Взятие киева войсками андрея боголюбского

Оглавление

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Учитывая сложившуюся ко времени правления князя Андрея независимость княжеств от Киева, в данной статье ко внешней политике отнесены не только походы князя против волжских булгар, но и конфликты с другими представителями дома рюриковичей, а также политика князя по отношению к Новгороду.

Направления внешнеполитических акций князя совпадали с его отцом и предшественником, Юрием Долгоруким, однако Боголюбский стремился раширять влияние без переноса центра управления.

Взятие Киева в 1169 году и последующий отказ Андрея Юрьевича переехать по давней традиции в главный город династии Рюриковичей стал окончательным оформлением феодальной раздробленности Киевской Руси.

Карта с направлениями внешней политики Андрея Боголюбского

Заговор и убийство Андрея Боголюбского

Поражение войск Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к созданию заговора против князя. По разным версиям к заговору могла быть причастна одна из жён АндреяНекоторые источники упоминают, что женой князя былабулгарка и она могла мстить за разорительные походы Боголюбского в Волжскую Булгарию, други утверждают, что женатый на дочери убитого по приказу его отца боярина Кучки, Андрей стал жертвой мести.

Согласно Ипатьевской летописи, местом убийства князя стал замок в Боголюбово. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года заговорщики попытались войти в спальню Боголюбского, однако она была заперта. Над постелью князя обычно висел меч, но его предварительно забрал подкупленный слуга. Преступники выломали дверь и нанесли Боголюбскому множество ранений. Он потерял сознание, позже очнулся и попытался спрятаться. Заговорщики нашли его и закончили своё дело.

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение). 2011

Краткая характеристика внутренней политики

Во внутренней политике князь сконцентрировал внимание на укреплении и развитии Владимиро-Суздальского княжества, а также на централизации власти — он стремился воспользоваться сложившейся в его землях ситуацией для установления единоличного контроля над всеми политическими процессами, что стало предвестником формирования самодержавия в Московской Руси XV—XVI веков.

За время правления Боголюбский организовал масштабное строительство в своём княжестве — церкви, соборы, а также княжеский замок-дворец неподалёку от Владимира, в Боголюбове. Надеясь обособиться от южной Руси не только политически, но и религиозно, князь пытался организовать отдельную от Киева митрополию, однако потерпел неудачу.

Общая схема внутренней политикиПодробнее о внутренней политике

Усиление власти князя

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году в Суздальской земле состоялись «выборы» нового князя. Присутствовавшие представители из Ростова, Суздаля, Владимира и Переяславя-Залесского разорвали разорвали ряд с Юрием, а духовенство освободило их от присяги. Изначально князя поддерживали как отцовские бояре (часть из которых изначально не одобряла стремление Долгорукого переехать в Киев, а часть была вынуждена вернуться из столицы после начавшихся в связи со смертью Юрия погромов), так и духовенство — Боголюбский с самого начала обоснования в княжестве стал оказывать идеологическую и финансовую помощь церкви. Местное купечество также выступило за кандидатуру Андрея — развитие Суздальской земли позволяло им увеличивать своё благосостояние и диктовать конкурентам более жёсткие условия.

Стремясь предотвратить развитие междоусобиц в самом начале своего правления, Боголюбский изгнал из княжества сначала свою мачеху и её сыновей. Затем, очевидно встретив сопротивление собственным желаниям, в изгнание отправились и «передние мужи» (т.е. бояре) Долгорукого. Главной политической силой, на которую опирался новый великий князь стали церковь и его дружинники, получавшие щедрые вознаграждения за службу, а также горожане (ремесленники и торговцы). Спустя годы, когда Боголюбский уже крепко сидел на Владимиро-Суздальском столе, некоторые из братьев вернулись и служили Андрею во время его военных кампаний против Киева и Новгорода.

Строительство

Ещё при жизни отца, пока тот находился в Киеве, Андрей принимал участие в его строительных проектах — укреплялись города и крепости Москва (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154).

В тесной связи с планами по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, которым отмечено 1-е десятилетие самостоятельного правления князя. Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, там отстроили Золотые Ворота, также же были воздвигнуты Успенский собор, церковь и монастырь Вознесения близ Золотых ворот.

Строительство собора было делом международного значения: летопись зафиксировала, что князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Глава Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Отдельно стоит отметить построенную княжескую загородную резиденцию с храмом Рождества Богоматери — Боголюбово. Близ Боголюбова была сооружена церковь Покрова Пресв. Богородицы на Нерли, в Ростове построен кафедральный собор Успения Пресв. Богородицы (взамен сгоревшего деревянного) и мн. дрПравославная энциклопедия.

Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. ВладимираПодробнее о строительстве

Семья и личная жизнь

В 1148 г. отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки, Улите, отличавшейся необыкновенной красотой. Участвовала в заговоре против мужа и за это в 1175 году была казнена, хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского. Улита родила шестерых детей.

Дети

  • Изяслав — участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
  • Мстислав — умер 28 марта 1173 года.
  • Юрий — князь Новгородский в 1173—1175 годах, в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер около 1190 года.
  • Ростислава — замужем за Святославом Вщижским.

Северо-Восточная Русь после Андрея Боголюбского

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву. Между собой сражались его племянники от старшего брата Мстислав и Ярополк Ростиславичи, с одной стороны, и его младшие братья Михаил и Всеволод, с другой. Ростиславичей поддерживали ростово-суздальское боярство, а также их смоленские и рязанские родственники. Юрьевичей поддерживали новые ремесленные города юго-западной части княжества, сохранившие верность присяге, данной Юрию Долгорукому относительно его преемников, а также Святослав Всеволодович черниговский, соперник смоленских князей в борьбе за Киев.

В итоге противостояния Мстислав и Ярополк проиграли и были ослеплены по приказу Всеволода, продолжившего укрепление Владимиро-Суздальского княжества, а также усилившего единоличную власть князя во время своего правления.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, портрет из царского титулярника

Кратко о содержании основных событий

Борьба за Киев

Осада и штурм Киева в 1169 г

Продолжая политику своего отца, Юрия Долгорукого, Боголюбский участвовал в борьбе за киевский стол. Правнук Мономаха по линии Мстиславичей, Мстислав Изяславич, был приглашён киевлянами в столицу княжества и после успешного похода на половцев решил распространить власть Киева на Новгород — принял предложение новгородцев выдать им на княжение своего сына Романа. Роман начал совершать походы на полоцких князей, союзников Боголюбского.

Такое резкое усиление обеспокоило северских и суздальских князей и в 1169 году Андрей Боголюбский собрал против Мстислава войска (были объединены силы Ростиславичей и Ольговичей, а также другие союзники князя) во главе со своим сыном Мстиславом. В результате коалиция из одиннадцати князей взяла штурмом Киев и подвергла его двухдневному разграблению.

«Москали разрушают Киев в 1169 г» Худ. М. Фартух

Осада Вышгорода в 1173 году

После смерти Глеба Юрьевича, предположительно отравленного киевскими боярами, поставленный Андреем Боголюбским на княжение Роман Ростиславич отказался расследовать смерть предшественника, за что был лишён Андреем княжения. Однако, младшие братья Романа отказались подчиняться Андрею. Пытаясь вернуть под контроль Киев, Боголюбский послал туда огромное войско. В течение 9 недель оно безуспешно осаждало Вышгород, в котором укрылся Мстислав Ростиславич, и в ночь на 19 декабря 1173 года было разбито подошедшей армией под руководством луцкого князя Ярослава Изяславича, который и занял Киев впоследствии.
Поход новгородских и суздальских полков под водительством Юрия Андреевича Новгородского на Вышгород; возвращение Юрия после безуспешной осады Вышгорода.

По выражению академика Рыбакова Б.А. «Бесславный поход на Киевщину, ускорил трагическую развязку», то есть стал одной из причин убийства Андрея Боголюбского боярами в 1174 году.

Отношения с Новгородом

Киевские и Владимиро-Суздальские князья непрерывно боролись за влияние на Новгород, а сами новгородцы пытались лавировать между этими политическими противниками, поддерживая каждого из них по мере собственной выгоды.

После смерти Долгорукого в 1157 году, новгородское княжение попеременно занимали представители от Киева и Владимира, наконец в 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Новым князем был организован поход против полоцких князей, союзников князя Андрея, затем была атакована Торопецкая волость Смоленского княжества, также союзников Боголюбского.

Новгородское княжество в XII-XIII веках

Осада Новгорода в 1170 году

К этому времени Боголюбский уже подчинил себе Киев и решил разобраться с Новгородом — к участию в походе были привлечены рязанские, муромские и переяславские князья, а также полки Ростиславичей и полоцкий князь, чьи земли ранее страдали от набегов новгородцев. К подходу основных сил противника новгородцы успели организовать вокруг города острог и успешно отразили попытку штурма города — пленных было так много, что летописец отметил продажу пленных суздальцев за бесценок.
Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года

Походы на волжских булгар

Первый поход против волжских булгар был проведён Боголюбским в 1164 году — вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием, он вторгся в соседнее государство. Вышедший на встречу булгарский князь был разбит и вынужден отступить в столицу. Затем коалиция Боголюбского взяла булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожгла три других города, после чего вернулась.

Зимой 1171 года был организован второй поход, в котором участвовали сын Боголюбского Мстислав Андреевич, а также сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались — к этому моменту отношения между великим князем и местной знатью были весьма напряжёнными и бояре саботировали поход. Мстислав Андреевич успел разорить мордовские земли, захватил много пленных, но узнал о приближении булгарского войска и принял решение отступить.

Реконструированный облик пешего воина Волжской Булгарии

Об убиении Андрея.

В том же году убит был великий князь Андрей, сын великого князя Георгия, внук Мономаха Владимира. Об убиении его после скажем. Этот благоверный и христолюбивый князь Андрей с молодости Христа возлюбил и всепречистую Его Мать. Смысл ведь очистив и ум его, палату прекрасную эту создал во Владимире и в Боголюбове, золотом и камнями драгоценными и жемчугом украсил ее, иконами бесценными и всякими произведениями искусства сделал ее дивной, в ней же чудотворная Матерь Божия, к которой все христиане со страхом прибегают и с верою, исцеления получают, и иные всякие святыни. И монастыри многие создал. На весь ведь церковный чин и на церковников открыл ему Бог очи сердечные. Не омрачил ведь он ума своего пьянством, кормителем был чернецам, и черницам, и убогим. И всякому чину как возлюбленный был он отец. Особенно же на милостыню был он очень охоч, ибо брашно свое и мед по улицам на возах посылал больным и по затворам. Ибо слышал Господа, говорящего: Если сделаете братии Моей меньшей, то Мне сделаете. И еще Давид говорит: Блажен муж, милующий и дающий весь день. С Господом ходящий не споткнется. Мужество же и ум в нем жили, правда же и истина с ним ходили, и иного благодеяния много в нем было. Вторым мудрым Соломоном был он. За то достойно от Бога победный венец воспринял ты, Андрей, мужеству тезоименитый. Братьям ведь богоумным последовал ты. Кровью омылся страдания ты. Ведь если не напасть, то не венец, и если не мука, ни дары. Всякий ведь держащийся добродетели не может без многих врагов быть. И о замышляемом врагами убийстве слышав прежде, до сего, духом божественным разгорелся и ни во что вменил. Этому в память убиения твоего удивились небесные ангелы, видя кровь твою, проливаемую за Христа. Рыдает же множество правоверных, видя отца сиротам и кормителя омраченным, звезду светоносную помрачаемую. Окаянные же твои убийцы огнем будут крещены конечным, который сжигает всякого греха купину, то есть деяние. Ты же, страстотерпче, молись ко всемогущему Богу дать мир миру.Приход вооруженных заговорщиков к дворцу Андрея Юрьевича Боголюбекого и взлом дверей в спальню.
Убиен же он был месяца июня в 26 день, на память святых апостолов Петра и Павла, в субботу на ночь. Начальник же убийц Петр, Кучков зять, Анбал, Ясин ключник, Иоаким Кучкович, а всех неверных убийц было числом 20, которые спали на окаянный свет того дня у Петра, у Кучкова зятя. Когда ведь наступила ночь субботняя, взяв оружие, как звери дикие, пришли они туда, где блаженный князь лежал в спальне, и силою проломали двери у сеней. Блаженный же вскочил и хотел взять меч, и не было тут меча, ибо его вынул Анбал в тот день, ключник его. То ведь меч был святого Бориса. Окаянные же всунулись в спальню все, секши его саблями и мечами, пошли прочь.Нападение на Андрея Юрьевича Боголюбекого заговорщиков Кучковичей.
Он же второпях вскочил после их ухода, начал кричать и говорить в болезни сердца. Они же, голос услышав, вернулись к нему назад. Он же подбежал под сени. Найдя его, там и убили его. Петр же ему отрубил руку правую.Отсечение левой руки (!) и убийство Андрея Юрьевича Боголюбского заговорщиками-боярами при активном участии злокозненной жены князя.
Убит же он был в субботу ночью, и на рассвете утром был мертв. В воскресенье, на память 12 апостолов, нашли его под сенями лежащим. Взяв его, на ковре клирошане боголюбские внесли его в церковь, пев над ним, вложили его в гроб каменный.Отпевание и погребение убитого Андрея Юрьевича Боголюбского.
Горожане же боголюбские и дворяне разграбили дом князя, и мастера, которые пришли для дела, золото и серебро, и паволоки и именье, которому не было числа. И много зла сотворилось в волости его. Посадников его и тиунов его дома пограбили, а самих избили, отроков княжеских и мечников избили, а дома их пограбили, не ведая сказанного: где закон, там и обид много.Избиение горожанами в Боголюбове посадников, тиунов и мечников Андрея Юрьевича.
И еще Павел апостол говорит: Всякая душа властям да повинуется, ибо власти от Бога учинены. Естеством ведь земным подобен всякому человеку царь, властью же сана он как Бог. Вещал ведь великий Златоуст: Те, кто противятся власти, противятся закону Божию. Князь ведь не зря меч носит. Божий ведь слуга он. Но мы к прежнему возвратимся.

Феодул же, игумен Святой Богородицы Владимирской, с клирошанами поехали по князя в Боголюбово и, взяв тело его в 5 день, в четверг, привезя его во Владимир, с честью положили его у чудной и хвалы достойной у Святой Богородицы Златоверхой, которую он сам создал.