году – уже 19912 человек. Резкий рост численности населения города произошел и позже – в результате эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной войны из европейской части СССР.

В прошлом город Курган входил в Тобольскую губернию. С 1934 года он вошел в состав Челябинской области. В 1943 году из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей была образована Курганская область, Курган стал ее административным центром.

В Кургане развита промышленность. Здесь выпускают: автобусы, дорожно-строительную и коммунальную технику, мостовые металлоконструкции, БМП, легковые прицепы, трансформаторы, доильные установки, оборудования для нефтегазодобывающей, атомной и других отраслей промышленности, оборудование электрохимической защиты, электромонтажные изделия, метизные изделия, буровые машины, снегоболотоходы, ленточные конвейеры, лекарственные препараты и т.д.

В Кургане родились артист Юрий Гальцев, музыкальный продюсер, композитор Максим Фадеев, певицы Елена Темникова и Юлия Савичева.

В настоящее время численность населения Кургана — 318 045 человек и постепенно сокращается. Курганская область – самый бедный регион Урала и прилегающих к нему областей.

Топ достопримечательностей (11)

по алфавиту
   по популярности  

Памятник «Нулевой километр»68

Торжественная церемония открытия символического знака «Нулевой километр» состоялась в 2012 г. рядом со зданием центрального почтамта, которое находится на главной площади города. Это событие приурочили к празднованию 333-летней годовщины со дня основания Кургана.

Памятник «Дети» и Детский парк55

Памятник «Дети» в городе Кургане находится в прекрасном Детском парке. Его открытие состоялось в 2012 г. и было приурочено ко Дню защиты детей. Памятник интересен своим исполнением. Бронзовая скульптура изображает девочку и двоих мальчиков одного возраста и роста.

Памятник «Родители»49

Памятник «Родители» в городе Кургане был торжественно открыт в ноябре 2007 г., накануне празднования Дня матери. Скульптура размещается на одной из центральных аллей городского сада, между зданием областной администрации и драматическим театром.

Церковь Петра и Павла в Черемухово38

Церковь Петра и Павла в Черемухово находится в юго-западной части города Курган. Расстояние от центра города до микрорайона Черемухово составляет 15 км. Церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в деревне была построена в 1705 г.

Авиационный музей32

Курганский авиационный музей – это единственный в своем роде музей в Сибири. Учреждение располагается рядом с аэропортом. Авиационный музей был создан в 1985 г. в качестве ведомственного музея Курганского аэропорта.

Дом-музей А.И. Кочешева21

Дом-музей А.И. Кочешева находится в городе Кургане на пересечении улиц Советская и Комсомольская, в фотоателье Кочешева. Дом-музей посвящен известному фотографу Алексею Ивановичу Кочешеву, открывшему в сентябре 1891 г.

Курганский областной художественный музей21

Курганский областной художественный музей – одно из культурных учреждений города Кургана. Это единственный в области музей, который обладает коллекцией произведений русских художников ХХ – нач. XXI ст.

Собор Александра Невского16

Собор Александра Невского в Кургане является главным православным храмом не только самого города, но и всей и области. Идея создания храма впервые возникла еще во второй половине XIX ст. после строительства через Курган Транссибирской железной дороги.

Соборная мечеть16

Соборная мечеть располагается на побережье Тобола, в центральной части города, на улице Сибирская. Здание мечети является единственным в своем роде в Кургане после разрушения мечети, располагавшейся в доме купца А.

Курганский театр кукол «Гулливер»15

Курганский театр кукол «Гулливер» является одним из старейших кукольных театров на территории Российской Федерации. Театр располагается в доме, где прошло детство известного уральского поэта Сергея Васильева.

Курганская детская железная дорога13

История детской железной дороги в городе Кургане началась в 1970-х гг. Первоначально было разработано три варианта железнодорожной трассы, один из которых предполагал строительство узкоколейной «парковой» дороги с незначительной протяжённостью без транспортного значения, а остальные – строительство узкоколейной дороги значительной протяжённости с транспортным значением.

Значение слова «курган» в словарях русского языка

Курган это:

курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется обычно сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.

Википедия

Курган

м.

1.Древняя могильная насыпь из земли или камней, обычно полусферической или конической формы. отт. Археологический объект, высокая насыпь.

2.Холм, горка.

Большой современный толковый словарь русского языка

Курган

м.Город на реке Тобол — центр Курганской области.

