Князь игорь 912-945 г.г

Оглавление

Гибель Игоря Старого

Поначалу всё шло именно так, как и было задумано. Дань собрали превеликую, и в предвкушении дележа отправились домой. Но тут в сердце князя зашевелилась змея, да пострашнее той, что ужалила когда-то Вещего Олега. Зовётся она жадностью, и сгубили её укусы несметное количество людей. Вот и Игорю запало на душу, что если вернуться с малым числом людей, да ещё пограбить, то и куш выйдет пожирнее, и делить его придётся на меньшее число ртов.

Не учёл он лишь того, что обязан знать каждый правитель – нельзя даже самых покорных людей доводить до крайности, иначе беда. Так и произошло, увидев князя, возвращающегося с малыми силами, и поняв его намерения, древляне взбунтовались. Перебив охрану, они предали князя лютой смерти – привязав за ноги к двум склонённым друг к другу елям, разорвали пополам. Так бесславно окончил свою жизнь киевский князь Игорь Старый, биография которого, почерпнутая из древних летописных сводов, легла в основу нашего рассказа.

[править] История и предание

О древлянской войне, которую вела княгиня Ольга, известно из древнерусских письменных источников, представленными Повестью временных лет и Новгородской первой летописью младшего извода, наиболее близкой к . Обе летописи говорят о выступлении большого киевского войска во главе с княгиней Ольгой в военный поход на древлянскую землю и решительной победе над древлянами. Отличия в повествовании ПВЛ и НПЛ представлены некоторыми подробностями, которые приводит Повесть временных лет и которые отсутствуют Новгородской первой летописи. Поход княгини Ольги против древлян историки признают действительным событием, произошедшем в середине X века и условно датируют его около 946 г.

Тем не менее, летописный рассказ о сожжении Искоростеня княгиней Ольгой посредством птиц, несущих огонь, известен только по Повести временных лет и отсутствует в и в Новгородской первой летописи младшего извода. Рассказ имеет фольклорно-литературное происхождение, установленное ещё в начале XIX века, и является поздней вставкой другого летописца в корпус основного текста ПВЛ, сообщающего предание о троекратной Ольгиной мести древлянам.

На протяжении XX—XXI в.в. в городе Коростень, на месте которого был расположен древлянский Искоростень, проводились археологические исследования, в ходе которых были изучены четыре славянских городища на территории современного города, датируемые VIII—XIII в.в. Анализ полученных результатов исследований на Городище I, погибшем от пожара в середине X века, позволил идентифицировать его как летописный Искоростень, уничтоженный во время Ольгиного похода на древлян.

Происхождение предания

Сказания, посвящённые взятию города при помощи каких-либо животных, особенно птиц, переносящих огонь, присутствуют во многих культурах Европы и Азии и не могут являться достоянием какого-либо одного народа. Существуют легенды об Александре Македонском, который использовал птиц для военных целей.

Подобные легенды известны у германских и скандинавских народов по их сагам. В одной из них Харальд Хардрада захватывает при помощи птиц некий город на Сицилии. Находящемуся на военной службе у византийского императора в 30-е годы XI века Харальду было поручено руководить отрядом викингов. Во время затянувшейся осады хорошо укреплённого города Харальд пошёл на хитрость. Он приказал своим птицеловам ловить по лесам птиц, вылетающих днём из города в поисках пищи, чтобы потом привязать к ним сосновые стружки, смазанные воском и серой, затем поджечь и отпустить их назад. Птицы принесли горящие стружки в осаждённый город, после чего там занялся сильный пожар и город был взят.

Сторонники «Норманской теории» поспешили объяснить происхождение древнерусского предания заимствованием из древнескандинавского эпоса.

Эксперимент Шлёцера

Август Людвиг Шлёцер, гравюра Ф.Ю.Бертуха, 1809 г.

Яркость летописного сказания и присутствие похожих сюжетов в истории других европейских народов побудили немецкого историка Августа Людвига Шлёцера предпринять попытку установить достоверность возможности сожжения города посредством птиц. Он сообщал о неудовлетворительных результатах проведённых им опытных испытаний с настоящими птицами. Шлёцер поджигал голубей и воробьёв в точном соответствии со свидетельствами русских летописей, после чего сгорающие птицы падали, едва отлетев от места эксперимента. Таким образом, Шлёцер на практике доказал невозможность описанного способа поджога и определил художественный характер происхождения летописного рассказа о сожжении Искоростеня.

Сведения о смерти

Вторая жена знаменитого политтехнолога – Божена Рынска – рассказала некоторые подробности трагического происшествия.  23 февраля рано утром Игорь Малашенко полетел в Испанию. На следующее утро Божена попросила знакомую проведать мужа. Женщина сообщила, что с ним всё в порядке.  А на следующий день охранник обнаружил мертвое тело медиамагната и поведал об этом другу семьи Малашенко, который сообщил о трагическом известии жене.

Позже супруга Игоря Евгеньевича рассказала, что он любил уединяться в своем испанском домике с бутылочкой вина. В том месяце он 3 раза покупал билеты, но почему-то сдавал их.

Краткое жизнеописание благоверного князя

В православных святцах Игорь Черниговский чтится как киевский страстотерпец, человек, принявший мученический конец за веру. Точная дата рождения князя неизвестна – предположительно 80-90 годы 11 века. По сохранившимся сведениям, молодой князь отличался ученостью, хорошо знал молитвы, священные тексы, много читал.

Игорь был сыном грозного князя Олега, прославившегося бесчисленными военными походами против своих и чужеземцев. «Ольговичей» – детей князя – не любили в народе, считая зачинщиками изнурительных войн. В 12 веке за киевский престол шла бесконечная борьба между правнуками Ярослава.

Много крови было пролито в войнах за обладание Киевом, Игорь ходил с братом в походы, участвовал в сражениях. Завладев великокняжеским троном, Всеволод не посадил брата в Чернигове, как обещал. Всеволод был искусным политиком, умело стравливал врагов, разжигал соперничество между Мстиславичами и Мономашичами.

Житие описывает, что в последние годы Игорь устал от походов, часто становился посредником в мирных переговорах, старался избежать кровопролития. Бесконечные войны подорвали здоровье, душа измучилась от жестокости и не желала воинской славы. В 1146 году Всеволод заболел, почувствовав близость смерти, решил передать власть Игорю. Такое решение не пришлось по душе никому – жители Киева считали себя «переданными по наследству», другие потомки Ярослава сами хотели править. Целование Креста за Игоря превратилось в Иудин поцелуй. Не противясь внешне воле великого князя, все затаили обиду и ждали удобного случая убрать нежеланного правителя.

История похода Игоря Святославича

Инициатором похода против половцев выступал отец Игоря, великий князь Киевский Святослав Всеволодович, основательно к нему готовившийся. Но пока он, покинув стольный Киев, весной 1185 года собирал коалицию князей в черниговских землях, его самонадеянный сын решил отправиться на степняков самостоятельно. До этого он дважды побеждал половцев и захватывал богатую добычу, поэтому решил, что в этот раз сможет обойтись малыми силами. Он выступил 23 апреля, и уже в пути к нему присоединились сын и племянник Владимир Игоревич Путивльский и Святослав Ольгович Рыльский, и брат Всеволод Святославич Курский, со своими дружинами. Вместе с тюркским племенем ковуи, рать Игоря состояла из 6 полков.

Первое столкновение со степняками произошло на реке Сюурли, русские князья добыли относительно лёгкую победу и обратили половцев в бегство. Это только добавило самоуверенности Игорю и его войско последовало по следам разбитого противника, на самом деле увлекавшего его в ловушку. На следующий день, полки князя вышли прямо на главные силы хана Кончака, значительно превосходившие русичей, стоявшие на реке Каяле, уже изготовившиеся к бою. Сражение было упорным и кровопролитным, княжеские полки не дрогнули, но в самый разгар бежали ковуи. Жестокая сеча продолжалась весь день и всю ночь, до самого рассвета, и лишь тогда прекратилось когда все княжеские дружинники либо пали, либо были пленены.

Походы князя Игоря на Византию

Задумал Игорь, по , сделать большой набег на Византию и промыслить себе и дружине большую добычу. Собрав огромную рать, направился он обычным путем на ладьях к берегам Византии. Как только показались бесчисленные суда русские в Черном море, дунайские болгары дали знать об этом императору. На этот раз руссы напали на азиатские берега Византийской империи и стали здесь, если верить греческим известиям, страшно свирепствовать: они предавали разным истязаниям пленных, выжигали селения, грабили церкви и монастыри. Наконец греки собрались с силами, снарядили корабли и выступили против врагов. Игорь Рюрикович был вполне уверен, что руссы одержат победу, но ошибся. Когда сошлись византийские суда с русскими, вдруг византийцы стали метать огонь на русские ладьи. Попадет он на лодку – спасения нет! Пламя охватывает ее – вода его не гасит, упадет огонь на воду – и на воде горит!.. Ужас овладел всеми; самые смелые, боевые дружинники, и те дрогнули, все пустились в бегство. Иные воины князя Игоря кидались с загоревшихся лодок прямо в воду и тонули; множество руссов погибло тут, много их попало в руки византийцам.

Спаслись немногие и рассказывали потом с ужасом, что у греков во время этого боя была в руках небесная молния, что они бросали ее на русские ладьи и те гибли в пламени. Дело в том, что византийцы употребляли на войне особый состав из нескольких горючих веществ (нефти, серы, смолы и др.). Когда состав этот зажигали, огонь нельзя было погасить водою, она даже усиливала пламя. По воде состав этот плавал и горел. На византийских судах на носовой части устраивались особые медные трубы, при помощи их греки, подойдя близко к неприятельским судам, бросали горящий состав и зажигали их. Этот «греческий огонь», как его называли, не одних руссов приводил в ужас, но и других иноплеменников, нападавших на греков.

Игорь Рюрикович хотел во что бы то ни стало загладить стыд своего поражения и отомстить грекам. Он послал за море звать охочих людей из норманнов в новый поход на Византию. Толпы хищных воителей, падких на добычу, направились в Киев. Три года собирался князь Игорь, наконец изготовился, нанял и печенегов, а чтобы они не изменили, взял у них заложников и отправился в путь.

Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Пришла в византийскую столицу Константинополь грозная весть из Корсуня (греческого города на Таврическом полуострове): «Идет Русь без числа: корабли их покрыли все море!..» За этой вестью последовала другая от болгар: «Идет Русь и печенеги с ними!»

Византийский император рассудил, что лучше ублажить как-нибудь врагов, не вступая с ними в новую борьбу, и послал нескольких знатных бояр сказать Игорю: «Не ходи на нас, возьми дань, какую брал Олег, мы еще и прибавим к ней».

Отправили греки и печенегам богатые дары – много золота и дорогих паволок (шелковых тканей). Руссы в это время дошли уже до Дуная. Созвал Игорь Рюрикович свою дружину, сказал ей о предложении византийского императора и стал советоваться, как быть. Порешили принять предложение.

«Когда император, – сказала дружина, – и так предлагает уплатить дань и мы можем взять с Византии золото, серебро и паволоки без боя, то чего же нам еще? Разве известно, кто одолеет – мы или они! Да и с морем не уговоришься. Не по земле ведь ходим, а по глубине морской – общая всем нам может быть смерть».

Принял этот совет князь, взял у греков золото и паволоки себе и на всех воинов своих и вернулся в Киев.

На следующий же год он и византийский император обменялись посольствами и заключили новый договор, похожий на . Князь Игорь Рюрикович пришел со старшими своими дружинниками (боярами) на холм, где стоял идол Перуна. Все положили свое оружие, копья, мечи, щиты и клялись византийским послам, что будут соблюдать договор. Были между дружинниками и христиане, они присягали в церкви св. Ильи.

Одарил князь Игорь греческих послов мехами, воском и челядью (то есть рабами) и отпустил их.

Договоры с византийцами Игоря Рюриковича и раньше – Олега – показывают, что русские совершали не просто дикие набеги, но имели в виду и торговые выгоды. В договорах этих уже выговариваются русским торговцам разные льготы; обязываются та и другая стороны оказывать помощь купцам, потерпевшим крушение, справедливо разбирать и судить разные ссоры, могущие возникнуть при торговых сношениях и пр. Опасливые греки, видимо побаиваясь воинственных руссов, требуют, чтобы в столицу не входило их разом более 50 человек, притом безоружных…

Правление Игоря Рюриковича

Князь Игорь взошел на киевский престол в 912 году, сразу после смерти великого князя Олега. Еще Вещий Олег начал подчинять себе племена, живущие неподалеку от Киева. Среди этих племен были и древляне. Летописные своды, дошедшие до наших дней, описывают древлян как людей, ведущих полудикий образ жизни. Летописцы указывали, что древляне не знали законов, не имели института брака, не осуждали убийств. То есть, даже по меркам своих современников – соседних славянских племен, были настоящими варварами.

После смерти Олега древляне попытались выйти из-под киевской власти, но эта попытка была жестко подавлена новым князем, а размер дани, которым облагались древлянские племена, был сильно увеличен.

Игорь Рюрикович начал свое правление в сложной политической обстановке:

  • Прикаспийский поход его дружины оканчивается трагедией. Путь к Каспию пролегал через земли хазарского каганата. Каган согласился пропустить Игоря с дружиной к морю, но только с тем условием, что на обратном пути они отдадут ему половину добычи. Игорь согласился, но каган, вместо того, чтобы забрать положенную ему часть, напал на киевское войско и перебил большую часть дружины, завладев всей добычей.
  • Именно Игорь стал первым русским князем, столкнувшимся с проблемой постоянный набегов кочевников. В конце IX века печенеги начали регулярно нападать на границы Киевской Руси. В 915 году князь был вынужден заключить с ними пятилетний мирный договор.
  • Внешняя политика князя была направлена на создание наиболее выгодных условий для купеческой торговли. Так, в 941 году он решился на поход против Византии. Но повторить удачу Олега не удалось: битва окончилась не в пользу Игоря. Княжеское войско было встречено смертоносным «греческим огнем». В 944 году Игорь, объединившись с печенегами (до этого кочевники, как правило, выступали на стороне Византии), снова повторил поход. На этот раз византийский император предпочел не вступать в битву, а откупился от Игоря и его союзников богатыми дарами. Через год Игорь смог заключить с византийским басилевсом мирный договор.

Родители и происхождение

В некоторых летописях Пискаревский летописец, Холмогорская летопись приводится информация, что Ольга была дочерью Вещего Олега, следовательно, женив Игоря на ней он добавил к правящей династии собственную кровь.

В то же время, Иоакимовская летопись, приводимая В. Н. Татищевым в «Истории Российской»В. Н. Татищев — , сообщает о том, что Ольга была «из рода Гостомысла» и звали её до свадьбы Прекраса. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой«Житие святой равноапостольной княгини Ольги». Высказывалась также версия о происхождении Ольги из БолгарииНа основе сообщения «Нового Владимирского Летописца»,рукописного сборника XVI века, обнаруженного архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году..

О матери Ольги информации не сохранилось, начало истории жизни княгини до сих пор вызывает споры между историками — летописи не упоминают никаких фактов из детства княгини, или других её родственниках. Фактически, Ольга появляется при упоминании свадьбы Игоря Рюриковича, устроенной Олегом Вещим в 903 году.

Князь Олег.Гравюра неизв. худ.

Свадьба Игоря и Ольги

Согласно краткой записи Повести Временных Лет в 903 году Олег поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет:

Существует и другая легендаизложена в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече Ольги с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился, но подойдя к быстрой реке не смог преодолеть её ввиду отсутствия лодки.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой.Художник В. К. Сазонов

Пораженный красотой девушки, князь попытался было завести разговор и склонить её к любовной связи, однако получил отпор:

О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Вплоть до 945 года имя княгини Ольги не упоминается в летописях.

События накануне начала активной политической жизни княгини Ольги

«Смерть князя Игоря»Худ. Чориков Б. А.
В 945 году Игорь Рюрикович поддался на уговоры дружины и решил сам во время полюдья собрать дань с древлян. Не удовлетворившись собранным, князь отпустил большую часть дружины, а сам решил вернуться и вновь пройтись по древлянским землям.

Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев:

Всего навправленная делегация сватов насчитывала двадцать человек, спустившись вниз по реке в ладье они пристали к берегу близ Киева и направились к городу.

Князь Игорь в «Повести временных лет»

«Повесть временных лет», написанная Нестором, является самым ранним древнерусским документом, дошедшим до современных историков. Согласно этому летописному своду, отец будущего великого князя Рюрик скончался в 879 году, успев передать власть сыну. Однако самому Игорю на тот момент не было еще и двух лет, и поэтому обязанности правителя на себя взял Олег, один из родичей Рюрика.

Олег правил Древней Русью вплоть до 912 года, когда погиб из-за змеиного укуса. Оказавшись у власти в возрасте 34-х лет, Игорь принялся активно налаживать внешнеполитические отношения с Византией.

Также в «Повести временных лет» упоминается и жена правителя, Ольга, с которой его познакомили еще в 903 году, когда будущей княжне было всего 13 лет, по другим данным 10. Однако эта дата ставится под большое сомнение, поскольку первенец Игоря и Ольги появился на свет 942 году, когда княжне должно было быть уже 52 года.

В 920 году, согласно хронологии «Повести временных лет», Игорь начал активно воевать с печенегами, а с 941 по 944 года великий князь предпринял несколько походов на Византию. Смерть правителя также подробно освещается в «Повести временных лет», и согласно летописному своду, она пришлась на 945 год. Жадность Игоря и его желание получить слишком большую дань от древлян, стала причиной гибели одного из самых знаменитых древнерусских князей.

Ранние годы

Родившийся в 1151 году Игорь Святославич был сыном черниговского князя Святослава Ольговича. Матерью являлась дочь новгородского посадника Петрилы Екатерина. Брак с ней оказался для Святослава вторым. Ростовская летопись свидетельствует, что свадьба стала причиной громкого скандала. Архиепископ Новгорода Нифонт отказался венчать пару. Считается, что по причине недавней смерти первого супруга невесты.

Так или иначе, но Игорь Святославич считался законным наследником своего отца. В 1169 году он принял участие в своем первом военном походе. Боевое крещение состоялось во время войны коалиции 11 князей во главе с Андреем Боголюбским против Киева. Спустя еще два года Игорь отправился в степь, где с дружиной Новгорода-Северского перешел Ворсклу и победил войско половцев, которым командовали ханы Кончак и Кобяк. В дальнейшем князь войдет в историю именно благодаря своей борьбе с опасными кочевниками.

Краткая характеристика внутренней политики

Внутренняя политика князя Игоря Рюриковича была менее насыщена событиями, чем при его предшественнике и наставнике Олеге Вещем. Князь старался удержать власть и, по возможности, расширить влияние на близлежащие племена.

После смерти Олега древляне отказались выплачивать дань, но уже на следующий год Игорь и вынудил подчиниться. Затем, покоривший по его приказу уличей воевода Свенельд получил право собирать с нового племени дань, а затем ему же был поручен сбор дани с древлян, что вызвало зависть дружинников Игоря.

В конце своего правления, поддавшись на уговоры дружины, попытался во время полюдья сам собрать с древлян дань, однако из-за собственной жадности был убит во время восстания данного племени.

Общая схема внутренней политики князя Игоря Рюриковича

Хронология событий

Позднее 850 г. Рождение Олега.
862 г. Дата летописного сообщения о призвании на княжение союзом славянских и финно-угорских племен династии варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Начало княжения Рюрика в Ладоге, Синеуса — в Белоозере, а Трувора — в Изборске. Прибытие Олега в составе отряда варягов на земли Северной Руси.
864 г. Смерть Синеуса и Трувора. Летописное указание на то, что «принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города». Рюрик вместе с дружиной обосновался в городище у истока Волхова.
Позднее 864 г. Участие Олега в военных походах князя Рюрика Новгородского.
Позднее 864 г. Женитьба Рюрика на «урманской княжне» Ефанде, сестре Олега.
Позднее 864 г. Восстание в Новгороде под предводительством Вадима Храброго против единовластия Рюрика. Возвращение Рюрика в Новгород. Убийство Рюриком Вадима Храброго и подавление восстания. Бегство многих «новгородских мужей» в Киев во избежание расправы.
Позднее 864 г. Подданные Рюрика Аскольд и Дир получают разрешение идти военным походом на Византию. Прибытие их в Киев и освобождение города от хазарской дани. Начало княжения Аскольда и Дира в Киеве.
Позднее 864 г. Рождение у князя Новгородского Рюрика и Ефанды сына Игоря.
865 г. Военный поход киевского князя Аскольда против Полоцка. Участие Олега в походе новгородского князя Рюрика против Аскольда. Сохранение Полоцка под протекторатом Рюрика.
Позднее 865 г. Войны киевского князя Аскольда с древлянами и уличами.
867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов.
869 г. Поход киевских князей Аскольда и Дира на кривичей. Участие Олега в военном походе новгородской дружины против Аскольда и Дира.
Конец 860-х гг. Назначение Олега воспитателем Игоря.
874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе.
879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.

879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».
Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).
882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.
882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.
882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.
882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.
Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.
Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.
883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.
884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.
885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.
885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.
Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.
898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.
Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.
X-XII вв. Складывание древнерусской народности.
903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.
907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Оставление князя Игоря Рюриковича наместником в Киеве.
907 г. Заключение мирного договора с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией.
Позднее 907 г. Князь Олег получил прозвище Вещий.
909-912 гг. Военные походы русов на южное побережье Каспийского моря.
911 г. Поход князя Олега на Константинополь.
912 г. 2 сентября — Заключение мирного договора с Византией. Олег впервые назван «великим князем русским». В договоре Русь впервые упомянута как государство.
912 г. Смерть великого князя Киевского и князя Новгородского Олега.

Мученичество

С восшествия на киевский престол начинается время мученичества святого Игоря. Он был предан сразу – едва похоронив Всеволода, киевляне отправили гонцов к князю Изяславу из рода Мстиславичей и призвали его на власть. Вотчина Изяслава находилась близ Киева. Собрав дружину, претендент быстро подошел к городу.Выведенное на защиту Киева войско переметнулось к врагу, бросив Игоря и его брата Святослава. Короткой и кровавой была битва – силы были неравны. Святослав сумел вырваться и скрыться, Игорь угодил в болото. Киевского князя вытащили из трясины через 4 дня и доставили к Изяславу. Закованного в железо Игоря замуровали в бревенчатом порубе – темнице без окон и дверей.

После нескольких дней заточения князь стал совсем плох. Он попросил Изяслава отпустить его, чтобы принять постриг и закончить жизнь монахом. Именно к этому стремилась его душа в последнее время. Вытащенный из темницы святой был еле жив, несколько дней не шевелился, не мог есть и пить. Бог даровал Игорю чудесное выздоровление, вернув к жизни. Великим князем он был меньше месяца. В киевском монастыре Игорь принял постриг под именем Гавриил, затем дал обет схимника и получил имя Игнатий.

Святой жил в монастыре тихо, молился, не жалел о киевском престоле, все мысли его были отданы Богу. Изяслав же собрался в поход против Святослава. Он оставил Киев. В это время до великого князя дошло известие, что черниговские князья со Святославом вновь собираются на Киев, замышляют против него недоброе. Собравшиеся на сход киевляне решают выступить на помощь своему правителю, но тут вспоминают о схимнике. «Убить Игоря!» – раздается крик. Горожане посчитали святого опасным для Изяслава и Киева и решили избавиться от него.

Толпа ринулась в монастырь, не послушав увещеваний митрополита и князя Владимира. Игорь стоял на молитве. Обезумевшие киевляне сорвали с монаха одежды и вытащили их храма. Тихо и скорбно просил мученик оставить его, напоминая о монашеском звании. Но остановить озлобленную толпу было невозможно. Князь Владимир и киевский боярин пытались защитить Игоря, отбить у разъяренных людей, но пострадали сами. Избитого, но еще живого святого протащили по городу, привязав к лошади. Мученик погиб 19 сентября 1147 года. Испугавшись содеянного, киевляне решили свалить свой грех на коварных черниговцев.

Когда истерзанное тело Игоря внесли в храм, все стали свидетелями знамения. Внезапно все свечи вспыхнули в церкви ярким пламенем. Облаченный в монашеские одежды святой был похоронен в монастыре святого Симеона. Во время погребения пришла страшная гроза, испугав всех горожан и напомнив им о страшном грехе.

