Оглавление
Взятие Антиохии и чудо святого копья
Осада Антиохии
Другие же крестоносцы еще 21 октября 1097 года осадили важный стратегический город-порт Антиохию. Но сил взять его у них не было, и они начали осаду, страдая от голода и жажды, при этом некоторые хронисты утверждают, что доходило и до каннибализма, а ослов и лошадей съели почти всех.
Положение крестоносцев было столь отчаянным, что вдохновитель крестьян Петр Пустынник снова решил вернуться к императору, и только поймавшие его и приведшие снова в лагерь воины помешали святому монаху навострить лыжи подальше от Антиохии. При этом осаждающее войско было вынуждено еще и сражаться с сельджуками, пытавшимися деблокировать город.
Тут крестоносцы проявили себя не только как сильные воины, но и как бесчестные грабители. Дождавшись, пока мусульмане похоронят своих погибших и уйдут, они тут же вскрыли свежие могилы и поснимали драгоценности с трупов.
Адемар Монтейльский (в красном слева от Раймунда Тулузского)
После многомесячной осады с помощью предательства армянского оружейника Фируза, который помог крестоносцам попасть за крепостные стены, Антиохия была взята и началась резня. Погибли как мусульмане, так и евреи, и местные христиане.
В это время к Антиохии подошел сельджукский правитель Кербога с большим войском и теперь уже крестоносцы оказались в осаде. И тут очень вовремя произошло чудо — монах Пьер Бартелеми во сне увидел Апостола Андрея, который поведал ему где лежит копье, которым на кресте добили Христа. Епископ Адемар, присутствующий в войске, очень удивился, так как недавно видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее, Раймунд Тулузский, еще один предводитель крестоносцев, приказал найти копье — и его таки нашли.
Войско воодушевилось и, напав на сельджуков, полностью их разбило. Правда, позже, когда основные силы ушли из Антиохии, Пьера Бартелеми по его просьбе, подвергли испытанием огнем, так как сомневались в его словах. И он скончался от ожогов.
Ледовое побоище или битва на Чудском озере
Разгром шведов не остановил Ливонский орден в своих захватнических устремлениях.
Летом того же 1240 года ливонские рыцари и их союзники датчане, захватив Изборск, Псков и Копорье стали разорять новгородские владения. Возникла прямая угроза Новгороду, в котором в то время происходила борьба между боярством и князем, закончившаяся изгнанием последнего.
Однако, в этих условиях, по просьбе вече, весной 1241 года Александр Невский возвратился в Новгород, собрал ополчение и взял штурмом Копорье и Псков, после чего вторгся во владения дерптского епископа. Ливонцы, собрав все силы, выступили навстречу.
5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялось Ледовое побоище.
Состав войск
Немецкое войско рыцарей Тевтонского ордена включало в себя примерно 1,5 тыс. конных рыцарей и 2-3 тысячи пеших рыцарей-кнехтов
Русское войско Александра Невского – 4-5 тыс. человек, включая в себя, приблизительно до 1000 конных дружинников
Тактика Александра Невского была следующей:
- В центре войска находился отряд из легкой конницы, лучников
- Основные силы были сосредоточены на флангах
- Позади центрального отряда находился обрывистый крутой берег озера
- Княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом
Ход битвы на Чудском озере
Войско ливонского ордена построилось в свой обычный боевой порядок-клин, русские называли его «свиньей»: узкой и длинной колонной, в центре которой находилась пехота, а вначале и по бокам рыцари.
Рыцари с ходу атаковали передовой полк и после ожесточенного боя прорвали центр русского войска и сгрудились перед обрывистым берегом озера. Предвидя такое развитие событий, полки правой и левой руки нанесли удары по флангам противника, а княжеская дружина атаковала крестоносцев с тыла. Не выдержав атаки, рыцари обратились в бегство. Апрельский лед проваливался под тяжестью бегущих, многие утонули.
Победу в битве одержало русское войско во главе с Александром Невским, рыцари были разгромлены.
Проиграв сражение, орден был вынужден отказаться от дальнейших завоеваний. Его военная мощь была ослаблена.
Вскоре после битвы на Чудском озере был подписан мирный договор Ливонского ордена с Новгородом.
Русская церковь рассматривала победу Невского в Ледовом побоище, как победу в противостоянии православия и католицизма.