Большой современный толковый словарь русского языка

Курган

м. 1) Древняя могильная насыпь из земли или камней, обычно полусферической или конической формы. 2) Холм, горка. 3) устар. Высокая земляная насыпь, предназначавшаяся для сторожевой службы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Курган

муж. , татар. холм, горка; насыпной холм, древняя могила, могйлища. | архан. ледяная гора, носящаяся по морю. | Металлический кувшин, с носком, ручкою и крышкою, кубган, кунган, с татар. правильные кумган. | архан. бакалдина с водою. Курганчик умалит.| червь Trochus. Курганный, до кургана относящ. Курганная баба, каменный болван с кургана. Курганщик муж. раскапывающий курганы, кладоискатель.

Словарь Даля

Курган

кург`ан, -а

Словарь русского языка Лопатина

Курган

! древний могильный холм курган а также вообще небольшая возвышенность

Словарь русского языка Ожегова

Курган

город (с 1782) в Российской Федерации, центр Курганской обл., на р. Тобол. Железнодорожный узел. 363 тыс. жителей (1993), машиностроение (сельскохозяйственное, транспортное и др.), химическая, пищевая (мясокомбинат), легкая (трикотажная, швейная, обувная) промышленность; производство стройматериалов. 3 вуза, 2 театра. Краеведческий и художественный музеи, Дом-музей декабристов. Основан в 1662 как укрепленная слобода Царево Городище, до 1782 Царева Слобода. — (тюрк.), надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие — 4-3-го тыс. до н. э., позднейшие — 14-15 вв. н. э. Известны повсюду, кроме Австралии. Бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Современный толковый словарь, БСЭ

Курган

курган м. 1) Древняя могильная насыпь из земли или камней, обычно полусферической или конической формы. 2) Холм, горка. 3) устар. Высокая земляная насыпь, предназначавшаяся для сторожевой службы.

Толковый словарь Ефремовой

Курган

кургана, м. (тур. kurgan – крепость). Бугор над древней могилой, могильник. Раскопка скифских курганов. || Холм, небольшая горка. На старом кургане в далекой степи. И. Никитин. Сторожевой курган. (высокая земляная насыпь в древней Руси для пограничного надзора).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Курган

курган, -а

Полный орфографический словарь русского языка

Курган

древняя могильная насыпь из земли или камней, обычно полусферической или конической формы холм, горка высокая земляная насыпь, предназначавшаяся для сторожевой службы

Викисловарь

Чья могила?

Согласно общепринятой версии считалось, что в «Чёрной могиле» покоились останки основателя города Чернигов князя Черниги, его сына и супруги. Однако найденные в ходе исследования кургана предметы материальной культуры указали на более поздний период появления этого величественного захоронения. Согласно летописным данным Чернигов уже в конце IX века значился в числе крупных городов региона, а обнаруженные в могильнике две золотые византийские монеты, датирован 70-90 годами уже X века.

В связи с этим родилось предположение, что хозяином «Чёрной могилы» мог быть живший как раз в эту историческую эпоху видный представитель черниговской знати и отменный воин князь Чёрный.

Советский археолог Дмитрий Мачинский придерживался иной интерпретации. Для выяснения того, кто был погребён в могильнике, он обратился к «Повести временных лет», на страницах которой искал упоминание об оружии, обнаруженном в этом кургане. В итоге информация о мечах и сабле нужного образца была найдена в главе, посвящённой 986 году. Исходя из этого, учёный высказал мнение, что «Чёрную могилу» могли создать для воеводы Претича, являвшегося современником князя Святослава, и той личностью, которая спасла Киев от набегов печенегов с «другой стороны Днепра».

Историк Владимир Петрухин прослеживал взаимосвязь между «Чёрной могилой» и длинными курганными комплексами археологического заповедника Гнёздова, расположенного на территории современной Смоленской области. По его предположению, и там, и в Чернигове, захоронению подобным образом удостаивались члены княжеского рода, обладавшие исключительной военно-административной властью и сакральной силой.

Что означает слово «курган»?

В переводе с турецкого, откуда, вероятнее всего, и произошло заимствование, «курган» означает «крепость». Это подтверждает смысл возведения кургана как последнего пристанища усопшего – новообретенного дома-крепости в загробном мире.

В татарском языке словом «курган» могут быть обозначены самые разные понятия. Это и насыпной бугор, и ледяная глыба на воде, и металлический кувшин с ручкой и крышкой. На древнем тюркском слово «курган» означает «холм». В древнем шумерском языке были похожие слова – «кур-ан», или «небесная гора», и «кур-галь», что значит «великая гора».

В русском языке словом «курган» часто обозначали границу, потому что обычно за насыпными курганами (сторожевыми холмами) начинались чужие земли.

