Оглавление
Цитаты из судебных заключений
Со времен процесса 1925 года по делу Джона Скоупса, предметом которого была легальность закона штата Теннесси, запрещающего изучение в государственных школах «какой-либо теории, отвергающей Божественное Сотворение человека, как этому учит Библия», многие судебные разбирательства были посвящены законам, касающимся изучения идей креационистов. Согласно нескольким судебным решениям, в том числе принятому в 1987 году решению Верховного Суда по делу «Эдвардс против Агиллара» и принятому недавно, в 2005 году, федеральным окружным судом в центральной Пенсильвании решению по делу «Кицмиллер против Дуврского школьного округа», различные формы креационизма, в том числе креационизм разумного замысла, относятся к сфере религии, а не науки, и поэтому изучение их на уроках научных дисциплин в государственных школах противоречит конституции. Ниже приведены отрывки из заключений по трем наиболее громким делам.
Верховный Суд Соединенных Штатов, «Эпперсон против штата Арканзас» (Epperson v. Arkansas, 1968)
«Органы власти нашего демократического государства, на федеральном уровне и на уровне штата, должны сохранять нейтральность в вопросах теории, доктрин и практики религии. Они не могут проявлять враждебности по отношению к какой-либо религии или к пропаганде отказа от религии и не могут поддерживать, помогать или способствовать одной религии или религиозной теории в ущерб другой или даже в ущерб воинственному отрицанию религий».
Верховный Суд Соединенных Штатов, «Эдвардс против Агиллара» (Edwards v. Aguillard, 1987)
«Основная задача состояла в том, чтобы изменить образовательные программы государственных школ с целью дать убедительное преимущество определенной религиозной доктрине, отвергающей фактические основы эволюции во всей их полноте. Тем самым данное постановление призвано либо пропагандировать теорию науки о сотворении, воплощающую определенную религиозную догму, либо препятствовать изучению научной теории, не одобряемой определенной религиозной конфессией. В любом из этих двух случаев данный акт нарушает Первую Поправку ».
Окружной Суд Центрального Округа Пенсильвании, «Кицмиллер против Дуврского школьного округа» (Kitzmiller v. Dover Area School District, 2005)
«Мы заключаем, что ID не относится к сфере науки и не может быть признан подлинной и авторитетной научной теорией, поскольку он не опубликован в рецензируемых журналах, не задействован в исследованиях и проверках, а также не принят в научном сообществе. Основания ID, как было отмечено, лежат в богословии, а не в науке. Кроме того, сторонники ID стремятся избегать научной критики, которой, как мы теперь установили, он не может выдержать даже в том случае, если его сторонники настаивают на изучении на уроках научных дисциплин существующих разногласий, а не самого ID. Подобная тактика предполагает в лучшем случае неискренность, а в худшем — откровенную ложь. Цель, преследуемая IMD , состоит не в том, чтобы поощрить критическое мышление, а в том, чтобы спровоцировать идейный переворот и подменить эволюционную теорию концепцией ID».