В XVI в. Александр Невский был официально причислен к лику святых.
Полоцк, Новгород и Балтийский регион: отношения с язычниками
Ещё до начала государственности славянские и финно-угорские племена северо-запада постоянно взаимодействовали друг с другом. Вполне вероятно, что некоторые из неславянских этносов в результате вошли в состав основанного Рюриком государства. Что же происходило с приграничными чудью, ижорой и другими племенными союзами?
Новгородцы ещё в X веке подчинили себе племена на южном побережье Финского залива. Известно, что в 947 году княгиня Ольга начала ставить на территориях этих этносов «погосты и дани». Позднее в правление Ярослава Мудрого для укрепления позиций Древней Руси в этом регионе была заложена крепость Юрьев (нынешний город Тарту). Действуя с помощью «мягкой силы», новгородцы не распространяли среди предков эстонцев православную веру, не держали гарнизонов непосредственно в их землях. Вместо этого они сотрудничали с верхушкой местной племенной знати — те сами собирали дань и отправляли её в Новгород.
Однако не всегда всё было гладко. Летописи сообщали об актах неповиновения эстонских племён. Например, после смерти Ярослава Мудрого население восточной Прибалтики восстало, разорило Юрьев и направилось осаждать Псков — ближайшую по дороге на Новгород крупную крепость. Около 50-ти лет русские князья не могли восстановить контроль над этой территорией — лишь Мстислав Владимирович в 1116 году вновь подчинил эстов в результате похода на Оденпе, что на юге современной Эстонии.
Активную внешнюю политику в Прибалтике проводило и Полоцкое княжество — «изгой земли Русской». Потомки Рогволда распространяли своё влияние на территории современной Латвии: дань платили племена ливов, латгалов, селов и земгалов. Тем не менее, не все латышские племена оказались в зависимом положении от Полоцка — воинственные курши вплоть до прихода немецких рыцарей оставались независимыми. В отличие от эстов, живших ещё по заветам предков и не знавших «феодализма», полоцкие князья в Латвии имели два полузависимых от себя опорных пункта: Герицке и Кукенойс. Археологические данные свидетельствую о том, что на этих территориях было широко распространено православие, а возводить каменные сооружения помогали русские мастера. Тем не менее, полоцкие князья ограничивались номинальным главенством над Герицке и Кукенойсом — во многом именно это послужило причиной их падения в начале XIII века.
Полоцк и его соседи в XII веке. ()
Новгородская республика проводила похожую политику на Карельском перешейке и в Финляндии. Племена корел, проживавшие на перешейке между Финским заливом и Ладожским озером, довольно рано попали под влияние русских князей, к XII веку между ними установились союзнические отношения, которые некоторые исследователи называют «конфедеративными». В то же время финское племя емь сопротивлялось новгородской экспансии — летописи сообщают о походах, которые проводили русские и корелы, например, в 1191 году. Именно тогда набирает обороты шведский натиск на восток — в середине XII века рыцари во главе с королём Эриком IX проникают на территорию Финляндии и присоединяют её к своему государству. Начинается долгое соперничество между скандинавами и Новгородом.
Монголы против ассасинов
В 1253 армия Хулагу отправилась в поход. Шли очень долго — путь из монгольской столицы, Каракорума, до берега Каспийского моря, где базировались ассасины, занял целых три года. По пути Хулагу налаживал связи с владетелями земель, обменивался подарками, участвовал в пирах с будущими соседями. Мунке не ошибся в нем: его брат думал наперед и вел себя как мудрый дипломат и политик. Но главная причина, по которой армия двигалась так медленно — это Бату-хан, тот самый Батый, подчинивший Русь и земли половцев.
Батый не скрывал своей ненависти к Хулагу. Он был мусульманином и воспринимал поход против халифа как удар по престижу ислама, как личное оскорбление. Кроме того, он считал все персидские земли зоной своего влияния и в своих мечтах уже видел их личной собственностью. Хулагу был для него выскочкой, конкурентом, да еще и неверным.
К 1256 году Бату-хан отправился на тот свет, а его место занял сын Сартак, который исповедовал христианство. Хулагу мог вздохнуть свободнее: теперь можно было не ждать удара в спину от своих же.
Бату-хан (Батый) в представлении художника.
