Анимизм

Оглавление

Происхождение термина

Боги греческого пантеона

Термин происходит от греческого πολύς ( поли ), «многие» и θεός ( теос ), «бог», что означает «множество богов». Его изобрел еврейский писатель Филон Александрийский ( -12 ~ ), чтобы спорить с греками . Во время распространения христианства в бассейне Средиземного моря и в Европу нехристиане назывались язычниками (местными жителями), или уничижительно, «идолопоклонниками» (поклонниками «ложных» богов). Термин политеист был возрожден в 1580 году Жаном Боденом на французском языке и Сэмюэлем Закупсом на английском языке в 1614 году.

В переносном смысле Макс Вебер использовал выражение «политеизм ценностей», чтобы описать то, что происходит в современных обществах, где различные ценности неизмеримы и вступают в конфликт, не все из которых можно уважать одновременно.

Современный политеизм

Буддизм

В буддизме существует понятие «Дэвы». Так последователи этого религиозного течения называют своих «божеств», обитающих в «дэвалоке». Там живут многочисленные существа, относящиеся к разным классам и мирам. Чем меньшее положение занимает божество, тем оно ближе к человеку.

Единственная цель буддиста – полное избавление от страданий сансары и достижение нирваны.

Джайнизм

Главной задачей последователя данного религиозного течения является освобождение от сансары. Джайнизм собрал под одной «крышей» многочисленных богов, но основными из них считают:

  • «Тиртханкаров»;
  • «Арихантов»;
  • «Джинов».

Они освободились от внутренних страстей и существуют с просветленным сознанием. Высшая цель последователя джайнизма – превратиться в джинна (победителя). Божества, растратившие положительную карму, перерождаются в другие существа.

В джайнизме существуют якши и якшини – «вьянтары» (блуждающие боги), обладающие сверхъестественными силами, вплоть до возможности изменения формы и размера. Въянтары находятся в окружении определенного джина, когда он ведет свою земную жизнь. Эти божества сопровождают рождения и смерти сансары.

Индуизм

Индуисты поклоняются многочисленным богам и богиням. Разные природные силы и стихии управляются божествами – дэвами, которые служат верховному богу. Часть дэв контролируют вселенские процессы, создают и поддерживают жизнь в мире.

В состав индуистского пантеона входят три основных божества:

  • Брахма – Создатель;
  • Вишну – Хранитель;
  • Шива – Разрушитель.

Они объединены в Тримурти – духовное начало Брахмана, которого считают верховным божеством.

Даосизм

В даосском пантеоне присутствуют «донебесные» и «посленебесные» боги. Олицетворением первых, старших божеств, является природа, космос и т.д. Вторые, младшие боги, это люди, которые умерли и получили вечную жизнь.

Согласно учению Лао-цзы, Земля и Небо были созданы одиноким и никогда не меняющимся Бесконечным Существом, которому древнекитайский философ дал название «вселенская Мать» или «Дао». Оно руководит всеми процессами во Вселенной. Бесконечное Существо не было никем создано, но само является творцом всего. Жизнь истинного даоса заключается во внутреннем сосредоточении и аскетизме, познании Дао и соединении с ним.

Синтоизм

Под синтоизмом подразумевают традиционную японскую религию с пантеоном многочисленных богов. Каждая духовная сущность «Ками» отвечает за определенную сферу жизни. Таким божеством может быть человек, животное, гора и другой представитель природы. После смерти люди превращаются в «Ками» — духов. Последователи синтоизма верят, что человека не создали, а родили боги. Японского императора почитают, как «Ками», при жизни.

Викка

В учении Викка главными божествами считаются Рогатый бог и Триединая богиня, которые равнозначны по значению, хотя противоположны по сути, как в даосизме инь и ян. Они воплощают все природные явления. Бога в Викке часто приравнивают к Солнцу, а Богиню – к Луне.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Восприятие

Христиане стали отождествлять язычество с чувством гедонизма, представляя тех, кто чувственен, материалистичен, потворствует своим желаниям, не заботится о будущем и не интересуется более распространенными религиями

Язычники обычно описывались в рамках этого мирского стереотипа , особенно среди тех, кто обращал внимание на то, что они считали ограничениями язычества. Так, Г.К

Честертон писал: «Язычник с замечательным чутьем отправился развлекаться. К концу своей цивилизации он обнаружил, что человек не может наслаждаться собой и продолжать получать удовольствие от чего-либо еще». Напротив, поэт Суинберн прокомментировал бы ту же самую тему: «Ты победил, о бледный Галилеянин; мир поседел от твоего дыхания; Мы напились летейских вещей и питались полнотой смерти».