Древние святилища

На сегодняшний день на территории Акбулакского района было найдено и исследовано более 70 древних кладбищ, созданных в периоды от бронзового и раннего железного веков до Средневековья. Несколько святилищ древних кочевников, заселявших эти земли в раннем железном веке,находятся в междуречье Илека и Хобды. Самое знаменитое из них – Шкуновское святилище. Так, исследователями были обнаружены захоронения гуннского периода, тюркского каганата, кипчанского, золотоордынского и ногайского времени, а также эпохи казанского ханства. 

Золотые предметы, найденные в Филипповском кургане (Иликский район, Оренбургская область)

Более древние захоронения представляют собой каменные ограды (как круглые, так и прямоугольные), тянущиеся иногда десятки метров. В небольшом количестве сохранились человекоподобные стены, так называемые «половецкие бабы» – памятники сакрального искусства половцев, встречающиеся на территориях от западной Азии до юго-восточной Европы. Их можно встретить на Акобинском кладбище, у Карповской телевышки, у села Ногумановка и других местах. Однако камней с явными человеческими чертами не сохранилось – предполагается, что их уничтожили служители культа, так как ислам запрещал изображения людей и животных. Многие камни были разобраны в XX веке на стройку – в этот период старину уничтожали без зазрения совести: церкви и мечети взрывали, разбирали и могильные камни. 

Уцелело в Акбулакском районе и несколько кулпытасов – каменных стел, вырезанных из цельного камня. Надписи на этих стелах дают возможность увидеть картину передвижения родов и племен за 6–7 веков, а также узнать об исторических событиях и искусстве коренных жителей. Отдельного внимания заслуживают кулпытасы с надписями и родовыми знаками, разместившиеся вдоль Великого Шелкового пути – околоУшкуня, на Базартюбе, у Солидовки. В них, как правило, хоронили торговцев, умерших в дороге. 

Как устроены курганы

В урочище ученые обнаружили около 40 памятников археологии скифского времени: захоронения, каменные выкладки, ограды. Особенно выделяются пять больших могильников, которые представляют собой каменную наброску поверх земляной насыпи. Это могилы племенных вождей, датированные V—IV вв. до н. э.

Мумия мужчины, найденного в пятом кургане,  Alexander Fokichev

Под насыпями курганов находятся погребальные ямы, типичные для скифского периода. Например, первый пазырыкский курган — это яма площадью 52 кв. м (при глубине 4 м). Частично она заполнена бревнами и камнями, посредине установлена погребальная камера. Это своего рода бревенчатый сруб с двойными полом и стенами, потолок установлен на 6 столбах. Промежутки между слоями стен засыпаны камнями.

Внутри сруба воссоздавался интерьер привычного жилища, туда помещались тела людей и вещи им принадлежавшие. Пол и стены устилали коврами. На усопшего надевалась вся одежда и оружие. Оставляли и еду: мясо, напитки.

Археологи находили не только захоронения взрослых, но и детей. Убранство погребальных камер в таком случае было ничуть не хуже: присутствовали все ритуальные предметы.

Трупы бальзамировали, извлекали внутренности и укладывали в саркофаги на правый бок, чтобы они выглядели как спящие. Саркофаги-колоды вырубались из цельного ствола дерева. За стенками погребального сруба находились останки коней в полной упряжи. В разных курганах от 2 животных до нескольких десятков.

Погребальная маска лошади, Richard Mortel

Площадь погребальных камер во всех пяти курганах разная: от 8 до 17 кв. м, высота — от 1,2 до 2 м. Зато един принцип внутреннего обустройства.

Сверху на деревянную камеру наваливали березовые бревна (до 300 шт.), а уже поверх них делали насыпь из земли и камней. У самого большого из курганов сейчас можно увидеть бревна и столбы. Это остатки древней погребальной камеры, оставшиеся на поверхности после раскопок.

Новый вид человека

В 2008 году новосибирские археологи нашли в Денисовой пещере(что в 40 километрах от села Солонешное) несколько фрагментов костей человека. Оказалось,это новый,ранее неизвестный вид человека — не неандерталец и не Homo sapiens.

Находка подтвердила гипотезу о том,что знаменитый «денисовский человек» жил здесь не 50 тысяч лет назад,как считалось раньше,а 250−300 тысяч.

Раскопки в Денисовой пещере в 2010 году.

Олег Богданов

В дальнейшем в Денисовой пещере на Алтае нашли древний карандаш(кусочек красного железняка), крупный фрагмент диадемы возрастом около 45−50 тысяч лет,браслет,которому приблизительно 50 тыс. лет,иголку с ушком из рыбьей кости и многое другое.

Находки в пещере стала подтверждением еще одной гипотезы — о том,что Алтай и прилегающие к нему территории в древности были связующим звеном между Востоком,Средней Азией и Средиземноморьем.

Петроглифы долины Елангаш в Кош-Агачском районе Республики Алтай.

sailugem.ru