Вообще, христиане приняли в свержении династии Аббасидов и осаде Багдада самое живое участие. Ассирийцы и несториане Ближнего Востока, которых в те времена было довольно много, с радостью встречали Хулагу, в котором видели единоверца-избавителя. Армяне и грузины, которые серьезно пострадали от военных действий воинов джихада, также перешли на сторону монголов.
Осада Аламута.
Самое же удивительное, что королю Киликийской Армении удалось привлечь к союзу с монголами крестоносцев. Князь Антиохии (и будущий правитель Иерусалима) Боэмунд VI согласился помочь в битве с халифом. Чуть позже крестоносец станет вассалом монгольского хана, и вместе они отвоюют Гроб Господень, пусть и ненадолго.
Как это ни странно, к борьбе с ассасинами удалось привлечь даже самого халифа Аль-Мустасима. По своей наивности тот думал, что монголы действительно пришли с огромным войском исключительно для искоренения низаритов (которые давно досаждали и халифу). Тем удивительнее его дальнейшее поведение: он видел, какую силу представляет армия Хулагу, но посчитал ее гораздо слабее своей.
Взятие крепостей ассасинов показало, что монголы — уже давно не дикие дети степей. С помощью китайских инженеров они навели мосты сквозь непроходимые горные перевалы и провели дороги. Не меньшую работу провели дипломаты монголов, которые смогли организовать промонгольское подполье в среде низаритов.
Лидером предателей в руководстве ассасинов стал Насир ад-Дин Туси, человек крайне примечательной судьбы. Он был признанным эрудитом и ученым, прежде всего математиком, оптиком и астрономом. И именно благодаря ему Хулагу сумел захватить лидера ассасинов, последнего «Старца Горы» по имени Рукн-ад-дин Хуршах. Тот приказал своим людям сдать крепости, и многие подчинились, хотя некоторые продолжали оказывать упорное сопротивление.
Развалины Аламута.
Именно твердыни ассасинов, судя по всему, стали первыми крепостями в истории, при осаде которых активно применялся порох. Участь же Рукн-ад-дин Хуршаха была предсказуемой: ему, как и договаривались, сохранили жизнь и отправили на поклон к великому хану, однако это была уловка, и в дороге магистр ассасинов был умерщвлен.
Предыстория сражения: конфликт Руси и Тевтонского ордена
Конфликты с запанными соседями у Новгорода случались и до князя Александра – это было обычное средневековое явление. Но в 1237 году папа Григорий IX объявил крестовый поход против восточных «язычников» – прибалтийских народов и славян (православные с точки зрения главы римской церкви были даже хуже язычников – они были еретиками). Непосредственными исполнителями плана распространения католичества на восточные балтийские земли должны были стать Тевтонский орден и войска Швеции и Дании.
Момент для нападения был выбран удачно. С востока на русские земли пришла орда Батыя, и Северо-Западная Русь не могла рассчитывать на помощь других княжеств.
Первые события конфликта
В июле 1240 года шведами был предпринят первый (разведывательный?) поход на новгородские земли. Новгородский князь Александр Ярославич разгромил их в устье Невы, за что получил прозвище Невский. После этого участие Швеции в коалиции крестоносцев прекратилось.
Но в августе в поход выступили уже немецкие рыцари (Ливонское ландмейерство Тевтонского ордена) в союзе с Данией и Дерптским епископством. Ими были взяты Изборск и Псков, а на следующий год – Копорье. После этого новгородцы снова попросили к себе на княжение Александра Невского, с которым у них ранее вышла ссора.
Князь согласился и сразу отбил у врага Копорье. На следующий год к нему подоспела помощь – отряд брата Андрея и дружина отца, великого князя Ярослава Всеволодовича. С этими силами Александр в марте взял Псков и двинулся в наступление по землям Ордена. Решающее сражение требовалось обеим сторонам.
Особенности освещения Ледового побоища в источниках
О битве войска Александра Ярославича с воинами Тевтонского ордена сохранилась информация как в русских, так и в зарубежных источниках. На Руси об этом рассказано в новгородских летописях и житии Александра Невского. Наиболее ценными зарубежными документами являются «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, «Хроника Тевтонского ордена» и «Старшая Ливонская рифмованная хроника».
Источники требуют критического отношения. Так, ливонские документы склонны сильно преувеличивать численное превосходство войск Александра над противником (оно было, но относительно незначительное), а русские источники – число вражеских потерь.
Археологическое обследование предполагаемого места сражения на берегу и в акватории Чудского озера результатов не дало. Причина – в неправильной его локации. Хроники дают довольно туманные указания на сей счет, и Чудское озеро отличается непостоянной гидрографией.
Монголы отправляются освобождать Гроб Господень
Великий хан Мунке был очень необычным человеком. Достойный внук Чингисхана, он с юности участвовал в битвах во всех концах империи и значительно расширил ее. При этом Мунке был неожиданно образованным и всесторонне развитым человеком. Персидский историк Рашид ад-Дин восхищался тем, что император монголов знаком с Евклидовой геометрией и даже на досуге решает уравнения. Под конец жизни каган повелел построить величайшую в мире обсерваторию, в которой работали ученые из Персии, Индии и Китая, поскольку видел в этом практическую пользу для страны.
Великий хан Мунке.
Его младшим, и до поры обделенным землями, братом был Хулагу, чья биография и характер также удивительны. В молодости он был увлечен христианством, его первая и главная жена оказалась ревностной несторианкой. Она была бездетна, но убеждала супруга в том, что Господь пошлет им потомство, стоит лишь исполнить великие дела в Его честь. В великих делах недостатка не было, но заводить детей пришлось от других жен. Позже, уже на склоне лет, Хулагу, разрывавшийся между христианством несторианского толка и шаманизмом, неожиданно и вовсе ушел в буддизм. Впрочем, это не помешало ему основать мусульманскую империю на осколках Персии.
Мунке разглядел в младшем брате способности военачальника и лидера и повелел ему исполнить завет Чингисхана. Завет гласил, что монголы должны завоевать весь мир, от океана до океана. Великий хан повелел своему младшему брату отправиться на Ближний Восток, захватив халифат Аббасидов. Хулагу согласился — и не только из-за власти. Будучи христианином, он мечтал обрести славу, победив халифа, который был духовным лидером всего исламского мира. Еще одной мечтой военачальника было освобождение Гроба Господня от неверных, из-за чего поход впоследствии получил название «Желтый крестовый поход», или «Крестовый поход монголов».
Хулагу со своей женой-христианкой.
Когда-то халифат Аббасидов занимал огромные территории от Северной Африки до Индостана, но к XIII веку стал лишь бледной тенью себя самого. От империи остался лишь огрызок в Междуречье, а остальные персидские земли уже оказались под монгольской властью. Однако религиозный авторитет халифа был высок, а в одном лишь Багдаде жило от полутора до 2 миллионов человек, живших под защитой гарнизона из 60 тысяч воинов. Риск был велик, но шаманы Мунке, гадающие на лопатках жертвенных животных, объявили, что монголов ждут невиданные сокровища.
Светло-зеленым — халифат Аббасидов во время величия. Темно-зеленые земли в Междуречье — все, что осталось под конец.
О том, какими народы Ближнего Востока видели монголов, можно узнать у современника Хулагу армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци:
Возможно, если бы Хулагу не был единоверцем этого монаха, описание было бы еще более жутким.
Вскоре появился и повод для нападения на Багдад. Военачальник Байджу, представлявший власть хана на севере Персии, жаловался на секту низаритов, которые нам больше известны как ассасины. Их наемные убийцы и партизанские отряды доставляли много хлопот монголам. Досталось и халифу: его Байджу обвинял в неподобающем поведении, хотя сам монгольский военачальник уже пару раз проходил с грабежами по землям халифата. Повод был достаточный. Формально Хулагу и его воины должны были лишь навести порядок и наладить союз с Аббасидами. Зная монголов, это означало «сделать своим вассалом, или уничтожить».
В 1252 году Мунке бросил клич по всей империи. У Хулагу не был собственной армии, и великий хан собрал пятую часть от монгольских войск, чтобы те присоединились к походу против халифа. Это была внушительная сила: от 60 до 150 тысяч воинов. Кроме того, Мунке дал брату отряд китайских инженеров, от одной до четырех тысяч человек. Китайцы были вооружены камнеметами, пороховым оружием и справедливо считались лучшими в мире специалистами в осадном деле.
Крестоносцы шли не освобождать гроб Господень, а грабить
Византийский император Алексей I Комнин отчаянно нуждался в союзниках, чтобы противостоять сельджукам, которые после битвы при Манцикерте захватили Малую Азию. Именно на его просьбу откликнулся папа Урбан II, который для этого собрал Клермонский собор. Однако этот призывавший к походу папа был тогда не единственным главой католической церкви. В Риме тогда правилантипапа» Климент III, и он был не в восторге от идеи.
Проповедник начал призывать к походу на Иерусалим ещё до собора в Клермоне. Возможно, идея обсуждалась в окружении папы, и когда Пётр услышал её, то сразу же озвучил. Deus Vult!
Почему же идея получила большой отклик? Тут сыграл целый ряд факторов.
Во-первых, было кому воевать. В конце XI века в Европе сформировалось рыцарство. На первые роли в армии вышла тяжёлая конница, практикующая таранный удар копьём(такой удар, судя по гобелену из Байе, в войске Вильгельма Завоевателя ещё не использовался). Но тактика боя и комплекс вооружения и снаряжения — это ещё не всё
Важно, что появился и определённый кодекс поведения. Правда, такие привычные нам атрибуты рыцарской культуры, каккуртуазная поэзия» и геральдика развились несколько позже
В это же время резко выросло и количество замков.
Во-вторых, XI–XII века — это период, когда в Европе начала расти набожность. А паломники, посещавшие святые места, рассказывали, как сарацины притесняют христиан.
Однозначно мотивацию крестоносцев определить нельзя. Кто-то шёл за добычей, кто-то за славой. Кому-то было нужно отпущение грехов, обещанное папой. Как это бывает и в современных войнах, в одном человеке могли сочетаться самые различные мотивы.
Низкая дисциплина, постоянные свары между командирами и отрядами плохо сказывались на результатах. Поэтому в походе 1270 года, который проводил Людовик IX, не было никакоймахновщины». Все рыцари были связаны контрактами. Орднунг и только орднунг.
Наступление на Новгород. Ледовое побоище
Зимой 1240/41 годов новгородцы выпроводили Александра к отцу, от которого он принял Переяславль-Залесский. В 1241 году немецкие рыцари возвели крепость Копорье, где хранили все свои запасы. Орденские рыцари собирались идти на Новгород. Они взяли город Тёсов, грабили новгородских купцов, разорили земли на реке Луге. Новгородцы, опасаясь разделить участь псковичей, отправили послов к Ярославу за князем. Ярослав предложил им Андрея, младшего брата Александра, но новгородцы настояли именно на кандидатуре Александра (владимирское войско во главе с Андреем пришло на помощь новгородцам позже).
Александр вернулся в Новгород. Новгородское войско под его предводительством заняло Копорье в 1241 году, а ранней весной 1242 года овладело Псковом. После этого Александр принял решение провести ответный поход во владения Ордена.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла одна из самых известных битв в истории Руси, получившая название Ледовое побоище. Русские понесли серьёзные потери от главного удара противника по центру, но затем нанесли удар конницей с флангов и тыла, что принесло победу (подробнее о ходе сражения и численностях см. Ледовое побоище#Масштаб и значение битвы). По условиям мира Орден отказался от всех своих последних захватов, ливонские вторжения прекратились на 11 лет.
Годы ордынского владычества
Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.
В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.
После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.
Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.
Виктор Васнецов «Бой Пересвета и Челубея», 1914
8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.
Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.
Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.
Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.
Крестоносцы в Прибалтике: борьба за Эстонию
Новгородские правители, видя положение, в которое попал Владимир Полоцкий, решили, пользуясь перемирием с крестоносцами, максимально укрепить своё положение в Эстонии. Ещё в 1209 году князь Мстислав Удатный предпринимает серию походов на эстов, а в следующем году в результате штурма Оденпе заставляет их принять православие — беспрецедентное решение для русских князей, до этого момента никогда не насаждавших свою веру язычникам. Однако православные клирики, в отличие от своих католических коллег, не были готовы к новым вызовам — большое количество язычников предпочли принять в свои земли западных миссионеров, а от новгородских войск им зачастую помогали отбиваться отряды немецких рыцарей.
Продвижение крестоносцев в Прибалтике. (ru.wikipedia.org)
Крестоносцы же продолжали свой марш на Восток. В 1217 году они разбили войска эстов в сражении при Вильянди. Поражение поставило крест на надеждах о независимом положении. Теперь эсты стали тяготеть к сотрудничеству с Новгородом. Ситуацию усугубляло появление нового игрока в Эстонии — датского короля, прибывшего в регион, пользуясь приглашением рижского епископа Альберта и заложившего замок, ставший в будущем центром Таллина. С 1219 года в регионе начинаются полномасштабные военные действия.
В 1219 и 1222 годах новгородцы и псковичи, поддерживаемые литовцами, пытались взять Венден, опорный пункт Ордена Меченосцев в регионе, но безуспешно. В 1223 году русские подошли под стены датской крепости в Ревеле, но крестоносцы решили не помогать осаждённым, а напасть на русский опорный пункт в Юрьеве. Скандинавскую твердыню взять не удалось, а Юрьев пал — его обороной командовал Вячко, бывшей владетель Кукейноса до прихода в Латвию немецких завоевателей.
Новгородцы стремительно теряли контроль над ситуацией. Спустя 4 года после падения Юрьева, в 1228 году, сын Всеволода Больше Гнездо, Ярослав, планировал с поддержкой владимирских князей покончить с присутствием крестоносцев в Прибалтике и пойти на Ригу, но этому помешало перемирие, заключённое между Псковом и немцами. Тем не менее, именно с Ярославом связаны успехи, достигнутые на западном направлении до начала монгольского завоевания Руси.
Князь Ярослав Всеволодович. (ru.wikipedia.org)
Разобравшись с внутренними неурядицами и добившись поддержки псковичей, Ярослав воспользовался нападением крестоносцев в 1233 году на Тесово в верховьях реки Луги и призывом Папы Римского Григория IX наказать русских за то, что те препятствуют обращению прибалтийских язычников в истинную веру. В 1234 году он выступил с многочисленным войском, целью похода стал Дерпт — бывший Юрьев, где погиб князь Вячко. Ярослав не решился брать перестроенную крестоносцами крепость прямым штурмом — он принялся разграблять окрестные селения, тем самым пытаясь выманить немцев на прямое сражение. Битва на Омовоже стала настоящей прелюдией к Ледовому побоищу, состоявшемуся спустя 8 лет — летописи пишут о том, как тяжеловооруженные рыцари утонули в реке: «и яко быша на рече на Омовыжи Немьци и ту обломишася истопе их много».
Крупная победа Ярослава привела к заключению выгодного для русских мира: восточные и южные земли, подконтрольные Дерптскому епископству, переходили под юрисдикцию Пскова. Новгород смог взять реванш за прошлые поражения, но триумф длился недолго. Уже через несколько лет на Русь пришли монгольские завоеватели, а решать проблему в новых политических условиях пришлось сыну Ярослава, Александру.
Крестовые походы на Руси
Несмотря на существование двух веков христианства на Руси, ливонский орден вместе со шведами объявили Руси крестовый поход. Орден знал, что Русь находится в состоянии раздробленности и терпит постоянные бедствия от действий монголо-татар. Он предложил помощь русским бороться с игом, но взамен Русь должна была стать католической.
Власть поделилась на два лагеря. Одни считали, что следует принять помощь ордена, а вторая осознавала, что запад не сможет одолеть иго и вместе с ним осядет на русские княжества, начав распространять католическую веру. Получалось, что все остались бы в выигрыше, кроме русских земель. Поэтому победила сторона, решившая дать отпор всем чужеземцам.
Для этого был призван суздальский князь во главе со своей дружиной и разгромил армию ордена на Неве, отчего впоследствии стал называться Александром Невским.
Спустя два года ливонский орден решил вновь попытать удачу. Так состоялось Ледовое побоище на Чудском озере, где русская армия победила.
Ледовое побоище
Но даже после этой битвы проблема с иноверцами не исчезла. Александр Невский должен был выбрать одну из сторон. Он мог дальше оплачивать дань монголам либо принять позицию запада.
Ему нравились монголы, они не навязывали веру и не пытались колонизировать русские земли, однако они убили его отца. Но он понимал, что католики быстро смогут колонизировать территорию и станут навязывать собственную католическую веру до тех пор, пока не достигнут своих целей. Тогда он выбрал первую сторону.
Интересно, что если бы святой Александр Невский склонился к западной стороне, то, скорее всего, Русь была бы католической. Но история не любит сослагательного наклонения.
В конечном итоге рыцари в лице тевтонского ордена пытались взять русские земли в 1268 году. Русское войско жестоко осадило их под Псковом в последнем воинственном шествии. Так окончились военные походы на земли русские.