Сущность политеизма

В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик, как правило антропоморфный, и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений, где божества имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения друг с другом и имеют специфическую сферу влияния. Сфера деятельности каждого божества отделена от сферы деятельности других. Например, в Древней Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. Как правило, этим богом является бог солнца (в древнеегипетской, славянской и шумерской мифологии), хотя встречаются и исключения — в римско-греческой мифологии верховным богом был, соответственно, Зевс или Юпитер, который являлся богом грома, грозы, молнии и погоды вообще. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.


Шествие богов, Прометеев саркофаг. 240 год до н. э., Лувр

Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определённый способ существования в нём.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике даёт власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворён в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает успешность такой деятельности.
Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую.

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

  • мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

  • вера в сверхъестественное (в Бога);

  • совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

  • одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

  • иррациональность — вера в абсолютную истинность;

  • догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

  • ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

  • вера в сверхъестественное;

  • необоснованность.

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Сущность политеизма

В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик, как правило антропоморфный, и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений, где божества имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения друг с другом и имеют специфическую сферу влияния. Сфера деятельности каждого божества отделена от сферы деятельности других. Например, в Древней Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. Как правило, этим богом является бог солнца (в древнеегипетской, славянской и шумерской мифологии), хотя встречаются и исключения — в римско-греческой мифологии верховным богом был, соответственно, Зевс или Юпитер, который являлся богом грома, грозы, молнии и погоды вообще. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.


Шествие богов, Прометеев саркофаг. 240 год до н. э., Лувр

Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определённый способ существования в нём.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике даёт власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворён в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает успешность такой деятельности.
Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую.

Политеизм в Библии

В Библии политеизм называется язычеством, понимаемым как измена единому Богу, в которое периодически впадал еврейский народ. Во времена царя Соломона и позднейших царей в (тогда ещё) едином Израильском царстве легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагону, Молоху, Астарте, Хамосу и другим божествам, культы которых были распространёнными в Средиземноморье и Передней Азии. Согласно Ветхому Завету, именно за отступление от монотеистического служения Единому Богу Израилеву Бог наказал евреев путём завоевания языческими же народами. Ассирией было порабощено Северное Израильское царство, а потом Вавилон покорил Иудейское царство, уведя евреев в плен.

Что такое монотеизм?

Монотеизм — это религиозное учение об одном-едином Боге или божестве. В переводе с греческого слово «монотеизм» буквально означает «единобожие». К религиям, основанным на вере в одного Бога, можно отнести христианство, ислам, иудаизм. Самой древней религией, основанной на принципах монотеизма, которая дошла до наших дней, является зороастризм.

Хоть и существует мнение, что единобожие было самой первой религией на Земле, которая со временем исказилась и перешла в многобожие, исторические свидетельства и археологические находки говорят об обратном. Самой ранней современной религией этого направления является иудаизм, который вначале носил характер многобожия, но в VII веке до нашей эры перешел на новый уровень.

Единобожие сперва возникло как культ предпочтения одного какого-либо божества над другими. И лишь потом появилась тенденция принимать различные божества за разные ипостаси одного Бога, и уже после этого возникла религия, которая основана на вере в одного-единого Бога.

ПОЛИТЕИЗМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Для политеизма Древнего Египта характерен свой собственный пантеон богов. Главным богом Египта считался двуполый Птах. Он был для египтян творцом мира, называли его отцом и матерью. Также почитали в городе Гермополисе еще четыре брачных пары богов, связанных с процессом творения, — богов воды и хаоса — Нун и Наунет, богов бесконечности — Нух и Наухет, богов тьмы Кук и Каукет, богов, непроницаемых для зрения, — Амун и Амаунет.

В виду того, что земледелие было главным занятием египтян, всеобщее почитаемы были боги Египта — Нил и бог солнца Ра.

Оказывали высокое почтение и богу растительного и загробного мира – Осирису, злым богам – Сегу и Апофи, богу луны и богам различных звезд.

Широко известен культ Осириса, который управлял временами года. Ежегодно египтяне праздновали его смерть и воскресение. Согласно одному из мифов, Осирис, являясь великим фараоном, был убит собственным братом Сетом, положившим тело Осириса в ящик и сбросившим его в Нил. Ящик прибило к дереву на берегу. Тело вросло в дерево. Из-за связи Осириса с деревом, его стали считать и богом растительности. Все фараоны Египта воспринимались воплощением Осириса, который оставался в загробном мире и управлял им. Египтяне верили в вечную жизнь, которая зависела от справедливой жизни на земле и правильном мумифицировании после смерти. В XII в. до Р. X. культ Осириса распространился по Сирии, затем был известен как культ Дионисия в Греции.