Комментарии к книге
Книга чисел получила признание прессы, ученых и церковных писателей. Мартин Гарднер сказал: «Теперь, по крайней мере, у нас есть подробная, объективная, точная, тщательно задокументированная история современного креационизма». Биограф Дарвина Джеймс Р. Мур прокомментировал: «Захватывающее разоблачение, основанное на потрясающих исследованиях, написанное с воодушевлением и тактом». Фрэнк М. Тернер из Йельского университета назвал книгу «крупным и прочным вкладом в американскую интеллектуальную, религиозную и научную историю». Роберт Вутноу из Принстонского университета сказал просто: «Большое достижение». Эдвард Дж. Ларсон из Университета Джорджии заявил: «Историки науки и религии давно признали « Креационистов » лучшим историческим исследователем интеллектуального происхождения и развития антиэволюционизма в Америке». Майкл Руз, коллега по Numbers из Университета штата Флорида , кратко сформулировал это: «Книга Рональда Числа« Креационисты » — это современная классика». Стив Полсон написал в «Салоне» : « Книга« Креационисты » , которую издательство Гарвардского университета только что переиздало в расширенном издании, вероятно, является наиболее окончательной историей антиэволюционизма». Ян Хакинг назвал книгу «Отличным справочником» в леволиберальном журнале The Nation . Алан Кейн написал в Financial Times : «Классический текст, теперь обновленный и расширенный». Пиус Чарльз Мюррей заявил в « Библиотечном журнале» : «Информативная, хорошо изученная интеллектуальная история происхождения современного движения креационистской науки». Фрэнсис Б. Харролд писал в отчетах Национального центра научного образования : «Эта книга представляет собой интеллектуальную историю религиозно вдохновленного антиэволюционизма, в первую очередь в США, начиная с конца 19 века. Это кропотливая работа выдающегося историка », — и Эллиот Собер, коллега Ханса Райхенбаха, профессор философии и чисел из Университета Висконсина , Мэдисон, сказал о книге:« Числа рассказывают захватывающую историю того, как креационизм видоизменился, адаптировался, и развивались в меняющейся социальной и научной среде. Те, кто желает понять нынешнюю оппозицию дарвинизму и более широкий вопрос о том, как взаимодействуют наука и религия, должны прочитать эту книгу ».
Общее описание
В настоящее время есть несколько философских и мировоззренческих концепций, объясняющих происхождение всего живого на земле, в том числе человека, а также окружающий мир и космическое пространство, включая нашу планету. Одна из них — Креационизм, от лат. creationis — творение. Данная концепция возникла во времена зарождения религий и стала ее неотъемлемой частью.
Суть концепции:
- Центральной фигурой является Творец. Он своей волей совершил акт творения и создал все вокруг из ничего. Вся живая и неживая природа была сотворена законченной и больше не менялась. В настоящее время Создатель продолжает управлять всеми процессами.
- Креационизм отвергает процесс эволюции и ведет свое летоисчисление. Согласно данной концепции возраст Земли насчитывает не более 10 тыс. лет.
- Основной книгой, объясняющей суть мировоззрения считается Библия, которая является надежным источником по вопросам естествознания.
Креационизма также придерживаются все ведущие религии мира.
В конце 18 века стала развиваться наука. Первопроходцы зарождающегося ученого мира стали изучать морфологию человека и животных, простейшие физиологические процессы, а также размножение и развитие организмов.
Тогда теория Креационизма разделилась на две ветви:
- Ортодоксальная — сторонники придерживаются основных положений, верят в сотворение из ничего, игнорируют научные данные и отрицают их доказательства. Отрицают современную науку о космосе, эволюцию и теории о геологии земли.
- Эволюционная — концепция попыталась соединить религиозное учение и теорию эволюции. Допускает процесс изменения видов, но объясняет их с точки зрения целенаправленной волей Всевышнего. Также не исключает происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Только сознание и духовная часть его все же является результатом божественного творения.
Креационизм свое доминирующее влияние на науку утратил к середине прошлого века в связи с бурным развитием всех направлений науки.
Литература
- Creationism in twentieth-centure America. N. Y.; L., 1995.
- Gray A. Darwiniana: essays and reviews pertaining to Darwinism. Camb. (Mass.), 1963
- Hayward J. The creation/evolution controversy: An annotated bibliography. Lantham; L., 1998.
- Jonas H. Materie, Geist und Schöpfung. Fr./M., 1988.
- Morris H. The scientific case for creation. 5th ed. San Diego, 1984
- Norris R. A. God and world in early Christian theology. L., 1966
- Numbers R. The creationists: from scientific creationism to intelligent design. Camb. (Mass.); L., 2006
- Smout K. The creation/evolution controversy: a battle for cultural power.
- Westport; L., 1998; Ruse M. Mystery of mysteries: is evolution a social construction? Camb. (Mass.); L., 1999
- «Словарь атеиста». Протестантизм. Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. М., 1990, с. 113.