Справка: через несколько лет останки извлекли ил могилы, мощи оказались нетленными. Их перенесли в Чернигов по приказу Святослава.

Азиатское коварство и честолюбивые мечты

Следующим по хронологии военный поход был совершён князем против печенегов, впервые появившихся на Руси в 915 году. Направляясь в Византию для помощи ей в отражении нападения болгар, эти степные жители не имели в отношении подвластных Игорю земель агрессивных намерений, и князь согласился пропустить их. Однако, исполненный коварства, он ударил с тыла по их арьергарду, и в результате одержал довольно лёгкую победу, овладев имуществом и провиантом.

Это был успех, но разве он мог сравниться с той славой, которой покрыл себя его предшественник и опекун – Вещий Олег? Мысли об этом не покидали сознание честолюбивого и завистливого Игоря. Чтобы обессмертить своё имя, ему требовалось нечто, способное затмить прежние победы. Мечты о собственном щите на вратах Царьграда наполняли его жизнь. И в 941 году начинаются походы Игоря Старого на Византию. Их было два, каждый из которых по-своему интересен.

Смерть Игоря — предательство дружины?

Спустя всего лишь год после заключения мира с Византией княжение Игоря трагически заканчивается в древлянской земле при попытке повторного сбора дани. Нестор, автор и составитель «Повести Временных Лет», обвиняет киевского князя в алчности и любви к наживе — дескать, именно это и только это стало причиной его гибели.

Однако современные исследователи обращают внимание на другие факты, пытаясь реконструировать причины столь бесславной кончины. Так, например, историки указывают на то, что, по всей видимости, Игорь во время своего княжения вступил в противоборство с влиятельными языческими жрецами на фоне распространения в крупных русских городах христианства

Сам способ умерщвления князя — его привязали к стволам двух деревьев и разорвали надвое — по сведениям античных и раннесредневековых источников, у языческих племён применялся к святотатцам. Решение о казни Игоря принимало древлянское вече, на котором веское слово имело жречество.


Казнь Игоря древлянами. (Pinterest)

Месть жречества облегчалась ещё и тем, что часть дружины Игоря оставила его после сбора дани. Исследователи предполагают, что не сам князь, как указывает летописец, отпустил дружину перед повтором сбора дани, что выглядит самоубийственно, а дружинники оставили Игоря, недовольные мирным договором с Византией. Существует также предположение, что князя оставили именно язычники, в то время как с Игорем остались лишь немногочисленные христиане.

Конечно, все приведённые домыслы остаются на уровне гипотезы, и мы вряд ли сможем реконструировать события тех далёких лет. Фактом остаётся одно — взошедшая на киевский престол вдова князя, Ольга, отомстила за смерть мужа и окончательно интегрировала древлян в Киевскую Русь.

Походы на Константинополь

Через некоторое время Игорь почувствовал себя в силах дать большое сражение грекам, чтобы получить выгоды для Руси. Разместив свое войско на 10000 ладей, он отправился к Константинополю с намерением захватить его. Снова летописи говорят нам о прискорбном факте: крайней жестокости русских воинов, принявшихся истреблять население, жившее в окрестностях Константинополя, уничтожать великолепные храмы. К сожалению, таким было то время: или убьешь ты, или убьют тебя – отдельная человеческая жизнь не имела ценности.

Византийский император выставил войско против русских и отдал приказ использовать «греческий огонь». Русичи, никогда не видевшие такого чуда, решили, что огонь ниспосылают разгневанные небеса. Было много утонувших и сгоревших заживо. Чтобы сберечь остатки воинства, Игорь отступил и вернулся на Русь. Так первый поход 941 года окончился неудачей.

Князь решил не сдаваться. Собрав войско, значительно превосходившее по размерам то, что было раньше, усилив его отрядами наемников – варягов и даже печенегов – Игорь вышел во второй поход. Этот поход 943 года оказался намного успешнее. Сражаться не пришлось: византийский император, испугавшись мощи и количества русичей-воинов, отправил послов к Игорю, наказав им заключить мирный договор. Это было выполнено, и Игорь вернулся в Киев с богатыми дарами и заручившись обещанием греков выплачивать ему большую дань.

Заключение

Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.