Неоязычество

Новые и реконструированные ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как «классический» шаманизм.

Викка

Современное представление Рогатого Бога — Кернунна

Учение Викка не унифицировано, но базовым является почитание Рогатого бога и Триединой богини, которые воспринимаются в свете различных религиозно-философских концепций, как то: пантеизма (проявление двух равнозначных аспектов одного божества в природе), дуализма (двух полярных противоположностей) или политеизма (проявление в божествах различных политеистических религий). Однако, несмотря на отсутствие единого учения, Викка трактуется как дуалистическая религия, воспринимающая Бога и Богиню равнозначными, дополняющими друг друга противоположностями (близко к даосской идее о инь и ян), воплощающими в себе всю совокупность возможных проявлений природы. Бог иногда символически отождествляется с Солнцем, а Богиня с Луной. Подобный «дуотеизм» Бога и Богини часто расширяют до двойственной формы пантеизма посредством веры, по словам Дион Форчун, что «все боги — один бог, и все богини — одна богиня». Таким образом, все боги и богини всех религиозных культур — аспекты одного высшего бога и, соответственно, одной высшей богини.

Джеральд Гарднер утверждал, что существо, стоящее над главными богами, признано ведьмами первичным создателем, имя которого, однако, остаётся неизвестным. Патриция Краутер назвала это высшее божество Драйтэн (от Drighten староангл. «Бог», «Создатель»), Скотт Каннингем называл «Единственный» (англ. «the One»). Такой пантеистический взгляд на Бога имеет прямые аналогии с учением о Брахмане в индуизме.

Реконструкционизм

Для реконструкционизма характерно стремление восстановить в современном мире существовавшие до распространения христианства исторические этнические религии, однако, в отличие от религиозно-синкретического движения, или той же Викки, не стремится смешивать мифологию различных языческих культов.

Полидеизм

Полидеизм (от греческого πολύ poly («многие») и латинского deus, означающего «бог») — это чемодан, относящийся к политеистической форме деизма , включающий в себя веру в то, что Вселенная была коллективным творением нескольких богов , каждый из которых создал часть Вселенная или мультивселенная, а затем перестали вмешиваться в ее эволюцию. Эта концепция обращается к очевидному противоречию в деизме, что монотеистический Бог создал вселенную, но теперь не проявляет к ней явного интереса, предполагая, что, если вселенная является созданием многих богов, ни один из них не будет интересоваться вселенной как целое.

Профессор философии Университета Крейтона Уильям О. Стивенс , который преподавал эту концепцию, предполагает, что С.Д. Броуд спроектировал эту концепцию в статье Броуда 1925 года «Обоснованность веры в личного Бога». Broad отметил , что аргументы в пользу существования Бога , как правило , только чтобы доказать , что «проектирование ум был существовавшим в прошлом, не то, что она действительно существует в настоящее время

Это вполне совместимо с этим доводом , что Бог должен был давно умер, или что он должен был обратить свое внимание на другие части Вселенной », и на одном дыхании замечает, что« в фактах нет ничего, что позволяло бы предположить, что существует только одно такое существо ». Стивенс утверждает, что Броуд, в свою очередь, заимствовал концепцию Дэвида Юма

Стивенс заявляет:

Такое использование термина, по-видимому, возникло, по крайней мере, еще в эссе Роберта М. Боумена-младшего 1997 года « Апологетика от Бытия до Откровения» . Боумен писал:

Социолог Сьюзан Старр Серед использовала этот термин в своей книге 1994 года « Жрица, мать, священная сестра: в религиях, в которых доминируют женщины» , которая включает главу под названием «Небесного отца нет: андрогинность и полидеизм». Она пишет, что «решила приукрасить« полидеизм »как ряд верований более чем в одну сверхъестественную сущность». Серед использовала этот термин таким образом, чтобы охватить политеизм, а не исключить его большую часть, поскольку она намеревалась охватить как политеистические системы, так и нетеистические системы, которые утверждают влияние «духов или предков». Однако такое использование термина не согласуется с историческим неправильным использованием деизма как концепции для описания отсутствующего бога-творца .

Мягкое против жесткого

Основное разделение современных политеистических практик происходит между так называемым мягким политеизмом и жестким политеизмом.