- Гиш Д. Ученые-креационисты отвечают своим критикам. СПб., 1995
- Креационизм в биологии. Лит.: Данилевский Н. Я. Дарвинизм: Критическое исследование. СПб., 1885—1889. Т. 1-2
- Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб., 1995
- Назаров В. И. Эволюционная теория во Франции после Дарвина. М., 1974
- Татаринов Л. П. Эволюция и креационизм. М., 1988
Критика научного креационизма
Несмотря на то, что научный подход к теологическим вопросам пытаются применить ученые уже несколько веков подряд, теория научного креационизма постоянно подвергается резкой критике.
Важно! Научный креационизм не признается современным научным сообществом вследствие недостаточной доказательной базы и оперирования фактами, которые невозможно проверить. В качестве аргументации против этой концепции ученые приводят следующие доводы:
В качестве аргументации против этой концепции ученые приводят следующие доводы:
- Догматы креационизма невозможно проверить экспериментально.
- Те положения, которые удалось проверить, не соответствуют действительности.
- Исходя из основных принципов учения и их анализа, невозможно сделать какие-либо выводы или что-либо прогнозировать.
Дальнейшие исследования с момента публикации книги
Числа и ряд американских историков науки провели многочисленные исследования с тех пор, как книга была впервые опубликована, и получили необычайно положительные отзывы в научном мире, а также в церковных кругах.
Завершенная работа
Помимо публикации источников и различных статей, посвященных лексике, Numbers уделял основное внимание вопросу о том, как различные социальные группы англоязычного мира отреагировали во второй половине XIX века в США и за пределами США на растущую популярность тезисов Дарвина
Numbers и Джон Стенхаус собрали результаты этих исследований в антологии « Распространение дарвинизма» . Дэвид Ливингстон изучил ситуацию в Англии и Ирландии по сравнению с США. Барри Батчер исследовал ситуацию в Австралии, Джон Стенхаус в Новой Зеландии и Сюзанн Зеллер в Канаде. В то время как Нумерс и Лестер Стивенс изучали конкретную ситуацию на юге Америки, другие авторы изучали реакцию деноминационных групп, таких как протестанты, католики и еврейские авторы. Наши собственные исследования были посвящены мнениям цветных авторов и женщин.
В книге « Дарвин приезжает в Америку» , «Числа» собраны ответы и реакции ученых, академических и церковных организаций в Соединенных Штатах на дарвинизм в начале 1900-х годов. Цифры показывают в этой книге, что представители обеих групп считали соответствующие концепции противоречивыми.
В исследовании « Когда встречаются наука и христианство» , написанном в соавторстве с Дэвидом Линдбергом, « Числа» исследуют взаимосвязь между религиозной мыслью и наукой со времен Галилея. Числа уже исследовали предысторию космологической мысли в своей диссертации « Сотворение по закону природы: туманность Лапласа в американской мысли» .
В расширенном издании The Creationists , Numbers суммирует исследования и документы, касающиеся всемирного распространения креационизма, в заключительной главе «Креационизм становится глобальным». Ситуация в бывшем Содружестве Наций , впервые исследованная в книге «Распространение дарвинизма» в 1990-х годах, была обновлена. Также были добавлены исследования ситуации в Европе, странах третьего мира, в исламских странах, в Израиле и так называемого креационизма идентичности .
Антология Science and Christianity in Pulpit and Pew , опубликованная в 2007 году под редакцией Numbers, исследует отношение различных христианских мыслителей к естественным наукам с 17 века.
Текущие исследования и серии книг
Для исследования креационистов Numbers получили разрешение от более 75 разных людей и организаций на изучение поместья. Исходя из этого, Numbers и другие ученые из Garland Publishing Inc. опубликовали серию « Креационизм в Америке двадцатого века» , в которой обрабатываются имения различных креационистов. На данный момент появились тома ранних антиэволюционистских публикаций до Первой мировой войны и документальных фильмов об Артуре И. Брауне, Гарольде В. Кларке и Фрэнке Льюисе Марше.
Numbers в течение многих лет работал с Дэвидом Линдбергом над восьмитомным Кембриджским историей науки , четыре из которых были опубликованы на сегодняшний день.
Работа в планировании
В настоящее время Numbers работает над книгой по американской истории науки, которая будет опубликована Basic Books под названием « Наука и американцы: история» .
Современные верования
Согласно опросу Gallup, 46% граждан США верили в креационизм в 2012 году, в том числе 52% из тех, кто получил только среднее образование или менее, и 25% из тех, кто получил последипломное образование. 25% тех, кто не посещает церковь, верят в креационизм, а 67% тех, кто посещает церковь еженедельно. За пределами США большинство современных христианских лидеров считают, что Бытие является аллегорическим и поддерживают эволюцию.
Известные сторонники эволюции
Эволюционный биолог Ричард Докинз — известный и громкий критик креационизма.
Неофициальная позиция католической церкви является примером теистической эволюции, также известной как эволюционное творение, утверждая, что вера и научные открытия, касающиеся эволюции человека, не противоречат друг другу. Более того, Церковь учит, что процесс эволюции является спланированным и целенаправленным естественным процессом, управляемым Богом. Католики рассматривают описания творения в Библии как притчи, написанные для того, чтобы дать моральное наставление, а не буквальную историю, и поэтому не видят конфликта между этими описаниями и теорией эволюции. Церковь предоставила ученым такие вопросы, как возраст Земли и подлинность летописи окаменелостей. Папские заявления, наряду с комментариями кардиналов, приняли выводы ученых о постепенном появлении жизни. Позиция Церкви заключается в том, что любое такое постепенное появление должно было каким-то образом руководствоваться Богом, но Церковь до сих пор отказывается определить, каким образом это может быть.
Известные сторонники креационизма
С другой стороны, многие протестантские и особенно евангельские церкви отвергают Эволюцию в пользу буквального, а не фигуративного толкования книги Бытия. Однако, как правило, не указывается, какая версия аккаунта создания считается божественно вдохновленной и, следовательно, «буквально верной». Это проблематично, поскольку в Библии есть два таких описания (Быт 1: 1 — Быт 2: 3 против Быт 2: 4 — Быт 50: 26), и они во многом противоречат друг другу. Например, порядок, в котором были созданы Адам против зверей, отличается между двумя учетными записями.
Новое время
- Жан Луи Агассис (1807—1873) — швейцарский учёный, основоположник гляциологии, ихтиологии
- Дэвид Брюстер (1781—1868) — английский физик, основатель оптической минералогии
- Чарльз Бэббидж (1792—1871) — английский математик, автор проектов первой програмно-управляемой вычислительной машины
- Рудольф Вирхов (1821—1902) — немецкий учёный в медицинской области, основатель клеточной патологии
- Джозеф Генри (1797—1878) — американский физик
- Джеймс Джоуль (1818—1889) — английский физик
- Гемфри Дэви (1778—1829) — английский химик и физик, основатель термокинетики
- лорд Кельвин (1824—1907) — англо-ирландский физик
- Джеймс Клерк Максвелл (1831—1879) — шотландский физик
- Грегор Мендель (1822—1884) — чешский натуралист, основоположник генетики
- Мэтью Мори (1806—1873) — американский гидрограф
- Луи Пастер (1822—1895) — французский естествоиспытатель, основатель современного учения о заразных болезнях
- Бернхард Риман (1826—1866) — немецкий математик
- Джеймс Симпсон (1811—1870) — шотландский акушер, гинеколог и хирург, изобретатель акупрессуры, первый применивший наркоз
- Джордж Стокс (1819—1903) — англо-ирландский физик и математик
- Майкл Фарадей (1791—1867) — английский физик
Креационизм в биологии
Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органич. мира как результат Божественного творения. Сформировалась в кон. 18 – нач. 19 вв. в связи с переходом к систематич. изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, постепенно вытеснившему представления трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении организмов в результате случайного сочетания отд. органов (Эмпедокл, Лукреций, Альберт Великий и др.). Сторонники идеи постоянства видов (П. С. Паллас) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а диапазон их изменчивости имеет строгие пределы. К. Линней утверждал, что видов столько, сколько их было создано во время творения мира. Смену флор и фаун в палеонтологич. летописи Ж. Кювье объяснял теорией катастроф, которая в трудах его последователей (Ж. Л. Р. Агассиса, А. Д’Орбиньи и др.) привела к постулированию десятков периодов полного обновления органич. мира Земли. Многократные акты творения отд. видов признавал Ч. Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию идеи эволюции под влиянием дарвинизма, число приверженцев К. в биологии уже в сер. 1860-х гг. сильно сократилось, однако идеи К. активно обсуждались в филос. и религ. доктринах. Неоднократно предпринимались попытки соединить идею эволюции с представлением о Боге как её изначальной причине и конечной цели (Н. Я. Данилевский, П. Тейяр де Шарден и др.). Начиная с 1960-х гг. в США, а затем в Зап. Европе сформировалось движение «науч. креационизма», возникли многочисл. общества и академии, отстаивавшие тезис, что естествознание полностью подтверждает достоверность библейского повествования о сотворении Вселенной и человека, а теория эволюции – лишь одно из возможных объяснений развития органич. мира. Большинство биологов, исходя из реальности эволюции в целом и естественного отбора в частности, отвергают «теорию разумного творения» и считают, что доказательства «науч. креационизма» строятся на неправильном понимании совр. теории эволюции.
Принципы креационизма
Три типа креационизма пересекаются двумя фундаментальными принципами, чтобы аргументировать исследования, которые надеются продемонстрировать божественное происхождение вселенной или, по крайней мере, отрицать теорию эволюции..
Во-первых, существует принцип причинности, который предполагает, что каждое явление подчиняется причине, и, во-вторых, считает, что явление неизбежно тесно связано с причиной..
Эти два принципа основаны на предположении, что каждая структура отражает разумный замысел и, следовательно, разумную причину, являющуюся ничем иным, как божественной силой.
Таким образом, исходя из рациональной логики, делается вывод, что если вселенная, жизнь и человек представляют собой структуры, которые были разработаны разумным образом, эти структуры были созданы Богом..
Такие законы, как термодинамика, биогенез и законы Менделя о генетическом наследовании, служат для научной поддержки креационизма..
Основа этого учения находится в Библии
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
Таковы первые слова Библии, ставшие основанием для разного рода толкований богословов. Первые такие попытки можно увидеть уже у святых отцов первых веков.
Святые отцы
Все богословы-подвижники как Востока, так и христианского Запада:
- исходят из того, что Творец вечен, неизменен, тогда как Его творение, мир, изменяется;
- понимают создание неба и земли вполне буквально.
Создатель и Его творение
Уже с первых веков Церкви распространились разного рода иносказательные рассуждения о первых стихах Бытия, о которых свт. Василий Великий пишет:
Не так понимают Библию угодники Божии, не склонные «умствовать». Как пишет свт. Василий, «я, слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот, и все, чем оно названо, за то и принимаю».
Согласны с ним также другие толкователи.
Прп. Ефрем Сирин указывает, что под «небом» и «землей» понимается не иное что, как эти материи. А великий Иоанн Златоуст в одной из проповедей предостерегает
Шесть дней творения
Вполне буквально понимают святые отцы дни творения, разумея под ними именно сутки, календарные дни. Здесь согласны как древние отцы, так и святые, жившие ближе к нам по времени.
Западный богослов, св. Беда Достопочтенный (VI—VII вв.), пишет о сотворении «красоты мира» за 6 дней, тогда как в седьмой Господь «отдыхал от трудов».
Того же мнения держится св. Григорий Двоеслов, папа Римский (VII в.), отмечая при этом, что дни – не последовательность создания вещей этого мира. Это своего рода этапы проявления различных элементов творения, сотворенных изначально, причем одновременно. Например, растения созданы в первый день вместе с землей – ведь они впоследствии вышли из нее – но «произрастила» их почва только на третий:
А свт. Димитрий Ростовский (XVIII в.) даже отождествляет дни создания земли и дни недели, какими их ныне знают люди:
- первый день седмицы – воскресение – отделение света от тьмы;
- понедельник: Создатель «произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных»;
- во вторник появилась суша;
- среда, четвертый день – создание Солнца и Луны;
- четверг, пятый день: сотворение рыб и гад водных»;
- пятница – появление животных; тогда же получил бытие человек.
- наконец, на седьмой день, Бог «почил от дел Своих».
Подобное понимание встречается также в богослужебных текстах. Например, Триодь Постная в Синаксаре (поучительном чтении) на Великий Пяток соотносит Пятницу как день Распятия Господа и шестой день, когда создан человек, признавая такое совпадение неслучайным. С 7 днем творения сравнивается Великая Суббота: «и в шесты́й назда́в па́ки истлевшаго человека, и обновив живоно́сным крестом, и҆ сме́ртию, внастоящий па́ки седмы́й де́нь упоко́и, соверше́нным дел упокое́нием, животоесте́ственным и спаси́тельным у҆снув сно́м.
По образу и подобию
Богословие святых отцов уделяет особое внимание созданию людей.
Предсуществование душ?
Уже в первые века христианства мыслители задавались вопросом, существовали ли души людей до их сотворения.
Отвечая подобным «исследователям» прп. Максим Исповедник пишет, что Божий замысел о человеке предполагает его как сочетание тела («из праха земного») и «души живой»:
Креационизм эпохи Возрождения
Эпоху Ренессанса принято называть переломным этапом, характеризующимся разложением средневековой культуры и становлением новых культурных и социальных норм. Реформация, прошедшая в эти времена, дискредитировала многие догматы католицизма, но отнюдь не дискредитировала идею христианства.
Сам католицизм, несмотря на перенесенные удары, продолжал влиять на общественные массы и отдельные отрасли философии. К концу XVI века богословские учения сформировали новую христианскую концепцию на основе томизма, которую многие религиозные деятели тех времен называли второй схоластикой.
Философско-теистическая концепция креационизма зародилась среди христианских ученых
Известными креационистами эпохи возрождения были великие ученые того времени. Имена Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Исаака Ньютона известны каждому, но мало кто связывает их с теологическими учениями. В советскую эпоху Джордано Бруно принято было считать человеком, противостоящим религии, как таковой.
Но самом деле, он никогда не отрекался от христианского вероучения и даже не отвергал католицизм. Он опровергал устаревшие догматы Церкви, дабы устранить пробелы в христианском знании и упрочить авторитет религии. К известнейшим креационистам эпохи Ренессанса можно также отнести Френсиса Бекона, Жоржа Кювье, Блеза Паскаля.
Креационизм Нового времени
Новое время дало современной философии понятие «научного креационизма».
Важно! Научный креационизм — это такое течение теологического учения, апологеты которого стараются найти научное подтверждение всем фактам, описанным в Библии, опровергнув таким образом теорию эволюции. Основными положениями научного креационизма считаются:
Основными положениями научного креационизма считаются:
- вера в создание всего сущего из ничего;
- вера в то, что Библия — единственный достоверный источник знаний в вопросах естествознания;
- утверждение, что все живые организмы не эволюционируют, а были созданы изначально в «законченном», совершенном варианте;
- вера в то, что первоначальная жизнь в сотворенном Богом мире была идеальной, а все негативные события, такие как смерть, болезни и страдания, возникли с течением времени в результате изменений в первоначальном порядке.
Основателем нового течения считается Георг Прайс, который первым описывал подобные суждения в своих трудах. Ранние работы в этой сфере не привлекали особого общественного внимания, так как были очень религиозными. Они были направлены на буквальное понимание Библейских заветов, и изучались лишь в отдельных протестантских сообществах.
Библия — единственный достоверный источник знаний в вопросах естествознания
С развитием нового течения, догматы научного креационизма стали рассматриваться в христианских школах и других учебных заведениях. Особую популярность новое учение приобрело в Соединенных Штатах Америки.