«Жесткий» политеизм — это вера в то, что боги являются отдельными, отдельными, реальными божественными существами, а не психологическими архетипами или персонификациями природных сил. Жесткие политеисты отвергают идею о том, что «все боги — один бог». Они не обязательно считают богов всех культур одинаково реальными, богословская позиция, формально известная как интеграционный политеизм или омнизм .

Это часто противопоставляется «мягкому» политеизму, согласно которому разные боги могут быть аспектами только одного бога, психологическими архетипами или персонификациями природных сил, и что пантеоны других культур могут быть представлениями одного пантеона. Таким образом, в разных культурах боги могут быть взаимозаменяемыми.

дальнейшее чтение

  • Ассманн, Ян, «Монотеизм и политеизм» в: Сара Илс Джонстон (редактор), Религии древнего мира: Путеводитель , издательство Гарвардского университета (2004), ISBN  0-674-01517-7 , стр. 17–31.
  • Беркерт, Вальтер , греческая религия: архаическая и классическая , Блэквелл (1985), ISBN  0-631-15624-0 .
  • Грир, Джон Майкл; Мир, полный богов: исследование политеизма , ADF Publishing (2005), ISBN  0-9765681-0-1
  • Айлс Джонстон, Сара; Древние религии , Belknap Press (15 сентября 2007 г.), ISBN  0-674-02548-2
  • Бумага, Иордания; Божеств много: политеистическое богословие , State University of New York Press (3 марта 2005 г.), ISBN  978-0-7914-6387-1
  • Пенчанский, Дэвид, Сумерки богов: многобожие в еврейской Библии (2005), ISBN  0-664-22885-2 .
  • Сваруп, Рам и Фроули, Дэвид (2001). Слово как откровение: Имена богов . Нью-Дели: Голос Индии. ISBN  978-8185990682

Виды политеизма

Священная корова на улицах Дели

Выделяют различные виды политеизма:

  1. анимизм — культ одушевления предметов, источником которых служит вмешательство духов и демонов;
  2. фетишизм — культ материальных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами;
  3. тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определённым животным, растением или явлением природы — с другой;
  4. зоолатрия — культ поклонения животным;
  5. сабеизм — культ обожествления звёзд, планет и других небесных тел, тесно связанный с магией и астрологией.
  6. Культ хтонических божеств (хтонических существ) — почитание божеств земли и природы.
  7. культ предков — культ характерен для архаичных форм политеизма, где предки магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

ПОЛИТЕИЗМ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.

Главным образом, рассмотрим Вавилонию и Ассирию из-за их территориальной близости и схожести религий.

Первоначально верховным богом Месопотамии был бог Ану. В результате войн главные Боги разделились: в Вавилонии — бог Мардук, а в Ассирии бог Ашур (Ассур).

Бог Мардук возглавлял пантеон вавилонских богов, особая роль была отведена богине Иштар – супруге главного бога, богине планеты Венера, почитаемая еще  как  небесная царица.  Но наиболее широко она  была известна как богиня плодородия. Согласно мифу богиня Иштар после смерти своего возлюбленного Таммуза отправилась в преисподнюю за ним, с чем люди связывали отсутствие урожая на земле. С богиней Иштар также связан и культ половой любви, который получил широкое распространение на  Ближнем  Востоке, включая Египет, где она называлась Исидой.

Культ богини Иштар проник и в Иудею, с сопровождающим его половым распутством. Также считались богами.

Солнце, Луна и другие планеты  и были значимы для религии. Мудрецы предсказывали судьбы людей и будущее по движению планет. Так родилась псевдонаука – астрология. С тех пор эта форма оккультизма получила широкое распространение по всему миру.

Кроме того вавилонские жрецы активно использовали разного рода предзнаменования, предсказывали будущее по расположению родинок на лице человека, по его речи и походке, также использовались печень и почки животных.

На сегодняшний день вавилонский оккультизм получил широкое распространение в Западной Европе, по всей Америке и в Австралии. Также он проникает в страны Восточной Европы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подытожим, выделив отрицательное и положительное влияние на человека политеизма. Положительным аспектом политеизма следует считать персонализацию в представлении божества, объясняемую потребностью человека в личном общении с Богом — личностью высокого порядка.

К отрицательному влиянию следует отнести, тот факт, что люди представляя богов подобными себе, оправдывали таким образом свое непристойное поведение. Политеизму свойственно обожествление сил и явлений природы, что ставит их выше человека. Политеисты наполняют явления плодородия Божией силой, и поклонение таким богам в религиях и культах многих народов сопряжено с  половым распутством. Человек обладает силой духа и разума, позволяющей ему быть сильнее всех в окружающем мире.

Рекомедую читать из этой же серии: